Евгений носов шопен соната номер два анализ
Информационно-исследовательский проект по литературе: «Тема преемственности в произведениях Е.И. Носова» выполнила ученица 10А класса МОУ «Гимназия №1» г. Железногорска Крюкова Мария.
Тема преемственности в произведениях Е. И. Носова
Введение
Курская земля! Это наша прекрасная малая родина с её обширными полями и сочными лугами, белоствольными берёзками и могучими дубами, песнями курского соловья, известного во всех уголках России, и сложенными о ней былинами. Полезными ископаемыми богат наш край, а ещё людьми, которые славят его. Видных деятелей дала Курская земля обществу. И в созвездии этих славных имён – наш талантливый писатель-земляк Евгений Иванович Носов.
О творчестве Евгения Ивановича Носова
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье кузнеца. Вера в человека, в его способности и нравственную чистоту помогли писателю быть предельно правдивым в изображении жизни своих современников. С большой любовью писал Е. И. Носов о родной Курской земле, испытавшей огромную тяжесть небывалой битвы в годы Великой Отечественной войны. Это отобразилось в его произведениях: «Памятная медаль», «Шопен, соната №2», «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы» и др. Насыщенные большим и значительным жизненным содержанием, окрылённые страстной мыслью, овеянные живым и неподдельным чувством, произведения писателя созвучны самым заветным делам и переживаниям наших современников.
Актуальность
Актуальность моего проекта заключается в том, что я взяла для исследования произведения нашего писателя-земляка о Великой Отечественной войне. Благодаря этому у учеников расширятся знания о выдающихся людях нашего края. К тому же нравственное воспитание молодёжи – одна из самых острых проблем в наши дни, а книги о войне пользуются всё большей популярностью. Произведения Е. И. Носова не только повествуют о том далёком суровом времени, но и развивают у читателя дух патриотизма, любовь к Родине, уважение к старшему поколению и истории. Мы, потомки, должны помнить тех, кто отдал свои жизни, защищая своё Отечество и свой народ, и гордиться героями, перенимая тот опыт, который трепетно передают наши ветераны. Именно поэтому я решила исследовать тему преемственности в его произведениях «Памятная медаль» и «Шопен, соната номер два».
Цель проекта:
Исследование темы преемственности поколений в произведениях «Памятная медаль» и «Шопен, соната номер два» Е. И. Носова.
Задачи проекта:
- Рассмотреть произведения Е. И. Носова, в которых присутствует тема преемственности.
- Выяснить, где эта тема может пригодиться.
- Закрепить знания, умения и навыки по теории литературы.
- Приобрести опыт в разработке и защите проекта.
Методы исследования:
- Поиск и сбор информации
- Визуальное сравнение
- Фотографирование
- Анализ
Гипотеза
Произведения различных писателей, в том числе и Е. И. Носова о Великой Отечественной войне помогают ученикам глубже осознать значение памяти о великих событиях, о героях и выбрать в жизни правильный путь.
Исследование темы преемственности поколений
Часть первая: рассказ «Памятная медаль»
Преемство – передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику. Так сформулировано определение этого слова в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. Преемственность поколений – это процесс передачи знаний, ценностей и мироощущения от поколения к поколению. Благодаря этому потомки могут продолжить развитие общества с того момента, на котором остановились их предки, добавляя в течение жизни новые знания, умения и опыт к уже имеющемуся багажу. Преемственность поколений очень важна, она позволяет поддерживать связь между настоящим и прошлым. И такие произведения Е. И. Носова, как «Памятная медаль» и «Шопен, соната №2», раскрывают тему преемственности, позволяют увидеть, как духовное наследие старшего поколения влияет на молодёжь и способствует её воспитанию.
