Как определить, что по организации ведется предпроверочный анализ?

По данным руководителя ФНС Михаила Мишустина, в 2018 году количество выездных налоговых проверок сократилось на 30 %, а вот «собираемость» налогов по их итогам возросла.

Такой избирательностью налоговики обязаны новому подходу к отбору кандидатов на выездную налоговую проверку. Так теперь вопрос о назначении проверки решается по итогам так называемого “предпроверочного анализа”. Предпроверочный анализ — это предварительное изучение данных о налогоплательщике, с помощью которого налоговые органы устанавливают, целесообразно ли назначать ВНП.

При этом, комплексная выездная налоговая проверка начинается только в том случае, если в рамках предпроверочного анализа выявлены неуплаченные налоги на сумму не менее нескольких (а то и нескольких десятков) миллионов рублей.

Это означает только одно: если налоговики пришли с проверкой в компанию, практически гарантированно, что будут обнаружены очень существенные налоговые недоимки, в существовании которых проверяющие уже не сомневаются.

В этой ситуации предпринимателем будет полезно узнать, как ФНС осуществляет предпроверочный анализ для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку.

Важный документ в данной сфере, на котроый следует обратить внимание, — это Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В нем содержатся 12 критериев, или «факторов риска», которые могут стать причиной визита налоговиков в компанию.

Приведем лишь некоторые их них.

  1. Компания несет меньшую налоговую нагрузку, чем другие фирмы, занимающиеся той же деятельностью.
  2. Бухгалтерская или налоговая отчетность свидетельствует об убытках на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Фиксация в налоговой отчетности данных о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период.
  4. Построение хозяйственных связей компанией с фирмами-посредниками без наличия на это разумной экономических причин.
  5. Многочисленное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в другом налоговом органе и т.д.

Конечно, провести предпроверочный анализ исключительно вручную представители ФНС просто не в состоянии. В решении этой задачи им помогает специальная программа АСК НДС, ищущая разрывы в цепочках уплаты НДС. Налоговым инспекторам в их деятельности помогает масса других программ. Например, АИС «Налог» — это программный комплекс, объединяющий в себя такие программы как “ВНП – отбор» (позволяет автоматически фильтровать компании по критериям, установленным Концепцией планирования проверок, и выделяет проблемные); «Схемы»; «Однодневки»; «Росфиннадзор» и другие. АИС “Налог” автоматизированно помогает выявлять “схемы” уклонения от уплаты налогов, наличие недобросовестных контрагентов, изучать движение денежных средств по банковским счетам, наличие имущество у налогоплательщика и т.д.

Важно! Для повышения точности предпроверочного анализа налоговые инспекторы могут использовать и другую информацию. Например, нередко причиной повышенного внимания налоговиков к компании могут стать данные, содержащиеся на сайтах фирмы. По этой причине не стоит публиковать сведения и заключенных контрактах, оборотах компании, денежных вложениях и т.п.

Предпроверочный анализ нередко включает в себя запросы, посылаемые в различные структуры –организации-контрагенты, коммерческие банки, ГИБДД, Росреестр, ЗАГС. Например, инспекторов может заинтересовать тот факт, что организация имеет миллиардную выручку, уплачивая в бюджет лишь сотни тысяч рублей налогов в год.

Соответственно, компания может и не узнать, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Всю необходимую информацию налоговые инспекторы могут получить из других источников.

По итогам предпроверочного анализа составляется заключение, в котором отражается:

  • Основные сведения о налогоплательщике
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
  • Оценка по критериям риска исходя из приказа ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333
  • Сведения из информационных ресурсов ФНС
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля — результаты анализа банковских выписок, встречных проверок, допросов и пр.
  • Выводы — целесообразно ли проводить выездную проверку, размер предполагаемых доначислений, реальность их взыскания с учетом имеющегося у компании и ее собственников имущества и пр.

Как компании выяснить, что грядет выездная проверка?

Стоить отметить, что в России практически нет компаний, которые бы не соответствовали хотя бы 1 критерию, приведенному в Приказе ФНС от 30 мая 2007 года, за которыми не числилось никаких нарушенийю Следовательно, ФНС может заинтересовать почти любая фирма, вопрос остается лишь в степени вероятности проведения выездной налоговой проверки.

