Как проводить критический анализ
Определение: критический анализ — это анализ дизайна и предоставление фидбэка о том, соответсвует ли он всем изначальным критериям, требованиям и целям.
Критический анализ дизайна проходит в виде группового обсуждения с целью улучшения. Критический анализ — это не просто осуждение.
Существует два разных типа критического анализа: автономный а н ализ и обзор дизайна. Автономный анализ — это собрание, нацеленное на улучшение конкретной части работы. Обзор дизайна — это, обычно, оценка дизайна, основанная на наборе эвристики; он может проводится специалистом в области юзабилити или на встрече, проводимой по окончании творческого процесса, с целью получения одобрения и дальнейшего продвижения. В этой статье мы сконцентрируемся на автономном анализе.
В автономном анализе существуют две роли: ведущий и критик. Ведущий представляет дизайн, а критик его критикует, предлагая обоснованные размышления или точки зрения. Обе роли могут представлять несколько человек. Критический анализ может и должен быть междисциплинарным. Он может происходить в любой момент дизайнерского процесса. Для каждого изменения, с последующим повторением процесса, проводится отдельный критический анализ.
В этой статье вы увидите три основных фактора, обуславливающих эффективный критический анализ:
- Понятный контекст обсуждения. Слишком часто, из-за недостатка контекста, критический анализ становится громоздким. Анализ окажется полезным только в случае существования однозначных критериев того, что именно должно обсуждаться. После определения этих критериев можно заняться определением продолжительности и остальных формальностей.
- Согласие по целям дизайна. Для того, чтобы можно было анализировать дизайн, должно существовать согласие всей команды по проблемам, которые он должен решать. Это значит, четкое понимание пользователей и их нужд. Без этого, любой фидбэк будет субъективен и не обоснован.
- Диалог, а не раздача указаний. Указания и директивы могут очень быстро разрушить саму цель проведения критического анализа, которая заключается в ведении открытой дискуссии для улучшения результата.
Слово «критика» в повседневном общении имеет немного негативные коннотации, но когда критический анализ проводится согласно с приведенным выше определением, он превращается в положительное событие.
Зачем проводить критический анализ?
Улучшение дизайна почти невозможно без получения отзывов от других людей. Эта информация помогает вам избежать ошибок, а, следовательно, создавать более качественные работы. Одна голова хорошо, а две (или больше, в этом случае) — лучше.
Позитивная культура сессий критического анализа улучшает отработку взаимодействия внутри команды. Все будут владеть одной информацией по проекту. Чем раньше вы представите свой дизайн членам команды, тем вероятнее получите их одобрение и придете к консенсусу. Такая практика создаст доверие между членами команды и предотвратит ущерб, который может нанести чье-либо эго.
Критический анализ создает условия для сотрудничества и взаимодействия. Ваша работа может повлиять на работу других. Например, разработчики будут создавать более гибкий код, если будут знать, какая работа им предстоит в будущем. Схожим образом, они смогут говорить о выполнимости еще в процессе планирования дизайна — пока его еще можно изменить без затрат времени и денег. Несколько дизайнеров, которые работают над отдельными частями большого проекта, смогут увидеть возможные несоответствия в пользовательском опыте, если будут участвовать в критическом анализе работ друг друга.
Упрощение критического анализа
Упрощение — это ключевой аспект критического анализа. Традиционно, упрощение — это механизм, используемый для управления хаотичным процессом. Как описывают Коннор и Иризарри, «упрощение критического анализа — это консенсус, сбалансированное управление беседой по направлении к ее завершению». Это управление создает необходимую для ведения продуктивной беседы структуру и платформу.
Существует два основных подхода:
- Круговая система. Участники по очереди делятся своими точками зрения. Этот метод предоставляет два преимущества. Во-первых, каждый делает свой вклад. Во-вторых, такой процесс выглядит демократично: вы можете начать с любого человека.
- Квоты. Ведущий собирает определенное количество позитивных и негативных комментариев от каждого участника. Этот подход должен использоваться только с целью начала диалога.
