Ретроспективный эпид анализ это

Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению [1, 5].

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне [1, 4].

Эпидемиологический анализ, как раздел эпидемиологической диагностики, предусматривает «установление закономерностей эпидемического процесса в данных конкретных условиях и изучение эффективности проводимых мер». Основой служит статистический метод, «без которого нельзя обойтись, если заболеваемость данной инфекцией достигает более и менее массового распространения».

Эпидемиологический анализ это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения [2-4].

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

— выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

— установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Материалы и методы. Ретроспективный и оперативный анализ заболеваемости, статистические и математические методы. Анализ проводится по данным учетно-отчетной документации Департамента по защите прав потребителей: «Отчет об отдельных инфекционных и паразитарных заболеваниях» форма № 1 и форма № 2, а также данные статистического сборника Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения».

Научно-исследовательская работа способствует:

— развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

— формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

— формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

— формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

— анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

— проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

— обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

— анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

— анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

— анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

— анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости [4, 6, 7].

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Читайте также:  Дигоксин анализ крови что это

Практически все инфекционные болезни характеризуются определенной неравномерностью распределения заболеваний на протяжении года. Подъем и спады заболеваемости настолько закономерно связаны с определенными периодами года, что дало основание выдвинуть понятие «сезонности» и рассматривать ее как важнейшую черту эпидемиологии разных инфекций.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска [4, 6, 7].

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений [4, 7].

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

— слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

— оценка эпидемической ситуации;

— раннее выявление неблагополучных объектов;

— слежение за микробным пейзажем;

— выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

— слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий [3, 4, 6].

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

В соответствии c Типовой учебной программой и Рабочей программой при изучении дисциплины «Эпидемиология» студенты используют метод эпидемиологического анализа. Так, для студентов специальности «Общественное здравоохранение» разделу «Эпидемиологический анализ заболеваемости» отведен 1 кредит (45 часов). По дисциплине «Эпидемиология с основами дезинфекционного дела» для студентов специальности «Медико-профилактическое дело» данному разделу отведено 2 кредита (90 часов). По завершении данной темы студенты выполняют курсовую работу, которую в последующем оформляют и защищают.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

  1. Ознакомление и выполнение методики ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости, проводятся на основе разработанного учебно-методического пособия «Эпидемиологические методы исследования, эпиддиагностика» и методических рекомендаций для практических занятий, методических указаний для СРСП и СРС.
  2. Выполнение курсовой работы индивидуально каждым студентом по одной из нозологических форм инфекционного заболевания, используя методику и алгоритм выполнения. Вместе с тем студенты анализируют литературные данные, проводят сравнительный анализ по первоисточникам.
  3. Оформление курсовой работы, и на основе полученных данных делают заключение с обоснованием.
  4. Защита курсовой работы.
  5. Навык работы на персональных компьютерах (использование компьютерной технологии), в сети Интернет.

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.

Источник



Ретроспективный эпидемиологический анализ

Ретроспективный эпидемиологический анализ есть изучение уровня, структуры и динамики годовой (за истекший год) и многолетней заболеваемости (других показателей здоровья военнослужащих[1]) и поиск причинно-следственной связи заболеваемости с биологическими, социальными и природными факторами с целью определения тенденций и условий ее изменения в интересах планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий. (Далее будем говорить только о заболеваемости, имея в виду, что анализ других показателей здоровья военнослужащих проводится аналогично.)

Ретроспективный эпидемиологический анализ проводится ежегодно по окончании календарного или эпидемического года. Ежегодный ретроспективный эпидемиологический анализ проводится для всех нозологических форм болезней, не только для инфекций.

Для инфекций, у которых эпидемический год не совпадает с календарным годом, ретроспективный эпидемиологический анализ проводится по окончании эпидемического года. Эпидемический год начинается с момента времени, когда заболеваемость рассматриваемой инфекцией минимальна и заканчивается после сезонного роста к моменту снижения заболеваемости до минимального уровня. При осенне-зимней сезонности инфекции (например, при гриппе и острых респираторных заболеваниях) эпидемический год начинается в один из летних месяцев и заканчивается в предыдущий летний месяц. Если имеет место весенне-летняя сезонность инфекции (например, при кишечных инфекциях), то эпидемический год совпадает с календарным годом. Для неинфекционных болезней ретроспективный анализ проводится по данным календарного года.

