Ленинградская элегия окуджава анализ



Анализ стихотворения Б. Окуджавы «Ленинградская элегия»

Творчество Б. Окуджавы многогранно. Его произведения отвечают канонам классических жанров. Одним из самых распространенным в его лирике стал жанр элегии, к обозначению которого поэт редко прибегал в названиях произведений; исключением стало заглавие «Ленинградской элегии», написанной в 1964 году.

М. А. Александрова в своей статье «Об элегии в лирике Б. Окуджавы» соглашается с точкой зрения Т.А. Бек о том, что поэт «мыслил и страдал –жанрами» 1 . Именно диалог с элегической традицией делает его творчество уникальным. Рассмотрим, как в «Ленинградской элегии» сосуществуют

«” вечные” качества жанра» и «пост-элегическое видение» 2 автора.

«Ленинградская элегия» проникнута свойственной для элегии «мыслительной тоской» 3 . В стихотворении на разных уровнях текста раскрывается сюжет элегии, который определяется логикой размышления героя о скоротечности жизни.

Поэтический мир Окуджавы приближен к миру, создаваемом в жанре классической элегии. Однако в произведении поэта XX века перед нами не картина природы, а городской пейзаж, наполненный эмблемами жизни ночного города: «пустых площадей», «невского пространства», «Петропаловки». Поэтический мир элегии репрезентируется конкретным топосом – образом Ленинграда. Создаваемая автором картина мира произведения отвечает основной задумчивой тональности лирического шедевра.

Лирический субъект элегии Окуджавы – герой с богатым внутренним миром. Он философски воспринимает природу, что подтверждает метафорически созданный автором образ луны, уподобленный «предпраздничному первому помятому блину». Лирический субъект сдержан в проявлении эмоций (в элегии отсутствуют характерные для данного жанра восклицательные конструкции, риторические вопросы, присущие, например, элегиям В. Жуковского).

Отсутствует характерная для элегии исповедальность , то есть подробность внутреннего переживания героя, которые можно встретить в элегиях поэтов-романтиков (В. Жуковский «Славянка»). Переживание лирического субъекта завуалировано Окуджавой: состояние героя передается поэтом через зримые и звуковые образы.

Присутствие в произведении бледных красок: бледной луны, гаснущего фонаря говорит о меланхолическом мироощущении героя. Интересно построен автором цветовой ряд: прослеживается приём градации – переход от ярких цветов к более темным. В начале произведения: красная луна, медные оттенки, затем преобладание чего-то бледного (гаснущий фонарь) и темного (синяя бездна). С чем ассоциирует лирический субъект яркие цвета? С красным цветом (огнем) – прошлое: друзья, возлюбленная; с синим – настигнувшее его ныне одиночество.

Художественное время в элегии несет высокую функциональную нагрузку. Прошлое становится источником раздумий героя. Его образ создается посредством использования автором глаголов прошедшего времени (видел, взлетел, плыла, виделось, чудилось, покоилось, слышалась и т.д). Антитетичен последний катрен элегии: в нем появляется глагол настоящего времени вслушиваюсь, образ ующий контраст с началом стихотворения.

Образ одиночества является центральным в творчестве Б. Окуджавы, именно он «маячит на горизонте поэтического мира поэта» 4 . Мотив одиночества действительно доминирует в данном лирическом шедевре и достигает апогея в финале стихотворения.

Я вслушиваюсь: это их каблуки отчетливо стучат.

И словно невская волна, на миг взметнулось эхо,

когда друзьям я прокричал, что на прощание кричат.

Как будто сам себе я прокричал все это.

Образ расширенного пространства, созданный на лексическом уровне с помощью образов огромной луны, невского пространства; на мелодическом – посредством ассонанса [о] («огр о мную», «под о бную», «прост о р», «бол о т», «пок о илось»), рисующего образ бескрайнего простора, бездны.

Интересно расположены звуковые образы в последнем катрене элегии (по принципу градации): отчетливый стук каблуков, его постепенное приглушение (эхо), затем – нарастание звука (в одной строке расположены словоформы «прокричал», «кричат»).