Ответственность ведущего будет варьироваться, но, вероятнее всего, будет включать в себя распределение времени, сохранение направления обсуждения и снятие напряженности, если таковая будет возникать. Другие важные ответственности:
Создание, а затем распределение объема и повестки критического анализа. Для того, чтобы критический анализ был продуктивным, его необходимо планировать. Создание этого плана входит в обязанности ведущего. Для начала следует разобраться с ключевыми компонентами.
Расскажите всем об объеме и целях критического анализа. Определение того, что должно и что не должно покрывать обсуждение очень поможет сэкономить время большей части команды. Заранее установите правила и ожидания, чтобы участники понимали, что такое критический анализ и как он проводится. Поделитесь обсуждаемой работой — это поможет избежать неожиданностей и даст участникам время подумать над работой, прежде, чем предлагать фидбэк.
Вот пример электронного письма, в котором ведущий объясняет повестку и объем анализа:
Отберите людей, которые будут принимать участие в сессии. В идеале, группа должна быть междисциплинарной.
- Правильные вопросы. Роль ведущего — задавать актуальные вопросы, чтобы гарантировать правильный фидбэк. Ведущий может переформулировать вопросы или комментарии, которые звучат слишком самоуверенно («Слишком красный цвет!»), или в указательном тоне («Я бы сделал иначе!»), чтобы связать их с целями дизайна.
- Плохой вопрос: Ух… Ну и разметка!
- Переформулированный вариант: Как такая разметка поможет пользователю быстро и эффективно выполнять свои задачи?
- Плохой фидбэк: Мне нравятся цвета, но кажется, что эта кнопка находится не там, где надо, да и вся страница кажется загруженной.
- Переформулированный вариант: Если целью является ускорение процесса регистрации, то мне кажется, что мы акцентируем неправильные элементы, и прячем основную задачу тем, что усложняем нахождение кнопки.
- Документирование дискуссии. Ведущий может вести запись. В некоторых случаях, этим может заняться кто-то другой. Записи следует вести публично, используя приложение для совместного редактирования, и позволять участникам вносить дополнительные наблюдения и уточнения в режиме реального времени. Вот пример использования таблицы для отслеживания результатов сессии критического анализа:
Демонстрация
Демонстрация своей работы всегда заставляет демонстрирующего чувствовать себя неловко, особенно, если в вашей организации не принято проводить критический анализ. Не принимайте фидбэк как негативное суждение; думайте об улучшении продукта. Такое отношение упростит прорабатывание точек напряженности, и позволит вам получить от критического анализа максимальную выгоду.
Когда вы представляете свою работу на сессии критического анализа, следуйте этим лучшим практикам:
- Повторите цели. До начала сессии, повторите цели своей работы. Вспомните все персоны, текущие проблемы, пользовательские задачи или свою прошлую работу.
- Расскажите историю. Начните сессию, рассказав историю своей работы. Это поможет вашей аудитории понять с какими проблемами вам пришлось столкнуться, из чего вы черпали вдохновение и как принимали решения. Продолжите, попросив предоставить фидбэк по определенным вопросам: что работает, что не работает, где вам нужны предложения. Представьте свою работу быстро и эффективно. Мы любим много объяснять, защищая тем самым принятые нами решения, потому, что мы эмоционально привязаны к нашим дизайнам. Постарайтесь говорить кратко и по существу. После представления работы, команда всегда может вернуться к чему-то, что требует дополнительного обсуждения.
- Сделайте ваш дизайн доступным. Если вы заранее не рассылали свои работы участникам сессии, то сделайте их доступными после сессии, если потребуется более широкое обсуждение. Если вы хотите с кем-то лично обсудить предоставленный фидбэк, запланируйте встречу.
Критический анализ как часть вашего процесса
Критический анализ должен быть ключевой частью повторяющегося творческого процесса, но внедрение фидбэка в текущий процесс вашей команды может наткнуться на определенные препятствия. Это с тем учетом, что не всегда критический анализ будет проходить гладко. Зачастую, критический анализ идет вразрез с общей организационной структурой или определенные члены команды возражают против использования такой практики. В таких случаях нужно начинать понемногу.
