Понятие литературоведческий анализ текста

Лекция 1. Понятие о филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час)

— психологический, вульгарно-психологический, историко-социологический, вульгарно-социологический, патографический, историко-культурный метод (культурно-историческая школа, эволюционный подход, сравнительно-исторический (или мотивный, лейтмотивный, концептуальный), эстопсихологический подход).

2.Вспомогательные методы анализа.

лингвистический (или текстологический анализ), стиховедческий, с привлечением естественно-научного комментария;

3. Модернистские (специальные) методы анализа

— формалистский; психоанализ; структурно-антропологический, или структурно-генетический метод; нуменозный; мифопоэтический (символистская интерпретация); эзотерический (оккультный) подход: понятие мистериального вектора; экзегетический (христологический); вульгарно-экзегетический; семиотический (знаковый); шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический дискурсы.

1. Волков Ф.И. Литература как вид творчества. М., 1985.

2. Волков Ф.И. Теория литературы. М., 1995.

3. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

4. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь,1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-90 годы):Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.,1998.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

7. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

9. Эткинд А. Хлыст. Секты. Революция и литература. М., 1998.

10. Faryno J. Введение в литературоведение. Katowice, 1980. Ч.1.

Лекция 2. Психологический и социологический подходы к литературе и искусству (2 часа)

Стереотипы поведения человека. «Типические характеры в типических обстоятельствах» (В. Белинский). Внутренние монологи героев. Художественный сказ. Художественная деталь. Литературный потрет, литературный силуэт, мемуары, памфлет, литературно-критическая статья. Работа Л. Выготского «Психология искусства» как учение об общественно-исторической природе сознания человека. Образное познание. Обращение к образу. «Пиктографичность» произведения и его художественность. Форма («Искусство как прием»). Анализ преодоления «прозаизма» языкового материала, возвышения его функций в структуре творений художественной литературы. Движение «противочувствования». Освобождение через искусство от «скверны». «Реактологический» подход К. Н. Корнилова.

Социологический подход: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Д. В. Григорович, Н.А. Добролюбов; марксист П. Коган, богостроители: А. Луначарский, В. Базаров, М. Горький. Журнал «Литературный распад» (3 номера). Методологическое значение для социологического анализа статей В. И. Ленина о Л. Н. Толстом. «Перевальцы» А. Воронский, Я. Полонский и др. Социально-утверждающий метод (в терминологии Хализева), или метод социалистического реализма и социологический подход. Совершенствование социологического анализа Н. Я. Берковским. Роль В. Р. Щербины в более поздний период советской истории.

1. Берковский Н. О русской литературе. М., 1985.

2. В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1967.

3. Воронский А. К. Искусство видеть мир. М., 1987.

4. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

5. Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

6. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925.

7. Синклер У. Искусство Маммоны. Опыт экономического исследования. Л., 1926.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

Лекция 3. Вульгарно-социологический анализ текста (1 час)

Знаковая книга Л.Троцкого «Искусство и революция». «Неистовые ревнители пролетарской чистоты» С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах. Журналы «На посту и «На лит. посту». Понятие «социального заказа». Книга Л. Авербаха «Из Рапповского дневника».

1. Авербах Л. Из Рапповского дневника. Л., 1931

2. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.

3. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

4. Якубовский Г. Культурная революция и литература. М., 1928.

5. Розенталь М. Против вульгарной социологии в литературной теории. М., 1936.

Лекция 4. Становление патографического метода в русской филологической науке (1 час)

Литература как дополнение к экспериментальной психологии.

Работы В. Вундта и В. Дильтея. Фундаментальное различение между науками о природе и науками о духе. Тесты для «диагноза личности» представителей «гуманитарного метода». Н. Я. Грот и первый в России психологический журнал. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой в журнале Н. Я. Грота. Психиатр М. О. Шайкевич и его работы о русских литераторах. В. Ф. Чиж и его книги «Достоевский как психопатолог», «Тургенев как психопатолог».

Литературный герой как психологический тип эпохи.

Персонажи эпохи безвременья и ожидания политических перемен: фигуры шекспировского Гамлета, Офелии. Работы английского психиатра и писателя Х. Эллиса.

В поисках положительного героя.

Герой рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок» — пациент психиатрической больницы. «Патологические альтруисты» Дон Кихот и Жанна Д’Арк. Гоголевский Плюшкин и проблемы патографического метода.

