Литературоведческий анализ
Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны — времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков, жителей одного из множества хуторов «Обдонья» (Подонья), в первую очередь семьи середняков Мелеховых.
Творчество Шолохова приходится на ту эпоху, когда существовал социальный заказ на произведения — гимны революции и коммунистическим преобразованиям в жизни людей после 1917 г. Шолохов не мог обойти вниманием этот социальный заказ, в его творчестве центральное место занимают произведения, затрагивающие строительство социализма в Советской России («Поднятая целина» и т. д.). Выполняя заказ, писатель, однако, не пожелал идти против правды жизни. Благодаря этому «Тихий Дон» вырос за узкие рамки «гимна», в романе нашли отражение как светлые, так и темные стороны действительности. Автор без излишней идеализации, без прикрас дает хронику событий, сравнивает новые и старые порядки. Шолохову удалось добиться редкой правдивости в рассказе о революции. Народ в 1917 г. больше не мог жить по-старому, переворот надвигался с неизбежностью. Власть была безумно далека от народа и, не желая понимать законов истории, утешалась мистическим толкованием произошедших в стране перемен. Возврат к прежним порядкам был не возможен, революция сильно изменила людей. Даже «верхи» осознали, что они уже не те. И только политическая недальновидность мешала им принять и здраво оценить переворот — недальновидность, корни которой уходили в кичливость, самодовольство, тщеславие, приверженность барским замашкам, застилавшие глаза белым офицерам и генералам.
Революция означала крушение вековых устоев и разрушение связей в обществе, за счет которых прежде существовал народ. Очень и очень многим было трудно понять и принять новую действительность. Большевики пообещали людям счастье, но бытовавшие в массах представления о «мужицком рае» нередко шли вразрез с коммунистическим учением. В результате столкновение простого народа с новой властью неотвратимо надвигалось. Люди требовали справедливости и равенства без белой и без красной власти.
Большевики в своем порыве переделать мир не пожелали учесть человеческий фактор, люди стали для партии строительным материалом. Против такого отношения к народу выступает Шолохов. Конец романа не случаен: автор выступил за общечеловеческие ценности, за право каждого на счастье. Шолохов мечтал о «социализме с человеческим лицом». Эти мечты и борьба нашли воплощение в «Тихом Доне» — романе, который исполином возвышается среди прочих произведений социалистического реализма.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мой анализ
Мой анализ По-моему, Ольге лучше работается в малом жанре, и особенно Елагиной удаются миниатюры. Что касается «Цикория»… Этот текст должен быть повестью, но Ольга сделала что-то среднее. В этом её ошибка. Я буду называть этот текст повестью… «Цикорий» выполнен в
Мой анализ
Мой анализ Вообще ученики Рекемчука последних лет очень похожи. Они пишут о жизни, сильно преувеличивая её тёмную сторону. Главные герои их текстов несчастные люди, которые утопают в чёрном болоте повседневности. Нищета, пьянство, безысходность. Творил бы в таком ключе
Мой анализ
Мой анализ Дело в том, что моё отношение к творчеству Андрея Нитченко менялось несколько раз – от полного неприятия до восхищения, и от восхищения к сомнению. Познакомил меня с текстами автора критик Александр Титков: «Посмотри, вот эту ерунду считают гениальной
Басни Литературоведческий анализ
Басни Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого
Лирика Литературоведческий анализ
Лирика Литературоведческий анализ Лирику Федора Ивановича Тютчева литературоведы справедливо называют поэзией чувств. В своих произведениях поэт настойчиво ищет — и находит! — пути выражения овладевающих им в разных ситуациях переживаний и настроений. При этом он
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ Первая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в 1831 г., вторая — в 1832 г. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную
Лирика Литературоведческий анализ
Лирика Литературоведческий анализ Благодаря тому что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более половины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афанасия Афанасьевича в детстве.
