Колокольня солженицын анализ текста



Колокольня солженицын анализ текста

Только что закончил прочтение сборника рассказов и крохоток (мини-рассказов) А.И. Как и предполагал, художественная проза Солженицына меня не разочаровала. В очередной раз скажу: замечательный язык, запоминающиеся и яркие художественные образы.
Т.е. кто как, а лично я уже не на 100, а на все 1000% убедился, что не нужно слушать наветы, а тем более, бездумно повторять чужую злобную клевету. Уж что-что, а клевета на А.И. возводилась и продолжает возводиться масштабная. Ни один автор, наверное, не удостаивался такого отрицательного внимания. Если суммировать всю критику, высказываемую в адрес писателя, то можно поразиться, сколь много было про него высказано самых бредовых обвинений — начиная от его «западничества» и «продажности» (здесь также варьируется, кому продался — американцам, Путину, абстрактным «врагам» — или всем вместе), и заканчивая придирками к его художественному слогу.
Нужно ли в очередной раз писать о том, что все эти обвинения — полнейший идиотизм и невежество?
Напоследок приведу у себя в журнале одну из «крохоток» А.И., под названием «Колокольня». Как и большинство произведений великого мастера, это словно фотографическая зарисовка с натуры. Заставляет задуматься.
____

Колокольня

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный , недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить.

Источник

Анализ рассказа Солжаницына "Колокольня"

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! — Молуга и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный , недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить.

А. Солженицын назвал калязинскую колокольню нашей надеждой
Колокольня – сильный символ памяти. Чудом уцелела одна колокольня. Раньше на этом месте была монастырская обитель. Александр Солженицын называл это место "непотопляемая Россия". "Калязинская колокольня — символ того, что не дадут до конца утопить Россию" Это символ вечности России.

  • Тема: изображение колязинской колокольни
  • Идея: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды на воскрешение Руси.
  • Проблема безответственного отношения власти к тому, что она призвана защищать.
  • Проблема уничтожения русских городов, русской старины.

(Да что! — Молога и вся на дне.)
Недотопленная Россия,От слова топить

  • В один окоём
  • Ёмкий- вместительный, способный много вместить чего-нибудь.
  • Поскудились большевики.СКУПИТЬСЯ
  • Не попустит Господь. ДОПУСТИТЬ
  • Не доспели свалить, успеть
  • Изневольный Китеж
  • Высокостройная колокольня
  • Пятью просквоженными пролетами
  • Переселенных затопленцев
  • В этой запусти
    Эпитеты показывающие отношение автора:
  • исконной мягкости воды
  • израненным, грустным уцелевшим улочкам
  • фальшивая набережная
  • Использование тире, эллиптических конструкций, парцеляции
  • «И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, в с ю Русь до конца не попустит Господь утопить …»

Вопрос в начале произведения — это непосредственный диалог с читателем. Желание писателя взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. Эпитеты помогают выразить боль, страдание людей русских, а также показать силу и красоту родной земли.

В рассказе «Колокольня» тоже присутствует аллегория. Колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

А. Солженицын назвал калязинскую колокольню нашей надеждой
Колокольня – сильный символ памяти. Чудом уцелела одна колокольня. Раньше на этом месте была монастырская обитель. Александр Солженицын называл это место "непотопляемая Россия". "Калязинская колокольня — символ того, что не дадут до конца утопить Россию" Это символ вечности России.

Источник

Образец комплексного анализа текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю комплексный анализ текста "Колокольня". Анализ текста представлен в виде развернутых ответов на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Образец комплексного анализа текста»

Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу).

Читайте также:  Экономическая теория ситуации для анализа

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… ( А. Солженицын)

Алгоритм анализа текста:

1. Гипотетически определяется тема текста. Устанавливаться она может по-разному: на основе содержания сильных позиций текста (заголовка, начального и конечного абзацев) или на основе общего, суммированного содержательного объема текста.

Тема: изображение калязинской колокольни.

2. Выявляется композиция текста (для целостного, завершенного текста) или структура (построение) для фрагмента текста.

Композиция текста линейная. Рассказ – миниатюра «Колокольня» условно делится на 4 части.

3. Определяется фактологическая информация текста.

