Серп луны молодой анализ

Презентация "Вокруг нее всегда витает тайна. " (образ луны в лирике К.Д.Бальмонта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит со стихотворениями К.Д.Бальмонта. Поэт посвящает немало стихотворений царице ночи – Луне. Луна в поэзии Бальмонта занимает особое место.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Вокруг нее всегда витает тайна. » (образ луны в лирике К.Д.Бальмонта)»

 «Вокруг неё всегда витает тайна…» (образ Луны в поэзии К.Д.Бальмонта ) Вострокнутова Жанна, ученица 8 класса МБОУ Июльская СОШ

«Вокруг неё всегда витает тайна…» (образ Луны в поэзии К.Д.Бальмонта )

Вострокнутова Жанна, ученица 8 класса МБОУ Июльская СОШ

Образ Луны в поэзии Бальмонта соткан из противоречий Луна богата силою внушенья, Вокруг неё всегда витает тайна. Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье, Но этот призрак дышит не случайно». Своим лучом, лучом бледно­зелёным, Она ласкает, странно так волнуя, И душу побуждает к долгим стонам Влияньем рокового поцелуя. Своим ущербом, смертью двухнедельной И новым полновластным воссияньем Она твердит о грусти не бесцельной, О том, что свет нас ждёт за умираньем. Но нас маня надеждой незабвенной, Сама она уснула в бледной дали, Красавица тоски беспеременной, Верховная владычица печали!

Образ Луны в поэзии Бальмонта соткан из противоречий

  • Луна богата силою внушенья, Вокруг неё всегда витает тайна. Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье, Но этот призрак дышит не случайно».
  • Своим лучом, лучом бледно­зелёным, Она ласкает, странно так волнуя, И душу побуждает к долгим стонам Влияньем рокового поцелуя.
  • Своим ущербом, смертью двухнедельной И новым полновластным воссияньем Она твердит о грусти не бесцельной, О том, что свет нас ждёт за умираньем.
  • Но нас маня надеждой незабвенной, Сама она уснула в бледной дали, Красавица тоски беспеременной, Верховная владычица печали!

Таинственной лёгкостью, воздушностью окутано стихотворение «Новолуние»

  • Серп Луны молодой, Вместе с пышной звездой, В голубой вышине, Ярко видится мне.
  • Серп Луны молодой, Над застывшей водой, На уснувшей волне, Странным кажется мне.
  • Серп Луны молодой, С лучезарной звездой, В голубой тишине, Сказкой чудится мне

Тайна Луны пронизывает и стихотворение «Камыши»

  • «В болоте дрожит умирающий лик. / То месяц багровый печально поник»; и далее: «Но месяц печальный безмолвно поник. / Не знает. Склоняет всё ниже свой лик». «Включение “печального”, склонившего лик месяца в образную систему стихотворения делает явным мотив таинственности, загадочности, и в целом стихотворение передаёт ощущение тревожной.

Противоречив образ Луны и в сонете «Беатриче»

  • И ты по­прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою. Не так ли иногда владычица­Луна
  • Свой лучезарный лик скрывает за горою, – Но и за гранью скал, склонив своё чело, Из тесной темноты она горит светло.

В стихотворении «Тишина» Луна окутана тайной, она смотрит в воды задремавшей реки, соединяя земной и небесный миры.

Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный свет небес, Тихий, тёмный, сонный лес.

В эти воды с вышины Смотрит бледный свет Луны, Звёзды тихий свет струят, Очи ангелов глядят.

Жизнеутверждающий, но полный противоречивой таинственности образ Луны рисует поэт в стихотворении «Мой дом»: В этом доме – терема, не один, четыре. В этом доме свет и тьма радостней, чем в мире. Светит солнце с потолка, за день не сгорает, Месяц с звёздами в ночах серебром играет. И когда я из окна брошу взор к пустыням, В небе светится Луна, Солнце в море синем, Светят миру, но порой траур ткут им тучи…

Жизнеутверждающий, но полный противоречивой таинственности образ Луны рисует поэт в стихотворении «Мой дом»:

В этом доме – терема, не один, четыре. В этом доме свет и тьма радостней, чем в мире. Светит солнце с потолка, за день не сгорает, Месяц с звёздами в ночах серебром играет.

И когда я из окна брошу взор к пустыням, В небе светится Луна, Солнце в море синем, Светят миру, но порой траур ткут им тучи…

Луна привлекает Бальмонта своей сверкающей тайной неразгаданностью, она пленяет поэта, завораживает его душу. Всё это очень ярко проявляется в сонете «Лунный свет»: Когда Луна сверкнёт во мгле ночной Своим серпом блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далёким, всем безбрежным. К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах, как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным. И сладко плачу, и дышу – Луной. Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье. Чужда мне вся Земля с борьбой своей. Я – облачко, я – ветерка дыханье.

Луна привлекает Бальмонта своей сверкающей тайной неразгаданностью, она пленяет поэта, завораживает его душу. Всё это очень ярко проявляется в сонете «Лунный свет»:

Когда Луна сверкнёт во мгле ночной Своим серпом блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далёким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах, как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным. И сладко плачу, и дышу – Луной.

