Пересказ с элементами анализа именины татьяны

Пересказ с элементами анализа именины татьяны

Именины Татьяны Лариной — один из ключевых эпизодов в сюжетной линии «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, так как служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе. Этому эпизоду предшествует объяснение Онегина с Татьяной в саду, после которого герой больше не появлялся в семейст­ве Лариных. Нельзя сказать, что он избегает встреч с влюбленной Таней, просто общество провинциаль­ных дворян неинтересно ему: «А кстати: Ларина про­ста, Но очень милая старушка; Боюсь: брусничная вода Мне не наделала б вреда».

Ленский уговорил Онегина поехать в гости к Лари­ным, убедив его в том, что на именинах будет присут­ствовать «своя семья». Кто бы мог подумать, что это невинное утверждение будет стоить жизни Ленскому! Ощущение трагедии автор усиливает повествованием о сне Татьяны, который она видит накануне. Верящая «преданьям старины глубокой», Таня, по совету няни, «сбираясь ночью ворожить», засыпает и видит странный сон, в котором Онегин убивает ножом Лен­ского.

Описание гостей, приехавших на именины, напо­минает описание чудовищ из сна Татьяны, собрав­шихся на пир. Гости не вызывают симпатии, так же как и чудовища.

Увидев такое количество гостей и заметив взволно­ванное состояние Татьяны, Онегин чувствует раздра­жение:

Зная, как сильно Владимир любит Ольгу, Онегин решил поухаживать за ней, чтобы позлить друга:

Онегин продолжает оказывать знаки внимания Ольге весь вечер, «не замечая» состояния Ленского. А Ленский, «не в силах. снесть удара», решает вызвать Онегина на дуэль.

В эпизоде именин раскрывается сущность характе­ра главного героя: теша свое самолюбие, он действует привычными ему способами, совсем не задумываясь о чувствах других людей. Ведь его сердце уже не спо­собно на искренние чувства («рано чувства в нем осты­ли»), и, я думаю, ему даже доставляет удовольствие наблюдать, как по его вине страдают окружающие.

Источник



Именины Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» (текст эпизода)

На именинах Онегин видит Татьяну — это третья встреча в истории отношений Татьяны и Онегина. Онегина раздражает и злит печальный, томный вид несчастной Татьяны. Евгений решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его на этот скучный праздник.

Для этого Онегин танцует с невестой Ленского, Ольгой Лариной. Евгений флиртует и любезничает с Ольгой на глазах у Ленского. Ревнивец Ленский злится и в конце концов уезжает домой.

На следующий день Ленский вызывает Онегина на дуэль. К сожалению, эта нелепая и глупая дуэль заканчивается трагически: Владимир Ленский погибает.

Именины Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»: текст эпизода

(фрагмент из романа: глава 5 строфа XXV — глава 6 строфа II)

XXV

Onegin-pozdravljaet-Tatjanu-s imeninami-Hudozhnik-A-Samohvalov
Онегин поздравляет Татьяну с именинами.
Художник А. Самохвалов

Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
С утра дом Лариной гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

XXVI
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
Réveillez-vous, belle endormie*.
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina**
Поставил belle Tatiana.***

* Проснитесь, спящая красотка (франц.).
** прекрасная Нина (франц.).
*** прекрасная Татьяна (франц.).

XXVIII
И вот из ближнего посада,
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел… Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал!
Девчонки прыгают заране;
Но кушать подали. Четой
Идут за стол рука с рукой.
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь.

XXIX
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы,
Да рюмок раздается звон.
Но вскоре гости понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин. «Ах, творец! —
Кричит хозяйка: – наконец!»
Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;
Зовут, сажают двух друзей.

XXX
Сажают прямо против Тани,
И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком
И усидела за столом.

XXXI
Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но, девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

XXXII
Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересоленный);
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!

XXXIII
Освободясь от пробки влажной,
Бутылка хлопнула; вино
Шипит; и вот с осанкой важной,
Куплетом мучимый давно,
Трике встает; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
Татьяна чуть жива; Трике,
К ней обратясь с листком в руке,
Запел, фальшивя. Плески, клики
Его приветствуют. Она
Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает.

XXXIV
Пошли приветы, поздравленья:
Татьяна всех благодарит.
Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей;
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.

