Николай карамзин время анализ



Анализ стихотворения Карамзина "Берег"

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя «Истории Государства Российского» в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником «дворянского» периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.

Стихотворение «Берег» было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту – начинает издание журнала «Вестник Европы». В этом же году он приступает к написанию «Истории Государства Российского». Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, «безделок», как ласково называл их сам поэт.
В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения «Берег» — смерть близких людей.

Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в «пристань мирную», читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения «перерождаются» в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…
Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни – это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть – это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится «место подле друзей».
Стихотворение «Берег» можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их «хитросплетение», умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.
Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной «пристани»? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя «море и волненье» жизни, «пристань и покой» после смерти?

Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний («Пусть ее на карте нет!», «Пусть она и неизвестна!», «Вы маните/ Нас к таинственным брегам. ») и риторических обращений («Жизнь! ты море и волненье!», «Смерть! ты пристань и покой!», «Тени милые!»).
Во второй строфе поэт использует повтор: «Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!». Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом — инверсией: «в пристань мирную войти», «летят в объятья их», «храните место подле вас друзьям».

В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.
Способы рифмовки – перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа – катрен.

Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:

Пусть ее на карте нет!
Пусть она и неизвестна!
Мысль, надежда им прелестна
Там избавиться от бед.

Особенностью «Берега», да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…
Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М.И.Багрянского к А.М.Кутузову, которое было написано в 1791 году: «Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища».

Источник

Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм

Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма. В отличие от сентиментально-реалистической литературы, представителем которой был А. Н. Радищев, творчество Н. М. Карамзина носило сентиментально-романтический характер.
Русский сентиментализм зародился в семидесятые годы XYIII века во время крушения идеологии классицизма в связи с социальной ситуацией и шедшим с Запада воздействием. Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века.
Русский сентиментализм создавал «не только Карамзин и даже не впервые Карамзин, хотя именно в его творчестве оно кристаллизовалось с наибольшей законченностью. Новое течение было настолько органическим и естественным проявлением судьбы русской дворянской интеллигенции в последнюю четверть XYIII в., что оно возникало в сознании ряда писателей как новая задача литературы. Оно вызревало, начиная с 70-х годов, в творчестве М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, Нелединского-Мелецкого, затем у И. И. Дмитриева, Карамзина, Капниста, Хованского»… (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999, стр. 263).
Творчество писателя Н. М. Карамзин рассматривает прежде всего как отражение души писателя, его «зеркало души» (о чем он пишет в своей критической работе «Что нужно автору?») Поэтому проза Карамзина носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора.

Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».
Карамзин считает нелепым утверждать, что «обстоятельства и случаи воспитания… дают характер человеку» и убежден, что «Одна природа творит и дает». (Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 740). В этом стремлении отрицать роль социального аспекта в формировании личности и человеческой души (известное «Ибо и крестьянки любить умеют!») и в убежденности в том, что важна сама натура («Гони природу в дверь: она влетит в окно!») заключается «сентиментальность» Карамзина. Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.
«Исподволь, с разных сторон подготовлявшееся, с опорой на соответствующие западноевропейские образцы, новое большое литературное направление – сентиментализм – окончательно оформляется в 90-е годы XYIII века, оттесняя назад классицизм и в боях с ним победоносно выходя на первый план новой русской литературы…
… Общее направление в изменении содержания литературы сентиментализма по сравнению с классицизмом – ее тематики, сюжетики,
3

