Конспект музыкального занятия «Баба-Яга»
Ознакомление детей с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Баба Яга».
1. Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского
2. Развивать умение определять характер музыкального произведения
3. Воспитвать любовь к музыке
Ход занятия:
Дети входят в зал маршем, МРД по кругу, садятся на свои места
М. р. — Скажите, вы любите сказки?
М. р. Каких сказочных героев русских народных сказок вы знаете?
Дети: «Кот Базилио», «Красная шапочка», «Кощей бессмертный», «Баба Яга», «Леший, Змей-Горыныч»
М. р. Сегодня мы поговорим свами о самом загадочном, волшебном сказочном герое.
Ребята у меня есть пазл. Давайте его соберём и посмотрим о каком сказочном персонаже сегодня пойдет речь?
Дети собирают пазл
Дети: «Баба Яга»
М. р. Сегодня мы познакомимся с произведением Великого Русского композитора П. И. Чайковского. Он написал пьесу, которую назвал «Баба Яга». Хотите послушать какая «Баба Яга» у него получилась в музыке?
М. р. Сейчас я вам раздам карточки двух цветов красного и синего, если музыка будет по характеру тревожная, страшная вы поднимите карточку синего цвета, а если веселая красного цвета.
Слушание: П. И Чайковский «Баба-Яга»
М. р. Какая она по характеру?
Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная, страшная, стремительная, быстрая, сказочная, волшебная, суровая, грозная, грубая, колкая, подкрадывающаяся, пугающая.
М. р. Молодцы! В начале музыка звучит зловеще, затем она становится суетливой, далее кажется, что Баба Яга взлетает выше и выше и наконец совсем исчезает
М. р. Как вы думаете, что может делать Баба Яга под эту музыку? (Летит на метле, догоняет)
М. р. Давайте закроем на минутку глаза и представим себе Бабу Ягу, которую нарисовал нам композитор в музыке.
Дети описывают внешность Бабы-Яги
Рисуем общий рисунок Баба Яги (Игра-эстафета)
М. Р. Похожа наша Баба-Яга на ту что нарисовал своей музыкой композитор?
М. Р. Давайте с вами посмотрим видео фрагмент мультфильма «Баба-Яга»
М. Р. А теперь мы с вами превратимся в бабок ежек и поиграем.
Музыкальная игра «Я Яга, Яга, Яга, я лечу, лечу, лечу»
М. р. Как называется произведение, которое мы сегодня слушали?
Дети: «Баба Яга»
М. р. А Кто написал это произведение?
Дети: Русский композитор П,И, Чайковский
М. р. Вы сегодня очень постарались, внимательно слушали музыку, старательно изображали, услышанный образ Бабы Яги в музыке и наше занятие получилось насыщенным и интересным. На этом наше занятие окончено. До свидания.
Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Конспект доминантного музыкального занятия «Кто там живет?» Знакомство с музыкальным инструментом-пианино (фортепиано) Предисловие. Разработать.
Конспект логоритмического занятия в старшей группе «Про то, как Баба-яга своего внука в армию провожала» Логоритмические цели : продолжать формировать лексико-грамматические представления по изучаемой теме, формировать диалогическую речь, интонационную.
Конспект музыкального занятия «Кто ходил?» Конспект музыкального занятия «Кто ходил?»Цели и задачи: Формировать элементарную музыкальную грамотность дошкольников. Развивать слуховое,.
Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.
Конспект оркестрового занятия в подготовительной группе «Новогодний оркестр и Баба Яга» Конспект оркестрового занятия в подготовительной группе «Новогодний оркестр и Баба Яга» Дети входят в зал под музыку. Музыкальное приветствие.
