Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
"Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского "Клоуны".
Методическая разработка открытого урока
Автор: Иконникова Ирина Ивановна, преподаватель отделения фортепиано, МОУ ДОД Чердаклинская детская школа искусств, р.п. Чердаклы Ульяновская область
Текстовая HTML-версия публикации
1 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинская детская школа искусств МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны»
Разработала: Иконникова Ирина Ивановна преподаватель отделения фортепиано МОУ ДОД Чердаклинская ДШИ Чердаклы 2014 год
2
Содержание
1. План урока _______________________ 3 стр. 2. Технологическая карта урока__________________4 стр. 3. Конспект урока______________________________5 стр. 4. Дидактический материал______________________8 стр. 5. Список используемых источников______________9 стр.
3
План урока:
1. Тема урока: «Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны». 2. Учебная дисциплина: музыкальный инструмент. 3. Класс: 2. 4. Специальность: фортепиано. 5. Тип урока: урок изучения нового материала, формирования и закрепления умений и навыков. 6. Вид урока: теоретическая и практическая работа. 7. Форма организации учебного занятия: индивидуальная. 8. Цели образования: научить ученика эмоционально и непринуждённо исполнять произведения данного характера. 9. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, нотный материал, фонограмма. 10. Методы обучения: рассказ, показ (исполнение самого педагога), иллюстрации, рисунки. 11. Межпредметные связи: слушание музыки. 12. Стандарт образования: по окончании урока учащийся должен проникнуться характером произведения, приобрести определённые навыки и закрепить их в домашних занятиях. 13. Ход урока: вводная часть – 3 мин.; беседа, рассказ о композиторе – 5 мин.; показ, исполнение – 2 мин.; разбор партии левой руки – 10 мин.; разбор партии правой руки – 10 мин.; работа над фразировкой, динамикой – 7 мин.; домашнее задание – 3 мин.
4
Технологическая карта урока
Дидактическая
Методическое
обеспечение
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающегося
1. Вводная часть Знакомство с темой урока Приветствует обучающегося, знакомит с темой урока. Приветствует преподавателя. 2. Основная часть Объяснение темы Рассказ, показ, беседа, практическая работа. Ноты, фонограмма, иллюстрации. Беседует, задаёт вопросы, создаёт эмоциональный настрой. Слушает, отвечает на вопросы, выполняет задания. 3. Заключительная часть Подведение итогов Задаёт вопросы, даёт домашнее задание. Рассказывает, что он узнал нового на уроке
5
Конспект урока
В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей. Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен – «Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у нас и за рубежом: «Счастье», «Школьные годы», «Пионерское звено», «Спокойной ночи», «Лагерь дружбы» (прослушивание песен). Композитор пошёл работать в общеобразовательную школу преподавателем музыки и разработал свою программу, помог детям разобраться в музыкальных жанрах – песня, танец, марш («Три кита» — три основные сферы в музыке). Дмитрий Борисович стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе», по его инициативе состоялся фестиваль для детей и юношества в г.Чайковский в 1979 году. Кабалевский является основателем «Музыкальных вечеров для юношества», самые маленькие слушатели с интересом смотрели и слушали, как поют и танцуют их сверстники в передаче «Весёлые нотки». Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – это звуки и интонации. Познакомившись с пьесой «Клоуны», можно точно определить характер, звукоизобразительные возможности (исполнение пьесы педагогом, показ рисунка). Древние музыканты-сказители, скоморохи бродили от селения к селению и пели о жизни народа, показывали бытовые танцы и веселили людей своими шутками и прибаутками. Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к исполнению определённого штриха. Так, шаг за
6 шагом, от такта к такту, от фразы к фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев. Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов, требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов. Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды. Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А
7 вот перед нами штрих «тэнуто» — здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне, и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также используется штрих «стаккато» — короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим, как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных темпах – от медленного к более оживлённому.
8
Дидактический материал
«Школа игры на фортепиано» — под общей редакцией А.Николаева. – Москва: Музыка, 2002. – 201 стр.
