«Старший сын» (А. Вампилов)
Цитата: «Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих».
История создания
Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.
Проблематика:
- нравственная (совесть, справедливость, добро);
- семейная (родство по духу и по крови).
Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия, драма.
Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.
Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.
Действующие лица
- Володя Бусыгин — студент медицинского института, 21 год.
- Семён Севостьянов (Сильва) — приятель Володи Бусыгина, по профессии — торговый агент.
- Андрей Григорьевич Сарафанов — отец семейства, мужчина 55 лет. По профессии — музыкант (играет на кларнете в клубе).
- Нина — дочь Андрея Сарафанова. Собирается выйти замуж за Михаила Кудимова.
- Михаил Кудимов — курсант, будущий муж Нины.
- Васенька — младший сын Андрея Сарафанова, десятиклассник. Влюблён в соседку, Наталью Макарскую.
- Наталья Макарская — женщина 34 лет, соседка Сарафановых, по профессии — секретарь в суде.
Краткое содержание
Действие первое
Володя Бусыгин и его приятель Сильва провожали девушек и опоздали на электричку. Они заходят в первый попавшийся дом (он принадлежит Сарафановым). Подходя к дому, парни видели хозяина дома и слышали, как он называет своё имя, поэтому могут сказать, к кому пришли.
До визита Бусыгина и Сильвы в доме происходила ссора: Васенька, которому отказала возлюбленная, хочет уйти из дома. Его сестра Нина против: она сама планирует выйти замуж и уехать, а если и Вася бросит родной дом, то отец останется один.
Чтобы парней не выгнали сразу, Сильва рассказывает Васеньке несусветную историю: дескать, Володя Бусыгин — незаконный старший сын Сарафанова, брат Васеньки.
Васенька ошарашен. Пришедший Сарафанов задаёт всякие вопросы, но ответы подтверждают опасения Андрея Григорьевича: этот парень действительно мог бы быть его сыном. Нина просыпается и тоже пытается вывести Бусыгина на чистую воду, но все ответы свидетельствуют, что рассказанная им история правдива.
Сарафанов искренне и душевно беседует с Бусыгиным, просит повлиять на влюблённого Васеньку. Андрей Григорьевич очень рад, что у него появился сын, ведь дочь Нина выходит замуж и уезжает. Потом все ложатся спать.
Наутро Бусыгин будит Сильву и хочет поскорей уехать. Но появляется Андрей Григорьевич. Он очень огорчён, что сын уезжает, и хочет сделать Володе подарок. Пока Сарафанов ходит за подарком, просыпается Нина и привлекает внимание Володи Бусыгина. Володя думает, какая Нина красивая, и тут Сарафанов выносит ему серебряную табакерку, сообщив, что эта вещица всегда принадлежит старшему сыну семейства Сарафановых. Бусыгин говорит, что останется ещё на один день. Все этому рады. Володя и Нина убирают в доме и разговаривают о женихе Нины (тот уже не нравится Володе, хоть они ещё и не познакомились).
Действие второе
Наталья Макарская говорит с Васенькой и посылает его за билетами в кино. Как только Васенька уходит, появляется Сильва и начинает ухаживать за Макарской.
В это время Нина рассказывает Бусыгину об отце: из филармонии Андрея Григорьевича уволили, теперь он играет на похоронах, но от детей это скрывает, а Нина и Вася делают вид, что ничего не знают. Входит радостный Васенька, он купил билеты в кино.
Макарская берётся пришить Васеньке пуговицу, но в кино идти наотрез отказывается. Вася догадывается, что у Макарской свидание. Раздосадованная его навязчивостью, Наталья говорит, что только из жалости к Андрею Григорьевичу разговаривает с Васенькой. Молодой человек убегает: он снова хочет уйти из дому, но потом просто запирается в своей комнате и ни с кем не разговаривает.
Семью Сарафановых посещает жених Нины Михаил Кудимов. Он категорически не нравится Бусыгину: слишком равнодушный, ведёт себя как хозяин. Кудимов никогда не опаздывает, поэтому дожидаться Андрея Сарафанова не намерен. Но Сарафанов всё же приходит. Кудимов пристально разглядывает Сарафанова, пытаясь вспомнить, где его видел, и наконец радостно вспоминает: на похоронах! Андрей Григорьевич играл музыку на похоронах. Все пытаются убедить Кудимова, что он ошибся. Сарафанов расстроен. А тут ещё Васенька снова уходит из дому. Сильва тоже собирается — «по делам».
