260,Анализ стихотворения А, пушкина «отцы пустынники и жены непорочны…»
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
История создания
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.
Поэт в поисках Бога
Стихотворение это Пушкин написал 22 июля 1836 года, находясь в Петербурге на Каменном острове. В черновиках это стихотворение, опубликованное лишь после смерти поэта, называлось «молитва» и входило в незаконченный цикл из семи стихов.
Отношения с религией у Пушкина складывались непросто.
«Отцы пустынники и жены непорочны…» А.Пушкин
«Отцы пустынники и жены непорочны…» Александр Пушкин
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.
Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».
Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.
Александр Сергеевич Пушкин как автор стихотворения
Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.
Биография
Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.
Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»
После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.
Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:
- «Вольность»;
- «К Чаадаеву»;
- «Деревня»;
- «Н. Я. Плюсковой» и др.
За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).
Именно там он написал свои незабываемые шедевры:
- «Повести Белкина»;
- «Маленькие трагедии»;
- «Евгений Онегин»;
- «Домик в Коломне»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «История села Горюхина».
Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.
В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.
Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.
Творческий путь
Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.
В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».
Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:
- «Я помню чудное мгновенье…»;
- «Признание» («Я вас люблю…»);
- К Чаадаеву;
- «Узник»;
- «К морю»;
- «Я вас любил…»;
- «Осень»;
- «Храни меня, мой талисман» и др.
Пушкин написал множество талантливых поэм.
Среди них наиболее известны:
- «Евгений Онегин»;
- «Цыгане»;
- «Кавказский пленник»;
- «Руслан и Людмила»;
- «Полтава»;
- «Медный всадник» и др.
Проза Пушкина не менее гениальна.
Самыми любимыми книгами у народа являются:
- «Дубровский»;
- «Капитанская дочка»;
- «Повести Белкина»;
- «Пиковая дама» и др.
Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.
Все мы с детства знакомы с его сказками:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о золотом петушке».
Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых…»).
Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.
Отношение к Библии и религии
Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.
Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:
- «В часы забав»;
- «Пророк»;
- «Отцы пустынники и жены непорочны»;
- «Напрасно я бегу»;
- «Странник» и др.
В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.
Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : « Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».
Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:
«И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт».
Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».
На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».
Религия в жизни Пушкина
Для поэта были характерны сильные колебания, от атеизма до проникновения в суть Евангелия, от сатиры на церковь до соблюдения православных обрядов.
Письмо Пушкина, где он говорил, что «берет уроки чистого атеизма у одного англичанина», было написано в Одессе в 1824 году. Оно попало в цензуру и стало одной из причин ссылки в Михайловское.
Православие было в ту эпоху государственной религией, а Пушкин состоял на государственной службе. И частный конфликт Пушкина с генерал-губернатором Воронцовым, в подчинении которого он служил, получил развитие. Письмо стало поводом избавиться от неудобного поэта.
Однако нужно иметь в виду, что это частное послание, обращенное к другу, написанное с иронией и в довольно молодом возрасте. Поэтому сложно судить, был ли Пушкин атеистом на самом деле, относился ли к этому всерьез. Правильнее говорить не об атеизме, а о свободолюбии, о религиозных поисках.
Что можно точно сказать, личная вера Пушкина оставалась неформальной, далекой от обрядов и традиций. Как вспоминали его друзья,
Он с симпатией говорил о католиках и протестантах, сожалел о церковных расколах. Было в его вере много стихийной природности – того, что зачастую относят к язычеству.
И все же христианство занимало если не главное, то очень важное место в его системе ценностей.
— напишет Пушкин, и вряд ли можно усомниться в искренности этих слов.
Критика церкви, сомнения Пушкина относились не к сути христианства, а к проявлениям нетерпимости православия, к образу жизни священнослужителей и той системе, когда государство принуждало к вере.
Тема и основная мысль
Композиция произведения складывается из четырех строф и двух предложений, отличающихся по длине. По смыслу стих делится на 2 примерно одинаковые части: в первой 9, во второй 7 строчек.
В первой строфе Пушкин рассказывает о том, что отцы и жены слагали обращения к Всевышнему в виде молитв. Во второй строфе автор среди разнообразия молитв выделяет молитву покаяния. В последних двух строфах Пушкин практически дословно перепевает молитву пустынника IV века Ефрема Сирина.
