Осип Мандельштам сборник Камень

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть —
Узора милого не зачеркнуть.

Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,—
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.

И никну, никем не замеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Коротких осенних минут.

Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни, похожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.

<Осень> 1910, 1927

Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу.
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.

Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.

И стоит осиротелая
И немая вышина,
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина.

Утро, нежностью бездонное,
Полуявь и полусон —
Забытье неутоленное —
Дум туманный перезвон.

Воздух пасмурный влажен и гулок;
Хорошо и не страшно в лесу.
Легкий крест одиноких прогулок
Я покорно опять понесу.

И опять к равнодушной отчизне
Дикой уткой взовьется упрек,—
Я участвую в сумрачной жизни,
Где один к одному одинок!

Выстрел грянул. Над озером сонным
Крылья уток теперь тяжелы.
И двойным бытием отраженным
Одурманены сосен стволы.

Небо тусклое с отсветом странным —
Мировая туманная боль —
О, позволь мне быть также туманным
И тебя не любить мне позволь.

1911, 28 августа 1935

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред —
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
Здесь — я любить боюсь.

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?

И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность!

Паденье — неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?

И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!

Так проклят будь готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.03.2013. Осип Мандельштам сборник Камень
  • 18.03.2013. 17. 03. 2013.
  • 08.03.2013. В. Маяковский, из поэмы Флейта-позвоночник
  • 05.03.2013. 2. 03. 13.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Открытая лекция: Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким моим?

Очень известная строчка из стихов очень известного поэта, и она наверняка вам попадалась не раз. И мне тоже попадалась. Поэты меня всегда восхищали своей способностью в стихах задавать правильные вопросы – и тем самым задавать правильный ход мысли миллионам людей. Мы же, то есть ЛЮДИ, в свою очередь, попробуем с вами не просто созерцать красоту слога и смысла данного посыла, а поискать на него ОТВЕТ, и ответ практический.

Кстати говоря, интересный факт из жизни. Был у меня как-то раз один весьма ищущий всяческого просветления товарищ, который никак не мог решить свои проблемы в “классическом” формате: сфокусируйся, расскажи, что там. Раз за разом он сталкивался с тем, что “рассказывать тут особо нечего, ну колбасит и колбасит”. Воспоминания, перепроживания, перепросмотры, прочие известные в психологии подходы – как-то все это на нем не срабатывало. На каком-то этапе мы прекратили с ним работать, пока однажды не встретились неожиданно снова на “телесном” тренинге, автор которой объяснял все наши проблемы влиянием на нас строения нашего тела и его особенностями. Мы по старой дружбе завязались языками, и вдруг он мне начал рассказывать, что обнаружил одну весьма многообещающую методику. Смысл ее, в двух словах, заключался в том, что для проработки своих проблем не обязательно про них рассказывать, а иногда и не нужно и даже просто вредно, но куда полезнее и гармоничнее эти проблемы выражать через телесные формы и движения.

Это практика изначально бессловесна. Если задаться целью получить от нее какие-то результаты, то, пожалуй, довольно бессмысленно начинать ее осваивать с рассуждений и разговоров, её просто нет никакого толку “понимать”, потому что внешне и внутренне она проста, как движение огонька свечи, дыхание или полет листа на ветру.

Тем не менее, интереса ради, мы попытаемся.

Ведущий: Олег Матвеев — клинический психолог, процессор, психотерапевт, психосоматолог. Автор и ведущий линейки тренингов «Ясная практика жизни»

В центре «Белые Облака» регулярно проводятся все обязательные профилактические мероприятия (дезинфекция помещений, проветривание помещений, санитарная обработка оборудования и пр.), наши сотрудники также используют средства индивидуальной защиты. Мы надеемся на Ваше понимание и соблюдение общих правил и мер предосторожности:

  • запрет на посещение занятия людей с температурой выше 37С, а также с признаками респираторных заболеваний;
  • соблюдение дистанции между участниками в зале и ограничение групп по количеству (предварительная запись обязательна!);
  • использование антисептиков перед занятием;
  • планирование своего прихода заранее, чтобы избежать очереди.

Берегите себя и своих близких, соблюдайте индивидуальные меры безопасности и укрепляйте здоровье и физическое, и душевное!

Источник

Дано мне тело — О. Мандельштам

Ф. Феллини как-то написал: «Единственное обоснованное свидетельство, на которое имеет право человек, – это свидетельство о себе самом. «Настоящим реалистом может быть только фантазер» – кто это сказал? Ведь фантазер свидетельствует о событиях, являющихся его реальной действительностью, то есть самым реальным из всего, что есть на свете» .