1. Бехтерев В. М. Достоевский и художественная психопатология // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. № 2.

2. Бирнштейн И.А. Сон В.М. Гаршина. Психоневрологический этюд к вопросу о самоубийстве // Независимый психиатрический журнал. 1993. № 1,2. С.95-100.

3. Владимирский А.В. Мысли психиатра по поводу «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя // Вопросы нервно-психической медицины. 1903. №3. С.32-48.

4. Галант И.Б. Эвроэндокринология великих русских писателей и поэтов // Клинический архив гениальности и одаренности. 1927. Т.3. Вып.1. С.19-66.

5. Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения, М., 1903.

6. Закржевский А. Рыцари безумия: (Футуристы). К., 1914.

7. Каплан Я.Ф. Плюшкин — психологический разбор его // Вопросы философии и психологии. 1902. № 63. С.796-813.

8. Карпов П.И. Творчество душевно-больных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л., 1926.

9. Личко А.Е. История глазами психиатра. СПб., 1996.

10. Минц Я.В. Александр Блок (Патографический очерк ) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1928. Т.4. Вып.3. С.45-54.

11. Минц Я.В. Материалы к патографии Пушкина // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т.1. Вып.2. С.122-46.

12. Попов Ю.В. О докладе В.М. Бехтерева «Достоевский и художественная психопатология» // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №2. С.117-118.

13. Попов Ю.В. По поводу патографий Н.А.Некрасова и А.А.Фета // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1993. №3. С.171-176.

14. Ферри, Энрико. Преступные типы в искусстве и литературе. СПб., 1908.

15. Шувалов А.В. «Король времени Велимир-1». Патографический очерк о В.В.Хлебникове с попыткой психопатологического анализа творчества // Независимый психиатрический журнал. 1995. №3. С. 66-70.

16. Шувалов А.В. Патографический очерк о Данииле Хармсе // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. C.74-78.

Лекция 5. Историко-культурный метод, или контекстуальный анализ (4 часа)

I.Культурно-историческая школа. Методологическая система И. Тэна.

II.Эволюционный метод. Культурно-историческая доктрина Ф. Брютеньера.

III.Сравнительно-исторический, или компаративный метод. Открытия Д. Дёнлопа. Деятельность А. Веселовского.

IY.Эстопсихологический метод. Теоретические взгляды Э. Геннекена.

Традиционные методы анализа

Практическое занятие 1. Психологический анализ в социально-утверждающем реализме (Хализев) и критическом реализме. Материал: «Судьба человека» М. Шолохова и «Крыжовник» А. Чехова.

— Черты эстетики социалистического реализма в экспозиции рассказа «Судьба человека».

— Мастерство Шолохова в использовании художественной детали.

— Композиция рассказа: рассказ в рассказе, трехчастность сюжета основного повествования; завязка сюжета.

— Жизнь А.Соколова до войны; образ Ирины как идеал русской женщины; связь образа с героинями «Тихого Дона»; сцена прощания как сквозной мотив повествования.

— А. Соколов на фронте и в плену: сцены подвозки снарядов, в церкви, в лагере; образ лагерфюрера Мюллера; аналогии из Великой Отечественной войны; побег А.Соколова из плена; героизм или солдатский долг; отличие образа шолоховского солдата от «универсальных солдат» голливудских кинобоевиков, прославляющих подвиги американских наемников.

— Жизнь А. Соколова после войны; обретение человеческого счастья в отцовстве.

— Типология главного героя рассказа.

— Эстетические особенности критического реализма.

— Рассказ А. Чехова «Крыжовник».

— Художественная деталь в рассказе; образ человека с молоточком.

Читайте также:  Анализ урока физкультуры студента практиканта

1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб.,1995.

2. Блум Хэрольд. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург,1998.

3. Добренко Е. Искуссство принадлежит народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. №12.

4. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова: О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. М., 1992.

5. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.

6. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова М., 1977.

Практическое занятие 2. Вульгарно-психологический подход. Между «Снегурочкой» и «Бесприданницей»: драма А. Н. Островского «Гроза». Историко-культурный анализ пьесы в сравнении с психологическим. Материал: «Мотивы русской драмы» Д. И. Писарева.

Статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Стилевая манера критика Полемика с Н. А. Добролюбовым. Отношение к творческой фантазии. Типические характеры и типические обстоятельства. Ошибки и умолчания в цитировании. Характеристики-ярлыки, или личные отношения критика, вне статьи: «полоумная мечтательниа и визионерка», «взбесившаяся баба»; «и она сама ещё темнее «тёмного царства», потому что более того, она – чо-кну-та». Положительные моменты статьи. Неразвитые Писаревым мотивы драмы.

Основы психологизма демократической критики в статье «Луч света в темном царстве» Н. Добролюбова. (доклад). Катарсис у Добролюбова.

Историко-культурный подход с применением мифопоэтического. Связь с «Божественной комедией» А. Данте. Христианская история в драме. Христианская космическая модель вселенной. Мотив первозданной тьмы, «геена огненная», место обитания собак и всякой нечистой птицы и мотив света, храма, рая в библии и русских духовных стихах. Фольклорные элементы произведения. Самоубийство в творчестве драматурга сквозь призму фольклора («Снегурочка») и бытовой драмы («Бесприданница»).

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве (любое издание)

Библиотека русского фольклора. Т.14. Народные духовные стихи. М., 2004.

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.

3. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. М., 2011.

4. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 1998.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1993.

6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.

Практическое занятие 4. Комплексный анализ, или многообразие традиционных методов в исследовании: историко-культурный, или контекстуальный анализ; психологический, или анализ по образам; социологический; сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный). Материал: «Анна Снегина» С. Есенина.

— Историко-культурный, или контекстуальный анализ. Пространство вокруг произведения: история идей, событий, прототипов, исторической ситуации. Привлечение этнографии и этнологии к эпической поэме С. Есенина «Анна Снегина».

— Психологический, или анализ по образам. Образы крестьян в поэме «Анна Снегина» как сентенциальных носителей исторических событий. Антиномичность образов.

— Социологический анализ. Социальная дифференциация в поэме: расслоение деревни, «купцы да знать», премьер-министр А. Н. Керенский, вождь Ленин и т. д.

— Сравнительно-исторический (мотивный, лейтмотивный, концептуальный): мотивы любви к дому и родине, женщине; мотив страдания и одиночества и др.

1. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя. М., 1990.

2. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

3. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.

4. Голубков М.М. Раскол Русская историко-культурная ситуация первой трети ХХ века и литературный процесс) // Научные доклады филологического факультета МГУ. М., 1996. Вып.1.

5. Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / Вводной статья Валерьяна Полянского. М., 1991.

6. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставрополь, 1998.

7. История русской литературы ХХ века (20-90 годы): Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М., 1998.

8. Солнцева Н.М. Сергей Есенин: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1997.

9. Шубникова–Гусева Н.И. Сергей Есенин в стихах и жизни // Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910 – 1925. М., 1995.

10. Энциклопедия литературных произведений. М., 1998.

Лекция 1. Понятие о филологическом методе анализа текста. Литературоведческие виды анализа и их краткая характеристика. (1 час)

1. Традиционные методы исследования.

— психологический, вульгарно-психологический, историко-социологический, вульгарно-социологический, патографический, историко-культурный метод (культурно-историческая школа, эволюционный подход, сравнительно-исторический (или мотивный, лейтмотивный, концептуальный), эстопсихологический подход).

2.Вспомогательные методы анализа.

лингвистический (или текстологический анализ), стиховедческий, с привлечением естественно-научного комментария;

3. Модернистские (специальные) методы анализа

— формалистский; психоанализ; структурно-антропологический, или структурно-генетический метод; нуменозный; мифопоэтический (символистская интерпретация); эзотерический (оккультный) подход: понятие мистериального вектора; экзегетический (христологический); вульгарно-экзегетический; семиотический (знаковый); шизоанализ, постмодернистский и постструктуралистический дискурсы.

1. Волков Ф.И. Литература как вид творчества. М., 1985.

2. Волков Ф.И. Теория литературы. М., 1995.

3. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

4. История русской литературы ХХ века: Учебник: В 2 ч. М.-Ставорополь,1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-90 годы):Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов. М.,1998.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.-СПб., 2000.

7. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

8. Щербина В. Р. Писатель в современном мире. Литература. Идеология. Культура. М., 1973.

