Леонид андреев великан анализ



Великан

— . . . Вот пришел великан, большой, большой великан. Такой большой, большой. Вот пришел он, пришел. Такой смешной великан. Руки у него толстые, огромные, и пальцы растопырены, и ноги тоже огромные, толстые, как деревья, такие толстые. Вот пришел он. . . и упал! Понимаешь, взял и упал! Зацепился ногой за ступеньку и упал! Такой глупый великан, такой смешной — зацепился и упал! Рот раскрыл — и лежит себе, и лежит себе, такой смешной, как трубочист. Ты зачем пришел сюда, великан? Ступай, ступай отсюда, великан! Додик такой милый, такой славный, славный; он так тихонько прижался к своей маме, к ее сердцу — к ее сердцу — такой милый, такой славный. У него такие хорошие глазки, милые глазки, ясные, чистые, и все так его любят. И носик у него такой хороший, и губки, и он не шалит. Это прежде он шалил — бегал — кричал — ездил на лошадке. Ты знаешь, великан, у Додика есть лошадка, хорошая лошадка, большая с хвостом, и Додик садится на нее и ездит, далеко-далеко на речку ездит, в лес ездит. А в речке рыбки, ты знаешь, великан, какие бывают рыбки? Нет, ты не знаешь, великан, ты глупый, а Додик знает: такие маленькие, хорошенькие рыбки. Солнышко светит в воду, а они играют, такие маленькие, хорошенькие, такие быстрые. Да, глупый великан, а ты не знаешь.
— Какой смешной великан! Пришел и упал! Вот смешной! Шел по лестнице — раз-раз, зацепился за порожек и упал. Такой глупый великан! А ты не ходи к нам, великан, тебя никто не звал, глупый великан. Это прежде Додик шалил и бегал — а теперь он такой славный, такой милый, и мама так нежно-нежно его любит. Так любит — больше всех любит, больше себя, больше жизни. Он ее солнышко, он ее счастье, он ее радость. Вот теперь он маленький, совсем маленький, и жизнь его маленькая, а потом он вырастет большой, как великан, у него будет большая борода и усы большие, большие, и жизнь у него будет большая, светлая, прекрасная. Он будет добрый, и умный, и сильный, как великан, такой сильный, такой умный, и все будут его любить, и все будут смотреть на него и радоваться. Будет в его жизни горе, у всех людей есть горе, но будут и большие, светлые как солнце радости. Вот войдет он в мир красивый и умный, и небо голубое будет сиять над его головой, и птицы будут петь ему свои песенки, и вода будет ласково журчать. И он взглянет и скажет: "Как хорошо на свете, как хорошо на свете. . . "
— Вот. . . Вот. . . Вот. . . Этого не может быть. Я крепко, я нежно, нежно держу тебя, мой мальчик. Тебе не страшно, что тут так темно? Посмотри, вон в окнах свет. Это фонарь на улице, стоит себе и светит, такой смешной. И сюда посветил немного, такой милый фонарь. Сказал себе: "Дай и туда посвечу немножко, а то у них так темно — так темно". Такой длинный смешной фонарь. И завтра будет светить — завтра. Боже мой, завтра!
— Да, да, да.

Источник

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Николаевич Андреев — русский писатель, яркий представитель Серебряного века, его принято считать зачинателем русского экспрессионизма.

Произведения Леонида Николаевича вызывали споры у его современников, одни называли его рассказы «образцовой гнусностью» других восхищал его талант и умение сочетать различные литературные стили и направления. И только спустя годы его творчество было оценено по достоинству, и он по праву занял своё почётное место в плеяде русских литераторов Серебряного века.

Детство и юность

Леонид Николаевич Андреев родился в городе Орле, в 1871 году 9 августа. На момент рождения Леонида, отец работал землемером-таксатором, звали его Николай Иванович. Мать — Анастасия Николаевна, являлась дочерью обеднявшего польского помещика. После рождения первенца, отец устраивается на новую работу, его приняли служащим в банк. Финансовое благополучие семьи значительно улучшилось, и Андреевы смогли приобрести дом на Пушкарской улице. Там и вырос будущий писатель.

