Мраморная головка анализ рассказа

Брюсов. Тема маленького человека
методическая разработка по литературе (9 класс)

Еленова Елена Еленовна

Путь поэта — это сложный путь. Поэтам , которые жили и творили в начале 20 столетия , выпала не легкая , но счастливая доля. Это время вошло в историю под названием “серебряный век”. Время серьезно проверяло поэтов на мужество и стойкость , на верность своим идеям. Большинство поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных переживаний . Однако талант нельзя растерять . Доказательством этой мысли стало творчество русского поэта и прозаика — Брюсова Валерия Яковлевича , основоположника русского символизма. Так например , в рассказе Брюсова «Мраморная головка» описана жизнь самого обычного техника , опустившегося до уличного бродяги. Прожигая свою жизнь и деньги , играя в карты , попивая , герой не замечал , как он начал опускаться на самое дно .Его больной и ослабевший от алкоголя разум перестал осознавать все тяготы окружающего его быта. И все , что ему было дорого и любо он растерял. Но судьба распорядилась так , что он встретил женщину , перевернувшую его мир – Нину. Нина прекрасно знала , что этот роман не надолго , и что рано или поздно все это закончиться. Так и случилось . Под влиянием общества, в котором находился наш герой , было в порядке вещей – заводить интригу с замужней женщиной и через некоторое время , бросать ее. Это не считалось дурным поступком, напротив подобные связи были , как трофей.
Жанром этого произведения является рассказ. . Все повествование , ведется от лица , самого бродяги . Темой текста является осознание человеком, что он бесцельно прожил годы , прожигая жизнь напрасно. Лишь воспоминания о любви к женщине ,заставляет его задуматься о ней . Смысл заглавия раскрывает идею произведения. Мраморная головка является символом текста и впоследствии предметом воспоминаний героя , нахлынувших при ее виде. Смыслом бродяги стало увидеть еще раз бюст неизвестной женщины, так похожей на Нину, на ту самую Нину, которую, когда-то он так любил. Вспомнить все , что было связно с ней, ощутить ту теплоту чувств , что были между ними. Наконец , когда такой шанс представился нашему герою , он сделал попытку кражи мраморной головки , но безуспешно. Будучи уже за решеткой , «уличный горемыка» рассуждая о всей своей прожитой жизни , поймал себя на мысли , что Нины никогда и не было , вдруг это была лишь иллюзия , выдуманная его бедным и ослабевшем от алкоголя разумом. Таким образом идеей Брюсова являлось донести до читателя то , что беспечная жизнь и пороки человека довели нашего героя до низшей ступени социальной лестницы . Он потерял все: любимую женщину, свои сбережения, семью , друзей и был отвергнут обществом. Брюсов поднимает проблему традиционную для русской литературы 19 века , тему "маленького человека". И в заключение мне хочется сказать , что Валерий Брюсов , раскрыл психологию падшего человека используя всю полноту красок описывая это произведение. В своем рассказе он затронул проблему актуальную до сегодняшних дней. Это произведение несет поучительный характер. Я считаю , что «Мраморная головка» интересна и современному читателю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века

Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков.

Урок литературы в 10 классе «Тема маленького человека в романе Достоевского «Преступление и наказание».»

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему «маленького человека». Отражение данной темы в русском искусстве.

Данная презентация поможет учителю-предметнику в подготовке к уроку литературы.

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. “Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаж.

Знакомство с биографией и творчеством писателя, чтение и анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека».

Презентация на тему «Маленький человек» в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина «Человек свиты».

Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему «Маленький человек» в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина «Человек свиты».

Конспект урока по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачат.

