Орел и кошка. Рассказ (анализ). Ушинский Константин Дмитриевич.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.
Анализ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Орёл и кошка»
В своём коротеньком рассказе Ушинский описал небольшой эпизод подсмотренный в природе. В основе сюжета лежит вечный закон выживания. Писатель показывает как “Мама-кошка” самозабвенно защищает своего котёнка от лап свирепого хищника.
Причём автор намеренно показывает превосходство орла перед кошкой: “Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество”. Тут же описываются тяжёлые раны кошки: “…рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз”. Но желание отстоять жизнь своего котёнка становится сильнее страха перед грозной птицей, и даже боль не останавливает кошку от смертельной схватки.
Если взглянуть на эту схватку с другой стороны, то становится очевидным тот факт, что орлу для выживания необходима еда. А может быть даже не ему, а его птенцам. Таким образом становится очевидным неумалимый закон природы – выживает сильнейший! В этой ситуации возникает дилемма: либо погибает котёнок, став едой для орла или его птенцов; либо погибает орёл – тогда котёнок выживает, но погибают птенцы так и не дождавшись еды.
Источник
Орел и кошка анализ текста
Ц е л ь: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения.
Х о д у р о к а
Орел и кошка
За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.
Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вышины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва.
У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.
С л о в а д л я с п р а в о к: могучие, выклевал, сделала прыжок, израненного.
Работа над ошибками
Ц е л и: развивать умения последовательно, охватывая все изученные сведения о языке, разбирать и анализировать текст при подготовке к написанию изложения; самостоятельно выполнять работу над ошибками, согласуя свои действия с памяткой.
Х о д у р о к а
I. Сообщение результатов. Анализ ошибок.
II. Работа по алгоритму памятки «Как подготовиться к изложению».
1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.
2. Найди в тексте опорные слова.
3. Раздели текст на части. Озаглавь их. (Кратко назови основную мысль каждой части.)
4. Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
5. Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
III. Выполнение работы над ошибками.
Анализ ошибок, допущенных учащимися в тексте изложения, работа над ними.
IV. Итог урока.
– Как исправили ошибки? Объясните, покажите.
Учащиеся зачитывают варианты своих изложений (2–3 примера), поясняют, рассуждают.
Источник
Интегрированный урок «Орёл и кошка»
И нтегрированный урок в 6 «а» классе
Учитель русского языка
Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.
Задачи урока:
обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;
развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.
воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса детей к животному миру.
Учащиеся должны
знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.
уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).
Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу.
Удачи желаю всем вам!
Создание эмоциональной атмосферы.
Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).
Фронтальная беседа:
Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?
Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.
Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).
Чтение учителем текста (с остановками).
По ходу чтения задаются вопросы:
— Как вы думаете, что произойдет дальше?
— А вам интересно, чем закончится эта история?
Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?
Ученик: Это рассказ.
Учитель: Что такое рассказ?
Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?
Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:
«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)
Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)
Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.
Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?
Учитель: А сейчас выполним задания
Задание 1 (слайд 5)
Закончите предложение:
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Задание 2 (слайд 7)
Начните предложение:
… … … и схватился со старой кошкой.
Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.
Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)
Практическая работа в парах.
Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?
Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.
(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)
Словарная работа (слайд 12)
Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» — многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).
Фронтальная беседа по тексту.
(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)
Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.
Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.
Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).
Ученик: Художественный стиль.
Учитель: Какова цель художественного стиля?
Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.
Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.
Ученик: Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.
Учитель: А как бы вы озаглавили текст?
Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».
Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?
Ученик: Она любит своих котят. Она мать.
Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?
Ученик: Духовная сила могущественнее физической.
Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.
Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.
— А что помогает создавать автору яркие образы? Посмотрите в свои памятки (Приложение 3).
Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.
Практическая работа в группах.
Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.
(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)
Ответы учащихся.
Поверка выполненного задания (слайд 13)
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.
«Закипела битва насмерть», «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы». Это метафоры.
3 группа: «Как молния, спустился он с высоты и схватил одного котёнка».
«Как молния…» — это сравнение.
Общие выводы данного этапа.
Учитель: Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?
Ученик: Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.
Учитель: Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.
Ученик: Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.
Учитель: Назовите действия орла и кошки.
Ученик: Кошка играла, вцепилась, перекусила.
Орёл спустился, схватил, схватился, выклевал, покинул.
Учитель: Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.
Ученик: Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)
Практическая работа в парах.
Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).
Составление цитатного плана учащимися.
Цитатный план (слайд 21)
Выводы из урока (слайд 22)
Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что
— тема текста – схватка орла с кошкой
— стиль речи текста – художественный
— тип речи – повествование
— художественные образы – кошка, орёл, котёнок
— основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы
— художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение
Учитель: Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»
(Учащиеся отвечают утвердительно)
Учитель: Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.
-А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)
Итоги урока:
Учитель: Давайте подведём итоги:
— Чему мы обучались на уроке?
— Какой этап урока вам понравился?
— Что вызвало затруднение?
Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)
X. Домашнее задание: (слайд 25)
— Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.
-82%
Источник
Изложение «Орел и кошка» по рассказу Л.Н.Толстого
Разработка конспекта урока русского языка по теме "Изложение "Орел и кошка" длоя учащихся 3 класса.
