Лев толстой война и мир анализ кратко
«Война и мир» (Л. Толстой)
Цитата: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
История создания
Над романом «Война и мир» Лев Толстой напряжённо трудился в течение семи лет. Его замысел предполагал художественное отражение полувековой истории страны. Сам писатель называл свой замысел «Три поры». Первая пора — начало века, Отечественная война 1812 г. Вторая пора — восстание декабристов. Третья пора — смерть Николая I, возвращение декабристов из ссылки и всеобщее ожидание перемен.
Проблематика:
- человек и его место в мире;
- свобода воли и историческая необходимость;
- проблема настоящей жизни (Андрей Болконский);
- проблема счастья (Пьер Безухов);
- проблема величия (Наполеон; Кутузов; Платон Каратаев);
- проблема патриотизма — истинного и ложного (истинный патриотизм — народ;
- ложный патриотизм — граф Растопчин);
- народность войны (в деталях описания).
Смысл названия
Когда говорят о названии романа «Война и мир», принято вспоминать, что в дореформенном русском языке слово «мир» означало отсутствие войны, а «мiр» — человеческое общество. Лев Толстой в названии своего романа употребил слово «мiр», а значит, его следует понимать как «Война в жизни людей».
Сам граф Толстой видел эту ошибку в первом издании, но не счёл нужным её исправить. Автор действительно уделяет пристальное внимание жизни общества в военное время, но при этом тема осуждения войны также очень значима в романе.
Не будем забывать и о том, что «миром» называется и вся Вселенная с её законами, а философский пласт в «Войне и мире» очень значим.
В общем, можно сказать, что название этого романа — такое же многоплановое, как и его содержание.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман-эпопея.
Жанровые особенности: в жанровом отношении роман «Война и мир» чрезвычайно сложен. Его можно было бы назвать историческим романом, ведь в нём описывается война 1805-1807 гг. и война 1812 г. Слово «война» даже вынесено в название романа; в нём описываются конкретные исторические лица (Наполеон, Кутузов, Александр I). Однако исторические события — только часть той общей картины, которую создал Толстой.
Можно было бы отнести «Войну и мир» к семейно-бытовым романам, ведь в нём описывается судьба нескольких поколений дворянских семейств (Ростовы, Безуховы, Курагины, Болконские). Но значительный ряд персонажей не вписывается в концепцию семейного романа.
В романе поднимаются вопросы справедливого социального устройства, и поэтому его можно было бы назвать социальным. Но «Война и мир» шире этого определения. Это ещё и философский, и психологический роман. Широкий масштаб и глобальность проблематики позволяют нам сказать о «Войне и мире» только то, что это роман-эпопея, включающий все варианты романного жанра.
Время и место действия: действие романа «Война и мир» происходит в России в период с 1805 по 1813 годы (в эпилоге описывается 1820 год).
Действующие лица
Андрей Болконский — князь, презирающий лицемерный свет, но вынужденный бывать там. Мечтал о славе, но во время Аустерлицкого сражения понял, как незначительна слава в масштабах всей жизни. Был влюблён в Наташу Ростову. Погиб в Бородинской битве.
Наташа Ростова — юная графиня, очаровательная и яркая, одарённая в музыкальном отношении. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит взросление героини. Была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела бежать с Анатолем Курагиным. Тяжело пережила смерть князя Андрея, искала себя в религии. Стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.
Пьер Безухов — граф, незаконный сын Кирилла Безухова, массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках. Женится на Элен Курагиной, впоследствии расстаётся с ней. Увлекается масонством (тайное общество со своей философией) и даже входит в масонскую ложу, но потом разочаровывается. Влюбляется в Наташу Ростову. Участвует в военных действиях (в частности — в Бородинском сражении). Некоторое время пребывает в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: Пьер обретает собственные взгляды на жизнь. Женится на Наташе Ростовой.
Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Любит жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых всё время в плачевном состоянии.
Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова, мать четверых детей. Очень любит свою семью. Тяжело переживает гибель сына Пети. Памятуя о сложном финансовом положении семьи Ростовых, препятствует женитьбе Николая на бесприданнице Соне.
Николай Ростов — граф, невысокий кудрявый мужчина, старший сын Ростовых, честный, доброжелательный и искренний. Сначала стремится к славе, поэтому хочет на войну, но после Шенграбенского сражения и Аустерлицкой битвы его мировоззрение меняется: Николай противится войне как таковой. Женится на Марье Болконской.
Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова. Верная, преданная, готовая пожертвовать собой. Влюблена в Николая Ростова, поэтому отказывает в чувствах Фёдору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марью Болконскую, Соня беспрекословно его отпускает.
Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (своей любви к детям стесняется и старается чувств не выказывать). В ходе действия романа умирает от удара.
Марья Болконская — княжна, некрасивая, но с удивительно прекрасными лучистыми глазами девушка. Образованна, религиозна, склонна к самопожертвованию. Ухаживает за отцом и племянником, впоследствии выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.
Элен Курагина — княжна, дочь князя Василия, блистательная красавица, любимица света, мечта множества мужчин. Не умная, но ловкая. Вышла замуж за Пьера Безухова. Умерла от болезни.
Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и аморальный. Устраивал попойки и дебоши. Увлёкся Наташей Ростовой и хотел украсть девушку и обвенчаться с ней, хотя уже был женат.
Фёдор Долохов — офицер, светлоглазый мужчина среднего роста. Циничен, жесток и склонен к авантюрам. Храбр, искренен, нежно любит мать. Состоял в любовной связи с Элен Безуховой, женой Пьера, из-за чего дрался с Пьером на дуэли. Хотел жениться на Соне Ростовой, но получил от неё отказ.
Краткое содержание
Часть 1
Петербург, раут в доме фрейлины Шерер.
Гости беседуют о Наполеоне. Часть присутствующих в ужасе от Наполеона и его политики, а часть (в их числе Андрей Болконский и Пьер Безухов) восхищаются им. Андрей Болконский хочет наполеоновской славы, поэтому намерен пойти на войну. Пьер Безухов ещё не определился с планами на жизнь и просто кутит с другими молодыми людьми. За их опасные проделки Долохов разжалован в солдаты, а Пьера вынуждают покинуть Петербург.
