ВОПРОС 49. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
С учетом специфики объекта и предмета в социальных правовых исследованиях находят применение следующие методы:
1) сбор и изучение единичной информации ведутся с помощью методов толкования норм права, непосредственного наблюдения, опроса, анализа (критики) письменных источников, социального правового эксперимента; 2) для обобщения собранной информации используются статистические и математические методы; 3) во всех исследовательских процедурах применяются законы, требования и методы логики.
При проведении социальных правовых исследований в целях проверки эффективности действия принципиально важных, прогрессивных нормативных предписаний и решения вопроса о возможности и целесообразности их распространения на всю генеральную совокупность участников правоотношений может быть использован социальный правовой эксперимент. Экспериментальные нормы действуют на ограниченной территории страны или относительного небольшого круга субъектов права. При этом на остальной территории страны или в отношении остальных субъектов действуют прежние нормы права. Например, ныне действующий в Российской Федерации суд присяжных был создан по итогам многолетнего эксперимента, проводившегося в некоторых регионах России и положительно зарекомендовавшего себя в деле защиты прав подсудимых и укрепления законности в сфере правосудия.
Решение о проведении социального правового эксперимента может приниматься только компетентным правотворческим органом. Например, проводить эксперименты с законами можно лишь по решению законотворческого органа. Правительство РФ правомочно проводить социальные правовые эксперименты по вопросам собственной нормотворческой компетенции и не может принимать решения о проведении эксперимента в сфере регулирования, отнесенной к ведению Государственной Думы. В этих условиях на долю ученых-правоведов приходятся лишь наблюдение за ходом эксперимента, объективная констатация полученных данных и подготовка научно подготовленных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Полученные в ходе непосредственного наблюдения, опроса, анализа письменных источников и социального правового эксперимента единичные факты подлежат статистическому обобщению. В правоведении для этого чаще всего применяются наиболее простые способы измерений по ординарным и номинальным шкалам, а разработка средств измерения осуществляется преимущественно методами группировки
Ответ 50 Феноменология как метод правовых исследований
Феноменология права – методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате распространения идей философской феноменологии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направлениями этой науки — административным правом, муниципальным правом и др.
Феноменология как юридическая парадигма зарождается на идее, согласно которой наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом существует идеальное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов.
Суть феноменологии как методологии познания права сводится к тому, что конкретно-исторические системы права познаются посредством мысленного вычленения идеальных структур, составляющих основу права. Феноменологическая редукция как метод исследования права направлена на выявление и описание его идеальной, чистой структуры. Феноменологическая редукция предполагает сведение эмпирического знания права к знанию чистому. Такого рода познание сводится, во-первых, к процедуре эпохе – процедуре отказа от всех суждений, которые касаются пространственно-временного, индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального существования права; во-вторых, процедуре описания структуры, оставшейся после того, как процедура эпохе произошла. В результате применения феноменологических гносеологических процедур конкретизируется предмет познания, определяемый феноменологической школой права, при помощи понятий «эйдос», «чистая структура», «чистая форма», «идеальная конструкция», «ноэма», «ноэзис», «интенция». По мнению представителей феноменологического движения, в юриспруденции, эти понятия открывают возможности объяснения явлений правовой реальности во всем их многообразии, сложности и взаимообусловленности.
В российской юридической науке первым представителем феноменологии права был выдающийся российский юрист Николай Николаевич Алексеев (1879 -1964 гг.). В работах «Основы философии права», «Идея государства: Очерки истории политической мысли», «Мир и душа: Философские размышления о материи и духе на основе диалектического реализма», «Русская империя в её исторических истоках», «Христианство и идея монархии», «Об идее философии и ее общественной миссии» он аргументирует необходимость использования феноменологического метода в познании права тем, что иные методы имеют принципиальные недостатки. Алексеев утверждает, что рационалистические или эмпирические определения права имеют характер некоторой одномерности, так как сводят право к какому-то одному измерению – к норме, к воле, к интересу. Однако право, в видении мыслителя, не одномерно. Для уяснения многомерной природы права необходимо, по убеждению Алексеева, вообще покинуть почву определений и дать описание феноменологической структуры права, которая являет собой единство нескольких измерений.