Читайте также:  Анализ бизнес среды организации это

Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье. Чужда мне вся Земля с борьбой своей. Я – облачко, я – ветерка дыханье.

Мечты К.Д.Бальмонта были возвышенны, и эта возвышенность всегда присутствует у поэта в образе Луны, при изображении которой печаль и радость, увядание и возрождение, красота жизни и её кратковременность сливаются в торжествующий гимн жизни, таинственной, но прекрасной…

Мечты К.Д.Бальмонта были возвышенны, и эта возвышенность всегда присутствует у поэта в образе Луны, при изображении которой печаль и радость, увядание и возрождение, красота жизни и её кратковременность сливаются в торжествующий гимн жизни, таинственной, но прекрасной…

Чувством слияния поэта с природой проникнуто стихотворение «Луна осенняя», в котором нарисована неповторимая осенняя картина, пронизанная «поющей Луной»: Луна осенняя над жёлтыми листами Уже готовящих свой зимний сон дерев Похожа на ночной чуть слышимый напев, В котором прошлых дней мы прежние, мы сами. Мы были цельными, мы стали голосами, Расцветами цвели и стали ждущий сев, Тоскуем о любви, к земле отяготев. Поющую Луну мы слушаем глазами. Среброчеканная безмолвствует река, Восторги летних дней как будто истощили Теченье этих вод в играньи влажной пыли. И стынет, присмирев, безгласная тоска, Себя не утолив от бывших изобилий, Следим мы, как сквозят мгновения в века.

Чувством слияния поэта с природой проникнуто стихотворение «Луна осенняя», в котором нарисована неповторимая осенняя картина, пронизанная «поющей Луной»:

Луна осенняя над жёлтыми листами Уже готовящих свой зимний сон дерев Похожа на ночной чуть слышимый напев, В котором прошлых дней мы прежние, мы сами.

Мы были цельными, мы стали голосами, Расцветами цвели и стали ждущий сев, Тоскуем о любви, к земле отяготев. Поющую Луну мы слушаем глазами.

Среброчеканная безмолвствует река, Восторги летних дней как будто истощили Теченье этих вод в играньи влажной пыли.

И стынет, присмирев, безгласная тоска, Себя не утолив от бывших изобилий, Следим мы, как сквозят мгновения в века.

Источник



«Лунный свет» — анализ стихотворения Константина Бальмонта

Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.

Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.

У Бальмонта встречаются разные темы в работах. Например, в стихотворении «Утренний цветок» поэт рассказывает о том, как поспешные поступки могут терзать всю жизнь. Он сорвал тонкий стебелек и это растение навсегда осталось в его памяти. Он пытался его найти снова, но безуспешно.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания ночи. Лирический герой ждет момента, когда луна засверкает на ночном небе. В этот момент его душа готова оторваться от тела и отправиться в иной мир. Его пленит безбрежность и далекие края.

В мечтах он стремится к лесам, горам, высоким вершинам. Это сродни болезни и одержимости. Герою хочется плакать и жадно вздыхать воздух вокруг. Пусть это только фантазии и мечты, но именно это дарит ему эмоции. Сравнение с больным духом приведено неслучайно: именно путешествия во снах исцеляют героя, восстанавливают его, отвлекают.

Бледное сияние луны словно напитывает человека. Ему становятся понятными тайны мира и он готов слушать молчанье, лишь бы не прерывать этот процесс. Созерцание дает ему ощущение того, что он сказочный герой. Суета проходит мимо, и она больше не беспокоит. С лунным светом приходит покой, умиротворение, счастье.

В конце герой приходит к выводу, что даже мир ему чужд и он не принадлежит ему. Во сне человек счастлив и это выражается в фантастических ощущениях. Спящий представляет себя то облачком, то дыханием ветра.

Художественные приемы

Анализ «Лунного света» Бальмонта позволяет лучше узнать особенности произведения. Оно написано в жанре сонета. В нем четырнадцать строк, которые поделены на два четверостишья и два трехстишья. В первом катрене выделяется тема, во втором она развивается, в третьем обозначается развязка и в четвертом делается вывод.

Читайте также:  Анализ результатов диагностики систем управления

Константин Бальмонт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт называл мглу ночной, сиянье бледным, а вершины белоснежными;
  • метафоры — Бальмонт наделяет луну серпом, душу стремлением, а лучи сплетаются в сетку;
  • сравнение — поэт сравнивает героя со сказочным эльфом.

Стих наполнен светлой грустью. Лирический герой с нетерпением ждет луны и воссоединения с иллюзорным миром. Именно он дает ему почувствовать разные эмоции, вдохновится природой и другим сказочными картинами. Обыденность мирской жизни не представляет для него интереса.

Если посмотреть произведения других авторов, то можно увидеть интересную мысль: луна пугала и сводила с ума. Но для Бальмонта она является символом покоя. Он чувствует радость и восторг при виде нее. Свет так сильно его очаровывает, что он перестает чувствовать себя человеком. Это не пугает его и не смущает, он стремится к такому ощущению.

В стихотворении поэт делится личными чувствами и эмоциями. Он показывает, как сон является освобождением для него. Такая разгрузка благотворно влияет на творчество.

Источник

«Лунный луч» К. Бальмонт

У стихотворения «Лунный луч» очень интересная история. В 1895 году в журнале «Русское обозрение» (№ 2) в одном цикле было напечатано два произведения с одинаковыми названиями. Это был «Лунный луч» К. Д. Бальмонта и стихотворение Елизаветы Александровны Варженевской. Константин Дмитриевич действительно посвятил это и некоторые другие стихотворения («Зимний ландыш») этой женщине. Так сложился своеобразный стихотворный флирт между двумя известными поэтами конца XIX – начала XX века.

Лирический герой стихотворения – луч лунного света, от его лица ведется повествование. Структура стихотворения довольно необычна: оно состоит из двух строф, каждая из которых составлена из девяти строк. Первую строфу можно представить в виде схемы abbaaabab. Рифмы во второй выглядят следующим образом: cddcccdcd. При этом у строк a и с окончания женские, а b и d имеют мужские окончания.

Благодаря своему бойкому и радостному ритму стихотворение звучит как песенка, которую лукавые юноши могли бы петь девицам, чьи щечки покрывались бы румянцем от двусмысленных образов. А их здесь, надо отметить, немало:
Я ночью ласково горю,
Для всех, безумьем озаренных,
Полуживых, неутоленных.

Так говорит о себе лирический герой, обещая блаженство освобождения от томления. Автор, не скрываясь, указывает на любовные игры:
И о восторгах полусонных
Невнятной речью говорю.
Но я тебе не изменю,
Когда отдашься ты огню…

Внимательному читателю уже известно, что именно огонь Бальмонт считал своей стихией, ассоциируя себя и свой поэтический талант с пламенем. Поэтому из строк стихотворения ясно, что автор указывает именно на себя и клянется быть верным избраннице, если она выберет его.

Чтобы быть более убедительным, поэт использует рефрены. Одна и та же фраза с небольшими изменениями встречается в начале и конце строф: «Я ночью ласково горю» – «Я светом сказочным горю», «Но я тебе не изменю» – «Я никогда не изменю». К самым важным словам автор привлекает внимание, повторяя их раз за разом: «Я друг влюбленных» – «Для всех тоскующих, влюбленных», «В тесной комнате томится» – «страсть томится».

Читайте также:  Когда бы я недвижным трупом анализ

В отличие от произведений Бальмонта, стихотворения Варженевской, как и ее роль в судьбе поэта, с годами истерлись из памяти современников и потомков. Бальмонтовский «Лунный луч» представляет собой оригинальный образчик игривой любовной лирики поэта, которая одинаково кокетливо звучит и сегодня.

Источник

🌜 Плачет ребёнок. Под лунным серпом

Плачет ребёнок Блока

Одним из самых музыкальных стихотворений Блока называют произведение «Плачет ребёнок. Под лунным серпом» и такие отзывы справедливы. В стихах, на гармоничном фоне мелодичности, присутствует мистическое начало:

хохочет на фоне луны, девушки танцуют в травах, а горбун ждёт дыхания. Эта картина напоминает посвящение в ведьму Маргариты у Булгакова и поливает музыкой строк наше воображение.

Мистика от Блока

Интересно последнее четверостишие, где праздник заканчивается – месяц падает, косматый начинает дрожать, затихает ветер и на этом фоне плач ребёнка режет нервы. Последней строчке можно вовсе поставить памятник символизма

«Близко труба. И не видно во мраке».

Всё то, что только что отбрасывало тени, скрылось, но оно не пропало – оно рядом, но его просто видно… Красивое завершение очень музыкального и загадочного стихотворения является нам напоминанием вечного круговорота добра и зла, света и тьмы, ведь восходящее солнце не говорит о смерти ночи и наоборот.

Литературный анализ

Стихотворение написано в размере четырёхстопного дактиля и имеет трёхсложную стопу при ударении на первом слоге. Блок использует классическую перекрёстную рифмовку АВАВ, что облагает чтение строк. Метафоры – «руки, как травы», «луной двурогой», «роще косматой». Также видны эпитеты – «злак голубой», «серебристой трубой», «путник горбатый» и другие.

Вообще стих богат на изобразительно-выразительные средства, автор умело использует литературные приёмы и приводит сравнения, что украшает строфа. Жанр определим, как мистическую лирику, она не тянет человека к великим подвигам, но позволяет насладиться красотой русского слога и погрузиться в таинственный мир юного поэта.

Читаем строки

Плачет ребенок. Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.

В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо.

Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовет серебристой трубой.
Кто-то бежит озаренной дорогой.

Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.

В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озаренные злаки.
Плачет ребенок. И ветер молчит.
Близко труба. И не видно во мраке.

14 декабря 1903 года.

Слушаем аудио

Довольно интересно прочтение произведения Александром Бутусовым, рекомендуем слушать стих и погружаться в его таинственную глубину.

Источник