Синтаксический разбор предложения в начальной школе

Синтаксический разбор предложения в начальной школе

В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.

Порядок разбора предложения

Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.

Все предложения делятся по цели высказывания на:

  • повествовательные — «Маше купили карандаши»;
  • вопросительные — «Маше купили карандаши?»;
  • побудительные – «Купите Маше карандаши!».

Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.

Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:

  • невосклицательные;
  • восклицательные.

Одно и то же предложение можно произнести с восклицательной и с обычной интонацией: «Маше купили карандаши» — «Маше купили карандаши!».

синтаксический разбор предложения

Основа основ — грамматическая

Грамматическая основа предложения – то «сердечко», самая важная часть, без которой предложение существовать не сможет. Составляют ее подлежащее и сказуемое. С их определения начинается синтаксический разбор.

Подлежащее

Возьмем слово — «зелёный». Кто зелёный? Что – зелёный? Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай – уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании – о чем, о ком говорится в нем. Это слово – «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения.

У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее? Аргументов два:

Слово «телефон» можно заменить другим – «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился – Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? что?

О чем говорит сказуемое

Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.

При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:

разбор предложения

Второстепенные — не значит ненужные

Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.

Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:

  1. группа подлежащего – они уточняют подлежащее (например – «кленовый»);
  2. группа сказуемого – соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно».

Группа подлежащего

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.

В предложении оно может выражаться:

  • прилагательным («весенний», «зеленый»);
  • числительным («первый», «третий»);
  • местоимением («мой», «твой»).

При разборе определение подчеркивают волнистой линией:

разбор предложения по составу

Группа сказуемого

Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:

  • дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
  • обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.

Она вернулась — откуда? — из школы.

У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:

В нашем озере водится щука.

Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:

водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;

водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.

Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:

То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:

Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:

Ветер колыхал ветки ели.

Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки — ? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?

разбор предложения по составу

Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.

синтаксический разбор предложения

Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)

Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.

Найдите подлежащее – предмет высказывания.

Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.

Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.

Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).

Осенью птицы улетают на юг.

  1. Предложение повествовательное, невосклицательное. В конце ставится точка.
  2. Подлежащее – птицы. Кто? – птицы. Выражено существительным, подчеркивается одной чертой.
  3. Птицы – что делают? – улетают. Это сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами.
  4. Улетают – когда? – осенью. Это обстоятельство времени, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
  5. Улетают куда? – на юг. Это обстоятельство места, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.

синтаксический разбор предложения

синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения памятка

Школьная программа о членах предложения

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.

В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.

Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:

Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).

В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.

Разобрав и выучив несложные правила, спорные случаи, ученики смогут без труда справиться с синтаксическим разбором. В начальной школе рассматривается только простое предложение, сложное предложение изучается в средней школе.

Читайте также:  Анализ целей и функций предприятия

Видео «Синтаксический разбор простого предложения»

Источник



Синтаксис и синтаксический разбор

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения и их строение.

Предложение может нам рассказать, какой предмет, какое действие с ним совершалось и как оно совершалось. Это возможно потому, что слова в предложениях связаны смысловыми и грамматическими связями.

Изучая этот раздел – синтаксис – мы узнаем, по каким правилам соединяются слова в словосочетания и как строятся предложения.

Синтаксис тесно связан с пунктуацией, разделом русского языка, изучающим постановку знаков препинания в предложении.

Синтаксический разбор предложения:

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Вид по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.

3. Вид по наличию второстепенных членов предложения: распространенное или нераспространенное.

4. Простое или сложное.

5. Однородные члены (какие).

6. Подчёркиваем все члены предложения (главные и второстепенные).

Например:

Мама испекла пирог . (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

Мама испекла пирог с черникой и яблоками . (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными дополнениями)

Мама испекла пирог , и мы съели его на ужин . (повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзом "и")

Источник

Синтаксический разбор предложения. Начальная школа XXI века. 4-й класс

Назад Вперёд

  • развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
  • формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
    Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.
  • Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.
  • Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.
  • Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. — 4 класс. — часть 1. — С. 68-69;
  • Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
  • Карточки-задания для работы в парах.
  • Индивидуальные задания.

* (В скобках даны примерные ответы детей)

— Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы работаем по блоку «Как устроен наш язык». [Слайд № 1]

Тема урока «Синтаксический разбор предложения».

— Скажите пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)

— Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)

3. Словарная работа. [Слайд № 2]

Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление, д:полнение, гл:гол, обст:ятельство.

— Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)

— Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?

— Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

— Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)

— Найдите слово, которое я задумала: В нём 5 слогов, на 3-й слог падает ударение, 3 мягких согласных звука, 4 звонких согласных звука, из которых 2 парные.(подлежащее)

— Что такое подлежащее? Почему так называется?

— Составьте и запишите предложение с этими словами.

— Зачитайте свои предложения. Попробуйте составить схему к своему предложению.

— Чем осложнено предложение?

— Что такое однородные члены предложения?

— Какие члены предложения могут быть однородными?

— Какой раздел науки о языке изучает предложения?

4. Актуализация необходимых теоретических знаний.

  1. Предложения по цели высказывания бывают:
  2. Предложения по интонации бывают:
  3. Грамматическая основа — это:
  4. Распространённое предложение — это:

(Дети дополняют предложения)

Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)

Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.

Предложения Повествовательное Побудительное Вопросительное
Ребята, берегите природу
Сколько дней в октябре
Ура, каникулы
Птицы улетают на юг
Мойте руки перед едой

Проверка выполнения задания.

  • ?!
  • .
  • ?
  • !

— Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)

Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор предложений. [Слайд № 5]

Прошло лето

Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи

Реже выглядывает из-за туч солнышко

Почему оно прячется

Солнышко выгляни поскорей

(Проверка выполнения заданий.)

8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 6]

— Водите глазками за движущимися предметами.

Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 7]

В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.

(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)

  • 1 вариант (Повышенной сложности). Выполнить упр.2 с.68. Записать составленные предложения в тетрадь и провести синтаксический разбор. (1 человек идёт выполнять на обратную сторону доски.)
  • 2 вариант (Базовый уровень). Дополни предложение, запиши его в тетради проведи синтаксический разбор этого предложения. Над водой, над лесом, над поляной плывёт: (1 человек идёт выполнять на обратной стороне доски.)
  • 3 вариант. Спиши первое предложение из упр.3 на с.68 и проведи синтаксический разбор этого предложения. (1 человек диктует во время записи предложение, называя все замеченные орфограммы и делает синтаксический разбор.)

(Проверка заданий 1 и 2 вариантов.)

Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 8] (Проверка выполнения задания.)

— Давайте вспомним цель нашего урока.

— Что нам удалось лучше всего сделать?

— Над чем ещё следует поработать?

Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.

Источник

Синтаксический анализ предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно методике К.Д. Ушинского после заданий по лексике следуют задания, знакомящие детей с синтаксическим уровнем языка. Влияние синтаксиса на морфологию и словообразование предопределило его первенство среди этих разделов грамматики. Программа синтаксиса по сравнению с традиционной школьной программой, несомненно, расширена. Необходимость этого продиктована жизнью. В начальных и средних классах перед детьми ставятся упрощенные задачи, предлагаются задания, атрофирующие восприятие широкого спектра синтаксических явлений, закрепляющие штампы и вносящие путаницу в систему грамматических понятий, которую ко времени серьезного изучения синтаксиса (в 8-м классе) уже изжить трудно, а чаще и невозможно. По данной методике, не отступая от главного дидактического принципа «от простого к сложному», детям предлагаются синтаксические конструкции, образцы не примитивные, не ущербные, а живые, свойственные нашему языку и придающие ему красоту, богатство и своеобразие.

1. Закрепление понятия «предложение»

На доске написано 3 предложения: Ермолай не возвращался более часу. Этот час нам показался вечностью. Мы начинали костенеть.

– Сколько здесь выражено мыслей? Какая первая? (Ответы детей должны быть полными. Например: Здесь выражено, написано 3 мысли.) – На научном языке законченная мысль называется предложением. Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.) – Сколько написано на доске предложений? О чем говорится в первом предложении? (На доске написано 3 предложения. В первом говорится, что Ермолай не возвращался.) – Как эти предложения отделены друг от друга? (Они отделены точкой.) – Как мы обнаруживаем начало и конец предложения? (Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, восклицательным или вопросительным знаком.)

