Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке?
Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.
Классификация согласных
Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:
- Губные – в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
- Корональные – ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
- Дорсальные – образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
- Глоточные;
- Глоттальные – происходит смыкание голосовых связок.
По степени звучности согласные делят на:
- Аппроксиманты – занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
- Сонорные – шума при их продуцировании практически не образуется;
- Фрикативные – образуются при неполном закрытии речевого тракта;
- Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.
Что такое сонорный звук в русском языке?
Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:
- «Р» – дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
- «Л» – образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
- «М» – звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
- «Н» – произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
- «Й» – возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
- Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.
Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?
Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:
- Сказать слово вслух.
- Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
- Найти слоги и определить правильное место ударения.
- Узнать, как переносить слово без ошибок.
- Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
- По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
- Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.
Сонорные звуки в логопедии
Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.
Основные причины такого явления:
- Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо–горло–нос.
- Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
- Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
- Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
- Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.
Как научиться произносить звучные согласные?
Если ребенку диагностирована дислалия, то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное – начать лечение как можно раньше.
Основными его этапами являются:
- Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
- Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
- Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
- Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
- Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
- На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.
Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.
Видео: как звучат сонорные звуки
Далее логопед Ирина Потапова расскажет о сонорных звуках, как они звучат и где применяются:
Источник
Что такое сонорные звуки?
Сонорные звуки — это звонкие согласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.
Какие бывают согласные звуки?
Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков в русском языке неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:
При их образовании воздушная струя встречает преграды в ротовой полости, из-за чего возникает шум.
В рождении других согласных доля шума меньше, хотя шум преобладает над голосом. Это звонкие согласные:
Как образуются сонорные звуки?
Среди звонких согласных выделяются своей особой звучностью сонорные (лат. sonorus — «звучный»), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. В эту группу согласных входят 9 звуков, которые соответствуют буквам алфавита:
- буква «й» — это звук [й’];
- буква «л» — это звуки [л] или [л’];
- буква «м» — это звуки [м] или [м’];
- буква «н» — это звуки [н] или [н’];
- буква «р» — это звуки [р] или [р’].
Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’]:
- ма́ска [м а с к а];
- мя́со [м’ а с а];
- нога́ [н а г а];
- ня́ня [н’ а н’ а]
Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’]:
- улы́бка [у л ы п к а];
- лист [л’ и с т]
Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’]:
- ра́ма [р а м а];
- рябь [р’ а п’ ]
Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный мягкий звук [й’] . Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по признаку твёрдости. Сонорный согласный звук [й’] является непарным мягким:
- сойка [с о й’ к а];
- край [к р а й’]
Непарные сонорные звуки
Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих согласных. По признаку звонкости/глухости они все являются непарными. На конце слова и в позиции перед глухими согласными в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются.
Сравним:
- витя з ь [с’] — вете р , притво р ство;
- экипа ж [ш] — уго л , треуго л ка;
- заво д [т] — коко н , ко н ский;
- поры в [ф] — гно м , поло м ка.
Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:
ко рк а, бу лк а, ка нт ата, ла мп очка.
Сравните:
- ане к до́т [а н’ и г д о т]
- во к за́л [в а г з а л]
- ко с ьба́ [к а з’ б а].
Видеоурок «Согласные звуки. Сонорные. Правило руки»
Сказка о сонорных звуках
Источник
СОНОРНЫЕ ЗВУКИ — это… в русском языке
Сонорные звуки — это звонкие согласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.
Какие бывают согласные звуки?
Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:
В рождении других согласных доля шума меньше. Это звонкие согласные:
Как образуются сонорные звуки?
Среди звонких согласных выделяются своей звучностью сонорные (лат. sonorus — звучный), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу.
Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м] [м’] [н] [н’].
Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л] [л’].
Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’].
Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по мягкости/твёрдости.
Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный звук [й’]. Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по признаку твёрдости. Сонорный согласный звук [й’] является непарным мягким.
Непарные сонорные звуки
Сонорные звуки [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й’] не имеют пары среди глухих согласных. По признаку звонкости/глухости они все являются непарными. На конце слова в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются.
Сравним:
- витязь [с’] — ветер
- экипаж [ш] — угол
- завод [т] — кокон
- порыв [ф] — гном.
Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:
Источник
Сонорные согласные звуки в системе русского языка
Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.
Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.
В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки, а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].
Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].
Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:
- аппроксиманты;
- носовые фонемы;
- дрожащие;
- одноударные.
Отличительные черты
Как отличить сонанты:
- Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
- Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных. При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
- Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
- Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог, что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.