Одной из первостепенных задач лингвоэстетического анализа художе-ственного текста является показ «действительности воображения», предстающей в виде действительности поэтического слова. Выводя наружу скрытые закономерности семантической композиции литературного произведения, необходимо учитывать сложный, «партитурный» характер модальности художественного текста, его внутреннюю диалогичность. Отношение высказывания в действительности оказывается осложненным отношением высказывания к самому себе. Продемонстрируем это на примере конкретного текста – одного из ранних стихотворений О. Мандельштама.

Читайте также:  Вертикальный анализ баланса предприятия таблица

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть, –
Узора милого не зачеркнуть. [1910]

Местоимение «Я», выступающее в узусе как средство фиксирования ли-шенного самостоятельности эгоцентра речи, как способ обозначения говорящего, в этом стихотворении, приобретает очень сложную, несвойственную ему в практическом языке семантическую структуру, получая способность выражать «различающее нахождение себя и как иного себе, и как себя самого» [1, с. 85]. Источником внутреннего драматизма, энергетической направленности лирического текста данном случае является столкновение и взаимопроникновение расчленяющей мысли и нерасчлененного чувства. «Я» поэта оказывается то отделенным от тела, то слитым с ним («Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?»). В первых двустишьях использованы безличные конструкции, личное местоимение употреблено в форме дательного падежа (эта форма повторяется в начале стихотворения трижды).

Мандельштам вообще высоко оценивал скрытые лингвокреативные возможности дательного падежа, считая даже неправомерным выносить именительный падеж на первое место в парадигме склонения и в предложении: « . нас путает синтаксис. Все именительные падежи следует заменить указующими направление дательными. Это закон обратимой и обращающейся материи, существующей только в исключительном порыве . здесь все вывернуто: существительное является целью, а не подлежащим фразы» [2, 152]. В этих замечаниях очень точно подмечена лингвистическая природа дательного падежа, обозначающего субъект как цель глагольного действия, которая ставится тем же самым субъектом глагольного действия.

А.Ф. Лосев, исследовавший парадигму склонения в аспекте математиче-ского понятия окрестности, указывал на промежуточный субъектно-объектный характер дательного падежа, наиболее ярко проявляющийся в безличных конструкциях: «объект», выраженный здесь в дательном падеже, почти уже готов стать подлинным субъектом. Ему пока не хватает самостоятельной субстанциональности, поскольку он здесь – нечто воспринимающее, претерпевающее, и, тем самым, пассивное. Но по своему внутреннему состоянию этот объект здесь уже вполне активен и переживает эту активность вполне непосредственно» [3, с. 238].

Дательный падеж личного местоимения, в силу его амбивалентной при-роды, в максимальной степени способствует реализации идеи стихотворения О.Мандельштама, суть которой – в поиске путей преодоления пропасти между субъектом и объектом, конечностью существования и бесконечностью вечности, космоса. Разрушая стереотипы обыденного мышления и практической речи, поэт вскрывает внутреннюю динамику, потенциальную энергию языка.. Имманентный антропоцентризм грамматических форм и категорий, выводимый наружу в результате актуализации сложных семантико-стилистических ассоциаций, выступает средством создания целостного образа наряду с лексическими: средствами выражающими различные аспекты идеи стихотворения. Внутреннее здесь переходит во внешнее, содержание в форму и наоборот. В.Н.Топоров определяет данную идею стихотворения О.Мандельштама как «авторефлексивный акт, то раздвоение единого, которое оказывается толчком, позволяющим преодолеть… замкнутость первоначального тела-мира»[4, с.432].

В третьем двустишии стихотворения («Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок») Мандельштам возвращается к начальной форме личного местоимения, идея взаимодополнительности и взаимопроникновения субъекта и объекта, выражаемая в первых двустишиях стихотворения в косвенной форме, здесь получает прямое, прямое выражение в словах-символах "садовник" и "цветок". Вторая строка этого двустишия завершает личную «микрокосмическую»» тему стихотворения и открывает выход в макрокосмический план вечности. Символ "темница мира" также обладает амбивалентной семантикой, совмещая в себе значение субъекта и объекта. «Темница мира» – это одновременно и само тело, внутри которого заключено созерцавшее и рефлектирующее «чистое Я» и окружающая вселенная: «Я не одинок» – это значит: «Я не замкнут солипсическим кругом своего субъективного сознания, я ощущаю и мыслю себя одновременно и объектом, космосом, с которым вступаю в диалог».