Москва, именины Натальи Ростовой-старшей и маленькой Наташи в доме Ростовых на Поварской.
Наташа, Соня и Петя веселятся, Николай размышляет, как бы ему повоевать с Наполеоном, Вера не участвует в празднике.
Москва, дом графа Безухова. Случилось горе — умер граф Кирилл Безухов. Есть завещание, по которому его состояние отходит Пьеру. Родственники (в том числе князь Василий Курагин) хотят это завещание уничтожить. Начинается настоящая охота, но деньги всё- таки переходят к Пьеру. Князь Василий своего добивается другим путём: Пьера женят на его дочке Элен.
Деревня Лысые Горы, имение Болконских.
Николай Болконский живёт по строгому расписанию, Марья Николаевна, его дочь, тоже старается следовать порядкам отца. К неудовольствию старшего Болконского, расписание придётся поменять — маленькая княгиня Лиза, беременная жена Андрея, поселяется в имении Болконских. Андрей Болконский отправляется на войну.
Местность под Аустерлицем.
Русская армия отступает, чтобы получить подкрепление от Австрии и Пруссии. Кутузов, главнокомандующий русской армией, старается избежать сражений, так как армия ещё не вошла в силу. Оттягивая время решающих действий, Кутузов выставляет против французов отряд Багратиона. Кроме того, заключено тактическое перемирие с французским маршалом.
Николай Ростов участвует в боевых действиях. Всё выходит плохо: лошадь под ним убита, сам Николай ранен и даже вынужден бежать. Но побега никто не видел: Николаю дают Георгиевский крест за храбрость, и он может козырять наградой перед друзьями.
Несмотря на усилия Кутузова, сражение под Аустерлицем всё же происходит. Для Андрея Болконского это сражение — момент возможной славы, а для Кутузова — вынужденная жертва. Кутузов знает, что русские проиграют в этом бою. День битвы приходится на годовщину коронации Наполеона, поэтому французские войска воодушевлены. Русские почти сразу же начинают отступать. Болконский со знаменем в руках ведёт за собой войска, но его ранят. Лёжа и глядя в небо, князь Андрей понимает, что слава — это незначительная мелочь по сравнению с красотой и силой жизни. Его былой кумир Наполеон видит раненого князя и велит отправить его на перевязочный пункт.
Часть 2
Москва, дом Ростовых.
Николай приезжает домой в отпуск, с ним прибывает Василий Денисов, его друг. Все чествуют Николая. У него появляется новый друг — Фёдор Долохов, который просит Николая быть секундантом на его дуэли с Пьером Безуховым (Пьер вызвал Фёдора на дуэль, узнав о его романе со своей женой Элен). Соня влюблена в Николая, поэтому, когда Долохов предлагает ей руку и сердце, девушка отказывает ему. Местью Долохова станет его карточная игра с Николаем, во время которой Николай проиграет Фёдору крупную сумму. Николай вынужден сознаться отцу, что проиграл деньги. Вместе они как-то изыскивают необходимые средства, и Николай отдаёт долг. Ему уже надо возвращаться в армию. Денисов за время отпуска успел полюбить Наташу Ростову. Он делает девушке предложение, но получает отказ.
Деревня Лысые Горы, имение Болконских.
К Болконским приезжает Василий Курагин с сыном Анатолем. Анатолю нужно поскорее жениться на богатой. Николаю Александровичу не хочется отпускать дочь, да и жених ему не по душе. Марья Николаевна поначалу воодушевлена предложением, но потом случайно видит, как Анатоль ласкает её компаньонку, и отвечает младшему Курагину отказом.
Николай Болконский получает письмо от Кутузова. В письме говорится, что князь Андрей пал смертью храбрых; тело его не найдено. Старый князь всё же надеется, что сын жив. И в ночь, когда княгиня Лиза рожает, Андрей Болконский возвращается домой. Но княгиня Лиза умирает в родах. Болконский чувствует свою вину перед женой.
Москва, дом Пьера Безухова.
Пьер несчастлив в браке. Он получает анонимку, в которой говорится о связи его жены и Фёдора Долохова. Безухов вызывает Долохова на дуэль, ранит, выясняет с женой отношения. Он хочет освободиться от всей этой грязи, поэтому отдаёт Элен в пользование почти всё своё богатство и уезжает в Петербург.
Петербург — имение Безухова под Киевом — деревня Лысые горы.
По пути Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Приехав в Петербург, Безухов вступает в масонскую ложу. Он переполнен желанием изменить жизнь — и собирается начать со своего имения под Киевом. Пьер привозит туда идеи реформ крестьянской жизни, но ничего хорошего не выходит: управляющий обманывает Безухова. Возвращаясь в Петербург, Пьер заезжает к Болконскому. Князь Андрей разочаровался в воинской службе и вообще во всём, кроме маленького сына. Пьер делится с Андреем своими новыми идеями о жизни, и это несколько поднимает дух Болконского. Князю Андрею тоже интересны реформы, которые пытался внедрить в крестьянской жизни Пьер, и, в отличие от друга, он успешно справляется с внедрением этих реформ.
Имение Ростовых в Отрадном.
Андрей Болконский приезжает по делам в Отрадное (имение Ростовых). Семья Ростовых готовится к балу, и это первый бал для повзрослевшей Наташи. Она танцует с Болконским, и после этого князь Андрей делает девушке предложение. Предложение принято, но старый князь Болконский ставит условие женитьбы сына: нужно подождать один год. Младший Болконский уезжает на этот год за границу.
Николай приезжает в отпуск в Отрадное. Он хочет жениться на Соне, но его родители против: Соня бесприданница.
Деревня Лысые Горы, имение Болконских.