9
Используемая литература
1.Иожеф Гат «Техника фортепианной игры» Музгиз Москва 1959 год. Второе издание. 232 стр. 2. А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1986 год. 100 стр. 3. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва «Просвещение» 1981 год. 191 стр.
Источник
Кабалевский. Клоуны
Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки, произведения для дошкольников. Какие его произведения вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажите, какой характер пьес (исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» — нежный, ласковый, танцевальный, мягкий, а «Походный марш» — бодрый, задорный, решительный, смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные — одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая — торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевский передаёт в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2-е занятие
Программное содержание. Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства — динамику, направление мелодических интонаций.
П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы и вспомните её название (исполняет среднюю часть).
Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.
П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите, меняется ли характер музыки (исполняет пьесу).
Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В средней части характер её меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.
П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Весёлый и грустный.
П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а другой — неудачник, всё у него валится из рук, всё он делает наоборот. Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части — вниз (исполняет фрагменты). А в конце средней части как звучит музыка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Громко, неуклюже.
П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется, всё громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей (исполняет фрагмент). Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Закреплять представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» и скажите, почему вы определили, что клоуны разные. Как музыка рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная. У весёлого клоуна всё получается легко, а средняя часть — осторожная, неспокойная, тихая.
П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как уверенно заканчивается мелодия в крайних частях пьесы (исполняет фрагмент). Она звучит каждый раз с акцентом, смело, устойчиво, законченно. А в средней части? (Исполняет 9 -12-й такты.)
Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.
П е д а г о г. Как меняется направление мелодии? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В начале она движется вверх, а в середине — вниз.
П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх, она звучит решительно, чётко и заканчивается ярким акцентом — у клоуна всё получается с блеском, шутя. В средней части, когда мелодия направлена вниз, она звучит тихо, неуверенно, понуро (исполняет фрагмент). А потом движется вверх, несколько раз повторяется всё громче и настойчивее (исполняет фрагмент). А какой аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы (исполняет фрагменты аккомпанемента).
Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в средней части — твёрдый.
П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо, остро. Музыка в средней части внезапно прерывается, все попытки клоуна закончились смешной, забавной неудачей. Послушайте пьесу ещё раз и скажите, какие инструменты можно использовать для передачи характера музыки в разных частях (показывает детям колокольчики, погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).
Д е т и. Когда музыка изображает весёлого клоуна, возьмём колокольчики, а когда грустного — погремушки.
П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей частей звучит шутливо, игриво. Колокольчики помогут подчеркнуть весёлое, праздничное звучание. А погремушки — тихо, осторожно; они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?
Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало второй части — вторая группа на погремушках. Конец второй части – третья группа на барабанах (исполняет пьесу вместе с детьми).
П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.
4-е занятие
Программное содержание. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.
П е д а г о г (выставляет все рисунки детей). Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов. Они разные — и весёлые, и грустные, и все очень добрые. А какие пёстрые цветные костюмы! Почему вы использовали яркие краски?
Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты в разноцветные смешные костюмы.
П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно выражают характер музыки (исполняет пьесу).
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д. Кабалевского два различных образа — умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине). Если мы прислушаемся внимательно, то услышим, что уже в самом начале пьесы есть противопоставление этих характеров. Сравним маленькие мотивы, из которых состоит мелодия: один звучит светло, радостно, а другой приглушённо, грустно. Они всё время чередуются (исполняет фрагмент, заостряет внимание на звучании мажорной и минорной терции). Перед нами оба клоуна уже в начале пьесы. Но начинает представление весёлый клоун.
Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет фрагмент). А в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки (исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство (исполняет фрагмент). Давайте попробуем передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже.
Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям выразить характер музыки в движении — вызывает по нескольку человек. Обсуждает удачно найденные движения. Можно сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым — в аудиозаписи и двигаться под её звучание.