Источник



Контраст в новеллах В.Я. Брюсова

В.Я.Брюсов вошел в историю русской литературы как один из первых поэтов-символистов, но он был еще и критиком, переводчиком, историком, перу Брюсова принадлежат многочисленные опыты в области драматических и эпических жанров. Многогранность — отличительная черта художников слова, творивших в эпоху рубежа 19-20 веков: в рамках модернизма создавалось принципиально новое искусство, оно требовало утверждения в разных формах и на разных уровнях — не только в сфере философских и эстетических идей, но и в художественной практике.

Брюсов — один из наиболее ярких символистских прозаиков, он является автором исторических романов » Огненный ангел», » Юпитер поверженный», ряда повестей («Последние страницы из дневника женщины», «Обручение Даши», «Рея Сильвия»), новелл и рассказов.

Новеллистика Брюсова вызывала бурные споры в эпоху рубежа (на эту тему высказывались З.Гиппиус, А.Блок, А.Амфитеатров), в наши дни она, к сожалению, мало известна читателю и мало изучена исследователями литературы. Отличительная черта этих художественных опытов писателя — контрастность, она присутствует уже в ранней новелле «Под Старым мостом», написанной в 1896 году и так и не доведенной автором до печати, и в новелле «В подземной тюрьме»(1906),вошедшей в сборник рассказов и драматических сцен «Земная ось»(1907).

Хотя эти произведения отделяет друг от друга довольно большой промежуток времени, использование контраста в них однотипно: здесь важен неожиданный финал, «пуант» или поворотный пункт, о наличии которого как обязательного жанрообразующего признака новеллы писали еще романтики. Обе новеллы стилизованы под средневековые (возрожденческие); в первой действие происходит в некоей европейской стране, точно автором не названной, другая имеет подзаголовок- «По итальянской рукописи начала 16 века».

Жанр новеллы относится к числу наиболее древних и самых разработанных с точки зрения теории в истории мировой литературы. Он периодически исчезал и вновь появлялся, обновляясь, рубеж 19-20 веков считают одним из периодов расцвета жанра. Однако к этому времени о новелле было уже сказано и написано вполне достаточно для того, чтобы видеть ее основные особенности, поэтому неожиданный финал в новеллах Брюсова вполне закономерен.

В новелле «Под старым мостом» описывается любовь опального аристократа Антонио и нищей девушки Марии, которая зарабатывает себе на хлеб, прося милостыню. Но вот Антонио становится королем, спустя некоторое время он находит Марию и готов сделать ее своей женой. Здесь и проявляется контраст в неожиданном поступке героини: Мария чувствует себя глубоко несчастной в обстановке дворца и убегает, а Антонио женится на другой.

В новелле «В подземной тюрьме» рассказывается о том, как в заключении у турков- завоевателей итальянских городов, в нечеловеческих условиях жизни возникает любовь между дочерью военачальника Джулией и простым рыбаком Марко. Когда уже после пережитых испытаний герои внезапно встречаются, Джулия принимает решение, которое противоречит логике описанных ранее событий. Джулия одаривает Марко новой лодкой, а затем приказывает, чтобы бывшему возлюбленному никогда не разрешали появляться там, где она живет, обосновывая это тем, что Марко когда-то участвовал в заговоре против ее отца, на самом деле это обвинение выдумано героиней.

Таким образом, и Мария, и Джулия отказываются от любви, совершают противоречивый поступок, тем самым и создается в новелле «пуант», неожиданный финал. Но в новелле эпохи Возрождения неожиданный конец был развязкой истории похождений героя, причем развязкой счастливой, он подчеркивал идею о важности в жизни таких качеств, как предприимчивость, смелость, готовность идти на риск. В произведениях Брюсова «пуант» работает на идею символистскую — о сложности и непредсказуемости человеческой природы. Каждый человек, по Брюсову, в любви индивидуален, для героинь новелл любовь была спасением в экстремальных условиях, тогда она помогала сохранить человеческое достоинство, жить полной жизнью, а не существовать, но вдали от испытаний ни у Марии, ни у Джулии не находится сил для любви.