Наташа приезжает знакомиться со своей будущей семьей, но ей не очень рады: Николай Андреевич огорчён молодостью будущей невестки, а княжна Марья во всём слушает отца. Посетив оперу, Наташа познакомилась с Анатолем Курагиным. Тот начинает слать ей любовные письма, говорить о любви и даже предлагать тайно пожениться. Наташа решается бежать с Анатолем, но Соня и княгиня Мария Дмитриевна Ахросимова предотвращают этот побег, а приехавший Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль женат.
Андрей Болконский возвращается из-за границы и не может простить Наташе историю с Курагиным. Пьер Безухов говорит тоскующей Наташе, что если бы имел возможность, то тут же просил бы её руки.
Часть 3
Начинается война с французской армией под руководством Наполеона. Князь Андрей просит направить его в армию. Николай Ростов продолжает службу. Взяв в плен француза, он получает Георгиевский крест.
Москва, дом Ростовых.
Наташа тяжело болеет. Единственная её радость — посещение церкви. На неё большое впечатление производит молитва «Миром господу помолимся». Петя Ростов хочет воевать, его родители против, ведь он ещё так молод. Но Петя настаивает, и отец ищет вариант устроить его в армию таким образом, чтобы риски были минимальными.
Деревня Лысые Горы, имение Болконских.
Военные действия заставили почти всех Болконских перебраться в Москву. В имении остаётся только старый Николай Андреевич и княжна Марья. У князя случился удар, и его отвозят в село Богучарово. Он некоторое время лежит больной, потом умирает. Перед смертью Николай Андреевич просит у дочери прощения. Княжна Марья не может уехать из села — её не выпускают крестьяне. На помощь приходит Николай Ростов, который оказался там проездом.
Бородино.
Пьер Безухов приезжает в Бородино, чтобы увидеть сражение своими глазами. В Бородинском сражении князь Андрей Болконский смертельно ранен. Он видит того, кому хотел отомстить, Анатоля Курагина. Анатолю ампутируют ногу.
Во время Бородинской битвы Пьер пытается помочь солдатам. Но происходящее приводит его в такой ужас, что он уходит и просто идёт в сторону Можайска.
Русская армия отступает. Кутузов принимает решение оставить Москву французам, чтобы сохранить армию.
Москва.
Наполеон приезжает на Поклонную гору, чтобы получить ключи от Москвы, но выясняется, что Москва пуста и горит.
Ростовы уезжают из Москвы. Они отдают раненым часть своих подвод. Среди этих раненых — князь Андрей. Наташа ухаживает за ним.
Безухов остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона, но его арестовывают французы.
Часть 4
Петербург.
Москва занята французами, а в Петербурге жизнь идёт своим чередом: балы, танцы, веселье. Император Александр хочет возглавить войска. Кутузов противится заключению мира с Наполеоном. Император настаивает на необходимости Тарутинского сражения.
Приходит весть, что французы ушли из Москвы. Кутузов считает своей главной задачей воспрепятствовать нападению русских армий на отступающих французов. Как только французская армия покидает Россию, Кутузов снимает с себя полномочия главнокомандующего. Он получает орден Георгия I степени.
Воронеж.
Николай Ростов встречает Марью Болконскую. Он хочет жениться на ней, но его смущает обещание, данное Соне. В этот момент Николай получает письмо от Сони. На этом письме настояла Наталья Ростова-старшая. Соня пишет, что освобождает Николая от всех обещаний.
Ярославль.
В Ярославле находится семья Ростовых. Узнав, что именно там умирающий князь Андрей, в Ярославль приезжает княжна Марья. Болконский умирает, и княжна Марья горюет вместе с Наташей.
Смоленская дорога.
Пьера французы приговорили к смертной казни, но уже на месте исполнения приговора решили оставить в живых. В плену Пьер знакомится с Платоном Каратаевым, простым человеком, демонстрирующим, как естественна для народа теория непротивленчества. Пьер идёт по Смоленской дороге вместе с другими пленными. На французов нападают партизаны. Они отвоёвывают пленников. В этой битве погибает Петя Ростов.
Орёл.
Пьер узнаёт, что его жена умерла и что князь Андрей после ранения прожил ещё месяц, но тоже умер.
Москва.
Пьер приезжает к княжне Марье, чтобы выразить свои соболезнования. Там он встречается с Наташей. Её потрясает новость о смерти брата. Наташа много времени проводит с Пьером. Они полюбили друг друга.
Эпилог.
Наташа вышла за Пьера и стала многодетной матерью (четверо детей). Княжна Марья стала женой Николая Ростова. Илья Андреевич Ростов умер. Пьер вступает в некое тайное общество. Когда Пьер беседует с Николаем о судьбах России, этот разговор слушает Николенька Болконский, сын князя Андрея. Как и некогда отец, Николенька мечтает о славе.
Экранизации
«Война и мир» (США, 1956, в роли Безухова — Генри Фонда, в роли Наташи Ростовой — Одри Хепбёрн); «Война и мир» (СССР, 1965-1967, в роли Болконского — Вячеслав Тихонов); «Война и мир» (Великобритания, 1972, сериал, в роли Безухова — Энтони Хопкинс); «Война и мир» (Россия, Франция, Германия, Италия, Польша, 2007); «Война и мир» (Великобритания, 2016, сериал, в роли Безухова — Пол Дано).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?
Ответ. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.
Кто из героев романа исповедует теорию непротивленчества?
Ответ. Платон Каратаев. Этот герой является народным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, свидетельствовало, что философия непротивления злу насилием — в природе русского человека. На Пьера Безухова знакомство с Платоном Каратаевым производит огромное впечатление.
Как повлияло на князя Андрея сражение под Аустерлицем?
Ответ. Князь понял, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.
Источник
Анализ романа Толстого Война и мир
Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году. Когда его главный герой возвращается из ссылки. Затем он решил начать с 1825 года, с самого восстания. Но потом всё-же решил начать с политического начала Отечественной войны 1812 года. Это был 1805 год, его можно считать отправной точкой начала романа.