Чем скорее ваша команда поймет, и внедрит критический анализ в свой процесс, тем быстрее ваши продукты пожнут плоды этих важных обсуждений. Начните прямо сейчас, проведя критический анализ по вашему текущему проекту, в какой бы стадии он не находился. Не ждите начала следующего.
Начните с обмена фидбэком внутри вашей текущей команды. Чем чаще вы будете это делать, тем скорее это станет естественной частью процесса. Попробуйте посвящать 30 минут в день круговому анализу проекта, над которым работает какой-либо член вашей команды.
Если критический анализ уже является частью вашего процесса, то попробуйте пригласить кого-либо со стороны или из другого департамента, на ротационной основе. Критический анализ помогает создать общий фонд, объединяя различные точки зрения.
Ловушки критического анализа
Сохранять критический анализ на правильном пути довольно сложная работа. Ниже приведён список плохих привычек, которые могут негативно на него повлиять:
- Несогласие по персонам или целям.
- Планирование слишком долгих сессий.
- Принятие фидбэка слишком близко к сердцу.
- Попытки моментально решить проблему.
- Обсуждение только негативных сторон.
Заключение
Создание культуры честного критического анализа потребует времени и вложений, но он улучшает дизайн, внедряя в него объединённые точки зрения. Критика текущих проектов позволяет производить изменения еще до их завершения, при этом, не влияя на их стоимость, временные рамки. Это гарантирует, что продукт удовлетворяет своим начальным целям.
Источник
О роли критического анализа
Владимир Добровольский Коротко из интернета. «Критический анализ – процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации». «Критически анализировать – это умение восстанавливать недостающие части информации и косвенных (непрямых) данных». На этом, пожалуй и остановимся…. Почему критический анализ есть процесс определения правдивости? И что есть правдивость? Правда (истина) – это всегда двусторонняя оценка реальности, «золотая середина». Любая крайность есть искажение правдивости, так как не учитываются интересы противоположности. При односторонней оценке реальности критический анализ не работает, так как происходит самооправдание сдвиговой направленности мышления (любое возбуждение себя оправдывает). Критический анализ стабилизирует равновесие, которое является сутью правдивости. Критический анализ позволяет увидеть свои действия со стороны и оценить их критически. Критический анализ препятствует образованию вредных привычек, комплексов, болезней. Он активизирует совесть, гордость, чувство собственного достоинства, самоуважение, все человеческое, не подавляя при этом животное начало. Благодаря критическому анализу обретается ясность ума (разумность). Критический анализ является противовесом «Я хочу», он принуждает просматривать последствия от реализации своих желаний. Если критический анализ не работает, значит страх захватил доминирующие позиции, что устойчиво нарушило равновесие. Протаскивание информации через страх – защитная реакция, которая помогает выжить, если со страхом справиться невозможно, но в этом случае, человек теряет свою настоящесть и попадает в рабство к страху. Критический анализ принуждает видеть и признавать правду, какой бы страшной и неприятной она не была, потому что только в этом случае можно исправить допущенные ошибки. Их не исправление будет плодить новые ошибки и разрушать душу и тело…. Основное правило науки гласит: все подвергай сомнению. У человека не сомневающегося, критический анализ не работает, а значит его мировосприятие будет искажено, что уведет его с Божественного пути развития. Многие ученые, считающие себя материалистами, отрицают влияние духовности на осмысление мира, так как считают ее не материальной (нельзя увидеть, потрогать, пощупать, определить приборами) и уже своим отрицанием нарушают основное правило науки. Но постепенно приходит осознание, что без учета духовной составляющей осознание мира невозможно. Каркас реальности нейтрален, именно духовная составляющая насыщает его пространственной паутиной духовности и определяет ход событий. Разрыв пространственной паутины духовности ведет к искажению мировосприятия и неправильному пути развития. Ученые – материалисты научились