С помощью анализа зримых и звуковых образов в последнем катрене и понимается характер чувства, испытываемого лирическим субъектом: одиночество, боль утраты, безвыходность, ощущение «тупика».

Расстановка знаков и эмблем пробуждает в душе лирического субъекта память о минувшем. Он вспоминает об ушедших друзьях. Аллегорический образ луны вводит в контекст произведения девическое начало («И что-то женское мне чудилось сквозь резкое слияние ее бровей густых»). Его антропоморфность несомненна: с помощью данного приёма и возникает любовная линия стихотворения. Размышления лирического субъекта наполняют воспоминания о невозвратной любви. Мотив видения, положенный в основу стихотворения, наполняет элегию романтическим ореолом («мне чудилось», «мне виделось», «казались»). Здесь прослеживается явный диалог с традицией.

Читайте также:  Доктор рядом некрасовка анализы

Образ луны в элегии – центральный. Луна в художественных произведениях чаще используется для создания элегического настроения, для погружения читателя в мир тоски и печали. Окуджава прибегает к традиционным приемам создания данного образа на звуковом уровне: ассонанс [у] («блин у », «комар у »), аллитерация [л] («Ленинградом», «медленно», «плыли», «корабли», «плывут», «бледное», «чела»). Эти звуки не только сближают остальные слова с главным образом – луной, но и вносят в стихотворение мотив плавности, медленного движения.

Новаторство Окуджавы заключается в том, что данный образ он наделяет разными смыслами: с одной стороны, использует его для создания элегического пафоса стихотворения, с другой, наделяет его чертами женского начала.

На лексическом уровне поэт для создания образа использует приём обытовления. Это становится непривычным для элегии. Нет у Окуджавы и характерной для данного жанра архаичной лексики, являющейся источником возвышенного тона произведения. Такие натуралистические сравнения, как « подобную предпраздничному первому помятому блину, а может быть, ночному комару», «как будто гаснущий фонарь, она качалась в бездне синей », придают данному образу сниженную окраску, но сквозь бытовую оболочку прозревает высокий смысл. Поэт поднимает в своем лирическом шедевре проблемы онтологические: лирический субъект чувствует свою сопричастность к мирозданию; его волнуют вечные бытийные вопросы.

Анализ ритмико-мелодического уровня элегии позволяет говорить о сопряжении «Ленинградской элегии» с жанром романса или песни. Здесь стоит согласится с точкой зрения М. Александровой, утверждающей, что «Окуджава растворил элегию в универсальных жанрах песни и романса».

Элегии как жанру свойственна мелодичная интонация, однако у Окуджавы она приобретает своеобразное песенное звучание за счёт следующих особенностей поэтического синтаксиса.

Поэтический синтаксис действительно необычен: в произведении наблюдаем синтаксический параллелизм в следующих строфах.

Но что-то бледное мне виделось сквозь медное

покрытие ее высокого чела.

И что-то женское мне чудилось сквозь резкое

слияние ее бровей густых.

Кроме этого приёма элегия насыщена анафорами ( и слышалась лишь перекличка площадей пустых. // И что-то женское мне чудилось сквозь резкое), повторами (сквозь, медленно, что-то).

Элегии присуща особая ритмико-мелодическая организация: мелодика «Ленинградской элегии» проникнута печалью, что подтверждает раздумчивый ритм — разностопный ямб с пиррихиями.

Подводя итоги, мы можем утверждать, что Окуджава следует «памяти» жанра, наделяя его новым содержанием. В произведении прослеживается сохранении элегической традиции (тематика, проблематика, эмоционально-экспрессивная окрашенность, образ лирического субъекта, традиционные образы). Однако в процессе анализа были выявлены некоторые изменения: возвышенность образов сменяется их обытовленностью, внутренний мир лирического субъекта понимается через анализ поэтического мира стихотворения. Важным является то, что Окуджава, облекая вечные темы в жанр элегии, передает идею, которая остается актуальной во все времена – идею одиночества, грусти об ушедших ярких днях и людях, которые сейчас стали лишь отзвуками времени.