2. Вычленение грамматических основ предложени

Читайте также:  Анализ формирования размещения и структуры капитала

Это задание вытекает из логики строения предложения и является залогом смыслового членения сложных предложений на отдельные части, что является большой проблемой для многих детей, так как они плохо видят главные члены предложений, основы. Детям внушили, что подлежащее отвечает только на вопросы кто? что?, а сказуемое – на вопросы что делает? что сделает?, и оттого у учащихся сформировался формальный, узкий подход к смысловому членению предложения. Кроме того, все учителя русского языка знают, что смешение понятий «члены предложения» и «части речи» – повсеместное явление. А истоки его – в определениях, заложенных в начальной школе. Подлежащее называется существительным, а сказуемое – глаголом, так как разницы в их функциях и почти идентичных определениях не обнаруживается. К.Д. Ушинский дает блестящие определения главных членов предложения: Подлежащее – это предмет речи; то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это то, что сказано о предмете речи. Кроме того, дан универсальный вопрос от подлежащего к сказуемому: что сказано? Логичен и обратный вопрос: о чем или о ком сказано? Термины подлежащее, сказуемое кажутся детям непонятными, сухими, необходимо «оживить». – Послушайте предложение: .из-за густой ракиты выбежала. легавая собака. О ком или о чем говорится? (О собаке.) – А что сказано в этом предложении о собаке? (Сказано выбежала.)Собака – это предмет речи в данном предложении, а выбежала – сказанное о предмете речи. Предмет речи подлежит высказыванию, поэтому он называется подлежащим. А то, что сказывает о подлежащем, называется сказуемым. Что такое подлежащее, сказуемое? (Подлежащее – это предмет речи. Сказуемое – это сказанное о подлежащем, о предмете речи.) – Отыщите в следующих предложениях предмет речи и что о нем сказано, то есть подлежащие и сказуемые. Для выполнения этого задания на каждом уроке предлагается в различном порядке 5–6 предложений, демонстрирующих всевозможные типы основ. Регулярность работы сформирует у ребят видение фундамента любого предложения. Перед учителем стоит важная задача интонационно верно произнести каждое из них, делая акцент на основе. Разумеется, любая классификация подлежащих и сказуемых исключается. После обнаружения главных членов отдельными учащимися найденные основы повторяются хором всем классом. Это оживит обстановку, заставит сосредоточиться и усвоить разные типы основ.

Двусоставные полные предложения:

1).наши собаки (подл. – им. сущ.) снюхивались (сказ. – гл.) с новой для них личностью. 2) Я (подл. – мест.) согласился (сказ. – гл.) на его предложение. 3) Да кто (подл. – мест.). на дощаниках гребет (сказ. – гл.)? 4) На этом-то пруде выводилось (сказ. – гл.). множество уток (подл. – цельное словосочетание). 5) Льгов (подл. – им. сущ.) – большое степное село (сказ. – им. сущ.). 6) Дворовый (подл. – субст. прил.) – человек (сказ. – им. сущ.), служивший при дворе. 7).я (подл. – мест.) здешний охотник (сказ. – им. сущ.). 8).лодка (подл. – им. сущ.) у тебя в такой неисправности (сказ. – предлог + им. сущ. в косв. падеже). 9).давно ты (подл. – мест.) здесь рыбаком (сказ. – им. сущ. в косв. падеже)? 10) Лодка (подл. – им. сущ.) больно плоха (сказ. – кр. прил.). 11) Какое (сказ. – мест.) же. ученье (подл. – им. сущ.) в двадцать лет? 12) Зачем вы (подл. – мест.) повязаны (сказ. – кр. прич.) платком? 13). без лодки охотиться (подл. – гл. – инф.). невозможно (сказ. – нар.). 14).я (подл. – мест.). решился предложить (сказ. – гл. + гл.) вам свои услуги. 15) И ты (подл. – мест.) смолоду все был кучером (сказ. – гл. + им. сущ.)? 16) Погода (подл. – им. сущ.) стояла прекрасная (сказ. – гл. + прил.).

Двусоставные неполные предложения:

1) Приехала (сказ. – гл.) к нам из своей вотчины. (Отсутствует подл. она, барыня.) 2) А новая барыня (подл. – им. сущ.). (Отсутствует сказ. разжаловала.)

Односоставные полные предложения:

1) Сыщу (сказ. – гл.). брод. (Подразумевается я, главное, что не брод.) 2) Напрасно изволили беспокоиться (сказ. – гл. + гл.). (Подразумевается вы.) 3).поди достань (сказ. – гл. + гл.) пакли. (Подразумевается ты.) 4) За что же тебя опять в повара разжаловали (сказ. – гл.)? (Подразумевается они, люди, помещики, главное, что не повара.) 5) Надобно сбегать (сказ. – модальное слово + гл.) к нему. (Подл. додумать нельзя.) 6) А как его (пруд) содержать (сказ. – гл. – инф.) в порядке? (Подл. додумать нельзя.) 7) Да в нашей реке и рыбы-то нету (сказ. – част.). (Подл. додумать нельзя.) 8) Господский рыболов (подл. – им. сущ.). (В сказ. нет необходимости.)