Клоуны
Рекомендации по исполнению. Шутливый, озорной характер музыки создаётся лёгким, отрывистым звучанием аккомпанемента, акцентами.
В практике работы детских садов часто приходится слышать исполнение пьесы в преувеличенно быстром темпе, что влечёт за собой невнятность артикуляции, неясное звучание кульминации, сумбурность. Пьеса во многом теряет свою выразительность. Дети бывают не в состоянии расслышать многие существенные для понимания её содержания выразительные моменты — ладовую переменность мелодии, смену направлений движения, окраску гармоний в кульминации.
Иногда встречается и замедленный темп игры. В этом случае, как правило, начало лиг в затактах звучит тяжеловесно. Пьеса исполняется статично, монотонно, скучно. Пьеса должна звучать ясно, собранно, в умеренно быстром ритме, чётко, ритмично. Определённую сложность исполнения представляет собой обилие мелких лиг, первый звук каждой из которых необходимо играть легко. Кроме того, они усложняют объединение мелодии в длинные фразы.
В кульминации (конец средней части) заключительные акцентированные аккорды необходимо исполнять ярко, определённо.
При пояснении содержания пьесы особую трудность вызывает средняя часть. Иногда педагог не определяет её характер вообще, а лишь констатирует смену динамики. Бывают и такие пояснения: «клоуны крадутся, прячутся друг от друга», «клоуны поссорились, а потом помирились» и др.
Проанализируем интонации мелодии. Прежде всего отметим постоянное мерцание звуков до и до диез, которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в более приглушённые тона. Это делает возможным интерпретировать пьесу как противопоставление двух различных образов: клоуна, играющего роль весёлого, умелого человека, и клоуна, изображающего неудачника.
В 1-ой и 3-ей частях пьесы инициатива явно принадлежит весёлому клоуну. Каждая фраза заканчивается акцентом на тонике, уверенно, устойчиво — клоун добивается успеха. Начальные интонации мелодии направлены вверх и звучат смело, решительно, благополучно.
В средней части характер музыки меняется. Она становится более осторожной, вкрадчивой, робкой. Это позволяет интерпретировать её как образ клоуна-неудачника. Все интонации мелодии меняют своё направление – клоун пытается подражать первому, но делает всё наоборот.
Во 2-м разделе средней части меняется характер аккомпанемента — повторяющиеся аккорды создают напряжение. Мелодия также состоит из настойчивых мотивов, устремлённых вверх, — клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Заключительный диссонирующий аккорд и обрывающаяся на неустойчивом звуке мелодия красноречиво говорят об этом. Такими средствами достигнут комический эффект.
Вальс
Рекомендации по исполнению. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, мягко, длинными фразами без акцентов, с устремлением к вершинам. Сочетание плавной мелодии с прерывистым аккомпанементом придаёт характеру трепетность, лёгкость. Темп вальса (умеренно) допускает различные варианты исполнения.
Первый — спокойно, сдержанно, нежно, мечтательно, с очень мягким аккомпанементом; второй — немного оживлённее (но не быстро, оставаясь в пределах темпа- умеренно), трепетно, взволнованно, устремлённо, характер аккомпанемента, более встревоженный. Исполнитель должен остановиться на варианте, наиболее доходчивом для детей. Можно использовать приём сравнения детьми двух вариантов интерпретации. При этом недопустимо какое-либо искажение текста. Меняется только интонация произнесения мелодии, аккомпанемента — чуть-чуть более спокойная или трепетная, чуть-чуть взволнованная.
Презентация:
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кабалевский. Марш, mp3;
Кабалевский. Вальс, mp3;
Кабалевский. Клоуны (2 варианта исполнения — струнные и фортепиано), mp3;
3. Конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
Источник
Открытый урок «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны».
Развитие творческого отношение ученика к работе над освоением технических навыков. Осознанное применение учеником средств музыкальной выразительности для создания художественного образа произведения. Дальнейшее формирование пианистических навыков.
Содержимое разработки
«Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны».
