Сергей Есенин — Я снова здесь, в семье родной
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Анализ стихотворения Сергей Есенин — Я снова здесь, в семье родной
Стихотворение написано в 1916 году, по мнению литературоведов, после отпуска поэта, проведенного с другом, в селе Константиново. Где и была малая родина Есенина. На протяжении всего стихотворения можно видеть отсылки к деревенской жизни, к забавам ребятни, которая косвенно находит место в строках: «О други игрищ и забав», к грубым, «всклокоченным» облакам. Словно художник, Есенин бережно описывает свою родину, чего стоит неприметный штрих, казалось бы, ничего не значащий, но без него картина была бы не полной «Кудрявый сумрак». И сразу пред глазами встает взлохмаченный ветер, предрассветная пелена, ложащаяся на сенокос, укрывающая его, будто мягкое одеяло. В этом заключается прелесть поэтики Сергея Есенина, он не пишет стихи, он рисует свою родину.
Меланхоличные мотивы и ранее проскальзывали в лирике поэта, однако, в данном стихотворении, не смотря на его мрачное настроение:
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
От него не хочется плакать, но хочется с легкой улыбкой вспомнить свою, родную, малую родину. Этой ностальгической атмосферы автор добивается несколькими способами, например, эпитетами, вспоминая родной край как «задумчивый, нежный», сумрак – кудрявый, мельницу — крылатой. Не многие поэты серебряного века поддерживали такой стиль, Блок, например, говорил, что в ранних стихах Есенина «строки лезут друг на друга». Однако, избыточность кажется не только полезной, но и необходимой. Данное стихотворение прямой тому показатель.
Стихотворение написано хореем, и относится к природной лирике Есенина. В стихотворении рассказывается о возвращении героем в родные края. Эта поездка действует на героя, как своеобразная терапия, он набирается сил от русской земли, от «тени от зари» над «куполом церковных глав». Забывает на время о проблемах в жизни. Об этом не говорится прямо в тексте, однако, если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить, как благодатно действует на поэта родной край.
Что касается критики, данное стихотворение приняли неоднозначно. Известный на то время критик А. Редько счел, что в произведении присутствуют «странные выражения». Александр Вронский считал, что данное стихотворение пик искренности поэта, он отмечал мотив присутствия прошлого, к которому нет возможности возвратиться, и к которому Сергей Александрович не раз еще обратится.
К сожалению, «Я снова здесь, в семье родной…» так и остается эталоном искренности, открытости и любви поэта к своей малой родине. В последующих работах данная мысль, если и присутствует, то она является не настолько лиричной и личной. По словам известного поэта Вронского данное произведение – эталон открытости поэта перед читателем.
Вариант №2
Сергей Есенин в своем творчестве часто затрагивал тему Родины. У него с ней особая связь, а стихотворения пропитаны к ней особой любовью.
Есенин родился и вырос в небольшой деревне. Его постоянно окружала природа, удивительный пейзажи. Отрываясь от своей родины, он все время пишет о ней в стихах. В его творчестве нет места городским пейзажам, они ему чужды.
В 17 лет он переехал в Москву, оставив дом в селе Константиново, но всегда возвращался на родину, на знакомые деревенские улочки.
Стихотворение написано в 1916 году, спустя 4 года как он покинул свое село.
В стихотворении поэт возвращается к себе на Родину. Туда, где ему все так близко и знакомо. «Мой край, задумчивый и нежный!»- так он описывает свою деревню.
Для поэта приезд в родной край – своеобразная терапия. Это его место силы. Он там вдохновляется, наполняется энергией. В городской суете он чувствует себя посторонним.
Лирический герой неотъемлемо связан с родиной поэта. Тоска по Константиново стала проявляться уже в самых ранних произведениях.
Возвращение в родное село – основная сцена стихотворения. Воспоминания о детстве, где каждая улица пропитана воспоминаниями, действует на героя как лечение. Он забывает обо всех трудностях и неприятностях, он духовно исцеляется.
