Стилистически комплексный анализ текста
Стилистический анализ текста — что под этим понимается
Стилистика – это лингвистическая наука о способах речевой выразительности и о правилах функционирования языка, обусловленных грамотным применением языковых единиц в зависимости от содержания, цели, ситуации, сферы общения и прочих факторов.
Стилистический анализ текста рассматрива ет произведение с точки зрения его коммуникативных качеств и коммуникативно-прагматическо го знач ения , выявля ет риторические приемы формирования смыслов и образов. Основными целями такого анализа являются:
изучение типовой ситуации общения;
исследование стилевых черт, свойственных тексту;
анализ языковых средств, которые связаны со стилевыми чертами и ситуацией общения.
Варианты стилистического анализа текста
Разбор любого текста не составит труда, если понимать основные особенности разных видов повествования:
- Научный стиль написания характеризуется обилием терминов, научных определений, иностранных фраз, большим количеством существительных среднего рода, отсутствием эмоциональной окраски. Преобладает логическое выражение мысли. В научном тексте преобладают сложные повествовательные предложения с большим числом деепричастных и причастных оборотов.
- Официально-деловой стильизобилует речевыми штампами (согласно договору, в соответствие с договоренностью и т. д.). Используются слова, употребляемые должностными лицами (утвердил, согласовал, обладает правом). Официально-деловой стиль характеризуется утверждающим изложением материала, официальностью речи. Из-за того, что даже в простых предложениях содержится множество подробностей, текст переполнен однородными членами предложения и обособленными выражениями.
- Разговорное повествование предполагает использование повседневных бытовых выражений. В текстах нет терминов и иностранных слов, но есть фрагменты с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрение, ирония и т. д. Приметами разговорного стиля является постоянное использование простонародных выражений (закупился, деньга, малой и т. д.), обилие междометий, а также восклицаний (Ох, Тьфу на тебя!, Ах!). В материале встречаются неполные предложения, нечёткая выраженность некоторых фраз ( Здрасьте ).
- Текст в художественном стиле— комплексный метод, вобравший в себя все многообразие форм. Функция языка используется в полной мере для формирования художественного образа: эпитеты, сравнения, метафоры. Строки динамичны, наполнены глаголами, антонимами, словами в переносном значении. В художественной литературе применяются жаргонизмы, диалектизмы с целью лучшего описания действующих лиц.
- Публицистический текст наполнен политической и общественной терминологией (религия, демократия, социалист). Здесь реализуется принцип доступного и простого изложения. Для этих текстов характерны точность описания, лозунги и призывы (Нет войне!). В нем есть черты научного стиля, в частности терминология, художественного стиля – языковые инструменты, официально-делового – официозность речи. Присутствуют восклицательные, а также вопросительные предложения.
План стилистического анализа текста
Общую схему разбора можно представить следующими этапами:
определяем стиль и жанр произведения;
на какую сферу общения и ситуацию ориентирован текст;
важные функции (общение, сообщение, воздействие);
какому читателю мы предлагаем текст к прочтению;
форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение или их комплекс), вид речи (монолог, диалог, полилог);
образ писателя и его функции в произведении;
индивидуальные особенности текста на уровне выбора языковых средств;
также в ходе стилистического анализа следует проанализировать текст с точки зрения словообразования, морфологии и синтаксиса.
Порядок проведения, применяемые приемы и алгоритмы, образец
К примеру, проанализируем следующий текст:
«Гроза – явление природы, которое характеризуется появлением электрических разрядов в грозовых тучах, а также между ними, поверхностью земли и объектами, расположенными на ней. Молниям сопутствует сильный ветер (иногда шквальный), обильные дожди, возможен град. Гроза провоцируется высоким скоплением водяного пара над разгоряченной солнцем сушей в жару, а также происходит при движении больших масс холодного воздуха в теплые слои».