Калязин – один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы, монастырь всегда служил государству и отечеству.

Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. При монастыре в 16 веке была построена колокольня, высотой более 74 метров. На колокольне 12 колоколов.

Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и Гражданскую войну.

В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязина, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили.

Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня. С 1932 года стоит колокольня в воде. Вокруг нее образовался естественный островок. Туда на теплоходах возят туристов, поэтому у островка построен небольшой причал.

4. Текст разделяется на смысловые части, устанавливаются отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.

Первая часть – это риторическое обращение к современникам: «Кто хочет увидеть нашунедотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню».

Это предложение подготавливает читателя к восприятию материала. В нем сразу же определяется тема и намечаются аспекты ее рассмотрения. Этим обращением

А. Солженицын старается вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам: проблеме безответственного отношения власти к тому, что она призвана защитить; проблеме уничтожения русских городов, русской старины.

Вторая часть – описание колокольни с указанием конкретных фактов, деталей. Художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…».

Следующее предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». Последнее

предложение второй части – это сравнение города с легендарным Китежем и Атлантидой.

Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века «… добротной кладки…».

Предложения передают личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!».

В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город».

Заключительная четвертая часть: «Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…» — это значение события , описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим.

По жанру «Колокольня» — это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления.

Последнее предложение миниатюры наполнено верой, надеждой, что та православная Русь воскреснет.

5. Выделяются ключевые слова (смысловые доминанты), определяется их семантический объем и функциональная роль.

Встречающиеся в тексте окказиальные слова: «окоем», «затопленцы» (напоминает слово беженцы), «запусти» выражают субъективность авторского повествования. Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце с помощью повторов: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

6. Определяется оценочная информация текста, описываются риторические приемы (тропы и фигуры), их функциональная роль в тексте.

Эпитеты.

В тексте можно отметить неожиданные связи эпитета с существительным:

исконной мягкости воды,

израненным, грустным уцелевшим улочкам,

фальшивая набережная.

Писатель совмещает несовместимые слова с целью рассмотреть предметы с разных сторон, понять, какое настроение они вызывают, какое впечатление ими создается, какой след они оставляют в сознании людей.

Эпитеты А.Солженицына обостряют внимание читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности. Они заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. Солженицынская лексика – это средство оживления речи, придания ей повышенной гибкости, художественной выразительности, расширения семантических и стилистических возможностей современной русской лексики.

Риторические вопросы и восклицания.

(Да что! — Молога и вся на дне. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня!)

Подобные синтаксические конструкции, активное использование восклицательных и вопросительных предложений делают текст более эмоциональным, позволяют точнее передать диапазон чувств автора.

В третьем абзаце, описывая колокольню, писатель словно нанизывает одну синтаксическую конструкцию на другую: несогласованные определения, деепричастия, деепричастные обороты. Это делает описание колокольни более ярким, четким, насыщенным.

Использование тире, эллиптических конструкций.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня.

дальше луковкой и шпилем — в небо!

как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Такое активное использование тире придает тексту стремительность, динамичность, неожиданность действия. С помощью этого знака автор делает акцент на нужном слове или мысли.

Парцелляция.

А.И. Солженицын использует экспрессивный синтаксический прием: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Применение парцелляции создает впечатление импровизации, того, что перед читателем не цельное произведение, а какие-то фрагменты авторских мыслей, каждый фрагмент при этом становится значимым и весомым, например: «И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, в с ю Русь до конца не попустит Господь утопить …»

Читайте также:  Инвитро калуга ковид анализы и цены

А.И. Солженицын даже через знаки препинания является выразителем и национального языка, и национальной души, так как, применяя их, он не только подчиняется пунктуационным правилам, но и экспериментирует с ними, используя знаки препинания как средство выразительности.

7.Анализируется образ автора (когда это возможно), тип авторского повествования (ведется ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).

Солженицын в данном тексте предстает как художник огромного дарования, мастера, свободно владеющего богатствами родной речи. Здесь мы чувствуем скорбные вздохи писателя о разрушенных храмах. Это ностальгия. Утопили, уничтожили, но память сохраняется людьми. У человека святое не отнять!

“…нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…”

В тексте отражены основные идейно-художественные тенденции, главные мотивы всего творчества А.И.Солженицына и в особенности художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.

