Царское Село
Произведение полностью посвящено ностальгическим воспоминаниям поэта о Царском Селе и лицейских годах, ставших для него самыми яркими в жизни. Поэт просит свою память подарить ему картины счастливого прошлого, «волшебные места», в которых он счастливо жил душой. Поэт просит свою память увести его «под липовые сени», а также «на берег озера, на тихий скат холмов». Творец мечтает вновь увидеть «ковры густых лесов», где нет беспокойства, где царит абсолютная безмятежность. Поэт не желает больше писать о военных победах, прославляя воинов: теперь он хочет воспевать лишь «станицу гордую спокойных лебедей».
История создания
Точная дата рождения этого стихотворения доподлинно не известна. Оно было написано на тетрадном листке: известно, что в эту тетрадь Пушкин записывал свои поэтические произведения в 1819г. Тетрадный лист был вырван, но исследователи смогли установить: примерное время создания произведения – конец 1819 г.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру элегия. Оно проникнуто светлыми, хотя и грустными чувствами. Пушкин, с невероятным трепетом, вспоминает дни, проведённые в Царском Селе, он вспоминает себя, юного и беззаботного. Стихотворение относится к литературному направлению «классицизм». Но, кроме чисто классических черт (одическая торжественность, античная символика), в произведении заметны черты сентиментализма и романтизма.
Поэт использует для создания произведения ямб со смежной рифмой. Этот поэтический размер придаёт стихотворению лёгкость восприятия даже для современных читателей.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на две части:
- Первая часть посвящена воспоминаниям Пушкина о любимом с детства месте – Царском Селе. Именно там он провёл свои юные годы, много гулял, наслаждался красотами местной природы. Погружаясь в глубины собственной памяти, поэт испытывает светлую грусть от того, что не способен повернуть время вспять, вернуться в родные места душой.
- Вторая часть – в ней Пушкин сообщает о том, что стал чужд славе. Он желает воспевать лишь мирную жизнь, а не военные подвиги. Автор смотрит на себя, как на поэта: теперь ему по душе уютный досуг и тишина.
Образы и символы
Пушкин доносит до читателей основную идею произведения посредством нескольких смысловых образов:
- образ лирического героя полностью идентичен автору. Его память дарит образы счастливого прошлого, его глазами мы любуемся красотой природы Царского Села. Герой мгновенно и трогательно реагирует на каждое воспоминание;
- образ липовых сень – символизирует спокойствие и умиротворение. Именно такие чувства испытывал поэт в юности, в годы учёбы в Царском Селе;
- образ природы – это колыбель памяти и ярких эмоций для поэта. Прекрасные картины деревьев, озер, лугов и прочих красот окружающего мира, пробуждают в поэте дорогие ему воспоминания о юности.
Темы и настроение
Основной темой произведения является трогательное воспоминание о годах, проведённых в Царском Селе. Пушкин любил вспоминать время учёбы в Лицее, считая его самым лучшим в жизни. Этим счастливым годам он посвятил много произведений, в том числе и это стихотворение. Также в произведении поэт поднимает ещё одну значимую для себя тему – он говорит о том, что желает быть поэтом мира, а не войны.
Основная идея
Поэт доносит до нас мысль о том, что для человека одинаково важным является не только его настоящее и будущее, но и прошлое. Приятные картинки из прошлого, извлечённые из архивов памяти, способны улучшить настроение, настроить на творческий лад, обнадёжить и успокоить.
Средства выразительности
Стихотворное полотно щедро наполнено средствами выразительности, среди которых преобладают:
Источник
Мандельштам в Царском Селе
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, но уже в 1892 году его семья переезжает в Павловск. Примерно в то же время в Царском Селе оказываются семьи Гумилевых и Ахматовых. Эти три великих фамилии навеки будут связаны между собой, а их судьбы, причудливо переплетаясь, всегда будут возвращаться к этому городу.
Несмотря на все связи с Царским Селом, Осип Мандельштам всегда оставался бродягой, который в любом месте и в любое время чувствовал себя посторонним. По воспоминаниям Анны Ахматовой, для Мандельштама был неприемлем «царскосельский сюсюк», как сам поэт называл все спекуляции на пушкинскую и поэтическую тему.
Тем не менее для самого Осипа Эмильевича Царское Село было знаковым городом – здесь он в 1909 году знакомится с Иннокентием Анненским, который вскоре после встречи умирает. Анненский в то время служил инспектором Петербургского учебного округа и жил на Захаржевской улице в доме Панюшкина. В этом доме незадолго до кончины поэта успел побывать весь цвет творческого Петербурга: Блок, Гумилев, Волошин, Кузнецов и многие другие.
