Общество как предмет анализа сферы общества



Общество как предмет анализа. Основные сферы жизнедеятельности общества.

Специфика философского подхода к изучению общества. Развитие взглядов об обществе в истории философии и культуры: основные этапы. Классические и постклассические образы социальной реальности.

Детерминизм и индетерминизм в изучении общественного процесса. Модернизм и постмодернизм во взглядах на общество. Образы идеального общества как вид социально-философского творчества. Утопии и антиутопии, их место и роль в культуре. Изучение социальной реальности и конструирование социальной реальности. Методологические основы изучения общества

Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия. Природа и специфика общественных отношений. Социогенез. Понятие «общество», его операциональный характер.

Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Проблема законосообразности общественного процесса как центральная проблема социальной философии: основные концепции и методологические ориентации в познании общества (сциентизм, неокантианство, марксизм).

Основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная, их взаимосвязь и взаимодействие.

2.2. Материально-производственная сфера жизни общества

Сущность экономической жизни общества. Материальное производство, его место в системе общественного производства. Исторические типы материального производства.

Человек в структуре материального производства. Понятие труда. Мотивы и стимулы трудовой активности человека. Труд как ценность. Феномен экономических связей.

Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники. Сущность и природа научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, ее воздействие на исторический прогресс. Понятие техносфера, ее взаимосвязь с биосоциальной, антропологической сферами и ноосферой.

2.3. Социальная сфера жизни общества, ее структура

Понятие социальной сферы общества. «Социальное пространство», «социальное время», «социальная общность». Современная иерархия элементов социальной структуры общества.

Природа социальных различий и социального неравенства. Генезис социальных общностей и социальной структуры. Взаимосвязь социальной и материально – производственной сфер жизни общества.

Категория «справедливость», ее соотношение с категорией «равенство».Справедливость: реальность или утопия? Социальное равенство как общественный идеал. Эволюция представлений о справедливости.

Этническая структура общества. Классовая структура общества. Профессионально-образовательная структура общества. Демографическая структура общества. Стратификационная структура общества. Поселенческая (территориальная) структура общества.

Этнические формы социальных общностей (род, племя, народность, нация). Формы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Семья и брак. Сферы семейной деятельности (репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, эмоциональная, воспитательная, экономическая, духовного общения, досуговая).

2.4. Политическая сфера жизни общества

Основные концепции политической философии.

Политическое бытие общества. Предмет политической философии. Социальное назначение государства. Понимание социального назначения государства в истории философии (Платон, Аристотель, Гоббс, Руссо, Маркс, Ростоу). Внутренние функции государства (экономическая, социальная, финансового контроля, охраны правопорядка). Внешние функции государства (содружество с другими государствами, оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ). Глобальные функции государства (экологическая, сохранение мира, развитие науки).

Сущность власти: основные теоретические воззрения. Генезис власти, формы власти; власть и мораль, власть и справедливость, власть и собственность. Природа политической власти, её специфика. Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества.

Основные концепции происхождения государства. Роль государства в жизни общества. Эгалитарное и либеральное политическое мышление. Демократия и тоталитаризм: теоретические концепции и политическая действительность. Образы идеального государства, их место в реальном политическом процессе. Ценностное отношение к государству. Ценности государства и ценности личности: конфликт или взаимодополнение? Соотношение государства и права. Принципы правового государства.

Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе. Проблема политического выбора и политической ответственности. Государство и народ. Идеалы гражданского общества, социального партнёрства, и политического компромисса в современной политической культуре. Политосфера и мир повседневности человека.

Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX веке.

Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу.

52. Формационный и цивилизационный подход в понимании общества.

бщество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.

Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».

Народ – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.

Нация – это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.

Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.

Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы

Источник

Основы философского анализа общественной жизни

Философский анализ общества – ключевая проблема социальной философии, определённого раздела, который изучает закономерности жизни общества и способы работы социальных институтов и организаций, которые люди создают.

История общества формировалась в пространственно-временных условиях его бытия из исторических этапов – эпох культур, цивилизаций, которые характеризовали суть и специфические особенности человеческой деятельности. В силу этого, логично говорить о том, что именно формирование и функционирование общества, его социальное бытие и формы, законы и факторы развития, типы и виды социальных общностей, сферы жизни и представляют собой предмет данного раздела философии. Одним словом, системообразующие институты общественной жизни.