Нина просит у Кудимова прощения за поведение брата и настаивает, чтобы Михаил остался, но тот равнодушен ко всему: ему пора в казарму. Сарафанов совсем огорчается и кричит, что это он сейчас уйдёт. Володя Бусыгин неожиданно говорит, что не оставит отца и, если понадобится, будет жить с ним.
Позднее Бусыгин беседует с Ниной наедине. Девушка решила никуда не уезжать: отца оставлять нельзя. Бусыгин сознаётся, что он не брат Нины, и говорит, что любит её. Нина очень рассержена. Тут приходит Андрей Григорьевич с новой идеей: он поедет в Чернигов, родной город Бусыгина, и женится на его матери, чтобы восстановить семью. Сразу после этого прибегает Васенька: он понял, что к Макарской пришёл мужчина, и поджёг дом неверной возлюбленной. Появляется Сильва в обгоревших штанах: конечно, он и был тем самым любовником Макарской. За ним следует сама Наталья Макарская.
Бусыгин очень сердится на Сильву и хочет его выгнать. Тогда Сильва открывает тайну Бусыгина: он вовсе не сын Сарафанова. Андрей Григорьевич слышит, но не хочет признавать. Он настаивает: как бы там ни было, Володя Бусыгин — его сын. Сарафанов просит Володю жить вместе с ними. Бусыгин растерян, растроган, влюблён и обещает приезжать каждый день, а сегодня снова опоздал на электричку.
Экранизация
«Старший сын» (СССР, 1976, Андрей Сарафанов — Евгений Леонов, Володя Бусыгин — Николай Караченцев, Сильва — Михаил Боярский).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В чём общность образов Андрея Сарафанова и Володи Бусыгина?
Ответ. И для первого, и для второго характерны человечность, трепетное отношение к ближнему, к семье.
Что Андрей Григорьевич Сарафанов хотел подарить своему «старшему сыну» Володе Бусыгину?
Источник
«Старший сын». Анализ пьесы Вампилова
- 1964 г. — начало работы над пьесой под названием «Мир в доме Сарафанова».
- 1965 г. публикация пьесы отрывками под названием «Женихи».
- 1968 г. — публикация в альманахе «Анга- ра» под названием «Предместье».
- 1970 г. — доработка пьесы, выход её отдельным изданием.
Композиция и сюжет пьесы «Старший сын»
Завязка
Завязка пьесы имеет почти водевильный характер: Володя Бусыгин и его приятель Сильва опаздывают на электричку и стремятся переночевать в первом попавшемся доме.
Развитие действия
Парни притворяются знакомыми Сарафанова, чтобы погреться в квартире, а Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — сын Сарафанова. Сарафанов верит в это и дарит «сыну» семейную реликвию — серебряную табакерку. Молодому человеку приходится участвовать в решении проблем своей новой «семьи».
Кульминация
Нина собирается выйти замуж за курсанта-лётчика и уехать с ним на Сахалин, но влюбляется в Бусыгина. Тот тоже чувствует симпатию к новоиспечённой сестре, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Бусыгин разоблачает себя, но признаётся Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».
Развязка
«Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — отвечает Сарафанов Бусыгину. Тот остаётся в доме Сарафанова.
Основные образы пьесы «Старший сын»
Владимир Бусыгин:
- молодой человек, студент медицинского института;
- безответственно солгал;
- рос без отца, впервые ощутил любовь к себе;
- ощущает ответственность за Васеньку, который влюблён в легкомысленную женщину;
- хочет уберечь Нину от брака без любви;
- пытается сплотить чужую семью;
- не только входит в роль старшего сына, но и чувствует себя им;
- в одночасье повзрослел и теперь не может не заботиться о людях, которые приняли его как родного.
Андрей Сарафанов:
- пожилой человек, в одиночку воспитывающий дочку и сына;
- не нашёл себя в жизни, не стал большим музыкантом, кормил семью тем, что играл на похоронах и в кинотеатрах, скрывает это от детей;
- любит всех людей, открыто и доверчиво смотрит на мир;
- с радостью и надеждой принимает весть о сыне, находит в нём родственную душу.
Идейно-тематическое содержание пьесы «Старший сын»
⦁ Тема: дом как символ мироздания.
⦁ Идея: поиск родных по духу людей. У каждого человека есть потребность быть нужным и любимым. Одиночество способно довести человека до отчаяния, привести его к совершению необдуманных поступков. Родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главное достоинство человека. Людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное — не пытаться играть чужими чувствами.