Читайте также:  Волки и овцы островский анализ героев

Часто пишут о том, что в этих новеллах Брюсов показал, как социальные перегородки препятствуют любви, скорее всего, для писателя важна иная мысль. Не случайно в новелле «Под старым мостом» героинь зовут Марта (это прежняя невеста Антонио, именно она и становится королевой) и Мария: возникает аналогия с евангельским эпизодом о сестрах Марии и Марфе, принимавших в своем доме Иисуса. В то время как Марфа заботилась об угощении, Мария внимала слову Иисуса, как известно, Иисус сказал, что праведен путь Марии. Мария и Марта в новелле как бы воплощают две идеи любви: любовь небесную и любовь земную.

Джулия из новеллы «В подземной тюрьме» тоже воспринимает любовь как начало прежде всего духовное, и не потому она отказывается от Марко, что не может преодолеть социального барьера, дело в том, что героиня Брюсова понимает, что любовь как небесный дар, возвышающий человека, уже невозможна, а иной любви она принять не может и не хочет.

В новеллах «Под старым мостом» и «В подземной тюрьме», стилизованных под жанр средневековой и возрожденческой литературы, контраст используется традиционно, он проявляется в неожиданных поступках героев, но при этом необычный финал, «пуант» работает на символистскую идею.

В дальнейшем в новеллах Брюсова появляется контраст уже на уровне героя, а не фабулы, в этом смысле интересны такие новеллы, как «Теперь, когда я проснулся..» (1902), «В зеркале» (1902), «В башне» (1907), все они вошли в сборник «Земная ось».

Герои этих новелл раздвоены, в своем сознании они перемещаются из мира реального в мир призрачный, это может быть сон, зеркальное существование, сфера влияния искусства, впечатления, переживания. Этот мир обьективируется, наделяется бытием, у него появляются свои пространственные и временные характеристики. Так, в рассказе «В башне» сон — это существование героя в средневековом замке, имеющем определенные черты жизни и быта, обусловленные временем — периодом борьбы между русскими и немецкими рыцарями. В зазеркальном мире в рассказе «В зеркале» повторяются все черты реального мира, ведь это отражение.

С другой стороны, подчеркивается, что мир ирреальный представляет собой все-таки инобытие и потому не может быть равен действительности. Героиня рассказа «В зеркале», попав в мир потусторонний, осознает, что не может довольствоваться жизнью в нем, потому что все здесь лишено своей телесной оболочки, нет реальных людей, есть лишь отблески сознания, ищущие свою форму, чтобы заполнить ее. Мир иллюзий ощущается героями Брюсова как мир второстепенный, вернее, таково их первоначальное восприятие. Находясь в мире сна, молодой человек из новеллы «В башне» в то же время чувствует, что все происходящее с ним — не явь, а сон, это дает ему мужество совершить благородный поступок: он заявляет о своем решительном отказе написать послание своим соотечественникам о силе рыцарей, чтобы остановить русских. «И вдруг мне захотелось рассмеяться в лицо суровому рыцарю и его подручнику-монаху, так как я уже знал, что проснусь и ничего не будет — ни опасности, ни скорби «(2, 69)

Властителем мира снов ощущает себя герой «Теперь, когда я проснулся:»: «Но еще более любил я, с ранних лет, те состояния во сне, когда знаешь, что спишь. Я тогда не постиг, какую великую свободу духа дают они. Их я не умел вызывать по воле. Во сне я вдруг словно получал электрический удар и сразу узнавал, что мир теперь в моей власти»(2, 49)

Это ощущение полной свободы в мире ирреальном, которую дает рациональное знание того факта, что все здесь — ненастоящее, предоставляет героям рассказов возможность проявить себя иначе, чем в действительности. Сон, мечта — это реализация той сущности, которая оказалась невостребованной миром реальности. Именно этим и привлекает мир иллюзий, он становится так же необходим, как и мир реальный. Для символиста Брюсова важна мысль о том, что человек сложен, неоднозначен, не равен самому себе.