Источник



Цель и задачи литературоведческого анализа текста

Особенностью современного этапа филологического исследования текста является усиление его коммуникативной направленности: текст изучается как форма коммуникации с позиции диалога авто­ра и читателя. Коммуникативный подход к тексту существенно расширяет пред­ставление о нем, его свойствах, единицах и категориях, его структу­ре, семантике, прагматике.

Объектом литературоведческого анализа является художественный текст.

Проблема понимания и интерпретации текстов является ключевой в филологии.

На современном этапе литературоведы Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста: филологический, лингвистический, стилистический, литературоведческий.

• Цель филологического анализа текста — показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл и культу­рологический статус. К особенностям филологического анализа текста относятся: историзм, антропоцентричность, культурологическая направленность, комплекс­ный интегральный характер (внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности), лексикоцентричность. Филологический анализ текста включает в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ, а также освещение культурно-исторического контекста эпохи. Филолог рассматривает разные аспекты текста как сложного мно­гопланового феномена в процессе лингвистического анализа, сти­листического и литературоведческого, которые взаимно дополня­ют друг друга, расширяют и углубляют представление о содержа­тельном плане текста и личности автора, стоящей за ним.

• Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посред­ством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональ­ное содержание произведения» (Л.В. Щерба).

• Цель стилистического анализа — рассмотрение текста с точки зре­ния лингвистических и экстралингвистических факторов стилеобразования как проявления стилистического узуса и индивидуаль­но-авторского стиля.

• Цель литературоведческого анализа — выявление содержания художественного текста как произведения искусства в культурно-ис­торическом контексте эпохи.

Предложенные учебно-методические материалы призваны помочь овладеть умениями и навыками литературоведческого анализа художественного текста.

Цель и задачи литературоведческого анализа текста

С точки зрения литературоведения текст рассматривается как про­изведение искусства, формирующееся в широком литературном и куль­турно-историческом контексте эпохи, отражающее определенное зако­номерное развитие литературного процесса. В область литературовед­ческого анализа входит как текстовая, так и внетекстовая информация: изучение мировоззрения писателя, процесса формирования его творчес­кой личности, принадлежности к определенному литературному направ­лению, жанровой специфики текста, особенностей композиции, образ­ной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия.

Все это определяет круг задач, стоящих перед литературоведом. Стремясь подчеркнуть своеобразие литературоведческого анализа в сравнении с лингвистическим, В.В. Виноградов (1954) отмечал: «Линг­вист отправляется от анализа словесной ткани произведения. Литера­туровед — от общественно-психологического понимания характера».

Читайте также:  Феноменология логический анализ языка

Анализ целого текста невозможен без учета взаимосвязи формы и содержания. Между тем содержательный план текста долгое время изу­чался лишь литературоведением и (отчасти) литературоведческой по­этикой, форма же художественного произведения была объектом вни­мания лингвистики, стилистики, лингвистической поэтики. Однако только в единстве рассмотрения формы и содержания текста можно по­знать его художественный смысл. Определение его, в конечном счете, и является общей целью разных видов анализа текста, которые, дополняя друг друга, углубляют представление о нем в сознании читателя. Каж­дый вид анализа художественного текста вносит определенный вклад в постижение его эстетического содержания.

Под содержанием художественного текста понимается фрагмент картины мира автора, коррелирующий с реальной или (вымышленной действительностью, воплощенный в художественной эазной) форме с позиций определенного эстетического идеала художника по законам искусства.

Целью литературоведческого анализа является рассмотрение художественного текста как произведения искусства, имеющего культурно-зрическое значение, способного выполнять эстетическую функцию [2].

Источник

Литературоведческие основы анализа художественного текста

1. Литературоведческие основы анализа художественного текста.

2. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

3. Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.

1. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М, 1976.

2. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.

3. Рожина Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977.

4. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М., 1964.

5. Шпунтов А. И., Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. – 1995. – № 10. – С. 20.

6. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. – 1991. – № 9. – С. 26.

7. Данилюк Л. Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения // Начальная школа. – 1992. – № 1. – С. 10.

8. Китаева Т. А. Каким должен быть герой? // Начальная школа. – 1994. – № 10. – С. 32.

9. Орлова Ю. И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 50.

Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательныйанализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обусловливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Метод объяснительного чтения требовал от учителя постановки вопросов к читаемому тексту. Вопросы носили констатирующий характер и помогали не столько ученику понять произведение, сколько учителю убедиться в том, что основные факты произведения усвоены детьми. В последующем обобщении на уроке раскрывался воспитательный потенциал произведения.