Жанровое своеобразие пьесы «Старший сын»
Автор определил жанр пьесы как комедия (в двух частях), но по сути она является трагикомедией: нелепые ситуации, забавные реплики героев, счастливый конец, а в основной части — семейная драма.
Художественные особенности пьесы «Старший сын»
⦁ Нет иерархии героев, все они одинаково важны для раскрытия замысла автора, сюжетные линии самодостаточны и переплетаются между собой, человеком владеет жизненная стихия.
⦁ Приёмы развития сюжета: подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш.
Источник
Анализ пьесы Вампилова Старший сын
История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.
Жанр: комедия
Сюжет
Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.
В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.
Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.
Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.
Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.
Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.
До утра Сарафанов разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.
Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.
Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.
Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.
Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.
Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.
Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.
Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.
2 вариант
Произведение Вампилова «Старший сын» является одним из выдающихся пьес отечественной драматургии. Автор, рассказывает зрителю судьбу типичного неудачника, который, несмотря на всю несостоятельность своей жизни, остается человеком честным и совестливым. Светлая душа и незамутненный грязью ум привлекают к Сарафанову большое количество людей, одним из которых становится второй главный герой пьесы Владимир Бусыгин.
Сюжет произведения основывается на двух персонажах – Сарафанове и Бусыгине. Друг от друга их разделяет большое различие в возрасте, но, несмотря на это, оба героя имеют некую тягу друг к другу, они, что называется, родственные души. Сарафанов является человеком настолько чистым, непорочным, что никому не удается не заметить его странную притягательность, его честность к себе и окружающим его людям.
Герой по-настоящему любит абсолютно всех людей, доверчиво смотрит в глаза каждому, кто удостоится с ним заговорить. Именно из-за этой «блаженности» Сарафанова бросает жена, которая позже находит себе человека, что называется, серьезного. И трудно ее за это осудить, ведь такие люди в каждом вызывают удивление и недоверие, мол, невозможно жить в этом мире и быть настолько добрым и честным человеком. Так жить нельзя. Но почему же тогда от него не уходят дети? Притом не только свои, но и чужие? Может быть от того, что только дети, благодаря своей непорочности, могут заглянуть в саму суть находящегося перед ними человека? Каждый из нас, наверняка, встречался с такими «странными» людьми, которые ничего ни от кого не требуют, живут рука об руку со своей совестью и никому не желают зла. И давайте вспомним, как же общество к ним относится? Недоверчиво, с удивлением, презрением, а иногда, даже с неприкрытой злобой.
Невнимательный читатель может подумать, что Бусыгиным, в отношениях с Сарафановым, движет только симпатия к Нине, но, пролистав книгу далее, мы понимаем, что это не совсем так. Определяющей ролью становится именно сам Сарафанов, который своим отношением к жизни, душевной чистотой и полным отсутствием какой-либо злобы привлекает Владимира Бусыгина. Бусыгин, будучи «безотцовщиной», вдруг сталкивается с неизвестным и непонятным состоянием. Оказывается, в мире есть люди, которых ни при каких обстоятельствах нельзя терять и бросать. Ведь они тебя любят.
Многие, так или иначе, открыто называют Сарафанова «блаженным», но именно благодаря ему и его неудержимой вере, каждый начинает задумываться о герое и стараться ему помочь. Эта вера становится мощным толчком к объединению детей вокруг своего горе-отца.
Всего лишь один день, прожитый в семье Сарафановых, позволяет Бусыгину глубоко задуматься. Он получает замечательный нравственный урок и, в конце концов, обретает семью, о которой он мечтал многие годы. Всего за один день он находит близких своему сердцу и душе людей.
Анализ 2
Вампилов написал огромное количество разных произведений, но самым популярным и интересным является «Старший сын».
Все происходит в одном городе, где живут два молодых человека. Одного парня зовут Владимир, а второго парня зовут Семен. Им хочется поскорее отыскать свою вторую половинку, вот только пока этого не произошло, они могут спокойно и легко наслаждаться свободой. И вот сегодня им выпала карта провожать красивых девушек до дому, а там может быть, еще что-нибудь им выпадет. И они очень сильно надеются на это. Вот только девушки не совсем такие доступные, как могло показаться парням, и больше как проводить их до дому им ничего не нужно было. Оказывается, девушки жили за городом и добиться туда очень далеко. Когда они добрались к дому девушек, то они распрощались с ними и ушли домой, а парни остались на улице в холоде и домой им теперь не добраться, а все, потому что последний автобус уже уехал.