Стихотворение наполнено множественными эпитетами. Здесь они вполне уместны и точно передают ностальгическое настроение лирического героя.
Стихотворение пронизано любовью к родному селу. Есенин сам часто путешествовал, находился в городской среде. Он не может забыть свою деревню, о чём мы можем судить по многочисленным стихотворениям на эту тему. Эпитеты «задумчивый» и «нежный» передают тоску лирического героя.
У критиков осталось двоякое впечатление от произведения. Некоторые считали, что эпитетов слишком много и присутствуют непонятные выражения, а у других вызывало восхищение, как точно автор описал свои чувства и эмоции по приезде в деревню.
Стихотворение Есенина удивляет своей безграничной любовью к родному краю, к родным полям и ее сельской жизни.
Тема Родины занимает особое место в творчестве поэта. Они наполнены любовью к своему родному краю, переносит его в те юные воспоминания о ней. Каждый, прочитав это стихотворение, погрузится в атмосферу родного края Есенина.
Я снова здесь, в семье родной
Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,
Мои бабушка и дедушка приехали сюда ещё в 50-х годах прошлого века после окончания Ленинградского политехнического института. Город занимает третье место по численности населения. Он один из крупнейших в Сибири. У него есть город-спутник – Академгородок,
Раскаяние – это чувство, которое может испытывать провинившийся в чём-либо человек, сочетающее в себе чувство вины за последствия своего поступка и сожаление по поводу его.
В это трудно поверить, но картина художника Федора Решетникова когда-то побила все рекорды популярности. Свое полотно «Прибыл на каникулы» советский живописец написал после Великой Отечественной войны, тогда шел 1948 год.
Свое полотно «Березовая роща» Исаак Ильич Левитан писал четыре года. Это была его «песня» посвященная Руси, ее красоте, очарованию и необъятным просторам. Художник тщательно работал над холстом. На картине изображена березовая роща, которую автор
«Мастер и Маргарита» — роман, который вызывает радостное волнение за персонажей, восхищение происходящими событиями в нём и просто улыбку на лице после прочтения. В романе присутствуют очень загадочные и мистические персонажи,
Источник
Я снова здесь семье родной анализ
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Ya snova zdes, v semye rodnoy,
Moy kray, zadumchivy i nezhny!
Kudryavy sumrak za goroy
Rukoyu mashet belosnezhnoy.
Sediny pasmurnogo dnya
Plyvut vsklokochennye mimo,
I grust vechernyaya menya
Volnuyet nepreodolimo.
Nad kupolom tserkovnykh glav
Ten ot zari upala nizhe.
O drugi igrishch i zabav,
Uzh ya vas bolshe ne uvizhu!
V zabvenye kanuli goda,
Vosled i vy ushli kuda-to.
I lish po-prezhnemu voda
Shumit za melnitsey krylatoy.
I chasto ya v vecherney mgle,
Pod zvon nadlomlennoy osoki,
Molyus dymyashcheysya zemle
O nevozvratnykh i dalekikh.
Z cyjdf pltcm, d ctvmt hjlyjq,
Vjq rhfq, pflevxbdsq b yt;ysq!
Relhzdsq cevhfr pf ujhjq
Herj/ vfitn ,tkjcyt;yjq/
Ctlbys gfcvehyjuj lyz
Gksden dcrkjrjxtyyst vbvj,
B uhecnm dtxthyzz vtyz
Djkyetn ytghtjljkbvj/
Yfl regjkjv wthrjdys[ ukfd
Ntym jn pfhb egfkf yb;t/
J lheub buhbo b pf,fd,
E; z dfc ,jkmit yt edb;e!
D pf,dtymt rfyekb ujlf,
Djcktl b ds eikb relf-nj/
B kbim gj-ght;ytve djlf
Ievbn pf vtkmybwtq rhskfnjq/
B xfcnj z d dtxthytq vukt,
Gjl pdjy yflkjvktyyjq jcjrb,
Vjk/cm lsvzotqcz ptvkt
J ytdjpdhfnys[ b lfktrb[/
Источник
С. А. Есенин Спит ковыль. Равнина дорогая.
