Критический анализ ситуации это
критический анализ — 3.45 критический анализ (critical review): Процесс, предназначенный для обеспечения соответствия между оценкой жизненного цикла, принципами и требованиями международных стандартов по оценке жизненного цикла. Примечание 1 Принципы представлены в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
критический анализ — Syn: сквозной контроль … Тезаурус русской деловой лексики
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ — КРИТИЧЕСКИЙ (от греч. kritikē – искусство разбирать, судить) АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. Один из основных методов исследования в методике. Заключается в критическом и объективном рассмотрении различных точек зрения на проблему, выявлении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
критический — (critical): Стадии технологического процесса, требования к испытаниям, существенным параметрам или условиям, которые следует задать и контролировать для обеспечения соответствия АФС требованиям спецификации. Источник: ГОСТ Р 52249 2009: Правила… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АНАЛИЗ — критический анализ специалистом баланса фирмы с целью опреде ления ее кредитоспособности. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
анализ проекта — 3.10 анализ проекта (design review): Документально оформленный, комплексный и систематизированный процесс проверки проектной документации с целью оценки способности продукции удовлетворять установленным требованиям, позволяющий выявлять проблемы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Критический отказ — отказ системы или ее элемента, тяжесть которого в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Критический рационализм — (критический эмпиризм, фальсификационизм) эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером. Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу.… … Википедия
Источник
Что такое критическое мышление?
Легко ли вам определять связи между идеями, замечать нестыковки в аргументации собеседника? Если да — поздравляем: вы обладаете критическим мышлением. Что это такое и при чем здесь ГЛОБУС, рассказывает Никита Непряхин
Автор — Никита Непряхин, глава Школы критического мышления, соавтор книги «Критическое мышление», автор монографий на тему психологии, ораторского искусства и саморазвития. Лауреат премии Trainings как лучший бизнес-тренер России 2013 года.
1. Что такое критическое мышление?
Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей, явлений, событий и для последующего составления объективных выводов.
Человек с развитым критическим мышлением целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
2. Где может пригодиться критическое мышление?
Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.
Человек, который обладает критическим мышлением, способен:
- понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
- быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
- грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
- замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
- отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
- рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.
3. Что такое ГЛОБУС?
Чтобы подробнее ответить на вопрос «как это — думать критично?», я разработал систему из шести требований [1].
Чтобы было проще их запомнить, была сформулирована простая аббревиатура — ГЛОБУС, где каждая буква раскрывает конкретный аспект понятия.
Г — гибкое мышление
Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.
Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.
Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.
Л — логичное изложение
Обычно, говоря о логике, мы имеем в виду способность разумно рассуждать, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные умозаключения и поступать последовательно.
Критическое мышление и логика — как сиамские близнецы: невозможно представить критически мыслящего человека, не способного разбираться, например, в причинно-следственных связях. Однако любая логичность бессильна сама по себе. Она будет торжествовать только при наличии других критериев.
О — обоснованные суждения
Тесно связанный с предыдущим критерием третий пункт. Критическое мышление невозможно без убедительной аргументации. Доказывая какую-либо позицию, критически мыслящий человек никогда не скажет: «Да я тебе говорю!», «Поверь мне!», «Я сказал, и точка!», «Да это и дураку понятно!». Требуя от других логичных и доказанных аргументов, он и сам никогда не скатится к голословным заявлениям.
Любой тезис он не будет воспринимать на веру без адекватной доказательной базы: подтвержденных фактов, статистических данных, основательных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.
Б — беспристрастный подход
Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.
Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.
Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.
У — упорядоченные мысли
Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.
Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.
С — самостоятельное мышление
Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.
Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.
4. Как применять критическое мышление?
Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.
Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.
Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.
Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».
Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.
Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.
Как развивать критическое мышление
Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но когда понимаешь логику, становится проще.
Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем — научитесь работать с инструментами критического мышления:
- пользоваться методиками проверки информации;
- учитывать когнитивные искажения;
- не попадаться на ошибки аргументации;
- выходить из информационных пузырей.
Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:
«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом.
С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах.
Ваша задача — брать один аспект или прием критического мышления и работать с ним в разных контекстах, пытаясь понять все его возможности».
Одна из базовых методик проверки информации — «5W+H». Это система вопросов, которые следует задавать ко всей входящей информации. В короткой версии они выглядят так:
- What? — что произошло?
- Why? — почему это произошло?
- Who? — кто об этом сообщил?
- Where? — где это случилось?
- When? — когда произошло?
- How? — как это произошло?
Чтобы проверить подлинность новости, попробуйте найти ответы на эти шесть вопросов. Если они вас устроят, скорее всего, журналист честен, а информация правдива.
Критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году по данным Всемирного экономического форума [2]. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.