Меняется пространство, время — и меняется вместе с ними и герой Брюсова , проявляя одну из многочисленных граней своего характера. Человек не может быть всегда одинаков, неизменен, и дело здесь не в его эволюции, а в изначально заложенной сложности. По Брюсову, в человеке есть множество скрытых возможностей, и все они соотнесены по принципу контраста, не отменяющему цельность «Я», как сон не отменяет реальность. Потенций всегда намного больше, чем конкретных реализаций, действительность — как бы некий ограничитель, не дающий проявиться человеку полностью. «Я заметила, что у каждого зеркала есть свой отдельный мир, особенный. Поставьте на одно и то же место, одно за другим, два зеркала, — и возникнут две разные вселенные. И в разных зеркалах передо мной явились и призраки разные, все похожие на меня, но никогда не тождественные друг с другом», — говорит героиня рассказа «В зеркале», для которой каждое отражение открывает нечто новое в ней самой. (2, 57)

Герой «Теперь, когда я проснулся. » видит в мире сна возможность проявить себя как первобытного человека, не скованного моральными и нравственными предписаниями: «Поняв, что наши поступки будут существовать лишь для нас самих, что они останутся неведомыми для всего мира, мы невольно отдаемся самобытным, из темных глубин исходящим, побуждениям». (2, 50) Мысль о сложности человеческой психики, о наличии бессознательных сил, управляющих волей человека в некоторые моменты, о культуре как о запрете будто бы взята у Фрейда, но дело здесь не в подражании и буквальном «списывании», а в интересе эпохи рубежа к непростому миру личности.

В итоге герой рассказа путает разные миры и совершает вполне реальное преступление. Он наказан за свое стремление искусственно управлять миром сна, существовать сразу в двух пространствах. Возникает контраст между количеством поступков и их качеством: в действительности существуют те самые ограничители культуры, воспитания, которых не было в мире иллюзий. Должно существовать некое равновесие между реальностью и ирреальностью, явью и сном. Героиня рассказа «В зеркале» наказывается за неумеренное увлечение зеркалами: она сама становятся отражением, призраком. Количество поступков, направленных в обратную сторону — вырваться из ненавистного мира, приводит опять к новому качеству: снова происходит перестановка, героиня выходит из зеркала.

Таким образом, мир сна, мечты, с одной стороны, вторичен по отношению к реальности, он — лишь плод фантазии, им можно управлять, с другой стороны, и сам он может управлять человеком. Граница между действительностью и фантазией есть, но она очень относительна, ее невозможно определить рациональным путем. В анализируемых рассказах появляется еще и контраст фабульный. Неожиданный финал, как правило, связан с сомнением героев в том, что теперь, сейчас, они находятся в действительности, а не в контролируемом мире.

В конце рассказа «В башне» звучит вопрос героя: «Что если я сплю и грежу теперь (слово особо выделено Брюсовым) и вдруг проснусь не в соломе, в подземелье замка Гуго фон-Ризен?» (2, 70)

«:А что, если подлинная я — там? Тогда я сама, я, думающая это, я, которая пишу это, я — тень, я — призрак, я — отражение,» — помышляет героиня «В зеркале». (2, 65)

Сомнение испытывает и старик — бродяга из «Мраморной головки»: под влиянием случайно увиденной статуэтки, вещи, в какой-то мере воплотившей в себе замысел художника, имеющей черты инобытийного, он вспоминает свою реальную возлюбленную, но вдруг они меняются местами в его сознании.» Одно меня смущает. Что, если Нины никогда не было, а мой бедный ум, ослабев от алкоголя, выдумал всю историю этой любви, когда я смотрел на мраморную головку?» (2, 81)

