Лингвистический анализ: Зимняя сказка (Сакариас Топелиус)
В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.
Сущ. | Глаг. | Мест.-сущ. | Предл. | Союз | Прилаг. | Нареч. | |
Сущ. | 31.17 | 57.45 | 15.02 | 18.78 | 69.85 | 8.26 | 13.52 |
Глаг. | 46.19 | 25.91 | 13.52 | 34.92 | 20.65 | 11.64 | 13.52 |
Мест.-сущ. | 9.76 | 28.54 | 3.76 | 6.76 | 4.51 | 4.51 | 9.01 |
Предл. | 35.67 | 0.75 | 14.27 | 0.38 | 3.38 | 12.77 | 0.38 |
Союз | 39.05 | 18.78 | 18.78 | 7.51 | 3.00 | 6.76 | 12.02 |
Прилаг. | 41.68 | 4.88 | 3.38 | 1.13 | 6.76 | 3.00 | 0.00 |
Нареч. | 6.76 | 24.03 | 6.38 | 6.38 | 3.76 | 2.25 | 4.13 |
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево. »
Источник
Топелиус зимняя сказка анализ сказки
Этой зимой мы с ребенком 3,7 лет стали читать на ночь волшебные сказки финского автора Сакариаса Топелиуса, который жил в позапрошлом веке и писал про лапландцев, финские деревни, Северное сияние, волшебных эльфов и горных троллей.
И одной из первых мы прочли «Зимнюю сказку», которая понятна ребенку около 4 лет. Меня и Аню сразу покорила атмосфера северного мира и язык автора, хоть мы и читали книгу в двух переводах, где даже сосны зовутся иначе — Зацепитучу и Подопринебо, и Достаньтучу и Зацепибородойоблако. Именно имена сосен и эта игра в придумывание имен мне показалась очень сказочной и занятной. Попробуйте произнести эти имена вслух и выбрать подходящие — Зацепитучу и Подопринебо, Достаньтучу и Зацепибородойоблако. Попробуйте тоже придумать имена для сосен, гор или, может быть, домов и дорог вокруг. Занятие весьма увлекательное. У Топелиуса в сказках очень важны имена, их значение и магическая сила. Это хороший повод поговорить с ребенком про имена и их значение в нашей жизни.
О чем эта сказка
Это сказка о том, как встречаются два мира ‒ мир людей и мир деревьев, животных и птиц, ‒ и о детях, которые способны понимать язык двух миров, за что и оказываются награждены.
Персонажи и реквизит
Сильвестр и Сильвия – шитые игрушки
Их родители и королева с королем – игрушки
Две сосны, которые можно нарисовать на ватмане
Заяц и куропатка
Домик
Снежный покров – белая ткань
Простой способ сделать двух сшитых кукол и подготовить сцену
Чтобы сделать каждую из куколок, я сначала нарисовала условную фигуру, которую хотела получить в итоге, с отделенной от тела головой.
Затем подобрала трикотажную ткань, в составе которой был эластан.
У меня не было ткани телесного цвета, поэтому я замочила кусочки ткани в черном чае.
Для того, чтобы руки и ноги могли менять положение, я вставила внутрь тела каркас из проволоки. Набивала фигурку составом для набивки игрушек.
Ноги Сильвестру я пришивала отдельно ‒ так оказалось проще набивать куколку.
Сильвии я сшила съемное платье с пышной юбкой и высоким горлом (чтобы прикрыть шов на шее). Волосы пришила из светлой шерсти для валяния (швом посреди головы).
Ребенок помогал готовить кукол. Аня замачивала ткань в чае, выбирала ткани для одежды, цвет волос и сама нарисовала мальчику и девочке лица, которые получились очень харизматичные.
Мальчику Аня выбрала волосы слегка синего оттенка. Мы подстригли его «под горшок», надев ему на голову подходящую чашу. Получилось забавно, и ребенок получил удовольствие, поработав парикмахером.
Сосны Зацепитучу и Подопринебо я нарисовала на куске плотного ватмана.
Остальные куколки (родители и королева) уже были в нашем арсенале, я делала их раньше по технологии вальдорфских кукол.
Королеве сделала корону из желтой бумаги, а карету соорудила из двух лошадок и игрушечного велосипеда.
Домик у нас уже был.
Для создания снега я использовала белую ворсистую ткань. Голубая ткань символизирует небо.
Зайца и куропатку спрятала на сцене под белыми салфетками и белой набивкой для кукол. Под тканью спрятались и родители, и королева в карете.
