Радищев анализ глав краткое

Анализ главы Чудово из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву

Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке, управляемой извозчиком. Писатель повествует о том, что очень трудно оставлять приятелей и любимых людей, без которых не очень легко живётся. Глава является вводной частью и пока не рассказывает главного содержания: о нищих бедняках. Рассказывает о том, как плохо быть одиноким в нашем мире.

В главе «София» рассказано о ямщиках. Странник призывает дать ему лошадей, но комиссар просит у него средства на спиртное, показывая тем самым безнадёжность, затурканность простого народа. Выходом из этой безнадежной ситуации является уход в мир иной. Для писателя только Бог может помочь беднякам. Он показывает дворянам, что необходимо помогать бедным людям.

В Тосне писатель находит собеседника, пишущего книги, в которых дворяне могут подтвердить свой старинный род, для улучшения своего места в обществе. Собеседник хочет на этом неплохо заработать. Писатель дает ему совет, что все его занятие – большое зло.

Далее в небольшом селе Любани, писатель знакомиться с крестьянином, пашущим землю в выходной. Поговорив с ним у автора, возникло чувство жалости к беднякам, которые жалеют скотину. В конце разговора писатель начинает плакать от увиденного.

В Чудове становиться ясным, что действующие законы не гарантируют личной безопасности. Писатель видит своего друга — господина Ч. Тот сообщает ему про морской эпизод: о тонущей лодке, спасении рулевого и отказе ему в помощи на берегу. Начальство отдыхало, и не в их компетенции было спасать людей. Моряк Павел отыскал помощь в другом месте. После этого эпизода, никто не был наказан, начальник сказал, что не его эта должность.

Писатель останавливается на ночлег, и подслушивает историю присяжного заседателя, как он за устрицы делал повышения своим подчиненным. На следующий день незнакомец проситься в кибитку автора и в пути делиться историей, как он стал потерпевшим от произвола чиновников. От безразличия чиновников он всего лишился – семью, средств к существованию. Далее странник погружается в сон, где он большой хороший правитель. Но женщина-врач по имени Истина всё ему проясняет. Писатель в кошмарах пробуждается.

В Подберезье рассказчик встречается с семинаристом, юнцом, окончившим учреждение, тот хочет в столице пройти другое обучение. Образование осуществляется на латинском языке, поэтому никто не учится. Писатель поднимает и прочитывает упавшие записки семинариста. В них находятся взгляды о мартинизме, но писатель не придерживается позиции семинариста и отрицает её.

Далее идет рассуждение об истории Новгорода, о силе и мощи княжества, о народном собрании, тяготении к равноправию. Но ели есть сила, в лице Ивана Грозного, которая разрушила все, то зачем тогда право?

Листая Новгородскую летопись, писатель повествует о жизни в XV веке. Стремлении к созданию демократии. В Новгороде он находит приятеля-жулика К. Дементьевича, знатного подданного, который получает от людей разные суммы, но не привозит товар. Он нашел лазейку в правосудии, зарегистрировав дом на супругу.

В Бронницах писатель подымается на возвышенность, на которой когда-то было языческое святилище. Идет рассуждение о нашем существовании и Всевышнем, давшем нам жизнь. Человеку самому нужно делать свое счастье и не рассчитывать на Бога.

В Зайцове писатель видит своего друга некоего Крестьянкина, главу уголовной палата. Когда-то он изучал дело жестокого барина, который нагружал бедняков работой, бил их, не давал есть. Бедняки не выдержали этого и убили барина и его отпрысков. Крестьянкин не признал крестьян виновными, однако коллеги настаивали на обратном. Поэтому он уволился и на этом заканчивает свой рассказ. Потом писателю приносят письмо от друга из Петербурга, который пишет, что недавно случился брак между 62-летней дамой и 78 -летним. Они оба преследуют свои цели, мужчина женился ради богатства, а женщина, чтобы избежать уединения.

В Крестьцах писатель наблюдает картину проводов отца с детьми, которые хотят начать самостоятельную жизнь. Происходит очень трогательная сцена, наполненная добрыми, умными, хорошими словами.

Направлявшийся мимо погоста, писатель наблюдает похороны. Видит страдания близких. Отец винит себя в кончине отрока. Писатель догадывается, о чем говорит отец. Он вспоминает как в юности он переболел венерической болезнью, при лечении которой он принимал лекарство. Средство, по существу, было ядовитым веществом, которое может воздействовать на будущий детей. Писатель задумывается о борьбе с распущенностью и её последствиях.

Далее следуют развратные Валдаи, благодаря популярности распущенных женщин, с которыми в банях любят попарятся странники.

В Едрово писатель встречает крестьянок, которые очень красивые, на его взгляд. Он разговаривает с Анной, которая не может выйти замуж из-за денег – 100 рублей. Писатель пытается дать им необходимую сумму, но оказывается, что выкуп не нужен. Однако он дает деньги на нужды, но мама не берет их. Не секрет, что подарки дарят беднякам, чтобы искупить грехи за распущенное поведение. Далее идет рассуждение о неравных брачных союзах, которые писатель считает неправильными.