Ребята здесь никого не знают, а вокруг них имеются два многоэтажных дома и несколько маленьких домиков. И тогда у них остается только один выход, это искать приют у одного из этих жителей. Вот только не каждый человек примет к себе в дом чужих парней. Им очень хотелось бы попроситься к кому-нибудь, переночевать, вот только никто не соглашался.
И ребята уже отчаялись найти ночлег, но вдруг увидели, как пожилой мужчина идет не к себе домой, а к квартире, где жила их учительница и пытается до нее дозвониться. Больше всего на свете ему нравится играть в разные мелодии. Но чаще всего их приходится играть на похоронах. Ребята думают, что этот мужчина старается разными способами пробраться в ее дом для того чтобы потом завоевать ее сердце, ведь оно пока еще свободно. И для того чтобы все это выяснить они решают любыми путями пробраться к ней квартиру.
С самого начала ребята кажутся читателям глупыми и даже легкомысленными. Им совсем неважно, что происходит в мире. Но с развитием сюжета герои развиваются по-другому, и разум их начинает мыслить другим способом.
Тем временем квартира этого самого пожилого мужчины остается открытой и ребята не упускают возможности туда проскочить. Хотя там и были люди, но каждый из них занимается своими делами и до новых и незваных гостей им просто все равно. Оказывается, у этого мужчины есть любимая и единственная дочь по имени Нина, которая уже нашла свою любовь и завтра уедет жить вместе со своим любимым в Сахалин.
На первый взгляд можно подумать, что произведение написано в виде комедии, но когда начинаешь вчитываться в сюжет, то оказывается, все по-другому.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Вампилова Старший сын
Популярные сегодня темы
Александр Александрович Блок-русский писатель, переводчик, литературный критик и поэт. Тончайший лирик — именно таким запомнили Александра Александровича.
В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах.
В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников
Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.
Источник
Старший сын анализ произведения. Старший сын анализ
История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.
Жанр: комедия
Сюжет
Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.
В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.
Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.
Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.
Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.
Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.
До утра Сарафанов разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.
Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.
Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.
Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.
Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.
Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.
Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.
Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.
Анализ 2
Вампилов написал огромное количество разных произведений, но самым популярным и интересным является «Старший сын».
Все происходит в одном городе, где живут два молодых человека. Одного парня зовут Владимир, а второго парня зовут Семен. Им хочется поскорее отыскать свою вторую половинку, вот только пока этого не произошло, они могут спокойно и легко наслаждаться свободой. И вот сегодня им выпала карта провожать красивых девушек до дому, а там может быть, еще что-нибудь им выпадет. И они очень сильно надеются на это. Вот только девушки не совсем такие доступные, как могло показаться парням, и больше как проводить их до дому им ничего не нужно было. Оказывается, девушки жили за городом и добиться туда очень далеко. Когда они добрались к дому девушек, то они распрощались с ними и ушли домой, а парни остались на улице в холоде и домой им теперь не добраться, а все, потому что последний автобус уже уехал.
Ребята здесь никого не знают, а вокруг них имеются два многоэтажных дома и несколько маленьких домиков. И тогда у них остается только один выход, это искать приют у одного из этих жителей. Вот только не каждый человек примет к себе в дом чужих парней. Им очень хотелось бы попроситься к кому-нибудь, переночевать, вот только никто не соглашался.
И ребята уже отчаялись найти ночлег, но вдруг увидели, как пожилой мужчина идет не к себе домой, а к квартире, где жила их учительница и пытается до нее дозвониться. Больше всего на свете ему нравится играть в разные мелодии. Но чаще всего их приходится играть на похоронах. Ребята думают, что этот мужчина старается разными способами пробраться в ее дом для того чтобы потом завоевать ее сердце, ведь оно пока еще свободно. И для того чтобы все это выяснить они решают любыми путями пробраться к ней квартиру.
С самого начала ребята кажутся читателям глупыми и даже легкомысленными. Им совсем неважно, что происходит в мире. Но с развитием сюжета герои развиваются по-другому, и разум их начинает мыслить другим способом.
Тем временем квартира этого самого пожилого мужчины остается открытой и ребята не упускают возможности туда проскочить. Хотя там и были люди, но каждый из них занимается своими делами и до новых и незваных гостей им просто все равно. Оказывается, у этого мужчины есть любимая и единственная дочь по имени Нина, которая уже нашла свою любовь и завтра уедет жить вместе со своим любимым в Сахалин.