XXXV
Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Довольный праздничным обедом
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты:
Зовут задорных игроков
Бостон и ломбер стариков,
И вист, доныне знаменитый,
Однообразная семья,
Все жадной скуки сыновья.

XXXVI
Уж восемь робертов сыграли
Герои виста; восемь раз
Они места переменяли;
И чай несут. Люблю я час
Определять обедом, чаем
И ужином. Мы время знаем
В деревне без больших сует:
Желудок – верный наш брегет;
И кстати я замечу в скобках,
Что речь веду в моих строфах
Я столь же часто о пирах,
О разных кушаньях и пробках,
Как ты, божественный Омир,
Ты, тридцати веков кумир!

XXXVII. XXXVIII. XXXIX
Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.

XL
В начале моего романа
(Смотрите первую тетрадь)
Хотелось вроде мне Альбана
Бал петербургский описать;
Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

XLI
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

Читайте также:  Cmd мытищи воровского анализы

XLII
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

XLIII. XLIV
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал
И руку жмет – и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.

XLV
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О Боже, Боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

I
Заметив, что Владимир скрылся,
Онегин, скукой вновь гоним,
Близ Ольги в думу погрузился,
Довольный мщением своим.
За ним и Оленька зевала,
Глазами Ленского искала,
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.
Но кончен он. Идут за ужин.
Постели стелют; для гостей
Ночлег отводят от сеней
До самой девичьи. Всем нужен
Покойный сон. Онегин мой
Один уехал спать домой.

II
Всё успокоилось: в гостиной
Храпит тяжелый Пустяков
С своей тяжелой половиной.
Гвоздин, Буянов, Петушков
И Флянов, не совсем здоровый,
На стульях улеглись в столовой,
А на полу мосье Трике,
В фуфайке, в старом колпаке.
Девицы в комнатах Татьяны
И Ольги все объяты сном.
Одна, печальна под окном
Озарена лучом Дианы,
Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит.

Это был текст эпизода «Именины Татьяны Лариной» из романа «Евгений Онегин» Пушкина.

Источник

Анализ эпизода именины Татьяны

Именины Татьяны Лариной в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» являются одним из важнейших событий всего романа. Данный эпизод, размещенный в пятой и шестой главах, можно назвать кульминационным моментом в отношениях Онегина и Ленского, а также завершающей точкой в первой части сюжетной линии Онегина и Татьяны.

Сам стихотворный роман А.С. Пушкина принято считать энциклопедией русской жизни из-за присутствия в нем ярких и точных описаний русского быта 20-ых годов 19 века. В эпизоде праздника в доме у Лариных подобных описаний достаточно для того, чтобы воспроизвести обычаи и привычки поместного дворянства, к которому относились и сами Ларины.

Данному эпизоду именин предшествует несколько важных для сюжета событий: встреча Евгения с Татьяной, отправленное влюбленной девушкой письмо и объяснение с Онегиным, последовавшие за признанием, а также сон Татьяны. Главный герой оставил Ларину в расстроенных чувствах — отверг ее признание, не дав ни малейшей надежды на взаимность. После такого разочарования девушку ждало еще одно потрясение — жуткий кошмар, приснившейся ей после неудачного гадания. В своем сновидении Татьяна видела страшных существ, сидящих за столом с Онегиным и его столкновение с Ленским, которое привело к печальным последствиям и посеяло в душе героини тревогу и предчувствие какого-то рокового события. На своих именинах Ларина сталкивается с ожившим и искаженным кошмаром.

Но обо всем по порядку. В первых строфах данного эпизода Александр Сергеевич знакомит читателей с приглашенными к Лариным гостями, которых было достаточно много:

С утра дом Лариной гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях

Поэт дает исчерпывающие описания соседей Лариных, используя для этого всего несколько строк.

Пустяков с женой — сама фамилия толстяка указывает на его легкомыслие и поверхностность:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков

Гвоздин, обдирающий своих крестьян:

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.

Многодетная семья с говорящей о воспитании и привычках фамилией:

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов

Также с гостями приехал француз Трике, в честь Татьяны спевший знаменитый куплет, универсальный, если заменить имя на подходящее к конкретному случаю:

Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana

В такой манере Александр Сергеевич описывает всех гостей, приехавших на именины Татьяны. Здесь же и музыканты, приглашенные полковником, а значит, будет бал на радость молодежи.

