Соболев морская душа анализ рассказа



Рецензии на книгу «Морская душа» Леонид Соболев

В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в путаных зарослях севастопольского горного дубняка — везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастерки родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. И, как всякая традиция, рожденная в боях, «морская душа» — полосатая тельняшка — означает многое.

Сборник рассказов «Морская душа» вышел в самый разгар Великой Отечественной войны и сыграл большую роль в поднятии боевого душа не только у моряков, но и у всей страны. Тельняшка — «морская душа» стала для нас, тогда пацанов, заветным предметом обладания, символом беспримерного мужества и героизма. В этих коротких рассказах показана полная подвигов жизнь военно-морского флота со времен революции и гражданской войны до Великой Отечественной. С большим подъемом описана оборона Одессы и Севастополя. И на каждой странице с беззаветной отдачей действуют настоящие труженики моря матросы — истинные носители морской души». Кстати, именно после прочтения этой книги я надолго «прикипел» к морю и морякам, даже собирался после окончания школы поступать в военно-морское училище, чему помешали некоторые жизненные обстоятельства. Однако по жизни меня всегда сопровождали друзья-моряки. С одним из них мы дружим уже с 1964 года и живем на одной лестничной площадке до сих пор.

Есть у меня некоторые сомнения, что я прочитал все рассказы из этого сборника и что все рассказы Соболева, которые я прочитал за последний месяц были именно из этого сборника, потому что они попали мне в руки разрозненной папкой файлов.
Ну что я могу сказать — а мне понравилось. Среди этих рассказов есть и героические, и веселые — вторые, если пользоваться терминологией кавторанга Кирдяги с одной из подлодок из этого сборника, — «суффиксы». Веселые понравились больше.
Потому что при всей в целом прекрасности этих рассказов — есть у них один недостаток. Временами — избыток советского военно-патриотического пафоса. Оно и понятно — писалось это все в 30е годы да в начале войны, надо поддержать боевой дух и все такое. Но именно потому — местами пафосно, местами — как-то наивно. Но и наивно по-хорошему, и пафос не выходит за рамки разумного. А моряки такие моряки, а подводники такие подводники.

Источник

Александр БОБРОВ. МОРСКАЯ ДУША – НА ВЕТРУ ЭПОХИ. К 120-летию Леонида Соболева

15.07.2018
686
3

Александр БОБРОВ

МОРСКАЯ ДУША – НА ВЕТРУ ЭПОХИ

К 120-летию Леонида Соболева

Моряк и прозаик Леонид Соболев вошёл в историю отечественной литературы не только своими произведениями (роман «Капитальный ремонт» и повесть «Морская душа» стала хрестоматийными), но и тем, что первым возглавил и повёл в открытое море огромный идеологический крейсер – Союз писателей России. Могучая, можно сказать, ведущая идейно-творческая русская организация – Союз писателей России – в стране, где только национальные республики имели свой ЦК, была создана в декабре 1958 года. Понятно, учредительный съезд проходил в Москве, но СП, с самого начала до нынешнего правления «команды питерских», овевали балтийские ветра – то свежие и бодрящие, а то промозглые и губительные.

Начнём с того, что и возглавил Союз балтиец, Герой Социалистического Труда – Леонид Соболев. Он родился 21 июля 1898 года в Иркутске, в семье офицера из мелкопоместных дворян, но в 1910–1916 годах учился в III Александровском кадетском корпусе Петербурга, а в мае 1916 года был зачислен в Морской кадетский корпус. Участвовал в Моонзундском сражении, описанном Валентином Пикулем, и в Ледовом походе Балтийского флота. В 1934 году Соболев выступал на I Всесоюзном съезде советских писателей. Получила известность его фраза из этого выступления: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно – право плохо писать». В 1938 году Соболев переехал в Москву, начал принимать активное участие в работе созданного Союза писателей СССР. Во время войны был военным корреспондентом «Правды», как Шолохов, Алексей Толстой и другие гиганты советской литературы. 20 марта 1943 года в Сочи Леонид Соболев услышал по радио о присуждении ему Государственной премии за книгу "Морская душа". Соболев немедленно дал телеграмму Сталину: «Всю присужденную мне премию за книгу . вношу на постройку еще одного такого (торпедного. — Авт.) катера. Прошу вашего разрешения назвать его "Морская душа" и зачислить в 4-й дивизион сторожевых кораблей Черноморского флота». Сталин дал согласие.