Рассказ Е. И. Носова «Памятная медаль» – это одно из самых замечательных и глубоких произведений писателя. В нём речь идёт о ветеране Великой Отечественной войны Петре Ивановиче Костюкове, которого автор с любовью называет Петрованом, получившего из района повестку с предписанием явиться по поводу вручения к 9 Мая воинской награды. В этот день, получив юбилейную медаль с изображением маршала Жукова, он возвращается домой и у околицы встречается с ребятишками Колюнькой и Олежкой, которые весь день выглядывали его на дороге. Не заходя в дом, Петрован решил навестить ещё одного ветерана войны, своего друга Герасима, который из-за болезни не смог присутствовать на награждении. Показав Герасиму медаль, Петрован говорит, что не заслужил её, ведь он участвовал лишь в одном сражении под Кудельщиной, где был тяжело ранен и награждён орденом Красной Звезды за спасение командира, а Герасим достоин её, так как участвовал в боях и под Москвой, и под
Сталинградом, и на Курской дуге, и Берлин брал как раз под командованием Жукова. После этого Петрован подробно описывает свой бой. Рядом примостились незаметно пробравшиеся в дом всё те же Колюнька и Олежка, слушая незамысловатый рассказ ветерана. В своём произведении Е. И. Носов с горечью указывает, что ветеранов войны становится всё меньше и меньше, что им не оказали должного внимания и заботу при вручении наград к 9 Мая, им, перенесшим на своих плечах всю тяжесть войны:
– Кабы б к медали да по стопарику – солдатское дело, а то даже на музыке не сыграли. Иные потом сами складывались – день-то какой! Победа! – говорит Петрован.
Но автор замечает, что молодому поколению в лице Колюньки и Олежки небезразличны судьбы героев войны, они по пятам ходят за Петрованом, слушая с открытым ртом его рассказы о войне, любуясь наградами ветерана:
– Дядь Петрован, – канючили они, семеня обочь. – Получил медалю? А, дядь Петрован?
– Подьте вы… – продолжал брести Петрован.
– Пока-а-ажь, хоть издаля…
–Ну чё? – остановился наконец Петрован. – Чё показывать-то? Ну вот она. Колюнок и Олежка вытянулись молодыми петушками, затаённо примолкли.
– Хоро-о-шая! – едино признали они. – Эко блестит!
Ребята интересуются историей своей Родины, не забывают кровавую войну и стараются помогать ветеранам. Впитывая в себя рассказы об ужасах войны, о тяжёлом положении страны, о настоящих подвигах и героях, ребята вырастут настоящими патриотами своей Родины, готовыми встать на её защиту в любой момент. А такие качества, как доброта, смелость, находчивость, которые они унаследуют от ветеранов, помогут им в дальнейшем стать хорошими солдатами и, может, не раз спасут не только им, но и другим жизнь.
Но не только в этом заключается преемственность в рассказе. Колюнька и Олежка видят, как сильна дружба между Петрованом и Герасимом, которая с каждым годом становится всё крепче и крепче, не сломленная ни ужасами и жестокостями войны, ни старостью и болезнями:
– Живой? – озаботился Петрован. – Ай не пошла?
– Да вот слушаю, – как бы издалека отозвался Герасим. – В груди вот как замлело! А в голове – вроде красной ракеты. Махром расцвело…
– Ну слава те …– расслабился Петрован и враз развеселился:
– Красная ракета – это тебе сигнал: «В атаку. За мны-о-ой! Короткими перебежками – пшё-ё-ол!»
Имея перед глазами пример такой чистой и неподкупной дружбы, Колюнька и Олежка будут стремиться к тому, чтобы их взаимоотношения были такими же, как и у ветеранов, и, хочется надеяться, останутся настоящими друзьями на всю жизнь. Петрован не только верный друг, но и хороший семьянин. Он искренне любит свою жену, заботится о ней и относится к ней с уважением. И в ответ Нюша платит ему тем же:
– А ну, глянь, ровно ли? – представился он жене, вскинув подбородок. Нюша, крупная, рукастая женщина, ухватила Петрована за сухонькие остряковые плечи и повертела туда-сюда, сощуренно отстранясь и сведя губы дудочкой.
– Ну чего? Нигде не торчит?
– Вылитый царь Николай! – усмешливо одобрила Нюша. – Чуток бы росточку – и в самый раз на престол!
– Ладно тебе! – не принял похвалу Петрован. – Все шуткуешь. А мне на люди идти.
– А тебе какая разница? Все одно в картузе пойдешь.