Ученица: Борзенкова Ульяна (8 лет, 2 класс)
Характеристика учащейся: ученица обладает хорошими музыкальными данными: ритмической устойчивостью, длительной музыкальной памятью, хорошо приспосабливаемым игровым аппаратом. На занятиях активна, старается работать с отдачей, с желанием изучает новый музыкальный материал.
Тема учебного занятия: Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны».
Тема образовательной программы: Работа над пьесами
Цель урока: развитие творческого отношение ученика к работе над освоением технических навыков. Осознанное применение учеником средств музыкальной выразительности для создания художественного образа произведения. Дальнейшее формирование пианистических навыков.
Задачи урока:
-актуализация знаний ученицы по теме «средства музыкальной выразительности»;
-поиск и анализ средств музыкальной выразительности в пьесе Д.Кабалевского «Клоуны»;
-продолжение формирования практических навыков (приемов звукоизвлечения:legato,staccato😉
-отработка ритмической точности, темповой устойчивости, артикуляционной ясности исполнения.
Развивающие:
— развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения;
-метроритмического чувства, интеллекта памяти, внимания;
-расширение музыкального кругозора;
Воспитательные:
-воспитание настойчивости при преодолении трудностей, понимание необходимости работы над техникой, осмысленности при работе над гаммами, упражнениями, этюдами.
-формирование художественного вкуса, знакомство с лучшими образцами детской музыки;
-стимулирование стремления ученика к публичным выступлениям.
Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый, развивающий логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания
Форма организации урока: индивидуальный урок.
I.Организационный этап
Приветствие преподавателя с ученицей и коллегами.
Постановка цели урока, объяснение задач и плана работы на уроке.
— Здравствуй, Ульяна! — приветствую ученицу. Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе Д.Б.Кабалевского «Клоуны».
Согласно трудам многих выдающихся деятелей фортепианного искусства (С.Е.Фейнберга, Б.Милича, К.Черни и др.), процесс работы над музыкальным произведением подразделяется на несколько этапов: зарождение, формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, художественная отделка, исполнительская реализация.
Сегодня на уроке мы будем работать над первыми двумя этапами– продолжим формирование музыкального образа, поработаем над овладением технических задач пьесы Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Это яркая программная пьеса жизнерадостного характера, которую любят исполнять дети. Она полезна для развития технических навыков, игры стаккато, четкости артикуляции, исполнительской выносливости. Очень подходит для концертных выступлений.
Конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Преподаватель: Начнем урок с игры гаммы А – dur разными приемами (legato,staccato) для того чтобы разыграться, и освоить правильное исполнение штрихов, которые будем применять при дальнейшей работе в произведении Д Кабалевского «Клоуны».
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.
Ученица исполняет гаммы А- Dur в прямом движении двумя руками в две октавы на legato, с излишними кистевыми движениями. Преподаватель обращает внимание на то, что 1-й палец иногда выделяется среди остальных пальцев более громким звучанием и кисть выполняет лишние движения. Преподаватель проигрывает гамму утрированно с акцентами на 1-м пальце, затем для сравнения с ровным звучанием, просит ученика играть вторым вариантом.
Ученица играет гамму и при подкладывании 1 пальца по-прежнему не справляется с излишним движением руки. Преподаватель просит выполнить упражнение «Машинки»:
Двумя пальцами правой руки берем воображаемую маленькую машинку и ведем ее по горизонтальной линии в две октавы;
То же самое выполняем левой рукой;
Те же движения выполняем двумя руками.
При игре гаммы преподаватель просит следить за аккуратным звучанием 1-го пальца. При параллельном движении рук появилось отставание левой руки. Для регулировки координации стали использовать упражнения:
Ученица играет отдельно сначала левой рукой, затем правой
Играет с разной динамикой (лев.р.- громко, прав. р. — тихо)
Следующим этапом преподаватель просит ученицу сыграть гамму приемом staccato. При проигрывании гаммы, появилось жесткое звучание за счет зажатости в кистях рук. Преподаватель демонстрирует, как правильно исполнять этот штрих, при этом просит ученицу не трясти всей рукой, а играть только кистью. Для более точного исполнения, преподаватель просит изобразить стук капель дождя по стеклу. Ученица играет вначале по крышке пианино, затем на клавиатуре.