После войны отношение к русскому народу стало меняться. Коренной народ показал свою самоотверженность, свою несгибаемую сущность стержня государства. Возрождение русского самосознания в СССР уходит своими корнями в Великую Победу. Немалую роль сыграл и ХХ съезд. Начались бродильные процессы – и плодотворные, и пугающие. Но и тогда, в период бурной оттепели, Никита Хрущёв при всём своём самовластье и нелюбви к православию понимал, что надо искать какие-то духовные опоры, укреплять патриотическую идею, оберегать историю и литературу России. Иначе гибель державы! На этой волне поисков и противостояний в 1957–1958 годах и создавался Союз писателей РСФСР – ныне Союз писателей России. Возглавил его беспартийный (!) русский писатель Леонид Соболев. Он целиком отдал свою морскую душу новому делу.

В первые годы деятельности происходило создание областных отделений Союза, формирование органов управления, воссоединение писателей в единый общественный организм. Тогда же выкристаллизовалась и духовно-идеологическая составляющая деятельности СП России. И хотя ни в каких постановлениях съездов или программных документах она отражена не была, многие книги несли в себе главную ипостась: познание и воспевание своей Родины – малой и великой.

Тогда появилась группа писателей, которые не боялись произносить и писать слова «Русь», «Россия», «русский»… Стали говорить о создании новых журналов или вдруг – об Обществе охраны памятников истории и культуры. Но, конечно, созданный Союз писателей РСФСР стал главной легально действующей организацией, вставшей на защиту русскости в интернациональном Советском Союзе.

Соболев лично участвовал в создании издательства» «Советская Россия», литературных журналов «Москва», «Урал», «Волга». Сегодня таких возможностей у руководства Союза писателей России – нет. Так надо объединить усилия хотя бы по общественной и моральной поддержке существующих и даже вновь созданных литературных изданий. Например, в Калининграде стал выходить альманах «Берега», в Питере своё 15-летие отметил воссозданный петербургский журнал «Невский альманах», а их порой свои же коллеги пытаются потопить в склоках и зависти. Надо поднимать авторитет печатного слова, пока все в интернет не ушли: ведь уже создан ещё один – Российский союза писателей – на виртуальной почве. И его поддержала Роспечать вместо того, чтобы помогать традиционному – соболевскому Союзу.

В условиях информационной войны, острого идейного противостояния, разрушения нравственных основ президент Путин сказал про духовные скрепы, что вызвало насмешки в либеральном лагере, но ничем другим Россию – не объединить. Да и миром правят, как сказал ещё Платон, – идеи. Конечно, ротшильды-рокфеллеры и доморощенные грефы-авены хотят доказать: нет, деньги. Но борьба идей и капитала – продолжается! В ней, как ведётся на Руси, огромную роль играет печатное Слово, отечественная литература. Сегодня она – в небрежении у государства, если не сказать – в загоне. А ведь Фёдор Достоевский почти полтора века назад предупреждал, говоря о миссии России в славянском мире: «Нации живут великим чувством и великою, всех единящею и всё освещающею мыслью, соединением с народом, наконец, когда народ невольно признает верхних людей с ним заодно, из чего рождается национальная сила – вот чем живут нации, а не одной лишь биржевой спекуляцией и заботой о цене рубля. Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче. А впрочем, что ж я какие старые слова говорю!».

Читайте также:  Анализ логической структуры речи

Увы, они и не устаревают: Крым сделал «верхних людей» и народ на время единым целым, а потом снова пошли спекуляции, политические и биржевые.

Писатели России в год 60-летия на суровых ветрах провели свой 15-й съезд, избрали новое правление и его председателя Николая Иванова. Он – полковник, прозаик и военный журналист, проводит школу корреспондентов, действующих в экстремальных условиях, а сам находится как раз в подобной ситуации. Слишком много противоречий и амбиций раздирает писательский мир. Дай Бог ему мудрости и стойкости Соболева, хотя сегодня профессии писатель – нет. А ведь даже на бичуемой нашими депутатами Украине давно действует закон «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах». Ну почему Совет Федерации и Государственная Дума не могут этого сделать в России? – ума не приложу. Зато всё какие-то доклады составляют об идеологической агрессии Запада. Да мы сами любых недругов тут переплюнем – включите «Эхо Москвы» или посмотрите списки премий и составы писательских делегаций на международные выставки – сплошь Улицкая, которая Россию в дикости обвиняет, да Шишкин, который желал поражения России в ЧМ! А прежде других привечали, да и писатели-фронтовики – такие, как Леонид Соболев, были уважаемы и многое могли пробить на самом верху. Не случайно новый председатель Союза писателей России Николай Иванов прежде всего разыскал на Новодевичьем кладбище могилу Леонида Соболева, у которого не осталось прямых потомков.

