: ХРОНИКА БЫТИЯ

По отношению к проведённому уроку часто используются процедуры, называемые "анализ урока", "самоанализ", "рефлексия". Часто их смешивают или подменяют одно другим. В то же время, содержание этих процедур различно и имеет разные, хотя и связанные цели. Попробуем разобраться.

1. Анализ урока.
Предметом анализа является урок как целое. Такой анализ могут делать все его участники — субъекты: учитель, ученики, присутствующие на уроке педагоги и т.д. Они могут это делать письменно или устно, отдельно или по группам, сразу после урока или спустя некоторое время. Цели анализа могут задаваться внешними рамками или самостоятельно формулироваться каждым субъектом урока. Например, анализу подвергается соответствие содержания урока его целям, концепции учителя или программе школы. Либо анализируется коммуникативная составляющая урока. При любом направлении анализа происходит выявление методических, дидактических и иных особенностей урока, определяющих его назначение, роль и результативность в учебном процессе. Анализ производится на основе той или иной педагогической позиции (концепции). Продуктом анализа являются, как правило, положительные стороны урока, его недостатки, выводы, пожелания. Для проведения анализа урока существуют различные алгоритмы, планы, памятки и т.п.

2. Самоанализ относится, обычно к деятельности самого субъекта урока, а не к уроку в целом. Субъект самоанализа (учитель, ученик) анализирует свою деятельность и свои действия на уроке. Если задачей анализа урока является выявление и оценка структуры и содержания урока — как ячейки, модели учебного процесса, то задачей самоанализа выступает выявление особенностей собственной педагогической или учебной деятельности субъекта самоанализа, выявление успешно применённых методов обучения или учения, фиксация полученных результатов, установление их соответствия поставленным целям и возникающим ситуациям. Самоанализ необходим для перехода к оценке собственной деятельности, её последующей корректировке, планированию дальнейших шагов самосовершенствования.

3. Рефлексия — процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей. Как правило, рефлексии подвергается соответствие поставленных (декларируемых) целей реально полученным результатам. Одна из задач рефлексии — выяснить, что же на самом деле происходило на уроке? Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании — одна из движущих сил рефлексии — её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов. Например, на уроке в 1 классе учитель применил игру с мячом для развития навыков быстрого счёта, дети должны давать ответ сразу же, как им попадает мяч. После урока одного ученика в коридоре спрашивают: "Что вы делали на уроке?" Он отвечает "Играли в мяч", тогда как другой ученик, или учитель может назвать иной смысл этой же деятельности: "Закрепляли навыки быстрого счёта с помощью игры в мяч". Здесь нет правильного или неправильного ответа. Оба названных смысла урока имеют место быть для разных субъектов, эти смыслы как раз и являются личностными смыслами. Выявление различий в данном случае достигнуто с помощью рефлексивного вопроса "Что это было?". Затем, после того, как учитель узнал, что каждый из детей по-другому понимает происходящее на уроке, чем он сам, у него есть несколько дальнейших путей: а) принять разновариантность образовательных траекторий и работать с ними как с реальностью, опираясь на различия, уча детей видеть и понимать эти различия, жить среди них, б) приводить детей к "правильному", т.е. своему пониманию, выстраивая обучение в авторитарном должнествующем стиле. В любом случае рефлексия — это не столько анализ урока или самоанализ своих действий, сколько выявление и фиксация смыслового поля происходящего с позиций разных субъектов урока и последующая организация коммуникаций по отношению к выявленному многообразию.

Кроме того, рефлексия имеет и сугубо инструментальное значение — как способ решения учебных проблем. Например когда ученик или весь класс не может решить учебную задачу, учитель останавливает предметную деятельность и задаёт вопрос: "Почему мы не можем решить эту задачу?" Поиск ответов на подобный вопрос переводит деятельность учеников с предметного на метапредметный уровень, который, в результате может помочь решить и собственно предметную задачу. В этом случае рефлексивная деятельность чередуется с предметной. Для того, чтобы началась рефлексивная деятельность, необходима остановка предметной деятельности, т.е. нужно перестать решать задачу, и начать выяснять причину затруднения. К самой задаче переход происходит после выяснения причин затруднения и отыскания способов их преодоления.

Источник

Формы анализа и самоанализа урока

1. Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка образовательно — воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

ü реализация учителем триединой задачи урока;

ü использование развивающих методов на уроке;

ü пути развития познавательного интереса;

ü формирование общеучебных умений и навыков;

ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Дидактический анализ урока

1. Общая структура.

l Принципы организации учебной деятельности,

l основная дидактическая цель и задачи,

l тип урока, его место в системе уроков,

l основные элементы (начало, основной этап, окончание),

l дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели.

l Выполнение требования программы,

l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,

l организация первичного закрепления,

l проверка качества знаний, умений, навыков,

l охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция.

l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),

l обучение учебным умениям,

l развитие познавательной самостоятельности,

l развитие творческого мышления,

l сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция.

l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,

l приобщение к общечеловеческим ценностям,

l практическая направленность, учет интересов,

l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,

l учет воспитательной функции отметки,

l личность учителя.