Первым элементом правовой структуры, в видении Алексеева, является субъект как носитель обнаруживающихся в праве ценностей. Под субъектом Алексеев понимает не традиционного субъекта права, каким он представлялся традиционной юридической теорией, а субъекта как деятеля, обнаруживающего ценности.
Источник
Методы социального анализа
Понятие о методах социологии. Метод сбора социальной информации об объекте в виде опроса. Сущность интервью и анкетного опроса. Анализ документов и его виды. Основные направления применения и цели контент-анализа, эксперимента, социометрического опроса.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.11.2013 |
Размер файла | 24,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего Профессионального Образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
По дисциплине «Социология»
На тему: «Методы социального анализа»
Содержание
1. Методы социологии
2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования
4. Анализ документов
7. Социологический тест
8. Социометрический опрос (социометрия)
Введение
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.
1. Методы социологии
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.
Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Анализ документов, контент-анализ
Внешние проявления социальных явлений
Опрос (анкета, интервью)
Методы социологии — это совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так и в качественном подходе.
К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
· опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
· социометрический опрос (социометрия).
2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования
Опросы — метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.
Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.
· Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.
· Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
· Фокусированное (клиническое) интервью — выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Беседа — это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.
Благоприятный для беседы климат создают:
— ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
— проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);
— положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
— искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Таким образом, опрос можно проводить в устной форме — интервью и в письменной форме — анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности).
3. Наблюдение
Наблюдение — метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).
Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.
Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.
4. Анализ документов
Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы — это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.
Виды документов различаются:
· По способу хранения информации.
· По характеру источника (официальные, неофициальные).
Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.
· качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивида в истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии;
· качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.
5. Контент-анализ
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
6. Эксперимент
Эксперимент (от лат. Experimentum-проба, опыт) — это общий метод получения в контрольных и управляемых условиях новых знаний, в первую очередь о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Социальный эксперимент — способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые оказывают объекта новые черты и качества.
Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогической, социально-психологический и т. д. Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.
Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.
При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.
Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.
7. Социологический тест
Социологический тест — система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.
В прикладной социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С помощью тестов измеряют личность и групповые свойства. В последнее время тесты применяются в различных областях знания (от педагогики до космонавтики). В социологических исследованиях тесты — разновидность опросов.
8. Социометрический опрос (социометрия)
опрос социометрический анкетный интервью
Цель социометрического опроса — получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев.
Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.
Заключение
Социология в нашей стране — сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель — неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое — он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе — социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.
Источник
Функции, законы, методы, структура социологии
Понятие «функция» в переводе с латинского означает «выполнять или совершать что – либо».
Функция – это роль, выполняемая определенным элементом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов.
Функция – стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемые социальными институтами.
Социология, как и другие науки, выполняет разнообразные, многочисленные функции в обществе: познавательную, функцию социального контроля, прогностическую, идеологическую, гуманистическую, информационную, управленческую, просветительскую, воспитательную, охранительную, критическую.
Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений, в получении научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, в исследовании связи с другими явлениями, в изучении характера и закономерностей развития социальных явлений. Социология как наука концентрирует знания о социальной жизни, ее законах и перспективах развития,делает теоретический и эмпирический анализ социальных фактов, разрабатывает теории и методы социологической методики, познает процессы преобразовательной деятельности. На основе чего вырабатываются научные прогнозы развития других сфер жизни общества (экономической, политической, духовной).
Функция социального контроля – заключается в том, что изыскания социологии используются в других сферах общества – в политике, демографии.