Как налогоплательщику понять, что его может затронуть проверка?

  1. Компания соответствует критериям, описанным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Чем больше критериев выполняется, тем выше риск проверки.
  2. Нахождение налогоплательщика на общей системе налогообложения с оборотом от 100 млн. руб. в год.
  3. Наличие у компании и их руководства (владельцев) крупных активов.
  4. Наличие у налогоплательщика-компании или ИП “сомнительных” контрагентов.
  5. Налогоплательщик получил требование о предоставлении информации (документов) о деятельности за несколько лет работы фирмы. Чаще всего для обоснования своих требований налоговики ссылаются на ст.93.1 НК РФ. Также компанию должен заставить задуматься запрос из полиции.
  6. Налогоплательщик был вызван в ИФНС для дачи пояснений по каким-либо вопросам. Если ответы на эти вопросы вызовут подозрения, риск выездной проверки увеличится.
  7. Налоговики запрашивают информацию или проводят выездную проверку в отношении партнеров фирмы.

«В 2018 к году к нам обратилась торговая компания с просьбой проанализировать риски проведения выездной налоговой проверки, получив Требование о предоставлении документов (информации) из ИФНС. Адвокаты нашей компании в процессе налогового аудита изучили деятельность доверителя, проверили имеющиеся документы и выяснили, что с высокой долей вероятности в отношении компании ведется предпроверочный анализ. В связи с этим были даны рекомендации фирме относительно необходимых действий – запроса документов у контрагентов, подготовки бухгалтерских документов, издания соответствующих локальных актов и т.д. В ходе предоставления документов в ИФНС, участия в комиссии по налоговым рискам в ИФНС, нашим адвокатам и бухгалтерам налогоплательщика удалось убедить ИФНС, что контрагенты по которым были вопросы, являлись реальными. Проверка не состоялась».

А если компания уже получила решение о проведении выездных мероприятий, ей жизненно необходима квалифицированная защита при проверках ФНС. Адвокаты постараются сделать все возможное, чтобы проверка завершилась в максимально короткие сроки, и по ее итогам компании не начислили огромные недоимки и штрафы. Также работа опытных адвокатов будет заключаться в защите контролирующих компанию субъектов от привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.

Источник

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Читайте также:  Питание перед сдачей анализа мочи

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

— указаны реквизиты конкретной сделки;

— наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

— указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО "Артек", с победой.

Источник

Предпроверочный анализ — ФНС уже знает о вас всё

Все руководители компаний понимают, что выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Но многие до сих пор не знают, как много материала на компанию инспекция собирает ещё до проверки. Приходя в компанию, инспекторы отлично знают, в какую сторону им копать. У них есть нужная информация благодаря предпроверочному анализу.

Документ, которым оформляется результат предпроверочного анализа, разбит на блоки. Пройдёмся по ним.

Основные сведения о налогоплательщике

Здесь собрана формальная информация — наименование, ИНН/КПП, категория, адрес регистрации и фактического расположения, режим налогообложения, структура органов управления, руководитель, главбух, фактически осуществляемые виды деятельности, коды ОКВЭД.

Здесь же — сведения о реорганизации, банкротстве, лицензиях.

В каких банках открыты счета, есть ли у компании в собственность земля, здания, транспорт (помните, как много у налоговой претензий к компаниям о том, что у их контрагентов нет в собственности транспорта?).

Интереснейший момент в этом блоке — информация о руководителе, учредителях, должностных лицах компании, их личных доходах и расходах, а также доходах и расходах членов их семей и семьи в целом. Мы все под колпаком, уважаемые бизнесмены!

Итак, налоговая знает, кто является членом семьи руководителя и учредителей и на что живут эти люди.

Также есть сведения о наличии движимого и недвижимого имущества у семьи в целом. Инспекция знает, у кого какая квартира, какой дом, какая машина и т.д.

В этом блоке также есть:

  • структура и динамика налоговых поступлений;
  • сравнение компании с аналогичной.