Источник
«Пьеса «Баба Яга»
Весь мир отмечает эту знаменательную дату. Произведения Чайковского составляют одну из самых ярких страниц в художественной летописи человечества. Они звучат повсюду, вызывая живой отклик, идет ли речь об операх, балетах или симфониях, инструментальных концертах или романсах, камерных ансамблях или оркестровых пьесах. Огромное число людей любят его музыку и слушают ее в разные моменты своей жизни. Об этом он мечтал — и эта мечта исполнилась. Его музыка затрагивает потаенные душевные струны, воспевая высокие чувства любви и сострадания, веру в добро и счастье…
В этом году я впервые исполняю музыку Чайковского. И сейчас работаю над пьесой «Баба Яга» из Детского альбома. Мне захотелось больше узнать и о самом композиторе и его «Детском альбоме». Цель моей работы -понять, помогает ли знакомство с биографией композитора и историей создания произведения ярко и выразительноего интерпретировать. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— познакомиться с биографией композитора, собрать информацию о композиторе и его творческом наследии;
— обобщить сведения об истории создания «Детского альбома» Чайковского;
— дать характеристику пьесам из «Детского альбома»;
— проанализировать пьесу «Баба Яга», понять её образ и выразительные средства, использованные композиторам;
— рассказать одноклассникам об этом замечательном произведении великого русского композитора;
— выразительно исполнять эту пьесу.
Гипотеза исследования заключается в том, что после подробного знакомства с биографией композитора и тщательного анализа произведения, музыкальный образ становится более понятным, ярким и запоминающимся для исполнителя.
Объект исследования – творчество Петра Ильича Чайковского.
Предмет исследования – влияние знакомства с биографией и творчеством автора музыки на интерпретацию музыкального произведения.
Методы исследования: анализ литературы; обобщение полученной информации; анализ музыкального текста; наблюдение и анализ собственного исполнения.
Актуальность работы заключается в том, что многие юные музыканты исполняют музыку Чайковского, но не испытывают желания ближе познакомиться с его творчеством. Я хочу показать, что владение информацией о жизни и творчестве композитора и подробный анализ исполняемого произведения, помогают исполнять музыку ярко и выразительно.
«Гений русской музыки»
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье управляющего Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине впитал в себя народные песни.
В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время по делам, они писали друг другу подробные письма — отчеты о своей жизни и жизни своих детей.
Цепь несчастий началась, когда 10-летний Чайковский заболел скарлатиной и заразил другого мальчика, Колю Вакара, который умер. А вскоре, едва оправившись от сильнейшего потрясения, Чайковский переживает еще одно страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. Будущий композитор вновь пережил потрясение, оставившее след на всю жизнь. Фактически с 14-летнего возраста, с момента кончины матери у Петра Ильича возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании.
В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его в привилегированное учебное заведение — в Училище правоведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 году.
В 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию.Окончив блестяще Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории.
Жизнь Чайковского в дальнейшем — это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.
Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием, в конце 1887 — начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. «Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России», — записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США.
Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер — «Воевода», «Ундина» (обе 1869), «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891), 3 балета — «Лебединое озеро» (1877), «Щелкунчик» и «Спящая красавица» (1889). Наиболее известные из симфонических произведений — Шестая патетическая симфония (1880), увертюра «1812 год», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1893), «Итальянское каприччио» (1880), «Манфред» (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский — автор 104-х романсов. И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В последние годы жизни Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).
Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где 16 октября 1893 года продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней умер. Долгие годы причину смерти Чайковского никто не подвергал сомнению. Согласно официальной версии, 21 октября Чайковский заболел холерой. Болезнь протекала очень тяжело, 24-го началась агония, а 25 октября 1893 года наступила смерть.
Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (скульптор П.П. Каменский) установлено в 1897 году. Это кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.
В городе Клин, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского, в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.
«Энциклопедия детства»
Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет «Щелкунчик». Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке.
У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.
Непосредственно созданию «Детского альбома» предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского.
О начале работы над «Детским альбомом» известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана» [9;10].