Лирика Литературоведческий анализ
Лирика Литературоведческий анализ Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой — настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения
«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ
«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его «Премудрый пескарь». В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости.Щедрин
«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ
«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ Жанр этого произведения — песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции.Излюбленный ход Горького — противопоставление
Поэзия Литературоведческий анализ
Поэзия Литературоведческий анализ В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате
Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ
Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной
«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ
«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то
«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ
«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования — преодоление ребенком совсем не детского, а большого, «настоящего» страха. И победа над
Источник
Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды
Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.
Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.
Что значит анализ произведения
Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.
Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
- История создания.
- Смысл названия.
- Жанр произведения.
- Тема, идея и проблематика.
- Композиция и ключевые моменты сюжета.
- Конфликт в произведении.
- Система героев и образов.
- Позиция автора.
- Художественные средства.
- Выводы.
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
- экспозиции;
- завязке;
- развитии действия;
- кульминации;
- развязке;
- постопозиции.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
- эпитеты и метафоры;
- гиперболы и литоты;
- метонимии и синекдохи и пр.
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.
Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.
- Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Источник
Глава 5. Школьный анализ литературного произведения
Учитель, получивший литературоведческую подготовку в вузе,придя в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблемасоотношения филологического и школьного анализа литературного произведенияпредставляется актуальной для будущих учителей.
В основе школьного анализа литературного произведения лежит литературоведческий, точнее, филологический анализ. Учитель должен владеть литературоведческим и лингвистическим видами анализа текста, чтобы выявить идею произведения, понять авторские намерения, эстетически оценить мастерство писателя. Но ученик, безусловно, не может выполнить все необходимые литературоведческие и лингвистические операции. И с этим необходимо считаться. Кроме того, цель обучения не только в выявлении истины, но и воспитании читателя, в сохранении эмоционального сопереживания ученика, которое может быть разрушено схематизацией и формализацией аналитической работы. У маленького читателя нет потребности в анализе текста, ему кажется, что он во всем хорошо разобрался, а потому не нуждается в перечитывании произведения.
Литературоведческий и школьный анализ отличаются друг от друга и по целям, и по объему и по характеру изучения художественного произведения.
Цель литературоведческого анализа – выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе.
Цель школьного анализа – коррекция первоначального восприятия художественного произведения, которое всегда бывает неполным и неточным, объективным смыслом произведения, для того чтобы ученики могли создать собственную читательскую интерпретацию произведения. Методика призвана выяснить, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, найти пути усвоения этого содержания. Задача школьного анализа не научное исследование, а читательское освоение художественного произведения.
Объем литературоведческого анализа определяется самим исследователем, теми конкретными целями и задачами, которые он перед собой ставит. И тогда объем может быть узким: роль одного эпитета или цветовых прилагательных – или очень широким: целостный анализ текста. Но при этом литературовед обязательно опирается на то, что уже сделано в науке, и стремится к выявлению еще недостаточно изученных элементов. В поле его зрения находятся все элементы художественного целого, которые он должен учитывать. Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретацией произведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.
Объем школьного анализа строго ограничен как возрастными возможностями учеников, так и их практическими умениями. По сравнению с литературоведческим школьный анализ более избирателен по материалу, вовлекаемому в разбор (вспомните о принципе избирательности). Далеко не все возможно и нужно использовать на уроке. Школьный анализ опирается на самые яркие элементы произведения, откровенные по своему идейно-художественному значению, ведущие к общему представлению о произведении. Школьный анализ всегда должен стремиться к целостности, т.е. к охвату произведения во всех его основных элементах: композиции, языка и содержания – и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идее (вспомните о принципе целостности). Целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения литературы как искусства.
Характер анализа. Учитель организует на уроке не просто учебную деятельность, а общение своих учеников с художественным текстом. Для этого произведение должно быть интересным и нравственно актуальным для сознания детей, а приемы интерпретации текста адекватны художественному мышлению автора.