Надо ещё вспомнить, что 8 июля на 85-м году жизни ушёл от нас Валерий Николаевич Ганичев – председатель Союза писателей России с 1994 года, который сменил Юрия Бондарева после страшных событий осени 93 года. Здание Союза писатели на Комсомольском отстаивали физически от разнузданных молодчиков-«демократов», явившихся с бумагой за подписью Евг. Евтушенко, а потом под водительством Ганичева мы отстаивали крепость русского духа в годы гонений, кризисов, «суверенной демократии» и построения вертикали власти. Почти четверть века борьбы и сохранения традиций.

Помянем морскую душу основателя летом, а основные торжества в честь 60-летия соболевской организации намечены в декабре.

Источник

Соболев "Морская душа" краткое содержание, главная мысль, герои какие?

"Морская душа" краткое содержание для читательского дневника?

Леонид Соболев "Морская душа" краткое содержание?

"Морская душа" краткое содержание по главам?

Л С соболев "Морская душа" краткое содержание

"Морская душа" главные герои?

"Морская душа" главные герои для читательского дневника?

Читательский дневник "Морская душа" Соболев?

Леонид Сергеевич Соболев "Морская душа", тема и идея произведения — это цикл из рассказов писателя-мариниста, главные герои которого — моряки Балтики, они превратились на страницах произведения в участников событий со времен революции и гражданской войны, ВОВ. Большая часть рассказов создана в честь обороны Одессы и Севастополя. Каждый рассказ — это небольшая история военных лет из фронтовых записей.

Соболев "Морская душа" краткое содержание рассказов

"Морская душа" краткое содержание, читательский дневник

Во время штурма Севастополя дни напролет шли жаркие бои, атака следовала за атакой, все время поступали подкрепления краснофлотцев. Этого молодого защитника родины запомнили по нагану, который еще в дороге стал предметом шуток. Едва приехали, прямо с грузовика паренек кинулся в бой. Когда его нашли после боя, он был в одной из траншей у фашистского пулемета, из которого в контратаку расстрелял во врага все патроны, с гранатой в руке на изготовку, из груди торчал штык. Фамилии никто не узнал, так как документы оказались в крови. Так герой-боец и запомнился всем, как "Федя с наганом".

Главные герои: моряк по имени Федя

Небольшой катер "Морской охотник" был послан ко вражескому берегу для операции, но штормило, случилось несчастье. Вода залила бензин в цистерне, судно оказалось без топлива, его относило, все ближе к занятому врагом берегу. Катер принимал позывные, но не мог сообщить ответ. Командир действовал по обстановке. Воду удалось отделить от бензина при помощи ведра. За это время команда мужественно держалась и была готова к отправке двух радиограмм на разный случай: одна о том, что на катере себя взорвут — если дрейфующее судно отнесет, ближе к вражескому берегу, а вторая с координатами места нахождения, если катер станет дрейфовать в другую сторону. К счастью, первая не понадобилась.

Главные герои: старший лейтенант Попов и его команда

Это рассказ про парашютиста, который с другими моряками из добровольцев был заброшен за линию фронта под Одессой, чтобы вывести связь фашистов из строя. Петр Королев в воздухе неудачно был ударен в полете, получив по лицу мешком с содержимым из гранаты, автомата и всего необходимого снаряжения. Падая на землю, парень потерял сознание, потом пришел в себя, приземлился, снова потерял сознание. Очнувшись, ему пришлось вступить в схватку со здоровыми немцами, один из которых сразу убежал, испугавшись, а второй так и не смог одолеть Королева. Немец сразу был сбит с ног матросом. Между ними завязалась борьба и шла с попеременным успехом. Матрос время от времени терял сознание, но не терял хватки и силы духа. Его выручили поспешившие на помощь сослуживцы, так как политрук заметил издалека потасовку в бинокль.