Прогностическая функция – заключается в определении диапазона возможностей и вероятностей альтернативных сценариев будущего, о вероятных потерях каждого варианта, в обнаружении социального нездоровья общества, в определении роста социальной напряженности, на основе чего создаётся возможность для выработки рекомендаций к повышению эффективности деятельности людей в сферах управления, взаимодействиях. Даются прогнозы на развития личности, общностей, социальных групп, общества в целом.
Функция социального планирования – заключается в определении процессов жизнедеятельности государства, регионов, вплоть до трудовых коллективов и семьи.
Идеологическая функция – заключается в том, что результаты исследований используются в интересах групп, партий, дают возможность манипулировать поведением людей, определяют новые социальные ценности и предпочтения, дают возможность группам и классам защищать свои интересы, обосновывать свою политику и оправдывать свой выбор.
Практическая функция –заключается в том, что на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений разрабатываются практические рекомендации, направленные на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях.
Гуманистическая функция – заключается в том, что социология способствует формированию и совершенствованию лучших общественных отношений, утверждению правдивости, объективности, гуманности и взаимопонимания в обществе.
Управленческая функция –заключается в принятии управленческого решения, социального планирования, разработки социальных показателей, определении основных направлений повышения эффективности деятельности.
Функция социального проектирования и конструирования заключается в определении путей проектирования социального прогресса, разработке моделей конкретной организации с оптимальными параметрами её функционирования.
Инструментальная функция – проявляется в определении методов изучения социальной реальности.
Организационно – технологическая функциявключает в себя выработку организационных мер по осуществлению социальных технологий, разработку комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов.
Критическая функция – заключается в том, что социология на основе анализа функционирования и развития социальных систем вырабатывает практические рекомендации по их совершенствованию, предлагает варианты их социального развития, формирует вариант их прогресса.
Мировоззренческая функция – проявляется в том, что социология вооружает человека и общество знанием законов, закономерностей развития социальных систем, формирует взгляды на общественные процессы, дает теоретическое обобщение социальной практики.
Охранительная функция – заключается в том, что социология как бы предлагает социальное направление на охрану конкретных общественных порядков, ставит социологический диагноз в целях нахождения эффективных путей совершенствования системы в целом и составных её элементов.
Воспитательная функция социологии реализуется в том, что знания, добываемые ею, непосредственно используются в воспитании людей, в воздействии на их сознание, поведение, трансляцию социального опыта поколений и формирование определённых социальных качеств личности.
Функции обладают специфическими особенностями, относительной самостоятельностью, но, проявляя себя, они взаимодополняют друг друга, взаимодействуют, взаимосвязаны.
Законы социологии
Законы социологии, так называемые социальные законы, проявляются в деятельности людей и их объединений, регулируют поведение людей и групп, определяют отношения между личностями и их общностями.
Социальный закон выражает относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, демографическими и профессиональными группами, между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней.
Социальный закон — это существующие независимо от сознания человека объективные правила, нормы, которые регулируют поведение людей, отношения их друг к другу, которые обнаруживают исторически сложившиеся интересы, мотивы, желания, стремления людей к удовлетворению своих потребностей, признанию их со стороны других, к улучшению условий существования и обеспечения их безопасности.
В определении категорий социальных законов ученые имеют различные точки зрения. Так часть ученых считают, что их можно подразделить на три категории.
1.Первая категория включает в себя законы, которые могут быть применены ко всем явлениям, ко всем временам и ко всем народам. Основанием для них служат общие и постоянные свойства человеческой природы.
2. Вторая категория законов имеет второстепенное значение. Она содержит законы, объединяющие друг с другом, в частности, несколько отдельных институтов. В логике подобные формулы называются законами существования. Так, известные законы одновременного появления у животных в процессе эволюции разных частей скелета и разных органов. Точно так же и общество подчиняется аналогичным законам, так как различные учреждения могут появляться в нем одновременно.