Общество как составляющая объективной реальности

Объективная реальность – это всё, что является искусственным и естественным в окружении человека.

Общество – это часть объективной реальности.

Важно заметить, что это не простая часть, а именно социальная, которая наделена разумом и обладает способностью изменять мир. Частью данной реальности являются и люди – индивиды, личности, персоны, более того, различные объединения людей также составляют реальность, здесь говориться о социальных группах, общностях и институтах. Такая часть объективной реальности называется социум.

В социум не включены технические и экологические системы, поскольку они вкупе с социумом являются базовыми элементами общества.

Социум – основной элемент общества, который структурируется посредством социальных компонентов на потребности и способности, деятельность, отношения и институты.

Данное определение отражает специфические особенности философской концепции Л. Зеленова.

Сущностное понимание общества

Общество, в первую очередь – это исторический продукт деятельности людей. Опираясь на данное положение вполне логично говорить о сущности человечества, человеческого рода, социума, сфер общественной жизни и самого общества, потому что истоком подобных категорий представляется человеческая деятельность.

Деятельность – это целенаправленное взаимодействие человека и окружающей среды (имеется в виду та деятельность, которая в корне отличается от обычной жизнедеятельности живого и взаимодействия неживого).

Деятельность представляет собой функциональный стержень социума. Деятельность подразумевает под собой конкретные социальные и общественные потребности и способности, которые схожи с родовыми силами индивида и общества. Очевидно, что потребность всегда была побудителем или стимулом человека и общества, а способность – деятельной силой. По своему существу человеческая деятельность способна генерировать самые различные социальные и общественные отношения, при этом одновременно с этим создаёт для них соответствующие институты. В этом и состоит деятельностная парадигма формирования социума и общества. В силу этого, можно утверждать, что деятельность и творчество являются факторами социального и общественного развития.

Человечество – совокупность людей.

Человеческий род – мера людей, система их родовых качеств.

Вся суть в том, что по своему определению человечество и человеческий род совокупностью собственных качеств создаёт в своём окружении специфическое поле бытия, оно состоит из:

  • Технических систем («вторая природа» – технико-техническая, индустриально-информационная среда, воссозданная человеком).
  • Экологических систем (сады и парки, бульвары и набережные, иными словами весь преобразованный человеком животный и растительный мир).

Это объясняет тот фак, что, говоря об обществе, подразумеваются, в том числе и технические, экологические образования, а не только демографические. По сути они общественные, поскольку созданы они человеком в процессе деятельности.

Сферы общественной жизни – самостоятельные системообразующие институты общественной жизни, которые сформировались в ходе исторического процесса, за основу взяв потребности и потенциал общества со своей структурой, функциями, целями, принципами, нормами, традициями, культурой.

Системообразующая роль институтов общественной жизни заключается в их наиболее важном предназначении для общества и его целостного функционирования.

Общество представлено людьми в совокупности общественных отношений и институтов, которые являются результатом их деятельности. Существование общества не представляется возможным вне деятельности человека, поскольку именно деятельность генерирует всю систему общественных отношений и деятельность институтов, которые для них характерны.

Можно дать несколько определений обществу:

  1. Общество – это люди, которые взаимосвязаны деятельность.
  2. Общество – это функциональная взаимосвязь людей.

Из всего этого можно утверждать, что общество является особой частью объективной реальности.

Ступени развития общества

Степень развития общества во многом зависит от развитости общественных отношений и институтов, а также исторической ступени развития. Здесь имеется в виду первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, индустриальная, информационная и все последующие.

Можно использовать и другую методологию общественного построения – региональную, с политико-экономическими и социальными особенностями бытия: латиноамериканская, азиатская, европейская, африканская модели общества. При этом будет достаточно целесообразно выделить базовые формы общественной деятельности, иными словами значимой во всех сферах общественного функционирования. Такие формы имеют конкретное содержание, которое основывается на исторической предопределённости. Они возникают в момент, когда потребности общества соответствуют его потенциальным возможностям и приобретают очертания организационной основы общественной жизни, в определённом качестве, которое крайне необходимо обществу.