Зоя Орлова В поэзии Сергея Есенина создан удивительно прекрасный образ России. Поэт очень тонко ощущал своё кровное родство с русской природой и стремился выразить волнующие его чувства через стихи:
Я снова здесь, в семье своей родной,
Мой край, задумчивый и нежный.
«Родная семья» — это берёзки и клёны, ковыль и цветы, ведь именно к ним испытывает Есенин братские чувства. Он вырос в деревне, впитывая не только запахи полей, лесов, но и набираясь сил от берёзового сока, от лечебных трав. Поэтому родство с природой «кровное», и поэтические символы в его произведениях связаны с образом Родины («несказанное, синее, нежное»). Эти ощущения отразились, например, в метафорах («страна берёзового ситца») и в образах («берёзка-невеста», «голубая Русь»). Тесную связь своего творчества с темой России, с темой любви к родному краю не раз подчеркивал и сам Есенин:
«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».
Одним из произведений, посвящённых главной теме, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая. ». Поэт написал его в июле 1925 года, а опубликовано оно было 20-го июля 1925 года в газете «Бакинский рабочий», затем перепечатано журналами «Огонёк» и «Красная нива».
Стихотворение написано автором в сложный период его жизни, когда Есенин ощущал некий дискомфорт, благодаря отношениям с теми людьми, которые не понимали его душевного состояния. Стремясь избавиться от неприятного окружения и навязываемого ему образа хмельного бунтаря, хулигана, который, будто бы, наиболее талантливо проявился в «Москве кабацкой», Есенин уезжает на Кавказ. Он много работает, создаёт цикл стихов под названием «Персидские мотивы». В это же время пишет и два таких противоречивых, противоположных по смыслу и идейному содержанию стихотворения, как «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль. Равнина дорогая. ». Если в первом он решительно говорит, что хочет «видеть стальною» «бедную, нищую Русь», то во втором вынужден признать, что новшества на родине воспринимает «как сильного врага».
Произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая. » занимает важное место в творчестве Есенина, отражает эволюцию его мировосприятия и поисков своего места в новой России. Написано оно в жанре философского стихотворения с соблюдением тех традиций, какие отмечались во всех произведениях Есенина, посвящённых теме отношения поэта к Родине. Это особая тональность, которая передана через эмоции, выраженные определённой лексикой и средствами выразительности речи. Это пейзажные зарисовки, картины природы, нарисованные с помощью различных тропов, и это философские раздумья, за которыми следует вывод.
Особый смысл заключён в названии стихотворения. Есенин не дал отдельного заголовка, и названием является первая строка, представляющая собой два коротких предложения. Используется приём инверсии, позволяющий выделить главное слово (сделав логическое ударение на слове «спит») и заострить внимание на состоянии природы, чему также способствует использование олицетворений. Есенин одушевляет природу, возвеличивает её, как бы говорит c ней «на Вы».
«Спит ковыль». Двумя словами создана картина степной Руси в ясное, погожее утро. Нет ветра, и поле, поросшее ковылём, не волнуется, оно спит. Безбрежный простор вызывает чувство покоя, умиротворённости. Именно поэтому и «равнина дорогая», где интонационно выделяется слово «равнина», снова подчёркивается главное: не горы, не море и скалы, а равнина, то, что дорого сердцу с детства, милые, привычные глазу степи России, её леса и рощи. В этом и заключён смысл названия, которое подчёркивает тему стихотворения, то есть отношение поэта к Родине.
Нарисовав дорогую картину родного уголка, поэт подводит черту, делает вывод:
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Опять инверсия, выделено слово «теплынь», и это подсказка: поэт пишет о родине детства, ведь именно там греет душу всё вокруг; человеку тепло там, где его любят и ждут самые близкие люди.