Из повозки писатель увидел на земле клочок бумаги. В нём излагаются мнение о крепостном праве. Незнакомец ругает крепостное право и призывает отменить его. Оказывается это его друг потерял свои документы.

Путешествуя мимо Вышнего Волчка, писатель видит красивые пастбища и судна с товарами. Он разбирается, что за всей этой красотой стоит пот и кровь бедняков. Писатель припоминает об одном барине, который решил нажиться на крестьянах, заставляя их вкалывать целый год. Помещик отобрал у них всё. Таким образом он разбогател, а общество таких негодяев отмечает и ставит в пример, но для писателя такие помещики – негодяи.

Далее писатель читает заметки друга и обнаруживает замечательный проект. В котором сообщается, что монархи окружают себя блеском и богатством, а ведь основа правления – поступки правителя.

В Торжке писатель сталкивается с человеком, который следует в Петербург, для того чтобы отменить цензуру в Торжке и можно было издавать разные книги. Однако Россия в XVIII в. использует тотальный контроль печати.

Далее следует описание возникновения цензуры. Она возникла в XV веке в г. Майнце, там же где и печатанье книг. В 1486 г. Священник утвердил проверки за переводами зарубежных книг. За неповиновение указу следовали проклятие и штраф. В итоге цензура изобретение церкви.

При дальнейшем путешествии, писатель читает статью. В ней говориться о выставлении усадьбы и крестьян на торги. Для бедняков это настоящее горе, на правосудие надежды нет.

В Твери писатель встречается с одним поэтом. Этот человек жалуется, что в России нет развития поэзии, а аристократы выражаются на Французском языке. Затем он прочитал свои наброски, он надеется, что их опубликуют.

В следующей остановке, в Городне, писатель увидел отправку бедняков в армию. Пожилая мама отправляет единственного ребенка, без помощи которого он умрет от голода. А для него служба – большая удача чтобы избежать унижений от жестоких землевладельцев. Дальше он видит троих крестьян в кандалах, барин избавляется от них, чтобы приобрести карету. Тут же находится француз, который получил за себя 200 рублей, чтобы пойти в армию и остаться в живых.

В Завидово писатель замечает офицера, подручного. Грубый офицер настаивает, чтобы ему привели 50 лошадей для чиновника. А также решат забрать у писателя лошадей, но получает от писателя отпор. Подобный эпизод показывает писателю, как люди без своей головы расстилаются и ползают на коленях возле «важных персон».

Около Клина писатель наблюдает слепого старца, который исполняет песни. Бедняки кидают старцу подаяние по 5 копеек. Писатель кидает 1 рубль, но старец не принимает денег, и просит взамен нечто полезное. Писатель с охоткой дает ему свой платок. Через некоторое время, писателю сообщают, что старец умер, но носил платок до самой смерти. Автору на душе становиться хорошо, из-за того, что платок помог старцу в его нелегкой жизни.

Сделав остановку в Пешках, писатель обедает селянской хате. Хозяйка жалуется ему на нелегкую жизнь. Крестьяне кушают плохую еду, и не могут купить другую. Писатель видит всю эту бедность и винит в этом помещиков, взывая к совести. Необходимо прекратить изводить бедняков.

В Черной грязи писатель наблюдает странную картину. Барин женит по принуждению двоих крестьян. Люди очень испуганы и мрачны, они терпеть не могут друг друга. Писатель воспринимает это, как очередное преступление против народа.

Далее автор знакомит нас со статьёй о Ломоносове, которую ему передал один поэт. В ней поэт восхваляет Ломоносова. Рассказывает, что он был первопроходцем практически во всем, вложил очень многое в русскую литературу. Писатель расстаётся с читателями, он приближается к Москве.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича↑ ДругиеДобро и зло в сказке Андерсена Снежная королева →

Конспект урока по литературе на тему «А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”»

Конспект урока литературы по теме: «А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”» (9 класс, 2 часа)

Источник



Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам, краткий пересказ

В это статье читайте онлайн краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева по главам, краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения.

Действие «Путешествия» происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.

Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам (краткий пересказ)

Во вступлении автор «Путешествия» говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.

(Ленивый комиссар)
Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие «чаевые» ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.

Любани
(Разговор с крестьянином в поле)
Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.

Чудово (Морская прогулка)

В Чудово автор встречает своего приятеля — господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью. На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей.
Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.
Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.

Спасская полесть
(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе)
Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за «хорошую службу» давал им повышения и т.д.
Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят.
В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив.
В ужасе автор просыпается.

Подберезье
(Встреча с семинаристом)
В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся.
Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.

Новгород
(Размышления об истории Новгорода)
В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.

Из летописи Новгородской
(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич)
Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых).
В Новгороде автор посещает своего знакомого — афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.

Читайте также:  Анализ урока с применением ууд

Бронницы
(Размышления о Боге)
Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.

Зайцово
(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков)
В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился.
Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает.
В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый «дом терпимости». На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.

Крестьцы
(Прощание отца с сыновьями)
В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.

Яжелбицы
(Похороны сына)
Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения.
Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого «лекарства» у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.

Валдаи
(Развратный городок Валдаи)
Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.

Едрово
(Крестьянка Анна)
В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья.
Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги.
Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.