Читайте также:  Анализ пожарной безопасности реферат

Такого рода концовки рассказов выводят к идее агностицизма, которую утверждали символисты. В романтической новелле мир ирреальный вторгался в действительность, разрешая в ней какие-то коллизии, с поворотным пунктом связывалась, как пишет Е. Е. Дмитриева, «символистическая насыщенность новеллистического жанра: превращение случайного, почти обыденного происшествия в удивительно-чудесное, прозрение за ним тайны «мировой жизни». (3, 12) У Брюсова же ирреальность не разрешает никаких коллизий, а наоборот, усугубляет их, делая героя раздвоенным. Кроме того, в романтизме герой целен и неизменен, он противопоставлен среде через идеал, но сам не эволюционирует, тогда как в новеллах Брюсова с переменой пространства и времени герой меняет свое качество.

Контраст в новеллах В.Брюсова многофункционален: он работает и как принцип, и как прием, в обоих случаях он традиционен, но приобретает новое содержание за счет символистских идей. Автор включается в диалог разных эпох: средние века, Возрождение, романтизм, символизм.

Источник

Лингвистический анализ: Мраморная головка (Валерий Брюсов)

В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.

Существительное Глагол Местоимение-существительное Предлог Союз Прилагательное Наречие Местоимение-прилагательное Частица Местоименное наречие Числительное Числительное-прилагательное Междометие Часть композита — сложного слова
Существительное 20.28 38.38 30.41 28.96 34.03 6.52 10.86 12.31 11.59 2.17 1.45 0.00 0.72 0.00
Глагол 26.07 26.07 36.93 34.03 29.69 10.86 11.59 16.65 5.07 5.79 0.72 0.00 0.00 0.00
Местоимение-существительное 14.48 55.76 12.31 9.41 7.97 11.59 11.59 7.97 13.03 2.90 0.00 0.72 1.45 0.00
Предлог 47.79 0.72 21.00 0.00 1.45 10.86 0.00 10.14 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Союз 9.41 21.00 23.17 5.07 11.59 3.62 6.52 9.41 5.79 2.90 0.00 0.00 0.00 0.00
Прилагательное 36.21 7.97 5.07 2.90 2.90 5.79 0.72 2.17 0.72 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Наречие 4.34 15.21 6.52 4.34 6.52 2.90 2.90 2.17 4.34 2.17 0.00 0.00 0.00 0.00
Местоимение-прилагательное 31.86 7.24 7.24 3.62 1.45 8.69 0.72 4.34 3.62 0.72 0.00 0.00 0.00 0.00
Частица 5.07 26.07 2.90 3.62 0.72 0.72 4.34 2.90 2.17 1.45 0.00 0.00 0.00 0.00
Местоименное наречие 0.72 3.62 3.62 0.00 2.17 1.45 2.17 1.45 2.90 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное 1.45 0.00 0.00 0.00 0.00 0.72 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.72 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.72 0.00 0.00 0.00 0.72 0.00 0.00 0.72 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево. »

Источник

Мраморная головка

Мраморная головка

«. Его судили за кражу и приговорили на год в тюрьму. Меня поразило и то, как этот старик держал себя на суде, и самая обстановка преступления. Я добился свидания с осужденным. Сначала он дичился меня, отмалчивался, наконец, рассказал мне свою жизнь. . »

Его судили за кражу и приговорили на год в тюрьму. Меня поразило и то, как этот старик держал себя на суде, и самая обстановка преступления. Я добился свидания с осужденным. Сначала он дичился меня, отмалчивался, наконец, рассказал мне свою жизнь.

– Вы правы, – начал он, – я видал лучшие дни, не всегда был уличным горемыкой, не всегда засыпал в ночлежных домах. Я получил образование, я – техник. У меня в юности были кое-какие деньжонки, я жил шумно: каждый день на вечере, на балу, и все кончалось попойкой. Это время я помню хорошо, до мелочей помню. Но есть в моих воспоминаниях пробел, и, чтобы заполнить его, я готов отдать весь остаток моих дряхлых дней: это – все, что относится к Нине.