В основу романа положены воспоминания реальных участников войны. Также Толстой черпал информацию из периодических изданий. Он побывал в Румянцевском музее, был в Бородино, что пропитаться той атмосферой, представить себя на месте его героев.
На написание такого мощного романа потребовалось семь лет кропотливой работы. Он 15 раз начинал и бросал, но потом собрался с духом, мыслями и написал роман.
В романе тесно переплетаются несколько тем. Тема семьи, народа, тема войны, жизни и смерти. Главное в жизни любого человека – семья. Она готовит его к будущей жизни, формирует характер и мировоззрение. Толстой описывает несколько семей, счастливых и не очень.
В романе поднимается тема народа. Никакой полководец, даже самый талантливый не выиграет ни одно сражение без армии, без солдат. Армия – это народ. Следовательно, народ является истинным победителем в любой битве. И к солдату надо относиться по-отечески. Тогда он пойдёт за командиром в самое пекло.
Одна из главных тем – тема войны. Мы участвуем в ней с различными героями, видим битвы глазами разных героев. Кутузова, князя Андрея Болконского, Платона Каратаева, Пети Ростова. Здесь всё вместе – и бой, и душевные муки. Толстой философствует в романе на тему жизни и смерти.
В романе много главных и второстепенных героев. К главным относятся Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Это основные главные герои. Основная любовная линия связывает их между собой незримой нитью. Князь Андрей и Пьер Безухов давние хорошие друзья. Пьер обращает внимание князя на балу на Наташу. Между ними завязываются отношения.
Но, так иногда бывает в жизни, они расстаются. И Наташа связывает свою жизнь с Пьером Безуховым. С ним она обретает настоящее женское счастье. Это любимые герои Толстого. Ещё можно упомянуть княжну Марью. Она является полной противоположностью Наташе. Спокойная, немного холодная, умная, образованная, с характером. Именно такая жена и нужна брату Наташи Николаю.
Не известно, были бы счастливы Наташа и Андрей Болконский, так как они по темпераментам являлись полной противоположностью друг другу. Но именно Наташа со своей детской непосредственною воскресила князя, вернула его к жизни. После смерти брата она помогает пережить это горе своей матери. Она, как светлый солнечный зайчик, который не только светит и прыгает, но ещё и согревает теплом своего сердца родных и близких.
Из мужчин Толстой явно симпатизирует князю Андрею и Пьеру Безухову. Их обоих мы первый раз встречаем на балу в салоне Анны Петровны Шерер. Они – полная противоположность другу, но что-то связывает их, они дружат искренней дружбой. Пьер, как большой увалень-ребёнок, но добрый, умный. На его фоне князь Андрей, конечно, смотрится лучше. Красавец, в военной форме, точёные черты лица, амбициозен.
Князь Андрей вряд ли стал бы декабристом. Настоящий военный до мозга костей, воспитанный старым отцом – бывшим суворовским солдатом. Хотя среди декабристов было много военных. Тот же князь Волконский. А вот Пьер точно подержал бы их идеи.
Анализ 2
Книга Льва Толстого «Война и мир» справедливо является лучшим впечатляющим и грандиозным творением русской литературы. Автор работал над созданием романа около 7 лет. Роман стал самым успешным произведением Льва Толстого.
Название книги имеет двойной смысл. Словосочетание «война» и «мир» означает войну и спокойное время. Писатель хотел показать жизнь жителей России до Отечественной битвы. В то время жизнь была размеренной и спокойной. Начало войны испортило привычное существование и события. Война изменила жизненный уклад каждого героя романа. Произведение отличается большим количеством сюжетных направлений. Так читатели могут изучить психологию каждого персонажа и изучить его поведение в разнообразных жизненных обстоятельствах.
В романе автор уделил особое внимание воспитанию, моральным устоям героев. Семейные нравы образуют характер героев. В описаниях семьи героев автор раскрывает свои мысли и значение семейных ценностей. Вся слава за победу в войне принадлежит императору или полководцу, а народ, участвовавший в битве, всегда остается в тени. Именно данная проблема полностью раскрыта в данном романе. Тщеславие и суетность чиновников является основной мыслью романа.
В описании про войну автор раскрывает патриотизм, безграничную отвагу и силу духа каждого солдата, который готов на все ради спасения своей родины. Глазами каждого героя читатели погружаются в сценарий кровопролития. Очередные битвы переклиниваются с душевными страданиями персонажей. Писатель поделил персонажей произведения на «мертвых» и «живых». К живым героям относятся Андрей, Пьер, Марья, Наташа и Николай. К мертвым героям относятся Элен, Безухов, Василий Курагин и Анатоль. «Живые» герои всегда находятся в постоянном физическом и душевном движении. А «мертвые» персонажи прячутся под масками.
Роман учит своих читателей отличать разницу между ненастоящим и настоящим патриотизмом. Князь Андрей, Наташа Ростова и Тушин являются настоящими патриотами страны. Они готовы пожертвовать всем ради родины. Каждый персонаж после продолжительных поисков находит смысл жизни. Пьер Безухов нашел смысл жизни и призвание при участии в войне. Он нашел свой жизненный идеал, который не мог найти в масонском ложе.
Вариант 2
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» является не просто произведением, это целая эпопея. Вне всяких сомнений, один из самых видных трудов русской литературы, признанный почти во всех странах и переведенный на десятки языков.
Роман дался автору с большим трудом, у Толстого на него ушло целых шесть лет, одних только рукописных текстов осталось более чем 5200 штук. В произведении мы можем видеть отображение таких весомых на те годы проблем, как восстание 1825 года, трудные 50-е годы и непростая судьба участников войны 1812 года.
Как мы понимаем, «Война и мир» является очень своеобразным произведением, даже сам автор не смог указать определенный жанр для своего детища. Но позднее, читатели все же признали творение романом-эпопеей.
В романе множество страниц уделено реальным историческим событиям, однако Толстой не спешил называть его исторической хроникой, так как в романе мы наблюдаем жизнь и переживания отдельно взятых людей никак не связанных с грозными событиями начала 19-го века.