При этом критическое мышление — не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.
Источник
Критический анализ: виды, методы и концепция
Способность критически анализировать очень важна для человека. На практике данное умение при своевременном использовании значительно экономит время и предупреждает необдуманные поступки, которые могут лишь усугубить ситуацию, помогает распутать клубок причин и следствий. Однако критический анализ – понятие довольно емкое. Оно полезно не только для сыщиков, но и применимо, пожалуй, ко всем областям жизни человека. С его особенностями и принципами работы мы и попробуем разобраться.
Что такое?
Понятие «критический анализ» появилось гораздо позже, чем сама его практика. Еще древние философы Аристотель, Сократ пользовались его принципами в своих трудах, исследованиях. Общим классическим определением критического анализа можно назвать оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.
При интерпретации анализируемого материала необходим честный и непредвзятый подход. Поэтому главными критериями здесь выступают объективность и всестороннее рассмотрение.
Для чего нужен критический анализ? Каждое исследование (научное или практическое) имеет определенные задачи. В данном случае анализировать критически означает проверить эти задачи на качество решения, а также, используя доказательства, подтвердить или опровергнуть правильность собственной или чужой гипотезы.
С личностной точки зрения критический анализ помогает развить критическое мышление, способствует формированию собственного аргументированного мнения, повышает познавательную деятельность, расширяет кругозор. Его основы часто закладываются еще в школьный период и получают развитие в вузах.
Методы
Метод критического анализа подразумевает способ достижения цели. Он может быть дедуктивным и индуктивным. В первом случае анализ ситуации развивается от общего к частному. То есть сначала исследователь выдвигает гипотезу, либо аксиому. Затем от общего утверждения ход мысли направлен к следствию, или теореме. Это частное звено. Самым простым примером такого метода может быть следующее:
- Человек смертен.
- Моцарт – человек.
- Вывод: Моцарт смертен.
В противовес дедукции создан индуктивный метод. Здесь критический анализ развивается, наоборот, от частного к общему. Путь к заключению выстраивается не с помощью логики, а, скорее, через определенные психологические, математические или фактические представления. Различают полную и неполную индукцию.
При первом варианте анализ направлен на доказательство утверждения для минимального числа частностей, которые исчерпывают все вероятности. Другой вариант ведет наблюдение за отдельными случаями-следствиями и сводит их к общему выводу (гипотезе, причине), требующему доказательств. Причина и следствие – это главные элементы, на которые опирается критический анализ. Пример индуктивного метода можно наблюдать в серии детективных рассказов К. Дойла о «Шерлоке Холмсе». Хотя сам автор ошибочно называет метод сыщика дедукцией:
- У человека N есть яд.
- Человек N путается в показаниях.
- У человека N нет алиби на момент преступления.
- Следовательно, человек N является убийцей.
Основоположник прагматизма Ч. С. Пирс рассматривал и третий вид рассуждений как метод критического анализа – абдукцию. Иными словами, это познавательное принятие гипотез, используемое для открытия теоретических законов. Сначала все понятия абстрактны, не подтверждены опытом. Путь к заключению идет через систему предположений (гипотез), проверяющейся логическими выводами:
- Посылка: Люди смертны.
- Заключение: Моцарт смертен.
- Следовательно, Моцарт – человек (пропущенное звено).
Структура и виды
Структура критического анализа представляет собой четкий алгоритм действий, как правило, обусловленный логическими связями:
- Сначала исследователю необходимо познакомиться с картиной явлений, идеей, положением. Из этого материала необходимо высвободить основную мысль.
- Можно разложить ситуацию на несколько ключевых моментов и тезисно изобразить материал как отдельные элементы.
- По каждому пункту необходимо сформировать собственное видение, мнение и т.п.
- На следующем этапе необходимо подтвердить собственную интерпретацию, резюмировать вышеизложенные тезисы.
Важный момент! Для доказательства своих гипотез можно и даже необходимо использовать внешние источники: примеры-аналогии, понятийный аппарат, цитаты, документы. Все это лишь подтвердит объективность и всесторонность исследования.
Существенную роль в построении выводов играют сами материалы, ситуации или явления, для которых создается критический анализ. Виды его могут затрагивать научную, общественную, политическую, практическую сферу и сферу искусства.
Дискурс-анализ
В конце прошлого века профессор лингвистики Норман Фейрклаф основал критический дискурс-анализ. Он был направлен на изучение изменений доводов, мыслительной посылки, текста во времени и вариантах интерпретации. Применительно к социолингвистике, Фейрклаф главным механизмом таких трансформаций называл интертекстуальность. Это прием, когда один текст соотносится с элементами других (дискурсов).