Мраморная головка скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Зависть

Юрия Карловича Олешу (1899–1960) в кругу писателей-современников называли «королем метафор». Олеша не умел писать «темно и вяло», длинно и скучно, его проза искрится блестящими образами и афоризмами, чуть ли не каждый абзац по емкости и законченности равноценен новелле.

Роман «Зависть» (1927) – вершина творчества Олеши и, несомненно, одна из вершин русской литературы XX века. В сборник вошли также рассказы Юрия Олеши и книга «Ни дня без строчки» – дневниковые записи, являющиеся, по сути, тонкой и глубокой эссеистикой изощренного стилиста и чуткого человека.

Живи и помни

В повести лаурета Государственной премии за 1977 г., В.Г.Распутина «Живи и помни» показана судьба человека, преступившего первую заповедь солдата – верность воинскому долгу. «– Живи и помни, человек, – справедливо определяет суть повести писатель В.Астафьев, – в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя».

К «последнему морю»

Роман «К „последнему морю“» В. Г. Яна (Янчевецкого) – третье заключительное произведение трилогии «Нашествие монголов», рассказывающее о том, как «теоретические доктрины» Батыя о новых завоеваниях на европейском континенте – выход к берегам «последнего моря», превращаются в реальную подготовку к походам татаро-монгольских полчищ сначала в среднее Поднепровье, потом на земли Польши, Моравии, Венгрии, Адриатики.

Огни на курганах

Историческая повесть известного советского писателя В. Г. Яна (Янчевецкого) «Огни на курганах», впервые изданная в 1932 году и в последствии переработанная и дополненная, рассказывает о талантливом, но жестоком завоевателе Александре Македонском. Писатель постарался изобразить его таким, каким он был в действительности: разрушителем городов, истребителем мирного населения целых районов, казнившим каждого, кто оказывал ему сопротивление или казался подозрительным.

Юность полководца

Повесть «Юность полководца» посвящена князю Александру Невскому и рассказывает о заслугах князя в качестве организатора обороны Великого Новгорода от натиска шведов и Тевтонского ордена в начале 40-х гг. XIII в. При этом автор показывает, что Новгород под руководством этого князя был той частью «русской земли», которая сохранила не только какую-то независимость от Орды, но и очевидную боеспособность в борьбе с агрессией западных соседей.

Пушкин

Роман Ю.Н.Тынянова (1894-1943) «Пушкин» посвящен детству, отрочеству и юности поэта. Выдающийся исследователь и знаток пушкинской эпохи, талантливый рассказчик, Тынянов не только мастерски запечатлел живой образ самого поэта, но и смог воссоздать атмосферу пушкинского окружения: семьи, лицея, а также характерные черты литературной и художественной жизни начала XIX столетия.

Гонители

Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда Чингисхан — чудовище и гениальный полководец. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.

Гонимые

Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда Чингисхан — чудовище и гениальный полководец. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.

Огненный ангел

Один из самых загадочных русских романов ХХ века, «Огненный ангел» Валерия Брюсова – одновременно является автобиографическим, мистическим и историческим. «Житие» грешников – оккультистов, жаждущих запредельных знаний, приводит их либо к мученической смерти, либо к духовной опустошенности, это трагический путь Фауста, но в какой-то мере это и путь нашей цивилизации.

Читайте также:  Анализ транспортной и социальной инфраструктуры

В книгу также включены статьи В.Ходасевича и А.Белого, которые помогут современному читателю лучше понять биографический, исторический и литературный контекст романа.

Содержание сборника:

Предисловие русского издателя Предисловие

В. Брюсов Оклеветанный ученик

В. Брюсов Легенда о Агриппе

А.Белый Огненный ангел

Последние страницы из дневника женщины

Краткая автобиография

Родился я 1-го декабря (ст. ст.) 1873 г. в Москве. Дед по отцу был крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил «волю» и занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.