В произведении мы наблюдаем множество элементов, которые создают общую нить повествования. Это и характеристика основных персонажей, их психология, размышления о сущности отдельно взятого человека, также мы видим мысли автора о тенденциях исторических процессов и повествование о быте и судьбе героев. Не стоит также забывать о том, что в романе содержатся целых четыре сюжетных линий разных семей: Болконские, Ростовы, Курагины и Безухины.
Большую часть романа занимает проблематика главных героев произведения. Вот мы видим Андрея Балконского, который в поисках той самой, настоящей, жизни отправляется на войну ради всеобщего признания и славы. Но, увы, он получает ранение и возвращается обратно в семью. Вскоре случает еще одно несчастье – у Андрея умирает жена и оставляет супругу ребенка. Именно в этот момент Андрей понимает свою цель и осознает, что вот она, настоящая жизнь.
Обратим внимание на другого персонажа – Пьера Безухова. Он, в отличие от Балконского, ищет счастье, и также отправляется на войну с французами. Однако солдатская жизнь начинает его тяготить, и вскоре Пьер возвращается к обычной жизни.
Красной нитью по всему роману идет проблема патриотизма. Русские солдаты показаны настоящими патриотами, которые ради своей страны готовы отдать жизни и сделать всё, что прикажет государь. Да, эти люди истинные герои, но также есть и лжепатриоты, которые только делают вид. И сразу нам вспоминается Растопчин, который расклеивает агитационные листовки с призывами не отступать и бороться с врагом. Но вскоре, попав под опалу разгневанного народа, отправляет сына купца на верную смерть.
Толстой, будучи истинным мастером пера, сумел очень подробно описать народную войну. И это неудивительно, ведь именно Толстого прозвали искусником батальных сцен и боевых действий. Война описана автором крайне реалистично, отчего читатель с ужасом осознает всю бесчеловечность происходящего. В каждом эпизоде персонажи раскрываются для читателя с разных, порой совершенно неожиданных, сторон.
В романе мы видим патриотизм, геройство, долг Родине, и именно благодаря таким элементам писатель сумел показать Россию такой, какая она есть – великая, грозная, не отступающая ни перед кем. И сделано это не ради прославления страны, это реальность.
Также заметим, что в романе нет строго положительных и строго отрицательных персонажей. Все герои, по прошествии определенных моментов меняются в ту или иную сторону, разные ситуации заставляют их занимать ту или иную позицию.
В борьбе с наполеоновскими войсками показан менталитет русских людей, их менталитет и потенциал. Показан быт солдат, офицеров и отцов-командиров. Но также показаны и те, кто вовсе не жаждал защищать свою страну, или же, наоборот, шел на войну лишь ради собственный выгоды.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ романа Толстого Война и мир
Популярные сегодня темы
В данном произведении автор показывает живописную картину народных верований, бытовавших в деревне девятнадцатого века через разговор мальчиков, случайным свидетелем которого стал рассказчик.
Над замерзшей землей медленно поднималось солнышко. От теплых лучей согрелись еще укрытые снежком поля и леса. С пригорков остатки снега сдувал весенний ветер. Вдруг в высь вспорхнула маленькая
Психологический Роман М.Ю.Лермонтова повествует о судьбе офицера русской армии Григории Александровиче Печорине. Молодой человек предстает перед нами через слова Максим Максимыча
Л.Н.Толстой пишет в 1872 году рассказ «Кавказский пленник», это воспоминание о событиях на Кавказе, очевидцем которых он был во время войны с горцами. Главным героем его является офицер Жилин
Что в жизни человека самое главное? Глядя на современное общество, я вижу, что для большинства подростков на первом месте модные бренды одежды, последние модели мобильных телефонов, вкусная еда в ресторанах.
Источник
Краткий и полный анализ романа Л.Н. Толстого Война и мир
Автор хотел описать в романе жизнь русского народа в сложную историческую эпоху. Однако ему удалось создать произведение, в котором читатели разных времён и народов смогли найти для себя нравственную опору и духовную глубину.
Для более четкого понимания замысла автора предлагаем вам изучить краткий и полный анализ романа.
Годы написания: с 1863 по 1869 годы, спустя 51 год после войны с Наполеоном, которую сам автор не застал.
История создания: первоначально задумывался роман об амнистированном декабристе, действие началось бы с 1856 года. В процессе Толстому пришлось вернуться к событиям восстания 1825 года, а потом и вовсе углубиться к началу века (1805 г).
Жанр: роман-эпопея.
Направление: критический реализм.
Основная идея: Война настолько антигуманна и бесчеловечна, что у нее не может быть никаких достойных причин. Только защита Отечества от врага имеет положительную моральную оценку.
Тема: описание жизни русского народа в эпоху глобальных исторических событий с 1805 по 1820 годы.
Проблема: историческая оценка войны с Наполеоном затруднена из-за несовершенного подхода и сложности самих военных событий. Несомненным остается только подвиг русского народа.
Композиция: роман состоит из 4 томов и длинного эпилога, в котором автор даёт моральную оценку войне 1812 года. В каждом томе описан отдельный хронологический период.
п.1. Тематика и проблематика
Поскольку роман объёмный и по охвату исторических событий и по количеству сюжетных линий, то в нем Толстой успевает затронуть множество важных тем. Проблематика произведения очень обширна, выделим лишь самые главные темы.
Тема 1: Отношение человека к войне.
Проблемы:
1. Истинный патриотизм и лжепатриотизм (настоящий — у тех, кто находится на войне, фальшивый — в салоне А.П. Шерер).
2. Изменение отношения к людям из-за участия в военных событиях (меняются взгляды А. Болконского, П. Безухова, Пети и Николая Ростова).
3. Истинный героизм и лжегероизм (уместно сравнить поведение Болконского, Пьера, Долхова, Денисова, капитана Тушина, Пети Ростова).
4. Милосердие на войне (эпизоды, когда Петя Ростов кормит французского мальчишку-барабанщика; когда бежавшие французские солдаты просят пристанища у русских, и те оказывают помощь).