Общий принцип работы с произведением сохранился в современном обучении чтению, однако характер вопросов существенно изменился. Теперь задача учителя не объяснять факты произведения, а научить ребёнка размышлять над ними.

При таком подходе к чтению принципиальными становятся литературоведческие основы анализа художественного произведения.

В литературном произведении воссоздаётся и осмысливается реальная действительность. Однако сам процесс освоения окружающего мира может происходить в чувственно-образной форме (например, в художественной литературе) и в понятийно-логической (в научном тексте). В этом принципиальное отличие литературы как вида искусства от науки.

Для художественной литературы свойственны образ и образность. Материальным носителем образности в литературе является слово. Автор пользуется словом как средством воспроизведения своих представлений о единичных предметах и явлениях реальной действительности, а также для выражения своих единичных эмоциональных состояний (как художник пользуется красками, музыкант – звуками).

Существует две тенденции художественной образности – условность и жизнеподобие, которые проявляются в вымысле. Посредством вымысла автор обобщает отдельные факты реальности.

Обобщённость и единичность – главные черты художественного образа, создаваемого в произведении. Как же достигается гармония между обобщённостью и единичностью? Субъективной авторской позицией. Автор из множества самых различных факторов окружающей действительности отбирает только те, которые важны ему для выражения своих взглядов и позиций. Его собственное отношение к изображаемому проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в их пространственно-временной взаимосвязи, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве других элементов произведения, которые все вместе и составляют структуру произведения.

Содержание художественного произведения проявляется в его форме, а читатель погружается в содержание через его формальные компоненты.

Особенно заметно воздействие формы на читателя в поэтических текстах. Благодаря звуковому строю, ритму, строфическому чтению читатель оказывается вовлечённым в атмосферу произведения, начинает испытывать те же чувства и настроения, которые владеют лирическим героем.

Квалифицированный читатель видит и понимает все структурные элементы произведения. Он воссоздаёт читаемое по тем же законам и опираясь на те же вехи-факты, по которым писатель конструировал художественный мир произведения.

Всё сказанное позволяет сделать методические выводы о том, что надо понимать под анализом художественного произведения в начальных классах:

1) анализируя художественное произведение, в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором. В литературоведении различают образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж;

2) в начальной школе при анализе эпических произведений внимание читателя сосредоточивается прежде всего на образе-персонаже. Термин «образ» не употребляется, используются слова «герой произведения», «действующее лицо», «персонаж»;

3) в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики. Важно, не разрушая эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить образный живописный образ-пейзаж к ребёнку, помочь маленькому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для этого полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарём) произведения;

4) важно донести до читателя авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям;

Источник

Комплексный литературоведческий анализ текста

Комплексный литературоведческий анализ –это процесс осмысления художественной целостности в заданном ракурсе. Приступая к комплексному анализу литературного произведения необходимо помнить о следующих его этапах:

Начальное чтение произведения;

аналитическая работа с текстом;

создание собственного «текста о тексте»

Ученик должен усвоить последовательность действий и специфику каждого этапа анализа: первичное впечатление. На этом этапе ученик ограничивается словами типа «понравилось, не понравилось».

Следующий этап наиболее сложный, так как разговор о художественном произведении переводится из сферы эмоциональной в аналитическую, а ученик ищет ответ на вопрос: «Почему понравилось — не понравилось?» При этом необходимо помнить, что первоисточником в процессе аналитической работы всегда выступает само произведение, а не мёртвая схема или классификация, требующая подтверждения художественной литературой. Для этого обучающийся должен хорошо ориентироваться в основных «инструментах», которые позволяют писателю создать произведение искусства: типологию сюжетов и возможности их построения, специфику конфликтов и пути их преломления в художественном тексте, композиционные приёмы и т. д.

Особенность заключительного этапа состоит в том, что ученик приступает к обработке накопленного багажа, выстраивая свой текст таким образом, чтобы в нём органически соединились его читательские представления о произведении словесного искусства, теоретические знания, творческий подход и эрудиция.

Комплексный литературоведческий анализ предполагает совмещение исследовательского и творческого начал, знание уместное привлечение историко — культурного, литературного, биографического материала, составившего почву для писателя. Так, работа с произведениями писателей Серебряного века в 11классе невозможна без знаний о литературной жизни рубежа 19 — 20веков, о реализме и модернизме как ведущих направлениях в литературе этого периода, о явлении синтеза, определявшем специфику искусства этой поры.