На первый взгляд можно подумать, что произведение написано в виде комедии, но когда начинаешь вчитываться в сюжет, то оказывается, все по-другому.
Сарафанов обретает второго сына
Пока они отдыхают на кухне, возвращается старший Сарафанов. На самом деле, он ходил к соседке, чтобы попросить за Васеньку, страдающего от безответного любовного чувства. Опьяневший сын рассказывает ему невероятную новость. Мужчина теряется, вначале он не верит, но потом, вспомнив былые годы, всё-таки допускает, что это может быть правдой. Ведь тогда только закончилась война, а он «был солдат, а не вегетарианец». Сарафанов сообщает имя той, от которой у него мог быть сын. По его подсчётам, отпрыску сейчас должен быть 21 год.
Всё это слышит Бусыгин, теперь он ещё уверенней в себе. Глава семейства задаёт всё больше вопросов новоявленнму сыну. Теперь он уверен, что это и правда его родная кровь. Он верит, что сын разыскал отца, потому что любит его, а мужчине сейчас как раз необходима такая привязанность, потому что:
- дочка собирается выйти замуж и отправиться на Сахалин;
- Васенька норовит отбиться от рук.
Мужчина покинул симфонический оркестр и теперь играет на похоронных процессиях и на танцах, о чём, как он думает, не знают его дети. На самом же деле, они в курсе происходящего, просто не подают виду. Владимир отлично справляется со своей ролью. Даже Нина, повзрослевшая дочь Сарафанова, верит его словам.
Всю ночь Андрей Григорьевич и его новоявленный сын говорят по душам. Мужчина рассказывает парню о своей непростой жизни, говоря о сокровенном. От него ушла супруга, так как ей не нравилось, что он слишком много времени уделял игре на кларнете. Однако, несмотря на это, Сарафанов всё равно гордится собой, ведь он не дал себе раствориться в суете и продолжил писать музыку.
Театральные постановки
Первая постановка
1969, ноябрь — Иркутский драматический театр, режиссёр В. Симоновский (в подготовке спектакля участвовал сам Вампилов). В ролях Тамара Панасюк — Наталья
, Геннадий Марченко —
Васенька Сарафанов
. Спектакль был в репертуаре театра 11 лет[4].
Известные постановки
- 1972 — Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Г. Косюков
- 1983 — опера «Старший сын», композитор Г. Гладков, [[Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
- 1992 — Театр без декораций
- 2002 — Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева
- 2005 — Екатеринбургский государственный академический театр драмы
- 2008 — Московский театр-студия п/р Олега Табакова, режиссёр Константин Богомолов
- Театр Гешер, режиссёр Лена Крейндлина[5]
- Театр на Таганке, режиссёр Юрий Погребничко
- 2011 — Красноярский театр драмы им. А.С. Пушкина, режиссёр Никита Рак, режиссёр-постановщик Олег Рыбкин.
Примечания
- О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А.
Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. С. 612—613) цит. по: Комментарии Т. Глазковой - Липовецкий М. Н.
Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) //
Литература
. — 2001. — № 2 - Клименко В.
Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова - Воспоминания актёров, игравших в первой постановке «Старшего сына» в Иркутске // Областная газета
- Театр Гешер
Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова
Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов – «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).
Экранизации
- 1976 — «Старший сын» — режиссёр Виталий Мельников, в ролях Евгений Леонов — Андрей Григорьевич Сарафанов
, Наталья Егорова —
Нина Сарафанова
, Владимир Изотов —
Васенька Сарафанов
, Николай Караченцов —
Владимир Бусыгин
, Михаил Боярский —
Сильва (Семён Севостьянов)
, Светлана Крючкова —
Наталья
. - 2006 — «Старший сын» — режиссер Марюс Вайсберг, в ролях Раде Шербеджия — Макс (Андрей Григорьевич) Сарафанов
, Лили Собески —
Лолита (Нина Сарафанова)
, Рейли МакКлендон —
Никита (Васенька) Сарафанов
, Шейн Уэст —
Бо (Владимир Бусыгин)
, Эрик Бальфур —
Скип (Сильва)
, Реджина Холл —
Сьюзен (Наталья)
.