Работа над пьесой Д.Б. Кабалевского «Клоуны»
Преподаватель: Молодец, Ульяна, ты очень постаралась и добилась грамотного исполнения штрихов в гаммах. А теперь перейдем к работе над пьесой. На прошлом занятии мы с тобой начали разбирать пьесу Д. Б. Кабалевского «Клоуны», я рассказала тебе немного о композиторе и предложила самостоятельно ознакомиться с его творчеством более подробно. Тебе что-то удалось сделать?
Ученица:Да, я даже подготовила презентацию о творчестве Кабалевского.
Преподаватель:Презентацию?! Очень хорошо! Презентация – большая работа, и если ты взялась за нее, то, видимо, тебе нравится музыка Кабалевского?
Ученица:Да, мне очень нравились пьесы, которые мы учили раньше: «Ежик», песня «Наш край».«Клоуны» мне тоже очень нравятся. Если я смогу хорошо выучить пьесу, то хотела бы сыграть ее на концерте для родителей.
Преподаватель: Отличная идея! В конце учебного года будет проводиться родительское собрание с концертом. Будем к нему готовиться. И у тебя все обязательно получится.
Мы определили в прошлый раз, что произведение состоит из трёх частей, что в нём есть мелодия и аккомпанемент, что основной мотив мелодии состоит из трёх звуков, которые постоянно меняют свое направление и ладовую окраску. Это создает эффект мелькания красок, света и тени, радости и печали, эффект неуловимости мгновения и иллюзий, характерных для циркового жанра. Посмотри, какая выразительная иллюстрация! Мне кажется, что она хорошо передает эти эффекты. (Рассматриваем иллюстрацию).
Вспомни, какие средства музыкальной выразительности ты знаешь? На уроках по слушанию музыки вы подробно знакомились с этим понятием.
Ученица: Я помню только несколько – это мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.
Преподаватель: Отлично! Ты вспомнила самые основные, и сегодня мы попробуем разобраться, с помощью каких средств музыкальной выразительности автор нарисовал такие яркие образы героев пьесы.
Ученица: Композитор использует чередование мажора и минора изображая двух клоунов — веселого и грустного- ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун».
Преподаватель: Молодец, все правильно. А теперь давай сыграем пьесу.
Ученица играет произведение, не очень уверенно, с заминками, затруднения при переходе на репризу, но двумя руками.
Хвалю ученицу за проделанную домашнюю работу.
Продолжаем обсуждать образы «Клоунов».
Преподаватель: Скажи, Ульяна, с помощью чего еще композитор создает образ в данном музыкальном произведении?
Ученица: — Я думаю, что с помощью стаккато и быстрого темпа.
Преподаватель: — Совершенно верно. Прием staccato здесь основной, он помогает создать образ прыгающих по арене цирка клоунов.
Давай поработаем отдельно над каждой частью произведения.
Работа над партией левой руки.
Преподаватель:Поработаем над партией левой руки, где нам предстоит добиться уверенного энергичного staccato. В 1-й и 3-й частях партия левой руки повторяется. Сыграем вместе: я -мелодию, ты- аккомпанемент.
Ученица исполнила свою партию тяжело,неровно
Преподаватель: Давай поработаем над стаккато, оно у тебя получилось не совсем четкое, тяжеловатое .В партии левой руки объединяем скачки единым движением, а не прыгаем от ноты к ноте, это ритмическая основа – поэтому левая рука должна исполнять восьмые четко и ровно. Аккуратно отталкивайся от клавиш подушечками пальцев, ладонь раскрывай шире, кисть держи ровно, запястье- над клавишами, переноси кисть на октаву вниз пятым пальцем цепко и точно (показываю на инструменте данный прием).