В следующих трех двустишиях, как уже сказано, развивается тема макрокосмоса, тема вечности. В четвертом двустишии («На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло») имплицитно возникает образ окна: символы "темница мира" и "стекла вечности", вне всякого сомнения, соотносительны. Внешнее противоречие (какие же в темнице окна?) здесь приглушено, гораздо более важными в данном случае оказываются ассоциации, связанные с окном как выходом в мир, свернутым пространством, и оконное стекло выступает границей – проницаемой, невидимой, легко преодолимой – между бесконечностью вселенной и конечностью человеческого жилища. Вместе с тем у Мандельштама местоположение вечности и «Я» не фиксировано, и, следовательно, взаимообратимо и относительно: «Я» как и «вечность» находятся одновременно и вне и внутри.

Очень важным для полного и целостного понимания идеи стихотворения является слово «неузнаваемый» в пятом двустишии («Запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор»). Казалось бы, здесь опять неразрешимое противоречие: «запечатленный узор» – это след дыхания «Я», отпечаток меня, а как же я не смогу узнать свое, себя? Но дело в том, что здесь идет о «методологическом» (П.А. Флоренский ), сверхличном Я, которое неизбежно становится «неузнаваемым» для Я индивидуального, неотделимого от ограниченного во времени и пространстве смертного существа во плоти и крови. Драматизм этого противопоставления в наиболее яркой форме оказывается выраженным в антиномии вечность – мгновение. («Пускай мгновения стекает муть, Узора милого не зачеркнуть»).

В одном из своих эссе определяя двустороннюю и обратимую природу поэтического слова О.Мандельштам прибегает к форме метаописания, к построению своеобразной образно-пространственной модели слова: «Значимость слова можно рассматривать как свечу, горящую изнутри в бумажном фонарике, и обратно, звуковое представление, так называемая фонема, может быть помешена внутри значимости, как та же самая свеча в том же самом фонарике» [2, с.66].

Первый путь – это путь читателя, который идет от звучания слова и целого текста к смыслу слова, к идее текста. Второй путь – это путь поэта, для которого исходным пунктом является нерасчлененный внутренний образ, воплощаемый в дискретное слово, в звучащий текст, хотя для поэта оба пути могут оказаться равнозначными и обратимыми, и к «семеме» (т.е. к индивидуальной неповторимой значимости) он может придти от «фонемы» (т.е. от устойчивой внешней формы слова, представления о его звучании, «впечатления»).

Следует сказать, что пространственная модель, к которой прибегает О.Мандельштам для наглядного объяснения сути отношений между значимостью и знаком, внутренним и внешним в словообразе, носит неэвклидовый характер, предполагая релятивность исходной точки наблюдения. В проанализированном стихотворении О. Мандельштама данные закономерности субъективно-объективной организации семантической композиции художественного текста проявляются с большей открытостью и очевидностью.

Литература:
1. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. – М.: Изд. автора, 1927
2. Мандельштам О. Слово и культура. – М.: Сов. писатель, 1987.
3. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968.
4. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // В.Н.Топоров Миф. Ритуал. Символ. Образ. \ Исследования в области мифопоэтического. – М.: Изд. группа «Прогресс»-«Культура», 1995.
5. Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитою на степень магистра книги «О духовной истине» [М., 1912], сказанное 19 мая 1914 г. // П.А. Флоренский Столп и утверждение истины. I.П. – М.: Правда, 1990. – с.817-826.

Источник

Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Образовательные задачи: формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации

Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма; пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия; способствовать воспитанию духовности

Читайте также:  Атомно эмиссионный анализ элементы

Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление; активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе; способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения

Оборудование к уроку: компьютер, медиавизор, раздаточный материал

Ход урока

На доске написана тема урока и эпиграф:

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

На партах у уч-ся разложены листы со стихотворными текстами.

Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть

Узора милого не зачеркнуть.

Притоптав полотно на земле усталой,

Черные полосы с серым фоном

Мажу туда и сюда, как попало.

Кисти — колеса. Мазки — со звоном.

Целую зиму в клетке висели

Что за радость! Что за веселье!

Руки чешутся, руки!

