Осип Мандельштам сборник Камень
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть —
Узора милого не зачеркнуть.
Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,—
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.
И никну, никем не замеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Коротких осенних минут.
Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни, похожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.
<Осень> 1910, 1927
Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу.
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.
Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.
И стоит осиротелая
И немая вышина,
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина.
Утро, нежностью бездонное,
Полуявь и полусон —
Забытье неутоленное —
Дум туманный перезвон.
Воздух пасмурный влажен и гулок;
Хорошо и не страшно в лесу.
Легкий крест одиноких прогулок
Я покорно опять понесу.
И опять к равнодушной отчизне
Дикой уткой взовьется упрек,—
Я участвую в сумрачной жизни,
Где один к одному одинок!
Выстрел грянул. Над озером сонным
Крылья уток теперь тяжелы.
И двойным бытием отраженным
Одурманены сосен стволы.
Небо тусклое с отсветом странным —
Мировая туманная боль —
О, позволь мне быть также туманным
И тебя не любить мне позволь.
1911, 28 августа 1935
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред —
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
Здесь — я любить боюсь.
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность!
Паденье — неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?
И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!
Так проклят будь готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.
Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.03.2013. Осип Мандельштам сборник Камень
- 18.03.2013. 17. 03. 2013.
- 08.03.2013. В. Маяковский, из поэмы Флейта-позвоночник
- 05.03.2013. 2. 03. 13.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Открытая лекция: Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким моим?
Очень известная строчка из стихов очень известного поэта, и она наверняка вам попадалась не раз. И мне тоже попадалась. Поэты меня всегда восхищали своей способностью в стихах задавать правильные вопросы – и тем самым задавать правильный ход мысли миллионам людей. Мы же, то есть ЛЮДИ, в свою очередь, попробуем с вами не просто созерцать красоту слога и смысла данного посыла, а поискать на него ОТВЕТ, и ответ практический.
Кстати говоря, интересный факт из жизни. Был у меня как-то раз один весьма ищущий всяческого просветления товарищ, который никак не мог решить свои проблемы в “классическом” формате: сфокусируйся, расскажи, что там. Раз за разом он сталкивался с тем, что “рассказывать тут особо нечего, ну колбасит и колбасит”. Воспоминания, перепроживания, перепросмотры, прочие известные в психологии подходы – как-то все это на нем не срабатывало. На каком-то этапе мы прекратили с ним работать, пока однажды не встретились неожиданно снова на “телесном” тренинге, автор которой объяснял все наши проблемы влиянием на нас строения нашего тела и его особенностями. Мы по старой дружбе завязались языками, и вдруг он мне начал рассказывать, что обнаружил одну весьма многообещающую методику. Смысл ее, в двух словах, заключался в том, что для проработки своих проблем не обязательно про них рассказывать, а иногда и не нужно и даже просто вредно, но куда полезнее и гармоничнее эти проблемы выражать через телесные формы и движения.
Это практика изначально бессловесна. Если задаться целью получить от нее какие-то результаты, то, пожалуй, довольно бессмысленно начинать ее осваивать с рассуждений и разговоров, её просто нет никакого толку “понимать”, потому что внешне и внутренне она проста, как движение огонька свечи, дыхание или полет листа на ветру.
Тем не менее, интереса ради, мы попытаемся.
Ведущий: Олег Матвеев — клинический психолог, процессор, психотерапевт, психосоматолог. Автор и ведущий линейки тренингов «Ясная практика жизни»
В центре «Белые Облака» регулярно проводятся все обязательные профилактические мероприятия (дезинфекция помещений, проветривание помещений, санитарная обработка оборудования и пр.), наши сотрудники также используют средства индивидуальной защиты. Мы надеемся на Ваше понимание и соблюдение общих правил и мер предосторожности:
- запрет на посещение занятия людей с температурой выше 37С, а также с признаками респираторных заболеваний;
- соблюдение дистанции между участниками в зале и ограничение групп по количеству (предварительная запись обязательна!);
- использование антисептиков перед занятием;
- планирование своего прихода заранее, чтобы избежать очереди.
Берегите себя и своих близких, соблюдайте индивидуальные меры безопасности и укрепляйте здоровье и физическое, и душевное!