расщеплять атом на мельчайшие составляющие, но каким образом работает весь этот механизм, как Вселенная поддерживает взаимосвязь всего со всем, понять не могут. Именно из-за отрицания духовной составляющей…. Критический анализ – это ведь не только голый материализм. Без учета интуиции он не сможет связать все со всем и увидеть все причинно следственные связи, а значит и правда, истина будет искажена, и в ней будет недоставать огромное количество информации. Очень непросто мыслить материальными категориями, которыми пользуются при задействовании критического анализа и духовными категориями одновременно, но иначе мировосприятие не сможет быть целостным, а ведь именно целостность дает наиболее правдивую картину мира…. Критический анализ, если на нем зациклиться, может стать крайностью, из-за чего пострадают желания, их реализация, так как все время будут сомнения в правильности выбора, которые будут подавлять желания. Как сохранить разумный баланс, существует ли механизм, способный поддерживать равновесие между «Я хочу» и «что из этого получится?». Это механизм называется ВИДЕНИЕ. Максимальная расслабленность (рассредоточение на корню всех возникающих возбуждений), дает максимальную концентрацию внимания, которая объединяет все чувства воедино, духовное и материальное, «Я хочу» и критический анализ, просматривающий и подвергающий жесткой критике все желания. Такое объединение всех чувств, с одновременным рассредоточением возбуждений, позволяет мыслить легко, без напряжения и сразу сутью, без проделывания огромной непроизводительной работы, присущей сдвиговому мышлению. Эмоции гуляют, свободно перетекают, как в сообщающихся сосудах, все время снимая напряжения, что позволяет сознанию оставаться чистым, не замутненным эмоциональным хаосом. Видь, а не представляй, тогда внимание все время будет направлено в реальность, в ее видение, понимание, чувствование. Перевод мыслей в представления означает, что страх пробил вашу защиту и вы начали всю информацию пропускать через него и использовать не правду, а самообман. В норме, реальность должна восприниматься напрямую, без прерываний, иначе она перестанет пониматься и контролироваться. Сделайте внимание устойчивым и критический анализ активизируется автоматически, потому что вы начнете видеть правду, а не ее суррогат в виде самообмана…. При расслабленно – сконцентрированном внимании, ваши чувства, эмоции находятся в состоянии «эмоционального бульона», из которого они извлекаются под ситуацию, что сводит искажения при восприятии реальности к минимуму. Не надо делать поправок, ломок, корректировок, как это происходит при задействовании эмоционального опыта, который лишь приближенно отражает реальность…. В норме, вы должны мыслит без напряжения. Если есть напряжение, значит вы клинитесь на страхах. Всмотрись и рассредоточь, собери мысли в точку и расслабься, тогда мысль обретет подвижность и для решения задачи задействуется весь мозг, причем, без нагрузки…. Многие люди живут не в ладах с критическим анализом, потому что он принуждает признавать ошибки, видеть неприятную правду и ограничивает желания. Они с головой погружаются в свой придуманный виртуальный мир, в котором все по-ихнему. Но за самообман, за отрыв от реальности, за подавление критического анализа приходится платить потерей своей настоящести и неправильно прожитой жизнью…. Критический анализ, принуждая видеть и признавать правду, делает сильной волю, которая, через осознание, укрепляет позиции критического анализа. Объединенные воедино чувства делают человека разумным. Именно разум должен править миром и когда люди это осознают, они превратят Землю из помойки, в которую они ее превращают, в цветущий сад. 29.01.2018 г.
Источник
Критический анализ: виды, методы и концепция
Способность критически анализировать очень важна для человека. На практике данное умение при своевременном использовании значительно экономит время и предупреждает необдуманные поступки, которые могут лишь усугубить ситуацию, помогает распутать клубок причин и следствий. Однако критический анализ – понятие довольно емкое. Оно полезно не только для сыщиков, но и применимо, пожалуй, ко всем областям жизни человека. С его особенностями и принципами работы мы и попробуем разобраться.