Источник

Образ женщины в поэзии Булата Окуджавы

Песни Булата Шалвовича Окуджавы (1924 — 1997) невозможно не полюбить: они лиричны и изящны, глубокомысленны и остроумны, отмечены внешним спокойствием и внутренней страстью. Как фронтовик (даже день рождения поэта и композитора 9 мая), Окуджава написал немало военных, мужских по духу песен. Как романтик и философ, он часто обращался к темам поэта и поэзии, искусства, любви, смысла жизни.

Читайте также:  Анализ крови для проверки почек и надпочечников

В своем творчестве художник не может миновать мира женщины — ее одновременно земной и идеальной природы, ее естественности и загадочности, силы и слабости, мудрости и легкомысленности, решительности и беззащитности.

Когда я была подростком, меня поразила довольно суровая и беспощадная, как мне тогда казалось, песня Окуджавы о женщине "Голубой шарик". Песня словно обещала годы внутренних испытаний и разочарований, вела к пониманию того, что женщина должна искать в себе человечность, высокую мечту, любовь не только к избраннику, но и к жизни в целом.

Женщина всю жизнь плакала, заботясь о земном существовании, о личном счастье, и лишь в конце пути осознала, что это и было чистое ощущение жизни, само по себе бесценное. Голубой шарик ассоциируется и с недостижимой мечтой небесного цвета, и с земным шаром — хрупким даром жизни.

Но это философское стихотворение-притча отнюдь не всё, что поэт сказал о женщине. Подобно любимому им Пушкину, Окуджава видел в женщине свой идеал, свое вдохновение, свой личный смысл. Он видел в ней проявление бытия, божественного начала, свою связь с мирозданием, свое избавление от гнетущего одиночества.

Герои Окуджавы живут словно в двух измерениях, в двух мирах: и в одном мире они подобны богам, а в другом — "грустные, как жители земли". Подобно Богу, "в день седьмой", "московский муравей" создает себе подругу, "богиню по образу и духу своему", чтобы перестать быть неприкаянным. Создание появилось на пороге — в легком пальтишке, с обветренными руками, в стареньких туфельках. Однако когда мы любим, то и в скромном земном обличии узнаем свое бесконечное, невыразимое словами счастье ("Безмолвный разговор они вели. "). Мы готовы обожать его, преклоняться перед ним, служить ему, радоваться ему с каждым новым днем. Ведь без него мы вообще теряем чувство, что живем.

Перед нами стихи мужчины. Но и женщина так же готова преклоняться перед тем, кто зажжет в ней огонь, сделает ее нужной, даст ей понимание самой себя и ее места в этом мире, понимание ценности ее любви. Если женщина одинока, она "молча кричит" в оконное стекло, за которым только белая зима и черные дома. Это молитва о земной любви, которая рано или поздно должна быть услышана.

Маленькая женщина стоит у окна,
Маленькая женщина — одна, одна.
Там — белая зима, там — черные дома.
Кого она ждет — не знает сама.

Никто не спешит к ней — никто, никто.
Книжки бы читать ей — всё не то, не то.
Смотрит в окно она — молчит, молчит,
В хрупкое стекло она молча кричит.

В фильмах о верной, духовной любви "Законный брак" (1985, режиссер — А. Мкртчан) и "Эта женщина в окне" (1993, режиссер — Л. Эйдлин) вы можете услышать романс "Эта женщина в окне", написанный композитором Исааком Шварцем и Булатом Окуджавой (другие названия — "Не сольются никогда зимы долгие и лета. ", "Две дороги").

Источник

Анализ стихотворения «Я ухожу от пули…» Окуджава

Анализ стихотворения «Я ухожу от пули…» Окуджава

Б. Окуджава пошел на фронт добровольцем, попал на пе­редовую семнадцатилетним юношей. Его представления о вой­не складывались на собственном личном опыте. Как отмеча­ли критики, «для него война осталась жестокой реальностью, испытанной непосредственно на себе, наложившей неизгла­димый отпечаток на все его поэтическое мироощущение, ска­завшейся на образной системе, художественной ткани самых разных его произведений. Как говорил он в одном из поздних интервью: “Война учила мужеству и закалке… А в основном это был ужас и разрушение душ”».