Тема 2: Поиск достойной общественной деятельности.
Проблема: Дворянское общество не может предоставить молодежи плодотворной деятельности, поэтому героям приходится пройти тяжёлый путь исканий и даже побывать на войне (раскрывается через образы Пьера Безухова и Андрея Болконского).
Тема 3: Человек и власть.
Проблема: Власть влияет на характер любого человека, и не всегда благотворно (можно сопоставить образы капитана Тушина, Кутузова, императора Александра).
Тема 4: Взаимоотношение поколений отцов и детей.
Проблемы: 1. Влияние воспитания на становление личности (жесткость старого князя Болконского по отношению к дочери Марье, атмосфера свободы и любви в семействе Ростовых, педагогический промах Ростовых в воспитании старшей Веры).
2. Роль детства в нравственном становлении героев (Николенька Болконский, готовый во всем подражать Пьеру; Петя Ростов, стремящийся на войну; дети в семье Ростовых-старших, а позже — в семье Наташи и Пьера).
Тема 5: Истинные и ложные ценности в жизни людей.
Проблемы: 1. Поиск смысла жизни и духовная работа формируют характер (Андрей, Пьер, княжна Марья, Наташа и Николай Ростовы).
2. Ценности аристократического общества не дают пищи умам и сердцам людей, развращая их (сравнить семейства Ростовых и Курагиных, атмосфера в салонах Элен и Анны Павловны).
3. Честь и бесчестие (Анатоль Курагин и Андрей Болконский по отношению к Наташе; нежелание Ростова жениться на Марье из-за богатства; Борис Друбецкой, который выслуживается и ищет выгоды во всем).
Также в романе затронуты темы семьи, божественно-религиозного начала, масонского движения, народного единства, женской роли в обществе, научного изучения истории.
п.2. Идея и пафос романа
Главная идея, заложенная Толстым во всем тексте романа, — величие есть только там, где есть правда, добро и простота.
Это касается и военного противостояния армий России и Франции, и жизни простого человека.
Для русских людей война 1812 года стала правым делом, потому что нельзя было не защитить свою родину. Величие русского народа вытекает из правоты его действий. А вот Наполеон со своим вычурно-красивым планом объединить все народы, дать им Конституцию и другие блага, превратился в преступника. Его военные кампании привели к огромным человеческим жертвам и экономическому кризису в Европе. В действиях Бонапарта нет величия, так как нет правды и добра.
Эта же идея вписывается как главная нравственная ценность жизни человека. Если в деятельности человека есть добро, правда и простота, его жизнь наполняется истинной радостью и величием.
Этих вещей не могут дать ни высокое сословное положение, ни богатство, ни беспорядочные развлечения.
Несколько героев романа, несмотря на их дворянское происхождение, проходят путь к духовным ценностям простого народа. Болконский учится у своих солдат, Пьер постигает мудрость жизни, находясь в плену. Простой солдат Платон Каратаев оказывает на Пьера мощное духовное влияние, помогая его нравственному перерождению.
Николай Ростов в эпилоге романа учится у русских мужиков хозяйствованию на родной земле.
п.3. Основные герои и их место в образной системе
Наташа Ростова – главная героиня, центр притяжения для многих других героев, которые полны духовных исканий.
Отрицательные персонажи от нее словно отталкиваются: Наташу совершенно не выносит Берг и ее сестра Вера, Анатоль и Элен быстро уходят из ее жизни. Влюбленный с юности Борис Друбецкой старается ее забыть, но, увидев, влюбляется снова.
Пьер и Андрей начинают жить заново после тяжёлых нравственных потрясений благодаря Наташе.
За Ростовой читатель наблюдает с 13 до 28 лет, вместе с ней проходя все этапы взросления и становления личности.
Наташа — воплощение естественной красоты, живости, творчества, счастья. Одно из главных качеств девушки — умение любить: людей, мир, природу, народ, искусство.
В ее характере переплелись высокие нравственные принципы, но при этом удивительная простота в общении, жажда жизни, народный дух.
Андрей Болконский – главный герой, представитель уважаемого дворянского рода, посвятивший себя военной службе, как и отец.
Он слишком умён и порядочен, чтобы находить удовольствие в светской жизни, она его тяготит. Зато на войне Андрей обретает глубокое понимание людей, народа, интересов страны.
Видя много страданий и смертей, Болконский постигает вопросы смысла жизни, он начинает любить людей заново.
После смерти жены долго приходит в себя, и лишь любовь к Наташе Ростовой возвращает его к жизни.
Андрей трагически умирает спустя 3 недели после ранения в Бородинском сражении.
Пьер Безухов – любимейший герой Толстого и читателей. Полный, огромный, вечно неуклюжий увалень Пьер, которого в свете именуют «медведем», в душе благороден, наивен и честен. Порядочность его поступков и мыслей поражает.
Изначально — незаконнорожденный сын, получивший богатое наследство и почитание за высокий титул, позднее стал уважаемым за личные качества членом общества.
Пьер вел активную общественную деятельность: участвовал в Бородинском сражении, был в плену у французов, собирал полк для ополчения.
В молодости был женат на Элен Курагиной, после ее смерти стал мужем Наташи Ростовой.
Марья Болконская – сестра князя Андрея, выросшая под влиянием жёсткого деспотичного отца. Она является воплощением нравственной, духовной красоты. Девушка набожна, порядочна, скромна. Всю свою жизнь она положила на служение семье.
Толстой обращает внимание: Марья очень некрасива, но в моменты, когда любовь и радость озаряют ее лицо, она преображается. Николай Ростов, раз встретив эту девушку, уже не может забыть ее лучистого проницательного взгляда. Позже она становится его женой, продолжая вдохновлять на глубокие духовные искания.
Николай Ростов – старший брат Наташи, любящий всем сердцем свою семью и военную службу. Ему не понятна светская жизнь, зато близки сражения и походы. После смерти отца оставляет военное поприще, становится помещиком и занимается восстановлением финансового положения семьи.