1. Организационный момент

Слово учителя:

Мне бы хотелось сегодня поговорить с вами о ПОЭТЕ. Многие люди пытаются рифмовать строки, пробуют писать, но ПОЭТАМИ не становятся. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали ПОЭТОМ? Начнем мы наше размышление со стихотворных текстов. Перед вами 2 текста и таблица, которая поможет вам выполнить их поэтический анализ. Вам нужно в соответствующие столбцы внести средства выразительности, которые вы найдете в каждом из этих стихотворений, а потом ответить на вопрос: как тематически можно определить эти произведения.

Во время выполнения учащимися работы учитель выразительно читает стихотворные тексты.

Развернутая метафора художник — пахарь

Мазки – со звоном

Проверка результатов работы с таблицей. Как правило, затруднений ничего не вызывает, кроме развернутой метафоры. Учитель может помочь.

— Глядя в свои таблицы, скажите мне, о чем эти стихи.

— Текст №1 оказался для меня проще и труднее одновременно. Я думаю, поэт размышляет здесь над соотношением мига и вечности. Это сомнения и ощущения человека, который осознает свою способность жить не только один краткий миг, но и стать частью вечности.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Текст №2 довольно непонятный, концовка в нем крайне неприятная. Но если мы выделяем развернутую метафору, то, видимо, это стихотворение о том, что ремесло художника подобно ремеслу пахаря и с приходом весны на них обоих накатывает вдохновение.

— Спасибо. Оба этих стихотворения были созданы в 10-х годах 20 века. Понятно, что принадлежат они разным авторам. Один из них – умер в лагере от остановки сердца, полубезумный и больной человек, обрекаемый властью на забвение.

А второй – был 6 раз отмечен орденами и медалями, жизнь прожил долгую и сытую, числясь выдающимся советским поэтом.

Определите, пожалуйста, авторство этих стихов.

Дети высказывают свои предположения, как правило, безошибочно.

— Раскроем карты. Текст №1 принадлежит Осипу Эмильевичу Мандельштаму, необыкновенному, очень талантливому, м.б., самому талантливому поэту 20 века.

Я так же беден, как природа,

Я так же прост, как небеса,

И призрачна моя свобода,

Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный

И небо мертвенней холста,-

Твой мир, болезненный и странный,

Я принимаю, пустота!

Текст №2 создан Александром Безымянским, человеком с говорящей фамилией, которая, не являясь псевдонимом, многое может сказать о нем.

Сгребаю ворох белых масок

В это ясное, свежее ведро.

Глядите-ка, сколько новых красок

Принес я в кадках и ведрах!

Любуйтесь, любуйтесь моей красильней,

Где солнце — мой сторож зоркий!

Я белое небо выкрасил синей,

Красной мазнувши для зорьки

2. Знакомство с биографией поэта (ПОЭТ)

Учитель:

-Приготовьте тетради. Я порошу вас записать некоторые биографические сведения об этих людях. Они пригодятся вам для ваших дальнейших размышлений.

Заранее подготовленные ученики представляют свою презентации о Мандельштаме и Безыменском.

1 ученик рассказывает биографию О.Э.Мандельштама, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, детство и юность его прошли в Петербурге. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам,- самоучка, коммерсант.

мать, Флора Осиповна,- учительница музыки. В 1900–1907 годах Мандельштам учится в Тенишевском коммерческом училище

После окончания училища Мандельштам трижды выезжает за границу: с октября 1907 по лето 1908 года он живет в Париже, с осени 1909 по весну 1910 года изучает романскую филологию в Гейдельбергском университете в Германии, с 21 июля по середину октября живет в пригороде Берлина Целендорфе.

Первый поэтический сборник Мандельштама вышел в 1913 году, издан он был за свой счет2. Предполагалось, что он будет называться "Раковина", но окончательное название было выбрано другое – "Камень".

В 1911–1917 годах Мандельштам учится на романо-германском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета.

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было сложным. Однако любые попытки Мандельштама найти свое место в новой России заканчивались неудачей и скандалом. Вторая половина 1920-х годов для Мандельштама – это годы кризиса.

В ноябре 1933 года он написал резко сатирическое стихотворение о Сталине.

Как ни удивительно, приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. Люди в то время погибали и за гораздо меньшие "провинности". Резолюция Сталина всего лишь гласила: "Изолировать, но сохранить", – и Осип Мандельштам был отправлен в ссылку в далекий северный поселок Чердынь.

Конечно, судьба Мандельштама была предрешена. Но сурово наказывать его в 1933 году значило бы афишировать то злополучное стихотворение и как бы сводить личные счеты тирана с поэтом, что было бы явно не достойным "отца народов". Всему свое время, Сталин умел ждать, в данном случае – большого террора 1937 года, когда Мандельштаму суждено было сгинуть безвестно вместе с сотнями тысяч других.