24 ноября из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». Еще позже 12 1878 года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову, мужу своей сестры: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, — можно целые симфонии посвящать»[9;11].
Пьесы, входящие в состав «Детского альбома»:
1. Утренняя молитва;
2. Зимнее утро;
3. Мама;
4. Игра в лошадки;
5. Марш деревянных солдатиков;
6. Болезнь куклы;
7. Похороны куклы;
8. Вальс;
9. Новая кукла;
10. Мазурка;
11. Русская песня;
12. Мужик на гармонике играет;
13. Камаринская;
14. Полька;
15. Итальянская песенка;
16. Старинная французская песенка;
17. Немецкая песенка;
18. Неаполитанская песенка;
19. Нянина сказка;
20. Баба Яга;
21. Сладкая греза;
22. Песня жаворонка;
23. Шарманщик поет;
24. В церкви.
Исследуя творчество Чайковского, музыковеды приходят к выводу о том, что Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. Изучив рукопись самого Петра Ильича, музыковеды утверждают, что «Детский альбом» — это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой.
Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно».
Считаю необходимым кратко рассказать о некоторых пьесах, которые показались мне особенно интересными.
Утренняя молитва
Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки.Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.
Зимнее утро
«Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Марш деревянных солдатиков
Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего «Детского альбома» и объединяется с близкой с ней по содержанию «Игрой в лошадки». Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель — марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине оперы «Пиковая дама». Содержанию и «действиям» солдатиков соответствуют три части музыкальной формы пьесы.
Болезнь куклы
П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. «Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Итальянская песенка.
Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри «Детского альбома», который можно условно назвать «Музыкальный дневник путешествий», поскольку это пьесы («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкаяпесенка», «Неаполитанская песенка») с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Неаполитанская песенка
Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской — как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» — интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Русская песня
Внутри «Детского альбома» можно выявить несколько мини-циклов — рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса — яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Мужик на гармонике играет
Эта пьеса — вторая в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники. В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.
А теперь пришло время рассказать о пьесе, которую я исполняю.
«Баба-яга» — единственная в «Детском альбоме» П.И. Чайковского пьеса фантастического жанра.
Б. Асафьев назвал «Бабу-ягу» очень редким и выразительнейшим примером фантастики Чайковского. Он писал: «Известно, что чем сильнее ему (Чайковскому) не нравился какой-либо жанр музыки, тем удачнее у него получалось сочинение, когда он за этот жанр брался. Взявшись за какой-либо казавшийся ему чуждым жанр, например фантастический, он решал задачу настолько, по-своему, необычно, что обогащал музыку свежей струей. Так замечательно показан образ Бабы-яги, настороженное внимание к страшному» [2;34]. Пьеса исполняется очень быстро: авторская ремарка указывает – Presto. Тема, олицетворяющая сказочный персонаж, в начале помещена в нижнем регистре. При общей сдержанной динамике (р), придающей теме таинственность, аккорды на сильной доле первых восьми тактов подчеркиваются акцентом (sf). Непрерывное движение восьмыми в средней части, подъемы мелодической интонации в репризе, сопровождаемые усилением динамики, производят впечатление фантастического полета. Гармонический язык острый — диссонирующие аккорды в сочетании с многочисленными акцентами и постоянным staccato придают пьесе зловещую таинственность.
Познакомившись с биографией Чайковского и историей создания Детского альбома, я узнал, что это произведение входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Оно написано гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.
Познакомившись с Детским альбомом, я был удивлён разнообразием пьес, представленных в нём. Подробный анализ произведения «Баба Яга» сделал музыку, которую я выучил и исполняю, более понятной. Теперь мне будет легче донести замысел композитора до слушателей.
Воздействие сочинения Чайковского впоследствии испытали на себе, в той или иной мере, многие русские композиторы от Гречанинова, Ребикова, Прокофьева до Майкапара, Гедике, Гнесиной, Кабалевского, которые так же писали для детей.
