Краткий анализ сказки самоотверженный заяц
В самоотверженном зайце повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. Заглавие сказки с удивительной точностью очерчивает ее смысл. Слово заяц, которое всегда в переносном смысле служит синонимом трусости, дано в неожиданном сочетании с эпитетом самоотверженный.
Самоотверженная трусость! Уже в одном этом заглавном выражении Салтыков проникновенно постиг противоречивость психологии подневольной личности, извращенность человеческих свойств в обществе, основанном на насилии.
С глубокой горечью показывал Салтыков в сказке о самоотверженном зайце, что волки еще могут верить в покорность зайцев, что рабские привычки еще сильны в массе. Но должны ли зайцы верить волкам? Помилует ли волк? Могут ли, способны ли вообще волки миловать зайцев?
На этот вопрос писатель ответил отрицательно сказкой «Бедный волк», показав в ней, что «волк всего менее доступен великодушию». <. >
Рационализаторская идея о регулировании волчьих аппетитов всецело овладела «здравомысленным зайцем», героем сказки того же названия. В ней высмеиваются попытки теоретического оправдания рабской «заячьей» покорности, либеральные рецепты приспособления к режиму насилия, философия умиротворения социальных интересов.
Трагическое положение труженика герой сказки возвел в особую философию обреченности и жертвенности. Убежденный в том, что волки зайцев «есть не перестанут», здравомысленный «филозоф» выработал соответствующий своему пониманию идеал усовершенствования жизни, который сводился к проекту более рационального поедания зайцев (чтоб не всех сразу, а поочередно).
Сказка о «здравомысленном зайце» и предшествующая ей сказка о «самоотверженном зайце», взятые вместе, исчерпывают сатирическую обрисовку «заячьей» психологии как в ее практическом, так и теоретическом проявлении. В первом случае речь идет о холопской психологии несознательного раба, во втором — об извращенном сознании, выработавшем вредную холопскую тактику приспособления к режиму насилия. Поэтому к «здравомысленному зайцу» сатирик отнесся более сурово.»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)
Я. Эльсберг:
«Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность. <. > Напомним. «самоотверженного зайца», стремившегося выслужиться перед волком, то есть перед тем, кто его мучил и терзал. «
(вступительная статья Я. Эльсберга, «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во «Детгиз», 1951 г.)
Источник
Краткое содержание «Самоотверженный заяц»
Однажды заяц торопился к своей невесте-зайчихе, но, на свою беду, пробежал мимо волчьего логова. Волк крикнул ему остановиться, но тот не послушал, а только быстрее побежал. Тогда волк догнал его и поймал. За то, что зайчишка посмел его ослушаться, он приговорил его к съедению. Но поскольку в данный момент и волк, и его жена-волчица, и их дети были сыты, а запаса еды у них хватало ещё на пять дней, он велел зайцу сидеть под кустом и ждать своей очереди. А потом, может быть, волк его и помилует.
Заяц покорно остался сидеть под кустом и ждать неминуемой смерти. Волки наблюдали за ним из своего логова, посмеивались. У зайчишки же были простые мысли и мечты: никогда он так не любил жизнь, как теперь, и больше всего думал о своей невесте. Может быть, она уже нашла другого, а то и вовсе попалась в лапы хищнику…
Но вскоре прибежал к нему другой заяц — невестин брат. Он рассказал, что невеста помирает, узнав, что жених её попал в неволю. Он начал уговаривать узника сбежать, но тот только смотрел на волчье логово и отвечал: «Не могу, волк не велел». В это время хищник вышел из логова и поймал их обоих. И жениху, и брату бедной зайчихи надлежало умереть.
Но волчица, узнав, как сильно заяц хочет увидеть свою невесту, сжалилась над ними. Она сказала, что, если заяц зайчиху любит, значит, у них будет много зайчат, а следовательно, больше корма для волчьей братии. Поэтому волки решили отпустить его попрощаться с невестой, но только чтобы через двое суток к шести часам утра он прибежал обратно. Невестиного брата же оставили у волков в качестве аманата.
Что есть духу побежал заяц к невесте: он должен был успеть и преодолеть большое расстояние, и подготовиться, и жениться, и обратно к волку прибежать. Он собирался во что бы то ни стало сдержать данное волку слово и вернуться, пусть даже ценой своей жизни. Наконец, он прибежал. Его невеста была так рада, что мигом выздоровела. Сыграли свадьбу, но заяц рассказал всё своей заячьей родне, и все решили, что ему действительно нужно возвращаться, ведь зайцы никогда не пускают слов на ветер.