Действие
Сказка эта довольно длинная. Конспект помог мне запомнить главные поворотные моменты и ключевые фразы персонажей ‒ и импровизировать в подробностях. Про эти основные моменты сюжета я и расскажу кратко, но, безусловно, в неспешном повествовании С. Топелиуса есть свое обаяние.
На сцене мы видим две сосны, домик и двух детей.
рассказывает сначала про сосны, их высоту и долголетие, а потом про домик, в котором живет бедная семья с двумя детьми — девочкой Сильвией и мальчиком Сильвестром.
Дети эти живут бедно, поэтому иногда, чтобы добыть еду, ставят в лесу силки на птиц и зайцев. И вот они отправляются в лес (в правой части сцены, где я спрятала зайца и куропатку) и обнаруживают там пойманных зайца и куропатку.
Те просят на человеческом языке отпустить их, и ребята их отпускают.
Заяц и куропатка благодарят детей:
‒ Спасибо вам! Ищите Зацепитучу и Подопринебо. Они сделают то, что вы пожелаете.
‒ Что это еще за имена такие? ‒ удивляются Сильвия и Сильвестр.
И тут ветер доносит до них разговор двух сосен, в котором они упоминают свои имена. А потом сосны замечают детей и зовут их подойти.
Появляется их отец, который работает лесорубом. Он хочет срубить два добротных дерева, потому что видит в них лишь материал ‒ древесину. Но дети защищают сосны, называя их своими новыми друзьями. Отец уходит искать другую древесину в лесу.
За этот поступок волшебные сосны просят ребят назвать свои заветные желания, потому что они могут исполнить их.
‒ Я бы хотел, чтобы солнце стало светить ярче, ‒ говорит Сильвестр.
‒ А я бы хотела, чтобы быстрее наступила весна, снова запели птицы и зацвели цветы, ‒ говорит Сильвия.
Сосны усмехнулись желаниям детей ‒ ведь они пожелали то, что и так вскоре случилось бы. Сосны решают исполнить эти желания по-своему: теперь вокруг девочки всегда будет весна, а рядом с мальчиком всегда будет ярко светить солнце.
Мать ребят замечает колдовство, которое стало твориться с их детьми: пока Сильвестр не заснет, в их окно ярко светит солнце, и вокруг дома посреди зимы стали распускаться цветы. Она рассказывает об этом отцу, но отец не хочет слушать ее и сообщает новость: в их деревеньку приезжают королева и король.
Так и случилось. Приехали король с королевой (у нас это была только королева со свитой) и пришли в восторг от места, где так ярко светит солнце и где в воздухе посреди лютой зимы уже витает дух весны.
Королева влюбилась в Сильвию и Сильвестра и очень просила их поехать с ней во дворец. Она обещала им дорогую одежду и разные вкусности, но ребята сказали, что не смогут покинуть дом, где живут их родители и их друзья — Зацепитучу и Подопринебо. Королева удивилась, узнав, что это две сосны.
Королевская чета уезжает.
Кончается оригинальная сказка тем, что сосны погибают в снежную бурю, упав на землю. Чтобы не расстраивать ребенка таким финалом, мы изменили его: эти старые сосны пустили семена, и рядом уже растут две маленькие сосенки, через которых Зацепитучу и Подопринебо продолжили свою жизнь.
После спектакля Аня попробовала повторить историю, но решила разыграть другой вариант конца: ребята все-таки поехали погостить к королеве в ее замок, и она накормила их обещанными вкусностями.
А потом мы придумывали разные имена деревьям и лесным обитателям, и говорили о том, какие разные бывают имена.
Источник
Рецензии на книгу «Зимняя сказка» Сакариас Топелиус
Открыла для себя имя такого великолепного сказочника-Топелиуса! Обязательно читать эти добрые, поучительные сказки вместе с детьми! Все-таки скандинавы обладают каким-то талантом от Бога писать детские книги и придумывать сказки!
Нашла эту книгу в одной из подборок. Удивилась, что так мало прочитавших. Ведь книга хорошая и сказки там поучительные. И одна из них показалась такой знакомой, очень похожей на одну из детства. Наверное все сказки такие, может каждая друг у друга что-то заимствует.) Есть же в них нечто объединяющее.
Любимой сказкой стала первая. Добрая, согревающая и вроде не совсем сказка. Она о зиме, о волшебстве, но больше о детях и о тепле, что они нам дарят.