В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки.

2 мая 1938 года, перед восходом солнца, как это и было тогда принято, Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют в Западную Сибирь, на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Сохранилось письмо поэта к жене, в котором он писал: "Здоровье очень слабое, истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей".

Смерть поэта настигла в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком 27 декабря 1938 года.

2 ученик рассказывает биографию А.Безыменского, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).

Безыменский Александр Ильич (1898 — 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в Житомире. Окончив гимназию во Владимире, в 1916 поступил в Киевский коммерческий институт. Начавшаяся революция полностью изменила всю жизнь будущего поэта. Он становится активным участником событий, происходящих в стране, одним из организаторов первых союзов молодежи в Петрограде и Москве, редактором газеты "Красная молодежь", партийным и комсомольским работником на самых разных постах. Свой поэтический талант он тоже отдает на дело революции. В 1918 в периодической печати появляются его первые стихотворения.

В 1923 — 26 принимает живое участие в деятельности РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), сотрудничает в журнале "На посту"

В 1923 оставил должность редактора газеты "Красная молодежь" и полностью отдался поэтическому творчеству. В эти годы выходят такие популярные в то время стихи, как "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь" и др., поэмы "В.И. Ленин", "Феликс", "Война этажей" и др. Безыменский в своих произведениях всегда откликался на самые злободневные события, происходившие в стране.

Читайте также:  Анализ и оценка финансовой составляющей экономической безопасности

В послевоенные годы продолжает литературную деятельность ("Баллада о столе", цикл сатирических стихов; стихотворение "Сильнее атомной бомбы" и др.). Лирика, сатира, эпос, публицистическая поэзия — таково его творческое наследие. Умер А. Безыменский в 1973.

Учитель:

— Мы уже поняли, что это были люди одного поколения. Но какими разными были их судьбы! Обратимся к эпиграфу урока. Что обозначают эти слова?

— А какое отношение имеет эпиграф к нашим поэтам?

— Один –забыт, а величие другого с каждым годом становится все более и более заметным.

— Вы абсолютно правы. Именно время расставляет все по своим местам, потому что время – самый справедливый судья. Я прошу вас обратиться сейчас к экрану и вспомнить, что это было за время. Сделайте записи в тетрадях. Какие события начала 20 века стали наиболее значимыми для России.

3. Ситуация в России в 20-30 годах 20 века (время) и ее отражение в поэтических текстах. Совесть поэта и гражданина

Смотрим видеоряд «Россия начала 20 века» (см. материалы к уроку). Дети выписывают в тетрадь: 1 мировая война, революция 17 года, коллективизация, индустриализация.

А теперь обратите свои взоры на листы №2 и №3, где вам предложена выборка стихотворений Мандельштама и Безыменского.

ЛИСТ №2. СТИХОТВОРЕНИЯ О. МАНДЕЛЬШТАМА

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени,

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,

Их родина — дремучий лес Тайгета,

Их пища — время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок,

Невзрачное сухое ожерелье

Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

Когда мозаик никнут травы

И церковь гулкая пуста,

Я в темноте, как змей лукавый,

Влачусь к подножию креста.

Я пью монашескую нежность

В сосредоточенных сердцах,

Как кипариса безнадежность

В неумолимых высотах.

Люблю изогнутые брови

И краску на лице святых,

И пятна золота и крови

На теле статуй восковых.

Быть может, только призрак плоти

Обманывает нас в мечтах,

Просвечивает меж лохмотий,

И дышит в роковых страстях.

Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи —

И среди бела дня останусь я в ночи;

И, зернами дыша рассыпанного мака,

На голову мою надену митру мрака:

Как поздний патриарх в разрушенной Москве,

Неосвещенный мир неся на голове —

Чреватый слепотой и муками раздора;

Как Тихон, ставленник последнего собора.

ЛИСТ №2 СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЕЗЫМЕНСКОГО

Перекидывать как комья!

Электропоэмами космос воспеть!

В каком-нибудь предгублескоме

Зарю грядущего разглядеть.

Пишите сотни «Поэм о собаке»

Но дайте одну хоть

О человеке живом.

Возьмите любого Федю на Рабфаке

Нашим завтрашним днем.

И мудрости вещей!

Давайте больше простых гвоздей!

Откиньте небо! Отбросьте вещи!

Знаю: придется не мало

Маленьких дней пройти.

Вышел с гудком, запевалой,

В десятилетья пути.