Позднее Леонид Николаевич в одном из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська» поселил своих героев именно на эту улицу, он описывал её так: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке»

После переезда на новое место жительства в семье Андреевых родилось ещё пятеро детей. От своего отца, маленький Леонид перенял любовь к чтению. Николай Иванович был человеком сильного, волевого характера, но была у него и слабость к алкоголю. Позднее Леонид Николаевич будет вспоминать об отце: «Он был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия. Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью».

Уже позже в своих воспоминаниях Андреев напишет, что любовь к чтению заслуга отца, а фантазийный, творческий дар от матери. Анастасия Николаевна была слабо обучена, но зато её воображению и фантазии мог позавидовать любой.

В 1882 году Леонида определяют в Орловскую классическую гимназию. Тяги к знанию Леонид не проявил, от слова совсем. Учиться ему не нравилось, и к седьмому классу он стал одним из самых отстающих учеников. К старшим классам он проявил особую заинтересованность к философии, даже можно сказать, что увлёкся ею не на шутку.

Он читал труды Гартмана, Молешотта, Шопенгауэра, который впоследствии стал одним из любимых авторов, и оказал сильное влияние на психику молодого человека. Труд под названием «Мир как воля и представление», впоследствии заставила неокрепший ум Леонида мучиться извечными «проклятыми вопросами». И в 16-летнем возрасте к нему пришла бредовая идея проверить на себе философское учение о воле Проведения. Он лёг между рельсами перед движущимся на него паровозом. К счастью этот безрассудный поступок не принёс ему увечья.

Писать сочинения у Леонида получалось превосходно, он с лёгкостью мог подражать стилю написания многих писателей, к примеру, Антона Павловича Чехова или Толстого. Кстати его рассказ «Баргамот и Гараська» это подражание Диккенсу. В эти же годы к нему приходит желание рисовать, но Андреев не владел техникой рисунка, и получить должное образование не было никакой возможности, так как в Орле отсутствовало какое-либо художественное училище.

Уже во взрослом возрасте Леонид Николаевич сожалел, что не смог обучиться рисованию. Но всё же он иногда брался за кисть и краски, и рисовал иллюстрации к своим рассказам. Как-то с улыбкой он вспоминал, что рисовал лошадь, а когда закончил, увидел, что нарисовал ей только три ноги.

В 1889 году умирает отец. Со смертью Николая Ивановича финансовое положение резко меняется. Денег стало катастрофически не хватать. Леонид старается помочь матери прокормить детей, он начинает преподавать детям младших классов, пишет на заказы портреты. Но это не помогает в должной мере, и Анастасия Николаевна продаёт их дом и землю, и перебирается с детьми на съёмную квартиру.

По окончании гимназии Леонид решает продолжить обучение в Петербурге, его решение поддерживает его возлюбленная Зинаида Сибилева, с которой он познакомился в старшем классе гимназии. Анастасия Николаевна вспоминала, что думала о будущем сына и хотела, чтобы он продолжал учиться. И в 1891 году Леонид поступает в Петербургский университет, и выбирает юридический факультет. Зинаида уезжает вместе с ним.

Но к учёбе, как и прежде особого рвения Леонид не проявляет. На занятия смотрит спустя рукава, часто вообще не посещает университет. Из записей в дневнике, которые делал будущий писатель становится многое понятно, он напишет: «Вот уже вторую неделю не показываю туда носа; вчера показал было, да как просидел полчаса в зале, ожидая конца лекций, — так не знал, как уйти поскорее? Скверно в особенности действуют на меня студенты, люди они, должно быть, хорошие, а я вижу в них что-то отвратительное».

Андреев был очень импульсивным человеком, и жить размеренно было не для него. Ему было свойственно совершать необдуманные поступки, всё это усугубляло ещё и пристрастие к алкоголю. Его переполняли чувства, которые зачастую становились болезненной зависимостью. Его мучало одиночество, он часто говорил, что боится и смерти, и жизни в одиночестве. Любовь для него была каким-то спасением, смыслом в жизни.