Если в 2018 году компания платила, например, 10 млн руб налогов, а в 2019 вдруг начала платить 3 млн руб, то инспекция явно заинтересуется — что случилось, почему налоги упали? Нет ли схемы?

Ещё: сравнение с аналогичной «средней» компанией — удобный инструмент оценки. Если у проверяемой компании сумма уплаченных налогов — 1 млн, а у «средней» компании по тому же региону той же отрасли — 5 млн, то будут вопросы.

Там же просчитывается и налоговая нагрузка. Представьте ход мыслей налогового инспектора, если у «средней» компании налоговая нагрузка 7,6%, а у проверяемой — 0,6%.

Анализ группы взаимосвязанных лиц, организации бизнеса, функциональная схема предприятия, схема технологического процесса, товарных, грузовых, денежных потоков

В этом блоке инспекция очень кратко анализирует, кому и за что платит проверяемая компания и кто платит ей: откуда деньги приходят в компанию и куда они уходят.

Здесь также отражена среднемесячная заработная плата и группа налогового риска, к которому отнесена компания.

Анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика и других лиц, судебно-арбитражной практики

Здесь инспекция обобщает информацию о:

    , которые ранее уже проводились в отношении компании и их результатах;
  • контрагентах, причём у инспекции несколько источников информации о них;
  • том, как контрагенты проверяемой компании отреагировали на требование предоставить документы, если такие требования направлялись. Если контрагенты «отмолчались», дело плохо. Часто молчат именно технички; руководителей контрагентов;
  • анализ хозяйственных операций за два года.
Читайте также:  Виды анализ для оценки конкурентоспособности предприятия

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика

  • анализ данных бухгалтерского баланса;
  • анализ данных отчёта о прибылях и убытках;
  • общий анализ доходов;
  • анализ налога на прибыль;
  • анализ НДС и т.д.

Здесь же есть выдержки из допросов директоров контрагентов.

Общие выводы по результатам предпроверочного анализа с прогнозируемыми суммами доначислений

Самый драматичный пункт.

Здесь инспекция пишет, какие доначисления она планирует осуществить после выездной проверки и какие налоги будут проверяться. А также — какие именно мероприятия будут проводиться, например:

  • истребовать у ООО [проверяемая компания] первичные документы, касающиеся взаимоотношений с ООО «Ромашка». Инспекция уже знает, по каким компаниям она будет искать;
  • изучить и сравнить счета фактуры, выставленные ООО [проверяемая компания] в адрес ООО «Ромашка»;
  • провести допрос Иванова А.А. на предмет перечисления на карту денежных средств в такие-то периоды, а также неисчисления и неуплаты налога с суммы дохода;
  • исследовать вопросы о перечислении ООО [проверяемая компания] денежных средств физическим лицами и ИП на предмет аренды транспортных средств, возможно, перечисление средств за транспортные услуги.

О чём это всё говорит?

Оцените, насколько комплексно инспекция подходит к предпроверочному анализу. Всё учтено:

  • и контрагенты;
  • и бухгалтерский баланс;
  • и сравнение с другой «средней» компанией;
  • и движение средств по счёту;
  • и что сказали свидетели на допросах и т.д.

Вы можете спросить — а при чём тут семья руководителя/учредителей, что эти люди делают в данных предпроверочного анализа? А это, уважаемые бизнесмены, на тот случай, если компания начнёт выводить имущество и передавать его родственникам руководителей. Сделки можно оспорить и за счет этого имущества взыскать налоги.

Вы же помните, что сегодня руководитель, топ-менеджеры и учредители отвечают по долгам компании не только своим собственным имуществом, но и имуществом своей семьи?

Выводы

Инспекция уже на несколько шагов впереди налогоплательщика, когда направляет ему решение о проведении выездной проверки. К этому моменту налоговая уже собрала массу информации в рамках предпроверочного анализа.

Проводя этот анализ, инспекция собирает комплексную информацию, которая поможет ей обосновать доначисления.

К моменту выхода на выездную инспекция уже знает, какие именно мероприятия налогового контроля она будет проводить: какие документы и по каким контрагентам исследовать, кого и по каким вопросам допрашивать. Вы чувствуете, насколько инспекция впереди компании?