Эмоциональность маленького ребенка хорошо известна. На уроке она не должна заглушаться сухими разбором. Поэтому школьный анализ отличается большей субъективностью и художественностью и напоминает работу с оркестром: учитель-дирижер дает возможность солировать разным инструментам – ученикам, – следя за общим звучанием всего оркестра и его адекватностью партитуре – художественному произведению. Понимание идеи произведения колеблется и не может быть сведено к строгой формуле. Но при этом у каждого есть своя формулировка, которую он имеет право отстаивать и доказывать. И учитель, входя в класс, должен иметь свою формулировку, допуская, однако, что она может быть уточнена и даже изменена в процессе коллективной работы.
Повторим еще раз: школьный анализ отличается большей субъективностью, тогда как литературоведческий анализ требует объективности.
Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»
Вопросы и задания для повторения
1. Назовите принципы изучения литературного произведения в школе.
2. Назовите этапы урока литературы в начальной школе.
3. Объясните, как связаны между собой принципы изучения литературного произведения и структура урока литературы.
Источник
Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)
В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе. | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836 г.)
краткий анализ произведения
Тематика произведения
— справедливость и милосердие;
— доброта и жестокость;
— общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести;
— долг и чувства.
Основная проблема — проблема чести и долга.
Сюжет «Капитанской дочки»
В произведении две сюжетные линии: Гринёв – Маша Миронова и Гринёв – Пугачёв.
Идейное содержание повести
Ключом к пониманию авторской позиции в произведении служит эпиграф: «Береги честь смолоду». Идея чести как высшей ценности реализуется в сюжете «Капитанской дочки»: все герои проходят испытание на верность долгу и чести. Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв. Для Пушкина Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России (вспомним притчу, рассказанную Пугачёвым).
Система образов произведения выстраивается на основе антитезы: герои — «люди чести» противопоставлены тем, для которых честь – пустой звук.
Герои без чести
Пётр Андреевич Гринев
Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гринёвы
Савельич
Пугачёв Емельян
Машенька Миронова
Иван Кузьмич Миронов
Василиса Егоровна Миронова
Иван Иванович Зурин
Швабрин Алексей Иванович
Приспешники Пугачёва, бросившие его в момент неудач
А.С. Пушкин «Выстрел»(1830 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
-Сильвио;
граф Б.;
— подполковник И.Л.П. (рассказчик).
Тема
— тема дуэлей.
Проблематика
— проблема отмщения;
— проблема милосердия, сострадания и благородства.
Анализ
Сильвио на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он ищет первенства, но не в чем-либо серьёзном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании (пьянство, дуэли, дебоширство).
Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены. Но что-то не позволило Сильвио убить графа? Может быть, он пожалел его жену, может быть, потому, что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нём естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды.
А.С.Пушкин«Станционный смотритель »(1830 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
-станционный смотритель Самсон Вырин;
-Дуняша (дочь Вырина);
— гусар Минский.
Проблематика
— бесправность «маленького человека» в мире, где царит социальное неравноправие;
— призыв к милосердию к «униженным и оскорбленным».
Анализ
Завязка действия — лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация — встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и её похитителем. Развязка — возвращение смотрителя домой. Эпилог — приезд дочери на его могилу.
В рассказ о станционном смотрителе включена его горестная история. Это повествование о «маленьком человеке», которого может легко обидеть каждый и который не в состоянии себя защитить. Образ «маленького человека» был первым образом подобного рода в русской литературе. «Станционный смотритель» — это и история о блудном сыне, вернее, о блудной дочери, перенесённая в другие, не евангельские, жизненные обстоятельства. Это и история о позднем раскаянии блудной дочери.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»(1839 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
-Мцыри (молодой послушник в монастыре);
— cтарый монах.
Проблематика
-свобода как желанный идеал;
— противопоставление естественной (природной) жизни и жизни общественной с её нормами, догмами и условной моралью.