Третья категория законов раскрывает перед нами не настоящий, а будущий социальный строй. Природа их динамична, а не статична. Они касаются не всеобщего и постоянного социального строя, не его временного и частного состояния а другое. Это уже не законы постоянства и существования, а законы последовательности. Они определяют эволюцию социальной жизни.
Ряд ученых выделяют пять категорий социальных законов:
1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.
2. Законы, определяющие тенденции развития.
3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта.
4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.
5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.
Социальные законы обладают признаками:
— закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий
— при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений
— условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно
В числе основных социальных законов ученые называют:
1)закон социальной дифференциации и интеграции, проявляющийся в постоянном расслоении общества и его объединении;
2)закон социальной мобильности (подвижности), проявляющийся в постоянной смене личностью ролей, статусов, положения по горизонтальной и вертикальной мобильности, постоянном перемещении личности либо сверху вниз по иерархии, либо наоборот, либо перемещение её в горизонтальном слое;
3)закон интернационализации общественной жизни, проявляющийся в постоянном обмене народами стран или государств между собою достижениями по проблемам различных способов обобществления жизни, культуры, научных достижений и другими факторами, имеющими место в жизни обществ;
4)закон социализации индивида, проявляющийся в постоянном, постепенном введении, встраивании, адаптации индивида в социально-экономическую, образовательную, политическую, культурную сферу общества;
5)закон урбанизации общества, проявляющийся в образовании и развитии городов, обобществлении жизни за счёт сельского населения, меняющего сельское место жительства на городское;
6) закон однокачественности компонентов социальной организации,то есть закон соответствия социальной организации человеческому материалу страны, историческому наследию, геополитическим условиям.
Часть ученых, выделяя чисто теоретическое и практическое значение социальных законов, считают в качестве основных следующим:
1. Закон определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
2. Закон определяющий роли способа производства по отношению к социальным институтам общества.
3. Закон определяющий роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям.
4. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.
5. Закон порядка и прогресс (О.Конт).
6. Закон круговой эволюции (Вико).
7. Закон причинности и др.
Особенность и тех и других законов в том, что они реализуются конкретными людьми в конкретных условиях. Их называют законами — тенденциями.
Законы социологии подразделяются:
по степени общности:
— общие, в основном это философские законы, вместе с тем они определяют развитие общества как целого.
— специфические — характеризуют отдельную систему общества или ее элемент.
по характеру и способу проявления:
— динамические — определяют жесткую связь между событиями по последовательности,
— статистические — определяют социальные явления не строго, а с некоторой степенью вероятности.
Проявления социальных законов можно обнаружить в поведении людей, объединенных в группы, общности, ассоциации либо объединенных под началом социальных и политических институтов. Здесь имеется в виду то, что поведение людей становится однонаправленным, стандартизированным, менее разнообразным, предсказуемым, подконтрольным. Значит, люди приспосабливают свое поведение к существующим порядкам, историческому опыту, к поведению других людей, к традициям, обычаям, обрядам, установленным историей и временем. В их поведении просматривается повторяемость, взаимозависимость по отношению друг к другу.
Методы социологии
Методы науки– это совокупность основных познавательныхприёмов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.
Методы социологии — это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.
Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).
Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, т.е. основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами — посредством различных видов социологических исследований.
Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего)
Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.
Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)
1. Социально-философский метод. Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.
2. Структурно-функциональный метод – используется для анализа, рассмотрения общества через сферы — экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную, через субъекты — личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу вышеназванные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, выясняется их действия и взаимодействия, то есть, этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех элементов.
3. Сравнительный метод. Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определённые общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.
4. Методы, формирующие социологическое знание, а именно факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:
— выборочного и полевого обследования;
— компаративно — историческое исследование и эксперимент;
— наблюдение включенное и не включенное;
— опросы — интервью, анкетирование;
— статистические и методические методы;
— количественный и качественный анализ содержания;
— специфический анализ документов.
Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).
В процессе развития социологии существенно изменился её методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:
— произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных; служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.