Критический дискурс-анализ во многом сформировался под влиянием идей лингвиста М. Бахтина, социологов М. Фуко и П. Бурдье. Другим его названием является текстуально ориентированный анализ дискурса (или ТОДА). Методология его охватывает лингвистические свойства текста, речевые жанры (обращение, диалог, риторика) и социолингвистические методы (сбор материала, обработка, анкетный опрос, тестирование и т.д.).
Отличительной чертой этого вида критического анализа является то, что он совсем не претендует на объективность, т.е. его нельзя назвать социально нейтральным. В отношении политики, например, критический анализ дискурса преследует цель вскрыть идеологизированные структуры власти, политический контроль, доминирование путем поиска стратегий дискриминации, выраженных в языке. Таким образом, здесь он превращается в аналитический инструмент, вмешивающийся в общественную и политическую практику.
Нидерландский лингвист Т.А. ван Дейк немало работ посвятил критическому анализу дискурса в сфере СМИ. По мнению ученого, начало его было положено еще в античной риторике. Сегодня источниками ему служат пять ключевых категорий:
- Семиотика, этнография, структурализм.
- Речевое общение и его анализ.
- Речевые акты и прагматика.
- Социолингвистика.
- Обработка психологических компонентов текста.
На этих пяти «китах» и основан критический дискурс-анализ (описание новостей, социальные исследования и т.д.).
Литературный
Текстуально-ориентированным можно назвать и литературно-критический анализ. Разница с дискурсом заключается лишь в расстановке ключевых элементов. Первый (описанный выше) вид акцент делает на формальную сторону текста, а второй – на содержательную.
Литературный критический анализ происходит по классическому алгоритму. Ключевыми пунктами для интерпретации в нем являются: сюжет, место и время действия, персонажи, тема, идея и личная точка зрения. С этой позиции можно выделить три уровня исследования:
- Тематический репертуар (содержательная сторона).
- Когнитивный (способ изображения, повествование, жанр).
- Лингвистический (языковые средства, благодаря которым создается когнитивный аспект).
При критическом анализе следует соблюдать иерархию. Первый и третий уровни являются эксплицитными категориями (воплощенными материально). Что же касается когнитивного уровня, то он определяется по двум предыдущим. Безусловно, каждый из ярусов может представлять отдельное исследование. Однако при детальном рассмотрении между ними установлена прочная взаимосвязь, элементы каждого уровня будут присутствовать в соседних.
Необходимость данного вида критического анализа, помимо личностного формирования и освоения навыков критического мышления, заключается в социальной потребности различать эстетически ценные произведения в потоке посредственных.
Важный момент! Литературно-критический анализ – это не изложение художественного текста, а анализ его содержательных компонентов и возможное соотнесение с действительностью.
Это не оценка «понравилось» или «не понравилось». Применительно ко всем видам анализ критического пути должен пройти обязательные стадии обоснования, доказательств любых предположений и гипотез, связанных с материалом исследования.
Информационный
Данный вид критического анализа применяется для оценки новостей, товаров и услуг (в маркетинге). Он может быть направлен на определение качества, а также эффективность доходов и расходов того или иного предприятия, связанную с изменениями параметров рекламы.
Для чего нужна такая оценка? Критический анализ информации в случае с маркетингом имеет целью насыщение рынка качественными товарами, расширение, углубление ассортимента. Применительно к новостям (социум, политика и др.) он помогает проверить качество информации относительно фактов, времени и места и интерпретировать ее в собственную точку зрения на события. При этом необходимы достоверные источники, которые станут аргументами гипотезы. Целью такого вида анализов может быть и прогноз развития событий. В этом случае гипотеза формируется через психологические, социальные, культурные особенности-компоненты.
Анализ исследования
Критический анализ исследования присущ научной сфере деятельности человека. Для формирования индивидуального аргументированного мнения по поводу определенной проблемы необходима корректная постановка задач и их решение. Именно этим и занимается данный вид анализа. Исследовательская работа предполагает целый комплекс мероприятий и во многом перекликается с критическим дискурсом.
Так, на подготовительном этапе происходит сбор материала, изучение авторитетных источников, формирование концепции (построения) направления развития мысли и фильтрация важных информационных элементов. Необходимо помнить, что целью такой работы посредством критического анализа является получение нового знания, а не обобщение уже имеющихся истин.
Критический анализ исследования имеет следующую структуру (или план):
- цель;
- проблемы и основные вопросы;
- факты и информация;
- интерпретация и выводы;
- концепция, теория, идеи;
- гипотезы;
- следствия;
- собственное мнение, точка зрения.
Для научной статьи правила анализа могут быть иными. Здесь нередко оценке подвергается сам источник, убедительность аргументации его автора, выявление несоответствий, противоречий или нарушений логики.