героев – может быть определено словами: от дворца к хижине (не только как к перифрастическому обозначению дворянской усадьбы, с чем неоднократно будем сталкиваться в поэзии конца XYIII — начала XIX века, а как и к реальной крестьянской избе). С олимпийских высот хвалебно-торжественной одописи, из аристократического мира трагедий литература спускается в обыкновенную жизнь обыкновенных людей. Соответственно этому происходит коренная перегруппировка и решительные изменения всей жанровой системы. Вместо стихотворных жанров на первое место выходят жанры прозаические, в которых в связи с повышенным вниманием к внутреннему миру человека повествование, как правило, ведется от первого лица». (Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый, стр. 89-91).
Карамзин раскрыл внутреннее «я» человека и его богатую духовную жизнь в своей прозе. Он стал одним из первых в русской литературе, кто ввел биографию в качестве принципа построения образа героя.
Наиболее известная повесть Карамзина – «Бедная Лиза». В ней есть все, что внес сентиментализм в русскую литературу: изображение нравственного мира представителей крестьянства, выбор в качестве героя произведения обыкновенного человека, интерес к внутреннему миру персонажей, приближение языка произведения к разговорному.
Сюжет повести «Бедная Лиза» — обольщение крестьянской девушки дворянином, — часто встречался в западных литературах XYIII века. Но идея повести не в социальной пропасти, не в желании отмены сословного неравенства, не в нарушении добродетели, а в том, что прекрасному не всегда суждено сбыться, что справедливое зависит от обстоятельств. Карамзина привлекает само «воспоминание о плачевной судьбе Лизы», потому что он любит то, что заставляет «проливать слезы нежной скорби». На первый план выступает человеколюбие и лиричность повести.
4

Восторг и умиление вызывает повесть «Наталья, боярская дочь», в которой также присутствует лиричность и человечность сентиментализма романтического направления. Сюжет повести «Наталья, боярская дочь» построен так, «что в ней «общечеловеческая» проблема получала «национальное», «русское» решение. Этим самым писатель снова, но уже на историческом материале, показывал, что в художественном, поэтическом отношении русская действительность и история не уступают действительности и истории европейских народов». (П. Берков, Г. Макогоненко, вступительная статья «Жизнь и творчество Н. М. Карамзина», Н. М. Карамзин, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва – Ленинград, 1964, стр. 29). Таким образом, Карамзин обнажил независимость своего сентиментализма от иностранных влияний и проявил себя в качестве основоположника русской исторической прозы.
«Как художник, будучи признанным главою русского сентиментализма, Карамзин постоянно находился в поисках. Тенденции к отставанию духовного космополизма, свойственные ранним годам его творчества, сочетаются в то же время с обостренным чувством утверждения национальных культурных традиций». («На путях к романтизму», Ленинград, «Наука», 1984).
Можно утверждать, что Карамзин стал первым романтиком в русской литературе. Повесть «Остров Борнгольм» — одно из лучших произведений Карамзина – является образцом его романтики: в ней есть таинственность, трагичность. Неизвестно кем являются друг другу герои этой повести, что сгущает мрачный колорит этого произведения.
В повести «Остров Борнгольм» поставлен тот же вопрос, что и в «Бедной Лизе»:
Законы осуждают
Предмет моей любви;

Читайте также:  Как правильно измерять анализ крови

Но кто, о сердце! Может
Противиться тебе?

Речь идет о том, что чувства людей вкладываются в них природой и что они не всегда совместимы с добродетельностью. Эта повесть глубоко лирична и пропущена через душевное состояние рассказчика, который имеет желание убежать от действительности: «от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем».
Лиризм и субъективизм остались навсегда творческой манерой Карамзина, сентименталиста-романтика.
Еще более лирична маленькая повесть «Сиерра-Морена», являющаяся по своему характеру не повествованием, а лирическими записками «человека, перенесшего трагическое несчастье, но уже сумевшего в какой-то мере победить себя, отчасти изжить свое горе, сумевшего если не обрести душевное равновесие, то, во всяком случае, выйти из состояния отчаяния и погрузиться в холодное равнодушие». (Вступительная статья Беркова и Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 39).
В этой повести звучит та же мысль, что и в других повестях Карамзина: «Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его?» Для современников Карамзина «Сиерра-Морена» была интересна не только лиричностью языка, стремительно развивающимся сюжетом, неожиданной развязкой, необычным названием… В этой повести была предпринята попытка объяснить смену душевных состояний человека, прошедшего путь от большого личного счастья до великого горя; в ней было стремление объяснить психологию героя.

