Виды анализа урока
Урок как форма организации обучения обоснован и введен в педагогическую практику Я. А. Коменским еще в CVII веке. В современной школе ему отводится не менее 98% времени. Каждый школьник за годы учебы посещает около 10000 уроков. Уроку посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. В условиях классно-урочной системы урок является ведущей формой организации обучения, будучи центром, вокруг которого размещаются все другие формы учебных занятий.
Очевидно, причина такой популярности данной формы обучения заключается прежде всего в его гибкости. Являясь клеточкой педагогического процесса, урок представляет собой систему, отражающую все основные стороны и связи, присущие педагогическому процессу в целом. Поэтому можно говорить о целях и задачах урока, о его содержании, о методах, формах и приемах организации деятельности учащихся, о способах контроля и корректировки результатов образования, о приемах развития мотивации учения школьников, об особенностях общения педагога и учащихся. Каждый урок, с одной стороны, характеризуется относительной законченностью, с другой — представляет звено в цепи уроков, связан с предыдущими и последующими.
В современной школе используются как классические типы уроков, так и нетрадиционные. Традиционная типология уроков основана на доминирующих дидактических задачах. При решении преимущественно одной дидактической задачи типы уроков обозначаются в соответствии с нею: урок организации усвоения учащимися новых знаний, урок формирования умений, урок совершенствования знаний и умений, урок проверки знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний. При решении на уроке двух и более дидактических задач урок называется комбинированным (или смешанным). К нетрадиционным типам уроков предлагается отнести такие как: урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-диспут, урок-эврика, урок-зачет, урок-спектакль, урок-конкурс, урок-конференция, интегрированный урок, урок-игра, урок-сказка, урок взаимного обучения, урок-КВН, урок-путешествие, аукцион знаний и другие.
Своеобразной сверхзадачей деятельности учителя на уроке является обеспечение возможностей (условий) для целостного формирования и развития личности школьника, ее умственного роста, формирования духовной культуры. Единство обучения, воспитания и развития является исходной целевой установкой (триединая цель) в научных представлениях и практике проведения и анализа современного урока.
Анализ урока может быть выполнен с разных позиций. В зависимости от цели анализа различают следующие его виды: комплексный и аспектный, полный и краткий, общий и частный.
Аспектный анализ предполагает рассмотрение урока с какой-то одной позиции. Наиболее распространены дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный аспекты анализа урока.
Дидактический анализ — разбор урока по основным дидактическим категориям: постановка целей, соблюдение дидактических принципов, логика учебного процесса, применение средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельной работы, реализация единства обучения с воспитанием и развитием школьников.
Психологический анализ направлен на изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, особенностей общения педагога со школьниками, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учащихся, учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
С психологической точки зрения современный урок — это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится духовное обогащение каждого субъекта урочного общения. На уроке происходит не только присвоение учащимся знаний, умений и навыков, но «проживание» ценности знания и осмысление ребенком своего «Я» в контексте индивидуально-групповой деятельности. Урок должен давать ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становиться источником культурных, поведенческих привычек и навыков общения, взаимодействия. На уроке формируются дискуссионные умения: выслушивать — воспроизводить услышанное — соотносить со своим представлением — выражать несогласие — ставить вопросы — оценивать главное — дополнять — принимать логику другого.
Воспитательный анализ проводится с целью изучения воспитательного воздействия урока на учащихся, включает в себя вопросы формирования мировоззрения школьников, их отношений к другим людям, к обществу, к труду, к прекрасному, к познанию, к самому себе.
Методический анализ предполагает рассмотрение проблем формирования понятий и способов деятельности, характерных для данного учебного предмета.
Организационный анализ связан с изучением санитарно-гигиенических условий протекания учебного процесса, рациональности использования времени, эффективности использования наглядных (в том числе технических) средств, грамотности планирования урока и т. п.
Комплексный анализ объединяет разные аспекты в изучении урока.
Полный анализ предполагает учет всех основных элементов системы. Например, полный дидактический анализ должен включать цели и задачи, тип и структуру урока, содержание, методы, формы, средства, контроль и проверку результатов. Краткий анализ проводится с целью общей оценки, выяснения — достигнуты ли цель и задачи урока, выполнен ли план, если нет, то в чем причины невыполнения.
Общий анализ связан с вниманием к разным проблемам в анализе урока, частный — с выделением отдельной проблемы как предмета анализа. Например, могут специально исследоваться особенности общения учителя и учащихся на уроке, формирование научных понятий у учащихся, формирование и развитие познавательного интереса школьников, осуществление обратной связи на уроке, нравственное воспитание учащихся на уроке и т. д.
Творческий характер труда учителя связан прежде всего с умением анализировать свою педагогическую деятельность, то есть осуществлять самоанализ, в основе которого лежит педагогическая рефлексия.