Примечание. Молитва с давних времен поется во время Великого поста и относится к покаянным.
Основная тема стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» — значимость искренней молитвы покаяния. Главная мысль, которую хотел передать Александр Сергеевич, заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать и для него становятся явными отличия добра и зла, которые ранее были невидимы.
Отцы-пустынники
Отцы пустынники и жены непорочны,
Традиция уходить в пустыню зародилась в раннем христианстве. Ее основателем часто считают Антония Великого, который жил в 3 веке в Египте и подвизался на Синайском полуострове.
Впоследствии у него появились ученики, и в 318 году Пахомий Великий основал на Синае первый христианский монастырь. Поэтому словосочетание «отцы-пустынники» применяется чаще всего к монахам и отшельникам 4-5 века.
Если же брать это слово в широком смысле, «пустынником» можно назвать любого монаха, удалившегося на природу в уединение, отшельника. Слово «пустыня» широко применялось в дореволюционной России в этом смысле, например «Оптина пустынь». Никакой пустыни, разумеется, в Калужской области не было.
Эта строка звучит на резком контрасте с предыдущей. И тут проявляется характер поэта.
Для него была очень важна поэзия в религии и религия в поэзии. Пушкин, хорошо чувствующий слово, вероятно, не был удовлетворен многословием, немузыкальностью, а подчас и недостаточной искренностью многих молитв.
И в этом смысле особо выделил одну молитву, в которой услышал что-то созвучное и близкое.
Не потому ли Пушкин выбрал ее, что в ее краткости и даже какой-то незатейливости отражено то главное, что содержит христианство?
Святой Ефрем Сирин может считаться отцом-пустынником. Этот христианский проповедник и богослов родился в 306 году в Низибии, на земле нынешнего Ирака. Он жил, как это следует из прозвища, на территории Сирии. Путешествовал он и в Египет, где монашеское движение уже достигло расцвета. Ефрем Сирин написал множество толкований на Ветхий и Новый Завет и немало красивых религиозных гимнов. Святого Ефрема часто называют поэтом, и действительно язык его весьма богат, образен и поэтичен.
Текст произведения
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.А. С. Пушкин
Молитва в стихах
В христианстве праздность и уныние – понятия существенно разные. Но они превращаются в «унылую праздность» в стихах поэта.
Сделано ли это ради музыкальности стиха или тут слышится усталость от светских развлечений, желание переосмыслить что-то в своей жизни?
Стихотворение заканчивается на слове «оживи!», на радостной, светлой ноте. Таков Пушкин. Он переставляет среднюю часть молитвы в конец, усиливая ее словом «оживи».
Благодаря этому и вся молитва начинает звучать радостно.
Пушкин оставался оптимистом, несмотря на то, что последний год его жизни выдался трудным. Весной ушла из жизни его мама, Надежда Осиповна Пушкина. Они долгое время не ладили, но в последние месяцы сблизились…
Отношения Пушкина с придворным обществом оставались напряженными. На горизонте уже появился Дантес, и оставалось всего полгода до злополучной дуэли.
Но Пушкин был полон творческих планов и старался легче смотреть на вещи. А религия помогала ему находить опору, вопреки жизненным трудностям.
Видео о стихотворении
Из этого ролика можно узнать, как звучит произведение Пушкина из уст Народного артиста России Я. Смоленского.
Источник
Пушкин отцы пустынники жены непорочны анализ
Стихотворение «Отцы-пустынники и жёны непорочны. » входит в так называемый каменноостровский цикл, куда включены также стихотворения «Из Пиндемонти», «Мирская власть» и «Подражание италианскому». Оно написано на каменноостровской даче, которую снимал поэт под Петербургом, в день церковной памяти жены-мироносицы святой Марии Магдалины 22 июля 1836 года.
Стихотворение нельзя считать только поэтическим переложением великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, которое сделал также современник Пушкина Иван Великопольский, так как в композиции текста выделяются две смысловые части. Это вступление, содержащее авторское лирическое рассуждение о роли молитв в жизни человека и достоинствах молитвы, читаемой “во дни печальные великого поста”, и интерпретация текста молитвы, поэтически переосмысленной Пушкиным.