Проза Карамзина соответствовала потребностям своего времени: в ней есть раскрытие внутреннего «я» человека, отображение «языка сердца», раскрытие богатства индивидуальности и ее внутреннего мира. Карамзин создал образы, лишенные «боевого духа», и обреченных на страдания героев. В его прозе звучит тема смирения перед неизбежностью законов сердца и природы.
В повестях и очерках Карамзина читатель искал «настроения, создания эмоциональной атмосферы, — до сентиментализма, до Карамзина неизвестной русской литературе и открывшей для нее перспективы нового и плодотворного понимания сложности душевной жизни человека». (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект – Пресс», Москва, 1999, стр. 433).
Проза Карамзина и русский сентиментализм стоят в преддверии литературы XIX века и являются ступенью к реализму. Проза Карамзина способствовала развитию романтических тенденций и одновременно сыграла большую роль в становлении реалистической психологической литературы.
«У Карамзина, мастера сюжетной повести, лирического очерка, психологического этюда, автобиографического романа, учились главным образом люди следующего поколения, начиная от А. Бестужева – Марлинского и продолжая Пушкиным, Лермонтовым и другими писателями 1830-х годов». (Вступительная статья П. Беркова и Г. Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 55).
В конце XYIII века Николай Михайлович Карамзин «стал если не вождем, то, во всяком случае, главой нового направления… а направление это, несмотря на свойственную ему аффектацию и – местами – слащавость и приторность, оказалось на некоторый краткий период прогрессивным этапом в развитии русской литературы и общественности». (П. Н. Берков, «История
7

русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград, стр. 531).

Список использованной литературы:
1. Н. М. Карамзин, избранные сочинения, два тома, «Художественная литература», Москва- Ленинград, 1964;
2. «Русская литература XYIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте», Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983;
3. «Русская литература XYIII – XIX веков», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995;
4. П. Н. Берков, «История русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград;
5. Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый;
6. Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999.

Источник

Стоит ли читать «Историю государства Российского»?

О двенадцати томах, написанных Николаем Карамзиным, мы все слышим едва ли не с начальной школы, но кто из нас осмелился их прочесть? Гигантское сочинение, да еще и написанное человеком, жившим в начале XIX века, кажется устаревшим и не стоящим нашего времени и внимания.

Редактор eksmo. ru Раиса Ханукаева не согласна с таким подходом и решила ответить на часто задаваемые вопросы о книгах Карамзина.

Была ли «История государства Российского» первой в своем роде?

Конечно нет. В середине XVIII века была создана «История Российская» Василия Татищева (едкую эпиграмму — «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым»). Попытки написать нечто подобное также предпринимались князем Василием Щербатовым («История Российская от древнейших времён»), Михаилом Ломоносовым и многими другими.

Тогда почему сочинение Карамзина считается главным?

Карамзина называли «Колумбом русской историографии», он был первым, кто рассказал об этой сложной теме доступным языком и, фактически, открыл ее для всех читателей. Залогом успеха стали серьезный научный подход и художественный текст, а последствием — рост национального самосознания в стране.

«Первые восемь томов “Русской истории” Карамзина» вышли в свет». <. > Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шума и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) — пример единственный в нашей земле», — писал Александр Пушкин. Не все приняли карамзинский труд благосклонно. Будущие декабристы, например, обвиняли историка в чрезмерном почитании царской власти. Тот же Пушкин выдал едкую эпиграмму («В его “Истории” изящность, простота / Доказывают нам без всякого пристрастья/ Необходимость самовластья / И прелести кнута»), а журналист Николай Полевой взялся за создание «Истории русского народа», не имевшей, впрочем, и малой доли того успеха, который достался Карамзину.

Действительно ли «История. » — это пропаганда самодержавия?