Темой повествования является научное описание природного явления. Целью является донесение информации о том, как возникает гроза. Текст читается от третьего лица. О научном стиле написания свидетельствует логическая последовательность изложения информации, его структурная и смысловая законченность. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль. Вид повествования — прозаический.
Информация может быть адресована широкому кругу читателей — от педагогов до школьников. Предложения ровные, без эмоциональной окраски, что говорит о нейтральном фонетическом стиле. В тексте нет синонимических рядов, преобладают термины. Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотами.
Вывод: анализ каждого уровня статьи, и в особенности лексического, является неоспоримым доказательством проявления научного стиля.
Источник
Стилистический анализ текста: методические указания
- стилистику ресурсов (в том числе практическую): главной целью здесь является определение того, как те или иные стилистические средства языка (единицы и их пласты со стилистическими окрасками) используются в текстах отдельных произведений, авторов, жанров и т.д., какие конкретные стилистические функции они выполняют (ПВ → ПС/функция);
- функциональную стилистику : центральной целью анализа является выявление того, какими разноуровневыми языковыми и речевыми средствами реализуются основные функции разных видов речевых произведений (функциональных стилей, подстилей, жанров), как экстралингвистическая основа стилей влияет на формирование речевой организации, речевой системности стилей (Функция/ПС → ПВ);
- стилистику текста , в том числе стилистику художественного текста; (главная цель анализа – определить, как данная речевая организация языковых единиц способствует выражению авторской концепции /авторского замысла);
- диахроническую и сопоставительную стилистики как ответвления (разновидности) от стилистики ресурсов и функциональной стилистики.
I. Схема стилистического анализа речевого средства определенного вида
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение/ гипербола/ эпитет и т.п.)
2. Сделать выборку текстов с анализируемым видом речевых средств.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данный тип речевого средства (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения) данного речевого средства.
5. Выявить текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию каждого анализируемого речевого средства.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
II. Схема стилистического анализа конкретного речевого средства
1. Выбрать анализируемое речевое средство (например, сравнение «как зеркало стальное» / эпитет «эпохальный» и т.п.).
2. Сделать выборку текстов с данным речевым средством.
3. Охарактеризовать тексты, в которых встречается данное речевое средство (по принадлежности определенному стилю/ дискурсу / жанру и т.п.).
4. Охарактеризовать ПВ (план выражения – способы создания, структуру и пределы ее варьирования) данного речевого средства.
5. Выявить языковую и текстовую семантику анализируемого речевого средства.
6. Выявить конкретную функцию анализируемого речевого средства в каждом тексте.
7. Дать обобщенную структурно-семантическую и дискурсивно-функциональную характеристику («портрет») анализируемого речевого средства.
III. Схема стилистического анализа функционального стиля
1. Сделать выборку текстов конкретного функционального стиля, подстиля (научный стиль: научно-технический, научно-гуманитарный, естественнонаучный и т.п.), дискурса, автора и т.п.
2. Охарактеризовать сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован.
3. Определить основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).
4. Определить характер адресата.
5. Определить тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.
6. Определить образ автора и цель его текстовой деятельности.
7. Охарактеризовать форму (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).
8. Выявить и охарактеризовать языковые приметы стиля, отраженные в тексте.
9. Сделать вывод о стилистической маркированности текста.
10. Определить индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
IV. Схема стилистического анализа текста
Стилистический анализ текста даёт возможность ярче понять смысл и оценить то или иное произведение. Основной задачей на первом этапе анализа является определение структуры текстового материала и его смысловой нагрузки. Далее следует максимально тщательное изучение всех деталей и особенностей текста. По мнению М. Н. Кожиной, «стиль – это явление, которое может быть понято только при учёте целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания».
Общий план стилистического анализа текста
1. Классифицировать текст по принадлежности к одному из функциональных стилей.
2. Определить основную мысль и тему текста.
3. Определить сферу применения текста.
4. Определить цель текста.
5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.
6. Определить жанр текста.