Что такое?
Понятие «критический анализ» появилось гораздо позже, чем сама его практика. Еще древние философы Аристотель, Сократ пользовались его принципами в своих трудах, исследованиях. Общим классическим определением критического анализа можно назвать оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.
При интерпретации анализируемого материала необходим честный и непредвзятый подход. Поэтому главными критериями здесь выступают объективность и всестороннее рассмотрение.
Для чего нужен критический анализ? Каждое исследование (научное или практическое) имеет определенные задачи. В данном случае анализировать критически означает проверить эти задачи на качество решения, а также, используя доказательства, подтвердить или опровергнуть правильность собственной или чужой гипотезы.
С личностной точки зрения критический анализ помогает развить критическое мышление, способствует формированию собственного аргументированного мнения, повышает познавательную деятельность, расширяет кругозор. Его основы часто закладываются еще в школьный период и получают развитие в вузах.
Методы
Метод критического анализа подразумевает способ достижения цели. Он может быть дедуктивным и индуктивным. В первом случае анализ ситуации развивается от общего к частному. То есть сначала исследователь выдвигает гипотезу, либо аксиому. Затем от общего утверждения ход мысли направлен к следствию, или теореме. Это частное звено. Самым простым примером такого метода может быть следующее:
- Человек смертен.
- Моцарт – человек.
- Вывод: Моцарт смертен.
В противовес дедукции создан индуктивный метод. Здесь критический анализ развивается, наоборот, от частного к общему. Путь к заключению выстраивается не с помощью логики, а, скорее, через определенные психологические, математические или фактические представления. Различают полную и неполную индукцию.
При первом варианте анализ направлен на доказательство утверждения для минимального числа частностей, которые исчерпывают все вероятности. Другой вариант ведет наблюдение за отдельными случаями-следствиями и сводит их к общему выводу (гипотезе, причине), требующему доказательств. Причина и следствие – это главные элементы, на которые опирается критический анализ. Пример индуктивного метода можно наблюдать в серии детективных рассказов К. Дойла о «Шерлоке Холмсе». Хотя сам автор ошибочно называет метод сыщика дедукцией:
- У человека N есть яд.
- Человек N путается в показаниях.
- У человека N нет алиби на момент преступления.
- Следовательно, человек N является убийцей.
Основоположник прагматизма Ч. С. Пирс рассматривал и третий вид рассуждений как метод критического анализа – абдукцию. Иными словами, это познавательное принятие гипотез, используемое для открытия теоретических законов. Сначала все понятия абстрактны, не подтверждены опытом. Путь к заключению идет через систему предположений (гипотез), проверяющейся логическими выводами:
- Посылка: Люди смертны.
- Заключение: Моцарт смертен.
- Следовательно, Моцарт – человек (пропущенное звено).
Структура и виды
Структура критического анализа представляет собой четкий алгоритм действий, как правило, обусловленный логическими связями:
- Сначала исследователю необходимо познакомиться с картиной явлений, идеей, положением. Из этого материала необходимо высвободить основную мысль.
- Можно разложить ситуацию на несколько ключевых моментов и тезисно изобразить материал как отдельные элементы.
- По каждому пункту необходимо сформировать собственное видение, мнение и т.п.
- На следующем этапе необходимо подтвердить собственную интерпретацию, резюмировать вышеизложенные тезисы.
Важный момент! Для доказательства своих гипотез можно и даже необходимо использовать внешние источники: примеры-аналогии, понятийный аппарат, цитаты, документы. Все это лишь подтвердит объективность и всесторонность исследования.
Существенную роль в построении выводов играют сами материалы, ситуации или явления, для которых создается критический анализ. Виды его могут затрагивать научную, общественную, политическую, практическую сферу и сферу искусства.
Дискурс-анализ
В конце прошлого века профессор лингвистики Норман Фейрклаф основал критический дискурс-анализ. Он был направлен на изучение изменений доводов, мыслительной посылки, текста во времени и вариантах интерпретации. Применительно к социолингвистике, Фейрклаф главным механизмом таких трансформаций называл интертекстуальность. Это прием, когда один текст соотносится с элементами других (дискурсов).