Несмотря на то, что цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались знаменитые пианисты 20 века. Замечательные образцы интерпретации «Детского альбома» оставили Я. Флиер и А. Гольденвейзер.
В наши дни известны исполнение «Детского альбома» Михаилом Плетневым, Викторией Постниковой, Аркадием Севидовым, Павлом Егоровым.
Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.
Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всём мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его человечнейшей культуры», — писал Б. Асафьев [2;23].
Литература
1.Айзенштадт, С.А. Детский альбом П.И. Чайковского / С.А. Айзенштадт. – М.: Классика- XXI, 2006.
2. В мире музыки // Ежегодный календарь. – М.: Советский композитор, 1990.
3. Детский альбом // музыка П.И. Чайковского, стихи В. Лунина, иллюстрации В. Павловой. — ГФ: Полиграфресурсы, 1994.
4. Горская, Е. Детский альбом П.И.Чайковского / Е. Горская// Журнал «Музыка и ты». – 1998. — № 7.
5. Корыхалова, Н. Детский альбом П.И. Чайковского. Такт за Тактом. /Н. Корыхалова // Методическое пособие. – СПб: Издательство Композитор Санкт Петербург, 2013.
6. Малинина И.В., Детский альбом П.И.Чайковского / И. В. Малинина // Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ. – Москва: ООО «Престо», 2003 г.
7. Петр Ильич Чайковский. Забытое и новое / Альманах — вып. 1 // сост. П.Е. Вайдман, Г.И. Белонович. — М.: ИИФ Мир и культура, 1995.
8. Фрид, Э.Л., Русская музыкальная литература / Э.Л. Фрид // Учебное пособие. — Ленинград, «Музыка», 1983г.
Источник
«Методический и исполнительский анализ произведения «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского»
Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Обилие увеличенных и уменьшенных интервалов рисует образ «костяной ноги» и придает музыке некоторую «уродливость». Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро). При общей тихой звучности, аккорды на сильной доле такта специально подчеркиваются акцентом – это тоже авторское предписание. Тема, олицетворяющая сказочный персонаж, в начале помещена в нижнем регистре, и мы сразу догадываемся, что далее будет развитие — рост и усиление этого мотива и всей экспрессии пьесы.
Форма пьесы — простая трехчастная. Контраст середины практически незаметен из – за непрерывные движения. Причем, следуя развитию образа, начало репризы является кульминацией всего произведения и звучит на октаву выше, чем в начале. В моторике непрерывного движения восьмушек средней части, во внезапных подъемах интонации, сопровождаемых усилением звучности, чудится фантастический полет, сопровождаемый «свистом ветра» и «выкриками» Бабы Яги.
Благодаря своей яркой характеристике образа, созданного П.Чайковским, пьеса создаёт большое поле деятельности для развития образного мышления у ребёнка, но в то же время, требует хорошей технической подготовки ученика. По – этому, несмотря на свой небольшой объём, эта пьеса даётся достаточно подготовленным учащимся.
Большую сложность представляют собой восьмушки в левой руке приёмом «пиццикато», придающие музыке необходимую образность, их исполнение требует цепкой и выносливой левой руки у ученика; репетиционные повторения в правой руке, требующие очень чёткой артикуляции и «волнообразного» развития динамики. И всё это в очень быстром темпе. Легкость, цепкость кончиков пальцев, очень точно выдержанные (ни в коем случае не передержанные ни на секунду) четверти, неудобная, но необходимая в данном случае, аппликатура (постоянные перебросы 2-5 пальцев через 1-ый) – требуют ловкого, упругого, цепкого аппарата у учащегося.
Что касается создания образа, то для передачи «полёта» (пьеса должна слушаться на одном дыхании) необходимо добиться гибкой, неуклонно нарастающей к кульминации и затихающей к концу, динамики; точной фразировки, выдержанного от начала до конца штриха.