В 1911 году Мандельштам в очередной раз приезжает в Царское Село, чтобы войти в «Цех поэтов», в котором он в скором времени начинает играть роль первой скрипки. Там же начинается его дружба с Гумилевым, знакомство с которым состоялось еще в Сорбонне, и с Анной Ахматовой. В 1912 году Мандельштам пишет свое первое и единственное стихотворение, посвященное Царскому Селу:
Поeдем в Царское Село!
Свободны, вeтренны и пьяны,
Там улыбаются уланы,
Вскочив на крeпкое сeдло.
Поeдем в Царское Село!
Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях – клочья ваты,
И грянут «здравия» раскатыНа крик – «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы.
Свой коротают вeк усталый,
Особняки – а не дома!
Свист паровоза. Eдет князь.
В стеклянномъ павильонe свита.
И, саблю волоча сердито,
Выходит офицер, кичась:
Не сомнeваюсь – это князь.
И возвращается домой –
Конечно, в царство этикета,
Внушая тайный страх,
карета С мощами фрейлины сeдой,
Что возвращается домой.
Анна Ахматова тут же замечает неточность – в ее родном городе никогда не квартировали уланы. Осип Эмильевич мгновенно исправил «улан» на «гусар», но новый вариант стиха не прижился.
Подчеркнутое невнимание, с которым, по словам Ахматовой, Мандельштам относился к Царскому Селу, дорого стоило поэту. Город муз отомстил ему через знакомство с царскоселкой Ольгой Ваксель. Этой женщине было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта.
Встретив ее в 1915 году еще подростком на даче Волошина в Коктебеле, Осип не знал, что спустя десять лет Ольга станет настоящим наваждением и незаживающей раной на долгие годы.
Когда бурный роман с Ольгой Ваксель, развернувшийся в Петербурге, стал угрожать семье поэта, Мандельштам порывает связь и увозит жену в Царское Село.
Здесь, в пансионе на углу Московской и Дворцовой улиц, супругам Мандельштам удается не только наладить семейную жизнь, но и близко сойтись с Анной Ахматовой, которая приехала туда же для лечения туберкулеза.
Надежда Яковлевна Мандельштам и Анна Ахматова до конца своих дней останутся лучшими подругами, которые пронесут свою дружбу через все лишения и беды.
Источник
«Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама по плану кратко – тема, главный герой, жанр, год
«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»
Тема стихотворения – встреча с родным городом.
Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ
Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».
Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».
История создания
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.
В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».
В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.
Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.
Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.
Композиция
Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.
Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!
У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».
В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.
Источник
Осипа Мандельштама арестовали во время секса
14 января 1891 года родился один из наиболее значимых поэтов ХХ века. Он предсказал собственную смерть в безвестной ледяной могиле. Был арестован за стихи, обличающие Сталина. Но генсек заступился за него. Трагическая судьба и образ мученика на многие годы заслонили живого человека. Страстного любовника, абсурдного шутника. «Осип — это ящик с сюрпризами», — сказала о нем Ахматова.
— Ночью в часы любви я ловила себя на мысли: а вдруг сейчас войдут и прервут? — вспоминала жена поэта Надежда Мандельштам. — Так и случилось 1 мая 1938 года.
Они познакомились 19 лет назад — 1 мая 1919 года в киевском клубе «Хлам», где собирались художники, литераторы, артисты и музыканты. Наденька Хазина — 19-летняя художница, которая больше тусуется, чем рисует. Осип почти на десять лет старше — с флером гениальности. Она дурна собой, но берет сексуальной раскрепощенностью.
Два уродца
— Мы легко и безумно сошлись на первый день, и я упорно твердила, что с нас хватит и двух недель, лишь бы «без переживаний». Я не понимала разницы между мужем и случайным любовником. С тех пор мы больше не расставались. Он чувствовал, какой короткий нам отпущен срок, — он пролетел как миг.
Мандельштам тоже не красавец. Неопрятный, тощий, словно чахоточный. Любя, они будут называть друг друга «уродцами». Стихи Мандельштама сложные, требуют недюжинной эрудиции. Но стоит ему заговорить о любви — в них счастье и страдание едины. Такая лирика пронзает сердце и понятно каждому, кто любил. В августе молодые ненадолго расстаются. Осип с братом Александром гостят в Коктебеле у Максимилиана Волошина, славящегося оргиями знаменитостей. Но Гражданская война разлучит влюбленных на полтора года. После новой встречи их разорвут только «опричники» ОГПУ. Даже когда Надя лежала с аппендицитом, Осип поселился в каморке при больнице. Яркая и зачастую неприятная пара. Но не заметить их было нельзя:
— С Мандельштамами — трудно, — вспоминал поэт Андрей Белый. — Они пускаются в очень «умные», нудные, витиеватые разговоры с подмигами. С «вы понимаете», «не правда ли». Словом, М. мне исключительно неприятен; есть в нем что-то «жуликоватое», отчего его ум, начитанность, «культурность» выглядят особенно неприятно.