В первом четверостишии поэт рассуждает о создании “божественных молитв” и их “авторах”. К “отцам-пустынникам” в православии относят Иоанна Златоуста, Иоанна Богослова, Василия Великого и Ефрема Сирина, получившего своё прозвание за сирийское происхождение, к “жёнам непорочным” — деву Марию, мать Иисуса Христа, и Марию Магдалину, искупившую свои грехи истинной верой и покаянием. Молитвы создавались ими для того, “чтобы сердцем возлетать во области заочны, чтобы укреплять его средь дольних бурь и битв”. “Области заочны” — это области человеческого духа, не видимые очами. Молитвы же необходимы, чтобы укреплять сердце человека в его битвах с мирскими невзгодами, страстями и искушениями.
Вторая строфа стихотворения начинается союзом “но”. Его смысл в противопоставлении множества “торжественных молитв”, которые не укрепляют сердце лирического “я”, и молитвы Ефрема Сирина. Автор верит в силу этой молитвы, которая “падшего крепит неведомою силой” и не даёт ему окончательно упасть духом и свернуть с истинного пути. В чём же её чудодейственная сила?
Канонический текст великопостной молитвы “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему! Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь” отличается от пушкинского переложения, в котором акцентированы наиболее важные для поэта понятия. Лирический субъект просит Бога избавить его от духа “праздности унылой”, соединяя эти грехи в новом образе, утверждая, что праздность порождает уныние. Он просит уберечь его и от любоначалия, то есть жажды власти, которое, в отличие от канонического текста, называет “змеёй сокрытой”, подразумевая, что всякая власть внешне обманчива, а на самом деле искушает и калечит душу. Главным пороком поэт провозглашает празднословие, придавая тем самым особое значение силе слова. В пушкинском обращении к Богу опущено приложение “рабу твоему”, лирический субъект просит Всевышнего дать ему возможность видеть его прегрешения. Просьба помочь “не осуждати брата моего” в стихотворении также трансформирована: “Да брат мой от меня не примет осужденья”. Если лирический субъект не может не осуждать ближнего своего, то пусть хотя бы сам брат не примет этого осуждения.
В стихотворении, как и в молитве, осуждаются пороки и провозглашаются человеческие добродетели — “дух смирения, терпения, любви // И целомудрия мне в сердце оживи”. Но Пушкин и здесь изменяет текст молитвы, ставя вершиной добродетели целомудрие, то есть духовную чистоту.
В пушкинском стихотворении православный канонический текст молитвы становится только основой для раздумий человека о нравственном самосовершенствовании, о вечных духовных ценностях, о том, какие душевные пороки нужно преодолевать, а какие добродетели воспитывать в себе, чтобы делать своё сердце духовно стойким.
Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может. » (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может. » опубликовано в 1829 году и относится к жанру элегии, в котором, по словам В.Г. Белинского, воплощается “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное” начало зрелой любовной лирики поэта. В центре стихотворения переживания человека, охваченного неразделённой любовью, которая ещё живёт в душе как чувство, но смиряется по воле разума. Стихотворение подводит итог важному периоду жизни лирического “я”, когда надежды на взаимность, не оправдавшись, рухнули и на смену страсти приходит разум. Лирический герой понимает, что ему не суждено дождаться ответного чувства. Читатель ощущает драматизм безответной и гуманной любви, которой не свойственно чувство уязвлённого самолюбия. Напротив, лирический субъект исполнен заботой, желанием видеть предмет своей любви счастливым с другим. Поэтому в стихотворении три центральных образа: я, вы и другой. Чувства лирического “я” изображены наиболее полно и правдиво. Лирический субъект как бы сам убеждает себя, что его любовь — в прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени.
Спокойно и сдержанно звучит первая строфа. В ней больше разума, чем чувства. Хотя любовь ещё “угасла не совсем”, но внешне это никак не выразится, потому что лирический субъект дорожит спокойствием возлюбленной и не хочет печалить её ничем, тревожить её душу своими чувствами.