До этого момента различные виды деятельности, которые получают развитие внутри общества, носят чисто предметный характер. Изменение предметного вида деятельности на базовую форму общественной деятельности, иначе говоря, системообразующую для жизни общества – довольно сложный и длительный процесс не только в общественном пространстве, но и во времени. Сферы жизни общества определённо, проходят этап становления в реальности, объективно представляют собой всеобщую потребность их собственного бытия и с функциональной точки зрения формируют взаимосвязанный состав базовых форм общественной деятельности – экономической, оборонной, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной и т.д.

Все перечисленные сферы только формально самостоятельные, при этом на функциональном уровне они необходимы для жизни и деятельности всего общества. Сообразно этому, не каждая профессиональная деятельность имеет возможность стать системообразующей для общественной жизни, это может быть только та сфера, без которой общественное бытие не может быть всесторонним и единым.

В качестве примера сфера экономической деятельности жизни общества, которая состоит, в том числе из производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг по всему экономическому профилю своих профессиональных видов деятельности – в добывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле и в финансах и т.п., нужна для снабжения жизни всего общества и предметно интегрирована в систему институтов его жизни, но по отдельности профессиональные виды экономической деятельности не могли претендовать на зарождение самостоятельной сферы общественной жизни.

Формирование сфер общественной жизни

Становление экономической сферы общественной жизни происходило по принципу появления базовой формы общественной деятельности. Этот процесс был достаточно сложным с эволюционной точки зрения, начиная с первобытнообщинного строя, когда происходило зарождение экономических отношений через первичную хозяйственную деятельность.

Схожим был процесс формирования и других сфер общественной жизни. Если конкретизировать, то параллельно с хозяйственными отношениями строились и отношения защитного вида. Имеются в виду оборонные, объективированные общественной потребностью по отражению реального и возможного нападения со стороны соседних племён, а с рабовладельческого общества – потребностями зарождающегося государства.

С функциональной стороны хозяйственная, ремесленная и оборонная деятельность требовали серьёзной организации, подготовленных людей, определённых знаний в теоретической области, а также расчётов по её осуществлению. Такими сферами становились сферы управления, педагогики и науки. Более того, важно упомянуть сферы общественного функционирования, которые давали возможность нормального общественного существования. Здесь говорится о сфере медицины, физической культуры, искусства, экологии, общественной безопасности и т.п.

Читайте также:  Медкомиссия ржд какие врачи и анализы

Процесс формирования сфер общественной жизни происходил по мере созревания общественных потребностей и способностей, которые обуславливали развитие базовых форм общественной жизни. Из всего этого становится очевидно, что сферы общественной жизни образовывались исторически, основываясь на базовых формах общественной деятельности как самостоятельные системообразующие институты жизни общества, с характерными функциями, внутренней структурой, традициями, принципами, нормами и культурой.

Сферы общественного развития

Согласно марксистской традиции, существовало четыре сферы общественного развития:

  • Экономическая сфера.
  • Политическая сфера.
  • Социальная сфера.
  • Духовная сфера.

Логично, что такое сферное построение не могло в полной мере передать все сущностные потребности общества. Оно было типологически некорректным, имело идеологизированную окраску, что опровергало научный подход и, что самое важное, явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития. При этом нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых вряд ли можно было представить нормальное функционирование общества.

Новая методология сферного построения общественной жизни базировалась на десяти сферах:

  • Экономическая сфера.
  • Экологическая сфера.
  • Управленческая сфера.
  • Педагогическая сфера.
  • Научная сфера.
  • Художественная сфера.
  • Медицинская сфера.
  • Физкультурная сфера.
  • Оборонная сфера.
  • Сфера общественной безопасности.

Формирование каждой сферы было обусловлено общественными потребностями и способностями, которые реализовывались в процессе общественной деятельности, как базовыми, которые сыграли мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с нормами, которые для неё характерны, а также принципами, правилами и культурой.

Закономерность появилась в том, что совершенствование системы общественных отношений, которые основывались на базовых формах общественной деятельности, отражало прогресс в жизни общества.