Главные герои: Петр Королев, немец, политрук, увидавший борьбу, Коровников, поспешивший на помощь матросу верхом.

Это история про бомбардировщика, который отстал от своих, возвращаясь с боевого задания и столкнулся с "мессершмиттом-109". Патроны закончились, а враг понял, что наши летчики безоружны. Ребятам удалось оторваться, отстреливаясь "необычным оружием". Когда капитан спросил, чем штурман "отшил" напрочь фрица, то выяснилось, что он закидал листовками в цилиндрах врага, а тот запаниковал и улетел.

Главные герои: капитан Попко, штурман, радист.

Во время боев за Севастополь один из танков вышел из строя, так как его командир был ранен. Появился моряк, который оценил обстановку, что танк оказался без дела. Он завладел техникой и добрался до склона, где "крушил" минут двадцать все на своем пути, раздавливая немцев в окопах и заливая огнем. Потом оказалось, что машина своими действиями препятствует заградительному огню. Моряк покинул место боя, имя героя узнать не удалось, так как он промолчал, зная, что действует не по уставу, а в силу обстоятельств, лишь ранее, занимая танк, назвал звание и пояснил, что он водил катер, для него это — "привычное дело".

Главный герой: "старшина второй статьи" в танке

Про трех краснофлотцев, которые уже выполнили задание, но обнаружили миномет и стали расстреливать немцев из окопа их же оружием, спасая наступление наших войск. Когда подоспела помощь, то нашли героев, один из которых подавал мины, хотя у него уже не было одной руки, — оторвало кисть, другой подносил ящики с минами, хотя у него ранило обе ноги. Стрелявший после этого оставил миномет и кинулся вперед в атаку, продолжая бой.

Читайте также:  Понятие управленческого экономического анализа

Главные герои: Абращук стрелял из миномета, армянин Хастян заряжал оружие, а Колесник подтаскивал ящик с минами.

Это пушка еще с давних времен осталась целой, только была без прицела, зато к ней подходили зенитки, поэтому годилась для боя, чем привлекла полковника Жидилова. Пушка упорно стреляла по неприятелю и стала предметом легенд, враг боялся этого оружия, которое помогало солдатам в бою и спасло многие жизни.

Это история об отваге военкома, которому удалось продержаться во время декабрьского штурма Севастополя, пока бойцы оказались отрезанными.

"Подарок военкома" — это выстрел из снайперской винтовки снайпера Васильева, сделанный комиссаром. Тот добавил двух убитых немцев к счету снайпера, пополнив последний на два.

Главные герои: рассказчик, военный комиссар Ехлаков, снайпер Васильев

Майор спас положение отряда, когда тот оказался в "котле", оттесненный к морю и окруженный, отрезанный к отступлению морем. Ночью "матросский майор" придумал, как спастись и увел бойцов, поскольку догадался и вспомнил, что лиман, к которому прижали гитлеровцы, должно быть, неглубокий, можно уйти по воде.

Главный герой — майор, спасший отряд.

Бронекатер находился под артилеррийским огнем и уворачивался от снарядов. Когда удалось выйти из огня, оказалось, что рулевой, смертельно раненный, спасал ситуацию: он выполнял распоряжения из последних сил, делая маневры. Уже в безопасности, выйдя из обстрела, моряк отсчитался перед командиром и умер, сжимая штурвал.

Главный герой — старшина второй статьи Щербаха.

Шел бой за форт, семьдесят четыре краснофлотца обороняли позицию. Они могли покинуть место в шлюпках, но не смели, потому что

держали трое суток оборону, чтобы закрыть выход из бухты, где уходили корабли, спеша покинуть город и увезти людей.

Главные герои — краснофлотцы — севастопольские матросы, помогли жителям Севастополя уйти морем

Рассказ о зенитной батарее, орудия которой пострадали в бою, а бойцы защищались гранатами и ручным оружием. Они все погибли геройски

Главные герой: Герой Советского Союза Воробьев и моряки, сдерживающие натиск

Источник

Морская душа — краткое содержание рассказа Соболева (сюжет произведения)

Книга написана про реальные события, которые происходили в годы Великой Отечественной войны на Чёрном море. Описаны события героической обороны Севастополя и Новороссийска. Главные герои – моряки, их сильно боялись фашисты. За их доблесть, отвагу, бесстрашие они их называли «чёрная смерть». В России моряки всегда были в почёте, народ любит их.