Структура литературоведческого высказывания трёхчастна, имеет свою внутреннюю логику:

Читайте также:  Посвящен анализу и оценки

Теория –текст — функция (результат)

Представленная формула включает теоретическое понятие, используемое в литературоведении для объяснения художественного явления; текст – цитатный материал, который подвергается анализу; выяснение функции художественных явлений, средств и приёмов. При этом последовательность обозначенных блоков не регламентирована, а само высказывание выглядит примерно так: «Центральной проблемой, которая раскрывается через взаимоотношения героев (введены (подключён цитатный материал). Автору удаётся сфокусировать внимание читателя (зафиксирован результат). Или: (введён цитатный материал) – в этом развёрнутом монологе (подключено теоретическое понятие) – самооткровение личности, размышления, обнажающие нравственные искания героя (зафиксирован результат). »

Система работы, предпосланная анализу литературного произведения, включает комплексное освоение школьниками различных контекстов, которые являются ключом к постижению глубины художественного произведения.

В числе контекстов, привлекаемых к литературоведческому анализу, важнейшими можно считать следующие:

  1. литературный контекст – сведения о писателе как художнике слова, о литературном процессе, включающее изучение связей с предшествующим и современным искусством, общностей писателей ( направления, течения, группы), традиций и новаторства);
  2. биографический контекст – сведения о писателе биографического характера (влияние семьи, среды, обстоятельств на формирование и развитие личности автора произведения, прототипических явлений, ставших основой творчества);
  3. исторический контекст – данные об эпохе, оказавшей воздействие на концептуальное поле писателя (исторические события, значимые фигуры как современного, так и предшествующих периодов);
  4. культурологический контекст – материал из различных областей культуры, соприкасающихся с творчеством рассматриваемого автора.

Контекстуальное изучение художественного произведения

Вопросы и задания

Продумайте, какой биографический контекст может быть привлечен для анализа следующих произведений:

«Я помню чудное мгновенье. . » А. С. Пушкина,

«О, как убийственно мы любим…» Ф. И. Тютчева,

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого,

«Солнце мертвых» И. С. Шмелева,

«Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина,

  1. Какое значение имеет биография писателя при анализе автобиографических произведений? В чем состоит особенность художественного отражения реальных жизненных событий в автобиографической прозе?
  2. Определите границы литературного контекста, необходимого для привлечения, при анализе образа «маленького человека» в повести И. С. Шмелева «Человек из ресторана».
  3. Знание каких контекстов (литературного, культурного, философского, исторического) необходимо для понимания авторской концепции, реализованной Ф. М. Достоевским в романе «Записки из подполья»?
  4. В каком литературном контексте должна рассматриваться проблема поэтики русского антинигилистического романа 19 века?
  5. Проанализируйте комментарий Ю. М. Лотмана к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Какие контексты привлекает ученый, комментируя текст романа?
  6. Назовите такие темы и произведения в русской литературе 19 – 20 веков, для понимания и осмысления которых необходимо обращение к историческому контексту.

Примером работы по данной методике могут служить ученические папки — накопители.

Источник

Анализ текста в литературоведении

Литературоведческий анализ – это анализ художественного произведения, его интерпретация как единицы литературы.

Понятие литературоведческого анализа текста

Анализ – важнейший метод научного постижения художественного произведения. Существуют различные способы, методы и алгоритмы анализа текста в зависимости о научных взглядов исследователей. Литературоведческий анализ художественного текста включает:

  • Изучение истории создания текста, контекста;
  • Определение жанра анализируемого произведения;
  • Анализ сюжета, структуры, композиции;
  • Определение и анализ конфликта;
  • Анализ названия произведения;
  • Определение идеи, тематики, проблематики произведения;
  • Анализ образов персонажей;
  • Анализ образа автора, его роли в произведении;
  • Анализ художественных деталей и авторских приемов.