Анализ
Поведение Мцыри полностью определяется устремлениями к свободе. Главный мотив поэмы — противопоставление природы законам общества, которые стесняют свободу личности.
Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнёта и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя.
Проблематика поэмы сходна с толстовской: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней.
М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник» (1828 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
— русский пленник;
— черкешенка.
Проблематика
-любовь к Родине;
— быт и нравы народов Кавказа.
Анализ
В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём.
Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.
Поэма наполнена картинами природы как олицетворения красоты, свободы, она лишена человеческих предрассудков.
У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство и чистоту помыслов.
Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.
Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввёл этнографический (характерный для определенной местности) материал (в том числе вставную песню).
Н.В. Гоголь «Ревизор» (1842 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
-Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;
-Анна Андреевна, жена его;
-Марья Антоновна, дочь его;
-Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;
-Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья;
-Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
-Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер;
-Пётр Иванович Добчинский, городской помещик;
-Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик;
— Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга;
-Осип, слуга его;
-Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь;
— Фёдор Иванович Люлюков, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
— Иван Лазаревич Растаковский, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
— Степан Иванович Коробкин, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
-Степан Ильич Уховертов, частный пристав;
-Свистунов,полицейский;
-Пуговицын,полицейский;
— Держиморда, полицейский.
Проблематика
-чинопочитание;
-взяточничество;
— морально-нравственная проблематика.
Анализ пьесы
Тема — чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.
Идея — чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" — мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Как основную мысль можно взять цитату: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.
Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.
В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.
Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.
Н.В. Гоголь «Шинель»(1842 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
— Акакий Акакиевич Башмачкин;
— значительное лицо.
Тема
— маленький человек.
Проблематика
-унижение маленького человека;
— бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.
Анализ произведения
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты . Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование . Именно поэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положения Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.
Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата , да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.
Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует .
Л.Н. Толстой «После бала»(1903 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
— Иван Васильевич;
— полковник Пётр Владиславович Б. (отец Вареньки).
Проблематика
-идея социального неравенства;
— благополучие одних (богатых) основывается на угнетении других (бедных).
Толстой, являясь носителем гуманистической идеи , не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности.
Толстой ведёт нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.
Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой ещё и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознаёт свою личную моральную ответственность за всё происходящее.
Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее .
Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»(1883 г.)
краткий анализ произведения
Герои
— 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.
Проблематика рассказа
— зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
— отречение от собственного достоинства.
Анализ
Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения — словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев — «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» — «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба» .
А.П. Чехов «Хамелеон»(1884 г.)
краткий анализ произведения
Герои
-полицейский надзиратель Очумелов;
— собачка брата генерала Жигалова.
Проблематика
— зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.
Анализ
Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов – образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.
Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто её хозяин, весьма показательна и характерна для любого общества. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.
К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых. Рабская психология , а именно её высмеивает Чехов в своём юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власть предержащим».
А.П. Чехов «Смерть чиновника»(1886 г.)
краткий анализ произведения
Герои
-Иван Дмитриевич Червяков;
-жена Червякова;
— генерал Бризжалов.
Основная тема – тема маленького человека.
Проблемы
— подавление человеческой личности;
— отречение от человеческого достоинства.
В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека». В своём творчестве Чехов пытается протестовать против подавления человеческой личности. В рассказе представлен мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.
Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрёкся от своего человеческого достоинства.
В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе генерал не представляется законченным злодеем: он крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довёл его до агрессии.
Но умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы (чинопочитание, привычка к тому, что начальник обязан подавлять подчинённого) нарушил человек высокого чина.
Источник
Как делать анализ художественного произведения?
Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.
Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.
Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru .
История создания произведения
Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.
Жанр произведения
Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.
Название произведения и его смысл
В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
Тема, идея и проблематика произведения
Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.
Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.
Система образов произведения
В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.
Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.
Композиция произведения
Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.
Особенности языка произведения
Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).
Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.
Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Источник