Матрос по имени Фёдор, имея только пистолет и трофейную винтовку, отбил у фашистов пулемёт.

Мне больше всего понравился рассказ «Разведчик Татьян». Про единственную девушку среди моряков. Она была для них, как сестра, они как могли, оберегали её. У неё была такая маленькая ножка, что она ходила в разведку в тапочках. Не нашлось сапог на её ножку.

Потом ей сшили сапоги по специальному заказу, которые, как в футляр вложили в огромные сапоги 45 размера. Тоже сшитые на заказ для здоровенного матроса, который любил Татьяну и после войны хотел на ней жениться.

Соболев описывает подвиги простых моряков, про которые не сообщали в сводках Информбюро. Вот матрос Королёв неудачно приземлился на парашюте. Но это не помешало ему, прикончить здорового фашиста.

Находчивость и смекалка русских людей не знает предела. Когда у лётчика закончились боеприпасы, он выстрелил в фашистский самолёт пустыми кассетами от листовок. Фашист струсил и удрал.

Многих простых, скромных героев не знали по имени и фамилии. Только знали, что у них на груди тельняшка, на голове бескозырка. И широкая, нараспашку, морская душа, в которую фашист наплевал. И теперь получит по заслугам.

Некоторые факты вообще кажутся не реальными. Как можно втроём отбить фашистскую батарею? Можно, а потом развернуть пушки в другую сторону и поддерживать огнём наши войска.

В ход пошла даже пушка, у которой не было мушки. Но даже это не помешало нашим артиллеристам наводить ужас на врага. Они умудрялись точно стрелять по фашистам.

Матросы не покидали свой боевой пост даже тогда, когда были смертельно ранены. Так рулевой не выпускал штурвал бронекатера до тех пор, пока его не сменили на вахте. А когда выпустил его из рук, тут же рухнул замертво на палубу.

Матросы сходили с кораблей на берег, но всё равно их можно было узнать в серо-зелёной массе гимнастёрок не только по развевающимся лентам бескозырок, тельняшкам на груди, чёрным бушлатам. Но и по какой-то особенной залихвастской удали, мощному натиску, который всё сметал на своём пути.

Источник

1. 085. Леонид Сергеевич Соболев

О писателе можно судить по тому, какие вещи он создал сам и что ценил в произведениях других писателей.

Наиболее ярко творчество Л. Соболева представлено тремя его вещами — романом «Капитальный ремонт», сборником фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» и повестью «Зеленый луч», а отношение писателя к собратьям по перу (и, кстати, его самого) прекрасно иллюстрирует отзыв о К. Станюковиче. «Первооткрывательство… Станюковича состоит в том, что он во всей жизненной правде показал то особое и удивительное человеческое существо, которое именуется русским моряком — будь это матрос или адмирал… Станюкович любил образ корабля, легко несущийся по голубой глади океана под ровным, постоянным пассатным ветром, надувающим его многоярусные паруса. Не так ли и литературный талант его, наполнив свои паруса вечным океанским ветром, верным спутником молодости, вышел на безмерные просторы времен, сам не заметив, где перешел он таинственную грань между забвением и бессмертием, подобно тому как идущий в дальнем плавании корабль не замечает меридианов, пересекаемых им. И все еще идет полным ветром его корабль под белыми парусами, чистыми и незапятнанными, как чиста и незапятнанна была совесть этого примечательного русского писателя. И счастливы будут те из нас, современных морских писателей, чьи книги угонятся в океане времен за этим белоснежным кораблем, несущим на палубе вечно живые образы русских матросов и офицеров».

Будущий писатель-маринист и подвижник русской советской литературы родился в Иркутске в небогатой дворянской семье отставного капитана артиллерии Сергея Филипповича Соболева, участника русско-турецкой войны (1877—1878), 8 (21) июля 1898 г. С детства мальчику была привита любовь к русской литературе, особенно к Пушкину и Гоголю. А еще он бредил романтикой моря. Эти две страсти — литература и море остались у него на всю жизнь.