Хотилов. Проект в будущем
(Проект об отмене крепостного права)
Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его.
Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.

Вышний Волочёк
(Хозяйственный помещик)
Проезжая Вышний Волочёк, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян.
Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно.
Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики — варвары, которых нужно наказывать.

Выдропуск. Проект в будущем
(О придворных и роскоши)
Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе — его поступки.

Торжок
(Об отмене цензуры)
В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.

Краткое повествование о происхождении ценсуры
(История зарождения цензуры)
Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.

Медное
(Продажа крестьян с торгов)
Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.

Тверь
(О состоянии поэзии в России)
Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, «новомодным поэтом». Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д.
Господин читает автору свои стихи — оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.

Городня
(Проводы в армию)
В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду.
Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия — счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков.
Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету.
Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.

Завидово
(Лошади для «его превосходительства»)
На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, «его превосходительства». Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор.
Когда «его превосходительство» приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь.
Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед «важными персонами». Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.

Клин
(Слепой старик и платок)
На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.

Пешки
(Внутри крестьянской избы)
Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым.
Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях.
Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.

Черная грязь
(Свадьба по принуждению)
В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга.
Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.

Слово о Ломоносове
В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы «Тверь».
В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность.
Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.

Это было краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам, краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.

Источник

Краткое содержание "Путешествия из Петербурга в Москву" по главам

Александр Радищев — один из самых выдающихся деятелей русской мысли. Написав смелую книгу «Путешествие из Петербурга», краткое содержание которой дается в данной статье, он поставил крест на своей карьере, зато остался честным перед самим собой.

Краткая биография

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа (по старому стилю) в 1749 году. Отец его был крупным помещиком, который и воспитал сына в подмосковном имении, в селе Немцово. Маленький Саша получил хорошее домашнее образование, хотя числился в одной из гимназий Москвы.

В тринадцать лет его зачислили в Пажеский корпус, где Радищев учился вплоть до 1766 года. После этого он отправился в Лейпциг, где помимо обучения на юридическом факультете, успевал заниматься литературой, медициной и иностранными языками. После возвращения в Россию, работал в Сенате, потом в штабе Финляндской дивизии. А с 1780 года Радищев работал в таможне.

Помимо деятельности чиновника, он занимается литературой: пишет «Слово о Ломоносове», оду «Вольность» и многое другое. Талантливый писатель был настроен очень негативно по отношению к политике Екатерины Великой. Собственно, эту критику вы и встретите, читая по главам краткое содержание «Путешествие из Петербурга». Итак, приступим.

Задумка "Путешествие из Петербурга в Москву". Реакция на публикацию

В конце девяностых годов XVIII в. было опубликовано главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга», краткое содержание которого представлено в нашей статье. Ввиду сильной критики существующего на тот момент порядка в стране, произведение почти тут же было запрещено, а сам автор осужден и отправлен в ссылку. Знаменитое высказывание Екатерины Великой о том, что Радищев — это бунтовщик, похуже Пугачева, вошло в историю. Смелого автора изначально приговорили к смертной казни, но позже ее заменили на тюремное заключение, сроком в 10 лет.

О чем эта книга?

Названная книга написана от первого лица и представляет собой путевые заметки. Автор (он же рассказчик) выезжает из Петербурга, размышляя о том, что главная слабость человека — это его нежелание на многие вещи глядеть прямо. Оттого-то, по мнению автора, и все беды. Рассказчик выражает надежду на то, что его книгу прочтут и поймут хотя бы немногие.

Вообще, передавая краткое содержание «Путешествие из Петербурга», нельзя не отметить, что каждая глава произведения — это отрицательная черта человека. Прочитав его до конца, можно увидеть, что автор критиковал не столько государство и строй в нем, сколько самого человека в данном государстве.

Глава "Выезд"

Итак, некий путешественник (имени его нет, но мы понимаем, что ведется рассказ от лица Радищева, к тому же по ходу книги будут отсылки на его биографию) выезжает из Петербурга в Москву. Способ передвижения — кибитка. Рассказчик — средних лет дворянин, имеющий деньги и живущий хорошо (до отъезда он отужинал с друзьями, как говорится в книге).

"Путешествие из Петербурга": краткое содержание глав "София" и "Тосно"

Иначе эту главу можно назвать «Ленивый комиссар», ибо главное качество, описываемое в ней — лень. В Софии автор проснулся, заснув еще на выезде из Петербурга. Ямщик распрягал лошадей, а писатель вошел в почтовый дом. Из разговора с комиссаром он выясняет, что нет свежих лошадей и помочь пока нечем — придется ждать утра.

Читайте также:  Анализ содержания программы наш дом природа

На самом деле, комиссару просто лень работать ночью и он врет (лошадей в конюшне более двух десятков). Не добившись помощи от начальника, автор обращается к ямщикам и те, за оплату, запрягают его кибитку свежими лошадьми.

Рассказчик жалуется на дорогу, которую ремонтировали только по случаю проезда по ней Екатерины со свитой. Во все остальное время она просто в ужасном состоянии.

Остановившись на станции Тосно, писатель знакомится с местным чиновником, который пишет книгу, по которой, якобы, все дворяне смогут узнать о старине своего рода. По мнению рассказчика, такая книга — большая глупость, а ее автор — глупый и чванливый человек. Позиция Радищева такова: это мелкое зло — хвастаться своими корнями.

