Привести пример анализа синтеза

Синтез в психологии – это. Значение, определение и анализ

Под синтезом обычно понимается объединение двух или более уже существующих элементов, в результате чего получается совершенно новое творение. Сам термин является широким по смыслу и может применяться к физическим, идеологическим и даже феноменологическим сущностям.

"Синтез в психологии – это . (определение)

В диалектике синтез является конечным результатом попыток примирить врожденное противоречие между тезисом и антитезой. Наряду с аналогичной концепцией интеграции синтез, как правило, считается важным элементом современной философии, психологии и многих других наук. Это та часть, которая объединяет разрозненные элементы в единое целое.

Синтез в психологии – это признание черт, импульсов и отношений полной вещи или это процесс, в котором несколько биохимических составляющих образовываются в одну. Трудно распознать синтез человека, особенно если он имеет разные черты, импульсы и установки в разных ситуациях.

Подсознательное восприятие

Анализ и синтез в психологии являются видами мышления, при этом важную роль играет подсознательное восприятие, подразумевающее возможность того, что информация, которая сознательно не зарегистрирована, может оказывать влияние на последующие мыслительные процессы. Примерами могут служить слова или изображения, представленные быстро, неясно, тихо, загадочно или вне фокуса внимания, так что они не регистрируются сознательно.

Анализ путем синтеза

Любой стандарт управления данными, который постулирует, что процедуры, управляемые данными и управляемые идеями, фактически участвуют в признании и понимании стимулятора чувств. Индивидуум сначала изучает осязаемые особенности и компонентные аспекты стимулятора, а затем решает, какие данные важны, и компилирует их во внутреннюю интерпретацию или понимание того, что стимулятор может быть на самом деле.

Данная интерьерная интерпретация контрастирует с введением стимулятора. После этого, если они похожи друг на друга, можно сказать, что стимулятор признан, но если нет, другие интерпретации должны быть составлены и рассмотрены до тех пор, пока не будет обнаружен похожий стимулятор. Что такое анализ путем синтеза? Воображаемое существование «количества» в психологии является предпосылкой для измерения.

Любой человек (исследователь или субъект) может представить однородные понятия как величины (покраснение, громкость или тяжесть различного рода объектов или событий). И наоборот, разнородные понятия могут быть объединены с воображаемыми величинами, такими как интеллект или личность, которые построены из согласованных наборов теоретических концепций. Измерения в физике, психофизике и психологии будут рассматриваться сравнительно по-разному.

Когнитивная психология

В своей влиятельной книге «Когнитивная психология» (1967) Ульрик Нейссер предположил, что вся идея «фильтра» ошибочна. Это было бы слишком скучно, если когнитивная система сидит и получает информацию, не ища ее. Если мы рассматриваем мыслительный процесс как конструкцию, то избирательное внимание является результатом того, что мы ищем, а не того, что мы не можем отфильтровать. Нейссер назвал этот анализ синтезом. Он объяснил анализ моделью синтеза – аналогией.

Приведем пример синтеза в психологии. Если мы видим человека, собирающего яблоки в саду, мы предполагаем, что его деятельность определяется тем, что он ищет (спелые яблоки), а не тем, что он отфильтровывает или не выбирает (незрелые яблоки, листья, веточки, ошибки и т. д.). Мы делаем это предположение, потому что мы признаем, что сбор яблок является целенаправленной деятельностью. Если внимание также рассматривается как целенаправленная деятельность, то проблема избирательного внимания – это проблема объяснения того, что включено, а не того, что оставлено.

Как анализ по синтезу справляется с феноменом коктейльной вечеринки? Предположим, вы находитесь на вечеринке, напрягаясь, чтобы обратить внимание на то, что человек перед вами говорит. Это целенаправленная деятельность. Вы пытаетесь построить значения, которые приходят от этого человека, используя информацию о направлении, которая помогает вам настроиться на голос. Вы игнорируете все другие разговоры, потому что они не имеют отношения к вашей цели, но не потому, что какой-то фильтр удаляет их.

Ваше внимание – это акт позитивного отбора или синтеза, а не акт негативного отбора или фильтрации. Все, что не входит в ваш синтез, игнорируется, за некоторыми исключениями, например, когда наш взгляд обращен к движению в периферийном зрении или когда наше внимание активируется путем называния нашего имени. Информация, которая кажется «отфильтрованной», – это просто то, что не «настроено».