И да, и нет. Карамзин, как свидетель Великой французской революции, действительно был уверен, что только самодержавие может стать залогом спокойствия и процветания страны. Несмотря на это, он с любовью пишет о республиканском вольном Новгороде и не скупится на критику некоторых великих князей и в особенности «завоевателя» Новгорода, Ивана Грозного.

При жизни Карамзина называли главным идеологом консерваторов, но именно он в «Записке о древней и новой России» указал на ошибки правления Екатерины II и Павла I, критиковал экономическую, образовательную и политическую системы. Да, он резко выступал против министерств, но аргументировал это возросшей бюрократией и некомпетентностью чиновников.

Что необычного было в «Истории государства Российского»?

До Карамзина никто не отваживался говорить о монархе отрицательно. А вот царский историограф (вполне официальная должность писателя) считал закономерным бегство Курбского и других бояр и прямо назвал царя изменником: «Зрелище удивительное, навеки достопамятное для самого отдалённейшего потомства, для всех народов и властителей земли; разительное доказательство, сколь тиранство унижает душу, ослепляет ум привидениями страха, мертвит силы и в государе, и в государстве! Не изменились россияне, но царь изменил им!»

Дело в том, что Романовы считали себя прямыми потомками Рюриковичей и немало сил приложили к тому, чтобы «легализовать» это родство. Поэтому выпад в сторону первой русской династии мог быть расценен и как выпад в сторону современного Карамзину самодержавия.

Карамзин — профессиональный историк?

К счастью, нет. Понятия «научпопа» тогда не существовало, так что ученые со своими сложными трактатами оставались мало досягаемыми даже для читателей-энциклопедистов. Карамзина же многие называют еще и первым писателем, «отечественным Стерном». Славу ему принесли «Письма русского путешественника», а упрочила ее повесть «Бедная Лиза».

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на творчество Жуковского и Пушкина. Писатель положил начало реформе русского языка, но на пике славы, после публикации повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», оставил литературные салоны и заперся в своем кабинете, начав работу над «Историей государства Российского».

12 томов — это законченное произведение?

Нет. Автор работал над своим главным произведением с 1804 года и до своей смерти в 1826-м, но даже этого времени ему не хватило, чтобы закончить столь колоссальный труд. В каждом томе «Истории. » было множество редакций, Карамзин брался за переделку после появления новых документов, иногда случалось переписывать уже готовые тома. В итоге он довел свое повествование только до междуцарствия 1611-1612 годов, хотя мечтал закончить началом правления дома Романовых.

И главный вопрос: стоит ли сегодня читать «Историю. »?

Стоит. Хотя бы потому, что это действительно один из самых простых и понятных «учебников» истории даже для современного читателя. Не пугайтесь мифов об «Истории государства Российского», большинство из них рассеиваются уже при поверхностном знакомстве. Более того, во время работы Николай Карамзин изучил многие ныне утраченные источники, так что современным историкам приходится верить ему на слово.

Читайте также:  Анализ над этой темой

Источник

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Рассмотрение лирики Карамзина в аспекте времени, исследование способов выражения авторской позиции и специфических особенностей индивидуального стиля автора. Пейзаж в сентиментализме и интерпретация художественного текста с философской точки зрения.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.01.2012

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

студентка группы Л22.

1. Русский певец чувств нежных

2. Сентиментализм. Пейзаж в сентиментализме

3. Виды пейзажа у Н.М. Карамзина

3.1 Идеальный пейзаж

3.2 Унылый пейзаж

3.3 Бурный пейзаж

3.4 Антропологический пейзаж

4. Времена года. Сопутствующие темы

Николай Михайлович Карамзин жил и на рубеже 18 и 19 веков, именно он творил русскую литературу, на его произведениях воспитывались ныне признанные гении пера. Тем поучительней для филолога изучать его творческое наследие, глубже проникать в механизм мастерства и сущность авторской поэтики.