Ревность Бусыгина, страдания Васеньки
Когда наступает утро, Сильва и Бусыгин пытаются ускользнуть из дома, желая остаться незамеченными, однако они сталкиваются со старшим Сарафановым. Когда он узнает об отъезде ребят, очень расстраивается. На память о себе он дарит «сыну» серебряную табакерку. Он объясняет, что эта вещица в их семье всегда принадлежала именно старшему сыну. Бусыгин растроган, он хочет остаться ещё на один день. Они с Ниной делают уборку в доме. Между ними завязываются странные отношения. Их взаимная симпатия и интерес друг к другу явно не укладывается в рамки родственных отношений.
Владимир просит Нину рассказать ему о человеке, за которого она собирается выйти замуж. Невольно он отпускает ревнивые колкости в адрес жениха. Нина обижается, происходит небольшая ссора. Через время девушка тоже будет ревновать Бусыгина к соседке.
Парень упрекает Нину, что она намерена оставить отца одного. Они разговаривают и о Васеньке, который постоянно хочет убежать из дома, так как считает, что здесь он никому не нужен.
В это время сам школьник собирается пойти в кино со своей возлюбленной, после визита Андрея Григорьевича она согласилась составить компанию Васеньке. Теперь парень не собирается покидать отчий дом, однако вскоре его радость улетучивается, ведь в 10 часов Макарская собирается пойти на свидание с понравившимся ей Семёном.
Когда девушке становится известно, что фильм начинается в это же время, она отказывает Васеньке. Парень недоволен, он пытается переубедить любимую, но это её лишь злит. Она признаётся, что согласилась пойти в кино только по просьбе Сарафанова. Парень в отчаянии, он собирает вещи, а Бусыгину, который только что собирался уехать, опять приходится остаться.
Знакомство с женихом Нины
Вечером приходит жених Нины, он приносит с собой выпивку. Это лётчик по фамилии Кудимов, обычный парень, который всё воспринимает слишком прямолинейно и гордится этим. Сильва и Владимир всё время над ним подтрунивают. В ответ он лишь улыбается и предлагает выпить, не желая зря тратить время. Он пообещал себе никогда не опаздывать, а слово для него — закон. Через время присоединяются и Нина с Андреем Григорьевичем. Все пьют за знакомство.
Жених Нины пытается вспомнить, где он мог раньше видеть Сарафанова, любимая пытается ему помешать, уверяя, что он точно нигде не мог встречаться с её отцом, кроме филармонии. Однако парень принципиален и упрям, он всё же вспоминает, что замечал Андрея Григорьевича на похоронах. Мужчине приходится рассказать правду о своей работе.
Владимир пытается его успокоить, он говорит, что люди нуждаются в музыке не только во время веселья, но и в горе. Васенька тем временем уходит из дома, невзирая на попытки его остановить. Кудимов тоже хочет уходить, он может опоздать в казарму. Нина упрекает Владимира, что тот плохо обошёлся с её женихом. В итоге, парень признаётся ей, что он не тот, за кого себя выдавал. Он рассказывает, что не приходится братом Нине, и, более того, он её любит. В это время обиженный Андрей Григорьевич собирает чемодан, желая отправиться вместе с Владимиром.
Вдруг забегает Васенька, за ним следует Семён, его лицо измазано сажей, а одежда почти сгорела. Макарская тоже с ними. Как оказалось, влюблённый школьник настолько обезумел от своих чувств, что поджёг дом девушки. Возмущённый Семён просит дать ему штаны. Перед тем, как удалиться, он рассказывает, что Владимир не приходится Сарафанову сыном.
Присутствующие шокированы, однако пожилой мужчина не верит этому. Он заявляет, что Владимир — его любимый сынок. Он хочет, чтобы тот перебрался из своего общежития к нему в квартиру, Нина тут же выражает своё несогласие. Парень успокаивает «отца». Он обещает ему, что будет приезжать в гости. Внезапно Бусыгин понимает, что снова не успел на поезд.
Семья, попавшая в тупик
Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».
Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика – это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.
Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.
Популярные сегодня темы
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В доме-музее имени В.М. Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.
В парфюмерии есть такой термин – эссенция. Этим термином обозначается вытяжка из каких-то компонентов, к примеру, если речь идет об ароматизаторе, то эссенция в дальнейшем во много раз разбавляется водой
Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.
Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор
Знаменитый русский полководец, один из участников Бородинского сражения — Князь Багратион — также вписан в строки романа «Война и мир». Здесь он играет роль второстепенного персонажа.
Любовь как объединяющая сила
Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое – Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой финский нож и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»
К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что «родственники» уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.
Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.
Источник