Сюжет произведения прост и динамичен; в композиции имеется завязка (пейзажная зарисовка), развитие сюжета происходит со второго по четвёртое четверостишие, кульминации сюжет достигает в пятом четверостишии, а в шестом – развязка. Жизненные и художественные материалы распределены по строфам следующим образом:
первая строфа – пейзаж центральной части России и вывод, объясняющий преданность поэта родному краю;
вторая строфа – философские размышления о том, легко ли даётся человеку жизненный выбор, и опять вывод («хорошо живётся на Руси»);
третья строфа – пейзаж, объясняющий, почему нельзя разлюбить родные края, и вывод (« никто. не разлюбит отчие края»;
четвёртая строфа – откровения автора о собственных духовных поисках и вывод («всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»);
пятая строфа выбивается из общей тональности, она и в идейном плане особая, так как здесь лирический герой делает отступление и сообщает о своих переживаниях по поводу того, что «чужая юность брызжет новью» на его «поляны и луга»; здесь отсутствует вывод, он перенесён в следующее четверостишие;
шестая строфа – окончательное решение и общий вывод, относящийся ко всему стихотворению, о том, что только «на родине любимой» до конца жизни хочет жить поэт («всё любя, спокойно умереть»).
Основным настроением можно считать лёгкую грусть лирического героя при созерцании картин природы, а также сожаление, огорчение по поводу того, что он «новью теснимый». Но лейтмотивом всего стихотворения остаётся горячее желание говорить о любви к родному краю, выразить это чувство поэтическими строчками, чтобы убедить весь мир, как дорога ему Родина. Эти эмоции переданы и озвучены почти в каждом четверостишии.
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
В данном произведении, кроме героя-автора, присутствуют и другие лирические персонажи. Это различные предметы и явления, которые одушевлены поэтом: ковыль спит, вербы плачут, тополя шепчут, чужая юность брызжет новью, новь теснит поэта. У каждого лирического персонажа своя роль, а все вместе они создают тот фон, те настроения, которые соответствуют целевой установке автора – показать, что настоящая любовь к Родине не уничтожается никакими испытаниями или трудностями.
Однако настроение лирического героя подвержено изменениям. От тёплого чувства в первом четверостишии оно переходит к некоторой ожесточённости во втором, о чём говорят разнородные сочетания, то есть однородные обстоятельства, противоположные по смыслу (при общем сказуемом «живётся»): радуясь – свирепствуя, мучась – хорошо. Затем в третьем четверостишии сентиментальная настроенность перерастает в почти надрывное признание, что сердце русского человека, который умеет чувствовать тоску журавлей, расстающихся осенью с родиной, обречено на неизменную любовь к «отчим полям».
Четвёртое и пятое четверостишия выявляют противоречивый уровень настроения и сознания лирического героя, так как здесь отражена внутренняя борьба его взглядов и убеждений. Тон был задан во втором четверостишии, когда поэт ссылается на мнение других людей («всякого спроси»). Многие, по мнению автора, в данный период испытывают мучения и некоторую злость, но также и радость, то есть признают, что жизнь в новой России лучше, чем была прежде. Это даёт повод для сомнений: значит, что-то неладно в обществе, где «новый свет» не принимается только как благо.
Автор отмечает, что «новый свет», какие-то новые обстоятельства и факты современности он видит, «как сильного врага». Поэту нелегко констатировать, что здесь, в родном краю, «чужая юность брызжет новью». Видимо, не все новшества ему по душе. Можно только предполагать, что это за «новь»: молодёжные организации с их бескомпромиссностью или же «стальная конница», с которой не может тягаться «глупый, смешной жеребёнок», или новые законы, которые пришли, как говорит Есенин, «на мои поляны и луга».