Главы: "Любани" и "Чудово"

Передавая краткое содержание «Любани» («Путешествие из Петербурга»), отметим, что здесь главная мысль — плохое отношение власти к подчиненным.

Автор, чтобы отдохнуть от кибитки, идет пешком и видит мужика, который пашет в поле. Сейчас праздник, и работать в поле — грех. В ответ на вопрос рассказчика, почему крестьянин работает по выходным, тот говорит, что из семи дней шесть он трудится на барина и только день, чтобы кормить семью.

Писателю становится стыдно, ведь он и сам не очень хорошо относится к своему слуге. Это встреча заставила рассказчика переосмыслить свое отношение к простому люду.

А в кратком содержании «Чудово» («Путешествие из Петербурга»), отметим, что основная мысль здесь звучит так: равнодушие — это одно из самых плохих качеств человека.

В городке Чудово, рассказчик встречается с приятелем Ч. Тот рассказывает о морской прогулке и о событиях, случившихся во время ее. Судно налетело на камни и стало тонуть. Павел — один из матросов — поплыл к берегу за помощью, но ему отказали, так как начальник спал и будить его не хотели. Наконец, кто-то на берегу откликнулся и людей на судне спасли. Утром господин Ч. решил навестить начальника и спросить, почему же он остался равнодушен к людской беде, отчего тот спокойно заявил, что в его обязанности не входит спасать людей.

Этот рассказ погрузил автора в тяжелые раздумья.

Главы "Спасская полесть" и "Подберезье"

Следующая глава «Путешествия из Петербурга» — «Спасская полисть», краткое содержание которой мы и расскажем.

Автор проводит ночь на станции, где в одной комнате с ним спит и присяжный заседатель с женой. Между парой происходит диалог, в котором заседатель рассказывает супруге о чиновнике, который очень любит устриц. За это лакомство он может проталкивать своих подчиненных, давать им звания и ордена.

Наутро заседатель просит автора подвезти их немного в своей кибитке и по пути рассказывает, что из-за произвола, творящегося в государственном аппарате, он потерял работу, положение и бежит от полиции.

Дальше рассказчик засыпает и во сне видит себя правителем, у которого все идеально в стране. Но внезапно к нему приходит женщина, которая называет себя Истиной, и снимает с глаз автора-правителя пелену обмана. Он прозревает, видит несчастье народа, воровство чиновников и в ужасе просыпается.

Иначе главу «Подберезье» можно назвать, как «Встреча с семинаристом». Прочитав краткое содержание «Путешествия из Петербурга», думается, многие согласятся с этим.

Рассказчик знакомится с молодым человеком, который только что закончил духовную семинарию. У бывшего семинариста далеко идущие планы — он хочет поехать в Петербург, ведь в столице можно продолжить обучение на высшем уровне. На семинарию же молодой человек жалуется рассказчику, ибо там, по его словам, одна латынь и больше ничему не учат.

При расставании он теряет бумагу, которую потом подбирает автор и узнает, что молодой человек — приверженец мартинизма. Сам писатель осуждает любые мистические течения, будь то мартинизм или масонство.

Глава о Великом Новгороде

В этой главе даются размышления писателя об одной из столиц Древнерусского государства — Новгороде. Автор предается размышлениям о значении города в давние времена, о демократическом обществе в Новгороде и о разгроме его опричниками Ивана Грозного. Кстати, с точки зрения историков, Радищев не прав, когда рассуждал о демократии в Новгороде. Демократии там не существовало, а власть принадлежала богатым.

Автор посещает своего знакомого — купца Карпа. Он жулик и обманывает людей на очень большие деньги. По сути дела, обман никогда не являлся диковинкой для торговой России. Все это вынуждает автора задать очень интересный вопрос: нужно ли право, когда есть сила?

Глава о божественных размышлениях или "Бронницы", глава "Зайцево"

Пока кибитка стояла на станции, автор идет на гору, где когда-то находился храм. Размышляя о Боге и человеке, он приходит к такому выводу: Бог есть, он дал жизнь всему земному, в том числе, и человеку. Но человек должен сам позаботиться о том, чтобы быть счастливым.

Приятель автора, встретившийся в Зайцево, рассказывает о деле, которое разбирал однажды в суде. Оно было посвящено жестокости помещика по отношению к крестьянам. Однажды, устав терпеть барина, крестьяне забили его насмерть и их за это хотели судить. Но случилось неслыханное — судья (товарищ автора) признал невиновность крестьян и постарался сделать все, чтобы их отпустили. Но остальные коллеги-судьи посчитали неправильным такое решение и совместно засудили крестьян. Товарищ рассказчика уволился и уехал.

После расставания с товарищем, рассказчик получает письмо из Петербурга, где его знакомый пишет о свадьбе между дамой шестидесяти двух лет и бароном семидесяти восьми. Брак исключительно на деньгах, все это понимают и делают вид, что так оно и надо.

"Крестьцы": глава в "Путешествии из Петербурга" Радищева

Краткое содержание главы «Крестьцы» можно выразить в двух словах: «отцы и дети».