Недавно, в зимний ненастный день, мне встретились мальчик и девочка. И сразу в сером тусклом небе словно замелькал луч солнца, все кругом посветлело, на хмурых лицах прохожих появилась улыбка…
Понравилась сказка о принцессе Адальмине. Она тоже оказалась немножко знакомой. Встречали мы уже с вами в детстве таких принцесс. Но от этого она не стала менее поучительной или менее доброй.)
И последней, самой волшебной для меня, была сказка о «Солнечном луче в ноябре».)
И каждый раз, когда он вспоминал свое путешествие на землю в пасмурный ноябрьский день, он начинал сиять так, как будто уже наступило лето. И в этом нет ничего удивительного: если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело.
Все сказки этого автора замечательные, и читать их в морозные зимние вечера одно удовольствие.
Источник
Чему учит "Зимняя сказка" Топелиуса, какова ее главная мысль, отзыв какой?
Лично мне понравилось произведение "Зимняя сказка" финского писателя и поэта Сакариаса Топелиуса. На мой взгляд, автор умело использовал олицетворение зимы со всевозможными трудностями и бедами в жизни, а весны — с надеждой на то, что непременно всё наладится в ближайшем будущем, и обязательно всё будет хорошо. Помимо этого, писатель мастерски и вовремя включает в свою сказку стихотворные строки, которые великолепно дополняют целостную картину леса в суровую финскую зиму. Так и хочется всё бросить и немедля отправиться в чудесную Суоми, чтобы собственными глазами увидеть оные знаменитые удивительные умиротворяющие ландшафты, с головой окунуться в изысканную атмосферу сей северной страны, и на себе прочувствовать особенности финского гостеприимства.
Чему же может учить "Зимняя сказка" С. Топелиуса ? Конечно же в первую очередь добру. Ведь что нам надобно для счастья? Просто чтобы нас ценили, любили и понимали. Наверное это слишком много. Но даже в самую трудную минуту, когда мы случайно ловим улыбку проходившего мимо ребёнка, невольно улыбаемся в ответ, а значит на душе становится немножечко легче.
Необычная "Зимняя сказка" Топелиуса рассказывает о двух детях Сильвии и Сильвестре. Они пожалели куропатку и зайца, отпустили их из силков. А еще уговорили отца дровосека не рубить поющие сосны Подопринебо и Зацепитучу. Сосны пообещали выполнить любое их желание. Но дети выбрали совсем милые и добрые вещи. Сильвестру достался дар, куда бы он не посмотрел, везде выглядывало солнце. А от взгляда Сильвии наступала весна и все зеленело и зацветало.
Краткое содержание сказки, а также ее главные герои — эту информацию для читательского дневника можно почитать здесь.
Главная мысль Зимней сказки Топелиуса в том, добро не забывается, оно вознаграждается. А также в том, что доброта детей смогла перебороть озлобленность короля и королевы, которые сначала хотели наказать местных жителей, а потом щедро одарили — "растаяли" от взглядов Сильвии и Сильвестра.
Сказка учит быть добрыми, бескорыстными, чистыми сердцем, светлыми, как дети, а также уметь радоваться жизни как поющие сосны в лесу. Также учит быть благодарными как освобожденные заяц и куропатка — это они рассказали детям о волшебных соснах. Да и сами сосны отблагодарили детей за спасение от топора.
Отзыв о прочитанном: Мне сказка очень понравилась, несмотря на ее довольно грустный конец. Так жалко было поющие сосны, они ведь были такие милые и добрые. Но наверное так и должно быть в природе. Также мне понравились Сильвия и Сильвестр — открытые, милые, бескорыстные, добрые. Они не пожелали богатства или славы, денег или вреда кому-либо. Они просто хотели радоваться жизни, видеть солнце и весну.
Это замечательное произведение "Зимняя сказка" учит доброте.
Главные герои сказки двое детей Сильвия и Сильвестр. Они спасают куропатку и зайца, уговаривают отца не рубить сосны. За свою доброту, а так же свои большие сердца Сильвестр и Сильвия получают награду.
Сказка учит добру, умению делать добрые дела от чистого сердца. На примере главных героев сказка учит любить природу, проявлять заботу о животных. Доброта обязательно будет вознаграждена, ведь "добро порождает добро".
Сказка интересная и поучительная, её обязательно стоит прочитать каждому ребёнку.
Мне сказка очень понравилась своими героями, их добрыми и бескорыстными поступками.