Отсутствующие и подразумевающиеся слова произносятся, и поясняется, что они «в голове». Если дети неправильно определяют подлежащее, то хорошо срабатывает метод провокации: –.мы там уток настреляли вдоволь. (Утки – предмет речи.) – Разве сказано, что утки стреляли? Кроме того, здесь нет слова утки, а есть слово уток. Индикатором служит принцип «есть ли в этом смысл?».

3. Формирование видения смысловых связей слов внутри предложения

Болезнь современной школы – неумение детей вычленять из предложения словосочетания, находить главные и зависимые слова, связывать их вопросами. Часто при определении различных второстепенных членов предложения, при определении форм слова вопросы задаются «с потолка» и порождают бесконечные ошибки. (Кому? – дяде (дат. п.). Хоть предложение было Спрашивать о родном дяде. Умение определять связи слов в предложении – основа видения его конструкции, являющаяся базой для пунктуации, а также и орфографии, требующей особой зоркости в согласовании слов, отражающемся в правописании окончаний, слитно-раздельных написаний и т.д. Поскольку звучащее слово труднее удерживается в детской памяти, чем написанное, используется очень продуктивная наглядная манипулятивная форма работы: каждому ученику дается бумажная ленточка с разборчиво написанным на ней предложением.

1) Деление предложения на слова. Трансформация предложения

– Что вы сейчас получили? (Ленточку со словами.) – Давайте прочитаем, что написано на ленте. (Проклятый дощаник слабо колыхался под нашими ногами.) – Выражают ли эти слова законченную мысль? (Да.) – Чем является законченная мысль? (Законченная мысль является предложением.) – А если бы слова эти были написаны на странице вразброс, мы поняли бы, что это – предложение? (Нет.) Тем самым закладывается осознанное представление, что предложение линейно. – Давайте разорвем его на слова. Это задание стимулирует работу детей, пробуждает активность. Ножницы на уроке не нужны, они лишь мешают. – Посчитайте, сколько слов получилось. (7–6.) – В этом предложении 7 слов. Какое слово не отделил Петя? (Под.) – А бывает ли мысль без слов? (Не бывает.) – Давайте разложим слова из этого предложения в другом порядке. Дети на парте меняют местами отрезки ленты со словами, выкладывают в линию и читают различные варианты предложения. Индикатором правильности ответа опять-таки служит вопрос а так говорят? или есть ли смысл? в сказанном. (Дощаник под слабо колыхался. Так не говорят. В этом нет смысла.) Такая работа приучает детей относиться к слову не формально, а сознательно, опираясь на смысл, на контекст. Кроме того, анализируемое предложение лучше усваивается, запоминается, сокращаются попытки детей изменить, переиначить его, приладить поудобнее в своей голове, да и внимание концентрируется лучше. (Слабый дощаник колыхался. Наши ноги колыхались.) – Скажите, можно ли менять порядок слов в предложении? Нужно ли задумываться при перестановке слов? Что происходит от беспорядка слов в предложении? (Можно. Нужно. Бессмыслица.)

2) Нахождение грамматической основы предложения

Читайте также:  Полимериум 5w30 лабораторный анализ

– Найдите в этом предложении предмет речи. (Дощаник.) Работа продолжается в тетрадях. У каждого ребенка есть на парте клеевой карандаш. Для уроков грамматики это необычно. Но, поскольку это урок-исследование, на первых этапах клей необходим. Кроме того, вместо ручки поначалу можно использовать простой карандаш, позволяющий исправить написанное или начерченное. – Приклейте предмет речи, подлежащее дощаник в тетрадь и подчеркните одной чертой (см. рис. 1). Для начала учитель изображает на классной доске все результаты работы и, проходя по рядам, требует, чтобы дети сличали выполняемые в тетрадях задания с написанным на доске. – Что сказано о предмете речи, о подлежащем дощаник? (Колыхался.) – Приклейте сказуемое рядом с предметом речи и подчеркните двумя чертами. Ясно ли нам самое главное из этой мысли? Что? (Ясно. Речь идет о дощанике. Он колыхался.) – Это основные слова в предложении, основа предложения. (Термин «грамматическая» – излишний. Он детям еще не ясен.) Что такое основа предложения? (Основа предложения – это его главные слова: подлежащее и сказуемое.) – Представьте себе дерево. Какую мы увидим у него основную часть? (Ствол.) – Давайте представим, что эти главные слова в предложении являются стволом, его основной частью. Обозначим это на схеме (см. рис. 1).