Здесь описывается сцена, где седой отец прощается с детьми, которые уезжают начинать свою взрослую жизнь далеко от дома. Он дает детям наставления, сыновья седлают лошадей и уезжают.

Автор размышляет о том, есть ли уважение и любовь между поколениями, или все строится на деньгах и внешнем благополучии.

Глава, где отец хоронит сына

Автор наблюдает похороны, где отец хоронит сына и рвет от горя волосы на себе. Отец винит себя в том, что сын с рождения был болен и умер по его вине.

Рассказчик понимает, о чем идет речь, ибо в молодости сам был болен и принимал лекарство, которое может сказаться в будущем на его детях. Главная причина болезни — разврат, ну а болезни, естественно, имеют венерический характер.

Краткое содержание книги «Путешествие из Петербурга», добралось до главы «Валдаи» (хотя сейчас название звучит, как Валдай). Этот городок славился, как город разврата и падших женщин. Рассказчик в данной главе сравнивает его с большим публичным домом.

Главы: "Едрово", "Хотилов" и "Вышний Волочок"

В кратком содержании главы «Едрово» («Путешествие из Петербурга») можно упомянуть о том, что в ней автор едет мимо деревни, где знакомится с крестьянкой Анной. Та не может выйти замуж, так как не хватает у них с женихом денег на свадьбу. Рассказчик хочет помочь, но влюбленные отказываются. В главе автор размышляет о неравных браках и о том, что девушки из деревни красивее, чем светские дамы.

В главе «Хотилов» автор, выйдя из кибитки, натыкается на сверток, который лежит на земле. В нем — проект об отмене крепостного права. Рассказчик оставляет сверток себе и с удовольствием читает то, что там написано.

В главе «Вышний Волочок» Радищев размышляет об ужасных условия труда крестьян и о жестокости помещиков.

Главы: "Выдропуск", "Торжок" и "Медное"

Среди бумаг, которые были в свертке, автор находит проект, где говорится о том, что нужно было бы уменьшить роскошь двора, ибо никому нет толка от такой расточительности.

В главе «Торжок» передается беседа с молодым человеком, который спешит в Петербург, чтобы добиться отмены цензуры в Торжке. Этот юноша хотел бы печатать газеты и журналы, посвященные происходящему в городе, но ему не дают. Автор размышляет о происхождении цензуры как исторического явления.

В кратком содержании главы «Медное » («Путешествие из Петербурга»), упомянем о горькой истине, что крестьяне в России той эпохи — товар. Их разлучают, делят семьи, продают, пропивают.

Город Тверь и глава "Городня"

В этом городе автор знакомится с одним новомодным поэтом, который жалуется, что в России поэзия не развивается. Он читает писателю оду «Вольность», которую очень хочет напечатать.

В главе «Городня» описываются проводы в армию. Старушка-мать, теряя сына, теперь умрет с голоду без кормильца. А вот сын доволен, ибо для него идти в армию, значит, уйти от помещика. Здесь же стоят и другие крестьяне, которых хозяин продал на службу, чтобы купить себе карету.

Главы "Завидово" и "Клин"

Идея главы «Завидово» — показать, что люди привыкли унижаться перед властью, а та становится все наглее, видя такую рабскую покорность. Происходит стычка между рассказчиком и каким-то начальником, в которой автор дает достойный отпор наглецу.

На станции Клин автор встречает слепого старика и подает ему. Старик отказывается, прося что-нибудь вместо денег, например, платок. Вскоре он умирает, а рассказчик узнает, что старичок не снимал его платок до самой смерти.

"Пешки" и "Черная грязь"

В кратком содержании «Пешки» («Путешествие из Петербурга»), нельзя не упомянуть о том, что автор посвятил ее описанию жизни крестьян не в поле, а дома, в избе. Он убедительно рисует нищету, грязь, голодных и больных детей. В этой же главе следует призыв помещикам подумать о своих крестьянах.

Краткое содержание рассказа «Путешествие из Петербурга», доходит до главы «Черная грязь». Здесь автор описывает свадьбу, которая совершается по принуждению барина. Муж и жена терпеть не могут друг друга, но обязаны подчиниться.

Размышления о Ломоносове и заключение

Автору еще в Твери подарили сочинение о Ломоносове. Собственно, такой подарок сделал тот поэт, который жаловался на поэзию в России. В этом сочинении говорится, что Ломоносов — очень важная фигура для культуры России. Поэт считает, что Ломоносов — первопроходец во многих областях, но главное он принес именно в развитие языка.

Читая это сочинение, автор приезжает в Москву.

Вывод из вышесказанного

Мы постарались передать краткое содержание «Путешествия из Петербурга» Радищева. Напомним, что за это сочинение автор был отправлен в ссылку, личным указом Екатерины Великой.

Рукопись была почти никому неизвестна вплоть до середины девятнадцатого века. До этого срока «Путешествие» было запрещено и ходило по рукам только в нескольких экземплярах. Известно, что один из них имелся в личной библиотеке Александра Пушкина.

Ничего удивительного нет в том, что сочинение вызвало такую реакцию властей. Прочитав и сейчас «Путешествие из Петербурга», краткое содержание которого было приведено в статье, мы видим, что для того времени и той эпохи — это было очень смело. И Радищев должен был быть по-настоящему сильным человеком, чтобы не испугаться написать данное произведение.