15
Источник
Чайковский. Нянина сказка | Чайковский. Баба-яга | Лядов. Баба-яга | Мусоргский. Избушка на курьях ножках | Прокофьев. Сказочка
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.
П е д а г о г. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки — грустные, таинственные, добрые. Вы слушали «Сказочки» Самуила Майкапара, Дмитрия Борисовича Кабалевского, «Вечернюю сказку» Арама Хачатуряна (звучат фрагменты).
Сегодня вы услышите ещё три сказки, рассказанные музыкой: две пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского («Нянина сказка» и «Баба-яга») и пьесу Сергея Прокофьева из сборника «Детская музыка» («Сказочка»). Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняет фрагменты пьес.)
Д е т и. В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.
П е д а г о г. Молодцы! Две пьесы — «Нянина сказка» и «Баба-яга» следуют в «Детском альбоме» П. Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном дне ребёнка. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. (Звучат фрагменты.)
А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2-й такты), и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно. (Звучит фрагмент, затем исполняются все три пьесы повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.
П е д а г о г. На прошлом занятии звучали три сказки, рассказанные музыкой, — «Нянина сказка», «Баба-яга» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Угадайте, какую сказку я вам сейчас сыграю? (Играет произведения, дети вспоминают названия пьес, определяют их характер.)
Вы правильно определили характер всех произведений. Но музыка в каждой пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке.
Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка»? (Играет пьесу.)
Д е т и. Сначала музыка тревожная, колкая, отрывистая, злая, а в середине — плавная подкрадывающаяся, пугающая, тихая.
П е д а г о г. Да, сказка начинается острыми, напряжённо звучащими, колкими аккордами, прерывающимися таинственными, внезапными остановками (паузами) и злыми акцентами.
Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка (исполняет фрагмент). Потом аккорды стремительно взлетают вверх, звучат громко и внезапно прерываются остановкой, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия с таинственными акцентами испуганно поворачивает назад, «скатывается» сверху вниз. (Звучит фрагмент, 11-16-й такты.) Она будто притаилась, затаилась тихонько.
В средней части пьесы повторяется назойливый, пугающий, упрямый акцентированный звук, будто возникла непреодолимая, страшная преграда, которую никак не обойти.
В нижнем регистре слышатся короткие, плавные интонации, тихонько подкрадывающиеся, подползающие, пугливые, осторожные, неуверенные, таинственные, страшноватые. Они постепенно поднимаются вверх, спускаются и вновь поднимаются (исполняет фрагмент, 16-31-йтакты). В конце средней части музыка немного светлеет. Повторяющийся звук вдруг сдвинулся с места вверх, будто препятствие неожиданно устранилось. И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, похожа на встревоженную, торопливую скачку. (Звучит фрагмент.)
Заканчивается пьеса внезапно, таинственно. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)
А как меняется характер музыки в «Сказочке» С. Прокофьева? Сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Три части. В начале и конце музыка плавная, а в середине — колючая, отрывистая, тревожная, настороженная. В сказке рассказывается о чем-то таинственном, загадочном, волшебном.
П е д а г о г. Молодцы! «Сказочка» С. Прокофьева начинается мягко, уютно, светло. Песенная мелодия звучит высоко, плавно, гладко, напевно. (Звучит фрагмент.) Потом эта мелодия слышится ниже, становится более таинственной, сумрачной и вновь звучит светло, прозрачно, спокойно, в верхнем регистре. (Исполняет первую часть пьесы.)
Середина пьесы начинается сказочно, волшебно, загадочно. Острые, отрывистые аккорды постепенно сменяются отдельными затаёнными звуками и несмелыми, робкими интонациями. (Исполняет среднюю часть пьесы.) В этой части музыка рассказывает о чем-то таинственном, волшебном.