Ученица старается выполнять все рекомендации.
Преподаватель: Спасибо! Уже лучше. Давай еще поработаем над скачком на октаву вниз. Рука должна двигаться горизонтально (рисуем линию на инструменте). Повторим несколько раз штрих staccatoна крышке инструмента.
Повторяем еще раз 1 и 3 части вдвоем.
В результате проделанной работы восьмые становятся ровнее, стаккато острее, четче, скачок вниз на октаву более уверенный.
Хорошо. Для ровности исполнения восьмых длительностей предлагаю при работе дома добавить к музыке слова, чтобы помочь себе играть ровно:
Перед вами клоун Том,
Ходит он из дома в дом,
День и ночь смешит людей —
С Томом жить нам веселей.
А вот это — клоун Тим,
Целый день сидит один:
То он плачет, то молчит,
То вздыхает, то грустит.
Преподаватель:в конце средней части появляются аккорды.
Обрати внимание, что в аккордах также используется штрих staccato,он уже будет исполняться более весомо, но также цепкой и собранной кистью. При переходе к репризе в аккордах обозначен штрих tenuto.Здесь вся рука опирается на аккорд.
Повторяем несколько раз аккорды. Добиваемся ровности, стабильности.
Работа над партией правой руки
Преподаватель: А теперь поговорим о партии правой руки.
Давай еще раз послушаем произведение (Преподаватель исполняет произведение еще раз).Что ты слышишь? Что происходит с мелодией Меняется ли ее направление?
Ученица: в первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная, мелодия движется вверх, а средняя часть — осторожная, неуверенная, мелодия идет вниз.
Преподаватель:Хорошо. Давай проанализируем интонации мелодии. Постоянное чередование звуков «до» и «до диез»(«свет» — «тень»), которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия, создает эффект «мерцания» и неопределенности, неуловимости лада:
Теперь поработаем над ровными шестнадцатыми в правой руке. Повторяющийся ритмический оборот из двух шестнадцатых и восьмой длительности передает движение, изображая клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.
Для помощи правой руке тоже есть стихотворение, которое можно будет использовать в домашней работе. Необходимо очень чётко проговаривать слоги, слова, предложения:
Я скачу всё быстрей,
Веселю я всех людей.
Это нравится и мне, и всем.
Кувырок назад, кувырок вперёд,
Кувырок ещё разок.
Преподаватель: Посмотри, здесь также используется штрих «стаккато» — короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Для более точного исполнения ритмического рисунка отработаем его разными способами игры:
1. пунктирный ритм;
2. игра через октавы (две, три)
Это упражнение повторяем 3-4 раза на инструменте в разных регистрах, и мы слышим, как звучит один и тот же мотив более насыщенно и уверенно.
Преподаватель: Ульяна, давай с тобой немного отдохнем и сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса:
поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Преподаватель: Молодец, Ульяна, ты хорошо работаешь. Какие еще средства музыкальной выразительности, кроме штрихов и сопоставления мажора и минора, использует композитор в этой пьесе?
Ученица: Быстрый темп и оттенки.
Преподаватель: Правильно, но темп мы увеличим позже, после окончательной отработки всех вышепоставленных задач в среднем темпе. А вот оттенки надо стараться исполнять сразу и запоминать вместе с текстом.
Теперь попробуем сыграть двумя руками.
Ученица исполняет 1 часть.
Преподаватель: После работы над правильным исполнением штрихов тема в правой руке стала звучать менее ярко. Давай попробуем отработать звучание темы следующими способами:
Ты играешь партию правой руки, а я- текст левой руки, затем меняемся.
Теперь ты играешь сама двумя руками. При этом левую играем на f, а правую на p и наоборот.
Работая над нюансами и штрихами каждой рукой отдельно,
необходимо постоянно контролировать работу кисти при исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев. Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов, требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила звучания. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти.