Источник

«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищева

Здесь даны основные сведения о повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев написал в 1790 году . Названия большинства её глав — это названия городов и деревень, мимо которых едет путешественник.

В произведении представлены картины России конца 18 века . Автор показал трудную жизнь крепостных крестьян, угнетаемых помещиками, и смело осудил самодержавие.

Главный герой повести

  • Рассказчик, который едет на перекладных лошадях из Петербурга в Москву. Интересуется жизнью крестьян и помещиков, нравами в разных местах России. Сочувствует крепостным, осуждает дворян, их притесняющих.

Другие персонажи

  • Почтовый комиссар — служит на почтовом дворе София. Ленив, плохо исполняет свои обязанности.
  • Стряпчий — чиновник, ранее служил в архиве и составил родословные, надеясь разбогатеть, когда их продаст.
  • Крестьянин-пахарь — работает без выходных: шесть дней на помещика, один день — на себя и свою семью.
  • Приятель Ч… — друг путешественника, разочаровавшийся в Петербургском обществе.
  • Неизвестный господин — скрывается от несправедливого ареста.
  • Семинарист — молодой человек, стремящийся изучать науки.
  • Карп Дементьич — именитый гражданин Новгорода, цель жизни которого — обогащение любой ценой.
  • Крестьянкин — господин с человеколюбивым сердцем, пытался защищать крестьян, служа в уголовной палате.
  • Дворянин из Крестьцов — провожая сыновей на государственную службу, призывал их служить по совести.
  • Анюта — благоразумная крестьянская девушка.
  • Мать Анюты — крестьянка, гордая и разумная.
  • Иван — жених Анюты, трудолюбивый, не жадный до денег.
  • Человек, порицающий цензуру — надеется добиться книгопечатания без цензуры.
  • Стихотворец — хочет добиться издания своей оды «Вольность».
  • Слепой старик — поёт народные песни и этим зарабатывает себе на хлеб, благородный человек, не жадный до денег.
Читайте также:  Чп районного масштаба анализ

Очень краткое содержание для читательского дневника

Рассказчик выехал из Москвы в Петербург и на почтовых станциях, где меняли в его кибитку лошадей, наблюдал за нравами служащих почтовых станций, знакомился с путниками, остановившимися там, слушал их рассказы.

Например, он встретил человека, собравшего сведения о многих родословных и надеявшегося разбогатеть на этом. Другой господин рассказал ему, что скрывается от несправедливого преследования властей.

Видел путешественник крестьянина, пашущего свою землю в воскресенье (в остальные дни он работал на помещика).

Слышал от своего знакомого о зверствах одного помещика в отношении крестьян.

Были и хорошие встречи. Он познакомился:

  • с семинаристом, который хотел изучать науки;
  • с благонравной крестьянской девушкой Анютой;
  • с человеком, который хотел добиться книгопечатания без цензуры;
  • со стихотворцем, написавшим оду «Вольность»;
  • с благородным слепым старцем.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Выезд

Рассказчик простился с друзьями и начал своё путешествие из Петербурга в Москву.

В кибитке он уснул и проснулся, когда доехал до почтового двора, который назывался Софией.

София

Почтовый комиссар, которого путешественник разбудил, сказал, что лошадей нет. Рассказчик пошёл в конюшню и увидел там 20 лошадей . Ямщики, видевшие, как щедро он отблагодарил извозчика, который привёз его в Софию, быстро запрягли лошадей, и путешествие продолжилось.

Тосна

Зайдя отдохнуть в почтовую избу, путешественник увидел там человека, разбиравшего бумаги. Этот стряпчий, служа в архиве, собрал родословную многих родов России. Он мог доказать людям их благородное происхождение и надеялся на этом обогатиться.

Путешественник посоветовал ему продать в Петербурге свои бумаги с этими родословными продавцам для обёртки, чтобы не возрождал он хвастовства древним родом.

Любани

Когда рассказчик шёл рядом с кибиткой, увидел пашущего крестьянина и спросил, почему он пашет в воскресенье. Тот ответил, что 6 дней ходит на барщину, а обрабатывать свою землю приходится в воскресенье .

Крестьянин поведал, что если бы помещик брал с крестьян оброк, а не гонял на барщину, было бы лучше. Рассказал он о новом обычае помещиков отдавать деревни с крестьянами в аренду. Тогда арендатор совсем мучает мужиков работой.

Чудово

В этом почтовом дворе путешественник встретил своего приятеля Ч…, который рассказал почему уехал из Петербурга.

Отдыхал этот приятель в Кронштадте и нанял 12-вёсельную шлюпку, чтобы отправиться на Систербек.

Разыгрался ветер, шлюпку носили большие волны. Вдруг она застряла меж двух больших камней на середине каменной гряды, простирающейся до Систербека.

Старший гребец пошёл по камням к берегу. Глубокие места он переплывал. Наконец устал и стал часто садиться для отдыха на камни.

Один из гребцов пошёл к нему, чтобы помочь достичь берега, если он обессилел. Но и этот гребец устал и остался сидеть на камне, а первого не было видно.