Готовые работы на аналогичную тему

Как объект научного познания, художественное произведение существенно отличается от других объектов. Оно наполнено субъективностью, апеллирует субъекту. В литературоведении материал исследования является активным, постоянно формирует исследовательские принципы. Аспекты научного литературоведения были проанализированы М.Бахтиным. Он пришел к выводу, что форма литературоведческого научного познания имеет особую форму – форму познания как диалога автора и воспринимающего при посредничестве литературного произведения. Вследствие этого вывода появилась мысль о том, что познание принципиально бесконечно, оно не может застыть, пока существует диалог автора произведения с поколениями, сменяющими друг друга.

Объектом научного изучения литературного текста в одинаковой степени становятся и эмоции, вызванные произведением, и их словесно-художественное выражение. Только в этом случае анализ позволит раскрыть в произведении важное и существенное. Анализ, в котором не учитывается субъективное восприятие, оказывается лишь формализмом. Поэтому необходимая предпосылка литературоведческого анализа – вникание исследователя в предмет, принятие художественного мира произведения.

В объект литературоведческого анализа включается не только сам текст, но и идейно-эмоциональные впечатления, которые он вызывает в исследователе. При этом внутренний мир исследователя оказывается инструментом познания – именно его мысли и чувства измеряют накал пафоса произведения.

Перечитывание как метод реализации принципа научности в литературоведении

Несмотря на субъективное восприятие художественного текста, абсолютизировать такое восприятие не совсем правильно. Субъективное восприятие текста не может быть непогрешимым. И для реализации принципа научности в литературоведении следует прибегать к методу перечитывания. При этом профессионал должен выработать привычку перечитывания особого рода. Такое перечитывание не преследует цель повторить уже испытанные при первом чтении впечатления. Перечитывание текста открывает следователю новые детали, стороны, нюансы, что является необходимой предпосылкой научного постижения художественного текста. Таким образом, анализ произведения после первого чтения не может иметь надежной базы, так как существует большая вероятность того, что субъективные впечатления придется тем или иным образом корректировать. То есть возникает опасность, что будет проанализировано не совсем то, что написал автор. Анализ произведения, сделанный после первого чтения, рискует превратиться в пересказ сюжета и заученное воспроизведение авторских идей, так как первичные впечатления еще не осмыслены и не приведены в систему. Особенно это актуально для сложных произведений. При проведении литературоведческого анализа целесообразно, в случае с крупными произведениями, перечитывания ключевых фрагментов. Если же анализируется произведении небольшого объема (небольшой рассказ, лирическое произведение), его можно перечитать полностью, а иногда и неоднократно. Перечитывание является фундаментальным приемом литературоведческого анализа текста.

Проблема понимания художественного произведения

Проблема понимания произведения тесно связана с проблемой истолкования (интерпретации) и объяснения. Ф. Шлейермахер выделяет метод психологической интерпретации. В его рамках формируются два независимых метода:

  • Компаративный метод психологической интерпретации;
  • Дивинационный метод психологической интерпретации.

При использовании одного метода ссылаться на другой нельзя. Однако их результаты не должны друг другу противоречить. Это является условием успешной интерпретации произведения.

Дивинационный метод – это интуитивный поиск понимания, а компаративный метод основан на сопоставлении, сравнении истолкователя и автора.

Основной задачей психологической интерпретации является понимание главного замысла художественного произведения на основе знания особенностей биографии автора. Этим обусловлен тезис Шлейермахера «понимать произведение лучше, чем понимал его автор». но он не учел момент новизны, которое приносит в произведение интерпретатор. Отсутствие же этого феномена может привести к тому, что произведение утратить свою ценность. В разные эпохи одно и то же произведение может быть интерпретировано по-разному. Поэтому для верного и наиболее полного истолкования произведения одного только художественного текста недостаточно. Многие исследователи, в том числе М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, В. Г. Кузнецов, считают, что произведение должно рассматриваться в рамках исторической ситуации. Историческая интерпретация является первым этапом истолкования и анализа текста.

Интерпретация тесно связана с пониманием. С одной стороны, интерпретация, как понимание. Должна быть обобщающим, аналитическим знанием, которое дает понятие о произведении. С другой стороны, она должна быть художественным переживанием, восприятием всех деталей. В этом случае выделяется два подхода: литературоведческий и читательский.

Литературовед интерпретирует произведение с точки зрения законов литературоведения как науки, учитывает жанр, логику построения, композицию, художественность произведения. По этому подходу, интерпретация произведения должна соответствовать авторскому замыслу. Читательский подход представляет индивидуальное видение произведения и может противоречить замыслу автора.

Источник