Источник
Дано мне тело — О. Мандельштам
Ф. Феллини как-то написал: «Единственное обоснованное свидетельство, на которое имеет право человек, – это свидетельство о себе самом. «Настоящим реалистом может быть только фантазер» – кто это сказал? Ведь фантазер свидетельствует о событиях, являющихся его реальной действительностью, то есть самым реальным из всего, что есть на свете» .
Одной из первостепенных задач лингвоэстетического анализа художе-ственного текста является показ «действительности воображения», предстающей в виде действительности поэтического слова. Выводя наружу скрытые закономерности семантической композиции литературного произведения, необходимо учитывать сложный, «партитурный» характер модальности художественного текста, его внутреннюю диалогичность. Отношение высказывания в действительности оказывается осложненным отношением высказывания к самому себе. Продемонстрируем это на примере конкретного текста – одного из ранних стихотворений О. Мандельштама.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть, –
Узора милого не зачеркнуть. [1910]
Местоимение «Я», выступающее в узусе как средство фиксирования ли-шенного самостоятельности эгоцентра речи, как способ обозначения говорящего, в этом стихотворении, приобретает очень сложную, несвойственную ему в практическом языке семантическую структуру, получая способность выражать «различающее нахождение себя и как иного себе, и как себя самого» [1, с. 85]. Источником внутреннего драматизма, энергетической направленности лирического текста данном случае является столкновение и взаимопроникновение расчленяющей мысли и нерасчлененного чувства. «Я» поэта оказывается то отделенным от тела, то слитым с ним («Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?»). В первых двустишьях использованы безличные конструкции, личное местоимение употреблено в форме дательного падежа (эта форма повторяется в начале стихотворения трижды).
Мандельштам вообще высоко оценивал скрытые лингвокреативные возможности дательного падежа, считая даже неправомерным выносить именительный падеж на первое место в парадигме склонения и в предложении: « . нас путает синтаксис. Все именительные падежи следует заменить указующими направление дательными. Это закон обратимой и обращающейся материи, существующей только в исключительном порыве . здесь все вывернуто: существительное является целью, а не подлежащим фразы» [2, 152]. В этих замечаниях очень точно подмечена лингвистическая природа дательного падежа, обозначающего субъект как цель глагольного действия, которая ставится тем же самым субъектом глагольного действия.
А.Ф. Лосев, исследовавший парадигму склонения в аспекте математиче-ского понятия окрестности, указывал на промежуточный субъектно-объектный характер дательного падежа, наиболее ярко проявляющийся в безличных конструкциях: «объект», выраженный здесь в дательном падеже, почти уже готов стать подлинным субъектом. Ему пока не хватает самостоятельной субстанциональности, поскольку он здесь – нечто воспринимающее, претерпевающее, и, тем самым, пассивное. Но по своему внутреннему состоянию этот объект здесь уже вполне активен и переживает эту активность вполне непосредственно» [3, с. 238].
Дательный падеж личного местоимения, в силу его амбивалентной при-роды, в максимальной степени способствует реализации идеи стихотворения О.Мандельштама, суть которой – в поиске путей преодоления пропасти между субъектом и объектом, конечностью существования и бесконечностью вечности, космоса. Разрушая стереотипы обыденного мышления и практической речи, поэт вскрывает внутреннюю динамику, потенциальную энергию языка.. Имманентный антропоцентризм грамматических форм и категорий, выводимый наружу в результате актуализации сложных семантико-стилистических ассоциаций, выступает средством создания целостного образа наряду с лексическими: средствами выражающими различные аспекты идеи стихотворения. Внутреннее здесь переходит во внешнее, содержание в форму и наоборот. В.Н.Топоров определяет данную идею стихотворения О.Мандельштама как «авторефлексивный акт, то раздвоение единого, которое оказывается толчком, позволяющим преодолеть… замкнутость первоначального тела-мира»[4, с.432].
В третьем двустишии стихотворения («Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок») Мандельштам возвращается к начальной форме личного местоимения, идея взаимодополнительности и взаимопроникновения субъекта и объекта, выражаемая в первых двустишиях стихотворения в косвенной форме, здесь получает прямое, прямое выражение в словах-символах "садовник" и "цветок". Вторая строка этого двустишия завершает личную «микрокосмическую»» тему стихотворения и открывает выход в макрокосмический план вечности. Символ "темница мира" также обладает амбивалентной семантикой, совмещая в себе значение субъекта и объекта. «Темница мира» – это одновременно и само тело, внутри которого заключено созерцавшее и рефлектирующее «чистое Я» и окружающая вселенная: «Я не одинок» – это значит: «Я не замкнут солипсическим кругом своего субъективного сознания, я ощущаю и мыслю себя одновременно и объектом, космосом, с которым вступаю в диалог».