Что такое концентрация?

Одной из особенностей мышления является концентрация, очень сфокусированная форма внимания. Люди с большими способностями концентрации игнорируют все отвлекающие факторы, потому что они не способствуют достижению их целей. Однако в мыслительный процесс допускаются детали, которые могут оказать благоприятное влияние.

Анализ и синтез: два ключевых подхода

Анализ сосредотачивается на компонентных частях ситуации, в основе признания различий между вещами. Процесс анализа – это процесс разбора чего-то и признания различий между частями, а также определения того, чем эти элементы занимаются. В конце концов, части воссозданы для того, чтобы понять целое. Часто в этом процессе предполагается, что целое будет таким же, как и сумма его частей. То есть свойства целого определяется свойствами частей.

Аналитическое мышление было чрезвычайно полезно для решения широкого круга проблем, которые имеют четкие причины. Например, большинство достижений в области здравоохранения было достигнуто в результате выявления простых причин многих заболеваний: вирусных и бактериальных переносчиков, дефицита питательных веществ, генетических мутаций и так далее.

Аналитическое мышление набирает обороты со времен Просвещения, когда произошел настоящий сдвиг против мистики, суеверий и традиций как основных способов мышления о мире и о том, что мы в нем делаем. Период, в течение которого произошел этот сдвиг в мышлении, это конец семнадцатого и начало восемнадцатого века, который также назывался «веком разума». Этот век способствовал использованию логики и рациональности.

"Теория всего"

Люди, которые предпочитают аналитическое мышление, продвигают идею о том, что большинство вещей могут быть «сведены» к атомистической интерпретации, в конечном счете подразумевая, что основной общий знаменатель анализа физика сможет объяснить, как все кругом работает. Неудивительно, что именно физики придумали термин «теория всего» – поиск единой модели для объяснения всех фундаментальных взаимодействий природы.

Отличным примером области, где аналитическое мышление терпит неудачу, является понимание человеческих эмоций. Следующая Цитата из книги Джамшида Гараедаги (Gharajedaghi, 2006) о системном мышлении прекрасно иллюстрирует проблему: «Я могу любить, но ни одна из моих частей не может любить. Если ты разделишь меня, феномен любви будет потерян.»

Синтез: целостное мышление

В психологии синтез – это построение целого из разрозненных частей; целого, которое сначала может быть совершенно неясным, потому что иногда это целое имеет свойства, которые не могут быть объяснены, глядя на части. Для того чтобы синтезировать разные вещи, нужно определить, какие сходства существуют в двух и более различных ситуациях, например, рассмотреть живые организмы. Как можно отличить живое от неживого?

Нет единого механизма, определяющего, что является живым, а что нет. Мы не можем объяснить жизнь, «разорвав ее на части», а затем воссоздав ее. Тем не менее мы, кажется, можем легко отличить живые существа от неживых. Поэтому синтез заключается в понимании текущих процессов, которые создают узнаваемые модели поведения.

Если человек сталкивается с различными ситуациями, которые производят общий шаблон, он может затем пометить этот общий шаблон и использовать эту метку снова и снова. Справиться или выжить в новых ситуациях, с которыми мы раньше не встречались, зависит от нашей способности синтезировать. Мы можем сделать это быстро и эффективно, если признаем общность с предыдущими ситуациями. Этот вид синтеза явно помогает и ускоряет процесс обучения, и является мощным инструментом в выживании в меняющемся мире.

Многие «целые» могут быть поняты только путем определения их роли или функции в «большом целом» (контексте или среде), которая их содержит. Я называю дуб и черного дрозда «живыми», понимая, что существует модель «живого» поведения в каждой из двух различных сущностей, в «большом целом» экологической системы или экосистемы, в которую они оба встроены.

Читайте также:  Гоген таитянские пасторали анализ

Пример синтеза и анализа из животного мира

Метод синтеза в психологии часто пересекается с анализом. Возьмем для примера льва. Аналитическое мышление предполагает, что Лев в зоопарке такой же, как лев в дикой природе, потому что это один и тот же тип живого существа. Но целостное мышление показывает, что роль льва как части экологии саванны сильно отличается от роли льва как части зоопарка.