III. Заключительная часть урока
Преподаватель: Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня на уроке мы плодотворно потрудились: поработали над пьесой по частям, изучили различные приемы игры, работали над штрихами, динамикой, фразировкой.
Заканчивая сегодня работу над произведением, давай ещё раз вспомним об образе и характере, настроении и средствах музыкальной выразительности, использованных для создания художественного образа этой пьесы.
(Проверка полученных знаний, выставление оценки)
В состав какого сборника входит пьеса «Клоуны?
Ученица:в сборнике Д. Б. Кабалевского «Двадцать четыре легкие пьесы для детей».
Преподаватель:Что ты поняла на сегодняшнем уроке, что узнала? Может быть, что- то стало для тебя сегодня открытием? Как ты сама оцениваешь свою работу?
Ученица: Я поняла, что для того, чтобы пьеса прозвучала ярко и интересно, надо четко исполнятьstaccato, держать темп до самого конца и не ошибаться. Для этого надо дома хорошо поучить гаммы наstaccato, упражнения и наш этюд. А еще я сейчас понимаю, что уже запомнила наизусть почти весь текст. И это произошло само собой пока мы работали над стаккато и аккордами. Это неожиданно и здорово! Я старалась.
Преподаватель: Ульяна, ты отлично поработала на уроке, у тебя значительно лучше стало получаться стаккато, пульсация произведения стала более ровная, увереннее стал переход к репризе. И ты удивила меня своей презентацией, я обязательно посмотрю ее. Она может пригодиться нам для «Недели детской музыки». За работу на уроке я поставлю тебе оценку «отлично» и уверена, что ты обязательно порадуешь своих родителей виртуозным исполнением «Клоунов» на родительском собрании с концертом. Давай сыграем еще раз пьесу полностью.
Ученица исполняет пьесу.
Домашнее задание
Преподаватель:
Домашним заданием будет закрепление и отработка пройденного на уроке материала:
Отработать гамму ля-мажор, при этом следить за первым пальцем, отработать параллельное движение рук, играть разными штрихами;
Работать над пьесой «Клоуны» по частям в медленном и среднем темпах, отдельно каждой рукой, затем- двумя руками. Работать над правильным исполнением штрихов, динамических оттенков, преодолевать технические трудности с помощью различных приемов фортепианной игры, с использованием стихов.
Благодарю за урок, постарайся выполнить домашнее задание. До свидания!
Используемая литература:
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой»; М.: «Советский композитор»1986 г. 100 стр.
Дидактический материал «Школа игры на фортепиано» — под общей редакцией А. Николаева. – Москва: Музыка, 2002. – 201 стр.
ИожефГат «Техника фортепианной игры»; М.: Музгиз 1959 г. Второе издание. 232 стр.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца»; М.: «Просвещение» 1981 г. 191 стр.
Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992 г.
Цыпин.Г., Обучение игре на фортепиано.- М,1984 г.
Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.
Источник
Беседа о музыке по произведению Д. Кабалевского «Клоуны»
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
Обучающая: Различать смену характера музыки.
Развивающая: Развивать внимание.
Воспитывающая: Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Оборудование: Музыкальное произведение, карточки (веселый, грустный).
— Садитесь на стульчики.
— Ребята, сегодня я вас познакомлю с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
– Скажите мне, кто такой композитор?
А вы знаете какие-нибудь его произведения?
Д.Б.Кабалевский очень любил детей и написал для них много музыкальных произведений.
В своих произведениях он передает самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В пьесе Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны».
Это тот, кто пишет музыку
Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» и скажите, клоуны одинаковые?
Почему вы определили, что клоуны разные? Как музыка рассказала об этом?
Правильно, в пьесе три части. В первой и последней части играет веселая, громкая музыка (исполняется фрагмент), а в средней части характер ее меняется: она
начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет фрагмент).
Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?
А какие это клоуны?
Правильно, один клоун веселый, умелый, а другой только учится, все у него валится из рук, все он делает наоборот.
Источник