Вторая строфа более экспрессивна. Вероятно, именно то, что любовь “угасла не совсем”, она всё-таки проявляется, вырывается наружу. Начало второй строфы звучит упрёком. Вряд ли можно было печалить возлюбленную своей любовью, если чувство и так было “безмолвно”, “безнадежно”, а встречи оставили только боль воспоминаний о своей “робости” и “ревности”. Кульминация в развитии чувства в финальных строчках стихотворения. Лирический субъект желает своей возлюбленной ещё раз встретить такую любовь, какую ей мог подарить он, чтобы с такой же силой и нежностью “любимой быть другим”. Обращение к Богу с просьбой ниспослать ей такую же любовь ещё раз подчёркивает благородство лирического “я”, его гуманность, великодушие и самоотверженность.
Образ высокого чувства создаётся поэтом предельно лаконичными художественными средствами. В тексте всего одна метафора — “любовь угасла”, практически нет других тропов. Поэтому художественная образность стихотворения связана с динамикой любовного чувства в прошлом, настоящем и будущем: “любил” — “не тревожит” — “любимой быть”. Текст стихотворения обладает тонкой синтаксической структурой. В нём три раза повторяется фраза “Я вас любил”. В первом случае она отделяется от основного текста смысловой паузой, что вместе с вводной конструкцией “быть может” придаёт ему настроение внутренней взволнованности, смятенности. В первых двух стихах лирический субъект как бы не знает, как ему начать свой монолог, но уже в третьем-четвёртом стихах его уверенность крепнет, появляется убеждённость, ведущая к чувству внутренней правоты и сдержанности. Повторение слов “я вас любил” дважды во второй строфе как бы противопоставляют пятый-шестой и седьмой-восьмой стихи. Хотя любовь лирического “я” не была внешне эффектной, хотя он “любил безмолвно, безнадежно”, скованный, томимый внутренней робостью и ревностью, в финальных строчках он говорит о силе своего чувства, которое могло бы принести счастье его избраннице. Интонации стихотворения отличаются ритмической упорядоченностью, однако при этом текст звучит совершенно естественно и задушевно.
Правдивость и искренность чувства, выраженного в стихотворении, приводит читателя к мысли о том, что истинную любовь невозможно уничтожить волей разума, но она только тогда станет благородным чувством, когда ею будет руководить желание сделать свою любимую счастливой, не мечтая об этом для себя.
Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту». (Восприятие, истолкование, оценка)
Теме поэта и поэзии, характерной для русской лирики, в творчестве А.С. Пушкина посвящены стихотворения «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », которые внутренне перекликаются.
В центре стихотворения «Поэту» (“Поэт! Не дорожи любовию народной. ”), опубликованного в 1830 году, изображён конфликт поэта и толпы, который можно соотнести с творческой биографией А.С. Пушкина. Поэт болезненно переживал отношение к себе читателей и критики, которое с конца 20-х годов приобретало отрицательные оценки. «Полтава» была принята сдержанно и холодно, последние главы «Евгения Онегина» — равнодушно и пренебрежительно, вокруг «Бориса Годунова» разразилась враждебная полемика. Но поэт не хотел бороться за своё место в литературной жизни ценой отступления от своих творческих и нравственных принципов. Его позиция нашла выражение в мыслях и чувствах, выраженных в стихотворении «Поэту». Оно созвучно идейному содержанию стихотворения «Поэт и толпа», перекликается с написанным позже «Эхом» и стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », итожащим тему поэта и поэзии в творчестве Пушкина.
Стихотворение открывается призывом к поэту, собрату по перу или к себе самому, не дорожить “любовию народной”. В этих словах чувствуется внутренняя ирония по отношению к народной “любви”, которая оборачивается “судом глупца” и смехом “толпы холодной”. Образ толпы, характерный для лирики Пушкина, соотносится с евангельским образом толпы, оскорблявшей Иисуса Христа в его пути на Голгофу. Толпа в стихотворении Пушкина — стихийная сила, злобная, грубая, её восторженные похвалы лишь минутны, суд сборища глупцов не является справедливым, но толпе трудно противостоять. В восприятии лирического “я” “холодная”, то есть бесчувственная, толпа переменчива в своих оценках.