Путь обратно был ещё более тяжёлым, ведь в дороге возникли непредвиденные препятствия. Но заяц спешил, думая только о том, чтобы выручить друга — невестиного брата. Однако когда он, наконец, добежал, едва успев, волк снова посадил их обоих под куст и насмешливо сказал, что, может быть, когда-нибудь их и помилует.
План для пересказа
Это довольно короткое произведение: автору удалось в нескольких страницах передать его суть. Но для удобства его можно поделить на части, составив план для пересказа:
- Попадание в лапы хищника.
- Тяжёлые думы под кустом.
- Появление невестиного брата и разговоры о побеге.
- Заяц отпущен «в побывку».
- Долгая дорога к невесте.
- Свадьба.
- Тяжёлый путь обратно.
- Безрадостный финал и обманутые надежды: оба зайца остаются у волка.
Главные герои
Главными героями произведения являются зайцы и волки. Их описание и характеристика:
- Самоотверженный заяц — трусливый, нерешительный, покорный, послушный, смирившийся со своей судьбой вместо того, чтобы попытаться бороться. Не может пойти против тех, кто имеет силу и власть. Но при этом он верен своему слову, искренне любит свою невесту и самоотверженно спешит на помощь своему куму, который по его вине фактически остался в заложниках у хищника. Ради спасения товарища он даже готов пожертвовать собственной жизнью. Умный, осторожный, осмотрительный.
- Волк — коварный, хитрый, наглый, сытый и довольный жизнью, жестокий и опасный. Из его положительных качеств можно выделить только то, что он заботится о своей жене-волчихе и детях. Он прекрасно понимает, что зайцы его боятся, поэтому в полной мере ощущает свою власть над ними и ведёт себя с ними соответствующе, наказывает и выносит приговоры ни за что. Он не расправляется с жертвой сразу, а оставляет её на несколько дней ждать смерти, наслаждаясь её страхом, играет чужими жизнями. Он не стесняется насмехаться над зайчишками, хотя в конце произведения всё-таки признаёт, что им верить можно, и, возможно, даже проникается к ним некоторым уважением.
- Невестин брат — заяц, прибежавший к главному герою сообщить ему печальную весть о том, что его невеста захворала. Подбивал его на побег — это говорит о том, что он более смелый и решительный, чем главный герой. Вынужден был остаться в качестве аманата, пока тот бегал на свадьбу.
- Серая заинька — невеста главного героя. Добрая, очень любит своего жениха, ждёт его и даже заболевает от тоски, когда узнаёт, что он попал в лапы к хищнику. Соглашается в одиночку воспитывать будущих зайчат.
- Волчица — жена волка. Такая же жестокая и опасная, как и её супруг, но может сделать снисхождение. Именно с её подачи волк решил отпустить зайца попрощаться с невестой. Однако волчица не сочувствует заячьей любви, а думает только о собственной выгоде, считая, что любовь зайцев принесёт зайчат, а значит, ещё больше корма.
Популярные сегодня пересказы
- Попрыгунья — краткое содержание рассказа Чехова
В 1891 году Чехов написал один из своих самых известных рассказов «Попрыгунья». Многие современники автора считают, что в основу этого произведения была положена история из реальной жизни Антона Павловича. - Одинец — краткое содержание повести Бианки
Повесть Бианки рассказывает об охоте за лосем Одинцом. История начинается с того, как три собаки окружают могучего лося, который понимает, что наиболее опасным являются не они, но охотник - Краткое содержание рассказа Великие путешественники Зощенко
Советский детский писатель Михаил Зощенко написал много интересных детских произведений среди них «Великие путешественники». Рассказ повествует о том, что дети, познавая окружающий мир - Морозко — краткое содержание сказки
Жили в деревне старик со старухой. Было у каждого из них по дочери. У старика дочка росла доброй и трудолюбивой девушкой. Она и печку топила, и еду готовила. За что ни возьмётся, всё у неё получается. А мачеха всё равно не довольна
Основная мысль и идея
Как показывает краткое содержание, зайцев волки считают кем-то вроде своих рабов или подчинённых, ни во что их не ставя. Разумеется, те тоже привыкли к такой жизни, поэтому раболепствуют перед хищниками, обращаются к ним «Ваше благородие» и очень их боятся. В образе зайца автор, используя приёмы иронии и юмора, описывает психологический портрет простого русского народа и высмеивает присущие ему качества: трусость, покорность, иллюзорные надежды на помилование, неспособность к сопротивлению, приспособленчество к насильственному режиму. Всё это годами укоренялось в душах людей, угнетённых классовым неравенством.
