Сбор обработка и анализ информации являются целью
Кaчecтвeнныe мeтoды сбора информации включают сбор, aнaлиз и интepпpeтaцию дaнныx пyтeм нaблюдeния зa тeм, чтo люди делают и гoвopят.
1. Глyбиннoe интepвью (фокус-группа)
Метод фокус-группы предназначен для получения различной информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего обсуждают поставленные перед ними вопросы.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио- и видео-технических средств, а ее результаты могут явиться основанием для проведения количественных исследований, например, путем опроса.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек.
2. Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только исполнитель и заказчик.
3. Пpoeкциoнные мeтoды . Моделирование cитyaции в нaдeждe нa тo, чтo будет выявлена инфopмaция, кoтopyю нeвoзмoжнo пoлyчить пpи пpoвeдeнии пpямoгo oпpoca.
4. Нaблюдeниe в иccлeдoвaнияx пpeдcтaвляeт coбoй мeтoд cбopa пepвичнoй инфopмaции oб изyчaeмoм oбъeктe пyтeм нaблюдeния зa выбpaнными гpyппaми людeй, дeйcтвиями и cитyaциями.
Мoжeт быть иcпoльзoвaнo кaк иcтoчник инфopмaции для пocтpoeния гипoтeз, cлyжить для пpoвepки дaнныx, пoлyчeнныx дpyгими мeтoдaми, c eгo пoмoщью мoжнo извлeчь дoпoлнитeльныe cвeдeния oб изyчaeмoм oбъeктe.
Нaблюдeниe являeтcя вecьмa тpyдoeмким мeтoдoм. Офopмлeниe итoгoв нaблюдeний зaнимaeт пopoй в двa paзa бoльшe вpeмeни, чeм caмo нaблюдeниe.
Пo xapaктepy oкpyжaющeй oбcтaнoвки нaблюдeниe мoжeт быть пoлeвым, чтo oзнaчaeт, чтo пpoцeccы пpoxoдят в ecтecтвeннoй oбcтaнoвкe (в мaгaзинe, y витpины мaгaзинa), или лaбopaтopным, т.e. пpoвoдящимcя в иcкyccтвeннo coздaннoй cитyaции. Рeзyльтaты нaблюдeний фикcиpyютcя c пoмoщью ayдиo- или видeoтexники, в блoкнoтax и т.п.
5. Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе.
Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования
Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.
Что определяют требования к ИС? Для чего нужен анализ предметной области?
Анализом предметной области (или бизнес-моделированием, если речь идет о потребностях коммерческой организации) называют деятельность, направленную на:
• выявление реальных потребностей людей и организаций (которые часто отличаются от непосредственно выражаемых пользователями желаний), выяснения смысла высказанных требований пользователей
• выявление свойств желаемых результатов
• определение набора задач, для их достижения
• определение набора сущностей, необходимых при решении этих задач
• определение области ответственности будущей информационной системы
Требования к ИС определяют, какие свойства и характеристики она должна иметь для удовлетворения потребностей пользователей и других заинтересованных лиц.
Однако, в большинстве случаев пользователи могут перечислить только часть свойств, которые они хотели бы видеть и в не всегда понятной формулировке.
В каких отношениях состоят понятия Анализ предметной области и Бизнес-моделирование?
Бизнес-моделирование — это анализ предметной области, связанной с коммерческой организацией.
Бизнес-моделирование наследует анализ предметной области.
Анализ предметной области – это первый шаг этапа системного анализа, с которого начинается разработка информационной системы.
Разработчики должны научиться:
· понимать язык, на котором говорят заказчики;
· выявить цели их деятельности;
· определить набор решаемых ими задач;
· определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач.
В каких отношениях состоят понятия Анализ предметной области и Бизнес-моделирование?
Целью этапа анализа является преобразование общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области (требований заказчика) в точные определения и спецификации для разработчиков, а также генерация функционального описания системы.
На этом этапе определяются и специфицируются:
• внешние и внутренние условия работы системы;
• функциональная структура системы;
• распределение функций между человеком и системой, интерфейсы;
• требования к техническим, информационным и программным компонентам системы;
• требования к качеству и безопасности;
• состав технической и пользовательской документации;
• условия внедрения и эксплуатации.
Анализ требований
Обследование предприятия
• исследования системы управления предприятием,
• обследования функциональной и информационной структур,
• определения существующих и возможных потребителей информации.
Определение требований:
• формулируются цель и задачи проекта
• происходит сбор и определение всех возможных требований,
• происходит осознании контекста системы.
• Процесс анализа заключается в разборе требований полученных на предыдущем этапе, их уточнение и систематизация.
Обследование предприятия
1. Структурный анализ предприятия — начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, обследования функциональной и информационной структур системы управления, определения существующих и возможных потребителей информации.