В следующих трех двустишиях, как уже сказано, развивается тема макрокосмоса, тема вечности. В четвертом двустишии («На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло») имплицитно возникает образ окна: символы "темница мира" и "стекла вечности", вне всякого сомнения, соотносительны. Внешнее противоречие (какие же в темнице окна?) здесь приглушено, гораздо более важными в данном случае оказываются ассоциации, связанные с окном как выходом в мир, свернутым пространством, и оконное стекло выступает границей – проницаемой, невидимой, легко преодолимой – между бесконечностью вселенной и конечностью человеческого жилища. Вместе с тем у Мандельштама местоположение вечности и «Я» не фиксировано, и, следовательно, взаимообратимо и относительно: «Я» как и «вечность» находятся одновременно и вне и внутри.
Очень важным для полного и целостного понимания идеи стихотворения является слово «неузнаваемый» в пятом двустишии («Запечатлеется на нем узор, неузнаваемый с недавних пор»). Казалось бы, здесь опять неразрешимое противоречие: «запечатленный узор» – это след дыхания «Я», отпечаток меня, а как же я не смогу узнать свое, себя? Но дело в том, что здесь идет о «методологическом» (П.А. Флоренский ), сверхличном Я, которое неизбежно становится «неузнаваемым» для Я индивидуального, неотделимого от ограниченного во времени и пространстве смертного существа во плоти и крови. Драматизм этого противопоставления в наиболее яркой форме оказывается выраженным в антиномии вечность – мгновение. («Пускай мгновения стекает муть, Узора милого не зачеркнуть»).
В одном из своих эссе определяя двустороннюю и обратимую природу поэтического слова О.Мандельштам прибегает к форме метаописания, к построению своеобразной образно-пространственной модели слова: «Значимость слова можно рассматривать как свечу, горящую изнутри в бумажном фонарике, и обратно, звуковое представление, так называемая фонема, может быть помешена внутри значимости, как та же самая свеча в том же самом фонарике» [2, с.66].
Первый путь – это путь читателя, который идет от звучания слова и целого текста к смыслу слова, к идее текста. Второй путь – это путь поэта, для которого исходным пунктом является нерасчлененный внутренний образ, воплощаемый в дискретное слово, в звучащий текст, хотя для поэта оба пути могут оказаться равнозначными и обратимыми, и к «семеме» (т.е. к индивидуальной неповторимой значимости) он может придти от «фонемы» (т.е. от устойчивой внешней формы слова, представления о его звучании, «впечатления»).
Следует сказать, что пространственная модель, к которой прибегает О.Мандельштам для наглядного объяснения сути отношений между значимостью и знаком, внутренним и внешним в словообразе, носит неэвклидовый характер, предполагая релятивность исходной точки наблюдения. В проанализированном стихотворении О. Мандельштама данные закономерности субъективно-объективной организации семантической композиции художественного текста проявляются с большей открытостью и очевидностью.
Литература:
1. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. – М.: Изд. автора, 1927
2. Мандельштам О. Слово и культура. – М.: Сов. писатель, 1987.
3. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968.
4. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // В.Н.Топоров Миф. Ритуал. Символ. Образ. \ Исследования в области мифопоэтического. – М.: Изд. группа «Прогресс»-«Культура», 1995.
5. Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитою на степень магистра книги «О духовной истине» [М., 1912], сказанное 19 мая 1914 г. // П.А. Флоренский Столп и утверждение истины. I.П. – М.: Правда, 1990. – с.817-826.
Источник
Образовательный портал
Образовательные задачи: формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации
Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма; пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия; способствовать воспитанию духовности
Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление; активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе; способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения
Оборудование к уроку: компьютер, медиавизор, раздаточный материал
Ход урока
На доске написана тема урока и эпиграф:
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
На партах у уч-ся разложены листы со стихотворными текстами.
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.
Притоптав полотно на земле усталой,
Черные полосы с серым фоном
Мажу туда и сюда, как попало.
Кисти — колеса. Мазки — со звоном.
Целую зиму в клетке висели
Что за радость! Что за веселье!
Руки чешутся, руки!