О том, что в сказке затронуты столь важные общественно-политические мотивы, можно судить и по тому, как заяц отказывается от мысли побега, говоря: «Волк не велел», и по его мимолётному сну, который приснился ему, пока он находился в томительном ожидании под кустом: «Снится ему, будто волк его при себе чиновником особых поручений сделал, а сам, покуда он по ревизиям бегает, к его зайчихе в гости ходит». Именно такие мелкие чиновники как раз и не смеют перечить вышестоящим чинам, угодливо трясутся перед ними и проявляют слепую покорность к проявлениям несправедливости и угнетения.
Боясь дать отпор волку, заяц жертвует не только своей жизнью, но и счастьем своей невесты и будущих детей. Он считает, что если он выслужился перед волком, тот помилует его и кума, однако хищнику доверять нельзя.
Основная мысль произведения — необходимо всегда помнить о чувстве собственного достоинства и о том, что человек должен оставаться свободным и независимым. Прогибаясь под желания вышестоящих лиц, можно потерять собственное лицо, предать свои личные интересы и нажить проблемы.
Порой люди сами своим поведением загоняют себя в затруднительные ситуации. В 1883 году сатира, отражённая в сказке Салтыкова-Щедрина, была особенно популярна, однако она остаётся достаточно актуальной и по сей день.
Другая идея сказки — нужно всегда держать своё слово. Если бы зайчик остался вместе с семьёй и не вернулся к волчьему логову, он поступил бы подло и нечестно по отношению к своему куму, оставленному в качестве аманата. Но он показал высокие качества своей души, сдержав обещание и даже восхитив этим волка. Сам же хищник, в отличие от него, и не думает сдерживать слово: он лишь забавляется и даёт ложные надежды на помилование.
Сочинение анализ сказки самоотверженный заяц салтыкова-щедрина (идея, тема, смысл)
Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка.
Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Сказки Щедрина отличаются истинной народностью.
Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием.
Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе. Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп.
Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя.
Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать).
И сам Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. ‘Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.
25. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак».
Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения (под названием «Паршивый»), героем которого должен был бы явиться самоотверженный поборник социальной справедливости, революционер типа Чернышевского или Петрашевского, — эта мысль нашла свое частичное претворение в сказке «Дурак».
В ней представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном соответственно народной сказке образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса.
Разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки — внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного Иванушки — намекает на административную кару, постигшую героя.
Источник
Сочинение Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного и за такой поступок волк решает приговорить зайца к смертной казни. Жестокий волк не убивает несчастного зайца в тот же день, а наслаждается его мучением ещё довольно продолжительное время.
Основную часть своего повествования автор направляет на описания того, что испытывает бедный заяц в момент ожидания гибели. Заяц думает не только о наступлении смерти, но и о том, что его зайчиха остаётся совсем одна. Автор вырисовывает весь ряд мученических страданий животного, которое не имеет возможности повлиять на судьбу и вынуждено покорно мириться с неизбежностью всего происходящего.
Главная черта зайца — это рабская покорность. Он полностью повинуется перед зверем, который сильнее его. Таким образом автор рисует психологический портрет жертвы типичной для русского народа.
Заяц даже не пытается что-либо предпринять в свое спасение. Он уже не способен принимать свою жизнь и находясь в состоянии полностью охваченном страхами даже перестает думать о судьбе зайчихи и своих детей.
Автор применяя образные, иронические и юмористическую формы рисует перед читателем давно созревшую необходимость в перестройке личного самосознания, которое оказалось загнанным в жёсткие рамки условных стереотипов и собственных надуманных страхов.
Писатель призывает народ не приспосабливаться под диктаторский режим угнетателей и бороться до последнего отстаивая право на личное мнение и свободу. Чаще всего излишний страх отбивает все желание бороться, он способен парализовать действенный напор и решительность. Люди привыкли подчиняться вышестоящим чинам и даже не пытаясь проявлять собственную индивидуальность, слепо идут на поводу угнетателей. Страх, вот самое страшное, что может возникнуть в самый ответственный и неподходящий момент.
Линия фабулы представляет собой полное раскрытие взаимоотношения хищного зверя и его пойманной жертвы, которые представлены в образе боязливого зайца и злого волка.
Вариант 2
Произведение посвящено одной из любимых сатириком тем – бичеванию рабской психологии, глубоко въевшейся в сознание русского народа. Во многих своих произведениях писатель, живший при самодержавном строе, обращал внимание своих читателей на покорность и бесполезные упования на помощь со стороны власти. Салтыков-Щедрин стремился в гротескной форме разрушить существующие у многих стереотипы о «добром барине» или «начальнике, который узнает и всех справедливо рассудит».
Повиновение зайца, показанное в сказке, пересиливает его биологический инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин таким образом довел ситуацию с проявлением покорности до предела.
