План для анализа главы

Обучение сочинению "Анализ эпизода прозаического текста на уроке литературы в 11-м классе"

Урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.

Организационные формы обучения:

  • Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения — рассуждения»,
  • «Роль эпизода в тексте».
  • Опора «Средства художественной изобразительности».
  • Карточки «Строение сочинения — рассуждения», «Сюжетные элементы.
  • Внесюжетные элементы», «Определение эпизода», «Роль эпизода в тексте», «Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения-рассуждения», «Роль эпизода в тексте».
  • Ксерокопии главы романа «Пётр Первый» (книга 3 глава 2 (5).
  • Ксерокопии статьи из книги М. Свердлова «По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра». — М.,2004, с. 78-79.

Подготовка к уроку

Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5), план, название.

Строение сочинения — рассуждения. Роль эпизода в тексте. Анализ эпизода из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый».

I Мотивация познавательной активности.

Найдите ошибки в эпизодах из известной вам книги.

Найдите ошибки в эпизодах

1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась:

Женить тебя хочу:

Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой:

Большие ступни повернулись носками внутрь.

2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный — надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила — в родне. Иван — горяч умом, крепок телесно. Александр — слабоумный, больной, вей из него верёвки:Что предпочесть? Кого?

Сегодня мы два урока посвящаем разбору эпизода из романа А.Толстого, готовимся к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.

III Актуализация знаний, умений, навыков. Опрос (с использованием дидактического материала).

В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте.

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) — та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпизод — часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Что объединяет эти определения? В чём различие?

Запишите любое определение.

Назовите синонимы к слову «эпизод»

(отрывок, фрагмент, часть)

2.Роль эпизода в тексте.

Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте.

Роль эпизода в тексте

Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

Автор даёт характеристику персонажа или события.

Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Приведите свои примеры.

3.Эпизод как часть сюжета.

Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов.

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Развитие действия
  4. Кульминация
  5. Падение действия
  6. Развязка
  7. Эпилог

В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?

Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор.

  • пейзаж
  • портрет
  • интерьер

2. Авторские отступления.

3. Вставные эпизоды.

Приведите примеры таких фрагментов.

Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

Строение сочинения — рассуждения

I. Тезис (основная мысль сочинения).

Потому что, так как.

II. Обоснование: аргументы и примеры.

Что из этого следует?

Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

Перекликается с тезисом.

5 .Схема анализа эпизода.

Прочитайте схему.

Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения — рассуждения

«Роль эпизода в тексте».

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста.

Почему этот эпизод именно здесь расположен?

Какие эпизоды до и после?

Какая связь с другими фрагментами?

3.Место эпизода в сюжете произведения.

Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте.

Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения?

Пейзаж, интерьер, портрет.

Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода.

Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

Библейские, фольклорные, античные.

8. От чьего имени ведется повествование?

Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).

9. Организация речи.

Повествование, описание, монолог, диалог.

10. Языковые средства.

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

А теперь переходим к конкретному эпизоду.

IV.Формирование умений и навыков.

Составить план эпизода (простой или цитатный).

Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).

2. Проверка домашнего задания

Несколько человек читают сжатый пересказ

Что можно изменить?

Читайте также:  Анализ крови кто мно

3. Проверка задания у доски.

4. Анализ эпизода (по «Схеме анализа эпизода»).Книга 3 глава 2 (5).

Каким может быть вступление?

Предложите тезис рассуждения.

(Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа)

А может быть и другой тезис.

Прочитайте статью литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».

Вопрос о смысле жизни

Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом»?

Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

Да, в профессиональной области.

Смысл жизни для героев «Петра Первого» в профессионализме. Почему бояре — лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы — лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек — или профессионал, или «пушечное мясо». Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский — сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) — освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье — роль профессионального шута.

А профессионал над профессионалами — сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов»), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический» вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

Какую роль играет этот эпизод?

(Профессионализм — основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны).

Основная часть начинается со сжатого пересказа.

Какое место занимает эпизод в композиции текста?

Что происходит в 4 главке?

(Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII).

Что происходит в 6 главке?

(Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход).

Как связаны все эти эпизоды?

(Строительство города, выход к морю — государственная политика. Отбор талантливых людей — государственная потребность).

Какое место занимает эпизод в сюжете?

Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?

(Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра).

Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?

(Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый ).

Почему у «бородатого» нет имени?