В Петербурге Леонид начинает пробовать писать, и пытаться опубликовать свои рассказы. Но из редакции их вернули, не один издатель не взялся за публикацию его произведений. Денег не хватало даже на еду. Один из первых рассказов был написан именно в то время, и речь шла о голодном студенте, собственно рассказ и имел название «О голодном студенте». И как следствие его отчислили из университета за неуплату обучения.

Но неудача не остановила молодого человека, Андреев понимал, чтобы научиться писать нужно просто писать. В 1892 году в журнале «Звезда» была первая публикация Андреева, рассказ «В холоде и золоте». Леонид Николаевич напишет Виктору Вейнштоку:

«Это было моим первым опытом — и, к счастью, удачным. Я уверен, что меня ожидает успех».

Леонид отправляется домой на рождественские каникулы зимой 1892 года. На праздничной вечеринке он знакомится с гимназисткой Евгенией Хлуденевой и влюбляется в девушку. Он признается ей в любви, одетый в смешной китайский костюм с нелепой маской на лице, но ветряная красавица только смеялась над молодым человеком и шутила. Гораздо позже эта история войдёт в рассказ «Смех».

По возвращению в Петербург Андреев подавлен и мрачен, он говорил, что денег, а вместе с ним и надежд у него не осталось, так же он признавался, что разгульная и пьяная жизнь в Орле негативно сказалась на его душевном состоянии. Он расстаётся с Зинаидой Сибилевой. И в 1894 году Леонид совершает попытку самоубийства. Следствием неудачного выстрела стало его раскаяние в церкви и порок сердца, который впоследствии и станет причиной его ранней смерти.

Читайте также:  Две красоты асадов анализ

Андреев решает перебраться в Москву, и затем поступает в Московский университет, так же на юридический факультет. Как вспоминал писатель «в Москве было легче прожить». Ему зачастую помогали деньгами его товарищи. В 1895 году Леонид Николаевич решает перевезти семью к себе. Он старался заработать преподаванием и писательством, но денег всё равно не хватало. Его младший брат Павел вспоминал, что Леонид вынужден был оставаться в столовой, чтобы украдкой «натаскать» хлеба, а сёстры ходили к закрытию булочной Филлипова, там вечерами отдавали бесплатно хлеб.

Творческий путь

В 1897 году Леонид Андреев заканчивает университет и имеет теперь диплом адвоката. Летом этого же года он устраивается работать помощником присяжного поверенного в Московский городской округ. Там происходит знакомство с Павлом Малянтовичем, который служил адвокатом, при этом сотрудничал с журналом «Московский вестник», печатая там судебные отчёты.

Когда он узнал, что Андреев занимался писательством, то предложил ему работать ещё репортёром, который будет делать заметки о судебных делах. А в 1897 году он был приглашен в газету «Курьер», для написания фельетонов. Именно для этой газеты и будет написан его небезизвестный рассказ «Баргамот и Гараська», в котором полицейский пожалел пьянчужку в канун рождественского праздника. Это произведение попалось Максиму Горькому, позднее известный писатель напишет книгу и Леониде Андрееве, которой скажет: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».

Затем Горький рекомендует Андреева принять в литературный кружок «Среда», в который входили такие уже известные писатели как Иван Бунин, Евгений Чириков и Иван Белоусов. Один из участников этого сообщества скажет, что в лице Андреева «Среда» приобрела талантливого прозаика. Присутствующий на одном из собраний издатель Виктор Миролюбов, заинтересуется творчеством начинающего писателя и предложит опубликовать целый ряд его произведений. Так в популярном издании «Журнал для всех» будут напечатаны «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших» и «Кусака».

В 1901 году издательство «Знание», которое в то время возглавлял Горький, выпустит сборник рассказов Леонида Андреева. Популярность к молодому человеку пришла моментально, его имя стало известно в литературной среде. Многочисленные журналы и газеты писали о начинающем молодом писателе, который обладает уникальным талантом. Весь тираж книги продался очень быстро, и его стали переиздавать с дополнением новых рассказов.