Просмотр содержимого документа
«Изложение «Орел и кошка» по рассказу Л.Н.Толстого»
Изложение «Орел и кошка» по рассказу Л.Н.Толстого
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.
Вдруг появился огромный степной орел и схватил одного котенка. Но не успел орел еще подняться , а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Закипела битва не на жизнь, а на смерть. У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Кошка собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.
Анализ содержания текста.
— Найдите, как автор называет кошку с котятами.
-Какие слова он использует, чтобы показать, что семья счастлива?
-Как автор описывает орла? Какие у него крылья, клюв, лапы?
-С какой целью автор использует эти слова: могучий крепкий орел и маленькая кошка?
— Как орел опустился на землю? С чем сравнивает автор орла?
-Какие слова выбрал автор, чтобы изобразить быстрые действия героев?(используйте слова из текста)
-Объясните значение выражений: «Закипела битва не на жизнь, а на смерть». « Кошка собрала последние силы».
-Какая главная мысль текста?
найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова: к.тята, выкл.вал, в.сеннее, по.вился, схв.тил.
Источник
открытый урок РР в 6 кл "Анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. К.Г. Паустовский.
(1824-1870) К.Д. Ушинский – великий русский педагог
Тема: «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»
Знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста. Уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.
Задание 1 Закончите предложение: За деревней…
Ответ За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Задание 2 Начните предложение: … … и схватился со старой кошкой.
Ответ Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Задание 3 Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с … , … давали орлу большое преимущество.
Ответ Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными , кривыми когтями давали орлу большое преимущество
Оцените себя Справились полностью — Справились частично – Не справились –
Словарная работа Преимущество . 1.Выгода, превосходство (в сравнении с кем — чем — нибудь). Получить превосходство. Словарь С.И. Ожегова
Художественные изобразительные средства Метафора Закипела битва насмерть. Кошка не потеряла мужества. Орел покинул поле битвы. Эпитеты Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы Сравнение Как молния , спустился он с вышины…
Структура текста-повествования Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение
Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Завязка Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.
Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Развязка Орел покинул поле битвы…
Заключение А кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать котенка.
Цитатный план текста За деревней весело играла кошка с котятами. Орел схватил одного котенка. Кошка вцепилась в орла. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы. Кошка облизывала израненного котенка.
Выводы из урока тема текста – схватка орла с кошкой стиль речи текста – художественный тип речи – повествование художественные образы – кошка, орёл, котёнок основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение
Ответьте на вопрос: Какие чувства вызвал у вас рассказ К.Д. Ушинского «Орел и кошка»?
Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…»
Домашнее задание Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Учитель русского языка
и литературы МБОУ
Буракова Елена Викторовна
Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.
- обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;
- развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.
- воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса детей к животному миру.
- знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.
- уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).
Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу.
Удачи желаю всем вам!
- Создание эмоциональной атмосферы.
Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) ( слайд 1).
Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?
Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.
Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).
- Чтение учителем текста (с остановками).
По ходу чтения задаются вопросы:
— Как вы думаете, что произойдет дальше?
— А вам интересно, чем закончится эта история?
Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?
Ученик: Это рассказ.
Учитель: Что такое рассказ?
Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?
Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:
«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)
Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)
Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.
Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?
Учитель: А сейчас выполним задания
Задание 1 (слайд 5)
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Задание 2 (слайд 7)
… … … и схватился со старой кошкой.
Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.
Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)
- Практическая работа в парах.
Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?
Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.
(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)
Словарная работа (слайд 12)
Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» — многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).
- Фронтальная беседа по тексту.
(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)
Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.
Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.
Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).
Ученик: Художественный стиль.
Учитель: Какова цель художественного стиля?
Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.
Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.
Ученик: Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.
Учитель: А как бы вы озаглавили текст?
Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».
Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?
Ученик: Она любит своих котят. Она мать.
Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?
Ученик: Духовная сила могущественнее физической.
Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.
Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.
— А что помогает создавать автору яркие образы? Посмотрите в свои памятки (Приложение 3).
Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.
- Практическая работа в группах.
Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.
(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)
Поверка выполненного задания (слайд 13)
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.
«Закипела битва насмерть» , «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы» . Это метафоры.
3 группа: « Как молния , спустился он с высоты и схватил одного котёнка».
« Как молния …» — это сравнение.
Общие выводы данного этапа.
Учитель : Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?
Ученик : Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.
Учитель : Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.
Ученик : Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.
Учитель : Назовите действия орла и кошки.
Ученик : Кошка играла , вцепилась , перекусила .
Орёл спустился , схватил , схватился , выклевал , покинул .
Учитель : Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.
Ученик : Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)
Практическая работа в парах.
Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).
Составление цитатного плана учащимися.
Цитатный план (слайд 21)
- Выводы из урока (слайд 22)
Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что
— тема текста – схватка орла с кошкой
— стиль речи текста – художественный
— тип речи – повествование
— художественные образы – кошка, орёл, котёнок
— основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы
— художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение
Учитель : Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»
(Учащиеся отвечают утвердительно)
Учитель : Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.
-А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)
Учитель: Давайте подведём итоги:
— Чему мы обучались на уроке?
— Какой этап урока вам понравился?
— Что вызвало затруднение?
Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)
X. Домашнее задание: ( слайд 25)
— Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.
Источник