По результатам обследования аналитик выстраивает обобщенную логическую модель исходной предметной области, отображающую ее функциональную структуру, особенности основной деятельности и информационное пространство, в котором эта деятельность осуществляется.
На этом материале аналитик строит функциональную модель "Как есть" (As Is).
2. Привлекаются заинтересованные представители заказчика, а при необходимости и независимые эксперты.
• в анализе модели «Как есть»,
• выявлении ее недостатков и узких мест,
• определении путей совершенствования системы управления на основе выделенных критериев качества.
3. Создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации – функциональная модель «Как должно быть» (As To Be).
4. Разработка модели реорганизованной предметной области, на которой обязательно обозначены «границы автоматизации»
Модели предметной области
Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики .
Они передают полученные ими знания другим членам проектной команды, сформулировав их на более понятном разработчикам языке.
Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, в виде графических схем и текстовых документов.
Система – совокупность взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Модель M некоторой системы S – информационный объект, который может быть использован для получения ответов на некоторый круг вопросов относительно S.
Цель моделирования : получение ответов на эту совокупность вопросов.
Цель моделирования формулируется на самом раннем этапе разработки модели.
Объектом моделирования является сама система. При этом необходимо точно определить границы системы, чтобы избежать включения в модель посторонних объектов.
Результатом моделирования является набор взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня системы и кончая подробным описанием деталей или операций.
Виды моделей
Формальные модели, используемые на этапе анализа предметной области можно разделить на две группы:
1. · модели, зависящие от подхода к разработке (структурного или объектно-ориентированного);
2. · модели, не зависящие от подхода к разработке.
Определение требований
IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) определяет требования как:
1. Условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей;
2. Условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам;
3. Документированное представление условий или возможностей для пунктов 1 и 2.
Это определение охватывает требования как пользователей (внешнее поведение системы) , так и разработчиков (некоторые скрытые параметры) .
Уровни требований
Уровень1 . Бизнес-требования
Уровень2 . Требования пользователей
Уровень3 . Функциональные требования
+ нефункциональные требования к каждому уровню.
Системный и структурный анализ
Разработка систем – это систематический процесс, который включает в себя такие этапы, как планирование, анализ, проектирование, развертывание и обслуживание.
Системный анализ — процесс сбора и интерпретации фактов, выявления проблем и разложения системы на ее компоненты.
Системный анализ проводится с целью изучения системы или ее частей с целью определения ее целей. Это метод решения проблем, который улучшает систему и гарантирует, что все компоненты системы работают эффективно для достижения своей цели.
Анализ определяет, что должна делать система .
Аналитики используют различные инструменты для понимания и описания информационной системы. Одним из способов является использование структурного анализа.
Структурный анализ – это метод разработки, который позволяет аналитику логически понимать систему и ее действия.
Это системный подход, который использует графические инструменты, которые анализируют и уточняют цели существующей системы и разрабатывают новую спецификацию системы, которая может быть легко понятна пользователю.
Он имеет следующие атрибуты:
• графический, который указывает на представление приложения.
• разделяет процессы так, что дает четкую картину потока системы.
• логично, а не физически, т. е. Элементы системы не зависят от поставщика или оборудования.
• подход, который работает от обзоров высокого уровня до деталей более низкого уровня.
Источник
Сбор, обработка и проверка информации. Цель процесса сбора и обработки информации и его схема. Виды источников информации. Методы сбора информации
Целью сбора и обработки информации является подготовка заключения по результатам аудита. Схема сбора и обработки информации имеет вид:
Выбор источников информации
Оценивание свидетельств аудита
Заключение по результатам аудита
Выбор источников информации: источники информации аудитор выбирает в зависимости от объема и сложности проверки. Источниками исходной информции могут быть:
-документы, регламентирующие деятельность подразделения (положение о подразделения, должностные инструкции, рабочие инструкции, распоряжения и другие),
-записи (планы и отчеты о работе, регистрационные журналы, протоколы совещаний, компьютерные базы),
Важным источником информации для аудитора служат данные полученные за пределами проверяемого подразделения (отзывы – валидация подразделения).
Методы сбора информации:
Основными методами сбора информации при аудите является осмотр, опрос и анализ документации.
Осмотр – обследование, сделанное в ходе проверки и основанная на зрительном восприятии аудитора.
Объектами осмотра могут быть:
-документы, их наличие и состояние,
-поведение сотрудников (рабочая атмосфера),
-наличие средств труда (оборудование, инструмент),
-производственная среда (наличие средств контроля и безопасности).
В ходе осмотра аудитор в основном ищет материальные доказательства соответствия. Осмотр особенно важен в производственных помещениях в лабораториях, на складах готовой продукции. В ходе осмотра аудитор должен особое внимание уделять деталям, малозаметным признакам состояния объектов проверки.