А в конце 1901 года разгорается нешуточный скандал с связи с публикацией «Бездны». В конце произведения Андреев описывает сцену, в которой студент набрасывается на потерявшую сознание свою возлюбленную. Описание интимного момента усугубляется бессознательным состоянием девушки и напором обезумевшего от страсти юноши. Критики были неуёмны, они писали, что это просто мерзость, но нашлись и те, кому понравился рассказ. Горький был одним из тех, кто встал на защиту молодого автора, он напишет, что Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни».

Бегство за границу

В 1902 году, в квартиру Андреева пришли полицейские с целью обыска, они искали его переписку с Горьким, который был обвинён в революционной пропаганде. В 1904 году Леонид Николаевич закончит рассказ «Красный смех», который был написан под впечатлением Русско-японской войны. Главный герой рассказа — это офицер, которому пришлось вынести все тяготы бессмысленной войны, по мнению автора.

В 1904 году разгораются студенческие волнения, и Леонид Андреев обрушивается с критикой на правительство, обвиняя их в жестокости во время разгона демонстраций. А всего спустя год его заключают в Таганскую тюрьму. Его обвиняют в содействии Российской социал-демократической рабочей партии. Леонид Николаевич позволял собираться им у себя на квартире. В камере по соседству к тому времени уже прибывал и Максим Горький.

Литераторов спас меценат Савва Морозов, внёсший немалый залог за обоих. В итоге и их отпустили. Андреев стал опасаться, что его опять могут арестовать, и он переезжает с семьёй в Финляндию, а затем в Германию. В 1906 году Андреев закончил работу над пьесой «Савва». В этом произведении идёт речь об богоборце, который хотел взорвать икону, об этом действе узнали церковнослужители, но препятствовать не стали, а просто убрали эту икону и объявили о «чуде», что лик Спасителя остался нетронутым. Сюжет пьесы был необычен, и даже в какой-то мере радикален. Подобное произведение не могло не привлечь к себе внимание властей. И в этом же году пьеса «Савва» была запрещена к постановке.

Максим Грький приглашает Андреева навестить его на острове Капри, и Андреев соглашается. Он гостит у Горького полгода, а затем решает вернуться в Россию. Но его приятели и знакомые отговаривают писателя, ему по возвращению грозит арест. В 1907 году выходит повесть «Иуда Искариот». В ней он полностью переосмысливает образ предателя. Он описывает Иуду как верного ученика Христа, а его мотивы предательства как благородный поступок.

Осенью 1907 года Андреев всё же возвращается в Петербург, там в журнале «Шиповник» он начинает печатать свои рассказы. И немного позднее отдает редактировать пьесу «Жизнь человека». Горький пытался отговорить Леонида Николаевича от публикации этого произведения, но Андреев всё же издаёт её.

А ещё через несколько месяцев выходит в свет «Тьма» и «Царь голод». Оба этих произведения нещадно критикуют. В пьесе «Царь голод» писатель пересматривает своё отношение к революционному движению. Он уже не видит в этом геройства, а наблюдает только хаос и разорение. Он подчёркивает, что бунтарей в пьесе «Царь голод» с подвигла не сама идея, а банальная нехватка еды. Поэтому в его финале протест заканчивается бессмысленными смертями и погромами.

В 1908 году Леонид Николаевич решает окончательно перебраться в Финляндию. И поселяется в деревне Ваммельсуу, покупает себе дом. Там его навещает его друзья, туда приезжает и Корней Чуковский со своей племянницей Матильдой Денисевич, которая впоследствии станет его женой.

В Финляндии Андреев будет много писать, в 1909 году выйдет пьеса «Анатэма», которую сразу по прочтении известный режиссёр Немирович-Данченко возьмёт в свой репертуар. В начале Первой мировой войны Леонид Николаевич пишет пьесу «Король, закон, свобода». В 1916 году он становится заведующим политической газеты «Русская воля». Но издание было закрыто с приходом большевиков.

А в 1917 году Финляндия получает независимость, и выходит так, что Андреев находясь у себя дома стал эмигрантом. Писатель не принимает революцию, он не разделяет её идеи, цели и тем более методы достижения этих целей. В 1919 году он ещё раз пытается всё переосмыслить и начинает писать роман «Дневник сатаны», но закончить его не успеет.