Поэту также трудно признать, что его мировоззрение иногда находится в противоречии с убеждениями нового поколения, что он, «новью той теснимый», должен отступить, хотя уверен в своей преданности деревне, так как «всё равно» остался певцом «золотой бревенчатой избы». Неприятный факт «оттеснения» лирический герой компенсирует тем, что может «прочувственно пропеть», сказав людям главное: жить и умирать он намерен «на родине любимой», принимая её в своё сердце не зависимо от общественно-политических перемен (что подтверждают слова «всё любя»). В этом и заключена идея стихотворения, тот главный вывод, к которому приходит автор.
Поэзию Есенина часто называют «песенной», так как читатель, чувствуя музыку стихов, попадает в «песенный плен». Это происходит, благодаря удивительной гармонии чувств и мыслей, образов и пейзажей, создаваемых не только с помощью богатства средств художественной выразительности речи, но и особым, есенинским ритмом стихов, их тональностью и эмоциональной окрашенностью. В анализируемом стихотворении ритм зависит от смены картин и размышлений. Поэтому при неизменном во всех строфах размере (использован хорей), ритм второго четверостишия отличается от ритма в других, вследствие ускоренного темпа. Это как учащённое дыхание при волнении, и здесь оно вызвано смысловой нагрузкой (радуясь, свирепствуя и мучась).
Рифмовка использована перекрёстная (абаб), и наряду с традиционными рифмами имеются также сложные, своеобразные рифмы. С.А.Есенин, по словам Л.Л. Бельской (Песенное слово. 1990 год), «расширяет выбор рифмующихся слов». Например: участь – мучась, теснимый – любимой, пропеть – умереть.
Стихи Есенина о природе (по наличию художественных средств) близки к народной поэзии. Богатство красок достигается цветовыми эпитетами (свинцовая свежесть, золотая бревенчатая изба), а спокойное, хорошее настроение выражено через пейзажи, где применяется такой приём, как олицетворение, характерный для устного народного творчества (плачут вербы, шепчут тополя). Особую поэтичность придают также метафоры (чужая юность брызжет новью) и разговорная лексика (теплынь; у всякого спроси).
Одним из типичных для Есенина приёмов является инверсия, позволяющая оттенить нужные слова, расставить необходимые логические ударения (и моей коснулась жизнь судьбы). Характерны для данного стихотворения и сложные предложения, в том числе, бессоюзные, когда перечислительная интонация соответствует описательному характеру создаваемого пейзажа:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Есенин нередко использует как скрытые, так и прямые сравнения (вижу я, как сильного врага), иногда употребляет вводные слова и конструкции:
Знать, у всех у нас такая участь
И, пожалуй, всякого спроси.
Особую музыку стиха создаёт и поэтическая фонетика, одним из средств которой является аллитерация (ковыль, полынь, теплынь; участь, свирепствуя, мучась). Той же цели служит ассонанс (ковыль, равнина; теснимый, любимой).
О поэтическом мастерстве С.А. Есенина можно говорить бесконечно, но, пожалуй, достаточно мнения писателя Л.М. Леонова, который после смерти поэта написал, что хотел бы, чтоб «. творческие соки. снова брызнули. из есенинских тайников, как по весне проступает светлый и сладкий сок на берёзовом надрезе». Леонов считал, что «могучей творческой зарядкой был отмечен звонкий есенинский талант».
В наши дни стихи Сергея Есенина звучат не только на уроках в школе, или на вечерах поэзии, или на сцене. Их любят, заучивают многие ценители поэзии во всём мире, и одним из любимейших является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая. ».
Здравствуйте, Зоя! Спасибо вам за статью — очень правильно и о мастерстве Есенина как певца (и художника!) родной земли, и о русском языке в целом! Такие статьи особенно полезно почитать молодёжи. Удачи вам!
Наталья Коноваленко 11.11.2017 00:00 Заявить о нарушении Да, для них и старалась, ведь школьникам и студентам помощь нужна.
Читают многие, и скачивают тоже, по 300-500 прочтений за день.
Спасибо, Наташа, за добрые слова!
И Вам удачи!