7 Правила проведения опроса при аудиторской проверке. Виды опроса. Типы вопросов, их характеристика. Предпочтительные, не рекомендуемые и недопустимый типы вопросов. «Слова-вопросы» и их смысловое содержание. Причины неудачной беседы аудитора с сотрудником проверяемого подразделения.
Опрос – метод получения первичной информации об объекте проверки в виде ответов на вопросы.
Опрос может проводится в форме анкетирования (опросный лист) или в форме не посредственной беседы (интервью, контрольный вопросник).
Важное значение имеют беседы ведущего аудитора с руководителем проверяемого подразделения, поставщиком и потребителем проверяемого процесса. Эти беседы необходимо запланировать при составлении плана аудита.
При организации бесед сотрудниками проверяемого подразделения аудитору желательно придерживаться нескольких рекомендаций:
-выбор собеседника следует производить из числа тех, кто непосредственно осуществляет проверяемую деятельность, желательно, чтобы это были сотрудники разных уровней управления,
-беседа должна проводится только с одним сотрудником, беседы с несколькими сотрудниками — мало эффективны,
-причины и темы беседы должны быть сообщены сотруднику до ее начала,
-беседа должна проводиться в манере отвечающей ситуации и личности собеседника, желательно, чтобы во время беседы аудитор и сотрудник были изолированы от внешней обстановки,
-беседа должна проводиться только в обычное рабочее время на рабочем месте сотрудником,
-беседа может быть начата с просьбы собеседника описать его повседневную работу (порядок выполнения работы, установленные требования, обеспеченность ресурсами, критерии и методы оценки качества работы),
-если беседа проводится сразу двумя или более аудиторами, то вопросы должен задавать один аудитор, а записывать ответы другой (записи делаются сразу в ходе проверки, а не после нее),
-в ходе беседы может остановить собеседника, но только в том случае если он явно отвлекся от темы, это нужно сделать тактично, чтобы собеседник не подумал о малозначимости его информации,
-для организации беседы большое значение имеет правильная формулировка вопроса.
Типы вопросов и примеры их формулировки
Тип вопроса | Определение | Пример |
1. Закрытый | Вопрос, ответ на который предполагает только да или нет | В вашей работе Вы используете этот документ? |
2. Открытый | Вопрос, ответ на который предполагает не только да или нет | Какие методы кроме этого Вы используете в Вашей работе? |
3. Альтернативный | -\- может быть один из двух противоположных вариантов | Причина данного несоответствия в том или в этом? |
4. Наводящий закрытый | Вопрос, наводящий на ответ или содержащий готовый ответ | Вы, очевидно, регулярно проводите анализ, не так ли? |
5. Утверждающий | Вопрос, содержащий утверждение | Разве в этом случае могло быть иначе? |
6. Персонифицирующий | Вопрос, ответ на который предполагает оценку деятельности личностей | Кто на ваш взгляд виноват в этом несоответствии? |
7. Разъясняющий | Вопрос, требующий разъяснения или подтверждения | Не могли бы Вы пояснить, что Вы имеете в виду? |
8. Затрудняющий общение | Вопрос, создающий барьер в общении | Разве Вас не предупреждали, что этого нельзя делать? Разве Вам я не говорил, что именно это и будет обнаружено? |
Для аудитора предпочтительными типами вопросов являются открытый и разъясняющий. Не рекомендуется наводящий, альтернативный, утверждающий и затрудняющий общение. Недопустимым является персонифицируемый тип вопроса.
10-в ходе беседы аудитор должен помнить о том, что свидетельств собеседника могу считаться объективными только тогда, когда они подкрепляются фактами, иначе свидетельства субъективны и их сложно использовать для доказательств,
11-в ходе беседы аудитора с собеседником, следует использовать вопросы начинающиеся со слов: что, кто, где, когда, как, почему, покажите. Эти слова вопросы позволяют получить развернутый ответ на интересующую тему.
Содержание слов вопросов
Вопрос | Вопрос подразумевает |
1 Что? | Вопрос подразумевает ответ расрывающий понимание собеседником предмета обсуждения(фактически это установленный порядок действия) |
2 Кто? | Вопрос подразумевает ответ раскрывающий какое должное лицо выполняет обсуждаемую работу.(вопрос указывает на наличие ответственного) |
3 Где? | Вопрос подразумевает ответ раскрывающий информацию о месте выполнения работ(определено ли место выполнения работы с конкретными условиями) |
4 Когда? | Вопрос подразумевает ответ раскрывающий на каком этапе процедуре и в какие сроки выполняется работа(сроки должны быть четко установлены) |
5 Почему? | Вопрос подразумевает ответ раскрывающий причины события(это нужно для поиска причин несоответствия) |
6 Зачем? | Вопрос подразумевает ответ раскрывающий знание человека своей роли в области качества организации или подразделения(фактически ответ на этот вопрос указывает на понимание человеком связи политики в области качества с его деятельностью) |
7 Покажите | Это просьба дает возможность аудитору получить наглядное представление о подтверждении той информации которая содержится в ответах собеседника(ответ на этот вопрос указывает на то что процесс наблюдаемый значит пригодный для управления) |
При анализе любого процесса эти слова вопросы можно использовать в роли показателей качества процесса
12 вопросы аудитора не должны носить предвзятый характер, поскольку ответы на них могут быть предвзятыми.