Лучший вариант для компании, которая получила решение о проведении выездной проверки — сразу же обратиться в «Налоговые адвокаты». Так поступил директор компании и сохранил 79 млн руб. Так же поступил директор другой компании, и мы успели подготовиться.

Источник

Зачем налоговые органы проводят предпроверочный анализ и что он дает

Каждому предпринимателю ясно: если в офис явились «гости» из налоговой, нужно готовиться к доначислениям и штрафам. Обо всех нарушениях, имеющих место в организации, в ФНС знают заранее. Такую высокую эффективность работы обеспечивает предпроверочный анализ. Имея представление о том, как он проводится и какими методами пользуются инспекторы, можно предотвратить выездную проверку и защитить свой бизнес от налоговых рисков.

Квалифицированные специалисты могут оценить риски внеплановой налоговой проверки, а также дать рекомендации, направленные на минимизацию ущерба. Подробнее.
Снизить риск внеплановой налоговой проверки, а также минимизировать ущерб можно, воспользовавшись услугами компании, специализирующейся на налоговом консалтинге. К кому можно обратиться?

Что такое предпроверочный анализ: зондирование почвы

Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, проводимых ФНС для получения информации о налогоплательщике. Цель — выяснить, нарушает ли организация налоговое законодательство и имеет ли смысл проводить выездную проверку.

С 2014 по 2019 год частота выездных налоговых проверок сократилась в 2,5 раза[1]. Но для бизнесменов это не повод расслабляться. Проверок стало меньше, зато теперь в 98 случаях из 100 они заканчиваются выявлением нарушений, следовательно, начислением недоимок и штрафов. При этом сумма налоговых поступлений в бюджет за те же пять лет выросла почти на 70%[2]. Увеличились и средние размеры доначислений при каждой проверке.

О чем свидетельствуют все эти цифры? О том, что налоговые органы усиленно работают над повышением эффективности выездных проверок и уже достигли в этом больших успехов. Проверять все компании подряд невыгодно — это неоправданные затраты труда, времени и средств. Вместо этого ФНС с помощью специальных технологий отбирает организации, в деятельности которых с наибольшей вероятностью существуют налоговые нарушения.

Но это еще не все. Налоговики понимают, что не с каждого предприятия можно взыскать достаточно крупную сумму. Мелкие ИП редко попадают в списки кандидатов на выездную проверку. Гораздо больше ФНС интересуют представители крупного и среднего бизнеса, ведь суммы недоимок, полученных с них, порой исчисляются миллионами.

В ходе предпроверочного анализа сотрудники налоговых органов не только выясняют возможность взыскания недоимки с конкретного налогоплательщика, но и определяют приблизительную величину этой суммы. По мнению экспертов, выездную проверку вряд ли станут устраивать, если предполагаемый размер доначислений ниже 5 млн рублей[3]. Значит ли это, что компании с меньшими масштабами деятельности находятся за пределами поля зрения ФНС? Вовсе нет: налоговики продолжают наблюдать за такими организациями и проведут проверку, если сочтут необходимым.

Итак, смысл предпроверочного анализа в том, чтобы определить компании, наиболее «подходящие» для выездной проверки. Если ваша организация попала в этот список, значит, основная работа налоговиками уже проделана. Нарушения найдены, осталось только подтвердить их и составить акт. Представители ФНС уже знают, какие документы истребовать, каких результатов можно ожидать от проверки, какую примерно сумму получится взыскать с вашего предприятия. Все это им позволил выяснить предпроверочный анализ.

Методы проведения анализа перед налоговой проверкой

Каким же образом налоговым органам удается с такой точностью прогнозировать результаты проверок? Для этого используется широкий арсенал средств сбора и обработки информации о налогоплательщиках. Большое место в нем отводится компьютерным технологиям.

ФНС располагает налоговой информацией обо всех зарегистрированных юридических лицах. Компании регулярно сдают отчетность, обеспечивая налоговиков актуальными данными о своей экономической деятельности. Задача сотрудников отдела предпроверочного анализа — обработать и систематизировать эту информацию, извлечь из массы сведений необходимые, отфильтровать лишнее. Это делается в несколько этапов с помощью различных программных комплексов. На следующих стадиях отбора в ход идут ручные методы анализа. Мы рассмотрим самые популярные информационные системы и способы обработки данных о налогоплательщиках.