Важно понимать, что процесс общественного сферирования не может считаться завершённым. Новые потребности общества посредством конкретной деятельности влияют на общественные отношения, тем самым способствуют формированию новых институтов, часть которых могут быть в будущем системообразующими для общественной жизни.

Это относится к области космонавтики, которая сегодня является видом профессиональной деятельности. Однако вполне возможно, что в ближайшее время, она может преобразоваться в базовую форму общественной деятельности, организационно представляя общественный институт жизни общества – сферу общественной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что параллельно развитию общества, вызревает новая наука – сферология. В качестве предмета исследования она возьмёт формирование, функционирование и развитие сфер общественной жизни. Результаты исследования помогут более предметно выделить необходимые теоретико-функциональные продукты, которые обеспечивают целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития – стратегий, концепций, программ, доктрин на федеральном и региональном уровнях.

Важно понимать, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, связан взаимными отношениями с политическим процессом. Разные политические процессы по-разному подходят к сферному построению общественной жизни. К примеру, демократический и тоталитарный режимы, основываясь на присущих им властных механизмах, представляют предмет оценки конкретного исторического этапа. Он будет либо прогрессивной, либо регрессивной направленности.

Источник

Основные сферы жизни общества: философский анализ

Рассмотрение особенностей организации общества. Основные сферы жизни социума. Исследование формы устойчивых связей между социальными группами, обеспечивающих целостность общества. Проблема социальной деятельности как предмет философского анализа.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 21,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

1. Основные сферы жизни общества: философский анализ

Общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие.

В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации выделяют, как правило, пять уровней социальных систем. Первый: фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй: государство или группа взаимосвязанных государств; третий: социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений; четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему.

Структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внешних факторов.

Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются:

а. субъекты общества (человек, люди и их объединения);

б. взаимоотношения и связи между людьми;

в. социальные институты;

Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, необходимо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция); отношению к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованности и т. д.

Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры — общественные отношения.

Общественные отношения — это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.

В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяются экономические, политические, идеологические, социальные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.

Третий элемент структуры общества — социальные институты.

Социальный институт представляет собой исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни.

С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как различные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.

В зависимости от сферы общественных отношений выделяют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, партии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, создающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов); 7) институт родства, брака и семьи и др.

Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества.

Проблема деятельности была предметом пристального внимания многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант, Г. В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, К. Маркс, М. Вебер, пришедшие к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой общий знаменатель, к которому можно свести все многообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел Макс Вебер, увидевший основу жизни общества в социальном действии, которое он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Толкотт Парсонс утверждал, что вся социальная практика по сути является совокупностью «взаимоотношений между исполняющими свои обязанности людьми». Примерно так же рассуждал и Карл Маркс. Он сделал вывод о том, что общество есть «продукт взаимодействия людей».

Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего социального, исходный пункт всей системы общественных отношений, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что именно посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных социальные формы бытия.

В философской литературе деятельность как социально-философская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. В отличие от приспособительной деятельности животных, деятельность человека представляет собой единство материального и идеального. Социальная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую природу», т. е. культуру. Таким образом, деятельность можно определить как человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное его преобразование в интересах людей.

Более подробно проблема социальной деятельности будет рассмотрена в теме «Человек как предмет философского анализа».

Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.

1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию.

В системе социальной деятельности материальному производству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.

2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуществляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности с целью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная ценность, выраженные в них идеи, образы и чувства.

Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно существование человечества.

3. Политическая (управленческая) сфера — это сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого, как и без материального или духовного производства, она невозможна.

Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция законодательства о собственности, земле).

4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самолечением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоровья и правозащиты.

Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.

Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их необходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация одной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общественную систему.

Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальным законам присущ исторический характер, они действуют как тенденция, которая проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.

Читайте также:  Ставок больше нет сартр анализ

Изучение социальных законов предполагает и их классификацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.

По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: законы структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, политические, социальные и т. д.

По временному признаку, а) общеисторические (общие законы) — это те законы, которые распространяются на весь исторический период и объединяют в единое целое все сферы жизни общества; б) специфические законы — законы общества, распространяющиеся на определенные этапы его развития. философский общество социум

По месту в общественной жизни: а) основные — законы, которые играют решающую роль в общественной жизни; б) неосновные — законы, имеющие второстепенное значение в общественном развитии.

Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем — как биологических, так и социальных.

Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов, среди которых основными являются: субъекты общества (человек, люди и их объединения), взаимоотношения между людьми, социальные институты и деятельность.

К основным сферам, или областям общественной жизни относятся: экономическая, духовная, политическая и социальная. Все эти сферы общественной жизни взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать в единстве.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 31.05.2007

Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

реферат [44,9 K], добавлен 23.05.2008

Теоретическое представление и реальная жизнь общества, выраженное категорией бытия. Детальное рассмотрение духовной жизни общества, сферы нравственности. Эстетические формы духовной жизни. Понимания красоты общечеловеческой и «надчеловеческой» сущности.

реферат [42,4 K], добавлен 16.10.2010

Понятие общества. Существенные черты общества. Ведущий субъект деятельности общества — человек. Общественные отношения. Основные подходы к объяснению связей и закономерностей. Основные этапа развития общества. Структуре современного общества.

реферат [16,3 K], добавлен 09.12.2003

Основные исторические типы мировоззрения. Специфика философского знания. Предмет философии и её объект. Закономерности, которым подчиняется как бытие, так и мышление человека. Выработка познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

Источник

Общество как предмет философского анализа. Основные сферы жизни общества.

Стартовой позицией для размышления об обществе является классическая античная философия в лице Платона и Аристотеля. Именно в их философии отчетливо выразился подход к проблемам общества, определивший на многие века контуры познания этой области бытия.

Прежде всего в учении об обществе Платон и Аристотель выделяют вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, размышления об основах экономики и обмена и закономерностей их развития и т.д.

Вместе с тем в этом многообразии затронутых тем есть узловые пункты, вокруг которых группируются все общественные проблемы. Этих пунктов два: этика и учение о государстве, причем, именно государству уделяется основное внимание.

Анализ постановки вопроса о государстве у Платона и Аристотеля позволяет выделить одну важную методологическую особенность. Речь идет о прояснении понятия "общество" через понятие "государство". При этом роль государства проявлялась по-разному. Во-первых, государство было той отправной точкой, с позиций которой и в связи с которой рассматривались все проявления общественной жизни, как материальной, так и духовной. Во-вторых, государство было своеобразным качественным пределом, исключавшим из поля зрения исследователя некоторые общественные явления и реалии потому, что связь их с государством не просматривалась. То есть весь образ социального видения древних мыслителей касается не столько государства, сколько общества. Государство и общество для них – синонимы. И здесь не столько государство растворяется в обществе, сколько, напротив, общество подтягивалось до государства, растворялось в нем. Такое поглощение общества государством в то время было не случайно. Оно объясняется, во-первых, тем, что государство выступало на поверхности общественной жизни как бы наиболее наглядным воплощением общественной целостности. Во-вторых, оно объясняется особой ролью политических институтов в ранних классовых обществах, когда механизмы саморегуляции общества были еще неразвиты, а интегрирующая роль государства была исключительно велика. Отсюда и тенденция растворять общество в государстве.

Такое рассмотрение общества сквозь призму государственно-политических институтов оказалось чрезвычайно живучим, вплоть до ХVI-ХVII вв., когда фактически была сделана первая попытка своеобразного “расчленения” общества и политических структур на основе причинно-следственных связей между ними, связей целого и части.

В этом отношении наиболее показательна концепция английского мыслителя ХVII в. Т. Гоббса, в которой проявился не отказ от признания определяющей роли государства, а изменение самого подхода к пониманию его возникновения и функционирования. Начав с констатации “естественного состояния” общества – "вой­ны всех против всех”, вытекающего из абсолютной свободы каждого индивида, Гоббс именно отсюда выводил необходимость государства. Оно выступает в роли “Левиафана” – земного бога людей. Принципиальная новизна позиции Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства. Тем самым он поколебал политико-центристскую концепцию общества, подготовил почву для становления более объективного системного, целостного видения общества, представленного учениями мыслителей французского Просвещения ХVIII века, в том числе Ж-Ж. Рус­со.