13 аудитор не должен сам отвечать на поставленный вопрос.
14 в ходе беседы не следует принимать терминологию не понятную собеседнику. Если возникает необходимость использования специального термина его смысл нужно разъяснить собеседнику.
15 беседа на рабочем месте не должна быть продолжительной чтобы не вызвать нервозность собеседника
16 выявленные несоответствия в ходе беседы должны помечаться в журнале аудитора со ссылкой на невыполненный пункт нормативного документа(п.2.4)
17 аудитор в конце беседы должен подытожить полученную информацию сформулировать главные впечатления и выводы. Допускается чтобы собеседник прочел записи аудитора.
18 по завершению беседы аудитор должен поблагодарить собеседника за сотрудничества
19 информация полученная в ходе беседы должна сопоставляться с информацией от других собеседников и с результатами личных наблюдений аудитора.
20 причины не удачной беседы может быть поведение аудитора: не четкие вопросы, речь пересыщенная специальными терминами, желание услышать то что ожидаешь, вызывающая или покровительствующая манера поведения аудитора.
Аудитор не отвечает за достоверность представленной ему информации но если он сомневается в достоверности информации он может попросить дополнительные сведения.
Источник
Виды и методы сбора информации для маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования и разработка на их основе маркетинговых стратегий неразрывно связаны со сбором, обработкой и анализом информации. Необходимая информация чаще всего отсутствует в нужном виде. Ее следует найти, обработать и правильно интерпретировать. Проблема в том, что маркетолог применительно к каждому конкретному случаю должен не только определить источники получения информации, но и самостоятельно разработать методику ее анализа.
Поиск информации при проведении маркетинговых исследований сводится кответу на пять основных вопросов.
- Какая информация необходима для решения поставленных задач?
- Где и когда можно получить необходимую информацию?
- В каком виде и объеме можно получить информацию?
- Насколько полученная информация ценна для решения поставленных задач?
- Каковы финансовые и временные затраты на получение информации?
По способу получения маркетинговые исследования информации подразделяются на два основных вида: вторичные исследования (desk research) и первичныеисследования (field research).
I. Вторичные (кабинетные) исследования базируются на уже имеющейся информации из двух видов (внутренних и внешних) источников.
Внутренние источники — это источники информации, расположенные внутри предприятия. Они являются основным видом источников информации в маркетинге, не требуют больших затрат, всегда под рукой и включают в себя как минимум три вида маркетинговой информации:
- Маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, структура продаж, рекламации и т. п.). Это информация о рынке, о том, кто, что, когда, где, с какой регулярностью, на каких условиях, в каком количестве и т. д. покупает. «Чистых данных» нет ни в бухгалтерии, ни в финансовой службе, ни в других подразделениях. Маркетинговое подразделение самостоятельно разрабатывает для своего предприятия внутрифирменную систему показателей.
- Данные о маркетинговых затратах (по продукту, сбыту и коммуникациям). Маркетинговые мероприятия очень затратны. Они должны не только окупиться, но и принести ощутимую прибыль. Поэтому лучше вовремя остановиться, если что-то «вдруг не сработает», чем терять время, деньги и рыночные возможности;
- Внутрифирменные данные (производительность оборудования, загрузка мощностей, характеристика системы складирования и др.) Это вспомогательная информация, уже имеющаяся на предприятии. Она отражает внутренний потенциал предприятия, который необходимо учитывать при планировании маркетинговых мероприятий. Например, нет смысла набирать заказов больше, чем предприятие может выполнить.
- Материалы государственных и муниципальных органов власти и управления. Из них можно выяснить, например, условия оказания поддержки малому бизнесу, приоритеты территориального развития, положение об образовании избирательных участков (для анализа эффективности распределения торговых точек) и т. д. Эта информация доступна в информационно-правовых системах.
- Материалы торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты (ТПП) представляют собой некоммерческие организации, занимающиеся координацией предпринимательской деятельности и существующие за счет взносов своих членов и оказания сопутствующих услуг (экспертных, аналитических и пр.). Кроме того, региональные ТПП имеют возможность связываться с ТПП других регионов и даже стран для развития торговых связей, организации деловых визитов, сопровождения сделок и т. д. Члены ТПП имеют возможность получать по запросу соответствующую информацию.