Структура социологии
Структура социологии многоуровневая иопределяется уровнем изучения социальных явлений и процессов, уровнем социологического знания, которое неоднородно и сложно.
Социология как наука имеет составные части:
общетеоретическая социология, макросоциология — исследует и выясняет общие закономерности функционирования и развития общества, социальной реальности, то есть социума, а также изучает крупномасштабные, социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки времени, дает описание, объяснение, понимание процессов социального развития, помогает познанию социальной действительности.
макросоциология ориентируется на анализ больших социальных групп и протекающих в них процессах.
социология среднего уровня — изучает действия и взаимодействия отдельных структур общества. Она включает отраслевые социологии — социологию групп, города, деревни, экономики, образования, культуры, труда, экосоциологию, социологию семьи, права и др.
микросоциология — изучает явления и процессы через человека, его взаимодействия и поведение, поступки, мотивы, потребности.
фундаментальная социология — создает, совершенствует теорию и методологию, нарабатывает новые знания, добывает новую информацию об общественных процессах
прикладная социология — вырабатывает практические рекомендации для решения социальных проблем, прогнозирует будущее развитие общества и всех его подсистем, решает проблемы воспитания кадров с социологической подготовкой, ищет средство для осуществления социально значимых целей, осуществляет практическую реализацию теоретической социологии.
Источник
§ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В методологическом отношении социальный анализ является комплексным методом оценки деятельности коллектива с точки зрения осуществления основного социального закона на уровне коллектива и отдельного человека. Он проводится по трем важнейшим направлениям, охватывающим всю сферу удовлетворения потребностей работников коллектива: 1) анализ социальных результатов деятельности коллектива предприятия; 2) анализ затрат на достижение социальных ре-зультатов; 3) анализ социальной эффективности деятельности пред-приятия.
Анализ социальных результатов включает изучение источников и форм распределения доходов предприятия. При этом устанавливается, какая часть доходов члена коллектива выступает его собственностью, основанной на личном труде (принцип распределения по труду), и какая часть доходов достается ему как собственнику коллективных общественных фондов потребления (в результате перераспределения прибавочного продукта).
Анализ социальных затрат на удовлетворение потребностей членов коллектива предприятия включает изучение реальных затрат рабочего времени, фактической трудоемкости производимой продукции, затрат на организацию труда (включая вопросы улучшения условий труда, охраны труда и техники безопасности, подготовки и переподго-товки кадров, промышленной эстетики и культуры производства, жилищно-бытовые условия и др.).
Анализ социальной эффективности проводится потребительно-стоимостными методами. Важным моментом в этой области анализа являются социальные последствия научно-технического прогресса, их оценка с позиции потребительной стоимости. Результаты и затраты производства, их взаимодействие оцениваются в категориях не только экономической, но и социальной эффективности. В качестве критерия эфекгивности выступает норма благосостояния, достигае-мая в коллективе предприятия. В этом отношении значительную социальную нагрузку должен нести закон хозяйственной деятельности — наиболее полное удовлетворение потребностей трудящихся при наименьших затратах всех видов ресурсов, — который служит не только основным экономическим, но и главным социальным критерием оценки всей деятельности предприятия.
В связи с этим встает методологический вопрос о возможности использования в социальном управлении и политике методов, успешно применяемых в научно-техническом и экономическом прогнозировании (сценарии, графы, матрицы, дерево целей и др.), а также новых методов прогноза целевых ситуаций. Проблема, следовательно, опять переносится на уровень истинности определения цели. Это, в свою очередь, приводит нас к определению логики формирования потреби ностей, лежащих в основе цели в конкретной ситуации. Однако на этом пути есть своя трудность. В научной литературе большое внимание уделяется потребностям на уровне индивида под углом зрения социально-психологической трактовки этого понятия, а потребностям и интересам классов, социальных групп или коллективов, средствам и способам их удовлетворения в этом смысле не совсем повезло,
Гносеологические корни субъективно-психологического метода к анализу социальной структуры общества заключаются в том, что, поскольку социальная жизнь не мыслится вне психики, вне индивидуальных действий, постольку всегда имеется соблазн подходить к социальному, к его познанию через анализ ин-дивидуального отношения между человеком и вещью.