3) Установление связей второстепенных членов

– Сколько слов осталось на парте? (Пять.) – Входят они в это предложение? (Входят.) – Это объяснительные слова (определение К.Д. Ушинского), второстепенные. Если мы представляем предложение в виде дерева – значит, у ствола должны быть ветки. Давайте посмотрим, откуда «отрастают» оставшиеся объяснительные слова. Возьмите любое слово. (Ногами.) – Подставьте его под слово дощаник и прочитайте эту пару слов. Обязательное требование: произносить сначала главное, верхнее, слово, потом зависимое – нижнее. (Дощаник ногами.) – Есть ли смысл в сочетании этих слов, говорят ли так? (Нет.) – Подставьте под слово колыхался. (Колыхался ногами.) – А так говорят? (Нет.) Развитые дети сразу догадаются, что не хватает слова под. Но в начальной школе роль служебных слов плохо осознается детьми (эти слова отдельно не могут отвечать на вопросы, и без них другим словам не обойтись), поэтому необходимо осознать роль предлогов, союзов. Если служебное слово не найдено, то слово ногами нужно заменить другим и продолжить поиск возможного сочетания. Метод исключения позволит найти место слов под, ногами. – Колыхался под ногами. Да, так говорят. Докажите связь этих слов вопросом. (Колыхался (где? под чем?) под ногами.) – Давайте протянем, нарисуем веточку, на которую повесим слова под ногами. Откуда отрастет эта веточка? (См. рис. 1.) (От слова колыхался, от ствола.) Дети рисуют ветку-крючок (перевернутый знак вопроса) и клеят под ним зависимые слова. Вопросы надписываются. Так постепенно устанавливается связь всех слов: принадлежность к стволу или веточкам. (Ответы детей: Дощаник (какой?) проклятый. Под ногами (чьими?) нашими. Колыхался (как?) слабо.) В лингвистике давно существует понятие синтаксического дерева. При синтаксическом анализе это понятие незаменимо. Предложение – это словесное древо, имеющее ствол-основу и способное разрастаться за счет слов-ветвей, растущих или от ствола, или друг от друга, расширяющих и обогащающих мысль. Невольно формируется представление, что в предложении все слова взаимосвязаны, что эти связи подтверждаются вопросами (ветви-крючки), что они индивидуальны и неизменны в каждом предложении, несмотря на гибкий порядок слов. С помощью этого символа легко воспринимается понятие члены предложения, так как налицо «сочленение», связь всех слов между собой. Легко воспринимается понятие главных, основных членов предложения (они составляют ствол) и второстепенных членов (они составляют ветви), отличающих распространенное предложение от нераспространенного. Наглядно демонстрируются однородные члены – веточки, растущие от одного слова. Еще явственнее определяется простое предложение или сложное и его типы – изображаются 2–3 ствола в их взаимосвязи: растут от одного корня или один ствол от другого и т.д. Сколько предложений, столько и деревьев. Языковой лес (просьба не путать с дебрями). Несомненно, что зрительные древовидные схемы формируют абстрактное мышление, позволяющее воспринять слово, мысль не как летучую, ускользающую материю или хаос звуков и слов, а как устойчивую, стройную конструкцию.

4) Изображение схемы предложения

Для привнесения более глубоких ассоциаций в сознание детей следует задание: изобразить силуэт получившегося дерева (см. рис. 2). Можно расспросить детей, каким словом какая веточка является.

Можно пририсовать веточку и попросить детей придумать подходящее слово и повторить предложение с прибавленным словом (см. рис. 3). Учитель может продемонстрировать схему, заранее приготовленную к уроку.

Можно всю работу, проделанную детьми, выполнить не мелом, а на магнитной доске, работая с широкой бумажной лентой, на которой крупно написано предложение, а мелом обозначать подлежащее, сказуемое, ветки-вопросы.

5) Осознание термина «Члены предложения»

– Посмотрите на древовидную схему. В ней все веточки-слова связаны, сочленены. Поэтому слова внутри предложения называются членами предложения. Какие члены предложения в стволе? (Главные: подлежащее и сказуемое.) – Какими членами предложения являются веточки, объяснительные слова? (Второстепенными.) – Если слова в предложении сочленены, то чем они являются? (Членами предложения.) – Давайте напишем над нашей схемой заголовок: «Члены предложения».

Источник