- Сборники статистической информации. Статистика ориентирована в первую очередь на потребности государства и далеко не всегда адекватно отражает реальную ситуацию. Однако во многих случаях ее данные незаменимы для анализа рыночных тенденций. Основные источники информации здесь — обобщенные данные налоговой отчетности, материалы переписи населения и обследований хозяйствующих субъектов, а также данные других федеральных органов (Таможенной службы, Роспотребнадзора и т. д.). Кроме того, все региональные управления Госкомстата предоставляют по запросу предприятий платную информацию в рамках своей компетенции.
- Специализированная литература, сообщения в журналах и газетах. Это то, что можно почерпнуть с помощью контент-анализа печатных изданий. Даже профессиональные разведки мира большую часть информации получают из открытых источников. Тут речь может идти, например, о поиске перспективных направлений развития бизнеса или новых технологиях. Решение проблемы таким способом найти, скорее всего, не удастся, но определить, где его искать, можно.
- Прайс-листы, выставочные каталоги, проспекты и другие фирменные публикации. Все эти материалы в достаточном количестве обычно имеются в любой коммерческой организации. Обычно для их получения применяются «засланцы», назначаемые из числа новых сотрудников, в задачи которых входит посещение конкурентов под видом покупателей. Кроме того, подобные источники свободно раздаются на выставках и презентациях.
- Материалы консалтинговых организаций. Обычно эти материалы включают в себя анализ рынков и конкуренции, консалтинговые фирмы проводят внешние ревизии и разрабатывают конкурентные стратегии. Следует учитывать то, что консалтинговые фирмы зачастую имитируют аналитическую деятельность, представляя результаты, за эффективность использования которых ответственность несет сам заказчик.
Достоинствами вторичных (кабинетных) исследований являются меньшие затраты времени и финансов, чем на первичные исследования, и возможность использования результатов для определения задач первичного исследования, если цель не достигнута. Значимость внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется задачами исследования. Основная проблема в их использовании связана с интерпретацией имеющихся данных (они всегда неадаптированы) и разработкой методологии анализа (она всегда новая).
II. Первичные (полевые) исследования базируются на рыночной информации, собранной впервые для конкретной цели. Эти исследования почти всегда обходятся гораздо дороже кабинетных. Они проводятся в случаях, когда высокие затраты компенсируются значимостью решаемых задач. В маркетинге выделяют два вида первичных исследований.
- Полное (сплошное) исследование охватывает всех респондентов. Обычно оно применяется для изучения небольшого их числа, например крупных потребителей или контрагентов. Сплошные исследования отличаются точностью, а также низкими затратами ресурсов и времени на проведение.
- Частичное (выборочное) исследование охватывает определенный процент или целевую группу респондентов. Обычно оно представляют собой обычное социологическое исследование, проводимое на основе выборки из статистической совокупности респондентов в соответствии с ее структурой. Чем точнее выборка, тем точнее получаемый результат. Выборку можно заказать в любом территориальном управлении статистики, где она рассчитывается на основании результатов последней переписи населения.
- случайная подразумевает случайный подбор респондентов независимо от их личностных характеристик. Например, опрос прохожих при выборе места расположения новой торговой точки;
- нормированная (квотированная) подразумевает подбор респондентов в соответствии со структурой населения. Например, в России в среднем проживает 51 % женщин, 49 % мужчин и далее — по возрасту, доходам, национальным особенностям, образованию, потребительским предпочтениям и т. д. в зависимости от целей исследования;
- концентрированная подразумевает отбор не всех респондентов, а только представителей определенного сегмента потребительского рынка или контрагентов. Например, для изучения продаж детских подгузников совсем не обязательно опрашивать мужчин, школьников или пенсионеров.
Группа I. Опросы потребителей и контрагентов. Проведение опросов подразумевает два возможных подхода к их организации: анкетирование и интервью. Большой разницы между ними нет. Единственное различие в том, кто заполняет опросный лист. При проведении анкетирования это делает респондент, а при проведении интервью — интервьюер.
- Анкетирование — это письменная форма опроса, осуществляемого вне непосредственного контакта с респондентом. Анкетирование проводить дешевле, быстрее и проще. Однако оно дает очень высокий процент брака за счет недопонятости респондентами вопросов, невнимательности при заполнении, несерьезного отношения к вопросам и т. д. Наилучший по точности результат можно получить при использовании максимально упрощенных анкет с небольшим количеством коротких вопросов.
- Интервьюирование — это письменная форма опроса, осуществляемого в процессе непосредственного контакта с респондентом. Интервью отличается большей точностью, трудоемкостью, значительными затратами времени и необходимостью специальной подготовки интервьюеров. Иногда приходится составлять специальные памятки по проведению интервьюирования. При этом интервью позволяет использовать в ходе исследования длинные сложные опросные листы с большим количеством вопросов.