Мало что изменится, если социология (или «экономическая социология») будет исследовать социальное положение различных групп как совокупности индивидов, имеющих общий интерес. Такие теории нс связывают общественные группы с классовой и внутриклассовой структурой общества, с собственностью на средства производства. Хотя авторы этих теорий формально ставят задачу изучить человека и как объект, и как субъект экономических явлений, это оказывается невозможным, ибо при таком подходе отбрасывается социальная сущность человека, а реальные социальные процессы трактуются с позиций субъективно-психологической мотивации поведения лю-дей.
Существует и другая разновидность вульгарно-социологического направления в анализе социальной структуры общества, когда ее изменения непосредственно выводят из производительных сил, из развития их технико-экономической стороны, игнорируя социально-экономическое их содержание. Истоки данного метода заключаются в том, что отношения собственности на средства производства внешне проявляются, преимущественно, как различия функций людей в производстве, как определенное технико-функциональное разделение труда. Этот метод анализирует ряд реальных процессов общественного вос-производства: изменения структуры производства, рабочих мест, состава рабочей силы, профессий и др. Однако, в данном случае явление выдается за сущность, не раскрывается глубина социально-экономического содержания функциональной деятельности членов общества, а именно — отношения собственно-сти на средства производства.
Трудность установления глубинных причин того или иного социального явления нередко ведет ученых к интерпретации фактов через понятие функции. Это особенно характерно для западных социологов, изучающих социально-классовую структуру общества.
Функциональный анализ социальной структуры общества сводится к следующей последовательности: новая технико-организационная структура производства — изменения в разделении труда — «новые» роли тех или иных групп общества (их может быть бесчисленное количество). Преобразование «социальной» роли означает новую социальную структуру современного общества, где основным критерием могут быть различия между людьми по содержанию труда, по профессиональному составу, доходу, образованию и т.д.
Однако в таком случае забывается, что разделение труда связано как со специализацией (которая определяется научно-техническими достижениями), так и с обменом производственной деятельностью (которое находит свое отражение в различиях людей по месту в общественной организации труда, определяемой производственными отношениями). В противном случае мы не можем определить причинно-следственные связи, а описываем лишь внешние функциональные зависимости.
Предваряя дальнейший социальный анализ, важно выделить и рассмотреть здесь следующие группы, ступени иерархии потребностей индивидуальных, классовых (групповых) и общественных.
1. Потребности, удовлетворение которых обеспечивает физическое существование индивидов.
2. Потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование индивидов в качестве рабочей силы.
3. Потребности, удовлетворение которых обеспечивает универсальное гармоническое развитие личности.
Выделенные группы потребностей одновременно являются историческими этапами их возвышения. Ясно, что более возвышенная потребность может быть обеспечена, реализована более возвышенной деятельностью, посредством применения способностей более высокого качества.
Если потребность есть способность к потреблению, влечение к потреблению, то способность есть потребность в действии.
Способности можно разделить на естественные (задатки), трудовые и творческие. Всякая способность есть отношение субъекта к деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей. Если потребность есть полагание предметом (продуктом труда) своего отрицания в качестве потребителя, то способность является полаганиен предметом (и продуктом, и средствами деятельности) самого производителя. Или, другими словами, потребность есть отрицательное состояние субъекта по отношению к продукту труда, а способность — положительное состояние этого отношения. Единство потребностей и способностей обнаруживает себя идеально в акте целеполагания, реально — в акте целеосуществления.