5. Методы и средства обучения.

l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),

l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),

l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником. ),

l инновационные методы.

6. Работа с учениками.

l Подготовленность учеников к уроку,

l активность учеников на разных этапах урока,

l виды деятельности,

l культура труда, дисциплина,

l отношение к предмету, к учителю,

l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,

l привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

Комплексный анализ урока

Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.

1-е направление — анализ выполнения задач:

l учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике работы учителя;

l содержательность дидактических и воспитательных задач урока;

l способы активизации познавательной деятельности школьников на разных этапах урока;

l методы и формы стимулирования ответственного отношения учащихся к учебному труду;

l объективность оценки знаний, умений, навыков;

l методы и формы взаимосвязи теории с практикой;

l сочетание содержания и методов обучения;

l применение традиционных и инновационных видов обучения, технических средств;

l учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление— анализ воспитательного влияния урока:

l что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;

l как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса;

l каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками;

l насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и
т. д.

3-е направление — анализ педагогических возможностей педагога:

l какие его личностные качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать груд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).

4-е направление — анализ деятельности учащихся на уроке:

l учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на уроке, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику;

l уровень устойчивости интересов, развития речи, умения применять теорию на практике и др.

Формы анализа и самоанализа урока

1. Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка образовательно — воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

Читайте также:  Анализ эффективности организации контроля

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

ü реализация учителем триединой задачи урока;

ü использование развивающих методов на уроке;

ü пути развития познавательного интереса;

ü формирование общеучебных умений и навыков;

ü проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Дидактический анализ урока

1. Общая структура.

l Принципы организации учебной деятельности,

l основная дидактическая цель и задачи,

l тип урока, его место в системе уроков,

l основные элементы (начало, основной этап, окончание),

l дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели.

l Выполнение требования программы,

l соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся,

l организация первичного закрепления,

l проверка качества знаний, умений, навыков,

l охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция.

l Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),

l обучение учебным умениям,

l развитие познавательной самостоятельности,

l развитие творческого мышления,

l сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция.

l Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,

l приобщение к общечеловеческим ценностям,

l практическая направленность, учет интересов,

l воспитание добросовестного отношения к учебному труду,

l учет воспитательной функции отметки,

l личность учителя.

5. Методы и средства обучения.

l Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),

l методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),

l методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником. ),

l инновационные методы.

6. Работа с учениками.

l Подготовленность учеников к уроку,

l активность учеников на разных этапах урока,

l виды деятельности,

l культура труда, дисциплина,

l отношение к предмету, к учителю,

l динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,

Источник

Некоторые аспекты конструирования, анализа и самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий

открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Главной целью образования – развитие личности обучающихся.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект — мотивационно – целеполагающий

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока — Деятельностный

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.

Важнейшей задачей каждого учителя нашей школы при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Каковы же требования ФГОС ООО к современному уроку?

Целеполагание – конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, определенная по времени

Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные);

Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)

Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

Практическая значимость знаний и способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю

Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

Построение каждого этапа урока по схеме

Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения — рефлексия

Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:

— содержание (условия, вопрос)

— инструкция по выполнению

— образец или описание ответа

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Работа с различными источниками информации

Организация парной или групповой работы

Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе

Использование системы контроля и взаимоконтроля

Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

Осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка

Деятельности обучающихся Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

Формирование положительной учебной мотивации

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Главная методическая цель достигается следующими путями:

Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Типология современного урока на основе системно-деятельностного подхода

Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализ урока в соответствии с ФГОС

Очень важным и полезным в работе является анализ и самоанализ, т.к. это процесс формирования у учителя аналитической способности, развивает интерес, и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Видов анализа современного урока с учётом ФГОС предлагается достаточно, я не буду подробно останавливаться, перечислю лишь некоторые:

1.Краткий оценочный анализ.

4.Структурный (поэтапный) анализ

6.Анализ воспитательной направленности урока.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.2.Результативность решения дидактической задачи

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.2. Целесообразность использования предложенных заданий

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Соблюдение норм педагогической этики

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

— формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

— недостатки биологического и психического развития;

— недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

— характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Читайте также:  Научный метод философский анализ

4. Характеристика плана урока:

— содержание учебного материала;

— формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

— разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

— анализ каждого элемента урока;

— его вклад в достижение результата;

— доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

— насколько структура урока соответствовала общей цели;

— соответствие возможностям класса;

— анализ стиля отношений учителя и учащихся;

— влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

— формирование универсальных учебных действий на уроке;

— определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

— выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

— умение детей работать в парах;

— умение детей работать в малых группах;

— умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

— умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Источник

Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка

Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания).

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учеников, эмоционального настроя школьников.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

Методический анализ предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в ходе урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащенности урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т. д.

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ — попутное комментирование хода урока в процессе наблюдения.

Самоанализ и анализ урока предлагаем осуществлять по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. Анализ урока следует завершать общей оценкой успехов и неудач, проведения отдельных элементов урока.

