Страна рабов страна господ анализ



«Прощай, немытая Россия…» — анализ стихотворения

Стихотворение «Прощай немытая Россия» — это одно из произведений, возможно написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в жанре гражданской лирики в последний год его жизни. Стихотворение тоже – одно из последних.

История написания

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» при жизни поэта не было известно широкой публике. В результате чего авторство Лермонтова пытались оспорить. Разногласия вызвала и дата написания. Одни исследователи считают, что стихотворение было написано в мае 1840 года перед отъездом на Кавказ. Другие – что произведение было написано через год во время его очередной ссылки. Разобраться в этих вопросах поможет анализ стихотворения.

Тот факт, что стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было известно при жизни поэта, как раз не удивляет. Лермонтов прекрасно понимал, что стоит показать его хоть одному человеку, его начнут переписывать, а там и до царской охранки недалеко. После очередного конфликта с властями излил душу на бумаге, да и спрятал свое творение «в стол» от греха подальше.

Впервые стихотворение было опубликовано 32 года спустя после гибели поэта без ссылки на авторство Лермонтова. Вот еще одна причина для пересудов и сомнений. Противники принадлежности этого стихотворения Лермонтову полагают, что автор стихотворений «Родина» и «Бородино» не мог написать этого произведения, не мог столь нелицеприятно отзываться о России и государственности? Тогда вполне закономерно встает вопрос: а автор стихотворения «На смерть поэта» и точнее, последних 16 строк этого произведения мог? В них Лермонтов излил всю свою желчь на тех, кто был виновен в гибели Пушкина. В этом произведении власть имущие увидели призыв к бунту. Возможно, поэт скрывал стихотворение «Прощай немытая Россия», ото всех.

Скорее всего, это стихотворение было написано не в 1840, а в 1841 году. Нервы поэта были измотаны столь частыми переездами. То его ссылают, то возвращают. То его бросают в самое пекло войны и бунтов на Кавказе, то, напротив, сдерживают, чтобы он не мог продвигаться по служебной лестнице.

Главная мысль, идея произведения

Тема стихотворения – прощание с Россией, которую поэт в очередной раз покидал. Главная мысль произведения – упрек стране рабов, стране господ. Стране неустроенной, которой управляют всевидящие и всеслышащие голубые мундиры – «жандармы».

Этой стране противопоставляется гордый и свободолюбивый Кавказ. Тот самый Кавказ, который «страна господ» стремилась подчинить себе.

Жанр, композиция, построение стиха

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, хоть и несколько агрессивной. По композиции состоит из двух частей.

  1. Прощание со страной.
  2. О себе. Взгляд в будущее.

Прощание получилось довольно злым, желчным. Хотя в строках Лермонтова кроется доля правды. Немытая Россия – это скверные дороги, по которым поэт устал мотаться то с севера на юг, то обратно. Это нищие, оборванные крестьяне, встречавшиеся на пути. Это сейчас самолет из Санкт- Петербурга в Тбилиси летит 3 часа. А тогда на преодоление этого пути уходило не меньше месяца утомительной тряски в экипаже. Поэт надеется, что он сможет скрыться за стеной Кавказских гор, и власти о нем забудут. Тогда он сможет писать свои произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими.

Средства художественной выразительности

В этом произведении поэт не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствует аллитерация – частое повторение звука Р в первой части и упор на шипящие – во второй.

В коротком произведение нашли место несколько разнообразных тропов:

  • Метафоры — мундиры голубые;
  • Эпитет – преданный,
  • Гиперболы – немытая (Россия), всевидящего (глаза), всеслышаших (ушей)
  • Метонимия – за стеной (Кавказа)

После публикации стихотворения в печати, оно быстро завоевало популярность у прогрессивной, свободолюбивой молодежи, мечтавшей о коренных изменениях российской действительности. С другой стороны, произведение, конечно, острое и хорошо написанное, но, возможно, не Лермонтовым. Не исключено, что кто-то воспользовался популярностью покойного поэта, чтобы сделать свой стих и свои мысли известными. Что же касается прогрессивной и свободолюбивой молодежи, то к чему привела их деятельность Россию, пусть и «немытую», мы все знаем. И никакие «мундиры голубые» времен Лермонтова и близко не смогут сравниться с НКВД и ГУЛАГом.