Авторская позиция проявляется сразу же в первом абзаце: эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне, но и ко всем старинным культурным ценностям.

личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!».

В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город», поэтому «Колокольню» можно считать стихотворением в прозе, так как на первый план выходят чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления.

8. Определяется характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).

Данный текст – это диалог с читателем, переходящий в страстный монолог писателя, это свободный поток авторской речи. Речь глубоко индивидуальна, это устное размышление автора об увиденном, поэтому речь автора эмоциональна, с элементами разговорного стиля, в ней содержится оценка событий, которая передана эпитетами. Связь между предложениями цепная.

9. Устанавливается функция текста (описание, повествование, рассуждение и др.).

Рассказ-миниатюра «Колокольня» — это повествование с элементами рассуждения.

Действительно, Солженицын иногда уходит от явного выражения своих мыслей и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его настроение. Но именно эти мгновения выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл. Жанровая аналогия со стихотворением выражается в ритме словесных повторов, в интонационных перебоях, в эмоциональной выразительности инверсий.

10. Определяется принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю (функционально-стилевая типология). Называются основные приметы стиля. Учитывается стилевая однородность или неоднородность.

Описываются, когда это возможно, интертекстуальные связи текста.

Текст публицистического стиля с элементами разговорного.

Приметы стиля.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Цели данного текста: информировать, одновременно воздействовать на читателя, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к опрделенным действиям.

Интертекстуальные связи текста.

Текст о калязинской колокольне фактологически перекликается с легендой о граде Китеже и об Атлантиде, а также с конкретным фактом истории: затопление города Мологи. (Да что! — Молога и вся на дне.)

Молога — город при впадении реки Молога в Волгу в 32 километрах от Рыбинска. Первое упоминание в 1149 году, был центром удельного княжества, в XV—начале XX веках — крупный торговый центр. Население в начале XX века насчитывало около 5 тысяч человек.

В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. Потом эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 98 м над уровнем моря, и именно эти 4 метра стоили ему жизни.

Китеж

Легенда о граде Китеже, Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами. По преданию, в тихую погоду можно слышать звон колоколов, а в глубине озера видеть здания утонувшего города.

Атланти́да: легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на дно океана в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами 9000 лет назад.

12. Выявляется концептуальная информация текста. Учитывается наличие контекста и подтекста.

Контекст: писатель пытается взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. В тексте выражается боль, страдание людей русских, а также показана сила и красоту родной земли.

Подтекст: колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню».

13.Дается оценка полученной из текста информации. Корректируется на основе проведенного анализа тема, идея, все виды информации текста.

Автор обращается к своим современникам, напоминая им о национальных духовных ценностях, которые имеют тысячелетнюю историю, это подчеркивается словами «всю Русь». По жанру этот текст — размышление, своеобразно сочетающий исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ. В тексте присутствует строгая документальность, достоверность, информативность. У Солженицына в миниатюре содержится не только рассказ о колокольне, этот текст наполнен авторским пафосом. Описание полузатопленной колокольни вырастает до философского обобщения: писатель ставит вопросы об исторической памяти, о национальных ценностях. Кроме философского обобщения в произведении присутствует лирическое начало, которое подчеркнуто тропами и стилистическими фигурами. Идея текста: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси.

14.Ключевые слова раздела «Текст»: лингвистика текста, текстообразующие категории, актуализация в тексте, актуальное членение текста, гипертекст, образные (риторические) средства текста, интертекстуальность (прецедентность) текста, структура текста, сильные позиции текста, контекст, внутренняя и внешняя структура текста.

Источник

Лингвистический анализ текста «Колокольня» А. И. Солженицына. Русский язык. 11 класс. Разработка урока

Тип урока: чтение и анализ художественного текста.

Форма урока: работа в творческой мастерской.

При организации мастерских учитель создает такие условия для школьников, чтобы процесс получения знаний проходил как поиск – исследование, поиск – открытие, индивидуальное и групповое изучение художественного текста. Позиция учителя – это позиция мастера, помогающего организовать способы деятельности, способы взаимодействия в классном коллективе.

Ход урока

1. Слово учителя

На экране открыта презентация («А.И.Солженицын «Колокольня», портрет писателя), состоящая из одного слайда.