Отталкиваясь от идей “естественного состояния”, Руссо сделал акцент на выяснении происхождения, сущности, путях преодоления социального неравенства в обществе, вскрыл противоречия частной собственности и эксплуатации человека человеком. Из этих социально-экономических реалий выводил он свое учение об общественном договоре, суверенитете народа и т.п. В этом направлении шел и К. Сен-Симон, автор концепции “социальной физиологии”. Он считал, что расцвет общества может быть определен прежде всего развитием общественного производства, исключением паразитизма отдельных групп людей, справедливым распределением “по способностям”.

Особое значение в становлении концепции об обществе сыграл А. Смит – классик английской политэкономии, но в такой же мере и социальной философии. Исследуя психологию человека, его место в обществе, изучая природу человеческих страстей, способностей, чувство справедливости, он дает и глубокий анализ человеческого труда, раскрывая с материалистических позиций основы экономической жизни общества, то есть объективных факторов общественного развития.

Итак, в процессе становления социальной философии изменялось понимание общества как предметной области философии. Эти изменения шли по трем направлениям:

– расширение изучения различных сторон общественной жизни;

– своеобразный сдвиг социально-философского интереса с политических и духовных структур общества к его социально-экономическим, базовым основам;

– более глубокое постижение сущности общества как целостного организма, выявление его основных причинно-следственных связей и отношений.

В этом процессе существенную роль сыграло и историческое сознание. Уже древние историки (Геродот, Фукидид) пытались осмыслить историю общества, обнаружить какие-то связи между временами, историческими событиями, хотя эти события больше связывались с явлениями природы, космоса, чем общества.

Важнейшей ступенью в понимании общества, его сути и истории сыграли взгляды религиозных философов средневековой эпохи Августина и Ф. Аквинского. Главной движущей силой истории общества они считали божественное провидение, а весь исторический путь человечества и общества понимали как путь Бога и к Богу. Но принципиальная новизна их подхода заключалась отнюдь не в том, что история человека и общества интерпретировалась в духе библейских догм и канонов, а в том, что сама христианская концепция, будучи обращена к истории общества, придавала истории человечества, обществу временное измерение. Само земное существование Иисуса Христа стало своего рода точкой отсчета исторического, общественного времени, а жизнь общества обрела смысл во времени, перспективу, пусть своеобразную, но перспективу. Позже она станет объектом и восхищения и критики.

Существенно изменили представления об обществе четыре великих философа ХIХ в: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер.

По существу, нет ни одной крупной социальной проблемы, которая так или иначе не была бы осмыслена и разработана Гегелем: структура общества в целом, труд, собственность, мораль, семья, гражданское общество, народ, система управления, формы государственного устройства, монархия, тончайшее взаимодействие общественного и индивидуального сознания, всемирно-историчес­кий процесс (его объективность, основные этапы, основные регионы мировой истории), наконец, реальный человеческий индивид в бесконечном множестве и сложности его связей с обществом, с мировой историей – вот те основные проблемы, которые отражены в социальной философии Гегеля. Гегель был первым, кто предложил столь многоплановый анализ общества, общественного бытия. При всем признании роли политических институтов в жизни общества, он отрывается от политико-центризма и разрабатывает объективную теорию общества, бытия человека в нем, доведя концепцию человека до концепции свободы человека и путей ее реализации.

Принципиально другой подход к анализу общества осуществлен в марксистской концепции. Материалистическая по своей сути, она окончательно порывает с политико-центристскими тенденциями. Общество в ней представляется как специфическое сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества – как естественноисторический процесс.

Социальная философия Маркса имеет ряд особенностей, наиболее концентрированно представленных в “Предисловии к “Кри­тике политической экономии”. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что социальные взгляды Маркса менее теоретически офор­млены, чем гегелевские. Во всяком случае у Маркса нет на этот счет работ, равных “Философии права” Гегеля.

Одна из особенностей социально-философского наследия Маркса заключается в его тесной связи с политико-экономическим анализом общества. Более того, его социально-философская концепция имеет адресную цель: рассмотрение и обоснование процессов становления коммунистического общества. Именно в таком концептуально-прикладном ключе рассматриваются им вопросы законов общественного развития, классов, прогресса, революции и т.п.