Эти чувства поэт отразил во многих произведениях. Одно из них — стихотворение «Я ухожу от пули…», написанное в 1958 году.

Читайте также:  Формы анализа работы организатора

Лирический герой этого стихотворения — молодой боец. Мы видим его во время короткого затишья, выдавшегося в тяжелом бою. Жизнь героя расколота пополам: своеобразной границей в ней стала «первая пуля». В своей довоенной жизни он был обычным парнем, гордым, самоуверенным, способ­ным солгать, подчас любящим прихвастнуть. Теперь же вся эта довоенная жизнь «разглядывает» его «с удивленьем». Вместе с ратным опытом пришло трагическое осознание все­го происходящего, осознание ценности жизни, обретение ее смысла. Мы видим, как это непросто — выжить в смер­тельном бою 1 :

Я ухожу от пули,

делаю отчаянный рывок.

на выжженном теле Крыма. И вырастают

вместо крыльев тревог за моей человечьей спиной надежды крылья.

Совершив «отчаянный рывок», лирический герой обрета­ет надежду, свободу, веру в себя. Это сильный и мужествен­ный человек, ежедневно сталкивающийся со смертью:

Но свистнула первая пуля,

кого-то накрыла смерть, а я приготовился

пулю встретить вторую.

В финале стихотворения герой говорит о будущем (оно не­предсказуемо, неопределенно), он обращается к своим товарищам, и в этом обращении звучит надежда на будущее счастье, жизнь. Символом этого грядущего счастья являются васильки, цветущие рядом с окопом.

Лирический герой совмещает в своем образе три времени — настоящее, прошлое и будущее. Поэтому с точки зрения ком­позиции мы можем выделить три части. Первая часть — это настоящее, в котором существует лирический герой. Это вой­на, смертельная опасность каждую минуту. Вторая часть — это воспоминания о прошлом, о своей довоенной жизни. Это обращение к самому себе, прошлому, бывшему человеку. В этом прошлом у героя уже и «первая пуля». Третья часть — это мысли о будущем. В этом будущем не только «наступле­нье», но и новые пули, молодое поколение, идущее за фронто­виками.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («отчаянный рывок», «синими их гла­зами»), олицетворение («На выжженном теле Крыма», («жизнь моя довоенная разглядывает меня с удивленьем…»), метафору («И вырастают… надежды крылья…»), анафору («Я ухожу от пули…», «Я снова живой…»).

Источник

Анализ Стихотворения “Живописцы” Окуджавы

Стихотворение “Живописцы”; было написано Булатом Окуджа­вой в 1959 году. Оно ценно для нас прежде всего тем, что в нем поэт раскрывает свои взгляды на творчество. Является ли искусство от­ражением жизни – или же оно создает свою новую, неизвестную реальность?

Должно ли искусство быть понятным людям – или же оно должно служить избранным? Эти вечные вопросы всегда вол­новали и художника, и поэта, и композитора, поэтому, хотя речь в стихотворении идет о живописцах, Булат Окуджава объединяет различные виды искусства и определяет основную

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…

Что гадать нам: удалось – не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,

Наше лето, нашу зиму и весну…

Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!

Я потом, что непонятно, объясню.

Творчество, по мнению Окуджавы, начинается с предельного приближения к повседневной реальности, погружения в обыден­ность и в невыдуманную красоту бытия. И это приближение дикту­ется не рассудком, не соображениями долга и высокого служения искусству, а живым чувством любви к людям. Именно любовь к жизни и людям в любых ее проявлениях – это то,

Живописцы, окуните ваши кисти

В суету дворов арбатских и в зарю,

Чтобы были ваши кистья словно листья.

Словно листья, словно листья к ноябрю…

Вера в достоинство искусства, в его незаменимость, заинтересо­ванное отношение к творчеству многих поэтов-современников зву­чит во многих стихотворениях Булата Окуджавы: “Главная песен­ка”;, “Берегите нас, поэтов, берегите нас”;, “Поэтов травили, ловили…”; и др.

Источник