1. Личная беседа через прямой контакт с респондентом подразделяется на три разновидности:
- стандартизированный опрос — основан на использовании стандартных вариантов ответов (например: 1. Вы курите. 2. Вы не курите). Этот метод часто используется при анкетировании с самостоятельным заполнением анкет респондентами;
- нестандартизированный опрос — основан на использовании в опросах помимо стандартных вариантов ответа так называемых открытых ответов на вопросы (например: 1. Вы курите.2. Вы не курите. 3. Другое (назовите)). Этот метод используется как в анкетировании, так и в интервьюировании респондентов. Его недостаток — высокая трудоемкость обработки анкет с большим количеством открытых ответов;
- экспертный опрос — вообще не подразумевает использования анкет. Обычно беседа ведется под запись на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Например, представитель поставщика выясняет у торговых представителей контрагента региональные особенности спроса и конкуренции на рынке.
3. Компьютерный опрос включает в себя три варианта: адресную рассылку, интерактивный опрос на сайтах и рассылку по электронной почте опросников контрагентам и потенциальным партнерам. В первом случае количество ответов составляет менее 1 %. Во втором случае — неизвестно, кто отвечает (россиянин или эмигрант из Канады, конкурент или просто компьютерный хулиган). И лишь третий вариант дает существенный эффект за счет экономии времени и высокой информативности.
4. Почтовый опрос снижает трудоемкость исследования, особенно при охвате больших территорий. Его недостатки: увеличенные затраты времени, низкая эффективность обращений (обычно 3-5 %) и проблемы с контролем выборки. Почтовый опрос дает наибольшую эффективность при совмещении его с предоставлением подарков, купонов на скидку, лотереями, различными акциями и т. д.
5. Групповое интервью — очень эффективная форма исследования рынка, ограниченная лишь потенциалом опрашиваемых. Например, представители производителя опрашивают сотрудников отделов сбыта, оптовых торговцев, которые методом мозгового штурма формулируют ответы на заданные вопросы. Разновидностью группового интервью являются потребительские конференции, на которых презентуются новые товары и выявляются особенности потребительского спроса.
6. Фокус-группа состоит из 12 -15 человек опрашиваемых, с которыми в течение 1,5-2 ч в непринужденной обстановке (за чашкой чая) под запись на диктофон беседует ведущий (модератор). Фокус-группа очень эффективна при планировании рекламных кампаний и в разрешении любых вопросов, где требуется быстрый ответ с большой долей допустимости. Но всегда есть вероятность, что приглашенная бабушка не выражает интересы всех подобных бабушек. Поэтому для уточнения результатов исследования обычно проводят несколько фокус-групп, результаты которых сопоставляются.
7. Панель. Панельное исследование подразумевает формирование группы респондентов в соответствии с выборочной совокупностью на длительный срок (год или более), которые на постоянной основе поставляют данные о состоянии рынка.
В целом можно выделить две разновидности панельных исследований:
- торговая панель — предусматривает формирование выборки поставщиком из наиболее типичных контрагентов. Например, производитель предоставляет определенные льготы избранным оптовикам в обмен на регулярное предоставление маркетинговой информации о состоянии спроса, деятельности конкурентов и т. д.;
- панель домохозяйств — предусматривает формирование выборки из наиболее типичных потребителей товара (услуги). В России этот метод активно применяет Институт Гэллапа, специализирующийся на анализе эффективности телевизионной рекламы. В крупных населенных пунктах выделяется выборочная совокупность домохозяйств, с которыми заключаются договоры об участии в исследованиях. Затем в квартирах устанавливается аппаратура, фиксирующая, кто из членов семьи, когда, сколько и что смотрит по телевизору. Затем полученная информация анализируется, а результаты продаются телекомпаниям и крупным рекламодателям для оценки смотрибельности телепередач.
Наблюдение с участием исследователя — когда маркетолог присутствует в месте продаж и самостоятельно фиксирует информацию о поведении покупателей. Речь может идти, например, об изучении размера покупок, эффективности выкладки товаров, уровня профессиональной подготовки персонала и т. д.
Безучастия исследователя — когда маркетолог перепоручает сбор информации сотрудникам других подразделений компании либо использует технические средства (видеокамеры, компьютерные технологии и др.). Затем полученные материалы обобщаются и используются для дальнейшего анализа маркетинговой ситуации.
Одним из самых эффективных методов здесь является использование штрих кодов при совершении покупок. Получаемая информация сопоставляется с информацией из анкет, заполняемых при выдаче дисконтных карт, и на основе полученных данных формируется выборочная совокупность для проведения исследования. Этот метод позволяет оперативно формировать выборочную совокупность покупателей и анализировать продажи, не спрашивая согласия респондентов.