ПИК «ВНП-Отбор» — это первичный, наиболее грубый фильтр. Через него проходит основная масса юридических лиц, сведения о которых попадают в ФНС. Программа анализирует данные отчетности и оценивает организации по 43 критериям риска. Например:

  • на протяжении нескольких периодов в отчетности отражаются данные об убытках;
  • налоговая нагрузка слишком низкая для отрасли, в которой работает предприятие;
  • выручка растет, а налоговая нагрузка снижается.
Читайте также:  Логика логическое мышление логический анализ

Каждому критерию соответствуют баллы: чем выше степень риска, тем их больше. Максимально возможное количество — 68,3[4]. Организации, набравшие много баллов, программа рекомендует к выездной проверке.

Еще один программный комплекс, применяемый на первом этапе проведения предпроверочного анализа, — АСК НДС-3. Он находит разрывы в цепи уплаты НДС, сравнивая информацию от предприятия с аналогичными данными контрагентов. Программа обнаруживает различные схемы незаконной налоговой оптимизации.

Надстройка к этому комплексу — СУР АСК НДС (система управления рисками). Она автоматически распределяет налогоплательщиков по трем категориям:

  • группа низкого риска — предприятие регулярно платит НДС, владеет ресурсами для реальной деятельности, среди ее контрагентов нет сомнительных организаций (фирм-«однодневок» и подобных);
  • группа высокого риска — компания не платит НДС, в числе ее контрагентов обнаружены подозрительные юрлица, а ресурсов явно недостаточно, чтобы вести реальную деятельность;
  • группа среднего риска — предприятие не попадает ни в первую, ни во вторую категорию.

Однако после начальной ступени отбора сомнительных организаций по-прежнему оказывается слишком много. Чтобы обеспечить высокую точность проверок, нужен более тонкий фильтр. Поэтому предприятия, попавшие в предварительный список (те, которые набрали много баллов по программе «ВНП-Отбор» и вошли в группу высокого либо среднего риска по неуплате НДС), направляются на следующую ступень предпроверочного анализа.

Если предварительный этап отбора осуществляется полностью автоматически, то здесь в дело вступают аналитики. Правда, говорить о ручных методах не совсем правильно — все-таки и на этой стадии доля автоматизации сейчас очень высока.

Методы анализа используются разнообразные. Чтобы найти нарушения, сотрудники ФНС запрашивают информацию о подозрительной организации у банков и государственных органов, исследуют открытые источники.

Банки предоставляют налоговикам выписки из расчетных счетов предприятия, дают информацию о движениях денежных средств по ним. Сообщают и сведения об операциях контрагентов компании. Например, если выяснится, что организация регулярно переводит деньги на счет ИП, а последний перечисляет их на физическое лицо, — это наверняка вызовет подозрения в том, что сделки носят фиктивный характер. А если к тому же окажется, что у проверяемого предприятия и ИП одинаковые IP-адреса, взаимозависимость и незаконное получение налоговой выгоды будут несомненны. Насторожат ФНС и следующие факты:

  • организация не платит за коммунальные услуги, аренду офиса, не перечисляет заработную плату персоналу — словом, не проводит никаких операций, подтверждающих реальную деятельность;
  • отмечается движение средств между счетами проверяемой компании и неблагонадежных контрагентов;
  • деньги, пройдя цепочку банковских операций, возвращаются на счета организации;
  • назначения платежей не соответствуют виду деятельности.

Такие госструктуры, как ГИБДД и Росреестр, тоже помогают в проведении предпроверочного анализа выездной налоговой проверки. С их помощью ФНС может получить сведения об имуществе руководителей и собственников юрлица. Несоответствие доходов организации и связанных с ней физических лиц подтвердит подозрения налоговиков.