После переезда в Петербург Леонид учился в Третьем Александровском кадетском корпусе, затем в годы Первой мировой войны в знаменитом Морском училище, старейшем в России. Боевое крещение комендор получил в Моонзундском сражении (1917), где русской эскадрой была разгромлена германская флотская группировка.

В 1918 г. Соболев перешел на сторону Красной армии, был участником Ледового похода, кронштадтских событий, в 1928 г. был назначен помощником начальника оперативного отдела штаба БФ.

Соболев всегда находил время для чтения и сочинительства. Еще в корпусе Леонид был одним из редакторов рукописного журнала «Родина», в котором помещал свои первые рассказы; в 1926 г. он впервые выступил в печати с очерком «Ленин в Ревеле». Написав «в стол» приключенческий роман «Лавина», начинающий прозаик стал публиковать свои рассказы, очерки, пародии, юморески на флотскую тематику в журнале «Краснофлотец», где заведовал отделом сатиры и юмора.

Читайте также:  Анализ чувствительности это инструмент который показывает

В 1931 г. писатель ушел в отставку и посвятил себя литературной работе. Соболев был не только талантливым писателем, но и незаурядным организатором, вследствие чего ему не раз доверяли ответственные в писательском мире посты. Так он стал оргсекретарем Ленинградско-Балтийского отделения Литературного отделения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Прошел год и увидел свет роман писателя — «Капитальный ремонт», фабулу которого можно найти в одном из ранних его рассказов «Историческая необходимость». Это произведение — о буднях «острова плавающей стали», линкора «Генералиссимус Суворов Рымникский», на который в 1914 г. прибыл гардемарин Юрий Левитин, «о людях, которые и в страшных условиях не перестали быть людьми».

Действие разворачивается на главной базе русского Балтийского флота в Гельсинфорсе (ныне Хельсинки). Линкор олицетворял собой царскую империю перед неизбежным революционным взрывом, и Левитину предстояло сделать выбор «с кем быть». Выход романа совпал с важным моментом в жизни страны — с развернутым строительством боевых кораблей и созданием океанского флота.

Книга, опубликованная в московском журнале «Знамя», сделала писателя знаменитым не только в нашей стране, но и за рубежом. «Читательский успех «Капитального ремонта» был поистине оглушительным… Что же обуславливало столь широкий и долгий читательский успех роману? Ответ бесспорен — морская романтика. Несомненно, это было новым явлением в русской литературе» (С. Семанов). Критика также приняла сочинение на ура.

К 1938 г. «Капитальный ремонт» издали 16 раз, перевели на языки народов СССР, выпустили в ряде стран Европы и США. В отечественной литературе, посвященной морякам и морю, эта книга и по сей день лучшая. А еще она «зарядила» несколько поколений юношей на служение морю и подготовила (без преувеличения) блестящие морские кадры, которые проявили себя в годы войны с самой лучшей стороны.

Стоит особо отметить, что сочинения Соболева были любимыми на флоте. Очень часто их издавали карманным форматом — для удобства читателей-моряков.

Соболев принял деятельное участие в подготовке Первого всесоюзного съезда советских писателей, на котором выступил с яркой речью: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно все. Они отняли у него только одно — право плохо писать».

Совершив поездку в Среднюю Азию и Казахстан, писатель занялся переводом с казахского на русский язык эпопеи «Путь Абая» М. Ауэзова, в соавторстве с которым в 1941 г. он написал трагедию «Абай». Позднее Соболев напечатал свой труд «Эпос и фольклор казахского народа», несколько статей об Абае и Джамбуле.

В 1936 г. Соболев участвовал в дальнем учебном походе на подводной лодке Черноморского флота; в 1939 — в боях с белофиннами. Этим событиям посвящены рассказы писателя «Рождение командира», «Валенки», «В камнях» и др.

В годы Великой Отечественной войны Соболев работал военным корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления ВМФ. Побывав в центре ожесточенных боев — в Таллине, Одессе, Севастополе, Новороссийске, писатель опубликовал во фронтовых газетах множество очерков, рассказов и корреспонденций («Поединок», «Черная туча», «Батальон четверых», «Воспитание чувств» и др.).

Два месяца Соболев провел в осажденном Севастополе, написав о защитниках города книгу «Морская душа», за которую был удостоен Сталинской премии (1943). Автор обратился с просьбой к Сталину — передать премию на постройку торпедного катера «Морская душа» для моряков Черноморского флота.