Это свой рассказ Пришвин посвятил встрече с ночной птицей филином, но не в темное время суток, а днем, когда автор гуляя по лесу со своим спаниэлем по кличке Сват.
Собака выгнала филина из кучи хвороста, где птица схоронилась от дневного света.
Автор описывает особенное поведение других лесных птиц, которые , увидев филина , стаей налетели на сосну, под ветки которой филин сумел переметнуться и своими криками как бы подсказывали собаки, где филин находится и как будто желали расправы с ним.
Главной мыслью этого рассказа, конечно же является то, что в природе существуют свои взаимоотношения среди её обитателей и они не всегда могут быть дружественными. Птицы инстинктивно чувствуют своего врага и никогда не придут ему на помощь.
Рассказ учит тому, что не нужно вмешиваться в течение жизни лесных обитателей, ведь охотничьи повадки собаки нарушили условия обитания филина и не известно остался ли он жив после этого.
Эта сказка Николая Дмитриевича Телешова, была написана в 1919 году и повествует о спасении девицы Крупенияки из татарского плена.
Татары решили выкрасть дочку воеводы Всеслава для хана и похитили её. Мать обратилась за помощью к старику Одолень-трава.
Старик превратил Варварушку в посох, пошёл к татарам, обратил девушку в горчичное зерно, которое крепко держала мать.
Затем, снова оказавшись у озера, волшебник превратил посох в Варварушку, а зерно в Крупеничку.
На мой взгляд, главная мысль этой сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.
Сказка учит тому, что в трудных ситуациях, можно и нужно обращаться к тому, кто может помочь и верить в успех. Тогда всё получится и помощь обязательно придёт.
В рассказе Геннадия Снегирева "Скворец" автор увидел плачущую девочку в заснеженном лесу. Та искала свою птичку — Борьку, скворца, что вылетел через окно при проветривании. Чтобы он не замерз и не достался хищникам, автор и девочка вместе его искали и таки нашли. Мужчина даже на елку за ним полез. Птица слетел к хозяйке, та обрадовалась. Они пришли в деревню, девочка попрощалась. Рассказ заканчивается такими словами:
Из этих слов можно сказать чему учит рассказ:
- Во-первых, помогать тем, кто попал в беду. Автор изо всех сил старался спасти птицу.
- Во-вторых, не забывать благодарить за помощь. Девчушка ведь спасибо так и не сказала.
- В-третьих. Девочке следовало бы сразу рассказатьо своей проблеме. Возможно, птицу нашли бы намного быстрее.
Возможно переволновалась и сильно боялась за своего питомца. Но все же нужно уметь быть благодарным.
Его главная мысль для читательского дневника:
Если приручил птицу, то нужно за ней следить. Иначе хоть скворец, хоть попугай запросто вылетит в окно. Но раз уж такое случилось, то следует искать питомца, постараться его спасти. НЕ нужно бояться или стесняться просить о помощи. Добрые люди всегда найдутся.
Краткое содержание можно читать здесь.
Сказка про бутылочное горлышко очень поучительна, ведь в ней прослеживается две судьбы, это обычной бутылки из-под вина и молодой пары, которые были повенчаны, но свадьба так и не состоялась, так как жених погиб при кораблекрушении. Эти судьбы в произведении переплетены между собой, но они схожи — счастливого продолжения не последовало.
Главной мыслью этой сказки, является непредсказуемость нашей жизни, ведь далеко не всегда наши желания воплощаются в реальность. В жизни не бывает только одно хорошее, в ней часть встречаются и трудности.
Учит эта сказка тому, что не смотря на различные трудные ситуации, жизнь продолжается, пусть эта жизнь будет не такой, о чем мечталось, но нужно радоваться и этому.
В этом рассказе Михаила Зощенко, в жанре фельетона описывается конфликт возникший при отправке вещей на железнодорожной станции.
Главные герои автор рассказа и весовщик. В рассказе присутствует также не названный молодой человек с оптического завода.
Автору пришлось отправлять поездом вещи умершей тётки и он поначалу восхищается спорой работой весовщика. Однако, он часто отказывается принимать вещи по причине слабой тары. А рядом работает человек, который за плату заколачивает тару гвоздями.
То есть, налицо сговор весовщика и человека с гвоздями.
Взятка бессмертна и будет существовать, пока существует человечество.
От себя добавлю: рассказ написан ещё в двадцатые годы прошлого столетия, но тема остаётся актуальной и в наши дни, только в гораздо больших масштабах.
Источник