После представления гостей начинается сама трапеза: «уста жуют», «гремят тарелки и приборы», «смеются, спорят и пищат». Но вскоре мерный ход трапезы нарушает появление самых желанных гостей:

Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин. «Ах, творец! —
Кричит хозяйка: – наконец!»

Возглас хозяйки, старшей Лариной, дает ясно понять насколько сильно она ждала появления двух друзей. Ленский — жених ее дочери, Онегин — видный молодой человек, идеальная партия для Татьяны. Сама же Татьяна сидит ни жива, ни мертва, «слезы из очей хотят уж капать», она не может уйти из-за стола, но и поддерживать разговоры больше не в состоянии. Девушка по-прежнему находится под впечатлением от своего дурного сна, к тому же такая скорая встреча со своим возлюбленным явно застала ее врасплох. Онегин также, как и Татьяна, чувствует себя неловко, он проницателен и сразу замечает в каком состоянии пребывает виновница торжества, как и некоторые гости. Но в отличие от них Евгений чувствует себя причастным к происходящему с Татьяной, злится от нахождения в толпе и в своем положении винит Ленского. Ведь именно он предложил Евгению поехать вместе с ним. Он не соврал, сказав, что Ольга и ее мать будут рады видеть Онегина, но про Татьяну не подумали оба молодых человека.

Попав в неловкую ситуацию Онегин выбирает самый неприглядный выход и решает отомстить Ленскому и взбесить его. Для этого он все оставшееся время флиртует с Ольгой, приглашает ее почти на каждый танец и всячески отвлекает девушку от жениха. Его поступок удивляет всех и приводит к желанному результату:

Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его

Вскоре после отъезда Ленского покидает гостеприимный дом и сам Онегин, остальные гости остаются на ночь у Лариных. Усталость одолевает героев, весь дом быстро погружается в сон. Одна лишь Татьяна, неспокойная душа, продолжает бодрствовать:

Одна, печальна под окном
Озарена лучом Дианы,
Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит

Она по-прежнему поглощена своими чувствами, не спорит с внутренним смятением и тревогами, а отдается им, будто погружаясь в темное марево поля за окном. Ее сон практически сбылся, впереди — трагическая развязка. Поэт не открывает перед читателями мир переживаний девушки, но сама сцена говорит за нее: тревожное затишье перед бурей, к которой неизбежно приведут произошедшие события.

Источник

Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа Пушкина «Евгений Онегин»)

Пятую главу романа Пушкина «Евгений Онегин» условно можно разделить на две части. Это сон, который снится Татьяне и повествование о дне рождении девушки. Стоит отметить, что сон Лариной играет огромную роль в понимании последующих событий произведения.

Использование прием сна не редкое явление в литературе. С помощью него наиболее точно раскрываются внутренние чувства героя, его переживания, подсознание и интуиция.

Татьяна, будучи девушкой чтившей русские традиции и обряды, увлечена гаданием на святки. Но в тот вечер, что-то пошло не так, девушке стало страшно, и она заснула.

В своем сне Татьяна оказалась возле лесного ручья, перейти который можно было только через «дрожащий мосток». Скорее всего, этот переход символизирует путешествие в мир умерших. Проводником Татьяны становится огромный медведь, который приводит девушку к лесной избушке. В этой избушке, девушка замечает множество разных чудовищ во главе с Онегиным. В один мир они бросаются к Татьяне, но Онегин успевает их окликнуть, и чудища исчезают. Онегин остается наедине с Татьяной. Их встречу невежественно нарушает Ленский с Ольгой. Между молодыми людьми завязывается спор, в котором Онегин ножом убивает Ленского. После этого Татьяна просыпается.

Дальше наступает день именин девушки. В дом к Лариным начинают приезжать гости. Каково было удивление Татьяны, но гости напоминают ей чудовищ из ее сна. К примеру, Петушков – напомнил «петушью голову», приходит Ленский с Ольгой, появляется Онегин. Татьяна очень рада Евгению, но его это раздражает. Он злится на Ленского, который притащил его сюда.

Читайте также:  Как собрать волосы для анализа

Таким образом, сон Татьяны начал воплощаться в жизнь.