Личная жизнь

В 1902 году незадолго до обыска, Леонид Николаевич сочетался браком с Александрой Велигорской, которая являлась внучатой племянницей Тараса Григорьевича Шевченко. В 1906 году у них родился сын Вадим. В Германии Александра умерла во время родов второго ребёнка. Появившегося на свет новорожденного назвали Даниилом. Обоих детей Андреев оставил на воспитание тёщи.

Свою утрату Леонид Николаевич переносил очень тяжело, Александра была для него не только любимой женой, но и верным соратником и помощницей. Только работа спасала его от безумия. В 1908 году Андреев второй раз женится. Его супругой стала Анна Ильинична Денисевич. В этом браке у Леонида Андреевича родилось трое детей. В 1909 году родился Савва, в 1910 году Вера, а в 1912 году Валентин. Все пятеро детей Андреева выросли, и, как и их отец посвятили свою жизнь творчеству.

Интересно, что практически ничего неизвестно об увлечении писателя фотографией, а он в своё время, и до сих пор, считается лучшим мастером по технике «автохром», которая была изобретена братьями Люмер. Этот способ получения цветного фото был единственный, вплоть до 1935 года.

Смерть

12 сентября 1919 года Леонид Николаевич Андреев скоропостижно скончался, в возрасте 48 лет. Причиной смерти был порок сердца. Он был похоронен недалеко от места жительства, в Мариоках.

В 1956 году, о незаслуженно забытом писателе вспомнили, и было принято решении о перезахоронении Леонида Андреева на родине. Его перезахоронили на Волоколамском кладбище города Ленинграда. С 1991 году в Орле открыли Дом-музей Леонида Андреева. И с 1956 года начали переиздавать его произведения. Своим потомком он оставил в наследие 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов.

Источник

Леонид Андреев — Великан

Леонид Андреев - Великан

Великан — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

prose_rus_classic Леонид Николаевич Андреев Великан Фотоru glassy FB Tools, FB Editor v2.0 2005-09-22 http://www.leonidandreev.ru/ D6F7D5DC-68DA-4E5D-847C-FDD954D594E9 1.1 Жили-были 1982

Леонид Николаевич Андреев

— …Вот пришел великан, большой, большой великан. Такой большой, большой. Вот пришел он, пришел. Такой смешной великан. Руки у него толстые, огромные, и пальцы растопырены, и ноги тоже огромные, толстые, как деревья, такие толстые. Вот пришел он… и упал! Понимаешь, взял и упал! Зацепился ногой за ступеньку и упал! Такой глупый великан, такой смешной — зацепился и упал! Рот раскрыл — и лежит себе, и лежит себе, такой смешной, как трубочист. Ты зачем пришел сюда, великан? Ступай, ступай отсюда, великан! Додик такой милый, такой славный, славный; он так тихонько прижался к своей маме, к ее сердцу — к ее сердцу — такой милый, такой славный. У него такие хорошие глазки, милые глазки, ясные, чистые, и все так его любят. И носик у него такой хороший, и губки, и он не шалит. Это прежде он шалил — бегал — кричал — ездил на лошадке. Ты знаешь, великан, у Додика есть лошадка, хорошая лошадка, большая с хвостом, и Додик садится на нее и ездит, далеко-далеко на речку ездит, в лес ездит. А в речке рыбки, ты знаешь, великан, какие бывают рыбки? Нет, ты не знаешь, великан, ты глупый, а Додик знает: такие маленькие, хорошенькие рыбки. Солнышко светит в воду, а они играют, такие маленькие, хорошенькие, такие быстрые. Да, глупый великан, а ты не знаешь.