Изучение этого хищника в его «большом целом», то есть в зоопарке, мало что расскажет вам о львах в дикой природе. Анализ говорит вам, что львы в зоопарке и львы в дикой природе могут быть биологически идентичны, но синтез скажет вам, что животное в зоопарке не то же самое, что животное в его естественной среде обитания. Эти два подхода могут привести к двум различным выводам. Например, по мере того как изучение поведения животных больше фокусировало на их действиях в пределах их естественных сред обитания, мы устойчиво пересматривали вверх нашего понимания животного разума.

Другие виды мыслительных операций

Для решения задач человек использует множество мыслительных операций. Помимо анализа и синтеза, это еще обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом.

  • Анализ – распределение целого на отдельные элементы, вычленение отдельных признаков, свойств, качеств.
  • Синтез – это в психологии объединение частей в целое на основе смысловых связей.
  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений друг с другом с целью поиска схожих черт и различий.
  • Обобщение – объединение различных объектов в одну группу на основе общих признаков.
  • Конкретизация – наполнение чего-то обобщенного подробностями и деталями.
  • Аналогия –- это перенос знаний об одном предмете на другой с целью пояснения той или иной интерпретации.

Эти операции являются незаменимыми в процессе обучения, для поиска и усвоения новых знаний. Часто человек использует их неосознанно и интуитивно, на подсознательном уровне.

Источник



Мыслительные операции

мыслительные операции

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

Оглавление

  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Классификация и категоризация
  • Конкретизация
  • Обобщение
  • Сравнение
  • Развитие способности совершать мыслительные операции

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Анализ и синтез

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

классификация

Конкретизация

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

Обобщение

Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Читайте также:  Академия здоровья личный кабинет результаты анализов

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

· Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

· Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

· Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

· Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.

· Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

· Определяются требуемые виды ресурсов.

· Определяется количество и качество наличных ресурсов.

· Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

· Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.

· Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.

· Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

· Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

· Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Сущность закона анализа и синтеза

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.

Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:

1) разделение целого на части;

2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также состоит из двух процедур:

1) согласование характеристик выделенных частей;

2) объединение их в единое целое.

И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

г) сокращение затрат на производство продукции;

е) использовать информационные технологии управления.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

— не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

— выступает в роли катализатора общественного прогресса;

— играет возрастающую роль в развитии общества.

Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

Читайте также:  Анализ научно методической литературы краткое

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.

2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.

3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.

4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

Источник

"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)
методическая разработка по теме

Калиновская Наталья Сергеевна

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие мыслительных операций на уроках географии (на примере анализа и синтеза) 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций на уроках географии

(опыт работы учителя географии МБОУ СОШ № 7 г. Конаково

Калиновской Натальи Сергеевны)

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Можно выделить следующие виды анализа:

  • Расчленение целого на части;
  • Переход от конкретного к абстрактному;
  • Переход от следствий к причинам.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Можно выделить следующие виды синтеза:

  • Элементарный синтез – составление целого из его частей;
  • Обобщенный синтез – переход от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков;
  • Синтез, устанавливающий связь причин и следствий.

Приведем несколько примеров использования анализа и синтеза на уроках географии, способствующие развитию мышления учащихся.

Например, в 8 классе при изучении темы «Природные зоны России», необходимо уметь анализировать особенности природных зон и на основе анализа обобщать материал. Так как на момент изучения данной темы учащиеся уже имеют представления о растительном и животном мире России, то очень быстро анализируют особенности каждой природной зоны и делают вывод.

Пример: Дается текст с перечнем животных.

Здесь обитают медведи и лисы, волки и лоси, северные олени, тетерева и глухари, дятлы и кедровки, клесты и другие животные.

Задание: найдите лишнее животное из этого перечня и объясните, почему выбрано именно это животное.

Учащиеся отмечают, что лишнее животное – северный олень, так как в тексте перечислены животные, характерные для одной природной зоны – тайги, а северный олень является ярким представителем зоны тундры. Таким образом, учащиеся, проанализировав текст, смогли сделать правильный вывод, т.е. перейти от конкретного к абстрактному.