Знаю я каждое место,

Где мне ступить и чем:

Армией — или ничем.

Знаю оружье любое:

Штык, Совнарком, или горн.

С ними пройду я с боем

Встречные толщи гор.

Знаю, где враг клейкий.

Знаю, где солнце и муть.

Пальцами каждой ячейки

Щупаю верный путь.

Знаю свою пожитки.

Знаю беду на дому:

Пуговицу ль на нитке,

Топи бумаг или тьму.

Вытянул в мир с завода

Рук мускулистых рои.

Знаю: веков поводья

Учитель выразительно читает стихотворения поэтов.

— Что вы можете сказать о тематике этих стихотворений?

— У Мандельштама – это «вечные» темы, а у Безыменского – темы сиюминутные.

— Так, м.б., именно Безыменский – герой своего времени, именно такая поэзия и было нужна молодой Советской республике, а вовсе не заумные вирши Мандельштама?

-Нет, вечные темы актуальны всегда.

— Тогда почему Безыменский – орденоносец, а Мандельштам – лагерный зэк? Что, советские руководители были такими глупыми, что не понимали актуальность вечных тем?

О свободе небывалой

Сладко думать у свечи.

— Ты побудь со мной сначала,—

Верность плакала в ночи,—

Только я мою корону

Возлагаю на тебя,

Чтоб свободе, как закону,

Подчинился ты, любя.

— Я свободе, как закону,

Обручен, и потому

Эту легкую корону

Никогда я не сниму.

Нам ли, брошенным в пространстве,

О прекрасном постоянстве

И о верности жалеть!

Это стихотворение было написано Осипом Эмильевичем в 1915 году, когда еще не было арестов, отказов издательств, еще не было голода и тех страшных испытаний, что выпали ему впоследствии. А в 1933 году Мандельштам пишет стихотворение о Сталине.

Мы живем, над собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговора,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны.
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…

В своем письме К.Чуковскому в 1935 году он писал: «Меня нет. Я тень. У меня только право умереть».

А в это время Безыменский пишет совсем другие строки.

Звучит песня «Все хорошо, прекрасная маркиза» на слова Безыменского.

— В стране индустриализация, строительство идет полным ходом. Трудностей хватает сполна. Нужно поднимать дух народа. Выкинули Мандельштама с «корабля истории». Безыменский – лучше, нужнее. Так? Так. Сознательно топтали Мандельштама? Сознательно. А почему?

-Потому что у Мандельштама была своя правда, своя совесть, через которую он не мог переступить, а Безыменский был как флюгер, который крутился то в одну, то в другую сторону, подстраиваясь под курс партийного руководства.

Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на виски,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски!

И когда я умру, отслуживши,

Всех живущих прижизненный друг,

Чтоб раздался шире и выше

Отклик неба во всю мою грудь.

4.Современность и поэзия. Талант поэта

Часто на уроках, чтобы привлечь ваше внимание, я начинала читать стихи. Это были стихи Блока, Ахматовой, Пастернака. Вы всегда замолкали и начинали меня слушать. Я всегда знала, что будет именно так, потому что настоящие, талантливые стихи обладают особой магией: они завораживают. Но никогда бы я не взялась за чтение стихов Безыменского, вряд ли в них есть такая магия. А вот в стихотворениях Мандельштама такая магия есть. Почему?

-Все очень просто: он талантлив.

— Да, он талантлив, он одарен. Он настоящий ПОЭТ. Скажите, что необходимо настоящему поэту, чтобы его имя осталось в вечности? Какова формула этого успеха?

— Талант и совесть.

— И как не вспомнить здесь А.С.Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные».

Запишите их в тетрадь.

5. Итоги урока

Учащиеся получают листы с вопросами.

— Друзья мои, я предлагаю вам сейчас выбрать один из предложенных мною вопросов для размышления и дат на него ответ.

1. Почему живет поэзия О.Э.Мандельштама?

2. Почему в век компьютерных технологий люди испытывают потребность в поэзии?

3. Правда ли, что время все расставляет по своим местам?

4. Какая нужна поэзия сейчас?

6. Домашнее задание

Мы с вами вспоминали слова А.С.Пушкина из «Моцарта и Сальери». Мы вспоминали эти слова, когда говорили о творчестве Ф.М.Достоевского. Вспомнили и сейчас. Мне хочется, чтобы вы поразмышляли над ними в связи с темой нашего урока. Итак, «Гений и злодейство – вещи несовместные». Это и будет темой вашего домашнего сочинения.

Источник