– Оно-то так. – задумчиво потупился Петрован. – Дак бесова печать и под картузом свое берет, человека изводит. А ить еще недавно со сна расчесать не мог. А? Нюш? Ужли забыла? И у тебя какая коса была – сущее перевясло! Куда все девалось.
– Туда и девалося. – Нюша шутливо взъерошила легкую седень на детской голове своего суженого… – В чем пойдешь-то: в сапогах али в плетенках? На дворе уже обсохло, можно и в плетенках, эвон сколь пехать – умаешься, ноги в сапогах набьешь.
То же самое можно сказать и о семье Герасима. Двери его дома всегда открыты для друзей, а жена Герасима, чтобы поздравить больного мужа и его друга в этот великий праздник, готова выложить на праздничный стол всё, что только есть в доме у деревенских жителей, всё, чем они богаты:
– Можа петуха изловить? – предложила Евдоха, недовольно оглядывая в пять минут сотворённый стол.
– Куда ж с добром! – остановил Петрован бабий пыл. – И так ставить некуда. Вон сколько всего!
Правда в доме не оказалось хлеба, но Евдоха и тут выкрутилась, не сплоховала, а принесла Петровановы «нолики» и зацепила за шишку Герасимовой кровати.
Это настоящие образцовые семьи, и, глядя на них, ребята будут перенимать их уклад жизни и порядки и впоследствии будут строить свои семьи на основе таких же отношений. И много ещё примеров из рассказа можно привести, где ребятам есть чему поучиться у ветеранов и их семей.
Таким образом, рассказ «Памятная медаль» построен так, чтобы люди, читая это произведение, видели перед глазами настоящие примеры для подражания и стремились жить по совести.
Часть вторая: рассказ «Шопен, соната номер два»
Ещё одним примером произведения, в котором Е. И. Носов раскрывает тему преемственности поколений, является рассказ «Шопен, соната номер два». В нём писатель говорит о вечном, нравственном значении памяти. Рассказ «Шопен, соната номер два» – это рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего.
Действие начинается с описания того, как легко и беззаботно едут молодые ребята на открытие памятника погибшим воинам. Они – музыканты. А руководит оркестром дядя Саша, старшой, участник Великой Отечественной войны. Весело перешучиваются оркестранты со студентками, которые по обочинам дороги убирают сахарную свёклу. Е. И. Носов показывает то время, когда студенты помогали колхозникам убирать урожай с полей. В этом мы видим преемственность трудовых традиций молодёжи. Юноши и девушки далеки от тех событий, которые происходили на этих полях в годы Великой Отечественной войны. Ребята не знают, как тяжела война, и не могут представить, что здесь, на колхозных полях, шли бои, взрывались снаряды, гибли люди. А для дяди Саши играть гимн на открытии обелиска – это вспомнить тех, кто погиб, кто уже никогда не вернётся. Нельзя сказать, что ребята вовсе не понимают, что такое война и зачем они сюда приехали, что они безнравственны и безразличны, что им далека память о погибших. Но они не знали настоящей войны в упор, без прикрас, именно поэтому в их словах и поступках много беспечности и беззаботности. И сейчас у памятника в святую минуту дядя Саша не может им этого простить. Позже эта боль дяди Саши за погибших, память его сердца передаются молодым музыкантам. Для тех, кто знает войну, она не прошла бесследно. Один из фронтовиков, Фёдор Бабкин, говорит, что война никого не минула, что не прошли даром эти четыре года. Ветеранам войны совсем не безразлично, будет ли молодое поколение помнить о погибших или предаст всё это забвению. Их желание одно, они о нём на поминках говорят так: «Молодняк вон подрос, должон видеть и знать, во что обошлось. А то уж подзарастать начало. Долго ли: плугом прошёлся – и всё. Ровно, гладко, как ничего и не было».
Победа была куплена жизнями миллионов солдат, и нельзя допустить, чтобы об этом забывали молодые. Писатель продолжает раскрытие темы преемственности. На открытие памятника пришли люди разных поколений: ветераны войны, колхозники, пионеры. После торжественного открытия к памятнику свозь толпу, пара за парой, уже шагали пионеры в белых пилотках, несли венки в чёрно-красных лентах. Двое школьников – мальчик и девочка – замерли справа и слева, подняв руку в салюте. Остальные, отойдя, выстроились рядами, чётко обозначенными белыми шапочками. В действиях детей мы видим их преклонение перед подвигом отцов. А одна из женщин, потерявшая на войне двух сыновей и не сумевшая найти таких слов, которыми бы хотела выразить свою боль, подхватила своего маленького сына, подняла под мышки. И повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче: «Смотри, Витька! И запомни! Вот она какая, война». В этих словах мы слышим обращение автора к молодёжи. Е. И. Носов ищет сочувствия, сопереживания в молодых людях, которые иногда забывают, что была война, гибли люди. Они знают об этом только из кинофильмов, книг, документов. Хотя у юношей и девушек сейчас другие интересы, они должны вслушиваться в рассказы фронтовиков о войне, которые ничто не может заменить; помнить музыку сонаты №2 Шопена, глубоко выражающую то, что прозвучало в словах людей, выступавших на митинге. Они должны перенять у дедов и отцов любовь к Родине, готовность в любую минуту защитить свою землю, память о павших. Святой долг каждого человека – помнить тех, кто сражался за свободу, независимость, счастливую жизнь. Об этом сказал фронтовик Иван Кузьмич Селиванов, который тоже был здесь: «Памятник, конечно, не ахти какой видный, делали его местные мастера. Но дело, в конце концов, не в мраморе и высоте памятника, а в людской памяти. В понимании людей того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».
Стал накрапывать дождь, и дядя Саша решил отдать машину, которая предназначалась для оркестра, фронтовикам, чтобы доставить их домой. Дождь усиливался, а машина не возвращалась. И дядя Саша принимает решение идти пешком в ненастную погоду. Ребята ворчат и возмущаются «беспечностью» старшого. Пройдя трудный путь в такую погоду по грунтовой дороге и оврагам, музыканты зашли в дом на окраине деревни. Здесь вновь перед нами разные судьбы людей, разные поколения: с одной стороны, дядя Саша, мать и жена хозяина, а с другой – юные музыканты, девушки-студентки, дочь хозяйки десятиклассница Вера. Рассматривая висевшие на стене фотографии погибших во время Великой Отечественной войны, дядя Саша и женщины вновь чувствуют боль в сердце, в то время как отдохнувшие музыканты смеялись и веселились со студентками. Девушки быстро переодеваются в нарядные платья, готовясь к предстоящим танцам. Но дядя Саша был овеян событиями минувшего дня, воспоминаниями прошлого. И вместо желаемого он объявляет ребятам: «Шопен, соната №2». Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударяясь о стены, в оконные, испуганно подрагивающие стёкла. Когда проиграла басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. Дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою. Боль такова, будто все до единого пали воины и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами. Растроганы были все: и взрослые, и девушки-студентки, и молодые ребята. Музыка выражает то, что нельзя передать словами. Она выражает печаль израненного сердца и напоминает о тех, кого нет среди живых. Вот почему меняется настроение молодёжи. Ребятам передалась та боль, которая наполняла сердца взрослых. Память о погибших жива в юных сердцах.
Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. Шли молча, сосредоточенно перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. В начале рассказа мы видим ребят другими, а сейчас перед нами сосредоточенные, сплочённые, серьёзные люди – строй. Почему прекратились ворчание, стоны, громкие перебранки? Что причина тому? Соната Шопена, которую они играли? Или музыка мобилизовала в памяти ребят то, что у каждого неизгладимо связано с войной, с ратным подвигом отцов и дедов? Но только идут они за руководителем оркестра дядей Сашей, как в сорок третьем шли за ним, может быть их отцы. Автор показывает, что молодёжь идёт в одном строю с ветеранами, продолжая наследие отцов. Слово строй символизирует единение старшего поколения и молодого. Е. И. Носов напоминает каждому, что память о погибших измеряет его совесть.
Заключение
Произведения «Памятная медаль» и «Шопен, соната номер два» Е. И. Носова о Великой Отечественной войне глубоко раскрывают тему преемственности поколений, а также имеют огромное воспитательное значение.
Рассказы нашего писателя-земляка, несомненно, можно использовать в качестве примеров на экзамене по русскому языку в 9 классе при написании сочинения 15.3.
Анализируя рассказы, используя литературоведческие термины и понятия в работе, я закрепила знания, умения и навыки по теории литературы. При выполнении задания №26 на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе необходимо найти изобразительно-выразительные средства языка. Думаю, теперь мне это сделать будет легко.
Работая над данной темой я, безусловно, приобрела бесценный опыт в более глубоком понимании произведений, отборе материала, умении делать сопоставительный анализ. Мне интересно было разрабатывать проект по краеведению и, думаю, это обязательно пригодится мне в будущем. Тема преемственности, над которой я работала, никогда не потеряет своей актуальности.
Память о великих событиях и их героях вечно будет жить, передаваясь из поколения в поколение. И пока жива память в сердцах людей, жива нация, жива сила народная, жива страна, и ни один враг не сможет победить такую державу.
Свой проект мне хотелось бы закончить стихотворением М. Светлова «Мы здесь росли», которое посвящено курянам, а значит и нам с вами:
Источник
Задание №586
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст:
(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.
(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:
— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.
(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.
(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:
— Сыграй, милый, сыграй.
(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:
— Шопен, соната. номер. два.
(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит, и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.
(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.
(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.
(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.
(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлённо. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.
(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.
— (33)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35)Вот и проводили наших. (36)Спасибо.
. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.
Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.
Пояснение
Проблема влияния музыки на человека.
Какое влияние может оказать музыка на человека?
Проблема исторической памяти.
Как люди сохраняют память о погибших в годы Великой Отечественной войны?
Источник
Носов Евгений «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей.
40. Паустовский Константин «Бакенщик».Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.
41. Паустовский Константин «Корзина с еловыми шишками». Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет.
42. Паустовский Константин «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте.
Паустовский Константин «Старый повар» Волшебная сила музыки. Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Великая сила искусства, которому подвластно возродить даже навсегда утраченное.
44. Паустовский К.Г.«Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
45. Платонов Андрей «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждаетважную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»
46. Поляков Ю. «Сто дней до приказа». Когда повесть "Сто дней до приказа" была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная мужская дружба легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.
47. Почивалин Н. «На природе»
48. Солженицын А.И. Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.
49. Солоухин Владимир «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
50. Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.
51. Тендряков Владимир «Весенние перевертыши». Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.
52. Толстая Татьяна «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди?
53. Толстой А. «Русский характер». Используя хорошо известную в литературе форму “рассказ в рассказе”, Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях — Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа — личность. В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказы Ивана Сударева», положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, а несколько историй, услышанных писателем в разное время. И это дало возможность многое обобщить, суммировать и создать яркое произведение с запоминающимися характерами.
54. Улицкая Людмила «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть.
55. Успенский Г.И. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
56. Шмелёв Иван «Весенний плеск». Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России.
57. Шмелёв Иван «Лето господне» Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев. Язык Шмелёва – это живая народная речь, отражение души России.
58. Шукшин В. «Крепкий мужик»
59. Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.
Также см. Приложение № 1, демонстрирующее возможности составления программы учителем.
Приложение №1
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Лингвистический анализ: Шопен, соната номер два (Евгений Носов)
В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.
Сущ. | Глаг. | Мест.-сущ. | Предл. | Союз | Прилаг. | Нареч. | |
Сущ. | 63.28 | 67.93 | 14.13 | 33.28 | 37.20 | 15.32 | 20.70 |
Глаг. | 56.72 | 29.91 | 14.13 | 35.56 | 17.78 | 11.40 | 14.59 |
Мест.-сущ. | 11.85 | 13.22 | 5.47 | 5.20 | 4.74 | 3.10 | 6.84 |
Предл. | 52.16 | 3.37 | 10.67 | 1.55 | 1.37 | 17.60 | 0.91 |
Союз | 14.68 | 16.87 | 8.84 | 7.57 | 4.92 | 4.83 | 10.12 |
Прилаг. | 46.05 | 6.02 | 1.28 | 2.28 | 3.46 | 9.39 | 1.19 |
Нареч. | 5.74 | 30.64 | 2.74 | 6.75 | 6.02 | 2.28 | 5.65 |
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево. »
Источник