Третья часть «Сказочки» похожа на первую, но песенная мелодия звучит здесь более грустно, устало, темно, постепенно она поднимается вверх, просветляется, растворяется. В аккомпанементе другая мелодия, наоборот, спускается вниз. Они расходятся в разные стороны, как тьма и свет. Окончание сказки звучит таинственно, будто в тумане исчезает сказочное видение, грустно и недосказано. (Исполняет последние восемь тактов пьесы, затем всю пьесу целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.
П е д а г о г. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.
П е д а г о г. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9
В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)
Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)
Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33—,-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала. (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)
П е д а г о г. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.
Анатолий Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. » (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги (играет флейта) и подъезжающую ступу.
Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)
Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее — смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)
А у Модеста Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.
В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. (Звучит запись.)
А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)
Д е т и. Она злющая, свирепая.
П е д а г о г. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.
Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится — грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)
В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится. (Звучит фрагмент средней части.)
И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)
В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)
Д е т и. В последней, М. Мусоргского.
П е д а г о г. Да, в пьесах Петра Ильича Чайковского и Анатолия Лядова можно найти и черты юмора, а у Модеста Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)
Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга, mp3;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга, mp3;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках, mp3;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
Источник
Творческое мышление в интерпретации музыкального образа на уроках фортепиано ДМШ
Цель урока: Активизировать самостоятельное творческое мышление в интерпретации музыкального образа через средства выразительности в разных видах искусства и создание своего музыкального образа.
Задачи:
— Поднять музыкальное мышление на качественно новую ступень-творческую;
— Активизировать познавательную деятельность и вызвать желание
— Пробудить творческую мысль и стимулировать потенциал созидания нового;
— Научить свободно оперировать музыкальным материалом и составлять свою интерпритаторскую гипотизу, опираясь на имеющиеся знания и опыт;
— Привить любовь, уважение, чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства;
— Разбудить и поддержать интерес к музыкальному искусству, игре на фортепиано;
Учитель: “Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня мой открытый урок посвящен теме: «Творческое мышление в интерпретации музыкального образа на уроках фортепиано ДМШ».
На уроке выступают две мои ученицы VI7 класса Базад Салма и Сущенко Настя.
Внимательно послушайте отрывок известной музыки великого русского композитора и ответьте на вопрос: Какой персонаж из русских народных сказок изображает эта музыка?”
Звучит музыка М.II. Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба Яга”.
Ученицы: “Этот образ очень похож на Бабу Ягу”.
Учитель: “Почему Вы так решили?”
Ученицы: “Музыка яркая, громкая, пульсирующий ритм, резкие звуковые «кляксы» (диссонансы), звучит яростный марш, задействованы крайние регистры, повизгивание на высоких нотах, злобное бурчание в глубоких басах”.
Учитель: “Все это рисует злой образ Бабы Яги. Она то хромает, то летит в своей ступе”.
Учитель: “Это музыка великого русского композитора ’М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». В этой сюите 10 пьес, которые были написаны М.П. Мусоргским в 1874 году под впечатлением от выставки художника Виктора Гартмана.
У Гартмана был эскиз часов в виде избушки на курьих ножках. Мусоргский по-своему изобразил этот музыкальный образ, увидев на картине не только часы в виде избушки на курьих ножках, но и жительницу этого домика.
Эта пьеса созвучна с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Баба-Яга». Это очень мрачное, динамичное полотно, который точь-в-точь изображает образ «Бабы Яги» Мусоргского: свирепая, злая фурия, очень страшная. Баба Яга под мышкой держит испуганного мальчика, рядом летит выпучив глаза сова, внизу валяются черепа, кости. Перед нами очень жуткая картина. Баба Яга — повелительница леса, грубая, жесткая.
Художник использует цвета; красный (динамика), белый (невинный), лилово-розовый.
Вопрос: Какие Вы знаете еще полотна В.М. Васнецова?”