1. Организационный момент
Слово учителя:
Мне бы хотелось сегодня поговорить с вами о ПОЭТЕ. Многие люди пытаются рифмовать строки, пробуют писать, но ПОЭТАМИ не становятся. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали ПОЭТОМ? Начнем мы наше размышление со стихотворных текстов. Перед вами 2 текста и таблица, которая поможет вам выполнить их поэтический анализ. Вам нужно в соответствующие столбцы внести средства выразительности, которые вы найдете в каждом из этих стихотворений, а потом ответить на вопрос: как тематически можно определить эти произведения.
Во время выполнения учащимися работы учитель выразительно читает стихотворные тексты.
Развернутая метафора художник — пахарь
Мазки – со звоном
Проверка результатов работы с таблицей. Как правило, затруднений ничего не вызывает, кроме развернутой метафоры. Учитель может помочь.
— Глядя в свои таблицы, скажите мне, о чем эти стихи.
— Текст №1 оказался для меня проще и труднее одновременно. Я думаю, поэт размышляет здесь над соотношением мига и вечности. Это сомнения и ощущения человека, который осознает свою способность жить не только один краткий миг, но и стать частью вечности.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Текст №2 довольно непонятный, концовка в нем крайне неприятная. Но если мы выделяем развернутую метафору, то, видимо, это стихотворение о том, что ремесло художника подобно ремеслу пахаря и с приходом весны на них обоих накатывает вдохновение.
— Спасибо. Оба этих стихотворения были созданы в 10-х годах 20 века. Понятно, что принадлежат они разным авторам. Один из них – умер в лагере от остановки сердца, полубезумный и больной человек, обрекаемый властью на забвение.
А второй – был 6 раз отмечен орденами и медалями, жизнь прожил долгую и сытую, числясь выдающимся советским поэтом.
Определите, пожалуйста, авторство этих стихов.
Дети высказывают свои предположения, как правило, безошибочно.
— Раскроем карты. Текст №1 принадлежит Осипу Эмильевичу Мандельштаму, необыкновенному, очень талантливому, м.б., самому талантливому поэту 20 века.
Я так же беден, как природа,
Я так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста,-
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Текст №2 создан Александром Безымянским, человеком с говорящей фамилией, которая, не являясь псевдонимом, многое может сказать о нем.
Сгребаю ворох белых масок
В это ясное, свежее ведро.
Глядите-ка, сколько новых красок
Принес я в кадках и ведрах!
Любуйтесь, любуйтесь моей красильней,
Где солнце — мой сторож зоркий!
Я белое небо выкрасил синей,
Красной мазнувши для зорьки
2. Знакомство с биографией поэта (ПОЭТ)
Учитель:
-Приготовьте тетради. Я порошу вас записать некоторые биографические сведения об этих людях. Они пригодятся вам для ваших дальнейших размышлений.
Заранее подготовленные ученики представляют свою презентации о Мандельштаме и Безыменском.
1 ученик рассказывает биографию О.Э.Мандельштама, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, детство и юность его прошли в Петербурге. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам,- самоучка, коммерсант.
мать, Флора Осиповна,- учительница музыки. В 1900–1907 годах Мандельштам учится в Тенишевском коммерческом училище
После окончания училища Мандельштам трижды выезжает за границу: с октября 1907 по лето 1908 года он живет в Париже, с осени 1909 по весну 1910 года изучает романскую филологию в Гейдельбергском университете в Германии, с 21 июля по середину октября живет в пригороде Берлина Целендорфе.
Первый поэтический сборник Мандельштама вышел в 1913 году, издан он был за свой счет2. Предполагалось, что он будет называться "Раковина", но окончательное название было выбрано другое – "Камень".
В 1911–1917 годах Мандельштам учится на романо-германском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета.
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было сложным. Однако любые попытки Мандельштама найти свое место в новой России заканчивались неудачей и скандалом. Вторая половина 1920-х годов для Мандельштама – это годы кризиса.
В ноябре 1933 года он написал резко сатирическое стихотворение о Сталине.
Как ни удивительно, приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. Люди в то время погибали и за гораздо меньшие "провинности". Резолюция Сталина всего лишь гласила: "Изолировать, но сохранить", – и Осип Мандельштам был отправлен в ссылку в далекий северный поселок Чердынь.