Читайте также:  Анализ текста научной статьи пример

Источник

«Прощай, немытая Россия…» М. Лермонтов

* * *

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Дата создания: 1841 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из такие произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» – произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.

«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» – пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Источник

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” отражает острые социальные и политические взгляды автора. Написано незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своего рода предвидением скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ “Прощай, немытая Россия” по плану пригодится на уроках литературы в 9 классе.

Читайте также:  Какой анализ сдать чтобы определить гемоглобин

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прощай, немытая Россия.

История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.

Тема – непринятие общества и политики царской России.

Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами политической эпиграммы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Эпитеты“немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

Синекдоха“голубые мундиры”.

Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроенна, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления” . Фактически это был смертный приговор, и Лермонтов понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..” . Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “ мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “ им преданный народ “.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “ немытой ” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа “, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“ всевидящих глаз и всеслышащих ушей “).

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, оно очень эмоционально. В произведении есть и черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “ всевидящий и всеслышащий ” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “ мундирам”, “народу”, “немытой ” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стихи произведения непревзойдённо “лермонтовскими”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Читайте также:  Анализ риска титульный лист

Синекдоха “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “ страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши” .

Источник

Новая трактовка Лермонтова Прощай, немытая Россия

Стихотворение состоит из двух четверостиший. В редакции, опубликованной «Русским архивом» (1890 [1]:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Однако, острая личная реакция императора Николая I на стихи Лермонтова "На смерть поэта": «…старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он…; а затем мы поступим с ним согласно закону». И первая высылка поэта на Кавказ уже на третий день [2] навевает на мысль, что строчка "И ты, им преданный народ" неточно понимается обществом. Лермонтов чуть замаскировал своё обращение и, если читать эту строчку "И ты, Им (императором) преданный (от слова предательство) народ", то оно принимает куда более мощную политическую окраску. Тогда становится ясно, почему исчез оригинал и остались одни копии опаснейшего стиха.

Дальнейшие события показали, что император Николай I прекрасно понял смысл стихотворения. Ведь нельзя же так долго гневаться за один крамольный стих на смерть Пушкина (1837), за который Лермонтов давно письменно повинился и даже был прощён (вернулся с северного Кавказа всего через несколько месяцев и неплохо провёл там время). Стих "Прощай. " он написал, уезжая вторично на Кавказ в 1940 году, будучи туда высланным уже на войну. Цитата:"После того, как царь узнал о гибели Лермонтова на дуэли в Пятигорске, он лично вмешался, помиловал убийцу, отменив наказание военно-полевого суда. А в отношении Лермонтова бросил фразу "Собаке — собачья смерть" (зафиксирована сразу несколькими свидетелями)". Тургенев написал строчки : "Иного и обидеть можно, А боже опаси того!" , что подтверждает эту трактовку стиха. Тем более, что второе четверостишие — прямое обращение к императору!

Также строчки "И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ", если понимать в совокупности, противоречат истине, учитывая Восстание декабристов (1825), холерный (1830) и картофельный (1840) бунты в Центральной России и восстания покорённых народов, например, восстания Исатая и Махамбета (1836-1838) и хана Кенесары (1837-1847) в казахской степи, все, происшедшие при жизни Лермонтова. С чего бы это простой народ был предан (синоним — был верным) голубым мундирам жандармов?

Ссылка 1: ФЭБ: Лермонтов. "Прощай, немытая Россия. ". — 1954 (текст). feb-web.ru.
Ссылка 2: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/25806/ Почему император Николай I пытался представить поэта Михаила Лермонтова сумасшедшим?

Да.. резон здесь есть. "Казнить нельзя помиловать".

К моему удивлению и современное общество не поняло истинную подоплеку этого стиха! Мне пришлось разжевать в статье вставками потайной смысл стихотворения 23-летнего поэта. Повторяю, слово "ПРЕДАННЫЙ" имеет в русском языке два смысла: 1."ВЕРНЫЙ", как все поняли, не вдумываясь в стих и 2. "ПРЕДАТЕЛЬСТВО", как это трактую я и, уверен, сам Лермонтов. Эх, Россия.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник