Каковы функции анализа урока

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание). : обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник



Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:

  • для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
  • внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
  • как средство контроля и обучения учителя в работе;
  • с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ».

Читайте также:  Комплексный филологический анализ это

От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.

Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель.

1 — краткий (оценочный) анализ

— это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 — структурный (поэтапный) анализ —

это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 — системный анализ —

это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 — структурно-временной анализ —

это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 — комбинированный анализ —

это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 — психологический анализ

это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 — дидактический анализ — (реализация принципов дидактики, отбор методов,

это анализ основных дидактических категорий приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 — аспектный анализ —

это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;
  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 — комплексный анализ —

это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Источник

Анализ урока

Макарова Ольга Анатольевна

Няндомский железнодорожный колледж

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.

Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Главной задачей анализа урока является:

— оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания;

— выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим;

— поиски резервов повышения эффективности их работы.

Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований:

дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания);

воспитательных (использование воспитательных возможностей учебного материала);

психологических (психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся);

— методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока);

— санитарно-гигиенических требований.

Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например:

— на постановку цели урока ее выполнение;

— на способы изложения материала урока;

— на применение информационных технологий;

— на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке;

— на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.

Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида.

Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока (Приложение 1), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.

Прокол анализа урока содержит:

— особенности организационных моментов урока;

— целесообразность и характер проверки домашнего задания;

— характер постановки целей и задач урока;

— дидактическую логику урока;

— характер презентации нового материала со стороны преподавателя;

— характер восприятия и осмысления нового материала со стороны учащихся;

— характер закрепления нового материала, формирование компетентностей;

— оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся;

— организацию самостоятельной и домашней работы учащихся;

— гигиенические требования к организации урока;

— педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем;

— возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.

Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний (Приложение 1). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.

Выбранная нами схема анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока, оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или совершенствование его педагогического мастерства.
Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны — необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической деятельности.

Источник

Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка

Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания).

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учеников, эмоционального настроя школьников.

Читайте также:  Анализ рынка угля 2020

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

Методический анализ предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в ходе урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащенности урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т. д.

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ — попутное комментирование хода урока в процессе наблюдения.

Самоанализ и анализ урока предлагаем осуществлять по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. Анализ урока следует завершать общей оценкой успехов и неудач, проведения отдельных элементов урока.

Дидактический анализ урока

1. Общая структура:

• принципы организации учебной деятельности;

• основная дидактическая цель и задачи;

• тип урока, его место в системе уроков;

• основные элементы (начало, основной этап, окончание);

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы;

• соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся;

• организация первичного закрепления;

• проверка качества знаний, умений, навыков;

• охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция:

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

• формирование учебных умений;

• развитие познавательной самостоятельности;

• развитие творческого мышления;

• сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция:

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

• приобщение к общечеловеческим ценностям;

• практическая направленность, учет интересов учеников;

• воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

• учет воспитательной функции отметки;

5. Методы и средства обучения:

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.);

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником и др.);

6. Работа с учениками:

• подготовленность учеников к уроку;

• активность учеников на разных этапах урока;

• культура труда, дисциплина;

• отношение к предмету, к учителю;

• динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины;

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключениям.

Комбинированная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

• дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

• обстановка в классе, чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

• оборудование, подготовленность наглядных пособий, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовленность доски;

• организационное начало урока, приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

• тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);

• цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

• тип урока с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия, место урока в системе занятий по всему разделу;

• связь урока с предыдущим (как она осуществлялась?);

• структура урока, ее соответствие данному типу урока;

• последовательность отдельных этапов урока, обеспечение целостности и завершенности урока;

• особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

• соответствие содержания программе;

• связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

• установление межпредметных связей;

• методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

• особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

• использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке:

• используемая система методов и приемов, их сочетание;

• соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

• соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

• соблюдение основных требований к уроку;

• особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

• виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

• формирование у школьников умения учиться;

• использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;

• формирование у школьников навыков самоконтроля;

• способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей, их подготовки;

• обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

5. Домашнее задание:

• подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

• объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

• заинтересованность, прилежность, дисциплинированность;

• методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

• мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

• отношение к учителю.

7. Поведение учителя:

• умение держать класс, организовывать его работу, повышать активность, интерес, поддерживать дисциплину; отношение учителя к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

• стиль и тон в работе, педагогический такт;

• наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

• внешний вид учителя; культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

8. Результаты урока:

• выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана;

• уровень и качество знаний учащихся (осознанность, глубина, прочность);

• значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

• инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

• советы и пожелания учителю по преодолению недостатков.

Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление материала или домашнее задание?

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно?

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение?

Точно так же, анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока (рациональное и эффективное время, затраченное на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса при этом; сколько говорил учитель, учащиеся; сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.).

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.?

