Карта анализ занятия детский сад
Наталья Василишин 08.07.2018 8 28.5k
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.
Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ
Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:
- самоанализ, или рефлексивный анализ;
- анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.
Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.
Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.
Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога
Проблемный анализ призван диагностировать:
- качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
- эффективность используемых методов работы с детьми;
- уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
- соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:
- оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
- прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
- психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
- наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
- уровень усвоения детьми материала;
- методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Приёмы проведения анализа
Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.
Словесные приёмы
Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.
Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга
Наблюдение
Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:
- методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
- психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
- методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).
Практические приёмы для анализа конспекта занятия
Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).
Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.
Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы
Какие виды деятельности анализируются
Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:
- развитие речи;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- музыкальное занятие;
- логопедическое занятие;
- хореография;
- физкультура;
- основы грамоты.
Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.
Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:
- прогулки;
- утренника;
- развлечения.
Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.
По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки
Схемы анализа
Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:
- общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
- педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
- психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
- анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).
Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.
Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ
- Тема урока.
- Дата проведения.
- Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
- Название группы и возраст детей.
- Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
- Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
- Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
- Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
- Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
- Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.
Пример анализа занятия по развитию речи
Дата проведения: 26.11.16.
Группа: «Солнышко»
Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.
Занятие: Развитие речи, рисование.
Тема: «Дари добро»
Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.
Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
Авдонина В.И., воспитатель
https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/
Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ
Таблица: схема карты развёрнутого анализа
Цель посещения занятия: | ||
Ф. И. О. педагога, регалии: | ||
Дата: | ||
Занятие: | ||
Тема: | ||
№ | Показатели | Баллы |
1 | Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. | |
2 | Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). | |
3 | Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. | |
4 | Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. | |
5. | Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. | |
6. | Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. | |
7. | Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. | |
8. | Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. | |
9. | Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. | |
10. | Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. | |
11 | Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. | |
12 | Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. | |
13 | Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). | |
Всего баллов: | ||
Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. | ||
60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. | ||
Занятие посетил: |
Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду
- дети активны на занятии;
- малыши положительно воспринимают педагога;
- на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
- организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
- соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
- соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
- наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
- общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
- внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности
Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь
Источник
Карта анализа занятия
1. Соответствие поставленных на занятии задач:
возрастным психологическим особенностям детей группы
требованиям учебной программы дошкольного образования
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)
2. Создание условий для проведения занятия
Подготовка к занятию:
подбор дидактического, раздаточного материала
рациональность размещения пособий и оборудования
целесообразность организации пространственной среды
Наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, просмотр слайдов, рассматривание картин, чтение худ. произведений и т. д.)
соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)
3. Соответствие структуры занятия его задачам
4.Реализация здоровьесберегающего подхода:
наличие положительного микроклимата
оптимальная длительность занятия
интеграция разных видов детской деятельности, смена поз
использование физкультминутки, релаксационной паузы
соблюдение правил безопасности
учёт состояния здоровья воспитанников
контроль за правильностью осанки
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)
6. Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм
7. Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание. показ, художественное слово и т. д.) для успешной реализации поставленных задач
8.Реализация личностно-ориентированного подхода:
учёт интересов и потребностей детей
предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности, изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой)
создание каждому ребёнку ситуации успеха
использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности)
9. Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи»
10. Анализ деятельности детей на занятии:
желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей
умение адекватно оценивать собственную работу на занятии
Предложения по совершенствованию работы ___
Карта анализа занятия Карта анализа занятия Дата ДОУ Возраст Педагог Длительность занятия Форма Тема Программное содержание Критерии оценки Умение.
Конспект занятия по обучению грамоте «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Конспект занятия по обучению грамоте. «Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте» Цель: Закреплять умение детей.
Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа «Таинственное послание» Конспект НОД Тема: «Таинственное послание» Образовательная: Познакомить детей с символами гласных звуков, совершенствовать навык звукового.
Технологическая карта занятия по лепке «Верблюд» (старшая группа) Технологическая карта Образовательная область: Творчество Раздел: Лепка Тема: «Верблюд» Цель: уметь лепить фигуру верблюда, учитывая пропорции.
Технологическая карта занятия «Здоровые зубы-здоровью любы» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Здоровые зубы — здоровью любы Возрастная группа: дети 5-го года.
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Мы идём в Зоопарк» технологическая карта ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Мы идём в Зоопарк» Разработала: Абломова Наталья Леонидовна воспитатель МБДОУ «25 «Ягодка» Городской.
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе «Наши помощники» Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Уроки доктора Здоровья» Учитель: Александрова Анастасия Анатольевна МБОУ.
Технологическая карта занятия «Что лучше: бумага или ткань?» Возраст детей, образовательная область: 3-4 года; Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое.
Технологическая карта занятия по ИЗО «Волшебные краски осени» Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности Группа: старшая Образовательная область: «Творчество» Раздел:.
Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок» Тема. Звуки м, м. Буква м. Цель.
Источник
Карта-анализ занятия по ФГОС ДО
методическая разработка на тему
Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_otsenki_zanyatiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО воспитателя __________________________________________________
Обоснованность целей и задач (понятны, конкретны и соответствуют содержанию)
Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы. Постановка проблемной ситуации.
Побуждающие вопросы сформулированы корректно.
Личностный подход к каждому ребёнку, индивидуализация общения. (Например: «Мне интересно твоё мнение, Ваня». «Послушайте, что предлагает Саша». «Маша, как тебе предложение Димы»?).
