Вирус взял свое

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль — 2,7 трлн рублей, НДС — 2,6 трлн рублей, НДФЛ — 2,5 трлн рублей, НДПИ — 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года — поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. «Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне», — сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе — на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику — поступило 4,56 трлн рублей — на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ — 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне — на 2,8%, в июле — на 6,1%, в августе — на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% — до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% — до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. «За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга», — подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала — 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года — на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки — на сумму более 25 млрд рублей.

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. «Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока — развитии обратной связи с источником возникновения спора», — отметил глава ФНС.

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме «запрос-ответ» через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно — плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Источник



Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Наталья Наталюк
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит» , эксперт при Палате общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москве

Оглавление

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;

    Вы находитесь на странице, адап­ти­ро­ван­ной для быстрой загрузки

    Источник

    Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать

    Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

    Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

    Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

    Что такое налоговая нагрузка

    Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

    Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

    Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

    Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

    Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

    Какие значения безопасны

    Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

    Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

    • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
    • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
    • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
    • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

    Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

    Как рассчитать коэффициенты

    Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

    Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

    Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

    Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

    Пример

    Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

    Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

    Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

    Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

    Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

    Для ООО на ОСН

    Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

    Для ИП на ОСН

    Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

    Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

    Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

    Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

    Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

    Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

    Нагрузка по НДФЛ

    Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

    ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

    Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

    Нагрузка по НДС

    Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

    Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

    Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

    Источник

    Как «цифра» помогает ФНС собирать налоги: вы только посмотрите на эти графики

    Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

    Информация подготовлена на основе аналитических и новостных материалов, опубликованных на сайте ФНС России в разделах «Налоговая аналитика» и «Новости».

    Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

    щшолр

    Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

    шг

    Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

    1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

    2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

    3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

    лот

    За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

    Рост поступлений по основным налогам

    щшо

    ор

    Эффективность налогового контроля

    Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

    7н

    Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

    В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

    Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

    Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

    Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

    В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

    Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

    За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

    Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

    гшр

    Эффективность взыскания

    Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

    На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

    Некоторые выводы по 2018 г.

    В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

    К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

    Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

    Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

    Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

    Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

    1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

    2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

    о

    Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

    Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

    При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

    3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

    4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

    5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

    Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

    Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

    6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

    Источник

    Как подготовиться к приезду налоговой

    Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

    Диана Шигапова юрист

    Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

    Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

    Когда может приехать налоговая

    Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

    Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

    Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

    В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

    Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3»PDF, 87,9 МБ

    Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

    Как могут привлечь к проверке

    Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

    Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

    Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

    Другие поводы для выездной проверки — это:

    1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
    2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
    3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

    Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

    1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
    2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

    Как вести бизнес в России
    Зарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей
    Подписаться

    Какие есть критерии риска

    Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

    В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

    Когда и кому грозит налоговая проверка

    Ситуация Что означает Кого касается
    Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
    Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
    Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
    Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
    Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
    Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
    Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
    Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
    Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
    Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
    Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
    «Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
    Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
    Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

    Как подготовиться к приезду налоговой

    Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

    Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

    Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

    Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

    Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

    Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

    Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

    Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

    Как подготовить документы

    К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу:

    1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
    2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
    3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
    4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
    5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

    Как проходит выездная проверка

    Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

    Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

    Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

    Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

    Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

    Как долго длится проверка

    Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

    Проверяют крупного налогоплательщика. Например, оператора сотовой связи.

    1. Во время проверки инспекторы узнали от других надзорных органов, что предприниматель нарушил налоговое законодательство.
    2. У фирмы есть обособленные подразделения, которые платят половину налогов от общей суммы или больше.
    3. ИП или организация не предоставили документы, которые потребовал инспектор.
    4. Предприниматель или руководство компании мешает проводить проверку. Например, директор ООО уходит из офиса, когда приезжают налоговики, и забирает с собой ключи от шкафа, где лежат документы.
    5. Налогового инспектора не пустили на территорию или в помещение проверяемого лица, о чем он составил акт.
    6. Налоговая отправила в банк или контрагенту запрос с требованием предоставить информацию, но они ее не прислали или прислали с опозданием. Еще причиной может быть то, что не пришел свидетель или переводчик, а эксперт не успел прислать заключение, например, при проверке подлинности подписей на документах.
    7. Произошла чрезвычайная ситуация: пожар, авария, потоп, природный катаклизм.

    Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

    Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

    1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
    2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
    3. Провести экспертизу.
    4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

    Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

    Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

    Чем заканчивается выездная проверка

    В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

    Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

    1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
    2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

    Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

    Источник

    Читайте также:  После инцидентный анализ сети событий