Принципы
Принципы критического анализа во многом зависят от его вида. Еще на заре истории данного типа изучения объектов и материалов использовался интуитивный принцип (или «внутреннее озарение»). Это абстрактный подход, заключающийся в открытии новых теоретических, эмпирических законов, обосновании новых явлений, задач и понятий действительности. Минусом такого принципа анализа является неубедительность, возможность вариантов, неподтвержденность предположений.
В критическом анализе дискурса часто применяется социально-ориентированный принцип. Целью его, как правило, становятся явления и трансформации, происходящие в обществе. К таковым относятся иммиграция, расовая дискриминация, национальный геноцид, экстремизм. Объектом исследования выступают, разумеется, тематические тексты и их влияние на социальное мышление. Также такой подход к изучению помогает найти и изобразить истинную картину и донести ее до социума, чтобы избежать путаницы читателя в недемократических дискурсах.
Для этого же вида критического анализа применим и когнитивно-ориентированный принцип. Он был широко освещен Т.А. ван Дейком и основан на психологических особенностях построения и подачи материала (текстов-дискурсов). Данный принцип широко применяется в анализе новостей (СМИ). Помимо этого, внимание аналитика должно быть направлено на нарративную (последовательную, взаимосвязанную) оценку событий, знаковые системы речевого общения (метафоры, коллективные символы).
Принцип историзма чаще всего применяется в научных и литературных исследованиях. Он основывается на изучении развития определенного явления или объекта в пространстве и времени. Однако это довольно абстрактная характеристика. На практике это происходит немного глубже и глобальнее. Например, за основу берется жанр или прием (литературное понятие) – это цель исследования. Затем происходит сбор материалов, касающихся темы (когнитивные составляющие). На третьем этапе можно приступить к изучению и фильтрации информации. Главным моментом здесь является хронология, эволюция явления в определенном временном отрезке. Только после такой оценки можно приступать к заключениям, гипотезам и прогнозам.
Принцип ключевых понятий является одним из самых ранних в критическом анализе. Наиболее часто он встречается в художественной критике (работы Аристотеля, Лессинга, В.Г. Белинского). Условно его можно обозначить шкалой измерений и сопоставлений. Создание системы понятий помогает буквально разложить текст на структурные составляющие, проследить их взаимодействие и взаимосвязь, а также выявить значение одного компонента для другого. Как правило, данный принцип является обязательным, но второстепенным, так как любое исследование опирается на понятийный аппарат независимо от цели его применения.
В ходе любого критического анализа могут присутствовать разные принципы рассмотрения проблемы. Иногда происходит синтез двух и более. В таком случае один является доминирующим, а другие – вспомогательными. Так, принцип исторпизма часто сочетается с принципом ключевых понятий, а интуитивный подкрепляется когнитивно-ориентированным и т.д.
Концепции
Концепция в критическом анализе – это изучение и оценка основной мысли, системы взглядов автора материала на проблему. Норман Фейрклаф в книге «Язык и власть» упоминает о концепции синтетической персонализации. Примером ее могут быть политические тексты, в которых авторы нередко обращаются напрямую к народу через местоимения второго лица. Главной задачей, которую ставит перед собой критический анализ концепции, является определение степени воздействия таких приемов, их эффективность в изменении социального мышления.
Независимо от вида материала авторская концепция всегда рассматривается как способ коммуникации с читателем, зрителем или покупателем.
Источник
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
критический анализ — 3.45 критический анализ (critical review): Процесс, предназначенный для обеспечения соответствия между оценкой жизненного цикла, принципами и требованиями международных стандартов по оценке жизненного цикла. Примечание 1 Принципы представлены в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
критический анализ — Syn: сквозной контроль … Тезаурус русской деловой лексики
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ — КРИТИЧЕСКИЙ (от греч. kritikē – искусство разбирать, судить) АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. Один из основных методов исследования в методике. Заключается в критическом и объективном рассмотрении различных точек зрения на проблему, выявлении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
критический — (critical): Стадии технологического процесса, требования к испытаниям, существенным параметрам или условиям, которые следует задать и контролировать для обеспечения соответствия АФС требованиям спецификации. Источник: ГОСТ Р 52249 2009: Правила… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АНАЛИЗ — критический анализ специалистом баланса фирмы с целью опреде ления ее кредитоспособности. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
анализ проекта — 3.10 анализ проекта (design review): Документально оформленный, комплексный и систематизированный процесс проверки проектной документации с целью оценки способности продукции удовлетворять установленным требованиям, позволяющий выявлять проблемы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Критический отказ — отказ системы или ее элемента, тяжесть которого в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Критический рационализм — (критический эмпиризм, фальсификационизм) эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером. Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу.… … Википедия
Источник