Конечно, судьба Мандельштама была предрешена. Но сурово наказывать его в 1933 году значило бы афишировать то злополучное стихотворение и как бы сводить личные счеты тирана с поэтом, что было бы явно не достойным "отца народов". Всему свое время, Сталин умел ждать, в данном случае – большого террора 1937 года, когда Мандельштаму суждено было сгинуть безвестно вместе с сотнями тысяч других.
В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки.
2 мая 1938 года, перед восходом солнца, как это и было тогда принято, Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют в Западную Сибирь, на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Сохранилось письмо поэта к жене, в котором он писал: "Здоровье очень слабое, истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей".
Смерть поэта настигла в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком 27 декабря 1938 года.
2 ученик рассказывает биографию А.Безыменского, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).
Безыменский Александр Ильич (1898 — 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в Житомире. Окончив гимназию во Владимире, в 1916 поступил в Киевский коммерческий институт. Начавшаяся революция полностью изменила всю жизнь будущего поэта. Он становится активным участником событий, происходящих в стране, одним из организаторов первых союзов молодежи в Петрограде и Москве, редактором газеты "Красная молодежь", партийным и комсомольским работником на самых разных постах. Свой поэтический талант он тоже отдает на дело революции. В 1918 в периодической печати появляются его первые стихотворения.
В 1923 — 26 принимает живое участие в деятельности РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), сотрудничает в журнале "На посту"
В 1923 оставил должность редактора газеты "Красная молодежь" и полностью отдался поэтическому творчеству. В эти годы выходят такие популярные в то время стихи, как "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь" и др., поэмы "В.И. Ленин", "Феликс", "Война этажей" и др. Безыменский в своих произведениях всегда откликался на самые злободневные события, происходившие в стране.
В послевоенные годы продолжает литературную деятельность ("Баллада о столе", цикл сатирических стихов; стихотворение "Сильнее атомной бомбы" и др.). Лирика, сатира, эпос, публицистическая поэзия — таково его творческое наследие. Умер А. Безыменский в 1973.
Учитель:
— Мы уже поняли, что это были люди одного поколения. Но какими разными были их судьбы! Обратимся к эпиграфу урока. Что обозначают эти слова?
— А какое отношение имеет эпиграф к нашим поэтам?
— Один –забыт, а величие другого с каждым годом становится все более и более заметным.
— Вы абсолютно правы. Именно время расставляет все по своим местам, потому что время – самый справедливый судья. Я прошу вас обратиться сейчас к экрану и вспомнить, что это было за время. Сделайте записи в тетрадях. Какие события начала 20 века стали наиболее значимыми для России.
3. Ситуация в России в 20-30 годах 20 века (время) и ее отражение в поэтических текстах. Совесть поэта и гражданина
Смотрим видеоряд «Россия начала 20 века» (см. материалы к уроку). Дети выписывают в тетрадь: 1 мировая война, революция 17 года, коллективизация, индустриализация.
А теперь обратите свои взоры на листы №2 и №3, где вам предложена выборка стихотворений Мандельштама и Безыменского.
ЛИСТ №2. СТИХОТВОРЕНИЯ О. МАНДЕЛЬШТАМА
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес Тайгета,
Их пища — время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок,
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
Когда мозаик никнут травы
И церковь гулкая пуста,
Я в темноте, как змей лукавый,
Влачусь к подножию креста.
Я пью монашескую нежность
В сосредоточенных сердцах,
Как кипариса безнадежность
В неумолимых высотах.
Люблю изогнутые брови
И краску на лице святых,
И пятна золота и крови
На теле статуй восковых.
Быть может, только призрак плоти
Обманывает нас в мечтах,
Просвечивает меж лохмотий,
И дышит в роковых страстях.
Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи —
И среди бела дня останусь я в ночи;
И, зернами дыша рассыпанного мака,
На голову мою надену митру мрака:
Как поздний патриарх в разрушенной Москве,
Неосвещенный мир неся на голове —
Чреватый слепотой и муками раздора;
Как Тихон, ставленник последнего собора.
ЛИСТ №2 СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЕЗЫМЕНСКОГО
Перекидывать как комья!
Электропоэмами космос воспеть!
В каком-нибудь предгублескоме
Зарю грядущего разглядеть.
Пишите сотни «Поэм о собаке»
Но дайте одну хоть
О человеке живом.
Возьмите любого Федю на Рабфаке
Нашим завтрашним днем.
И мудрости вещей!
Давайте больше простых гвоздей!
Откиньте небо! Отбросьте вещи!