Наконец, приплыли 2 лодки , на одной из них был гребец, который первый пошёл по камням.

Все приплыли на берег, сняв по пути с камня гребца, который находился на нём 7 часов .

Гребца, который их спас, добравшись до берега, звали Павлом Он рассказал, что достигнув берега, пошёл к тамошнему начальнику искать помощи. Но сержант не стал будить начальника, хотя Павел сказал, что тонут 12 человек . Павел побежал к караульной, которая была за 2 версты от дома начальника , и там нашёл 2 лодки .

Достигнув берега, приятель путешественника пошёл к начальнику и понял, что тот узнал об этом происшествии только когда проснулся. Приятель сказал, что нужно было начальнику распорядиться, чтобы в таких случаях сержант его будил. Но тот ответил, что спасать — не его должность.

Приятель был в ярости от такого ответа. Вернувшись в Петербург, он рассказал о жестокосердии начальника знакомым. Некоторые оправдывали того, так как ему не предписано спасать людей. Рассерженный приятель решил проститься навеки с городом, где люди раболепствуют властям.

Спасская полесть

На этой почтовой станции у путешественника попросил денег проезжавший господин и рассказал, что его собирались несправедливо осудить, и он бежал из дома. Причина была в том, что он дал доверенность в каком-то финансовом деле человеку, который был уличён в преступлении и скрылся. Недоимку велели взыскать с этого господина. Кроме того, его обвинили в том, что он якобы нарушил закон, покупая дом.

Жена, узнав о том, что мужу грозит заключение, сильно взволновалась и преждевременно родила. И жена, и младенец умерли, а подозреваемый скрылся. Куда сейчас ему деваться он не знает.

Путешественник, услышав эту историю, был возмущён, что ради насыщения государственной казны отнимают у людей «имение, честь, жизнь». И приснился ему сон, будто он властелин и к нему явилась Истина в облике женщины. Она именовала себя Прямовзорой и глазным врачом и сняла у властелина с глаз бельма, мешающие видеть страдания народа и злоупотребления властью начальниками.

Властелин стал издавать указы для пользы страны и облегчения страданий народа, но начальники не исполняли их, а утопали в роскоши.

Подберезье

На почтовой станции рассказчик познакомился с молодым человеком, семинаристом, который шёл в Петербург к дяде в надежде продолжать там изучать науки. Когда он вышел со станции, то выронил бумаги, и они достались путешественнику. Тот представил для читателей записи семинариста. Там были рассуждения о законах появления суеверий и вольности мыслей, предрассудков и познания истины.

Новгород

В Новгороде путешественник зашёл к своему приятелю, Карпу Дементьичу, который прежде был купцом, а сейчас именитый гражданин. Карп Дементьич рассказал, что однажды получил от торговли много денег и построил жене дом. На следующий год был неурожай льна, и он не смог рассчитаться с теми, у кого занял деньги. Поэтому он сейчас не торгует, передав торговлю сыну. А дом не продал, чтобы рассчитаться с долгами, так как он записан на жену.

Бронницы

Путешественник посетил высокую гору, где в древние времена стоял храм. Он вообразил, что переселился в древность и пришёл узнать у божества будущее. Ему вообразилось, что некий голос изрекает, что со временем всё рушится, но нечто будет живо вовеки.

Зайцево

На почтовом дворе встретил рассказчик своего приятеля Крестьянкина. Тот рассказал, что служил председателем уголовной палаты, но подал прошение об отставке после того, как не смог защитить крестьян от уголовной ответственности. Они долго терпели зверства помещика и его семейства. Однажды, защищая от них девушку и её жениха, крестьяне убили помещика и его сыновей.

Крестьянкин считал, что убитые сами довели своей жестокостью крестьян до убийства, но не смог убедить в этом судей и решил уйти в отставку.

Крестьцы

В Крестьцах путешественник стал свидетелем расставания дворянина с двумя сыновьями, уезжавшими служить. Он давал им отеческое наставление, призывал не раболепствовать, жить по совести.

Яжелбицы

Там путешественник услышал, как отец, который хоронил своего сына, признавался, что он виновен в его смерти, так как заразил его ещё до рождения дурной болезнью, которую получил, ведя развратную жизнь. Он ругал правительство, не преследующее публичных женщин.

Валдаи

В этом городке женщины были нецеломудренные, за деньги вступали в связь с путешествующими людьми. Эти нравы перешли и в соседний почтовый стан, Зимогорье.

Едрово

Там путешественник вышел из кибитки и увидел девушку лет 20 , которая шла, неся на коромысле платье, выстиранное в реке.

Он разговорился с ней и узнал, что зовут её Анютой, что у неё есть милый друг. Но мать не отдаёт её в дом этого парня, так как она у неё единственная работница. И его отец за то, чтобы парень, женившись, пошёл жить в дом Анюты, просит 100 рублей .

Путешественник зашёл в избу Анюты. Там он сказал её матери, что желает, чтобы Анюта и Иван поженились, и хотел отдать ей 100 рублей . Но мать сказала, что отец Ивана отпускает его жить к ней в дом. Путник хотел, чтобы эти деньги пошли в приданое Анюте. Мать их не взяла, чтобы люди не подумали об её дочери плохо. Иван тоже отказался принять их на обзаведение хозяйства.