Умение анализировать свой собственный урок, мысленно проникать в сущность фактов, устанавливать причинно-следственные связи между ними позволяет правильно проектировать и организовывать педагогический процесс, прогнозировать его результаты, осуществлять контроль и коррекцию решения задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Самоанализ урока, естественно, имеет общие черты с анализом, но не является его копированием. Учитель должен выстраивать урок на основе учета особенностей (возрастных и индивидуальных) учащихся данного конкретного класса, своих собственных возможностей, условий материального оснащения процесса и т. д., что должно находить отражение в самоанализе.
В последнее время в целях развития рефлексивного мышления учащихся учителя привлекают их к анализу и оценке результативности урока. Школьнику предлагается сформулировать цель урока, определить, какие новые знания (правила, формулы, законы и т. п.) приобретены им на уроке, какие знания и умения из ранее пройденного пригодились на данном уроке, с какими трудностями он столкнулся во время урока, оценить (например, по пятибалльной шкале) эффективность разных форм работы на уроке – индивидуальной, в парах, по карточкам, ролевой игры, самостоятельной работы, работы в группах, и т. п.
Источник
Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения
Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?
Основные характеристики современного урока
- Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
- Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
- Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
- Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
- Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
- Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
- Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание). : обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
- Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
- В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.
В связи с этим меняется и анализ урока.
Образец схемы анализа урока по ФГОС
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.
Какие способы мотивации применяет педагог?
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
- Ориентированность на стандарты нового поколения.
- Развитие УУД (универсальных учебных действий).
- Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
- Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
- Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
- Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
- Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
Методика проведения урока
- Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
- Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
- Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
- Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
- Использование диалога в качестве формы общения.
- Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
- Наличие обратной связи между учеником и учителем.
- Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
- Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
- Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
- Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
- Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
Психологические моменты в организации урока
- Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
- Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
- Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
- Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
- Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?
На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
- Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
- Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
- Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
- Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя
Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.
Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.
Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.
Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:
- для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
- внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
- как средство контроля и обучения учителя в работе;
- с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ».
От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.
Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель.
1 — краткий (оценочный) анализ
— это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 — структурный (поэтапный) анализ —
это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 — системный анализ —
это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5 — структурно-временной анализ —
это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 — комбинированный анализ —
это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 — психологический анализ
это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 — дидактический анализ — (реализация принципов дидактики, отбор методов,
это анализ основных дидактических категорий приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 — аспектный анализ —
это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока;
- использование развивающих методов на уроке;
- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- организация проблемного обучения на уроке и т.п.;
10 — комплексный анализ —
это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Источник
Виды анализа урока
Научные исследования рассматривают следующие виды анализа учебного занятия (урока):
-психологический анализ урока,
-физиологический анализ урока,
-анализ урока на основе вербальной характеристики,
-анализ эффективности учебного занятия,
-психолого-педагогической анализ урока,
-системный анализ урока,
-аспектный анализ урока.
Рассмотрим их краткую характеристику.
Все виды анализов предполагают предварительное наблюдение и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение реальной действительности на бумаге).
Фотография может быть в 3-х видах:
сплошная запись урока,
фиксирование по видам деятельности:
Этапы урока, t | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
фиксирование учебного занятия по структуре целостного педагогического процесса:
Этапы урока | Цель этапа | Содержание учебно-познавательной деятельности | Методы организации учебно-познавательной деятельности | Формы и средства организации учебно-познавательной деятельности | Реальный результат | |
учителя | учащихся |
Главная цель анализа заключается в том, чтобы помочь учителю усовершенствовать систему взаимодействий с учащимися.
Психологический анализ урока предполагает изучение психологических процессов (мышление, память, внимание, воображение, речь, эмоциональное состояние детей), происходящих у личности или у группы обучаемых. Могут также изучаться психологические механизмы подражания, заражения, мотивация учебно-познавательной деятельности и т.д.
Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной деятельности, организации внимания, развития памяти и т.д. В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, эрудиция, эмоциональность, речь, поведение, отношение к людям), психология учения (деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
Характеристику познавательных процессов: восприятия, внимания, осмысления, закрепления, мышления, памяти;
Характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории, и ее связь с практикой, формирование убеждений, точности знаний;
Характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как развились познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и решались познавательные проблемы, как использовались коллективные формы учебного труда. Умение думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.;
Характеристику эмоциональной атмосферы урока, каким было настроение учащихся, как поддерживался мажорный тон урока. Как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирования ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель, как эмоциональность урока влияла на работоспособность учащихся;
Характеристику развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развились (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля)
Такой психологический анализ сложен, он требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике интеллектуальной атмосферы урока и т.д. [9]
Схема психологического анализа урока (по Л. П. Ромадиной)
Показатели реализации психологического потенциала урока. | Оценка | Примечание |
1 | 2 | 3 |
1.Развитие внимания | ||
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке. | ||
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна и др). | ||
Изложение учебного материала (образность, эмоциональность, смена интонаций, новизна речевой формы) способствовало поддержанию внимания на уроке. | ||
Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке. | ||
Смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников. | ||
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся. | ||
2. Развитие памяти. | ||
На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной). | ||
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти. | ||
3. Организация мыслительной деятельности. | ||
Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности учащихся. | ||
На уроке формировались навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся. | ||
На уроке имели место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое). | ||
Мыслительная деятельность учащихся на уроке способствовала росту их интеллектуального уровня. | ||
Учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале. | ||
На уроке учитывались индивидуальные интеллектуальные особенности учащихся. | ||
На уроке использовались проблемные задания. | ||
На уроке была создана творческая атмосфера. | ||
4. Нравственное значение урока. | ||
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное. | ||
Учитель развивает в детях установку на сотрудничество и взаимопонимание. | ||
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера. | ||
На уроке осуществлялся личностно-ориентированный подход. | ||
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда. | ||
5.Гигиеническая оценка труда. | ||
Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока. | ||
Поведение учащихся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. | ||
Работе учащихся на уроке мешали дополнительные раздражители. | ||
Классная комната соответствовала гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников). | ||
Общая оценка урока. |
Физиологический анализ урока — сущность его заключается в том, что присутствующие изучают физиологические условия организационного взаимодействия в классе.
Например — осанка учащихся, степень их активности, которая зависит от таких показателей, как температура помещения, наличие свежего воздуха, чистота и уют помещения, состояние здоровья детей.
Одна из задач физиологического анализа урока — это определение оптимальных нагрузок на учащихся с целью исключения возможных перегрузок и предотвращения развития различных заболеваний (например, сердечно-сосудистые заболевания, сколиозы, заболевания гормональных органов, неврозы и т. д.).
Анализ урока на основе вербальной характеристики — предполагает оказание помощи учителю в анализе урока, опираясь на речевые клише. Мы предлагаем схему этого типа анализа, разработанную Т. И. Шамовой. С нашей точки зрения она помогает учителю корректно и содержательно определить достоинства и недостатки урока.
Схема анализа урока (по Т.И.Шамовой)
№ | Характеристика урока |
1 | Поведение учителя (первый компонент) 1. Учитель свободно владеет учебным материалом, хорошо эрудирован в смежных областях знаний. 2. Использованы различные методические приемы: учитель стремится разнообразить содержание урока и деятельность учащихся. З. Речь образная, эмоциональная, четкая и грамотная. 4. Стиль общения с учащимися доброжелательный, демократический, отношение заинтересованное. 5. Чувство такта, культура общения оказывают благоприятное воздействие на учащихся. |
2 | Действия учащихся (второй компонент) 1. Проявляется средний (низкий, высокий) уровень активности учеников: вопросы чаще всего задавал учитель. 2. Познавательный интерес учащихся поддерживает нетрадиционная форма обучения (игра). З. Ответы учащихся достаточно аргументированы, хорошо организована самостоятельная работа, оправдала себя коллективная проверка выполнения заданий. 4. Отдельные ученики оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью, некоторые из них активно работали в составе группы: придумывали ответы, вносили поправки в выполненные задания и т. п. (было много пассивных учащихся). |
3 | Содержательно-информационные аспекты урока (третий компонент) 1. Принцип научности и доступности обучения реализован в полной мере, но, к сожалению, задания редко рассчитаны на более сильных учеников. 2. Школьники работали с учебным текстом, дополнительной литературой. З. На обобщающем уровне преподаватель использовал прием опережающего обучения. 4. Некоторые (многие) ученики сумели выделить главное, сделать вывод и обобщение. |
4 | Организация урока (четвертый компонент) 1. Учитель рационально распределил время, темп работы средний (низкий, высокий). 2. Репродукция картины, опорные таблицы, ТСО были использованы достаточно эффективно (неэффективно). З. Есть (нет) четкая обратная связь, чаще всего ученики отвечают на вопросы педагога. 4. Преобладал высокий (низкий) уровень требований к ЗУН учащихся, контроль знаний осуществлялся в целом эффективно. 5. Урок оказал большое эстетическое воздействие |
5 | Цели — результат урока (пятый компонент) 1. Цель сформулирована четко, в ходе урока удалось полно (частично) проверить и обобщить знания учащихся. 2. Поставленная цель реальна, достижима, целесообразна. З.Преподавателю удалось вызвать у школьников ценностные переживания. |
Анализ эффективности учебного занятия — предполагает определить положительный результат взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
В этот анализ входя из 13 этапов, которые позволяют оценить учителя по оценкам от 0 до 2.
Конкретно оценивается умение учителя ставить цель, организовывать деятельность учащихся, отобрать оптимальные формы и средства обучения и оценить уровень достижения триединой цели урока.
Источник