Долгие годы был связан с Соней обещанием жениться, однако позже женился на княжне Болконской, причем не из-за ее богатства, а по любви.
Порядочный, честный, прямолинейный, простой человек.
Соня – кузина Наташи, Пети и Николая; сирота, которую воспитывала семья Ростовых. Девушка всю жизнь жертвовала собой для блага спасшей ее семьи.
Долгие годы любила Николая, но не смогла выйти за него замуж, и позже осталась жить в семье после его женитьбы на Марье Болконской. Преданная, порядочная, добрая девушка, не нашедшая своего личного счастья.
Курагины (Элен и Анатоль) – семейство, которое является воплощением развращенности дворянского общества.
Оба красивы, богаты и влиятельны, но порочны. Анатоль волочится за девушками из чистого интереса, Элен выставляет свою красоту как товар, гонится за богатством и титулами.
Платон Каратаев – солдат лет 50, оказавшийся во французском плену с Пьером Безуховым, ставший для него опорой и наставником. Крепкий, мастеровитый мужик, в котором солдатская служба не пробудила жесткости и цинизма. Платон наполнен смирением и любовью ко всему живому, верит в бога и чтит государя. В отличие от многих, доволен своей судьбой.
Федор Долохов – бравый офицер, не раз поражавший всех свои героизмом. Иногда он был истинным, иногда фальшивым. Человек, разочарованный в жизни, в женщинах, во всем светлом. Единственная отрада в его жизни — старушка-мать и сестра. Неоднозначный герой с сомнительными поступками вроде похищения Наташи Ростовой для Курагина.
Василий Денисо – друг семьи Ростовых, наставник Николая в полку. Всю жизнь посвятил военной службе. Когда был разжалован за самоуправство, собрал партизанский отряд. В молодости был влюблен в Наташу Ростову.
Кутузов – главнокомандующий, приведший французскую армию к поражению в войне.
Человек, хорошо понимавший потребности простого народа и солдат. Опытный наставник, предпочитавший всегда сохранить войско, а не жертвовать им.
Простой, чувствительный, сентиментальный человек, не преследовавший личных интересов в войне 1812 года. Антагонист Наполеона.
Всего в романе более 550 персонажей, и каждый дополнил картину народной жизни.
п.4. Литературные приёмы
Психологизм или «диалектика души» – показ того, как зарождаются и развиваются мысли и чувства героев.
Читатель зачастую становится свидетелем глубинных переживаний Пьера, Наташи, Андрея и других героев.
«Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека» (о Пьере, том 4, часть 4, глава XXII).
Психологический портрет – описание, включающее внешность, движения, мимику, голос, которые характеризуют чувства, и даже натуру героя.
«Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно, бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу» (о Наташе, том 2, часть 5, глава VIII).
Антитеза (или контраст) – противопоставление с целью раскрытия важных мыслей и ценностей.
Антитеза заявлена уже в названии романа, и многократно применяется Толстым.
Противопоставляются герои: Наташа Ростова — Элен, княжна Марья — Жюли, Кутузов — Наполеон, Андрей Болконский — Анатоль Курагин и т.д.
Контраст применяется в различных сценах:
- Ростовы жертвуют своим имуществом и отдают обозы раненым, а в это время Берг прикупает шифоньерку, которая подешевела из-за бегства жителей из Москвы.
- Когда умирает старый князь Безухов, наследники почти дерутся за портфель с его завещанием, желая получить куш.
В то же время графиня Ростова спокойно отдает подруге, княгине Друбецкой, большую сумму денег, чтоб та могла купить обмундирование Борису.
Картины природы для отражения переживаний героя
- Сцена со старым дубом, с которым себя сравнивает Болконский.
- Высокое небо Аустерлица, в которое смотрит раненый Андрей.
- Первая встреча с Наташей на природе, подчеркивающая естественность натуры девушки и т.д.
Также Толстой применяет в романе следующие приемы: внутренний монолог героя, авторский комментарий, остранение (разрушение стандартного восприятия), повторяющиеся детали.
п.5. Конфликт произведения
Поскольку роман содержит много сюжетных линий и охватывает масштабную историческую эпоху, то в нем выделяют не один конфликт.
Главный конфликт содержится уже в названии: русский народ включается в войну, чтобы привести родину к миру.
Конфликт между французской и русской армией, между Кутузовым и Наполеоном, межу цивилизованной Европой и дикой азиатской Россией — основной.
Конфликт прослеживается в столкновении нравственных ценностей старого аристократического общества и молодежи, которой они чужды.
Богатство, статус в обществе, титулы, придворные интриги, сплетни, браки по расчету, угнетение народных масс должны уйти в прошлое.
В обществе появляются личности новой формации, который мыслят, действуют, приносят пользу обществу, любят, ищут себя (Андрей, Марья, Пьер и Наташа, Николай, Петя и др.)
Толстой заканчивает роман описанием семейств любимых героев, воплощая в них идеал русского человека и русской семьи. Конфликт внутри общества не исчерпан, но есть надежда, что он разрешится благодаря этим людям.
Именно они, по мнению автора, должны стать основой обновленного общества.
Источник
Толстой Л.Н. «Война и мир», краткий анализ
«Война и мир» — это знаменитый роман-эпопея русского писателя Льва Николаевича Толстого. Литературная ценность этого романа превосходит все другие его произведения. Писатель работал над этим романом на протяжении семи лет. Считается, что официальной датой начала работы над этой масштабной книгой был сентября 1863 года.
Первоначально отправной точкой романа Толстой хотел сделать 1856 год, позже он решил начать повествование с восстания декабристов 1825 года, однако в последствии он снова перенес дату, так как хотел рассказать о ранних годах жизни своего героя, которые совпадали с событиями 1812 года. В итоге повествование романа начинается в 1805 году.
Название романа так же неоднократно менялось. Первоначальное нго название было — «Три поры».
Готовые работы на аналогичную тему
Начало эпопеи далось Толстому нелегко. Началу произведения он посвятил всю осень и начало зимы 1856 года. Сохранилось 15 вариантов начала романа. Несколько раз Толстой также хотел отказаться от идеи написания столь масштабного произведения, объясняя это тем, что он не может передать весь своей замысле на страницах текста.
