Вопросы по произведению "Шинель" Н.В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Где служит чиновник? (в департаменте, но в каком не указывается).

Имя чиновника? (Акакий Акакиевич Башмачкин).

Какое положение занимает он на службе? (невидимка, начальники относились к нему холодно, деспотически).

С каким чувством служил чиновник? (с любовью, с наслаждением на лице).

Чем занимался герой дома после службы? (ел наскоро и садился переписывать принесенные домой бумаги).

Что является сильным врагом тех, кто получает 40р. в год в Петербурге? (северный мороз). Почему? (шинель стоит очень дорого).

Что обнаружил Акакий Акакиевич, рассмотрев свою шинель? (в 2-3 местах на спине и в плечах она истерлась).

Что решает делать? (снести Петровичу починить).

Что сказал о починке шинели Петрович? (нельзя поправить, худой гардероб).

Как ведет себя Акакий Акакиевич? (настаивает на ремонте).

Во сколько обойдется новая шинель? (150р. или все 200).

Как такое известие повлияло на Акакия Акакиевича? (он был уничтожен).

Какой план созревает у него? (прийти к Петровичу в воскресенье, когда тот будет заспавший, сунуть ему гривенник, тот обязательно починит старую шинель).

Удалось ли воплотить этот план? (нет).

Откуда у Акакия Акакиевича взялась половина суммы на шинель? (он всякий раз откладывал монету).

Откуда он собирался добыть вторую половину? (экономил абсолютно на всем+премия).

Как шла подготовка к пошиву новой шинели? (каждый месяц ходил Акакий к портному советоваться; экономил деньги, голодая 2-3 месяца, получил премию в 60р.).

За какое время портной пошил шинель? (2 недели).

Какие чувства вызвала шинель у Акакия Акакиевича? (он шел в праздничном расположении духа).

Как отреагировали в департаменте? (начали поздравлять. Один из чиновников предложил дать вечер в честь этого события).

Как изменился день Акакия Акакиевича? (он был радостным, весело обедал и уже не переписывал бумаги дома).

Как вел себя чиновник на вечере? (он не знал, куда себя деть, не привыкший к этому).

В каком расположении духа шел Акакий домой? (в веселом).

Что случилось с шинелью? (ее украли).

Что предпринимал Акакий Акакиевич? (бегал по конторам).

Как реагировали чиновники на его обращения? (выгоняли его).

Как все это сказалось на герое? (видел явления, болел и испустит дух).

Что поменяла его смерть в департаменте? (ничего. На его месте на следующий день сидел новый чиновник).

Какие слухи пошли по городу? (что ходит по Петербургу призрак чиновника в шинели).

Как повлияло дела Акакия Акакиевича на значительное лицо? (ему представлялся Акакий Акакиевич, был поражен и хотел помочь, узнав о смерти, слушал упреки совести).

Как произошла встреча Акакия Акакиевича со значительным лицом? (чиновник взял его за шинель и хотел отобрать).

Что изменила эта встреча? (значительное лицо изменился, Акакий Акакиевич перестал появляться).

Источник

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Гоголь Николай Васильевич

«Шинель» Николая Гоголя, изданная в 1842 году, относится к числу петербургских повестей писателя. Это произведение, описывающее безликую жизнь мелкого чиновника — настоящий манифест равноправия для людей с разным характером, способностями, социальным статусом. Предлагаем краткий и полный анализ повести в помощь ученикам.

Год написания – 1842 г.
История создания – переработка анекдота о мелком чиновнике, который купил ружье, о котором мечтал, затем уронил его в воду и умер с горя.
Жанр – повесть.
Направление – критический реализм.
Основная идея – – указать на бездуховность общества. Слабый и беспомощный человек противопоставляется агрессивному, бездушному миру. Лишь, будучи призраком, он может восстановить справедливость.
Тема – тема «маленького человека», несогласие с отсутствием гуманного отношения в обществе, с общественными порядками, попирающие права и свободы человека.
Проблема – проблема бездушного и сытого мира, выбирающего для себя «козла отпущения», на которого выражается коллективная злость и недовольство. Обращение к читателю, призыв заметить тех, кто слаб, беспомощен и нуждается в защите. Призыв повышать свой духовный уровень — и самому не попадать в ситуацию Башмачкина, и не обижать других.
Композиция – краткая история жизни Акакия Акакиевича, которая от рождения и до смерти представляется тяжелым испытанием, мученическим подвигом.