Характеристика сонорных согласных
Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.
По месту образования выделяют губно-губные ( [м] , [м’]), язычно-губные ( [н] , [н’]), язычно-альвеолярные ( [л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .
По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ( [н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ( [л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ( [й]).
По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.
Упражнения на артикуляцию
Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.
Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.
Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.
Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.
Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).
Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.
Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.
Трудности в русском языке
Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.
Обратите внимание!
- Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
- Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.
В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.
Источник
Что такое сонорные звуки
Сонорные звуки – важная часть школьной учебной программы. Правильное произношение – основа изучения любого языка. А без теории нельзя получить хороший результат на практике. Эта тема хорошо известна в логопедии. Дети часто не могут правильно произносить сонорные согласные звуки и при наличии хорошего слуха.
Какие бывают согласные звуки
Одной из составляющих согласных является шум. Для создания этих фонем по большей части используются язык, губы, зубы, нёбо. В отличие от гласных, единственной составляющей которых является голос и которые образуются при использовании связок. Согласные делятся на два типа:
Звонкие – это фонемы, при образовании которых воздушный поток встречает препятствия в виде элементов ротовой полости, в результате чего появляется шум на фоне голоса:
Глухие образуются схожим образом, только без участия голосовых связок, что обеспечивает их глухость:
В состав глухих фонем входят шипящие.
Как создаются сонорные звуки
Название этого типа согласных происходит от латинского – «sonorous», что означает – «звонкий». Их состав выглядит следующим образом:
Сонанты [м], [м’], [н], [н’] создаются путем выведения воздушного потока через нос:
- мама [м а м а];
- манка [м а н к а];
- немой [н и м о й];
- нить [н и т’].
Если поток движется в пространстве между щеками и языком, получается [л], [л’] :
- лиса [л’ и с а];
- лампа [л а м п а].
Фонема [р], [р’] появляется, когда конец языка приближается к альвеолам и шевелится под действием потока воздуха:
- романтик [р а м а н т и к];
- рыба [р ы б а].
Как и остальные согласные, все эти сонанты бывают твердые и мягкие. Чего нельзя сказать про [й’] . Он всегда мягкий и не имеет пары. Воспроизводится, когда пространства между центром языка и нёба достаточно для прохождения воздуха. Он больше всех остальных похож на гласные по причине практически полного отсутствия шума.
Благодаря особенностям воспроизведения эти фонемы абсолютно не шумные, поэтому они не могут быть глухими или шипящими.
Непарные сонорные звуки
Большинство согласных являются парными, так как звонкий вариант имеет глухую альтернативу. Пример: [б] – [п], [г] – [к] . Сонанты отличаются в этом плане. Они не имеют пар по этому признаку. Поэтому, находясь в конце слова или стоя до глухой согласной, они проговариваются звонко, с участием голоса. Для сравнения:
- склад [т] – вор, обжорство;
- паровоз [с] – вол, тельняшка;
- связь [с’] – кон, венский;
- взрыв [ф] – лом, выемка.
Глухие согласные не становятся звонкими, находясь перед сонантами: раскрой, поклон, выкатной. В отличие от:
- футбол [ф у д б о л];
- отгадка [а д г а т к а];
- просьба [п р о з’ б а]
При изучении материала следует использовать упражнение, которое заключается в том, чтобы отдельно расписать каждую фонему рассматриваемого слова. Это называется фонетический разбор слова.
Для выполнения упражнения придерживаются следующего плана:
- несколько раз проговорить слово, чтобы четче прочувствовать произношение, которое зачастую отличается от написания;
- записать слово так, как оно пишется по правилам;
- разделить слово на слоги, выделить единственный ударный слог;
- описать фонетические характеристики каждой буквы.
- определить количество букв и фонем в слове, получившихся после разбора. Результат может не совпадать.
Для завершения упражнения необходимо провести устный анализ, который покажет, насколько написание соответствует произношению. На этом этапе часто обнаруживаются несовпадения.
Ремонт – [р’ е м о н т] – 2 слога, второй ударный.
р – [р’] – согл., зв., сонор., мяг.
е – [и] – глас, безуд.
м – [м] – согл., зв., сонор., тв.
о – [о] – глас., удар.
н – [н] – согл., зв., сонор., тв.
т – [т] – согл., глух., тв.
Сонорные звуки в русском языке – важная тема, которой нельзя пренебрегать в изучении. Они могут быть источником проблем для людей, которые не могут их правильно произносить. Но, при правильном подходе, эта проблема легко решается. Главное – вовремя обратиться к специалисту.
Источник