«На тот свет переехали»
Мандельштам был едким и саркастичным. Мог оскорбить — вроде и без ругани, а дать в морду хочется:
— Как-то раз в «Собаке» (литературно-артистическое кабаре. — С. В.), когда все ужинали и гремели посудой, Маяковский вздумал читать стихи, — вспоминала Анна Ахматова. — Осип Эмильевич подошел и сказал: «Маяковский, перестаньте читать стихи. Вы не румынский оркестр».
Друзья запомнили Мандельштама смеющимся даже над неуместным:
— Раз мы проходили мимо дома, где года два назад Мандельштам жил у тетушки с дядюшкой, — вспоминал писатель Георгий Иванов. — «Твои родные переехали? Где же они теперь живут?» — «Живут? — переспросил Осип. — Ха-ха-ха! Нет, не здесь. Да, переехали». Я удивился: «Ну, переехали… Что ж тут смешного?» Он совсем залился краской: «А ты спроси, куда они переехали!» Задыхаясь от хохота, пояснил: «В прошлом году от холеры на тот свет переехали!»
На знаменитом фото из тюрьмы во взоре поэта горит ирония. Снимок завораживает. Ситуация — кошмар, но поэт презирает и ад вокруг, и того, кому по долгу службы рассматривать досье. Да, кажется, и всех нас.
— В 38-м году О.М. придумал «машинку» для предотвращения шуток, ибо шутки — вещь опасная, — вспоминала жена Надежда. — Он беззвучно шевелил губами и жестами показывал, что «машинка» уже находится в горле. Но изобретение оказалось никуда не годным, и шутить он не прекращал.
Беззащитная принцесса
Зимой 1925 года Мандельштамы не поделили любовницу. Юную и нежную поэтессу и актрису немного кино Ольгу Ваксель. Она хотела получить отзыв о своих стихах. Осип и Надя хотели ее тело.
— Он повел меня к своей жене; она мне понравилась, и с ними я проводила свои досуги. Иногда оставалась у них ночевать, причем Осипа отправляли спать в гостиную, а я укладывалась спать с Надюшей в одной постели под пестрым гарусным одеялом. Она оказалась немножко лесбиянкой и пыталась меня совратить на этот путь. Но я еще была одинаково холодна как к мужским, так и к женским ласкам. Все было бы очень мило, если бы между супругами не появилось тени. Он еще больше, чем она, начал увлекаться мною. Она ревновала попеременно то меня к нему, то его ко мне. Я, конечно, была всецело на ее стороне, муж ее мне не был нужен ни в какой степени. Я очень уважала его как поэта, но как человек он был довольно слаб и лжив.
Сама Надежда называла Олю «беззащитной принцессой из сказки». Мандельштам для виду критиковал и восторгался 22-летней поэтессой. Посвящал ей стихи. Втайне от жены снял номер в «Англетере».
— Я заранее знала, что это будет, и пришла сказать, что мне все это надоело, и я более не смогу бывать у них, он пришел в такой ужас, плакал, становился на колени, уговаривал меня пожалеть его, говорил в сотый раз, что он не может без меня жить, и так далее. Я ушла и больше у них не бывала.
Женщины Осипа
- Анна Зельманова-Чудовская. Талантливая художница, ее красоту называли неземной. Написала портрет Анны Ахматовой, а после Мандельштама. Он даже предложил нарисовать его ню.
- Ольга Ваксель. — Каждый из них был моим любовником, — представила актриса будущему мужу компанию поэтов. Но даже это не смутило норвежца. Ольга свела его с ума. Он выстроил ей виллу в Осло. Но осчастливить не смог.
- Марина Цветаева. Муж поэтессы, Сергей Эфрон, служил на фронте Первой мировой. Мандельштама освободили по состоянию здоровья. Зато ему хватило сил на флирт. Соблазнили, трусливо свалил к Волошину.
- Надежда Хазина. Увлеченная идеями «новой женщины», Надя не сковывала себя отношениями. Ревновала мужа зверски. Но и сама заводила любовников и любовниц. Но сердцем была верна только Оксюше.
Дикие эротические
Незадолго до смерти Ольга Ваксель надиктовала мужу — норвежскому дипломату Христиану-Иергенсу Винстендалю — добрые и чувственные воспоминания. Неудавшаяся лесбиянка Мандельштам обозвала их «дикими эротическими мемуарами». Ваксель не выдержала эмиграции в Норвегии. «И этот мир — мне страшная тюрьма за то, что я испепеленным сердцем, когда и как, не ведая сама, пошла за ненавистным иноверцем». 26 октября 1932 года она умерла.
Источник