Последние страницы из дневника женщины

Событие совершенно неожиданное. Мужа нашли убитым в его кабинете. Неизвестный убийца разбил Виктору череп гимнастической гирей, обычно лежащей на этажерке. Окровавленная гиря валяется тут же на полу. Ящики стола взломаны. Когда к Виктору вошли, тело его еще было теплым. Убийство совершено под утро. . «

Первая междупланетная экспедиция

Наш русский поэт Валерий Брюсов оказался ещё и фантастом. Удивительно то, что написано это до «Аэлиты» и до знаменитой статьи Оберта

Республика Южного Креста

Статья в специальном № «Северо-Европейского вечернего вестника»

«. За последнее время появился целый ряд описаний страшной катастрофы, постигшей Республику Южного Креста. Они поразительно разнятся между собой и передают немало событий, явно фантастических и невероятных. По-видимому, составители этих описаний слишком доверчиво относились к показаниям спасшихся жителей Звездного города, которые, как известно, все были поражены психическим расстройством. Вот почему мы считаем полезным и своевременным сделать здесь свод всех достоверных сведений, какие пока имеем о трагедии, разыгравшейся на Южном полюсе. . »

Теперь, — когда я проснулся…

Герой рассказа, сознавая себя психопатом, удовлетворял преступные наклонности в контролируемых сновидениях. Потом он проснулся…

Полдень, XIX век

Когда речь заходит о фантастике XIX — начала XX века, поклонники этого жанра прежде всего вспоминают Жюля Верна и Герберта Уэллса. Космические путешествия, летающие корабли, боевые субмарины и другие плоды воображения этих писателей, ставшие реальностью, кажутся нам исключительным приоритетом западной литературы Имена же русских фантастов, предвидения которых затмевают самые смелые фантазии европейских авторов, незаслуженно забыты А ведь им удалось прозреть не только технический облик нашего времени, но и многие политические события, оказавшиеся неожиданными даже для людей нашей эпохи. Как знать, возможно, еще при жизни нынешнего поколения сбудутся и другие предсказания классиков русской фантастики Фаддея Булгарина, Григория Данилевского, Николая Федорова..

Этот сборник — попытка воздать должное нашим соотечественникам, которые опередили свое время на века, и познакомить с их творчеством современных любителей фантастики.

Владимир Одоевский

4338-Й ГОД. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПИСЬМА

Фаддей Булгарин

ПРАВДОПОДОБНЫЕ НЕБЫЛИЦЫ, ИЛИ СТРАНСТВОВАНИЕ

ПО СВЕТУ В ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОМ ВЕКЕ

Григорий Данилевский

ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ

Фаддей Булгарин

ПОХОЖДЕНИЯ МИТРОФАНУШКИ В ЛУНЕ. Бред неспящего человека

Валерий Брюсов

Фаддей Булгарин

ПРЕДОК И ПОТОМКИ

Владимир Одоевский

ГОРОД БЕЗ ИМЕНИ

Николай Федоров

ВЕЧЕР В 2217 ГОДУ

Владимир Соловьев

КРАТКАЯ ПОВЕСТЬ ОБ АНТИХРИСТЕ

Федор Достоевский

СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

Послесловие составителя

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Алтарь победы

Один из основателей русского модернизма, Валерий Яковлевич Брюсов был не только изысканным поэтом, но и незаурядным беллетристом. Среди его прозаических произведений особый интерес представляет роман «Алтарь победы», отображающий всю палитру жизни умирающей Римской империи IV века н.э. Молодой римлянин Юний, путешествуя по различным провинциям величайшего государства Древнего мира, переживает множество как забавных, так и опасных приключений.

Моя душа

Нет, я не хочу внушать вам сострадания. Пусть лучше буду я вам даже отвратителен. Может быть, и себя вы хоть на миг тогда оцените по достоинству.