Каков предметный мир фрагмента?

Зачем они здесь нужны?

(Детали создают образ эпохи).

Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто — кому — действие.

(Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя).

Какие ассоциации возникают?

Работа в группах или в парах.

Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.

Кто уже может сделать вывод?

Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.

Какие темы развиты здесь?

Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?

Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.

Источник



Анализ эпизода литературного произведения

Материал из интернета. Предназначен моим ученикам для подготовки к урокам.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ эпизода художественного произведения. 37 КБ

Предварительный просмотр:

(Работа с текстом художественного произведения)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Источник

План анализа эпизода: какие шаги включает

Очень часто анализировать большие произведения лучше по эпизодам. Это часть литературного произведения, которая имеет самостоятельное значение, данная часть замкнута в пространстве и во времени.

Как выглядит план анализа эпизода

Каждый анализ требуется проводить по плану, чтобы лучше понять определенный фрагмент и его значимость.

план анализа эпизода

Анализ эпизода может выглядеть следующим образом:

  1. Первое, с чего можно начать план анализа эпизода литературного произведения, – определение границ, чтобы легче ориентироваться, при этом фрагмент может быть в начале, в конце или в середине. Например, роман «Преступление и наказание», когда Раскольников находится в полицейском участке, или Бородинское сражение в романе «Война и мир».
  2. Далее следует понять значимость эпизода: для чего его создал автор? Почему он его так подробно расписал, уделяя внимания деталям? Понятие значимости приведет к пониманию характера героя, его поведению, а, возможно, и прояснению отношения автора к герою или событию.
  3. Третий шаг – это определение типа (повествование или рассуждение) и события, которые происходят в этой части.
  4. В следующем пункте необходимо дать характеристику героям и определить, какие используются художественные средства не только в описание героев, но и во всем эпизоде.
  5. Последнее, что необходимо проанализировать, – понять роль данного эпизода во всем произведении (кульминация, переломный момент, решающий момент).

План анализа эпизода произведения: пример

«Война и мир», написанная Л. Н. Толстым, была выпущена в 3 томах, и в каждой книге были свои эпизоды, которые требуют анализа для понимания значения во всем произведении. Одним из главных эпизодов во всей книге является Бородинское сражение, которое становится обособленной частью и замкнутой во времени и пространстве.

Первое, с чего необходимо начать план анализа эпизода: доказать, что это событие сыграло решающую роль в победе над французами. Далее определить, какие герои присутствуют в эпизоде (Пьер, Андрей, Друбецкой, Долохов), какие они испытывают чувства, для чего они показаны автором.

план анализа эпизода произведения

Следующий шаг – разделение на микроэпизоды, чтобы лучше увидеть и понять героев. Например, можно разделить на такие части, как «Пьер на батарее» или «Князь Андрей в резерве».

План анализа эпизода также учитывает и отношение автора к героям. Например, как Толстой раскрыл характер Кутузова до сражения и после, как ведет себя Наполеон во время сражения.

Во время анализа можно проводить примеры использования художественных средств, чтобы раскрыть мастерство автора и показать значимость определенных моментов.

Особенность анализа

Каждый план анализа эпизода требует доказательств, и это может быть художественный текст, строчка или несколько предложений. Использовать цитаты следует в достаточной мере, чтобы доказать приведенные аргументы.

Источник

Подскажите план анализа главы (эпизода) произведения? Примеры, приемы.

1. Место и роль эпизода:
Эпизод «…» является стержнем второй главы произведения … «…» «…». Эта глава логично разбивает первую и третью — … главы, в которых предстают разные описания, раскрывающие сущность и характерные черты эпохи, в период которой писатель создавал произведение: через рационалистическое представление мира и взгляд на мир как совокупность сложных, в том числе сверхъестественных и непредсказуемых явлений, автор углубляет философскую идею, связывающую их, помогает читателю сформулировать проблему всего произведения. В частности сцена … позволяет задуматься, каков мир, в котором мы живем, какова позиция и роль человека в этом мире. В главе «…» автором заложена глубокая философская мысль: человечество будет живо, пока есть свободные люди, не изменяющие нравственным ценностям, несущие веру в добро и справедливость.

2. Основная тема, идея, мысль:
В эпизоде, как в зерне, находится в свёрнутом виде сюжет всего произведения.
Эпизод заключает в себе одну из главных идей романа: … .