7. Охарактеризовать логико-смысловую структуру текста.
8. Охарактеризовать эмоционально-оценочную структуру текста.
9. Охарактеризовать стилистические языковые особенности текста.
10. Определить функциональный тип текста и отступления от него, обусловленные разными факторами (ситуацией общения/ конкретной целью / личностью автора и т.п.).
Более подробный план текста, предлагаемый учеными Московского областного педагогического университета) представлен ниже ( http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti_a.htm ).
Схема стилистического анализа
1. Задачи: определить идею и тему публикации, читательский адрес. Опираясь на лексико-семантический, синтаксический и другие виды стилиcтического анализа, охарактеризовать стилистику текста, определить его вид и жанр.
2. Фонетическая характеристика
§ выбор стиля произношения (высокий, нейтральный, сниженный),
§ произносительные варианты,
§ звуковые приемы художественной выразительности,
§ ритмика текста (пауза, средняя длина синтагм).
3. Лексико-семантический анализ текста:
3.1. Семантический анализ:
3.1.1. указать преимущество однозначных или многозначных слов;
3.1.2. определить типы лексических значений слов:
§ номинативное;
§ свободное;
§ фразеологически-связанное;
§ синтаксически-обусловленное;
§ конструктивно-ограниченное;
3.1.3. выявление синонимических, антонимических, омонимических и паронимических отношений:
§ семантические;
§ стилистические;
§ семантико-стилистические;
§ индивидуально-авторские.
3.2. Лексико-фразеологический анализ — характеристика словарного состава текста:
§ лексика пассивная и активная (архаизмы, неологизмы, историзмы, советизмы, интернационализмы);
§ ограниченная и неограниченная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы);
§ лексика функциональных стилей (межстилевая, разговорная, книжная); и лексика стилистически окрашенная (нейтральная, высокая, сниженная);
§ лексика исконная и заимствованная;
§ использование различных типов фразеологизмов (сращения, единства, сочетания).
3.3. Указать простейшие виды тропов (типы переносов) и стилистических фигур, основанных на использовании лексико-фразеологических средств.
4. Словообразовательный анализ
§ Характеристика основных типов словообразования, используемых в тексте, и выявление степени их продуктивности (морфологический и неморфологический).
§ Стилевая закономерность разных способов словообразования.
§ Контекстуальные (индивидуальные) образования в тексте.
§ Средства, придающие субъекту оценку.
5. Морфологический анализ.
5.1. Соотношение частей речи в тексте (активизация сообщения о предмете или действии, признаке или качестве).
5.2. Функционально-стилистические особенности частей речи:
существительные
§ лексико-грамматические разряды,
§ категории рода, числа, падежа
прилагательные
§ разряды,
§ краткие и полные формы,
§ формы субъективной оценки
числительные
§ варианты склонения,
§ особенности сочетаемости количественных числительных,
§ синонимия собирательных и количественных числительных
местоимения
§ роль в разных стилях,
§ синонимия в разрядах определительных и неопределенных местоимений
глаголы
§ насыщение текста в зависимости от функционального стиля и характера
повествования:
§ категории времени, вида, лица, наклонения, залога,
§ варианты и синонимия
§ причастия и деепричастия (варианты их форм);
наречия
§ роль определительных и обстоятельственных наречий в зависимости от:
§ характера текста,
§ степени сравнения,
§ степени качества,
§ вариантов форм,
§ стилевой принадлежности
служебные части речи
синонимия предлогов, их стилевая принадлежность, степень активности;
§ синонимия союзов, их стилевая принадлежность, степень активности,
§ роль многосоюзия;
§ роль частиц — семантико-смысловых, субъективно-модальных, эмоционально-экспрессивных
междометия и звукоподражательные слова;
слова категории состояния.
6. Синтаксический анализ.
6.1. Синтаксическая система текста: соотношение и порядок следования простых и сложных предложений, их объединение в сложное синтаксическое целое.
