К вопросу о стратегическом развитии Краснодарского края
Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая стратегическую цель развития края, стратегические направления развития края, стратегические действия.
Ключевыми проблемами (исходя из матрицы) социально-экономического развития Краснодарского края являются [1]:
— недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг;
— недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур, что серьезно сдерживает дальнейшее развитие морских портов и курортов;
1. Географическое и транспортное положение.
3. Экономический и человеческий потенциал.
4. Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений.
1. Недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий.
2. Недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики.
3. Неразвитость рыночных институтов.
1. Возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края.
2. Возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории.
1. Угрозы геостратегического и этнокультурного характера.
2. Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края.
3. Угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в экономике края.
4. Угрозы демографического характера.
— недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;
— наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе;
— низкий уровень доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Проведенный анализ позволил сформулировать стратегическую цель и направления развития Краснодарского края до 2020 г. – реализация политических, геостратегических и социально‑экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.
Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:
1) формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры;
2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно‑институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края;
3) создание потенциала опережающего развития края в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;
4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально‑экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования.
В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества и выполняющим функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на Юге России. Залогом благополучия будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления.
Источник
Анализ социально-экономического положения Краснодарского края
Авдеева, Е. А. Анализ социально-экономического положения Краснодарского края / Е. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24539/ (дата обращения: 04.07.2021).
Краснодарский край принадлежит к тем регионам России, которые самостоятельно обеспечивают свои текущие бюджетные расходы и, при этом, вносят существенный вклад в федеральный бюджет.
В основе производительных сил Краснодарского края лежат такие отрасли, как промышленность, строительство, топливно-энергетический комплекс, информационные и коммуникационные технологии, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Регион обладает уникальными природными ресурсами, историческими достопримечательностями, создающими потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, который формирует позитивный имидж страны в мире и обеспечивает растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом. Край обладает благоприятным климатом для проживания и деятельности людей. Наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха.
Поступательное развитие реального сектора экономики обеспечивает существенный вклад края в ВВП страны. Об этом свидетельствуют высокие значения не только макроэкономических показателей развития агропромышленного, туристского и транспортного комплексов края, но и многих других индикаторов развития региона.
Краснодарский край занимает лидирующее положение по объему валового регионального продукта (ВРП) в ЮФО.
Промышленность Краснодарского края является одной из основных отраслей, обеспечивающих вклад в ВРП в 13,6 %. В отрасли функционируют свыше 12,1 тыс. предприятий и организаций, на которые приходится около 15 % от общей численности занятых в экономике региона.
Краснодарский край — главный сельскохозяйственный регион России, характеризующийся высокой продуктивностью сельскохозяйственного земледелия и животноводства. Регион обладает сельхоз угодьями (2,1 % от общего количества), обеспечивающими 7,8 % объема отечественного производства отрасли, в том числе 11,4 % продукции растениеводства и 5,2 % продукции животноводства. В крае функционирует около 12,8 тыс. сельхоз предприятий.
Краснодарский край занимает значительную долю в межрегиональном обмене, где по экспорту некоторых позиций (сахару, зерну, крупам и др.) регион занимает ведущее место. За последние годы усиливается ориентация региона на внешний рынок — как по физическим и стоимостным объемам товарооборота, так и по темпам прироста внешнеэкономической деятельности по сравнению с темпами прироста ВРП. Однако Краснодарский край сохраняет международную специализацию с выраженной сырьевой направленностью [1, с. 41].
В последние годы наблюдается положительная динамика ВРП и индекса промышленного производства, которые опережают среднероссийские показатели. Край занимает лидирующее положение по объему производства зерновых (без кукурузы) и их урожайности; по производству яиц (2 место), вводу жилых домов (3 место); входит в первую десятку по объемам работ, выполненных в строительстве, и инвестиций в основной капитал (6 место), платных услуг населению (5 место), обороту оптовой (9 место) и розничной (6 место) торговли. Однако краевые показатели находятся ниже среднероссийских. Это во многом объясняется тем, что край занимает третье место в России по численности населения после Москвы и Санкт-Петербурга.
Так, например, величина номинальной заработной плата в крае на 20 % ниже среднероссийского уровня, что указывает на тот факт, что высокая доля населения региона занята в низкопроизводительных отраслях. Кроме того, наблюдается несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Указанные факторы сдерживают социально-экономическое развитие Краснодарского края, а также препятствуют его модернизации.
Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности. По объему привлеченных инвестиций в течение 2008–2013 гг. регион стабильно входит в тройку лидирующих субъектов Российской Федерации, пропустив вперед только Тюменскую область и Москву, а в Южном федеральном округе регион традиционно является лидером, осваивая в среднем около 60 % всех инвестиций в округе. Основными отраслями, определяющими приоритеты регионального развития, являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы.
По версии авторитетного издания Forbes Краснодарский край по итогам 2013 г. вошел в тройку лидеров в рейтинге лучших регионов России для ведения бизнеса.
В качестве меры по повышению инвестиционной привлекательности Краснодарский край систематически проводит выставочную и презентационную деятельность. Регион не только участвует в мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, но и сам выступает организатором экономических форумов и выставок международного уровня.
Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место — по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями. Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации. В Краснодарском крае разработана Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. [2].
В SWOT-анализе рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития края (табл. 1).
Возможности представлены факторами, определяющими перспективы его развития и потенциал увеличения его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
SWOT—анализ перспектив развития Краснодарского края [2]
Источник
Свот-анализ Краснодарского края
Краснода́рский край — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа.
Образован — 13 сентября 1937 года.
Граничит — с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, Адыгеей и частично признанной Республикой Абхазией. По морю граничит с Крымом (Украина).
Прикрепленные файлы: 1 файл
Свот-анализ Краснодарского края.docx
Краснода́рский край — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа.
Образован — 13 сентября 1937 года.
Граничит — с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, Ад ыгеей и частично признанной Республикой Абхазией. По морю граничит с Крымом (Украина).
Административный центр — город Краснодар.
Глава администрации (губернатор) края — Александр Николаевич Ткачёв.
Площадь: 75 485 км 2
Население: 5 284 500
Состав края— 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, 21 поселок городского типа, 390 сельских административных округов, объединяющих 1719 сельских населенных пунктов. Критериями дифференциации городов являются численность населения, роль в общекраевом географическом разделении труда и объем производства продукции.
Флаг Краснодарского края
Герб Краснодарского края
SWOT-анализ Краснодарского края
Сильные стороны
Географическое и транспортное положение:
выгодное геостратегическое положение (край — самый южный регион России, имеет прямой выход к международным морским путям, реализует интересы страны в зоне азово-черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества);
развитость транспортной инфраструктуры;
наличие и широкое использование практически всех видов транспорта
Природные условия и ресурсы:
- благоприятные почвенно — климатические условия края позволяют получать лучшие по сравнению с большинством регионов Российской Федерации урожаи сельскохозяйственной продукции;
- край является популярным курортно — туристическим регионом России благодаря уникальным природным условиям, наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей;
- наличие полного спектра собственных сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии.
Экономический и человеческий потенциал:
- благоприятный имидж региона для обеспечения притока квалифицированных кадров, бизнес-структур;
- наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики;
- положительный миграционный приток.
- сравнительно высокая плотность населения в крае (68,4 чел. на кв. км), предопределяющая повышенную концентрацию потребительского спроса. Этот же показатель по России — 8,7 чел.
- стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений:
- в крае созданы условия для адаптации и вовлечения в социально-экономическую жизнь региона представителей разных национальностей и концессий;
- социальная стабильность в регионе.
Система управления краем:
- наличие законодательной активности, стимулирующей развитие экономики в крае;
высокая степень синхронизации задач, решаемых администрацией Краснодарского края, с задачами, поставленными Правительством Российской Федерации.
Слабые стороны
Недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий:
- недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг ряда краевых товаропроизводителей;
- недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг;
- неразвитость инновационной инфраструктуры;
- недостаточный инновационный потенциал, определяющий конкурентоспособное развитие реального сектора экономики;
- недостаточный уровень использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и другого;
- недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители
Нерешенные социальные и демографические проблемы: - дифференциация населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (18,6 процентов против 13,1 процентов по России в целом по итогам 2009 года);
- старение и естественная убыль населения;
- небольшая доля жилья повышенного стандарта;
- неполная обеспеченность детскими садами.
Возможности
Возможности межрегионального и международного сотрудничества:
- получение синергетического эффекта от реализации крупных межрегиональных проектов, в том числе транспортных и туристических;
- возможность вхождения в международные транспортные коридоры;
- использование трудовых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов России и стран СНГ;
- дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории края иностранных и совместных предприятий.
Возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края:
- возрастание объемов федеральной поддержки развития высокотехнологичного сектора экономики края и стимулирование инновационной деятельности.
- масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику края при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности;
- повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг краевых товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций, формирования традиционных и новых краевых брендов.
Возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории:
- получение государственной (в том числе федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории края;
- привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей края, прибывающих мигрантов, а также спроса жителей других регионов на дополнительное жилье;
- повышение эффективности развития сельского хозяйства, в том числе виноградарства и чаеводства;
развитие современного курортно-туристского бизнеса, массовое привлечение на курорты края туристов и отдыхающих
Угрозы
Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью отдельных видов продукции, производимой на территории края:
Источник
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Показателями общеэкономического развития являются ВВП, национальный доход на душу населения и производительность общественного труда, а качество жизни это показатель социального развития, так как решающую роль для населения имеет качество жизни, а для производства — эффективность труда.
В связи с этим проблема повышения качества жизни населения является одной из самых актуальных в современной России, так как входя в информационную эру, столь необходимым и жизненно важным признаются социально-экономические условия и приоритеты, позволяющие поднять уровень и качество жизни граждан.
Краснодарский край благодаря своему географическому местоположению, а именно: имеет выход в Азовское и Черное моря — выполняет функцию геостратегического форпоста, обеспечивающего развитие и интеграцию с внешне экономическими партнерами. И вместе с этим данный регион следит за стабильностью южных рубежей Российской Федерации.
Занимая площадь в 76 тысяч квадратных километров, край, благодаря природно-климатическому преимуществу, вносит весомый вклад в развитие экономики страны. Специализация региона в агропромышленном, транспортном, санаторно-курортном и туристическом комплексах соответствует социально-экономическим приоритетам России и определяет особый статус Краснодарского края в экономики страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса обеспечивает продовольственную безопасность страны:
1 край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов);
2 край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда;
3 край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место — по производству молока.
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны.
Следует отметить, что морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 % внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов региона и курортов Черного и Азовского морей.
Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз — Новороссийск» и газопроводом «Россия — Турция» («Голубой поток»).
Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).
Также следует отметить, что уникальные для России природноклиматические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристскорекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:
1 климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год;
2 благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортнотуристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортнорекреационным центром;
3 в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450-480 тыс. мест;
4 потенциал санаторнокурортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристскорекреационного типа.
Динамика развития экономики региона тесно переплетается с социальным аспектом. Качество жизни населения напрямую зависит от этих двух параметров.
В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % — в городах и 47 % — в сельской местности. Средняя продолжительность жизни составляет 70,1 лет, что на 7,3% выше по сравнению со статистическим возрастом россиян. Ежегодно увеличивается количество зарегистрированных браков, к примеру, в 2009 году общее число зарегистрированных браков составило 42,7 тыс. пар.
Следует также отметить, что ежегодно улучшается и качество образования региона. Политика региона направлена на подготовку ведущих специалистов в соответствующих областях знания.
В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это- аграрный, технологический, медицинский университеты, университет культуры и искусств, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г.Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г.Сочи), Российский государственный социальный университет, Таганрогский Технологический Институт Южного Федерального Университета (в г.Геленджик, г.Ейск) и другие.
Таким образом, учитывая преимущества и потенциалы данного региона, можно кардинально повысить качество и продолжительность жизни населения края, увеличить доходы населения, развить рынок медицинских услуг, повышая его качество и доступность, создать условия, обеспечивающих доступность жилья.
Исследования показывают, что к сильным сторонам Краснодарского края можно отнести:
1 выгодное геостратегическое положение развитость транспортной инфраструктуры;
2 благоприятные природноклиматические условия края;
3 наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики;
4 положительный миграционный приток;
5 стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений.
К слабым сторонам развития Краснодарского края относятся:
1 дифференциация населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (22,9 % против 16 % по России в целом по итогам 2006 года);
2 старение и естественная убыль населения;
3 небольшая доля жилья повышенного стандарта;
4 неполная обеспеченность детскими садами.
Однако, не смотря на существующие проблемы, в Краснодарском крае имеется возможность использования преимуществ географического положения, природных условий и территории:
1 получение государственной (в том числе федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории края;
2 развитие современного курортнотуристского бизнеса, массовое привлечение на курорты края туристов и отдыхающих;
3 привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей края, прибывающих мигрантов, а также спроса жителей других регионов на дополнительное жилье.
Условием реализации данной возможности является проведение зимней Олимпиады 2014, так как она требует больших инвестиционных вложений и позволит Краснодарскому краю приобрести мировой статус центра туризма.
Но, сложившаяся ситуация в крае вызывает угрозы демографического характера:
1 угроза увеличения демографической нагрузки на работающих;
2 угрозы снижения привлекательности края для проживания и работы;
3 риск возникновения техногенных и экологических проблем, который усиливается природными факторами.
Для того, что бы наиболее эффективно решить возникшие проблемы в крае необходимо в первую очередь принять ряд мер, направленных на снижения уровня населения с низкими доходами:
1 стимулировать повышение заработной платы сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы;
2 повысить эффективность программ социальной защиты;
3 обеспечить социальную поддержку и гарантии работникам бюджетной сферы;
4 повысить уровень финансовой грамотности населения.
В связи с этим должна быть обеспечена координация деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, развитие практики участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня населения с низкими доходами.
Любая демографическая политика направлена на увеличение продолжительности жизни, снижения смертности. При этом одним из факторов, позволяющий решить намеченные цели остается уровень развития здравоохранения. Поэтому стратегия по повышения качества и доступности медицинского образования должна включать следующие мероприятия:
1 развитие первичной медико-санитарной помощи;
2 усиление профилактической направленности здравоохранения;
3 удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи.
Реализация предложенных мероприятий должна учитывать территориальные особенности, входящих в состав муниципальных образований.
Другим приоритетным направлением по улучшению уровня и качества жизни жителей края носит жилищно-коммунальный характер. Для Краснодарского края свойственна высокая плотность населения. В связи с этим наблюдается острая потребность в постройке жилищных сооружений, и обеспечить доступность для простых граждан.
Следует отметить, что качество жизни в Краснодарском крае гораздо выше, чем в некоторых регионов Средней полосы России, Сибири и Дальнего Востока, но он остается желать лучшего. Остались не решенными многие социально-экономические вопросы, поэтому для их ликвидации потребуется активное поддержка государства.
Однако не стоит забывать, что если улучшить условия жизни в регионе, то дальнейшем изменятся все экономические показатели в сторону увеличения. Тем самым внесет больший вклад в экономику Российской Федерации.
Источник