Предмет исследования — интерпретация одной из сквозных тем, которая представлена в его творческом наследии ярко и многопланово. Природа. Сущность её. Красота, образность и философская наполненность — вот что руководило нами при выборе темы исследования

Цель работы заключается в сопоставлении и анализе авторских текстов, в которых предложенная тема тесно переплетена с другими, не менее важными: времени, любви, жизни и смерти, Бога.

Рассмотрение лирики в аспекте времени даёт возможность проследить насколько значительна роль данной темы в творчестве различных периодов; исследование способов выражения авторской позиции позволяет лучше понять специфические особенности индивидуального стиля Н.М. Карамзина.

Новизна предложенной работы заключается в попытке интерпретации художественного текста с философской точки зрения.

а) изучение критической литературы по творчеству Карамзина.

б) сопоставление произведений, относящихся к различным периодам творчества, интерпретация темы в поэтических и прозаических текстах.

в) самостоятельное исследование художественных текстов.

1. РУССКИЙ ПЕВЕЦ ЧУВСТВ НЕЖНЫХ

Николай Михайлович Карамзин. Русский писатель, дворянин, реформатор, патриот, публицист, сентименталист, историограф. Множество определений можно подобрать к его личности, и все они будут верны. Его деятельность в области русской словесности того времени поистине всеохватна: он, в первую очередь, модернизировал литературный язык, отточил его, как оттачивают скальпель хирурги, дабы донести до читателя прекрасное, многогранное Слово. «Слово для него замкнуто в себе и обращается не столько к воображению, сколько к фантазии, не столько к зрению вещей, сколько к созерцанию отраженной в них души» [1]. Внешне он ведёт, рассеянную, как тогда выражались, жизнь молодого и необременённого философскими раздумьями повесы, но внутренне он стремиться к самопознанию и самоопределению. Множество факторов повлияло на формирование личности писателя: прекрасное европейское образование, дворянский лоск, блестящие покровители. Но, главное, Карамзин — Гений. Начав свой творческий путь как журналист и переводчик, он постепенно приходит к новому для 18 — 19 веков стилю — сентиментализму (sentiment — чувство, чувствительность — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.). Оно более всего совпадало с его эстетическими взглядами — Карамзин, вслед за Джоном Локком, придерживался идей эмпирического, чувственного познания мира и эгоцентрической индивидуальности («источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя» — Дж. Локк.), это подтверждается и его письмом к Дмитриеву от 1820 года, где он совершенно ясно понимает необходимую связь между чувством к природе и философией: «Чувство к природе ещё живо в моем сердце, несмотря на чистый идеализм моей философии.

2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. ПЕЙЗАЖ В СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ

«Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение, зародившееся до него, но выразившееся полноценно именно в его творчестве» [3].

Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику — это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. «Едва ли не главная заслуга его заслуга как пейзажиста — осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова «Природа», «Натура» пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства «воспитания души»» [4].. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе. Михаил Эпштейн пишет в книге «Природа, мир, тайник вселенной»: «Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью («Осень», 1789; и др.), Карамзин предвосхитил скорбную, «рыдальческую» линию в развитии русского чувства природы (Н. Некрасов, А. Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души («Весенняя песнь меланхолика», 1788; «К самому себе», 1795), заложил основу для психологизма в лирике»[5].

Природа у Карамзина — живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза — как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст — как дитя города).

«Характерна также деформация, которую претерпел культ природы, свойственный западным сентименталистам, в творчестве Карамзина. Карамзина тянет в природу, красоты которой он умеет и ценить и изображать, подальше от бурь общественной жизни, в мирную обстановку деревни, где помещики — отцы своих крестьян, и крестьяне благополучны в меру своего трудолюбия, покорности и «добродетели». «Руссоизм» стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики. Само собой разумеется, что относительная реалистическая зоркость западных сентименталистов была в сильной мере ограничена у Карамзина идеализацией существующего мира, бытовой реализм западных сентименталистов — орудие вскрытия противоречий жизни — заменялся у него рисовкой бытовых деталей, наблюденных через розовые очки» [6].