Эпизод, являясь центральным для психологической характеристики героя произведения, также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с событиями шестой главы.

Однако эпизод характеризует и другую сторону сознания героя – его связь с народной жизнью, … .

Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во всех частях произведения. И все же развернутый ответ на вопрос о степени свободы человека в мире, о роли судьбы в его жизни ставится в эпизоде «…».

События эпизода помогают … . Композиционный контекст определяет … (будущую трагедию). Особенности литературного языка свидетельствуют о … .

Начиная с «n» главы (эпизода) и на протяжении всего произведения, четко прослеживается мысль писателя о том, что человек должен быть наказан за безверия, самоуверенность, примитивизм… Таким носителем … является … .

Писателем очень удачно был подобран фон, на котором происходит развитие сюжета эпизода. Именно он и помогает читателю понять основную идею, выраженную автором в довольно скрытной форме.
Таким образом, по мере развития действия … .

Тема – то, о чем написано в произведении.
Проблемы – те вопросы, которые автор ставит перед собой и пытается их разрешить.
Идея – авторская оценка происходящих событий – с какой целью создано произведение.

3. Основные герои. Что нового нам дает наблюдение за этими героями для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков.

В отличии от многих русских классиков … века в описании своих героев автор обходится несколькими характерными чертами: так внешности героя он посвящает всего … строк. У целого ряда героев … есть свой духовный стержень, определяющий всю их суть и позволяющий в немногих словах сказать о человеке многое. В герое подчеркивается прежде всего родовые черты: «…».
… появление персонажа всегда чрезвычайно значимо для будущего его понимания.

Каким же образом вводится в «произведение, эпизод» один из главных героев — … ? Первая встреча читателя с ним происходят в (начале, середине, конце) эпизода, имеющего заглавие «…».

Герой «…» сложнее и многомернее. И эта неоднозначность его задана уже в сцене первой встречи с … . Герой предстает в ней и как " добрый человек", и как носитель разрушительного, кровавого начала. Причём автор неслучайно вуалирует вторую сторону героя — ему очень важно обнаружить в герое прежде всего человека. И очень важно, что первое его дело в произведении — доброе, человеческое.

Образ героя — вершитель человеческих судеб, средоточие власти, но уже понятно, что этому человеку сделать такой шаг будет не легко.

Наследуя черты внешности … , герой наследует и особенности характера: прямодушие, горячность, храбрость.

В целом портретное описание … сразу выделяет его среди других героев романа, а яркая, несколько необычная внешность, свидетельствуя о силе и своеобразии характера, сулит ему трудную, но достойную судьбу.

Эпизод «…» помогает ярче определить внутреннюю философию героя. Эпизод сразу же вводит читателя в глубокий психологический мир героя. Его речь подчеркивает присущую ему природную грубость, … . Цель его жизни сводится к … .

В авторской характеристике литературного героя звучит и иной мотив: … .
Образ … — типичный российский помещик того времени со средним достатком.
Жизнь его проходит в праздности, бездеятельности и лени.

4. Какие средства употребляет автор для раскрытия внутреннего мира героев?
Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Автор описывает не только его внешность, но и его нрав и поведение.

В эпизоде характер героя раскрывается в сюжетном взаимодействии с другим героем — … . Именно встреча с … постепенно подготавливает нравственный переворот в душе … , изменяя его предвзятые представление о героизме, о военной славе, о награде за подвиг.

5. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Таким образом, мысль о том, что даже в эпоху исторических катаклизмов два человека, принадлежащие к враждующим лагерям (цитата, пример), всегда могут понять друг друга и это понимание окажется спасительным, становится одной на главнейших мыслей всего произведения. И закладывается эта мысль уже в рассматриваемой нами сцене (эпизоде).

Интересно, что анализируемый эпизод … (а фактически — человека с человеком) найдёт своё зеркальное отношение в сцене … . Таким образом, рассматриваемый эпизод оказывается чрезвычайно важным в общей структуре произведения. В нём завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (…). Кроме того, именно здесь закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в произведении, — проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми несмотря ни на какие разделяющие их преграды.

«…» — великолепный эпизод, который останется навсегда в русской литературе. «…» — не что иное, как попытка самого автора уяснить себе суть … . «…» опоэтизировал облик героя и тысячами невидимых нитей связал его с сердцами читателей. В этом отношении эпизод сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение.

Источник