Я спал, но мне было душно, потому что солнце уже пекло меня через штемпелеванную занавеску моей каюты. Я спал, но я уже чувствовал, как нестерпимо горячи становятся красные волосики плюшевого ворса на этом мучительно неизбежном пароходном диване. Я спал, и не спал. Я видел во сне собственную душу.

Сильнее смерти

После десятилетий хулений и замалчиваний к нам только сейчас наконец-то пришла возможность прочитать книги «запрещенного», вычеркнутого из русской литературы Арцыбашева. Теперь нам и самим, конечно, интересно без навязываемой предвзятости разобраться и понять: каков же он был на самом деле, что нам близко в нем и что чуждо.

Смех

После десятилетий хулений и замалчиваний к нам только сейчас наконец-то пришла возможность прочитать книги «запрещенного», вычеркнутого из русской литературы Арцыбашева. Теперь нам и самим, конечно, интересно без навязываемой предвзятости разобраться и понять: каков же он был на самом деле, что нам близко в нем и что чуждо.

Владычный суд

В 1876 году я написал маленький рассказ, который называется «На краю света» (из воспоминаний архиерея). Он имел, как мне кажется, некоторый успех. По крайней мере я обязан так думать, судя и по довольно быстрой продаже книжечки и по разнообразию вызванных ею толков. Литературные органы, удостоившие ее внимания[1] (не исключая и одного духовного издания), отозвались о ней чрезвычайно сочувственно и милостиво, но зато частным, негласным путем мне довелось слышать иное. Некоторые весьма почтенные и довольно известные в духовенстве лица отнеслись к этому рассказу неодобрительно. То же самое высказано мне и многими редстокистами. И те и другие увидали в поведении описанного мною архиерея и миссионеров мирволенье неверию и даже нерадение о спасении душ святым крещением.

Источник

Мраморная головка Текст

Валерий Яковлевич Брюсов
Мраморная головка
Рассказ бродяги

Его судили за кражу и приговорили на год в тюрьму. Меня поразило и то, как этот старик держал себя на суде, и самая обстановка преступления. Я добился свидания с осужденным. Сначала он дичился меня, отмалчивался, наконец, рассказал мне свою жизнь.

– Вы правы, – начал он, – я видал лучшие дни, не всегда был уличным горемыкой, не всегда засыпал в ночлежных домах. Я получил образование, я – техник. У меня в юности были кое-какие деньжонки, я жил шумно: каждый день на вечере, на балу, и все кончалось попойкой. Это время я помню хорошо, до мелочей помню. Но есть в моих воспоминаниях пробел, и, чтобы заполнить его, я готов отдать весь остаток моих дряхлых дней: это – все, что относится к Нине.

Ее звали Ниной, милостивый государь, да, Ниной, я убежден в этом. Она была замужем за мелким чиновником на железной дороге. Они бедствовали. Но как она умела в этой жалкой обстановке быть изящной и как-то особенно утонченной! Она сама стряпала, но ее руки были как выточенные. Из своих дешевых платьев она создавала чудесный бред. Да и все повседневное, соприкасаясь с ней, становилось фантастическим. Я сам, встречаясь с ней, делался иным, лучшим, стряхивал с себя, как дождь, всю житейскую пошлость.

Бог простит ей грех, что она любила меня. Кругом было все так грубо, что она не могла не полюбить меня, молодого, красивого, знавшего столько стихов наизусть. Но где я с ней познакомился и как – этого я уже не могу восстановить в своей памяти. Вырываются из мрака отдельные картины. Вот мы в театре. Она, счастливая, веселая (ей это выпадало так редко!), впивает каждое слово пьесы, улыбается мне… Ее улыбку я помню. Потом вот мы вдвоем где-то. Она наклонила голову и говорит мне: «Я знаю, что ты – мое счастие ненадолго; пусть, – все-таки я жила». Эти слова я помню. Но что было тотчас после, да и правда ли, что все это было с Ниной? Не знаю.

Источник