В самом названии сказки заключено логическое противоречие. Заяц всегда воспринимался в качестве олицетворения трусости. Это свойство абсолютно не гармонирует с понятием «самоотверженный».
Сделав героями произведения животных-антагонистов: волка и зайца, писатель-сатирик, безусловно, поднимает столь интересную для него социальную тематику. Хищники могут верить в покорность своих жертв, но когда зайцы начинают доверять своим исконным врагам, то это, по мнению автора сказки, противоречит природе.
Салтыков-Щедрин подвергал осмеянию прекраснодушные идеи части либералов о возможности установления социального мира через «правильное и разумное» регулирование отношений в обществе.
Герой произведения создал свое мировоззрение на основе культа обреченности и жертвенности. Писатель в большей степени осуждает даже не саму покорность слабых перед сильными, которую все же можно хотя бы частично оправдать ссылкой на непреодолимые обстоятельства. Сатирик стремится показать саму порочность и вредность направления мыслей своих современников, пытающихся примирить абсолютно противоположные интересы. Писатель заостряет внимание на этом через использование явно гротескных рассуждений персонажа. Действительно, если попытки зайца выслужиться перед волком и внести таким образом в процесс поедания его собратьев хищниками, выглядят абсурдными. В других произведениях (в частности, в сказке о бедном волке) Салтыков-Щедрин подчеркивал кровожадную сущность лесного хищника и олицетворяемой им неограниченной власти.
Критика покорности и чинопочитания в этом произведении сочетается с высмеиванием «друзей народа», лишь сбивающими его с толку своими идеями.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Популярные сегодня темы
Как-то раз любителям природы – рыбакам, на голову свалилась одна проблема. Это был наглый кот, который каждую ночь постоянно что-то подворовывал у них. Наши герои были в отчаянии и не могли решить
Сюжет сказки Ослиная шкура тесно связан с сюжетом еще одной сказки Шарля Перро — Золушкой. У короля погибает жена. Перед смертью она просит его об одном.
Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма
В повести Тургенева «Ася» есть немало интересных и своеобразных персонажей, один из которых – молодой человек по фамилии Гагин
Григорий Иванович – состоятельный человек, супруга которого совсем недавно скончалась. У главного героя есть одна очень большая проблема, он не умеет распоряжаться деньгами. Тратит их на всякие глупости и бесполезные вещи
Источник
Анализ сказки «Самоотверженный заяц» Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл
В самоотверженном зайце повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. Заглавие сказки с удивительной точностью очерчивает ее смысл. Слово заяц, которое всегда в переносном смысле служит синонимом трусости, дано в неожиданном сочетании с эпитетом самоотверженный.
Самоотверженная трусость! Уже в одном этом заглавном выражении Салтыков проникновенно постиг противоречивость психологии подневольной личности, извращенность человеческих свойств в обществе, основанном на насилии.
С глубокой горечью показывал Салтыков в сказке о самоотверженном зайце, что волки еще могут верить в покорность зайцев, что рабские привычки еще сильны в массе. Но должны ли зайцы верить волкам? Помилует ли волк? Могут ли, способны ли вообще волки миловать зайцев?
На этот вопрос писатель ответил отрицательно сказкой «Бедный волк», показав в ней, что «волк всего менее доступен великодушию». <. >
Рационализаторская идея о регулировании волчьих аппетитов всецело овладела «здравомысленным зайцем», героем сказки того же названия. В ней высмеиваются попытки теоретического оправдания рабской «заячьей» покорности, либеральные рецепты приспособления к режиму насилия, философия умиротворения социальных интересов.
Трагическое положение труженика герой сказки возвел в особую философию обреченности и жертвенности. Убежденный в том, что волки зайцев «есть не перестанут», здравомысленный «филозоф» выработал соответствующий своему пониманию идеал усовершенствования жизни, который сводился к проекту более рационального поедания зайцев (чтоб не всех сразу, а поочередно).
Сказка о «здравомысленном зайце» и предшествующая ей сказка о «самоотверженном зайце», взятые вместе, исчерпывают сатирическую обрисовку «заячьей» психологии как в ее практическом, так и теоретическом проявлении. В первом случае речь идет о холопской психологии несознательного раба, во втором — об извращенном сознании, выработавшем вредную холопскую тактику приспособления к режиму насилия. Поэтому к «здравомысленному зайцу» сатирик отнесся более сурово.»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)
Я. Эльсберг:
«Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность. <. > Напомним. «самоотверженного зайца», стремившегося выслужиться перед волком, то есть перед тем, кто его мучил и терзал. «
(вступительная статья Я. Эльсберга, «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во «Детгиз», 1951 г.)
Источник