Хотилов

Перед почтовой избой путешественник нашёл бумагу и спросил в избе, кто проезжал тут до него. Ему ответили, что это был человек лет 50 и что он забыл тут связку бумаг.

Путешественник посмотрел эти бумаги. В них был план переустройства общества, который заключался в следующем:

  • Разделение сельского и домашнего рабства. Запрещение брать людей в дворовые и делать их крепостными.
  • Удел земли крестьян должен быть их собственностью.
  • Признание землевладельца гражданином.

Вышний Волочок

Смотря на канал с барками, нагружёнными зерном, рассказчик вспомнил про одного помещика, который отнял у своих крепостных удел пашни и покосов и без перерывов заставил работать на себя. Чтобы они не умерли с голоду, выдавал им определённое количество хлеба. Поэтому урожай у помещика всегда был хороший.

Выдропуск

Путешественник снова стал читать бумаги с проектом, в котором говорилось, что следует уничтожить равенство служения царедворского с гражданским и военным служением.

Торжок

На почтовом дворе путешественник встретил человека, который отправлялся в Петербург с прошением о том, чтобы в Торжке разрешили книгопечатание, свободное от цензуры. Он считал, что цензура губит воображение, остроумие, рассудок, и дал путешественнику тетрадь с описанием происхождения цензуры.

Краткое повествование о происхождении цензуры

В тетрадке написано, что цензуру (приказное рассмотрение книг до их издания) изобрели инквизиторы. Но в Древней Греции и Риме тоже сжигали неугодные писания. Далее рассказывается о появлении цензуры в Англии, Франции, Немецкой земле.

Медное

Путешественник снова стал читать бумаги, которые дали ему в Хотилове. Там описывалось, как с публичного торга продавали семью крепостных, разлучая навсегда родных друг с другом.

Тверь

Обедая в трактире, путешественник услышал от своего соседа речь о стихосложении в России и узнал, что он едет в Петербург просить об издании своей оды «Вольность».

Далее стихотворец прочитал её путешественнику. В оде говорилось о рабстве и его последствиях: лености, голоде, коварстве и т. п. Предвещалось, что народ будет мстить власти, позволившей угнетать крепостных, и воссияет вольность.

Городня

В этой деревне провожали рекрутов в армию, женщины плакали.

Один из рекрутов, человек лет 30 , сказал, что он рад идти служить, так как его очень притесняла жена его господина.

Рассказчик увидел трёх человек , скованных цепями, и узнал, что их выкупила у их господина волость, и они стали государственными крестьянами, а власти волости отдали их в солдаты. Путешественник сказал им, что они теперь не крепостные, а вольные, и что без их согласия их не могут отдать в солдаты.

Завидово

В деревне была суматоха, которую поднял военный, требовавший 50 лошадей для его превосходительства. Староста сказал, что у них сейчас только 30 . Военный стал его бить и приказал выпрячь трёх лошадей из повозки путешественника, но тот не позволил этого сделать.

Его превосходительству переменили лошадей на свежих в течение четверти часа , то есть гораздо быстрее, чем для других проезжающих.

Клин

У ворот почтового двора сидел слепой старик и пел народную песню «Алексей Божий человек». Закончив петь, он принимал от слушавших его людей деньги и хлеб.

Путешественник положил в его руку рубль . Старик почувствовал, что это крупная монета и, узнав от мальчика, что это рубль, отказался его взять, так как он может послужить преступлению, воровству.

Женщина лет 50 сказала старику, чтобы он взял свой праздничный пирог. Слепой был очень рад и рассказал, что она дарит ему пирог по праздникам 30 лет за то, что он спас её отца от избиения солдатами.

Пешки

Путешественник пообедал своими дорожными запасами в крестьянской избе. Хозяйка, увидев у него сахар, подослала маленького сына попросить кусочек этого боярского кушанья.

Путешественник спросил: «Почему боярское?» Женщина ответила, что они не едят сахар, так как купить его не на что.

Она показала тесто, которое месила, — оно состояло из одной части несеяной муки и трёх четвертей мякины . Хозяйка сказала, что от голода умирают и дети, и взрослые.

Рассказчик был возмущён алчностью помещиков, отнимающих у своих крепостных всё, что только можно.

Чёрная Грязь

Здесь путешественник увидел свадьбу крепостных. Жених и невеста были унылы и печальны. Видно было, что женятся они по воле помещика, а не по любви.

Далее рассказчик представляет статью о Ломоносове, которую подарил ему стихотворец, с которым он обедал Твери.

В ней рассказывается о жизненном пути великого учёного, о его интересе к разным наукам и российской словесности.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» раскрыты темы:

  • положение крестьян при крепостном праве;
  • растлевающее влияние крепостного права на помещиков;
  • произвол судей и чиновников;
  • чинопочитание;
  • разврат и болезни от него;
  • цензура книгопечатания.

Основная мысль (идея) повести: крепостное право стало причиной робости, забитости крестьян и жестокости, вседозволенности помещиков.

Автор уверен в ценности личности человека не зависимо от его сословной принадлежности и считает, что крепостничество не должно существовать.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Источник