Дидактический анализ урока

1. Общая структура:

• принципы организации учебной деятельности;

• основная дидактическая цель и задачи;

• тип урока, его место в системе уроков;

• основные элементы (начало, основной этап, окончание);

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы;

• соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся;

• организация первичного закрепления;

• проверка качества знаний, умений, навыков;

• охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция:

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

• формирование учебных умений;

• развитие познавательной самостоятельности;

• развитие творческого мышления;

• сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция:

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

• приобщение к общечеловеческим ценностям;

• практическая направленность, учет интересов учеников;

• воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

• учет воспитательной функции отметки;

5. Методы и средства обучения:

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.);

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником и др.);

6. Работа с учениками:

• подготовленность учеников к уроку;

• активность учеников на разных этапах урока;

• культура труда, дисциплина;

• отношение к предмету, к учителю;

• динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины;

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключениям.

Комбинированная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

• дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

• обстановка в классе, чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

• оборудование, подготовленность наглядных пособий, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовленность доски;

• организационное начало урока, приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

• тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);

• цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

• тип урока с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия, место урока в системе занятий по всему разделу;

• связь урока с предыдущим (как она осуществлялась?);

• структура урока, ее соответствие данному типу урока;

• последовательность отдельных этапов урока, обеспечение целостности и завершенности урока;

• особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

• соответствие содержания программе;

• связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

• установление межпредметных связей;

• методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

• особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

• использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке:

• используемая система методов и приемов, их сочетание;

• соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

• соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

• соблюдение основных требований к уроку;

• особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

• виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

• формирование у школьников умения учиться;

• использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;

• формирование у школьников навыков самоконтроля;

• способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей, их подготовки;

• обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

5. Домашнее задание:

• подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

• объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

• заинтересованность, прилежность, дисциплинированность;

• методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

• мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

• отношение к учителю.

7. Поведение учителя:

• умение держать класс, организовывать его работу, повышать активность, интерес, поддерживать дисциплину; отношение учителя к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

• стиль и тон в работе, педагогический такт;

• наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

• внешний вид учителя; культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

8. Результаты урока:

• выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана;

• уровень и качество знаний учащихся (осознанность, глубина, прочность);

• значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

• инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

• советы и пожелания учителю по преодолению недостатков.

Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление материала или домашнее задание?

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно?

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение?

Точно так же, анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока (рациональное и эффективное время, затраченное на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса при этом; сколько говорил учитель, учащиеся; сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.).

Читайте также:  Социальная реклама как объект социологического анализа

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.?

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Критерии для самоанализа урока очень детальны и затрагивают, на мой взгляд, практически все аспекты урока. Особенно хороши они для начинающих учителей, так как помогают сориентироваться в правильности построения учебного процесса и во многом соответствуют требованиям ФГОС. В то же время, считаю необходимым добавить такой критерий, как формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

• формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

• вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

• обучение собственной деятельности по овладению знаниями;

• эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

• воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

• формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

• воспитание культуры чувств.

Виды анализа и самоанализа урока (по Ю.А. Конаржевскому )

Ю.А. Конаржевский выделяет десять видов анализа.

Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно- воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.

Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока; обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения.

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока; проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока.

Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. д.).

Аспектный анализ — это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Комплексный анализ — анализ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации.

Наиболее распространенными типами анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Функцию «педагогический анализ» Юрий Анатольевич складывает из таких видов анализа, как оперативный, тематический и итоговый.

Целью оперативного анализа является ежедневный разбор основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации урока и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления учебного процесса и выявить причины их жизнедеятельности.

Итоговый анализ Юрий Анатольевич считает наиболее сложным. Он проводится после завершения какого-либо отчетного периода учебного года и направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты работы учителя в отчетном периоде, а также на изучение причин, породивших эти факторы.

Источник

Самоанализ урока

Самоанализ урока является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС. Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления.

Роль самоанализа урока

Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока. В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи, чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу. Кроме того, обили бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину.

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Самоанализ урока

Рисунок 1. Самоанализ урока

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками. Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.

Типы урока для самоанализа

Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.

Целевое назначение урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности

Закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и

исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи.

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Предопределяется структурой и целью.

Предопределяется структурой и целью

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока. Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта.

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

Критерии технологической компетентности

В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный уровень компетентности педагога. ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками. Компетентного педагога в современных условиях характеризует наличие критического мышления, а именно способность среди множества решений выбрать оптимальное. Для того, чтобы не терять высокий уровень компетенции учитель должен постоянно совершенствовать свои знания. Отсюда соответственно и вытекает важная роль критериев технологической компетентности, которые отражены во ФГОС и наглядно показаны на рисунке 2.

Критерии технологической компетентности

Рисунок 2. Критерии технологической компетентности

Пример самоанализа урока

Ниже представлен простейший образец самоанализа урока.

Самоанализ открытого урока английского языка в 5 м классе

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения.

Цель урока: формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, что способствует общению на иностранном языке.

В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе коллективного обсуждения приводит учащихся к осознанию необходимости изучения иностранного языка, в результате чего расширяется кругозор учащихся и развивается креативности мышления.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться.

Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.

Источник