Что касается открытых источников, то налоговые органы заинтересуются сайтом компании, ее страницами в соцсетях, публикациями в СМИ. Руководители предприятий нередко проявляют неосторожность, когда в PR-целях или даже из обычного тщеславия используют громкие формулировки, такие как «холдинг», «корпорация», «группа компаний», оставляют в открытом доступе цифры, отражающие обороты и прибыль организации.

Возможные результаты анализа: стоит ли опасаться предпринимателю?

Итог предпроверочного анализа налоговой проверки — официальное заключение. Это документ, состоящий из следующих разделов:

  1. Информация о проверяемой организации: название, адрес и дата регистрации, сведения об учредителях и руководстве, доходах и имуществе самой компании и контролирующих ее лиц. Здесь же приводятся данные об аффилированных фирмах.
  2. Экономические показатели деятельности компании. Они рассчитываются на основе бухгалтерской и налоговой отчетности, кредиторской и дебиторской задолженности, структуры расходов и другого.
  3. Оценка налоговых рисков по критериям, приведенным в Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года[5]. К таковым относятся, в частности:
    • низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими субъектами бизнеса, занятыми в той же отрасли;
    • убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд (по данным отчетности);
    • большие суммы налоговых вычетов;
    • низкая зарплата сотрудников (по сравнению с другими организациями, работающими в этой отрасли);
    • частая смена налоговой инспекции по причине изменения адреса.
  4. Дополнительные сведения о налогоплательщике, полученные с помощью информационных систем и из открытых источников.
  5. Результаты налогового контроля — проведенных ранее выездных, камеральных и встречных проверок, анализ информации, поступившей из банков.
  6. Основная часть, где сформулированы выводы: целесообразность проведения выездной проверки, вероятность взыскания неуплаченных налогов и штрафов, их примерная сумма, перечень мероприятий ВНП и круг проверяющих лиц.

Возможно ли предсказать результат предпроверочного анализа и избежать проверки? Есть хорошие новости: это вполне реально. Чтобы не попасть в список кандидатов на проверку, нужно заблаговременно навести порядок в делах и сократить риски. В этом помогут специалисты по налоговому консалтингу. Они проанализируют деятельность компании и найдут то, что может привлечь внимание налоговиков. После устранения таких слабых мест можно не бояться предпроверочного анализа: выездная налоговая проверка не грозит тем, кто чист перед ФНС.

Налоговые органы обладают неограниченными возможностями сбора и обработки информации о налогоплательщиках. Скрыть данные не получится: в ходе предпроверочного анализа о вашей деятельности узнают все. Но, если грамотно подготовиться и вовремя устранить налоговые риски, проверки и доначислений можно избежать.

Где можно получить консультацию независимого специалиста

Об особенностях консультирования по налоговым вопросам рассказывает Дмитрий Сидоренко, генеральный директор Fomix Consulting Group:

«Налогообложение — пожалуй, самая сложная и запутанная сфера отношений между бизнесом и законом. Даже добросовестные предприниматели, которые стараются своевременно и в полном объеме платить налоги, сдавать отчетность, проверять контрагентов, не застрахованы от нарушений. Механизмы предпроверочного анализа постоянно совершенствуются, а значит, увеличивается вероятность стать объектом внимания ФНС. Выход есть — обратиться к независимым экспертам, которые проанализируют налоговые риски вашего бизнеса и помогут свести их к минимуму.

Fomix Consulting Group оказывает услуги в области налогового консалтинга. Наши специалисты могут провести аудит вашей компании, выявить риски и разработать меры по их устранению. В результате вероятность выездной проверки будет сведена к минимуму. Если она все же состоится, консультанты Fomix Consulting Group помогут успешно ее пройти: проинструктируют сотрудников по взаимодействию с инспекторами, продумают стратегию защиты.

В Fomix Consulting Group работают эксперты, чей опыт подтверждается многочисленными успешно реализованными проектами. Доказательством профессионализма служит то, что 84% клиентов приходят к нам повторно. Мы не работаем по раз и навсегда установленным схемам — для нас уникален каждый случай».

P. S. Fomix Consulting Group специализируется на правовой поддержке бизнеса. Оказывает широкий набор услуг — от регистрации компаний и предоставления юридических адресов до аудита, налогового консалтинга и помощи в урегулировании корпоративных споров.

Источник