п.1. Тематика и проблематика

  • 1. Описание жизни маленького человека и его взаимодействие с окружающими. Башмачкин представляется слабым человеком, лишенным способностей, не умеющим защитить себя. Все, что ему остается – это терпеть издевательства сослуживцев и высоких чинов. Терпеть до тех пор, пока не иссякнет последняя капля жизни.
  • 2. Ценность людей определяется положением в обществе. Значительное лицо не является нравственным человеком, но чувствует себя хозяином жизни. Он превращается в самодура, а подчиненные — в пресмыкающихся перед его авторитетом.
  • 3. Наряду с реальным миром, Гоголь вводит фантастический мир, который дополняет образ Башмачкина — как будто бы, вырывается наружу весь его скрытый потенциал. Дух дерзкий, решительный, сильный – он способен не только наводить дикий ужас на горожан, но и отомстить за себя.
Читайте также:  Орфографический анализ предложения и текста

Проблематика повести затрагивает, как пороки внутреннего мира человека, так и общества в целом.

  • 1. Главная проблема – отсутствие гуманизма. В повести подавляющее большинство персонажей эгоистичны, агрессивны, малодушны. В описании жизни Башмачкина и его сослуживцев не чувствуется высоких устремлений, интереса к жизни. Развлечения коллег Башмачкина – подтрунивать над жалким Акакием Акакиевичем. Сам Башмачкин настолько запуган, весь его интерес к миру переносится на любимую работу – Акакий Акакиевич переписывает от руки тексты. В таком незатейливом времяпровождении проходит вся его жизнь. Более того, Башмачкин ничего не делает для того, чтобы изменить свое плачевное положение в коллективе. Похоже, что он даже и толком не видит того, что с ним происходит.
  • 2. Равнодушие. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.
  • 3. Бедность. Человек, проводящий массу времени на работе, не имеет возможности купить даже необходимые вещи. Для достижения цели ему нужно экономить, во всем отказывать себе.
  • 4. Социальное неравенство. Башмачкин, при виде генерала теряется и робеет. Значительное лицо обрушивается громом на своего просителя, демонстрируя свое превосходство, относясь к нему, как к блохе.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гоголь хотел, чтобы история жизни Башмачкина смогла растопить самые бездушные и черствые сердца. Здесь чувствуется, как автор выражает самый настоящий пафос гуманности.

Автор всеми силами хочет защитить бедного и запуганного мелкого чиновника. Когда издевательства сослуживцев становятся совсем уж невыносимыми, Акакий Акакиевич произносит одну лишь фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Этот вопрос, отчаянный крик души вдруг оказывает свое действие. Он оставляет глубокий след в сердце одного из сослуживцев Башмачкина.

Читатель проникается жалостью, состраданием к главному герою, на которого особенно повлияла крайне неприятная ситуация — кража новой шинели. Появление шинели – это событие, придавшее жизни Башмачкина смысл, позволившее ему радоваться и уважать себя. Когда шинель воруют, то у главного героя забирают самое ценное – веру в лучшую жизнь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образная система повести проявлена на том, что одни персонажи препятствуют благополучной жизни Башмачкина, а другие помогают ему.

Рассмотрим персонажей, препятствующих гармоничному существованию главного героя — образ Акакия Акакиевича противопоставлен практически всем персонажам повести. Это практически все чиновники, работающие с ним, охранники, начальство, ополчившиеся против Башмачкина без всякой причины. К их числу относится и значительное лицо, к которому он обращается по поводу кражи шинели и получает грубый решительный отказ. Шинель для Акакия Акакиевича — это не просто обновка, а новая жизнь, теплая, красивая, удобная, раскрывающая его потенциал.

Есть и такие персонажи повести, кто искренне расположен к Башмачкину, но их единицы. Из числа чиновников всего один человек содрогается при виде происходящего, но и он молчит, не осмеливаясь выразить свои чувства. Читая про Петровича, проникаешься симпатией к этому персонажу. Он относится к Башмачкину с теплотой, помогая воплотить его мечту. Портной продумывает пошив шинели во всех деталях, взяв лишь символическую сумму за свою работу.

И становится не по себе, когда представляешь этого человека, его безысходность и боль. И здесь закономерен печальный финал – главный герой умирает. После смерти Башмачкина противостояние не закончено. Став призраком, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Благодаря этому эпизоду, появляется чувство, что справедливость обязательно восторжествует и в этой ситуации, и в любой другой.

п.4. Литературные приёмы

В повести немало сатирических моментов, где Гоголь использует различные приемы, каламбуры, смешные слова. С помощью литературных приемов, он. Проявляя образ и характер главного героя, автор обыгрывает его имя и фамилию. Имя «Акакий Акакиевич» говорит, что перед читателем предстает нечто, мелкое, пугливое и никчемное. От фамилии же веет чем-то уменьшительным и плебейским. Далее он описывает происхождение фамилии, подходя к вопросу с большой серьезностью, что выглядит крайне комично:

Читайте также:  Анализ самостоятельного прочитанного произведения

«Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки».