Или приведем пример обратного задания. Учащимся необходимо от абстрактного перейти к конкретному. Дается текст, где указывается характеристика природной зоны.

Здесь суровые природные условия. Короткое прохладное лето с внезапными похолоданиями, обилие болот и гнуса. Длинная, холодная, малоснежная зима с сильными ветрами. Леса нет. Но летом здесь можно получить удовольствие от сбора грибов, ягод, рыбалки.

Задание: определите, о какой природной зоне идет речь. И опять учащиеся начинают анализировать текст. Речь идет о суровых природных условиях, следовательно, данная природная зона расположена на севере. В этой природной зоне отсутствует лес, поэтому речь идет о северных безлесных зонах. Учащиеся вспоминают, что к северным безлесным зонам относятся: зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры. Опять движемся путем предположения. В арктической пустыне болот не может быть, ягоды не растут, поэтому дается описание не этой природной зоны. Если в тексте указано, что в данной природной зоне отсутствует лес, значит, это не лесотундра, так как в зоне лесотундры местами встречаются деревья или группы деревьев. На момент изучения природных зон, учащиеся знают особенности климата, растительного и животного мира, поэтому, проанализировав главные признаки, учащиеся подходят к выводу, что дается описание тундры. Это пример обобщенного синтеза, когда учащиеся переходят от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков.

К видам анализа можно отнести расчленение целого на части. Так, в 6 классе, при изучении «Мирового океана», учащиеся знают, что такое Мировой океан – это все океаны вместе взятые на планете. Работая с картой, анализируют существующие океаны, т.е. целое расчленяют на части, и устанавливают океаны в порядке уменьшения их площади, т. е. на основе анализа делают вывод, что Тихий океан – самый большой по площади, а Северный Ледовитый океан – самый маленький по площади океан. Обобщают свои суждения в виде диаграммы.

1 – Тихий океан; 2 – Атлантический океан; 3 – Индийский океан; 4 – Северный Ледовитый океан.

География – предмет, где необходимо уметь «читать карту», т. е. анализировать информацию и делать выводы. Поэтому, работа с картой является одним из главных методов изучения географии, так как карта – это «язык географии». Так, в 7 классе при изучении темы «Природные зоны Австралии», учащиеся проводят анализ карты, выявляя, какие природные зоны имеются на материке. Далее опираясь на текст учебника и презентацию, подготовленную учителем, заполняют таблицу «Природные зоны Австралии», где указывают ярких представителей растительного и животного мира. После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод о том, что органический мир Австралии уникален и своеобразен.

В 6 классе, тема «Рельеф», учащиеся должны понимать, в чем отличие между горой и холмом. Учащиеся анализируют картинки с изображением горы и холма, а далее обобщают материал, находя черты сходства и различия.

Изыскать возможности для формирования и совершенствования операций анализа и синтеза можно при работе с любым учебным материалом. Особенно этому способствует работа с учебной литературой как источником новых знаний. Объектами анализа и синтеза могут быть текст, описанные явления, графики, таблицы, модели и т. д. Наиболее важным при работе с учебником является понимание текста. В основе понимания лежат: знания слов, понимание смысла предложения, установление связи между смысловыми частями текста. Так, в 8 классе изучаются крупные природные районы (а в 9 классе — экономические районы) по определенному плану. Учащиеся, работая с текстом учебника, учатся разбивать текст на смысловые части, соединять части текста и формулировать главную мысль, самостоятельно получать знания, т. е. целое делят на составные части. Изучив отдельно каждый пункт плана, учащиеся обобщают материал, делают вывод, таким образом, объединяют отдельные звенья в одно целое.

Учащиеся на уроках устанавливают причинно-следственные связи. Анализируя карту, например, при изучении Австралии в 7 классе, учащиеся, опираясь на особенности географического положения, делают вывод о климате материка. Или, наоборот, переходят от следствий к причинам. При изучении рельефа Африки в 7 классе, учащимся задается вопрос: Почему на западе Африки расположена пустыня Намиб? Опираясь на изученный материал и анализируя карту, учащиеся могут сделать вывод о причинах расположения пустыни Намиб на западе материка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ и синтез способствуют развитию творческого мышления учащихся. Мыслительные операции анализ и синтез в этом помогают, они неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Источник