Образ толпы развивается и в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », но в нём лирический субъект призывает музу принимать равнодушно “хвалу и клевету” и прислушиваться только к “веленью Божию”. А в стихотворении «Поэту» лирический субъект объясняет своё равнодушие к суду толпы тем, что он сам — “свой высший суд”. Враждебный образ толпы характерен и для лирики М.Ю. Лермонтова, где “шум толпы людской” может спугнуть мечту, разрушить чудесный поэтический мир, творимый поэтом в своей душе, и для лирики А.А. Ахматовой, для которой предназначение поэта — исцелять слепых, “чтобы узнать в тяжёлый час сомненья учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы”.
Толпе противопоставлен образ поэта. С интонацией внутренней поддержки самому себе звучит строка “но ты останься твёрд, спокоен и угрюм”, чтобы не реагировать на похвалы и смех толпы. Для этого нужны усилия воли, поэтому во второй строфе так много глаголов в форме императива: “Ты царь: живи один. Дорогою свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум, // Усовершенствуя плоды любимых дум, // Не требуя наград за подвиг благородный”. По мнению автора, истинному поэту должны быть присущи спокойствие, хладнокровие, он должен творить, как сказано в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », “обиды не страшась, не требуя венца”, потому, что он “сам свой высший суд”. Именно умение оценить свой труд “всех строже”, стать “взыскательным художником” — вершина поэтического ремесла. Для описания душевного мира поэта характерна высокая лексика (царь, награды, подвиг благородный, высший суд), торжественные интонации, ассоциации с евангельскими сюжетами.
Кульминация в развитии чувства ознаменована в стихотворении вопросительной интонацией. Это не случайно. Пушкин подходит к проблеме оценки поэтического творчества диалектически. Ведь если “взыскательный художник” доволен своим трудом, “пускай толпа его бранит”. А если недоволен? В этом случае он сам — залог своего совершенствования, умения оценить свой труд “всех строже”. Именно сознание собственной правоты может даровать поэту подлинное бессмертие. Даже если от него отвернулись все и он одинок, то и тогда он не может лишиться творческой независимости, а должен идти “дорогою свободной” и руководствоваться в творчестве “свободным умом”, не скованным предвзятой критикой.
Своеобразна композиция стихотворения. Оно начинается и заканчивается описанием образа толпы. Толпа образует композиционное кольцо, окружающее хрупкий мир поэта. Но если вначале поэт по отношению к толпе резок, называет её оценки судом глупца, то в финальных строках он исполнен гуманности и благородства. Не стоит замечать похвалы и смех толпы и болезненно реагировать на неё: ведь она “плюёт на алтарь” и “колеблет… треножник” “в детской резвости”. Толпе не хватает мудрости, сдержанности, опыта, таланта, которые есть у поэта.
Характерно, что стихотворение «Поэту» написано в форме классического сонета, отличающегося строгостью стиховых правил. В катренах две пары рифм и рифмующиеся слова являются ключевыми в раскрытии образов поэта и толпы. Каждый из терцетов выражает законченную мысль. Особую торжественность звучанию придает ритм пятистопного ямба. Законам сонета подчинено и его содержание. В первом катрене заключён тезис, требующий аргументации. Почему нужно не дорожить “любовию народной”, не принимать минутные похвалы и смех толпы, а оставаться твёрдым и спокойным? Во втором катрене этот тезис доказывается. Поэт — царь в своём художественном мире, призвание его свободного, не скованного нормами и догмами ума — свободная дорога, ведущая к плодам его любимых дум. В первом терцете тезис превращается в антитезис. Действительно, зачем требовать “наград за подвиг благородный”, если “они в самом тебе”? Это и божественный поэтический дар, и способность быть своим высшим судом. В последнем терцете конфликт между поэтом и толпой приходит к разрешению. Когда поэт доволен плодами своего труда, то не страшно, если “толпа его бранит”. Поэт гуманно прощает несправедливость толпы, объясняя её оценки “детской резвостью”. Несомненно, что настроение стихотворения навеяно событиями биографии самого Пушкина, нападками на его творчество со стороны несправедливых критиков. Но выход из противоречия есть: он в поэтическом творчестве, в философском отношении к предвзятым критикам, в прощении и любви.