– Ребята, что вы знаете об этом произведении А.Солженицына?

А.И.Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.

У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки». (Небольшое сообщение подготовленного обучающегося).

2. Общая характеристика цикла «Крохотки»

Само название представляет окказиальное слово (от латинского – случайный), крохотки – это индивидуально – авторское название, такого слова в литературном языке нет.

Первые «Крохотки» писались в разное время с 1958 по 1960 год, многие по впечатлениям от велосипедных поездок А.И.Солженицына по Средней России. Попытки напечатать их на Родине оказались безрезультатными, поэтому первая публикация была осуществлена за границей – в журнале «Грани» (Франкфурт, 1964, № 56).

Серия «Крохоток», появившаяся в печати с 1996 по 1999 год, продолжает «Крохотки» 50-60-х годов. Писатель признается, что, только оказавшись у себя на Родине, спустя тридцать лет, он вновь обретает способность писать их. Видимо, «крохотки» – жанр для Солженицына настолько сокровенный, что на чужбине он не может их писать.

Тематика «Крохоток» различная. Например, в миниатюре «Путешествие вдоль Оки» автор сожалеет о бездуховности своих современников, которые превратили в руины старинные православные церкви. В «Крохотках» противопоставлены прошлое и настоящее, мир природы и мир техники, которая окружает человека

В критике существуют разные точки зрения на жанровую природу «Крохоток». Первая точка зрения – это стихотворение в прозе. Жанровая аналогия со стихотворением выражается в ритме словесных повторов, в интонационных перебоях, в эмоциональной выразительности инверсий.

Другая точка зрения: «Крохотки» Солженицына – это малый эпос.

В «Крохотках» отражены основные идейно-художественные тенденции, главные мотивы всего творчества А.И.Солженицына и в особенности художественный почерк писателя.

(Учитель читает миниатюру «Колокольня», затем прослушивают эту же миниатюру в исполнении автора.)

Объяснить непонятные слова и выражения:

…Молога и вся на дне…

Молога – город при впадении реки Молога в Волгу в 32 километрах от Рыбинска. Первое упоминание в 1149 году, был центром удельного княжества, в XV—начале XX веках — крупный торговый центр. Население в начале XX века насчитывало около 5 тысяч человек. В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов.

Читайте также:  Фундаментальный анализ акций алгоритм

Переселение продолжалось и следующие четыре года. А к весне 1941 года, когда поджимали сроки, эвакуация из Мологи напоминала бегство военного времени. Везде раздавались взрывы: это саперы уничтожали каменные здания, чтобы потом не мешали судоходству. Некоторые из мологжан помнят, как взрывали Богоявленский собор. Его кладка была сделана на совесть, потому что, когда раздался взрыв, весь храм поднялся на воздух, а потом невредимым опустился на прежнее место. Пришлось «добивать» еще несколькими мощными взрывами.

К апрелю 1941-го с территории между Мологой и Шексной было выселено около 130 тысяч человек. Некоторые коренные жители нашли здесь смерть. «Докладываю, что граждан, добровольно пожелавших уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища, насчитывается 294 человека, – писал начальник Мологского отделения Волголага Скляров майору НКВД Журину. – Среди них были те, кто накрепко закреплял себя замками, предварительно приковав себя к глухим предметам…»
Заполнение продолжалось до 1947 года. В том числе было затоплено 3645 кв. км лесов. На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые сёла с церквями. Долгие годы тема Мологи была запретной, зловещий заговор молчания стоял над затопленным краем. Об этом нельзя было писать. Полвека в открытой печати о Мологе не было сказано ни одного слова. Встречались земляки, стараясь не привлекать к себе внимания, почти тайно.

Сейчас на месте города Мологи, а также более чем шестисот сел и деревень, плещется Рыбинское водохранилище.

Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями.

В один окоём

Сложное существительное, образованное от слов око + емкий.

ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (в 1 знач.). Видит о., да зуб неймет (посл. о невозможности получить то, что кажется доступным). О. за о., зуб за зуб (о тех, кто мстит, ничего не забывая, не прощая). * В мгновение ока (книжн.) — в один миг, мгновенно, сразу.