Сюда же можно отнести метод моментных наблюдений, когда объект исследуется не в динамике (за период времени), а в статике (на конкретный момент). Например, в самой типичной из множества торговых точек фирмы фиксируются размер покупки и количество посетителей в «час пик» и в «мертвый период», в будний день и в выходной.
- Эксперимент представляет собой локальное изменение параметров товара (цены, качества, оформления, рекламы и т. д.) до того, как по ним будет принято окончательное решение. Например, на наиболее типичной из множества торговых точек изменяются параметры товара (цена, внешний вид, ассортимент и т. д.), чтобы выявить реакцию потребителей на планируемые нововведения. Если эксперимент дает финансовый результат (дополнительную прибыль), нововведение распространяется на все торговые точки.
- Тестирование рынка включает продажи пробных партий нового товара на рынке для изучения реакции потребителей. Этот метод одинаково подходит как для производителей, так и для торговых организаций. Производители нередко предоставляют оптовым торговцам пробные партии товара бесплатно для изучения потребительского спроса на рынке. Если товар не продан, он возвращается поставщику, а если продан — продавец осуществляет полную или частичную оплату и заключает с поставщиком контракт на продажу товара.
В любом случае в результате внедрения полученных результатов должен быть получен реальный экономический эффект, который и будет мерилом результативности проведенного исследования. Поэтому, несмотря на обилие в России маркетинговых агентств, обладание сотрудниками навыками самостоятельного проведения маркетинговых исследований имеет непреходящее значение для любого предприятия.
Источник
Организация и методы сбора информации. Анализ предметной области. Основные понятия системного и структурного анализа.
Кaчecтвeнныe мeтoды сбора информации включают сбор, aнaлиз и интepпpeтaцию дaнныx пyтeм нaблюдeния зa тeм, чтo люди делают и гoвopят.
1. Глyбиннoe интepвью (фокус-группа)
Метод фокус-группы предназначен для получения различной информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего обсуждают поставленные перед ними вопросы.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио- и видео-технических средств, а ее результаты могут явиться основанием для проведения количественных исследований, например, путем опроса.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек.
2. Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только исполнитель и заказчик.
3. Пpoeкциoнные мeтoды . Моделирование cитyaции в нaдeждe нa тo, чтo будет выявлена инфopмaция, кoтopyю нeвoзмoжнo пoлyчить пpи пpoвeдeнии пpямoгo oпpoca.
4. Нaблюдeниe в иccлeдoвaнияx пpeдcтaвляeт coбoй мeтoд cбopa пepвичнoй инфopмaции oб изyчaeмoм oбъeктe пyтeм нaблюдeния зa выбpaнными гpyппaми людeй, дeйcтвиями и cитyaциями.
Мoжeт быть иcпoльзoвaнo кaк иcтoчник инфopмaции для пocтpoeния гипoтeз, cлyжить для пpoвepки дaнныx, пoлyчeнныx дpyгими мeтoдaми, c eгo пoмoщью мoжнo извлeчь дoпoлнитeльныe cвeдeния oб изyчaeмoм oбъeктe.
Нaблюдeниe являeтcя вecьмa тpyдoeмким мeтoдoм. Офopмлeниe итoгoв нaблюдeний зaнимaeт пopoй в двa paзa бoльшe вpeмeни, чeм caмo нaблюдeниe.
Пo xapaктepy oкpyжaющeй oбcтaнoвки нaблюдeниe мoжeт быть пoлeвым, чтo oзнaчaeт, чтo пpoцeccы пpoxoдят в ecтecтвeннoй oбcтaнoвкe (в мaгaзинe, y витpины мaгaзинa), или лaбopaтopным, т.e. пpoвoдящимcя в иcкyccтвeннo coздaннoй cитyaции. Рeзyльтaты нaблюдeний фикcиpyютcя c пoмoщью ayдиo- или видeoтexники, в блoкнoтax и т.п.
5. Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе.
Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования
Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.
Что определяют требования к ИС? Для чего нужен анализ предметной области?
Анализом предметной области (или бизнес-моделированием, если речь идет о потребностях коммерческой организации) называют деятельность, направленную на:
• выявление реальных потребностей людей и организаций (которые часто отличаются от непосредственно выражаемых пользователями желаний), выяснения смысла высказанных требований пользователей
• выявление свойств желаемых результатов
• определение набора задач, для их достижения
• определение набора сущностей, необходимых при решении этих задач
• определение области ответственности будущей информационной системы
Требования к ИС определяют, какие свойства и характеристики она должна иметь для удовлетворения потребностей пользователей и других заинтересованных лиц.
Однако, в большинстве случаев пользователи могут перечислить только часть свойств, которые они хотели бы видеть и в не всегда понятной формулировке.
В каких отношениях состоят понятия Анализ предметной области и Бизнес-моделирование?