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Критерии для самоанализа урока очень детальны и затрагивают, на мой взгляд, практически все аспекты урока. Особенно хороши они для начинающих учителей, так как помогают сориентироваться в правильности построения учебного процесса и во многом соответствуют требованиям ФГОС. В то же время, считаю необходимым добавить такой критерий, как формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Читайте также:  Общие кровь анализ сколько стоит

Под этим подразумевается следующее:

• формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

• вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

• обучение собственной деятельности по овладению знаниями;

• эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

• воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

• формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

• воспитание культуры чувств.

Виды анализа и самоанализа урока (по Ю.А. Конаржевскому )

Ю.А. Конаржевский выделяет десять видов анализа.

Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно- воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.

Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока; обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения.

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока; проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока.

Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. д.).

Аспектный анализ — это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Комплексный анализ — анализ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации.

Наиболее распространенными типами анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Функцию «педагогический анализ» Юрий Анатольевич складывает из таких видов анализа, как оперативный, тематический и итоговый.

Целью оперативного анализа является ежедневный разбор основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации урока и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления учебного процесса и выявить причины их жизнедеятельности.

Итоговый анализ Юрий Анатольевич считает наиболее сложным. Он проводится после завершения какого-либо отчетного периода учебного года и направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты работы учителя в отчетном периоде, а также на изучение причин, породивших эти факторы.

Источник

Анализ урока

Анализ урока – это процесс разбора и оценки целостного учебного занятия или отдельных его сторон, разновидность методической работы в школе.

Анализ урока проводят:

  • в качестве средства совершенствования и повышения квалификации учителя, чтобы изучить и обобщить педагогический опыта;
  • во время прохождения практики студентами педагогических специальностей.

Анализируя урок, во внимание принимают деятельность как учителя, так и учеников.

Наиболее полным и всесторонним считают анализ системы уроков по одной теме, содержащим характеристику всех звеньев образовательной деятельности. В общем анализе урока обычно рассматривают:

  • содержание обучения, то есть степень соответствия учебной программе, полноту, последовательность и методологический уровень преподавателя и пр.;
  • структура урока – оценивает степень соответствия содержанию урока, согласованность частей урока между собой, целесообразность использования времени и пр.;
  • методы обучения – степень соответствия содержанию урока и возрасту учащихся, обеспечение сознательности и прочности знаний, самостоятельности и инициативности учеников;
  • поведение учеников;
  • стиль работы педагога;
  • результаты урока – достижение цели, воспитательный и образовательный эффект.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды анализа уроков

Известно несколько видов анализа уроков, и каждый из них обладает собственной целью. Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором тесно переплетаются психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты. Анализ необходим:

  • для преподавателя, так как представляет собой рефлексию, которая позволяет оценить собственные сильные и слабые стороны, определить нереализованные резервы;
  • для администрации учебного заведения должна услышать самоанализ от преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ выступает показателем профессионализма учителя и степени осмысления им образовательных задач.

Конаржевский Ю.А. выделяет три основных вида анализа урока:

  • структурный;
  • аспектный;
  • комплексный
  • системный,
  • целевой.

Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается развитие познавательных способностей учеников.

Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • определить тему и цель урока;
  • рассмотреть содержание урока;
  • охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;
  • подвести итоги урока, какие результаты получены.

Аспектный анализ урока основан на структурном. Главное внимание уделяют процессу анализа одного аспекта урока, например, цели или структуре, содержанию и пр.

Аспектный анализ представляет процесс рассмотрения, детального и всестороннего изучения и оценки под определенным углом зрения какой-то одной стороны или отдельной цели урока в ее взаимосвязи с результатами деятельности учеников.

Примерные цели и программы аспектных анализов урока:

  • планирование со стороны учителя образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;
  • организация процесса повторения изученного материала;
  • оптимальный тип и структура урока;
  • степень соблюдения требований к содержанию уроков;
  • выбор методов, приемов и средств обучения;
  • взаимоотношения учителя с учащимися;
  • подготовка учеников к выполнению домашнего задания;
  • закрепление изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока – это структура аспектных анализов, состоящих из оценки реализации задач урока, содержания и выводов учебной деятельности учеников по нескольким характеристикам: уровень усвоения учениками знаний и способов умственной деятельности, развитие учеников, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Комплексный анализ может осуществляться одновременно несколькими экспертами и представляет сумму обобщенных выводов по каждому аспекту урока.

Примерная схема комплексного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • цель и задачи урока;
  • готовность учителя и учеников к уроку;
  • организационная структура урока;
  • содержание урока;
  • методическое обеспечение урока;
  • поведение и деятельность учеников на уроке;
  • характеристика деловых качеств учителя;
  • общий результат урока.

Системный анализ урока представляет путь выявления резервов урока, а также преодоление формализма при оценивании труда педагога.

Системный анализ позволяет проанализировать урок в качестве целостной системы и оценить его достоинства и недостатки с позиции их воздействия на результат урока. Например, благодаря системному анализу можно сделать вывод о достаточном или недостаточном объеме выполняемой учениками самостоятельной работы на уроке и установить ее связи с целями и спецификой содержания урока, индивидуальными особенностями учеников и прочими факторами. Благодаря такому подходу можно установить истинные причины, которые могут объяснить получение определенных результатов учебной деятельности.

Целевой анализ урока имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.

Источник