По результатам ретроспективного эпидемиологического анализа осуществляется перспективное планирование противоэпидемических и профилактических мероприятий на предстоящий календарный или эпидемический год и на более длительный (многолетний) период.

Читайте также:  Анализ прибыли от продаж вопросы

Исходной информацией для эпидемиологического анализа являются накопленные за прошедший календарный или эпидемический год и за многолетний период данные:

донесений и докладов по медицинской службе о заболеваемости (других показателях здоровья военнослужащих) в воинских формированиях, полученные за прошедший календарный или эпидемический год и за многолетний период,

Ретроспективный эпидемиологический анализ включает:

определение медико-социальной значимости болезней и уточнение проблем профилактики заболеваемости,

анализ многолетней динамики заболеваемости,

анализ внутригодовой (понедельной, помесячной, поквартальной) заболеваемости,

вычисление контрольных показателей и эпидемических порогов заболеваемости,

установление причин и условий возникновения и распространения болезней,

Ретроспективный анализ начинается с определения медико-социальной значимости и уточнения проблем профилактики болезней. При этом устанавливается, какие болезни оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на состояние здоровья военнослужащих и дают наибольшие трудопотери. Наибольшие трудопотери возникают тогда, когда в короткое время поражаются значительные массы людей: во время вспышек инфекционных болезней, при массовых отравлениях людей, при массовых поражениях людей воздействием внешних причин. В структуре трудопотерь ведущее место занимают трудопотери вследствие стационарного лечения больных. Продолжительность лечения (и, следовательно, величина трудопотерь) на одного госпитализированного выше, чем на одного амбулаторного больного. Если одним из исходов болезни является случай инвалидизации или смерти, такая болезнь приводит к невосполнимым потерям трудовых ресурсов в войсках.

Нозологические формы болезней, группы военнослужащих, для которых выявлены наибольшие значения интенсивных и/или экстенсивных показателей здоровья, определяют наиболее важные проблемы профилактики болезней и их направленность.

Вычисленные интенсивные и экстенсивные показатели сравниваются с аналогичными показателями предыдущего и других предшествующих лет. Особое внимание обращается на прирост показателей отчетного года по сравнению с показателями предыдущего года и их средними значениями за предшествующие годы для наиболее актуальных нозологических форм болезней. Для этих болезней устанавливаются причины и условия возникновения и распространения заболеваний, группы людей, наиболее подверженных риску заболеваний, территории и время высокого риска, что и учитывается в планах минимизации трудопотерь от заболеваемости.

Гипотетическая модель формирования заболеваемости позволяет сформулировать основные задачи анализа динамики многолетней заболеваемости:

— определение сроков начала и окончания фаз подъема и снижения заболеваемости;

— определение многолетней тенденции заболеваемости;

— выявление периодически повторяющихся подъемов заболеваемости;

— выявление нерегулярных подъемов заболеваемости.

При анализе внутригодовой (понедельной, помесячной) заболеваемости выявляется наличие и характер сезонности заболеваемости, что необходимо для планирования на год дифференцированных по времени профилактических и противоэпидемических мероприятий. Кроме того, анализ внутригодовой динамики заболеваемости за многолетний период позволяет вычислить контрольные уровни (для актуальных нозологических форм болезней) и эпидемические пороги (для инфекционных болезней, приобретающих эпидемическое распространение) заболеваемости.

Прогнозирование эпидемиологической ситуации состоит в экстраполяции на будущее характеристик заболеваемости, выявленные при определении медико-социальной значимости болезней, анализе многолетней и внутригодовой динамики, при вычислении контрольных показателей и эпидемических порогов, а также при установлении причин и условий.

Для оценки показателей заболеваемости и других явлений, для измерения связей факторных признаков с показателями заболеваемости в эпидемиологической диагностике используются методы оценки достоверности различия показателей, методы корреляционного и регрессионного анализа (параметрические и непараметрические), а также факторного и дисперсионного анализа. При рассмотрении корреляционных показателей следует учитывать возможность корреляции между изучаемыми показателями не причинно обусловленную, а возникающую вследствие зависимости от третьего, часто не учитываемого или недоступного для наблюдения, фактора. В силу трудоемкости эпидемиологического анализа с применением методов математической статистики целесообразно использовать ЭВМ и специализированные пакеты программ.