6.2. Стилистическая значимость и синонимия различных типов простых предложений.
6.3. Степень распространения простых предложений.
§ второстепенные члены предложений,
§ варианты согласования определений и приложений,
§ варианты форм, связанных с управлением,
§ синонимия предложных и беспредложных конструкций.
6.4. Главные члены предложения. Варианты форм сказуемого и координация сказуемого с подлежащим. (Учитывать стилистические функции различных типов связок).
6.5. Осложненные предложения. Стилистическая роль осложненных конструкций.
6.6. Функционально-стилистическая роль порядка слов в предложении.
6.7. Типы сложных предложений и сложного синтаксического целого, их стилистическая роль.
6.8. Чужая речь, соотношение авторской и письменной речи, приемы ввода и стилистическая роль чужой речи.
6.9. Семантико-стилистическая роль знаков препинания.
7.1. выявление ведущего уровня в формировании функционального стиля анализируемого текста,
7.2. характеристика отношений между уровнями,
7.3. роль экспрессивных и неэкспрессивных средств различных уровней текста.
Источник
Структура комплексного анализа текста Структура комплексного анализа текста на уроках русского языка на уроках русского языка
Комплексный анализ текста позволяет осуществить системный подход к изучению русского языка. Работа с текстом способствует расширению и углублению знаний учащихся по разным разделам русского языка, учит различать типы и стили речи, видеть признаки их функциональных и языковых особенностей. Различные виды разборов, используемых при комплексном анализе, позволяют провести всестороннее повторение важного лингвистического материала.В рамках подготовки к ОГЭ такого рода деятельность приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Задания ЕГЭ включают частьС, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст.Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе. Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и умению аргументированно высказывать собственные мысли.
Примерная структура комплексного анализа
- Подготовка к выразительному чтению текста, определение места логического ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа чтения.
- Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
- Выбор заглавия текста. Объяснение смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
- Определение стиля текста. Аргументация мнения.
- Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения? 6. Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.
- Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
- Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
- Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
- Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
- Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
- Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
- Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).
14. Произвести разные виды разбора на материале текста.
15. Анализ орфограмм и пунктограмм в тексте.
Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.
Памятка для анализа текста любого стиля речи
- Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.
- Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).
- Составьте план.
- Выделите начало текста, укажите его особенности.
- Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста? 6. Придумайте свои начало и окончание текста.
- Укажите тему текста
- Укажите идею.
- Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
- Определите стиль текста: разговорный или книжный (официально-деловой, художественный, научный, публицистический).
Памятка для анализа текста — рассуждения
1). Рассмотрите структуру текста.
1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?
2. Выделите введение, определите его назначение.
3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
2). Рассмотрите языковые средства- зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть ли какие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).
3). Сделайте общий вывод по анализу текста.
Памятка для анализа текста — описания
1). Рассмотрите структуру текста.1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).
2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).
3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?
6. Назовите средства связи слов и частей текста.
2). Охарактеризуйте языковые средства
1. Найдите типичные средства (определения, синонимы- определения, несогласованные определения, неполные и назывные предложения), укажите время признаков.
2. Найдите другие языковые средства. 3). Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).
Памятка для анализа текста — повествования
1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем диалог?
2. Определите стиль речи.
3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).
4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?
5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.
6. Определите, от какого лица ведется повествование
7. Назовите основные действия и порядок их указания.
8. выделите основные части текста, составьте его план.
9. Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?
10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? ( Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
Источник
Методы стилистического анализа текста
Стилистический анализ текста — что под этим понимается
Стилистика – это лингвистическая наука о способах речевой выразительности и о правилах функционирования языка, обусловленных грамотным применением языковых единиц в зависимости от содержания, цели, ситуации, сферы общения и прочих факторов.
Стилистический анализ текста рассматрива ет произведение с точки зрения его коммуникативных качеств и коммуникативно-прагматическо го знач ения , выявля ет риторические приемы формирования смыслов и образов. Основными целями такого анализа являются:
изучение типовой ситуации общения;
исследование стилевых черт, свойственных тексту;
анализ языковых средств, которые связаны со стилевыми чертами и ситуацией общения.