Зоя Орлова 11.11.2017 17:12 Заявить о нарушении Как замечательно, что так много читают хорошего материала о русском поэте и о русском языке! Пусть вас почаще посещает желание поделиться с читателями своими знаниями! Удачи вам, Зоя!
Источник
«Я снова здесь, в семье родной…» С. Есенин
* * *
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далёких.
Дата создания: июнь 1916 г.
Анализ стихотворения Есенина «Я снова здесь, в семье родной…»
В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в лирике. Неизбывная тоска по Константиново проявляется уже в ранних стихотворениях. Одно из них – «Я снова здесь, в семье родной…», датированное 1916 годом. По мнению большинства литературоведов, написано оно после отпуска Есенина, проведенного вместе с другом, поэтом Николаем Клюевым в селе Константиново.
В стихотворении рассказывается о возвращении в родные края. Поездка в места, где прошло детство, где знаком каждый уголок, где все пропитано воспоминаниями, действует на лирического героя как своеобразная терапия. Припадая к истокам, он очищается, набирается сил, хотя бы на время забывает о жизненных невзгодах. Это не проговаривается в произведении напрямую, но читается сквозь строки.
Ностальгическая атмосфера создается поэтом при помощи многочисленных эпитетов. Есенин называет родной край задумчивым и нежным, сумрак – кудрявым, мельницу – крылатой, осоку – надломленной. В удивительно точно подобранных прилагательных заключается особенная прелесть описаний, создаваемых Сергеем Александровичем. Блок называл ранние стихотворения Есенина многословными. Впрочем, иногда избыточность, большое количество образов оказывались не просто уместными, но необходимыми. «Я снова здесь, в семье родной…» – как раз такой случай.
Стихотворение собрало неоднозначные отзывы от критиков-современников поэта. Отрицательную оценку оно получило от Александра Редько. По его словам, в произведении присутствуют «странные выражения». Рецензент, скрывшийся под псевдонимом «В. Гор.», напротив, назвал строчки прекрасными. Одним из наиболее совершенных стихотворений Есенина считал «Я снова здесь…» Александр Вронский. Он отмечал присутствие мотива невозвратного прошлого, к которому Сергей Александрович впоследствии не раз еще обращался. Вот только редко ему удавалось потом быть настолько лиричным, искренним. По словам Вронского данное стихотворение – образец замечательного мастерства.
Источник
Анализ стихотворения Есенина “Я снова здесь, в семье родной…”
В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в лирике. Неизбывная тоска по Константиново проявляется уже в ранних стихотворениях.
Одно из них – “Я снова здесь, в семье родной…”, датированное 1916 годом. По
В стихотворении рассказывается о возвращении в родные края. Поездка в места, где прошло детство, где знаком каждый уголок, где все пропитано воспоминаниями, действует на лирического героя как своеобразная терапия. Припадая к истокам, он очищается, набирается сил, хотя бы на время забывает о жизненных невзгодах.
Это не проговаривается в произведении напрямую, но читается сквозь строки.
Ностальгическая атмосфера создается поэтом при помощи многочисленных
Блок называл ранние стихотворения Есенина многословными. Впрочем, иногда избыточность, большое количество образов оказывались не просто уместными, но необходимыми. “Я снова здесь, в семье родной…” – как раз такой случай.
Стихотворение собрало неоднозначные отзывы от критиков-современников поэта. Отрицательную оценку оно получило от Александра Редько. По его словам, в произведении присутствуют “странные выражения”. Рецензент, скрывшийся под псевдонимом “В.
Гор.”, напротив, назвал строчки прекрасными. Одним из наиболее совершенных стихотворений Есенина считал “Я снова здесь, в семье родной…” Александр Вронский. Он отмечал присутствие мотива невозвратного прошлого, к которому Сергей Александрович впоследствии не раз еще обращался.
Вот только редко ему удавалось потом быть настолько лиричным, искренним. По словам Вронского, “Я снова здесь, в семье родной…” – образец замечательного мастерства.
Источник