Единственная подлинная тема такого искусства — это внутренний мир человека, во всей пестроте индивидуальных переживаний, от возвышенного пафоса и до бытовых случайностей.

Отметим, что тема природы как связующая нить тянется через все его произведения. Так или иначе она связана со многими темами и проблемами (см. приложение № 4):

3. ВИДЫ ПЕЙЗАЖА У КАРАМЗИНА

Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе — у Гомера, Феокрита, Вергилия, Овидия,а затем на протяжении многих веков разрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения. Это как бы точка отсчета развития пейзажа в поэзии нового времени. Именно постепенное разложение этого господствовавшего в поэзии канона дало материал для создания новых жанровых типов пейзажа, уже не столь цельных и самодостаточных.

Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать:

1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи

2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду

3) цветы, широким ковром устилающие землю

4)деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень

5) птицы, поющие на ветвях

6) элементы пасторали (пастухи пастушки на лугах)

7) изображаемому времени года это чаще всего весна:

карамзин лирика пейзаж сентиментализм художественный

На персях нежныя Природы

Играет, резвится Зефир.

Дождь тихий с неба к нам лиется

И всё творение живит;

В полях все травы зеленеют,

И луг цветами весь покрыт.

Уже фиалка распустилась,

Смиренно под кустом цветет,

Амброзией питает воздух;

Не ждя похвал, благотворит.

На ветвях птички воспевают

Хвалу всещедрому творцу;

Любовь их песни соглашает,

Любовь сердца их веселит.

Овечки кроткие гуляют

И щиплют травку на лугах;

В сердцах любовь к творцу питают —

Без слов его благодарят.

Пастух играет на свирели,

Лежа беспечно на траве;

Питаясь духом благовонным,

Он хвалит красоту весны.

Везде, везде сияет радость

(«Весенняя песнь меланхолика»)

Характерны уменшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к каждому слову идеального пейзажа — «идиллеме» ( травка, овечки). В идиллию вносятся мотивы элегии:

Но я, печалью отягченный,

Брожу уныло по лесам.

В лугах печаль со мною бродит.

Смотря в ручей, я слезы лью;

Слезами воду возмущаю,

Волную вздохами ее.

(«Весенняя песнь меланхолика»)

Голос автора звучит в поддержку красоты пейзажа против унылого настроения:

Когда придет весна моя,

Зима печали удалится

(«Весенняя песнь меланхолика»)

В XVIII веке идеальный пейзаж был значим сам по себе, как поэтическое представление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетических ценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина и, особенно, Н.М. Карамзина этот пейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той части действительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считалась поэтической: как знак овладения античным, общеевропейским искусством пейзажа.

3.1 Унылый пейзаж

Унылый пейзаж — истинное дитя сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим — он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона — его можно назвать «мрачным»,: «Но за красным летом следует мрачная осень. Цветы и в поле и в саду увяли; зелень поблекла; листья слетели с деревьев; птички. бог знает, куда девались — и все стало так печально, так уныло» («Юлия»).

Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) и бурным пейзажем. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно через многие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема:

Читайте также:  Финансовый аспект анализа собственного капитала

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Особый час дня: вечер, ночь или особое время года — осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни: «..мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения» («Бедная Лиза»).

Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина» («Бедная Лиза»)

туман и тишина, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых: «Ночь была ясная, свет полной луны осребрял темную зелень на древних дубах и вязах, которые составляли густую, длинную аллею» («Остров Борнгольм») — отраженный свет, к тому же рассеянный туманом, льет печаль на душу.

Картина обветшания, увядания, тления, развалин: «Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.» («Бедная Лиза»).