Наличие вопросов, предполагающих выбор детей (места, деятельности, материала)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей (как, где, что)
Соответствие возрасту, целям и задачам
Проявление партнёрской позиции (естественный тон, расположение на одном уровне с детьми)
Обогащение опыта детей собственным примером (собственная работа воспитателя)
Поддержка детской инициативы (реакция на любую реплику, на каждого ребёнка – кивок, «Я тебя услышала»; различные приёмы воспитателя – «Я не знаю», «Я забыла»)
Стимулирование речевой активности (открытые вопросы (например: «Почему это произошло»?), фразы типа «докажи», «объясни»).
Умеет ли воспитатель держать паузу после заданного вопроса, дожидаясь ответа детей
Дозированная помощь (советом, своим примером, ответом на вопрос)
Адекватная реакция воспитателя на реплики детей. («Интересная идея». «Здорово». «Интересно будет посмотреть, что у тебя получится». «Если хочешь, конечно можно»).
Атмосфера во время самостоятельной деятельности (свободное передвижение, общение)
Возврат к цели («Для чего мы это делали?)
Открытые вопросы, стимулирующие анализ, осмысление детьми их деятельности («У нас получилось?», «У тебя получилось?»,«Что было трудного»? «Как вы этого добились»? «Как справлялись»? «Что самое интересное?», «Что хотели бы исправить?», «Кто помог тебе выполнить задание?», «А ты помогал?»)
Открытые вопросы, стимулирующие дальнейшее целеполагание («Где ещё пригодится»? «Кому вы об этом расскажите»?, «Что ещё можно сделать?», «Что ещё хотели бы узнать?», «Какой способ выбрали бы в следующий раз?»)
Ситуации успеха для каждого ребёнка. Эмоциональный подъём (Похвала. «Я горжусь вами». «Вы молодцы». Ритуал завершения общения.).
Источник
ПРИМЕРНАЯ КАРТА АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Примерная «оценочная шкала» занятия, которую можно использовать как воспитателю для проведения самоанализа, так и администрации при осуществлении контроля.
Критерии
Оценка
Примечание
1
2
3
1.
Соответствие поставленных на занятии задач:
возрастным психологическим особенностям детей группы
требованиям учебной программы дошкольного образования
наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)
2.
Создание условий для проведения занятия
Подготовка к занятию:
подбор дидактического, раздаточного материала
рациональность размещения пособий и оборудования
целесообразность организации пространственной среды
Наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, просмотр слайдов, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т.д.)
Санитарно-гигиенические требования
соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)
3.
Соответствие структуры занятия его задачам
4.
Реализация здоровьесберегающего подхода:
наличие положительного микроклимата
оптимальная длительность занятия
интеграция разных видов детской деятельности
использование физкультминутки, релаксационной паузы
соблюдение правил безопасности
учёт состояния здоровья воспитанников
контроль за правильностью осанки
5.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)
6.
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм
7.
Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.) для успешной реализации поставленных задач
8.
Реализация личностно-ориентированного подхода:
учёт интересов и потребностей детей
предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности
изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой)
создание каждому ребёнку ситуации успеха
использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности)
Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи»
Анализ деятельности детей на занятии:
желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей
умение адекватно оценивать собственную работу на занятии
Предложения по совершенствованию работы
Методика оценки:
Каждый критерий состоит из двух частей: содержательной и оценочной.
Содержательная часть включает в себя качественно-практическую характеристику изучаемого направления. Оценочная часть включает 3-балльную шкалу и имеет несколько критериальных уровней:
3 балла — все предложенные параметры выполняются в полном объёме (100%), т.е. деятельность педагога соответствует требованиям;
2 балла — предложенные параметры выполняются не в полном объёме (75%), т.е. деятельность педагога частично соответствует требованиям;
1 балл — кое-что из указанных параметров осуществляется от случая к случаю, т.е. эпизодически, бессистемно.
В графе «Примечание» администрацией могут фиксироваться как положительные, так и отрицательные тенденции, выявленные при наблюдении за деятельностью педагога.
Оценочная шкала обязательно должна содержать выводы и предложения по совершенствованию работы педагога с детьми.
Источник
Образец анализа занятий в детском саду
I. Анализ целей занятия
1. Оценка правильности и обоснованности определения воспитателем задач образования, воспитания и развития воспитанников.
2. Учет при определении целей занятия его места с системе занятий.
П. Содержание занятия
1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.
3. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.
Анализ занятия
Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.
Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о своем городе, достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности.
Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:
1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?
2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?
3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.
4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?
5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?
6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?
7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.
Модель развивающего занятия.
воспитатель
Создание проблемной ситуации
Возникновение состояния «хочу»
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация
Управление самостоятельным поиском
Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез
Обучающее занятие
Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Преподаватель, в первую очередь, должен понять, есть ли в его схеме урока три части — мотивация, вовлечение, осмысление.
Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:
Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?
Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?
Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?
Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока?
Какие виды мышления развивались на этом занятии?
Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено преподавателем)?
Оцените общий эмоциональный климат занятия.
Развивающее занятие
Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация — вовлечение — осмысление), анализ занятия строится иначе.
Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:
Получилось ли заинтересовать детей вначале занятия?
Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в урок?
Правильным ли была подача материала: сколько времени выполнял действия воспитатель, сколько — дети.
Источник