Ученицы: «Иван Царевич на сером волке», «Три богатыря», «Аленушка», «Снегурочка», «Спящая царевна». Учитель: “Каждая из Вас играет пьесу «Баба Яга». У Салмы это пьеса П.И. Чайковского, у Насти — А. Хевелева. Отсюда и возникла идея самого урока, который посвящен раскрытию единого образа. Интересно посмотреть, как, какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы, сравнить их. Попробовать самим попытаться сочинить “свою” «Бабу Ягу». Давайте сыграем и проанализируем, как каждому из композиторов удается изобразить Бабу Ягу”.
Базад Салма исполняет пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга».
Учитель: “Что ты можешь рассказать об этой пьесе?” Ученица: “Эта пьеса входит в цикл пьес П.И. Чайковского «Детский альбом», который написан в 1878 г. и посвящен племяннику Володе Давыдову. Детский альбом- это некий музыкальный дневник, который посвящен одному дню жизни ребенка и предназначен для домашнего музицирования. Баба Яга — единственная пьеса фантастического характера”.
Учитель: “Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы создать этот образ?”
Ученица:
1. Характер Бабы Яги здесь беспокойней, тревожный;
2. Тональность ми-минор. П.И. Чайковский говорил, что музыкальная мысль напрямую зависит от гармонии и тональности;
3. Presto. Это создает иллюзию, что Баба Яга стремительно летит;
4. Сложный размер 6/8 — еще больше придает движению стремительность;
5. Острое staccato — придает зловещую таинственность, раскрывает злой, не добрый характер Бабы Яги;
6. Яркие аккорды на sf;
7. Много септаккордов, уменьшенных, диссонирующих созвучий;
8. Динамика Р в начале придает таинственность. За тем усиление динамики создает ощущение фантастического полета. Кажется, что Баба Яга пролетает совсем рядом. После репризы идет диминуэндо и заканчивается на PP.
Учитель: “Сравним образы Бабы Яги М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского”.
Ученица: “Баба Яга у П.И. Чайковского тоже злая, но не такая страшная, свирепая. Она скорее, как я уже сказала, беспокойная, тревожная, суетливая. В «Детском альбоме» пьеса «сказка». Можно решить, что это няня рассказывает сказку ребенку. И поэтому Баба Яга не должна быть здесь уж, совсем такой страшной”.
Учитель: “Мы с Салмой увлеклись детальным разбором пьесы и решили попробовать сочинить этот сказочный образ и написать пьесу «Однажды ночью». Вот что из этого получилось”.
Ученица исполняет свою пьесу «Однажды ночью».
Учитель: “Расскажи, как тебе удалось нарисовать “свой” образ Бабы Яги, какие средства музыкальной выразительности ты использовала?”
Ученица: “Свою пьесу я назвала «Однажды ночью». Действие происходит в избушке Бабы Яги в полночь.
1. Пьеса имеет трехпятичастную форму АВСВА.
Здесь три самостоятельные темы: А, B, С.
А — Тема часов, которая говорит о том, что наступила полночь и чары Бабы Яги обретают свою силу. В конце пьесы так же звучит тема часов, но они уже рисуют, что наступило утро и колдовство Бабы Яги уже не действует.
В — Тема самой Бабы Яги. Она злая, вредная, что-то колдует, ворожит, варит снадобье в своем чане.
C — Тема колыбельной песни. Здесь Баба Яга задумалась и вспомнила, что и она была когда-то маленькой, хорошей девочкой, которой мама на ночь пела колыбельную песню.