Когда Толстой работал над написание этого романа, в первую очередь он задавался вопросом, о том какую роль человек играет в развитии истории. Основной послужило не мало документальных материалов о событиях 1812 года. Для Толстого особой сложностью было то, что характеристики главных деятелей того времени Александра I и Наполеона не были однозначными, поэтому Толстой принял решение не отражать чью-то субъективную оценку, а отразить в романе свою собственную оценку тех событий. Писателю пришлось работать с огромным количеством исторических документов, именно они помогли сформировать ему свою независимую точку зрения.
Для того чтобы глубже понять события тех времён, он два дня провел недалеко от деревни Бородино. Для писателя крайне важным было посетить именно это место, он делал зарисовки этой местности в разное время суток. Посетив место Бородинского сражения, писатель смог по-новому ощутить дух тех событий, эта поездка вдохновила его на дальнейшее написание романа. Писатель проделал колоссальный труд: роман содержал 5200 станиц рукописного текста.
Основные герои романа
- Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, небольшого роста, красивый молодой человек, имеет сильную волю, умирает в результате ранения при Бородино.
- Мария Болконская – дочь Николая Андреевича Болконского, сестра Андрея, была некрасива лицом, но имела удивительно красивые глаза, имела болезненный вид, набожна, принимала у себя различных богомольцев, живет под гнетом отца, особую роль в ее жизни сыграл Николай Ростов.
- Наташа Ростова – дочь графа Ростова, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с возрастом она становится обаятельной и чуткой девушкой, эмоциональна, естественна, ведет себя непосредственно, помогает ближним. В конце Наташа и Пьер Безухов вступили в брак.
- Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова, добрый человек с сильным характером, хочет оказать влияние на масштабное событие, считал, что он должен был стать убийцей Наполеона, однако у него ничего не вышло, он попал на 4 недели в плен, первая жена изменяла Безухову, в конце он женится на Наташе Ростовой.
- Элен Курагина — дочь князя Курагина, очень красива, вышла замуж за Пьера Безухова, изменяла мужу, умерла в результате неудачного аборта.
- Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», весел, открыт, доброжелателен, защитник отечества и продолжатель рода Ростовых, женится на Марии Болконской.
- Анатолий Курагин — сын князя Василия Курагина, брат Элен, светский человек, дамский угодник, увлекается Наташей Ростовой, заставил ее влюбиться в себя, он был женат на полячке, однако срывал это, Наташе же он предлагал бежать вместе с ним заграницу, к счастью побег не удался.
Сюжет романа
Роман «Война и мир» является масштабным произведением. В нем освещены 16 периодов российской истории. Повествование начинается с 1805 года, а заканчивается в 1821 году. В произведении всего около 500 персонажей.
В романе представлены две сюжетные линии: историческая и личная каждого из героев романа. В содержании романа есть описание исторических событий: Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражений; взятия Смоленска и сдача Москвы.
Основным решающим историческим событием романа является Бородинское сражение 1812 года, это сражение занимает около 20 глав.
Параллельно Толстой рассказывает о личной жизни своих героев. Толстой описывает в романе самых разных персонажей, герои противопоставляются друг другу, таким образом Толстой показывает разницу в характерах персонажей.
Герои Толстого с течением времени меняются, становятся старше, мудрее, определенные события их личной жизни оказывают влияние на формирование их характера и мировоззрения.
В первом томе описаны события 1805 года. Писатель рассказывает читателям об основных персонажах романа. Толстой описывает такие военные события как Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. В первом томе раскрывается как эти военные события повлияли на жизнь героев.
Во втором томе описана жизнь главных героев с 1806 по 1811 годы. Андрей Болконский начинает испытывать любовные чувства к Наташе Ростовой. Наташа Ростова отказывает ему в женитьбе. В конце романа имеет место быть грозное предзнаменование серьезных потрясений – появление кометы.
Третий том романа посвящен в основном военным событиями, в нем идет описание вторжения французов, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя встречаются основные мужские персонажи романа. Третий том заканчивается тем, что Пьера Безухова берут в плен за неудавшуюся попытку убить Наполеона.
В четвертом томе описана победа русских войск над французами, партизанская война после 1812 года. Умирают такие герои как Андрей Болконский и Элен Безухова, между Николаем Ростовым и Марией Болконской вспыхивают чувства, начинаются отношения Наташи Ростовой и Пьера Безухова. В конце тома главным героем становится простой русский солдат Платон Каратаев. Он является олицетворением лучших качеств простого русского народа — малограмотного, но добродушного.
В эпилоге рассказывается как изменилась жизнь главных героев через семь лет после Бородинского сражения. Наташа и Пьер живут счастливо, у них четверо детей, сложилась судьба Марии и Николая Ростова. В конце романа Толстой рассуждает над тем как каждая личность способна влиять на ход истории и как история влияет на судьбы людей.
Идея, тема, проблема произведения
В этом невероятно масштабном произведении прослеживается несколько главных проблем:
- проблема поиска смысла жизни (на примере судьбы Андрея Болконского)
- проблема счастья (на примере поиска счастья Пьера Безухова)
- проблема главнокомандующих и народа (на примере Кутузова)
- проблема настоящего и фальшивого патриотизма (на примере простых русских солдат, графа Растопчина).
Для Толстого самым главным было показать величие человека и государства, величие которого не может быть без доброты, простоты и справедливости. Для Толстого величие — это народ. Толстой гордится каждый храбрым простым солдатом. Именно это принесло истинную славу нашей стране и помогло выиграть сражение и войну. В романе Толстой проводит параллель между Кутузовым и Наполеоном. У Наполеона очень шаткая слава, он возвышается над своими солдатами, в то время как Кутузов является по-настоящему народным полководцем.
Духовность, патриотизм и справедливость победили и в войне 1812 года, и в жизни: герои у которых были высокие моральные качества стали счастливы.
Источник