Источник
Анализ стихотворения Пушкина Отцы пустынники и жены непорочны
Данный цикл полностью посвящен христианским мотивам, в него входит всего несколько стихотворений. Интересно сам писатель за свою жизнь особо не соблюдал каноны церкви, но прожитое время заставило Пушкина задуматься о жизни и предстоящем покаянии. Автор все больше обращается к теме жизни и смерти, будто в душе предчувствует скорую неизбежную гибель.Основой стихотворения становится молитва, ее основоположник богослов Ефрем Сирин. Именно он воспевал идею покаяния у христиан. Пушкин знал, что христиане молятся Богу в день поста и большие церковные праздники, поэтому решил, что его произведение понравится многим. Писатель словно сравнивал себя с этим богословом. Что же вдруг такого общего между ними? Оказывается, у Ефрема была бурная молодость, он завидовал и спорил, а так же жестоко относился к своим друзьям. Раскаяние наступило, к Ефрему словно снизошло Божье вразумление.
По смыслу автор разделил стихотворение на несколько частей. В первой мы узнаем об отцах пустынниках, и о молитвах, которые про них пелись. Вторая же часть направлена на молитву покаяния. Она начинается с мольбы к Богу. Лирический герой просит убрать с его души все злые мысли и помыслы. Герой взывает через молитву, ожидая некого дара для своей души. Таким образом, для героя открывается что-то невидимое и святое. Он словно прозрел. Дар увидеть пришел к лирическому герою через молитву Господу. Очень велика сила молитвы покаянной, она словно приоткрыла двери в новый сокровенный мир. Пройдя через множество страданий, герой кается обо всем содеянном, он об этом сожалеет. Он надеется, что получится все изменить. Бог словно слышит его, он предоставляет ему возможность научиться отличать добрые поступки от злых деяний. Произведение «Отцы пустынники» рассказывает о том, что главный герой не хочет власти над материальным миром. Он пытается избегать греховных мыслей и деяний, а помогает ему в этом как раз молитва богослова. Ее цель помочь главному герою обрести не только духовное зрение, но еще и окрепнуть в духовном плане. Можно решить, что прозрение, это отказ грехов, которые были в молодости. Это тот первый и важный шаг к душевной свободе. «Отцы пустынники» некий покаянный гимн, он словно перерождает, дарит радость души, помогает человеку осознать и сделать вывод по прошлым ошибкам.
Стихотворение можно отнести к духовной лирике. Ведь в нем проявляются именно черты реализма, присущи Пушкину. Благодаря своей молитве герой обретает Божий дар, ведь он понимает, что никто не совершенен, но нужно следовать только лучшему.
По плану кратко, 10 класс
Картинка к стихотворению Отцы пустынники и жены непорочны
Популярные темы анализов
Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,
В 1916г. М. Цветаева издала элегию «Имя твое – птица в руке. ». Стиль написания произведений поэтессы очень отличался от других поэтов. Поэтесса славилась вольнолюбивым нравом. Она уважала людей созидательных , но это почтение не переходило
Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Например, отец его был живописцем. А сам Аполлон долго не мог выбрать между поэзией и художественным искусством.
«Не завидуй другу» было создано Игорем Северяниным в начале двадцатого века. Читая первую строчку, сразу можно понять, о чем пойдём речь в дальнейшем. В данном произведении, лирический герой — автор, а читатель — участник, который
После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает
Источник
“Отцы пустынники и жены непорочны” анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны” было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвертого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в
Литературное направление, жанр
Жанр “Отцов пустынников” – духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма.
И все-таки определенные черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передает церковную молитву.
Во-вторых, в стихотворении есть намек на эволюцию лирического героя. Из всех
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырех строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет все то, от чего хочет избавиться.
Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.
Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную.
Третья и четвертая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.
Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем “в области заочны”, то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья.
Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.
Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.
Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше “Пророку”: “И виждь, и внемли”.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырехстопный, и лучше передает церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются.
Язык, тропы и образы
Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.
Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).
Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слезы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар.
Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.
Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеей, благодаря молитве человек взлетает сердцем в “области заочны”, молитва укрепляет его “средь дольных бурь и битв”. Пушкин обходится минимумом тропов.
Источник