Контрольные вопросы:

1. Перечислить задачи оперативного анализа

2. Перечислить задачи ретроспективного анализа

3. Какие данные используются при эпидемиологическом анализе?

4. Какие показатели здоровья используются при эпидемиологическом анализе?

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цели, задачи, этапы
Ретроспективный эпидемиологический анализ представляет собой комплекс исследований уровня, структуры и динамики инфекционной заболеваемости за длительный предшествующий промежуток времени с целью обоснования перспективного . планирования противоэпидемических мероприятий.

В связи с необходимостью профилактики инфекционной заболеваемости при ретроспективном эпидемиологическом анализе следует решать две задачи.
1. Оценка структуры заболеваемости и выделение инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость.
2. Выявление основных причин, определяющих особенности развития эпидемического процесса отдельных инфекций среди обслуживаемого населения, расшифровка механизма действия этих причин. При решении данной задачи особенно важное значение имеет дифференциация групп населения, территорий и отдельных периодов по степени риска заражений и заболеваний различными инфекциями.

Ретроспективный эпидемиологический анализ предусматривает следующие этапы исследований.
I. Составление программы: определение целей и задач, которые необходимо решить при ретроспективном эпидемиологическом анализе, и в соответствии с ними обозначить направления его проведения.

II. Сбор и первичная обработка (группировка) информации: поиск
следующей информации.

1. Данные о заболеваемости обслуживаемого населения, содержащиеся в
следующих официальных документах:
— отчеты об инфекционной заболеваемости:
— журнал регистрации инфекционных заболеваний (в лечебно-профилактических учреждениях и в центре гигиены и эпидемиологии);
— истории болезни, карты амбулаторных больных, статистические талоны уточненных диагнозов (данные об инфекционных заболеваниях, не подлежащих официальному учету — об эризипелоиде. кампилобактериозе, демодекозе и т.д. либо о подлежащих суммарному учету).

2. Данные бактериологических, вирусологических и серологических лабораторий центров гигиены и эпидемиологии, амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений:
— об уровне носительства;
— о биологических свойствах возбудителей (серовары. фаговары, чувствительность к антибиотикам и др.);
— энтомологические данные (например, численность комаров рода Anopheles, наличие мух и др.);
— гигиенические данные о результатах лабораторного контроля пищевых, коммунальных и других объектов.

Читайте также:  Анализ сервисов доставки продуктов

3. Демографические данные статистических отделов администрации районов или городов (о численности совокупного населения и отдельных групп, о рождаемости, смертности, миграции).

4. Информация об эпидемически значимых природных условиях -данные гидрометеорологической службы (температура, влажность воздуха, высота стояния грунтовых вод, расход воды в жаркие месяцы, перечень ландшафтных зон, сведения о наличии и состоянии водоемов и т.д.).

5. Сведения о социальных условиях:
— хозяйственно-экономическая характеристика района;
— характеристика эпидемически значимых условий труда и быта различных контингентов, численность определенных профессиональных контингентов;
— санитарно-гигиеническая характеристика района и эпидемически значимых объектов;
— информация о проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

III Сводка данных в группировочные таблицы.

IV. Изучение информации по соответствующим направлениям.
1. Анализ уровня и структуры заболеваемости регистрируемыми нозологическими формами для определения приоритетных проблем профилактики (отдельных нозологических форм) на обслуживаемой территории (определение эпидемиологической, социальной и экономической значимости): далее каждая нозологическая форма анализируется в отдельности.
2. Анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.
3. Анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.
4. Анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в социально-возрастных группах населения и в отдельных коллективах, выделенных по эпидемиологическим признакам.
5. Анализ заболеваемости по факторам риска.

V. Постановка эпидемиологического диагноза.
1. Оценка проявлений эпидемического процесса на определенной территории, среди различных групп населения, за конкретное время (территории, группы, коллективы, время риска).
2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая качество и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемического процесса (формулирование гипотез о факторах риска).
3. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических
мероприятий.
4. Ближайший или отдаленный прогноз уровня заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики.