После этого начинает стремительно развиваться конфликт Онегина с Ленским. Евгений, чтобы насолить другу начинает заигрывать с Ольгой. Они весь вечер кокетничают, смеются, шутят, танцуют. Это, конечно же, вызывает ревность у Ленского. Молодость и вспыльчивость молодого поэта подталкивает его к необдуманному поступку. Он бросает вызов Онегину и вызывает его на дуэль. Онегин понимает, что совершил ошибку, но под воздействием общественного мнения не решается отменить дуэль. Он убивает Ленского, успев выстрелить первым.

Таким образом, именины Татьяны Лариной являются центральным эпизодом романа. Не было бы их, Ленский скорее всего остался бы жив, старые друзья не поссорились бы. Возможно, отношения Татьяны и Онегина сложились бы по-другому. Но Пушкин задумал иначе. Автор показал нам всю противоречивость характера Онегина, которая подтолкнула его на совершение роковой ошибки.

Источник

Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа Пушкина «Евгений Онегин»)

Одним из ключевых моментов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» являются именины Татьяны Лариной.

На это событие Онегин попадает случайно, Владимир Ленский его уговаривает всеми возможными способами и тот соглашается. У Лариных собирается большое количество гостей. Автор с непринужденной иронией описывает помещиков с самого утра прибывших в гости со своими семьями. И это совсем не похоже на строгое светское общество, ведь там все происходит по определенному ритуалу. Гости забавно толкаются в передней, девушки в восторге от новости, что будут танцы. На этом празднике царит простота и естественность, добродушные, искренние поздравления, чинное чаепитие и непринужденное веселье, чего не встретишь на холодных петербургских балах. Эта деревенская публика могла вызвать лишь презрение высокомерного столичного парня Онегина.

Он третий раз видит влюбленную в него Татьяну и его жутко злит и раздражает ее грустный и томный вид. Евгений собирается отомстить другу за то, что тот привез его на этот несуразный праздник.

Месть Онегина до боли простота. Он подает знаки внимания Ольге Лариной, невесте Ленского, чем вызывает его гнев. Легкомысленная Ольга не задумывается ни о чем и весело танцует с Евгением. Татьяна в тупике от действий возлюбленного, все-таки в ее сердце теплилась надежда. В голове Ленского рождается мысль о коварном предателе и ветреной кокетке, а Онегину, в очередной раз, абсолютно не до чувств окружающих его людей.

Следующий день приносит мрачные события: происходит дуэль Ленского и Онегина, где жизнь Владимира трагически заканчивается. Евгений, потрясенный содеянным поступком, впадает в депрессию, произошедшее в дальнейшем кардинально меняет его мировоззрение.

Случившееся накладывает отпечаток и на судьбу Татьяны, а для Ольги эта история заканчивается потерей жениха и последующим браком с нелюбимым человеком.

Все это определяет огромное значение именин Татьяны в романе. Они были подготовлены автором предшествующими событиями: письмом Татьяны к Онегину, в котором девушка признается ему в любви и не получает взаимности, описание чувств Ольги и Ленского, тревожный сон Татьяны, который символизирует финал сцены и случившиеся трагические события.

А.С. Пушкин таким исходом событий показывает, какие последствия может принести игра на чувствах других людей, а расплата за это может быть горькой и непредсказуемой.

Энциклопедия русской жизни

В романе быт и традиции русского народа соседствует с новшествами, которые были свойственны молодым дворянам. Помещики учили иностранные языки, одевались по французской моде, пили и ели по-иностранному. Но и были суеверны, отмечали все традиционные праздники. В семье Лариных соседствовали веяния нового времени и русская старина. Татьяна, воспитанная крепостной няней, любила русский язык и деревенское просторечье. Ольга наоборот стремилась следовать моде.

День именин героини иллюстрирует картины жизни русского поместного дворянства – соседей и родственников Лариных в первозданном виде, без примесей культур других народов. Пушкин наделяет их говорящими именами и фамилиями (Гвоздин, Петухов, Скотинины). Каждый гость – это тип современного дворянина. Гвоздин, например, владеет нищими мужиками, которых словно «пригвоздил». Скотинины – семейство многочисленное, но далекое от культуры. Петушков – молодой человек, который одевается с учетом последних веяний моды.

В русских традициях гости громко разговаривают, кушают и пьют, главная особенность именин молодой девушки – гости существуют как единое целое, единый гудящий механизм, в котором руководит «веселье» и «разгул».

