Сергей Есенин — Синий май. Заревая теплынь
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
№ 4 Спит черемуха в белой накидке.
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
№ 8 На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге.
В этот вечер вся жизнь мне мила,
№ 12 Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
№ 16 От щемящего слова «милый».
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
№ 20 Все, как есть, без конца принимая.
Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада.
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
№ 24 Мир тебе, голубая прохлада.
Siny may. Zarevaya teplyn.
Ne prozvyaknet koltso u kalitki.
Lipkim zapakhom veyet polyn.
Spit cheremukha v beloy nakidke.
V derevyannye krylya okna
Vmeste s ramami v tonkiye shtory
Vyazhet vzbalmoshnaya luna
Na polu kruzhevnye uzory.
Nasha gornitsa khot i mala,
No chista. Ya s soboy na dosuge.
V etot vecher vsya zhizn mne mila,
Kak priatnaya pamyat o druge.
Sad polyshet, kak penny pozhar,
I luna, napryagaya vse sily,
Khochet tak, chtoby kazhdy drozhal
Ot shchemyashchego slova «mily».
Tolko ya v etu tsvet, v etu glad,
Pod talyanku veselogo maya,
Nichego ne mogu pozhelat,
Vse, kak yest, bez kontsa prinimaya.
Prinimayu — pridi i yavis,
Vse yavis, v chem yest bol i otrada.
Mir tebe, otshumevshaya zhizn.
Mir tebe, golubaya prokhlada.
Cbybq vfq/ Pfhtdfz ntgksym/
Yt ghjpdzrytn rjkmwj e rfkbnrb/
Kbgrbv pfgf[jv dttn gjksym/
Cgbn xthtve[f d ,tkjq yfrblrt/
D lthtdzyyst rhskmz jryf
Dvtcnt c hfvfvb d njyrbt injhs
Dz;tn dp,fkvjiyfz keyf
Yf gjke rhe;tdyst epjhs/
Yfif ujhybwf [jnm b vfkf,
Yj xbcnf/ Z c cj,jq yf ljceut///
D ‘njn dtxth dcz ;bpym vyt vbkf,
Rfr ghbznyfz gfvznm j lheut/
Cfl gjksitn, rfr gtyysq gj;fh,
B keyf, yfghzufz dct cbks,
[jxtn nfr, xnj,s rf;lsq lhj;fk
Jn otvzotuj ckjdf «vbksq»/
Njkmrj z d ‘ne wdtnm, d ‘ne ukflm,
Gjl nfkmzyre dtctkjuj vfz,
Ybxtuj yt vjue gj;tkfnm,
Dct, rfr tcnm, ,tp rjywf ghbybvfz/
Ghbybvf/ — ghblb b zdbcm,
Dct zdbcm, d xtv tcnm ,jkm b jnhflf///
Vbh nt,t, jnievtdifz ;bpym/
Vbh nt,t, ujke,fz ghj[kflf/
Источник
Сравнительный анализ стихов Есенина “Закружилась листва золотая..” (1918) и “Синий май. Заревая теплынь….”
Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего.
И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.
В этом плане, на мой взгляд, интересными
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. “Но того, что прошло, не кляну”, – писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А. С. Пушкин: “Что прошло, то будет мило”.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость –
Все любя, ничего не желать?
и
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать
Поэт принимает все, как есть:
Принимаю – приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
и
Сад полышет, как пенный пожар.
Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России (“синий сумрак”, “синий май”, “голубая прохлада”).
Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой.
Используя различные средства выразительности (эпитеты: “листва золотая”, “в розоватой воде”, “взбалмошная луна”, “липким запахом”, “липким запахом”, “кружевные узоры”; сравнения: “как приятная память о друге”, “хохочет так, чтобы каждый дрожал”, “синий сумрак как стадо овец”, “как ветками ива, опрокинуться в розовость вод”; олицетворения: “спит черемуха в белой накидке”, “закружилась листва золотая”), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.
Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.
Источник
Сергей Есенин Синий май. Заревая теплынь
***
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге.
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова "милый".
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада.
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.05.2020. Игорь Гамаюнов Там, где старая ива
- 30.05.2020. Ирма Ланцман Творчество
- 29.05.2020. Василь Жукович Чудо цвета, плода, листопада
- 28.05.2020. Дагмара Вайо В нежном майском предчувствии лета
- 27.05.2020. Фазиль Искандер Фальшь
- 26.05.2020. Михаил Анищенко Слова забываю. И путаю числа
- 25.05.2020. Вероника Долина Под этим небом — соберу слова
- 24.05.2020. Александр Городницкий Родство по слову
- 23.05.2020. Фазиль Искандер Старики
- 22.05.2020. Татьяна Лапшина Полнолуние
- 21.05.2020. Галина Куразова Стихи — не плод раздумий над листк
- 20.05.2020. Дмитрий Филимонов Можно пальцем писать на стекле
- 19.05.2020. Анатолий Трохин Подъезда серые ступени
- 18.05.2020. Василь Жукович Под полнолунием вишневый сад
- 17.05.2020. Сергей Есенин Синий май. Заревая теплынь
- 16.05.2020. Светлана Иванова Мы у окна стоим
- 15.05.2020. Олег Пилюгин Одиночество
- 14.05.2020. Михаил Окунь Обращение к дереву
- 13.05.2020. Зоя Эзрохи Погода в капроновом шарфе
- 12.05.2020. Илья Рейдерман Ты есть, Господь, и в мире есть Зак
- 11.05.2020. Роберт Рождественский Мы совпали с тобой
- 10.05.2020. Вера Зубарева Мне снится возвращение домой
- 09.05.2020. Иван Бунин Бледнеет ночь. Туманов пелена
- 08.05.2020. Анна Наль Лесу дышится зелено
- 07.05.2020. Татьяна Ивлева Я живу, отстранясь от витрин равнод
- 06.05.2020. Нелли Кунина Спасибо тем, кто молится за нас
- 05.05.2020. Иннокентий Анненский Май
- 04.05.2020. Вера Зубарева Не дари никогда, никому, ни за что
- 03.05.2020. Антония Гутова Живу, беспечностью хранима
- 02.05.2020. Афанасий Фет Майская ночь
- 01.05.2020. Николай Глазков Май
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Сравнительный анализ стихов Есенина «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь. ».
Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.
В этом плане, на мой взгляд, интересными являются два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):
И в душе и в долине прохлада.
Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
и
…Я с собою на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. «Но того, что прошло, не кляну», — писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С.Пушкин: «Что прошло, то будет мило».
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость –
Все любя, ничего не желать?
и
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать
Поэт принимает все, как есть:
Принимаю – приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
и
Сад полышет, как пенный пожар.
Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, — синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий сумрак», «синий май», «голубая прохлада»).
Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.
Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.
Источник