Важный вклад в учение об обществе, его предметное определение внес О. Конт. Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. При анализе общества Конт ввел разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с устойчивыми (“естественными”) условиями существования, функционирования общества и характеризует как бы воспроизводство общества в определенном качественном состоянии. Социальная динамика рассматривает общество со стороны движения, эволюции. Конт раскрывает естественные законы развития общества. Рассматривая эволюцию общества, он выделяет три важнейшие стадии интеллектуальной эволюции, считая ее определяющей в функционировании общества: теологическую, метафизическую, позитивную.

В каком-то смысле, продолжает развивать органический подход к обществу Г. Спенсер, но он идет дальше, проводя аналогию общества с биологическим организмом. Исходя из биологического подхода, он анализирует роль составных частей общества, социальных институтов, показывая их взаимосвязь и назначение, раскрывая движение общества как движение от простого к сложному, как закономерность.

В ХХ в. взгляды на общество развиваются, с одной стороны, в русле идей исторического материализма, с другой – в таких идеях, которые явно выходят за рамки чисто социально-философского анализа. Они представлены мыслителями такого ранга как Э. Дюр­кгейм, М. Вебер, Г. Парсонс, О. Шпенглер, Ф. Ницше, М. Хайдег­гер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Н. Бердяев, З. Фрейд и др. В этих концепциях основные проблемы общества явно смещены с объективных факторов и движущих сил его развития на субъект общественного развития, на человека и его субъективное бытие.

Читайте также:  Отличие анализа урока от самоанализа урока

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Источник

34. Общество как предмет социальной философии. Системный подход к анализу общества.Сферы жизнедеятельности общества.

ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется — в широком смысле — как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.).

Общество как система

Обществом называют ту или иную форму коллективной человеческой жизни, целостную систему коллективного жизнеобеспечения, особый самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, обладающий универсальными законами организации и конкретными формами их проявления. Общество — способ воспроизводства социальности, сама социальность — универсальный способ существования, отличающий любого члена общества как надприродного существа от сил и явлений природы.

Общество – продукт взаимодействия людей. Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности — как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов.

Попытку создать интегральную теорию общества как системы предпринял американский философ и социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968). С его точки зрения, общество («эмпирическая культура» в его терминологии) всегда включает три компонента: идеологический в широком смысле компонент (основной); материальный (он вторичен, является воплощением идеологии) и социальный. Социальный компонент — люди с их страстями — всегда неизменен, люди лишь меняют системы духовной ориентации. Идеологический компонент иначе можно назвать «суперкультурой», определяющей системой ценностных ориентации. Эмпирическая культура — это проявление той или иной суперкультуры. Суперкультура запредельна, трансцендентна. Выявить тип суперкультуры можно, только исследовав мотивы человеческих действий.

Люди действуют, подчиняясь трем факторам: бессознательным (рефлексы), биосознательным (человеческие потребности: голод, жажда, половое влечение) и социосознательным (значения, нормы, ценности). Только действия на основе норм и ценностей связывают людей в единое целое, что открывает возможности теоретического исследования общества.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Всеобщие сферы жизнедеятельности общества

Сфера материального производства

Деятельность людей в сфере материального производства, в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования. Воздействие общественного человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование ранее созданных орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных целей.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, то есть рассмотрение всего процесса трудовой деятельности как чисто природного процесса, протекающего по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее будет сказать, что эти производственные отношения между людьми служат той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Социальная сфера общества

Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства — научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера — это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это — общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это — продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Сфера управления общественными процессами

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразие общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Духовная жизнь – это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА:

1. специализированно, осуществляется определенной группой лиц, определенными общественными институтами, но может совершаться на уровне народа (фольклор, народное творчество).

2. осуществляется в форме умственного труда.

3. в нем гораздо слабее проявлена его утилитарность, часто предназначено для потребления в будущем.

4. возможность многократного использования духовных ценностей.

5. охватывает все виды и сферы человеческой деятельности.

ФУНКЦИИ духовного производства:

-духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер общества (эконом, соц.). Одухотворение социальной жизни.

производство знания о новых идеях и распространении этого знания. Эту функцию выполняет высшая школа, средства массовой информации.

Источник