Образы северной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция. Север — часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года, вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всего такие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы: «Волны пенились под рулем корабля нашего, берег гревзендский скрылся в отдалении, северные провинции Англии чернелись на другом краю горизонта — наконец все исчезло, и птицы, которые долго вились над нами, полетели назад к берегу, как будто бы устрашенные необозримостию моря. Волнение шумных вод и туманное небо остались единственным предметом глаз наших, предметом величественным и страшным» («Остров Борнгольм»).

Таковы основные черты унылого пейзажа в его ранней, «мрачной» разновидности, вдохновляемой в основном предромантическим мироощущением.

3.2 Бурный пейзаж

Изображает картины природы зимой. В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья — все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой: «Между тем сильный ветер нес нас прямо к острову. Уже открылись грозные скалы его, откуда с шумом и пеною свергались кипящие ручьи во глубину морскую. Он казался со всех сторон неприступным, со всех сторон огражденным рукою величественной натуры; ничего, кроме страшного, не представлялось на седых утесах. («Остров Борнгольм»). Природа в бурном пейзаже часто является олицетворением Божьей карой за грехи: «Между тем блеснула молния и грянул гром….Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» («Бедная Лиза»). Какие же устойчивые признаки бурного пейзажа можно выделить?

— звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой, столь отличные от тишины и мягкого шелеста идеального пейзажа

— черная мгла, сумрак, вспышки молний:

Во тьме ночной ярилась буря;

Сверкал на небе грозный луч

— ветер; волны, пучины — кипящие, ревущие; дремучий лес или груды скал. При этом волны бьются о скалы; трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «Пенистые волны от начала мира сражаются с гранитными утесами» («Остров Борнгольм»).

Именно в бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия: «с шумом и пеною свергались кипящие ручьи» — аллитерация передаёт пугающее шипенье волн.

В полной мере раскрывается тема вечности, но вечности неспокойной: С ужасом видел я там образ хладной, безмолвной вечности, образ неумолимой смерти и того неописанного творческого могущества, перед которым все смертное трепетать должно» («Остров Борнгольм»).

Причем если через идеальный пейзаж лирическому герою открывается образ Бога, то бурный олицетворяет непреодолимый рок, враждебные человеку силы.

3.3 Антропологический пейзаж

Человек — часть Природы, нельзя отделять их. В стихотворении «Выздоровление» лирический герой прославляет свою нежную матерь Природу за возвращённую жизнь.

Источник

Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина

Карамзин Николай Михайлович

Карамзин в повести «Бедная Лиза» затронул важные проблемы социального неравенства и уязвимого положения женщины в обществе. Автор обошелся без поучений и морализаторства, поэтому все герои повести вызывают сочувствие.

Краткий и полный анализ повести помогают раскрыть авторский взгляд на события через средства выразительности.

Год написания и публикации — 1792 год.
История создания — повесть построена на основе сюжета, распространенного в европейской литературе, автор лишь придал ему русский колорит.
Жанр — сентиментальная повесть, психологическая повесть.
Направление — сентиментализм.
Основная идея — Люди разных сословий умеют тонко чувствовать и отдаваться душевным порывам («и крестьянки любить умеют»), а благородство свойственно не только людям знатного происхождения.
Тема — Социальные различия между людьми разных сословий, которые препятствуют развитию гармоничных взаимоотношений.
Проблема — девушка-крестьянка, вступив в отношения с дворянином, рискует своей честью и репутацией, а дворянин не теряет свой «социальный капитал».
Композиция — завязка – встреча Лизы с Эрастом;
развитие сюжета – возникновение чувств между молодыми людьми;
кульминация – потеря Лизой невинности и охлаждение Эраста;
развязка – гибель девушки из-за предательства любимого.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Истинные и ложные чувства.

Проблема: Эраст, развращенный светской жизнью, не умеет любить по-настоящему, потому что в Лизе видит лишь образ, воплощение идеала. Когда идеал разрушается – чувства проходят. Лиза, напротив, умеет любить глубоко и искренне.

2. Тема: Взаимоотношения в условиях социального неравенства.