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых – анализ эпизода это подчеркивает – говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Фагот и флейта раздались

Появление Ленского и Онегина на именинах Татьяны вызывает всеобщий интерес. Гости расступаются, Владимир и Евгений оказываются напротив именинницы. Этот эпизод – кульминация именин, картины вокруг собравшихся на праздник становятся другими. В атмосфере праздника появляется нервозность. Евгений, видя Татьяну, ее грусть и смятение, решает мстить Ленскому за то, что тот привез его на праздник.

Под шум бокалов Трике, поздравляет французской песней именинницу. Начинаются танцы, Онегин приглашает Ольгу, невесту Ленского, приревновав Владимир, покидает праздник, он собирается вызвать Евгения на дуэль.

Все произошедшее напоминает сон Татьяны, который ей приснился накануне праздника. Девушка была в смятении и все пыталась разгадать, что же принесет это сновидение. Вера в приметы и вещие сны – признак русской народной культуры, который предвосхищает сам русский праздник – именины.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами – здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский — встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

Разгадка сна

Татьяна Ларина чувствовала себя неспокойно еще до именин. Сон, который она увидела, – это пророчество того, что изменит жизни всех героев произведения. Именно Татьяне, как народной героине, Пушкин предоставляет право заранее знать, что ждет героев впереди. Во сне Онегин – хозяин избушки, где страшные чудовища собрались на пир. На именинах хозяйка – Татьяна, вокруг нее собрались представители дворянства. Таким образом, гости в доме Лариных сравниваются с беснующимися чудовищами, которые подчиняются Евгению, он указывает, где и что должно свершиться. Онегин говорит: «Мое».

Пушкин в эпизоде «сон Татьяны» прямо говорит о неангельской природе Евгения Онегина: если он – хозяин дома, где живет нечисть, он не может быть «святым и чистым». Во сне Ленский заступается за Татьяну, с которой Онегин оказался наедине, нарушая обычаи. Онегин его смертельно ранит. Поведение Онегина на празднике в доме Лариных – эгоистичное и злое. Мстя Ленскому, Евгений думает только о себе, разрушает жизни других людей. В реальности Онегин убивает Ленского, причина дуэли – намеренное оскорбление, нанесенное Онегиным от скуки и злости.

Эпизод именин Татьяны ключевой в романе, он меняет жизни всех героев, а также обнажает черты характеров, которые до этого были скрыты.

Материал статьи поможет при подготовке домашнего сочинения на тему «Именины Татьяны Лариной», научит определять роль эпизода в сюжете произведения.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице – Наташе-«казаку», сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным – уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Читайте также:  Курсовая анализ диагностика финансов

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть нравственные идеалы автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в становлении личности.

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается – т.е. в целом соблюдались принятые в светском обществе приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

«Образы гостей Лариных»

Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная атмосфера помещичьего быта ограниченных, примитивных «поместных владетелей» — та среда, неприятие которой объединяет главных героев литературное произведениеа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и сочувствие. Глухость, ограниченность, узость интересов провинциальная неподвижность этой социальной среды предопределяют душевное одиночество Онегина, Ленского, Татьяны, их взаимное стремление друг к другу, несмотря на различия в мироощущении, в восприятии жизненных ценностей. Но в главном они близки — в богатстве внутренней жизни, осознании пошлости, суетности, бездуховного, примитивного способа существования деревенских помещиков. Отец Татьяны, «добрый малый, но в прошлом веке запоздалый», вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: «в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, «был простой и добрый барин», необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, «полный искренней печалью», с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, «не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и. плакала сначала», но «потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала». Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои литературное произведениеа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом…

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!» Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:

…за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пестрая толпа — просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает ее недавний сон:

В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей, Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» — безразличный к судьбе своих подданных; «толстый Пустяков» — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, обывательском самодовольстве, душевном убожестве.

Автор произведения считает персонажей настолько примитивными, что использует устаревший литературный прием говорящих фамилий, полностью выражающих сущность героев.

Наиболее подробно дан образ «старого дуэлиста» Зарецкого: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой.

Этот человек с большими задатками незаурядной личности и ярким темпераментом разменял свою жизнь на мелочные увлечения, утопил в вине свои достоинства. Разумеется, он стоит выше массы провинциального дворянства, и даже Онегин, «не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем». Но душевную энергию Зарецкий тратил не на созидание, а на разрушение, умел «порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить, друзей поссорить молодых и на барьер поставить их…»

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Источник