Читайте также:  План анализа зимнее утро 6 класс

— Какой смешной великан! Пришел и упал! Вот смешной! Шел по лестнице — раз-раз, зацепился за порожек и упал. Такой глупый великан! А ты не ходи к нам, великан, тебя никто не звал, глупый великан. Это прежде Додик шалил и бегал — а теперь он такой славный, такой милый, и мама так нежно-нежно его любит. Так любит — больше всех любит, больше себя, больше жизни. Он ее солнышко, он ее счастье, он ее радость. Вот теперь он маленький, совсем маленький, и жизнь его маленькая, а потом он вырастет большой, как великан, у него будет большая борода и усы большие, большие, и жизнь у него будет большая, светлая, прекрасная. Он будет добрый, и умный, и сильный, как великан, такой сильный, такой умный, и все будут его любить, и все будут смотреть на него и радоваться. Будет в его жизни горе, у всех людей есть горе, но будут и большие, светлые как солнце радости. Вот войдет он в мир красивый и умный, и небо голубое будет сиять над его головой, и птицы будут петь ему свои песенки, и вода будет ласково журчать. И он взглянет и скажет: «Как хорошо на свете, как хорошо на свете…»

— Вот… Вот… Вот… Этого не может быть. Я крепко, я нежно, нежно держу тебя, мой мальчик. Тебе не страшно, что тут так темно? Посмотри, вон в окнах свет. Это фонарь на улице, стоит себе и светит, такой смешной. И сюда посветил немного, такой милый фонарь. Сказал себе: «Дай и туда посвечу немножко, а то у них так темно — так темно». Такой длинный смешной фонарь. И завтра будет светить — завтра. Боже мой, завтра!

— Да, да, да. Великан. Конечно, конечно. Такой большой, большой великан. Больше фонаря, больше колокольни, и такой смешной пришел и упал! Ах, глупый великан, как же ты не заметил ступеньки! «Я вверх смотрел, мне внизу не видно, — говорит великан басом, понимаешь, таким толстым, толстым голосом. — Я вверх смотрел!» — А ты вниз лучше смотри, глупый великан, тогда и будешь видеть. Вот Додик мой милый, милый и такой умный, он вырастет еще больше, чем ты. И так будет шагать — прямо через город, прямо через леса и горы. Он такой будет сильный и смелый, он ничего не будет бояться — ничего. Подошел к речке — и перешагнул. Все смотрят, рты разинули, такие смешные, — а он взял и перешагнул. И жизнь у него будет такая большая, и светлая, и прекрасная, и солнышко будет сиять, милое родное солнышко. Выйдет себе утречком и светит, такое милое… Боже мой!

— Вот… Вот пришел великан — и упал. Такой смешной — смешной — смешной же!

Так глубокою ночью говорила мать над умирающим ребенком. Носила его по темной комнате и говорила, и фонарь светил в окно, — а в соседней комнате слушал ее слова отец и плакал.

Источник

Леонид Андреев: биография и творчество писателя

Леонид Андреев – русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева – тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной – той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев – отец прозаика – отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем – скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» – история о самом страшном негодяе в истории христианства – предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них – постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой – Гераська – существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Читайте также:  Поведение как объект научного анализа

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» – все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель – это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» – все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки – главного героя рассказа – сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец – безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку – восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни – временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» – купец, дьякон и студент – находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» – одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, — страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский – священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения – бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники – дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева – герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя – обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них – «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Статья написана неплохо, интригующе, и вызывает интерес к описываемым произведениям и автору, хотя некоторые сюжеты понятны даже из коротких аннотаций — следуя … Читать ещё

Статья написана неплохо, интригующе, и вызывает интерес к описываемым произведениям и автору, хотя некоторые сюжеты понятны даже из коротких аннотаций — следуя тенденциям «просвещенных» людей того времени, автор, в духе принципа «реализма в искусстве», писал вошедшие тогда, в конце XIX — начале XX века, в моду, и востребованные у определенного круга издателей произведения в жанре «чернухи», то-есть, рассказы про «тяжелую жизнь», и разнообразные людские пороки, находя их, в том числе, даже у Апостолов, писал про мнимое, на словах, «стремление к идеалам», и реальное духовное ничтожество, и, конечно, как и положено «просвещенному человеку», и как апофеоз своего «реалистического» критицизма, сеял сомнения в необходимости Веры, хотя они и получились у него явно притянутыми за уши. В целом, автор рекомендуется к ознакомлению, как пример для ознакомления с возвышенными людскими заблуждениями.

Источник