Ёмкий- вместительный, способный много вместить чего-нибудь.

Китеж

Легенда о граде Китеже, Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами. По преданию, в тихую погоду можно слышать звон колоколов, а в глубине озера видеть здания утонувшего города. На материале легенды и древнерусской повести о Петре и Февронии создана опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907).

Атланти́да

Легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на дно океана в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами 9000 лет назад.

3. Стадия осмысления содержания

– Определить тему, идею, проблематику «крохотки» (тема – изображение колязинской колокольни; идея – чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси; проблема – 1) безответственного отношения власти к тому, что она призвана защитить; 2) уничтожения русских городов, русской старины).

– Что вы слышали о калязинской колокольне? (Перед ребятами слайд: калязинская колокольня.)

Калязин – один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы. Надо отметить, что монастырь всегда служил государству и отечеству.

При монастыре была построена колокольня в 16 веке. Высота ее более 74 метров. Это была колокольня с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства Полежаевых, жителей этого города.

Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и Гражданскую войну.

В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязин, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили.

Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня. Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. И так стоит она с 1932 года в воде. Вокруг колокольни образовался естественный островок. Туда на теплоходах возят туристов, поэтому у островка построен небольшой причал.

К сожалению, многие великие стройки советской страны принесли немало горя и слез на берега реки Волги. Волна чудовищного разорения прокатилась по калязинской земле. В этом районе в зону затопления вошло 65 населенных пунктов. Больше половины из них скрылись под водой полностью. Тогда же отзвонили навеки 15 церквей. В том числе и калязинская колокольня!

Многие писатели, историки, ученые оставили свое отношение к происходящему. В том числе и А.И.Солженицын.

Учитель ставит проблему: определить особенности жанра лирической миниатюры «Колокольня».

Задание всему классу: проанализировать «Колокольню» по плану:

  1. Каков предмет речи и какова индивидуально – авторская интерпретация?
  2. Каков образ автора – адресанта?
  3. Определите особенности авторского стиля. Какие изобразительно – выразительные средства языка он использует для выражения авторской идеи?

Класс, предварительно разделившийся на учебные группы, приступает к работе.

4. Группы представляют итог своих исследований текста, анализа текста

Первая группа отмечает, что авторская позиция сразу же проявляется в первом абзаце, которое представляет риторическое обращение к современникам: писатель адресует свое послание именно нам: «Кто хочет увидеть нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне, но и ко всем старинным культурным ценностям.

Во втором предложении говорится о колокольне: художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…».

Третье предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». В следующем предложении город сравнивается с легендарным Китежем и Атлантидой. Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века «… добротной кладки…».

Восьмое предложение передает личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!».

В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город». По жанру «Колокольня» – это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления.

Вторая группа в анализе отмечает, что это произведение построено как стихотворение в прозе: в тексте авторский свободный поток речи, она глубоко индивидуальная, это устное размышление автора об увиденном. Речь автора эмоциональна с элементами разговорного стиля, в которой содержится оценка событий и, как было отмечено, эта оценочность передана эпитетами.

Встречаются в тексте окказиальные слова: «окоем», «затопленцы» (напоминает слово беженцы), «запусти», которые также выражают субъективность авторского повествования.

Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце: повторы: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Именно последнее предложение наполнено верой, надеждой, что та православная Русь воскреснет.

Третья группа дополняет ответы своих одноклассников, отмечая, что этот текст – размышление, адресант – автор обращается к своим современникам, напоминая им о национальных духовных ценностях, которые имеют тысячелетнюю историю, это подчеркивается словами «всю Русь». По жанру этот текст – размышление, в очерке присутствует строгая документальность, достоверность, информативность. У Солженицына в миниатюре содержится не только рассказ о колокольне, текст наполнен авторским пафосом. Описание полузатопленной колокольни вырастает до философского обобщения: писатель ставит вопросы об исторической памяти, о национальных ценностях. Кроме философского обобщения в произведении присутствует лирическое начало, которое подчеркнуто тропами и стилистическими фигурами. Наши одноклассники выделяли метафоры и эпитеты, находили фигуры речи: повторы, градацию.

5. Рефлексия

В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников. На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у них, когда они услышали текст в авторском исполнении.

Источник