Источник

Эпидемиология, Беляков В.Д., Яфаев P.X., 1989
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ретроспективный эпидемиологический анализ — это анализ уровня, структуры и динамики инфекционной заболеваемости, обеспечивающий решение задач эпидемиологической диагностики с целью обоснования перспективного планирования противоэпидемических мероприятий. Планируемый период определяет время проведения анализа. Наиболее типичным временем является конец календарного года перед планированием мероприятий на очередной год. Именно этот вариант ретроспективного эпидемиологического анализа рассматривается в настоящей главе. Методически схоже проводится ретроспективный эпидемиологический анализ и в иные периоды, определяемые потребностями планирования. В ходе ретроспективного эпидемиологического анализа используются все методические приемы, перечисленные в табл. 3. Термин «ретроспективный» означает лишь то, что анализ основан на информации, отражающей эпидемическую обстановку за анализируемый отрезок времени. Полная схема ретроспективного эпидемиологического анализа в отношении отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней включает: 1) анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения на основе календарных и эпидемических лет; 2) анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения по среднемноголетним данным, в годы повышения и спада заболеваемости, а также в отдельные годы; 3) анализ показателей заболеваемости в социально-возрастных группах населения;

4) анализ многолетней и годовой динамики заболеваемости в этих группах; 5) анализ заболеваемости в отдельных коллективах; 6) дополнительные направления анализа, вытекающие из совокупных результатов проведенного анализа и потребностей достижения конечной цели.

Все разделы ретроспективного эпидемиологического анализа взаимосвязаны. Уже в первых разделах анализа предусматривается использование отдельных материалов из последующих разделов. Тем более последующие разделы преемственно связаны с предыдущими. Вся совокупность расчетов уточняется в ходе самого анализа.

В ретроспективном эпидемиологическом анализе речь идет о том, чтобы в отнбшении актуальных групп и нозологических форм инфекционных болезней «выявить» территории риска, группы (коллективы) риска и время риска, а также установить переплетение факторов риска, сформулировать и обосновать гипотезы, объясняющие проявления эпидемического процесса. Расчеты сами по себе без этой целевой установки не могут быть отнесены к разряду эпидемиологического анализа.

Методология эпидемиологического анализа предполагает сравнение данных об анализуемой инфекции на определенной территории с данными о другой нозологической форме на той же территории, а также с данными о той же инфекции, но на другой территории.

Так как проявления эпидемического процесса несут в себе элемент случайности, то простой констатации различий в уровнях заболеваемости недоста-

1 Принятый в эпидемиологии термин «эпидемиологический анализ» включает двуединый процесс анализа и синтеза..

точно, требуется проверка их статистической достоверности. Даже при предположении о полной идентичности условий случайно конкретное распределение заболеваний, и тем более — их регистрация. Помимо этого, могут’ йметь место случайные колебания факторов, определяющих заболеваемость. Напрй-мер, в зависимости от случайных капризов погоды меняется время выплода мух и их количество, что приводит к случайным отклонениям активности фекально-орального механизма передачи. В таком случае в анализе используют предположение о подобности условий.

Ниже использованы цифровые материалы заболеваемости ГА, заимствованные у профильного эпидемиолога СЭС города Н. в средней полосе РСФСР (И. С. Шапиро, А. Я. Миндлина). Для сравнения взяты материалы заболеваемости дизентерией Зонне в том же городе, а также материалы, характеризующие заболеваемость ГА на территории Средней Азии (А. О. Ове-зов). Для иллюстрации отдельных положений ретроспективного эпидемиологического анализа привлекаются в ряде случаев и другие материалы.

В отдельных разделах анализа заболеваемости совокупного населения использован порядок расчетов, разработанный на кафедре эпидемиологии I ММИ им. И. М. Сеченова (И. П. Палтышев). Однако при изложении в настоящей главе содержания ретроспективного эпидемиологического анализа основное внимание уделено процессу эпидемиологического мышления на основе проведенных расчетов. Методика же самих расчетов отрабатывается в курсе медицинской статистики с закреплением навыка на практических занятиях по эпидемиологии.

Источник