Говоря о шурине, он доводит каламбур до абсурда, что характерно для творчества Гоголя. Описывая подметки, уходит в детали, никак не относящиеся к появлению данной фамилии.

Гоголь комично описывает и речь Башмачкина, что добавляет немало ярких штрихов к образу главного героя:

Для автора характерно и использование противологического сочетания слов.

п.5. Конфликт произведения

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по рангу.

Если сослуживцы на работе насмехаются над слабым человеком либо допускают это, то можно предположить, что и отношения других чиновников друг к другу не особо хорошее. Скорее всего, им не достает радости, уважения, интереса.

В конце повести справедливость наводит дух Башмачкина через мщение своим обидчикам. Вместо этого хотелось бы увидеть реальные теплые отношения между людьми, принятия Башмачкина коллективом. Увидеть людей, взаимодействие которых построено на доброжелательном отношении к друг к другу.

Источник

Вопросы и ответы к повести Н.В.Гоголя Шинель
методическая разработка по литературе

Золотуева Ирина Анатольевна

1.Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в одном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «. она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом. ничего этого неизвестно».)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? —ответ в тексте (от слов «Родился. против ночи» до «. другого имени дать было никак невозможно»).

3. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (не уважали его)

4. Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер?

(Он служил с любовью, переписывание бумаг для него — особый приятный мир, но ничего более делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

5. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакий Акакиевич после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязанности, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к будущей шинели, как к живому человеку.)

6. Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью? «А я вот к тебе, Петрович, того. », «А я вот того, Петрович. шинель-то, сукно. ». (Отрывок зачитать)

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка. », жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

7 . Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведения?

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «. но зато он питался духовно. в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

8. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

Читайте также:  Цели анализа операционной деятельности предприятия

9. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

10. Определите, какой эпизод является кульминационным в повести.

(сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

11.Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

12. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «. генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир. » до слов : «. его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

13. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе «Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»

Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ.

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з.

В данной презентации представлен урок-домашнее задание 9″Б» класса по теме: «Синквейн» по повести Гоголя «Шинель».

Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Презентация предназначена для урока литературы с одноименным названием для 8 класса.

Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 8 классе

Данный урок строится на использовании личностно ориентированных и групповых технологиях.

Вопросы к повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Данный дидактический материал может быть использован при первом знакомстве учащихся с повестью Гоголя. Его можно дать в качестве домашнего задания или самостоятельной работы на уроке.

Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели».

Источник

Тест. Тест по повести «Шинель»

В каком году была опубликована повесть "Шинель"?

Варианты ответов
  • В 1825 году
  • В 1840 году
  • В 1843 году
Вопрос 3

Где работал главный герой?

Варианты ответов
  • В конторе
  • В министерстве
  • В департаменте
Вопрос 4

Какую должность занимал главный герой?

Варианты ответов
  • Тайный советник
  • Титулярный советник
  • Коллежский регистратор
Вопрос 5

Кто взялся пошить новую шинель для героя?

Варианты ответов
  • Акакий Акакиевич
  • Григорьич
  • Петрович
Вопрос 6

На какой сумме сторговались портной и главный герой?

Варианты ответов
  • 150 рублей
  • 80 рублей
  • 92 рубля
Вопрос 7

Из чего был сделан воротник новой шинели?

Варианты ответов
  • Из бобра
  • Из кошки
  • Из куницы
Вопрос 8

Чем закончился первый рабочий день героя в новой шинели?

Варианты ответов
  • Шинель украли
  • Все были приглашены на чай в честь именин чиновника
  • Герой вернулся домой в полном здравии
Вопрос 9


Кто изображен на иллюстрации художника П.Болюха?

Варианты ответов
  • Значительное лицо
  • Григорий Петрович
  • Башмачкин
Вопрос 10

Какой эпизод повести изобразил художник П.Федоров?

Варианты ответов
  • Разговор Башмачкина и Петровича о шинели.
  • Встреча с приятелем в департаменте
  • Разговор со значительным лицом
Вопрос 11

Где взял деньги на новую шинель главный герой?

Варианты ответов
  • 40 рублей было накоплено, ещё 40 он скопил, голодая почти 3 месяца
  • 80 рублей взял в долг
  • 40 рублей было накоплено, ещё 40 получил в виде премии
Вопрос 12

В какое время суток украли шинель у главного героя?

Варианты ответов
  • Рано утром
  • Ночью
  • Днём
Вопрос 13

Просмотрите фрагмент фильма. Какие слова звенели в проникающих словах Башмачкина "Оставьте меня, зачем меня обижаете"?

Источник