Для пьесы мы выбрали:
1) Тональность соль-минор, в которой написаны русские народные песни, жанровые сценки. Тональность характерна для русского фольклора;
2) Размер 4/4, но тема Бабы Яги излагается триолями, что придает динамику действию;
3) Staccato — подчеркивает сказочность, таинственность, зловредный, характер Бабы Яги
4) Громкое звучание, много ff;
5) Использованы крайние регистры;
6) Использование хроматической гаммы, а также хроматической гаммы в ч. 4 рисует язвительную ухмылку на лице Бабы Яги;
7) Размашистые ходы по ч. 5, ч. 8 на ff придают ощущение необузданости, безнаказанности, свирепости характеру Бабы Яги;
8) Уменьшенные аккорды, секунды, септимы;
9) В середине пьесы звучит колыбельная в тональности доминанты. Мягкая тема, нежная, Р, красивые звучания аккордов;
Учитель: “Наверно Баба Яга не такая уж злая, если глубоко внутри она хранит этот светлый образ?”
Ученица: “Но по полутонам, октавами возвращается прежний облик Бабы Яги. Вновь звучит ее тема в соль-миноре;
10) Всю пьесу обрамляет монотонное тиканье часов staccatissimo, М.З.;
11) Бой часов — низкий регистр, ff на одной низкой ноте в контроктаве.
Учитель: Обратите внимание на доску с детскими рисунками. Здесь можно увидеть, как каждый по- своему видит образ Бабы Яги.
Разговор о рисунке Бабы Яги Базад Салмы.
А рядом мы видим Бабу Ягу, которую нарисовала Настя Сущенко.
Теперь в исполнении Насти прозвучит пьеса современного композитора А. Хевелева «Баба Яга».
Учитель: “Какие средства музыкальной выразительности использует современный композитор?”
Ученица: “Это очень интересная и яркая пьеса. Здесь А. Хевелев использует похожии, если сравнивать с пьесой П.И. Чайковского «Баба Яга», средства музыкальной выразительности.
1. Характер Бабы Яги здесь настырный, вредный, но тоже не такой свирепый как у М.П. Мусоргского;
2. Тональность, как и у П.И. Чайковского ми-минор, что говорит о том, что такая тональность выбрана не случайно;
3. 3-х частная форма АВА;
4. Звучит очень громко;
5. Задействован нижний регистр, однообразный аккомпанемент;
6. Острое staccato;
7. Диссонирующие аккорды: септаккорды, уменьшенный;
8. Очень интересный ритм. Хоть размер 4/4, но ноты группируются 3+3+2.
Это придает звучанию неровность и хромату;
10. Постоянное ощущение движения полета.
Учитель: “Мы с Настей то же решили попробовать “свой” образ Бабы Яги. Пьеса называется «В гостях у сказки»”.
Ученица исполняет свою пьесу.
Учитель: “Расскажи о своей пьесе.как тебе удалось воплотить этот образ «Бабы Яги»”.
Ученица: “Свою пьесу я назвала «В гостях у сказки». Пьеса имеет 3-х частную форму АВА. Здесь 2 темы:
А — это как бы вступление к самой сказке и заключение. Музыка напоминает мне кадры из к/ф «Морозко», где Баба Яга играет одну из центральных ролей;
В — образ самой Бабы Яги — страшный, злой, очень Динамичный.
1. Звучит в тональности ре-минор. Тональность, которая так же очень характерна для русского фольклора, «простая, незатейливая»;
2. Мы постарались использовать такой же интересный ритм, как и у А. Хевелева 3+3+2. Как будто бы образ хромает;
3. В очень низком регистре долгое время звучит один и тот же монотонный аккомпанемент. Очень острое staccato. Это создает ощущение напряжённости, неуютности, подчеркивает злой характер героини;
4. Много диссонирующих интервалов, созвучий, Д7, УМ7;
Учитель: “Однажды на уроке у Насти никак не получался образ Бабы Яги, никак не могли найти нужное stассаtо, и я решила помочь своей ученице и села за 2-ой инструмент. Так у нас получился ансамбль”.
Учитель и ученица исполняют вместе.
Учитель: “По- моему образ Бабы Яги у нас получился.
Давайте подведем итоги и сделаем выводы. Сегодня мы еще раз убедились, какое огромное значение имеют средства музыкальной выразительности для достижения музыкального образа. Назовите их. ”
Источник