Творческая способность выступает как своеобразный шифр, код-ключ от «объекта» в руках деятельного субъекта. Это его подлинная собственность, подлинная свобода и власть над объектом. Однако поскольку сама развитая творческая способность есть противоречие между способностью целеполагания и целеосуществления, управления и исполнения, постольку в условиях полного разделения труда и господства денежных отношений творческие способности труда отчуждаются от самого труда и получают свое самостоятельное существование как силы капитала. Возвышение совокупного труда осуществляется за счет обеднения деятельности индивидов. Развитие труда выражается, с одной стороны, в его разделении и совершенствовании яя этой основе средств труда, а с другой стороны, в росте производи-тельности труда и прибавочного продукта. Именно на базисе прибавочного продукта происходит возвышение потребностей, поэтому он является материальной основой всякого развития, всякой культуры. Производство прибавочного продукта не только в форме жизненных средств, но и в форме средств производства свидетельствует о качественном росте трудовых способностей индивидов, их творческом характере.
Интерес как исторически определенное единство потребностей и способностей является объективным отношением, необходимо возникающим из всего предшествующего естественного образа жизни индивидов. (Интерес нельзя путать с влечением, которое является его рефлектированной формой.) «. Общий интерес существует не только в представлении как «всеобщее», но, прежде всего, он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд».
Интерес раскрывает себя не только, как единство потребностей и способностей, но и как единство бытия для себя и бытия для других (производитель продукта как владелец и потребитель других). В условиях, когда прибавочный продукт отсутствует или проявляется эпизодически в форме жизненных средств, способности существуют преимущественно в форме «субъекта», а потребности в форме «объекта». Между ними нет посредствующих звеньев. Поскольку производство и потребление здесь еще синкретичны, слитны, общий интерес состоит в обеспечении устойчивости производства прибавочного продукта. Реализация этого общего интереса ведет к дифференциа-ции труда и самого интереса. Рассредоточение производства прибавочного продукта, способностей и потребностей обусловливает их обмен, накопление и возникновение частной собственности. С этого момента общий интерес поляризуется на интересы противоположных классов и реализует себя посредством их борьбы.
Каждой эпохе, каждому этапу доминирования той или иной производительной силы (естественные, искусственные, всеобщие общественные производительные силы) соответствуют и доминирующие формы богатства (натуральная, денежная, социально-культурная), а, следовательно, и доминирующая форма и направленность интереса. Новый технический уклад предполагает снятие вековой отчужденности работника от науки, культуры и управления. Не вещи, не орудия производства сами по себе составляют предмет общественной собственности, здесь специфическим предметом присвоения выступает универсальное общение индивидов. Универсальное средство их развития — творчество.
Всеобщим, универсальным критерием оптимальности, творчества удовлетворяющим и экономическим и социальным требованиям может быть только экономия времени (прибыль, рентабельность, экономический рост невозможны без всесторонней экономии времени, без овладения механизмами использования в практике управления закона экономии времени). Закон стоимости — одно из выражений экономии времени. Это такое выражение социально-исторического времени, при котором все виды экономии обслуживают процесс самовозрастания вещного богатства: здесь и технологическое (процесс про-изводства) и социальное (процесс развития личности работника) время подчинены экономическому времени (процесс обращения). Именно поэтому при капитализме время превращается в деньги. Мировой рынок управляет движением денег, а, значит, управляет связью времен. Управлять социальными процессами в полной мере — значит управлять движением социального времени, а через него — движением денег, техники, интересов, потребностей и способностей людей. Как теория относительности не отменяет классической механики, так и закон экономии времени не отменяет закона стоимости, а указывает его истинную определенность.
Оптимальному ускорению научно-технического прогресса способствуют такие условия, при которых трудящиеся воспринимают его как потребность в собственном росте. Для этого важно, чтобы проекты технического перевооружения производства не просто обсуждались в коллективах, а создавались или насыщались деталями в зависимости от степени развития творческого потенциала коллектива. Переход к инновационному типу воспроизводства предполагает полное раскрб-пощение предприимчивости, с одной стороны, а с другой — его обоб-ществление и сращивание с культурой.
Источник