Проблема: Влюбленным не суждено быть вместе не только из-за того, что Эраст предал чувства к Лизе. Их брак в принципе был невозможен, потому что молодой человек не стал бы бросать вызов обществу.

3. Тема: Противопоставление городской и деревенской жизни.

Проблема: Город олицетворяет собой не только прогресс и развитие, но и некую испорченность. Эраст на время оставляет светское общество и городскую жизнь, потому что они опустошают душу. А деревенская жизнь ассоциируется с чистотой, близостью к природе и сердечными людьми – такими, как Лиза и ее матушка.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

На смену классицизму и воспеванию человеческого разума пришел сентиментализм, в котором большее внимание уделяется чувствам и переживаниям. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал, как много значат чувства в жизни людей и как беспощадно к ним социальное неравенство.

Впервые в литературе раскрывался психологический подтекст поступков героев, а персонажи оказались сложными многогранными личностями. Именно поэтому нельзя однозначно считать Эраста злодеем: он раскаивается в своем поступке по отношению к Лизе и спустя тридцать лет приходит на ее могилу, чтоб почтить память. Нельзя осуждать и Лизу, покончившую жизнь самоубийством – у нее не было другой радости в жизни, кроме любви.

Оба героя показаны как люди ошибающиеся, живые, чувствующие. Это духовно обогащает читателей и помогает им лучше понять самих себя.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Лиза — юная девушка, дочь зажиточного крестьянина (в начале повести ей 15, в конце – 17 лет). После смерти отца становится главной опорой для матери.
Влюбляется в дворянина Эраста, полностью отдаваясь чувству и забывая о непреодолимых социальных различиях. Заканчивает жизнь самоубийством, узнав о предстоящей женитьбе Эраста.
Эраст — молодой дворянин, уставший от светской жизни и пороков общества. Влюбляется в Лизу, видя в ней образец ангельской чистоты. Мечтает жить с ней как брат и сестра, переживая платонические чувства. После близости с Лизой теряет интерес и ощущение новизны в отношениях. Чувства уходят на задний план, когда появляется вариант выгодной женитьбы ради поправки материального положения.
Матушка — мать Лизы, престарелая женщина. После кончины супруга главная радость жизни – ее дочь. Старушка болеет, поэтому все заботы о ней берет на себя Лиза. Умирает, узнав о гибели дочери, своей единственной отрады в жизни.
Автор-рассказчик — лирический герой, от имени кого ведется повествование. По сюжету, он знаком с Эрастом, который спустя тридцать лет после самоубийства Лизы рассказывает ему эту историю.

п.4. Литературные приёмы

В основном Карамзин применяет языковые средства выразительности.

Эпитеты: — алчная Москва; ленивая рука наемника; не щадя нежной молодости; ландыши непродажные; жалобные песни; огненные щеки; небесная восхитительная музыка.
Метафоры: — радостная душа светилась в глазах твоих; мрак вечера питал желания, глухой стон времён; птички, свободно плавающие в море воздуха; новый гость души.
Сравнения: — заря, как алое море; Москва, как беззащитная вдовица; повиновалась, как агнец; улыбалась, как майское утро после бурной ночи.
Олицетворения: — везде царствовала тишина; горевать вместе с природой; волосы, которыми играли зефиры (западные ветра); древние дубы…безмолвные свидетели ее восторгов.
Лирические отступления — авторские рассуждения о красоте Москвы, о деревенской жизни, о слабости Лизы перед страстью.

п.5. Конфликт произведения

В повести нет явного внешнего конфликта между сословиями. Сословные различия не мешают молодым людям влюбиться и мечтать о счастье, Лиза и Эраст говорят на одном языке, хорошо понимают друг друга. Настоящим препятствием становится ухудшение материального положения юноши, из-за которого он вынужден жениться на богатой зрелой вдове.

Социальный конфликт проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином – она уязвима и как женщина, и как представительница своего класса.

Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и выливается в ее внутренний моральный конфликт. Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят ее к гибели.

Источник