Знаю: придется не мало
Маленьких дней пройти.
Вышел с гудком, запевалой,
В десятилетья пути.
Знаю я каждое место,
Где мне ступить и чем:
Армией — или ничем.
Знаю оружье любое:
Штык, Совнарком, или горн.
С ними пройду я с боем
Встречные толщи гор.
Знаю, где враг клейкий.
Знаю, где солнце и муть.
Пальцами каждой ячейки
Щупаю верный путь.
Знаю свою пожитки.
Знаю беду на дому:
Пуговицу ль на нитке,
Топи бумаг или тьму.
Вытянул в мир с завода
Рук мускулистых рои.
Знаю: веков поводья
Учитель выразительно читает стихотворения поэтов.
— Что вы можете сказать о тематике этих стихотворений?
— У Мандельштама – это «вечные» темы, а у Безыменского – темы сиюминутные.
— Так, м.б., именно Безыменский – герой своего времени, именно такая поэзия и было нужна молодой Советской республике, а вовсе не заумные вирши Мандельштама?
-Нет, вечные темы актуальны всегда.
— Тогда почему Безыменский – орденоносец, а Мандельштам – лагерный зэк? Что, советские руководители были такими глупыми, что не понимали актуальность вечных тем?
О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
— Ты побудь со мной сначала,—
Верность плакала в ночи,—
Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя.
— Я свободе, как закону,
Обручен, и потому
Эту легкую корону
Никогда я не сниму.
Нам ли, брошенным в пространстве,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
Это стихотворение было написано Осипом Эмильевичем в 1915 году, когда еще не было арестов, отказов издательств, еще не было голода и тех страшных испытаний, что выпали ему впоследствии. А в 1933 году Мандельштам пишет стихотворение о Сталине.
Мы живем, над собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговора,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны.
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…
В своем письме К.Чуковскому в 1935 году он писал: «Меня нет. Я тень. У меня только право умереть».
А в это время Безыменский пишет совсем другие строки.
Звучит песня «Все хорошо, прекрасная маркиза» на слова Безыменского.
— В стране индустриализация, строительство идет полным ходом. Трудностей хватает сполна. Нужно поднимать дух народа. Выкинули Мандельштама с «корабля истории». Безыменский – лучше, нужнее. Так? Так. Сознательно топтали Мандельштама? Сознательно. А почему?
-Потому что у Мандельштама была своя правда, своя совесть, через которую он не мог переступить, а Безыменский был как флюгер, который крутился то в одну, то в другую сторону, подстраиваясь под курс партийного руководства.
Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски!
И когда я умру, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Чтоб раздался шире и выше
Отклик неба во всю мою грудь.
4.Современность и поэзия. Талант поэта
Часто на уроках, чтобы привлечь ваше внимание, я начинала читать стихи. Это были стихи Блока, Ахматовой, Пастернака. Вы всегда замолкали и начинали меня слушать. Я всегда знала, что будет именно так, потому что настоящие, талантливые стихи обладают особой магией: они завораживают. Но никогда бы я не взялась за чтение стихов Безыменского, вряд ли в них есть такая магия. А вот в стихотворениях Мандельштама такая магия есть. Почему?
-Все очень просто: он талантлив.
— Да, он талантлив, он одарен. Он настоящий ПОЭТ. Скажите, что необходимо настоящему поэту, чтобы его имя осталось в вечности? Какова формула этого успеха?
— Талант и совесть.
— И как не вспомнить здесь А.С.Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные».
Запишите их в тетрадь.
5. Итоги урока
Учащиеся получают листы с вопросами.
— Друзья мои, я предлагаю вам сейчас выбрать один из предложенных мною вопросов для размышления и дат на него ответ.
1. Почему живет поэзия О.Э.Мандельштама?
2. Почему в век компьютерных технологий люди испытывают потребность в поэзии?
3. Правда ли, что время все расставляет по своим местам?
4. Какая нужна поэзия сейчас?
6. Домашнее задание
Мы с вами вспоминали слова А.С.Пушкина из «Моцарта и Сальери». Мы вспоминали эти слова, когда говорили о творчестве Ф.М.Достоевского. Вспомнили и сейчас. Мне хочется, чтобы вы поразмышляли над ними в связи с темой нашего урока. Итак, «Гений и злодейство – вещи несовместные». Это и будет темой вашего домашнего сочинения.
Источник