Варианты стилистического анализа текста
Разбор любого текста не составит труда, если понимать основные особенности разных видов повествования:
- Научный стиль написания характеризуется обилием терминов, научных определений, иностранных фраз, большим количеством существительных среднего рода, отсутствием эмоциональной окраски. Преобладает логическое выражение мысли. В научном тексте преобладают сложные повествовательные предложения с большим числом деепричастных и причастных оборотов.
- Официально-деловой стильизобилует речевыми штампами (согласно договору, в соответствие с договоренностью и т. д.). Используются слова, употребляемые должностными лицами (утвердил, согласовал, обладает правом). Официально-деловой стиль характеризуется утверждающим изложением материала, официальностью речи. Из-за того, что даже в простых предложениях содержится множество подробностей, текст переполнен однородными членами предложения и обособленными выражениями.
- Разговорное повествование предполагает использование повседневных бытовых выражений. В текстах нет терминов и иностранных слов, но есть фрагменты с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрение, ирония и т. д. Приметами разговорного стиля является постоянное использование простонародных выражений (закупился, деньга, малой и т. д.), обилие междометий, а также восклицаний (Ох, Тьфу на тебя!, Ах!). В материале встречаются неполные предложения, нечёткая выраженность некоторых фраз ( Здрасьте ).
- Текст в художественном стиле— комплексный метод, вобравший в себя все многообразие форм. Функция языка используется в полной мере для формирования художественного образа: эпитеты, сравнения, метафоры. Строки динамичны, наполнены глаголами, антонимами, словами в переносном значении. В художественной литературе применяются жаргонизмы, диалектизмы с целью лучшего описания действующих лиц.
- Публицистический текст наполнен политической и общественной терминологией (религия, демократия, социалист). Здесь реализуется принцип доступного и простого изложения. Для этих текстов характерны точность описания, лозунги и призывы (Нет войне!). В нем есть черты научного стиля, в частности терминология, художественного стиля – языковые инструменты, официально-делового – официозность речи. Присутствуют восклицательные, а также вопросительные предложения.
План стилистического анализа текста
Общую схему разбора можно представить следующими этапами:
определяем стиль и жанр произведения;
на какую сферу общения и ситуацию ориентирован текст;
важные функции (общение, сообщение, воздействие);
какому читателю мы предлагаем текст к прочтению;
форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение или их комплекс), вид речи (монолог, диалог, полилог);
образ писателя и его функции в произведении;
индивидуальные особенности текста на уровне выбора языковых средств;
также в ходе стилистического анализа следует проанализировать текст с точки зрения словообразования, морфологии и синтаксиса.
Порядок проведения, применяемые приемы и алгоритмы, образец
К примеру, проанализируем следующий текст:
«Гроза – явление природы, которое характеризуется появлением электрических разрядов в грозовых тучах, а также между ними, поверхностью земли и объектами, расположенными на ней. Молниям сопутствует сильный ветер (иногда шквальный), обильные дожди, возможен град. Гроза провоцируется высоким скоплением водяного пара над разгоряченной солнцем сушей в жару, а также происходит при движении больших масс холодного воздуха в теплые слои».
Темой повествования является научное описание природного явления. Целью является донесение информации о том, как возникает гроза. Текст читается от третьего лица. О научном стиле написания свидетельствует логическая последовательность изложения информации, его структурная и смысловая законченность. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль. Вид повествования — прозаический.
Информация может быть адресована широкому кругу читателей — от педагогов до школьников. Предложения ровные, без эмоциональной окраски, что говорит о нейтральном фонетическом стиле. В тексте нет синонимических рядов, преобладают термины. Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотами.
Вывод: анализ каждого уровня статьи, и в особенности лексического, является неоспоримым доказательством проявления научного стиля.
Источник