Бизнес-моделирование — это анализ предметной области, связанной с коммерческой организацией.
Бизнес-моделирование наследует анализ предметной области.
Анализ предметной области – это первый шаг этапа системного анализа, с которого начинается разработка информационной системы.
Разработчики должны научиться:
· понимать язык, на котором говорят заказчики;
· выявить цели их деятельности;
· определить набор решаемых ими задач;
· определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач.
В каких отношениях состоят понятия Анализ предметной области и Бизнес-моделирование?
Целью этапа анализа является преобразование общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области (требований заказчика) в точные определения и спецификации для разработчиков, а также генерация функционального описания системы.
На этом этапе определяются и специфицируются:
• внешние и внутренние условия работы системы;
• функциональная структура системы;
• распределение функций между человеком и системой, интерфейсы;
• требования к техническим, информационным и программным компонентам системы;
• требования к качеству и безопасности;
• состав технической и пользовательской документации;
• условия внедрения и эксплуатации.
Анализ требований
Обследование предприятия
• исследования системы управления предприятием,
• обследования функциональной и информационной структур,
• определения существующих и возможных потребителей информации.
Определение требований:
• формулируются цель и задачи проекта
• происходит сбор и определение всех возможных требований,
• происходит осознании контекста системы.
• Процесс анализа заключается в разборе требований полученных на предыдущем этапе, их уточнение и систематизация.
Обследование предприятия
1. Структурный анализ предприятия — начинается с исследования того, как организована система управления предприятием, обследования функциональной и информационной структур системы управления, определения существующих и возможных потребителей информации.
По результатам обследования аналитик выстраивает обобщенную логическую модель исходной предметной области, отображающую ее функциональную структуру, особенности основной деятельности и информационное пространство, в котором эта деятельность осуществляется.
На этом материале аналитик строит функциональную модель "Как есть" (As Is).
2. Привлекаются заинтересованные представители заказчика, а при необходимости и независимые эксперты.
• в анализе модели «Как есть»,
• выявлении ее недостатков и узких мест,
• определении путей совершенствования системы управления на основе выделенных критериев качества.
3. Создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации – функциональная модель «Как должно быть» (As To Be).
4. Разработка модели реорганизованной предметной области, на которой обязательно обозначены «границы автоматизации»
Модели предметной области
Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики .
Они передают полученные ими знания другим членам проектной команды, сформулировав их на более понятном разработчикам языке.
Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, в виде графических схем и текстовых документов.
Система – совокупность взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Модель M некоторой системы S – информационный объект, который может быть использован для получения ответов на некоторый круг вопросов относительно S.Цель моделирования : получение ответов на эту совокупность вопросов.
Цель моделирования формулируется на самом раннем этапе разработки модели.Объектом моделирования является сама система. При этом необходимо точно определить границы системы, чтобы избежать включения в модель посторонних объектов.
Результатом моделирования является набор взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня системы и кончая подробным описанием деталей или операций.
Виды моделей
Формальные модели, используемые на этапе анализа предметной области можно разделить на две группы:
1. · модели, зависящие от подхода к разработке (структурного или объектно-ориентированного);
2. · модели, не зависящие от подхода к разработке.
Определение требований
IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) определяет требования как:
1. Условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей;
2. Условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам;
3. Документированное представление условий или возможностей для пунктов 1 и 2.Это определение охватывает требования как пользователей (внешнее поведение системы) , так и разработчиков (некоторые скрытые параметры) .
Уровни требований
Уровень1 . Бизнес-требования
Уровень2 . Требования пользователей
Уровень3 . Функциональные требования
+ нефункциональные требования к каждому уровню.
Системный и структурный анализ
Разработка систем – это систематический процесс, который включает в себя такие этапы, как планирование, анализ, проектирование, развертывание и обслуживание.
Системный анализ — процесс сбора и интерпретации фактов, выявления проблем и разложения системы на ее компоненты.
Системный анализ проводится с целью изучения системы или ее частей с целью определения ее целей. Это метод решения проблем, который улучшает систему и гарантирует, что все компоненты системы работают эффективно для достижения своей цели.
Анализ определяет, что должна делать система .
Аналитики используют различные инструменты для понимания и описания информационной системы. Одним из способов является использование структурного анализа.
Структурный анализ – это метод разработки, который позволяет аналитику логически понимать систему и ее действия.
Это системный подход, который использует графические инструменты, которые анализируют и уточняют цели существующей системы и разрабатывают новую спецификацию системы, которая может быть легко понятна пользователю.
Он имеет следующие атрибуты:
• графический, который указывает на представление приложения.
• разделяет процессы так, что дает четкую картину потока системы.
• логично, а не физически, т. е. Элементы системы не зависят от поставщика или оборудования.
• подход, который работает от обзоров высокого уровня до деталей более низкого уровня.
Источник