«Так Соболев стал «крестным отцом» дивизиона капитан-лейтенанта Николая Сипягина, который высаживал близ Новороссийска отряд десантников морской пехоты майора Цезаря Куникова, захвативший плацдарм, вошедший в историю как Малая земля».

С этой книгой связан беспрецедентный случай в газетной практике: в «Правде» всю «Морскую душу» перепечатали рядом с сообщением Совинформбюро о начале контрнаступления под Сталинградом.

В 1944 г. Соболев создал несколько очерков, посвященных освобождению Крыма и Севастополя: «На торпедных катерах», «Возмездие», «На Южном берегу», «Севастополь» и др. Уже после войны (1954) вышла его повесть «Зеленый луч».

В 1958 г. на Первом съезде писателей РСФСР Соболев, как один из организаторов Союза, был избран его председателем. Писатель проделал колоссальную работу, объездив всю Россию и создав региональные писательские организации, что, несомненно, повлияло на приход в литературу новых дарований: А. Вампилова, В. Распутина и др.

В 1962 г. к 11 главам «Капитального ремонта» писатель добавил еще 4. Увидели свет также его книги «Свет победы», «Ветер времени», «На главном курсе» и др.

В 1968 г. Соболеву было присвоено звание Героя Социалистического труда; писатель являлся депутатом Верховного Совета СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР; был награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом «Знак Почета», медалями.

В последние годы Соболев жил в Переделкино. На верхнем этаже дома была построена округлая веранда, похожая на капитанский мостик. Там стоял большой письменный стол. Вдохновительницей трудов Леонида Сергеевича на протяжении многих лет была его жена и «Неизменный друг», — Ольга Иоанновна (Ивановна) Михальцева-Соболева, создатель и режиссер литературного театра в Ленинграде.

Заболев раком желудка, Соболев мучился страшными болями, и в 1970 г. оставил свой пост. Операция не помогла, и 17 февраля 1971 г. Леонид Сергеевич застрелился из охотничьего ружья. Невзирая на завещание, где Соболев просил развеять его прах над морем, похоронили писателя на Новодевичьем кладбище.

P.S. Недоброжелатели Соболева утверждают, что де писатель военной поры — совсем не то, чем он был в пору довоенную, мол, блистательный «Капитальный ремонт» он «тиснул» у кого-то из своих коллег, а его военные рассказы «так себе».

Не станем обсуждать «капитальную» прозу писателя, посмотрим на малую. Откроем «Морскую душу», наугад любой эпизод. Скажем, «Воробьевскую батарею» — о зенитной батарее Героя Советского Союза Воробьева, в последний раз закрывшую собой дорогу к Севастополю.

«Фашисты бросили на нее огромные силы. Самолеты пикировали на батарею один за другим. Дымные высокие столбы разрывов закрывали собой все расположение батарей. Но когда дым расходился и дождь взлетавших к небу камней опускался на землю — из пламени и пыли вновь протягивались вдоль травы острые, длинные стволы зениток, и снова точные их снаряды разбивали фашистские танки.

Наконец орудия были убиты. Они легли, как отважные воины, — лицом к врагу, вытянув свои стройные изуродованные стволы. Батарея держалась теперь только гранатами и ручным оружием краснофлотцев.

Как дрались там моряки, как ухитрялись они держаться еще несколько часов, уничтожая врагов, что происходило на этом клочке советской земли, остававшемся еще в руках советских людей, — не будем догадываться и выдумывать.

Пусть каждый из нас молча, про себя прочтет три радиограммы, принятые с воробьевской батареи в последний ее день:

«12-03. Нас забрасывают гранатами, много танков, прощайте, товарищи, кончайте победу без нас».

«13-07. Ведем борьбу за дзоты, только драться некому, все переранены».

«16-10. Биться некем и нечем, открывайте огонь по компункту, тут много немцев».

И четыре часа подряд била по командному пункту исторической батареи двенадцатидюймовая морская береговая. И если бы орудия могли плакать, кровавые слезы падали бы на землю из их раскаленных жерл, посылающих снаряды на головы друзей, братьев, моряков — людей, в которых жила морская душа, высокая и страстная, презирающая смерть во имя победы».

Источник