Критический дискурс-анализ во многом сформировался под влиянием идей лингвиста М. Бахтина, социологов М. Фуко и П. Бурдье. Другим его названием является текстуально ориентированный анализ дискурса (или ТОДА). Методология его охватывает лингвистические свойства текста, речевые жанры (обращение, диалог, риторика) и социолингвистические методы (сбор материала, обработка, анкетный опрос, тестирование и т.д.).
Отличительной чертой этого вида критического анализа является то, что он совсем не претендует на объективность, т.е. его нельзя назвать социально нейтральным. В отношении политики, например, критический анализ дискурса преследует цель вскрыть идеологизированные структуры власти, политический контроль, доминирование путем поиска стратегий дискриминации, выраженных в языке. Таким образом, здесь он превращается в аналитический инструмент, вмешивающийся в общественную и политическую практику.
Нидерландский лингвист Т.А. ван Дейк немало работ посвятил критическому анализу дискурса в сфере СМИ. По мнению ученого, начало его было положено еще в античной риторике. Сегодня источниками ему служат пять ключевых категорий:
- Семиотика, этнография, структурализм.
- Речевое общение и его анализ.
- Речевые акты и прагматика.
- Социолингвистика.
- Обработка психологических компонентов текста.
На этих пяти «китах» и основан критический дискурс-анализ (описание новостей, социальные исследования и т.д.).
Литературный
Текстуально-ориентированным можно назвать и литературно-критический анализ. Разница с дискурсом заключается лишь в расстановке ключевых элементов. Первый (описанный выше) вид акцент делает на формальную сторону текста, а второй – на содержательную.
Литературный критический анализ происходит по классическому алгоритму. Ключевыми пунктами для интерпретации в нем являются: сюжет, место и время действия, персонажи, тема, идея и личная точка зрения. С этой позиции можно выделить три уровня исследования:
- Тематический репертуар (содержательная сторона).
- Когнитивный (способ изображения, повествование, жанр).
- Лингвистический (языковые средства, благодаря которым создается когнитивный аспект).
При критическом анализе следует соблюдать иерархию. Первый и третий уровни являются эксплицитными категориями (воплощенными материально). Что же касается когнитивного уровня, то он определяется по двум предыдущим. Безусловно, каждый из ярусов может представлять отдельное исследование. Однако при детальном рассмотрении между ними установлена прочная взаимосвязь, элементы каждого уровня будут присутствовать в соседних.
Необходимость данного вида критического анализа, помимо личностного формирования и освоения навыков критического мышления, заключается в социальной потребности различать эстетически ценные произведения в потоке посредственных.
Важный момент! Литературно-критический анализ – это не изложение художественного текста, а анализ его содержательных компонентов и возможное соотнесение с действительностью.
Это не оценка «понравилось» или «не понравилось». Применительно ко всем видам анализ критического пути должен пройти обязательные стадии обоснования, доказательств любых предположений и гипотез, связанных с материалом исследования.
Информационный
Данный вид критического анализа применяется для оценки новостей, товаров и услуг (в маркетинге). Он может быть направлен на определение качества, а также эффективность доходов и расходов того или иного предприятия, связанную с изменениями параметров рекламы.
Для чего нужна такая оценка? Критический анализ информации в случае с маркетингом имеет целью насыщение рынка качественными товарами, расширение, углубление ассортимента. Применительно к новостям (социум, политика и др.) он помогает проверить качество информации относительно фактов, времени и места и интерпретировать ее в собственную точку зрения на события. При этом необходимы достоверные источники, которые станут аргументами гипотезы. Целью такого вида анализов может быть и прогноз развития событий. В этом случае гипотеза формируется через психологические, социальные, культурные особенности-компоненты.
Анализ исследования
Критический анализ исследования присущ научной сфере деятельности человека. Для формирования индивидуального аргументированного мнения по поводу определенной проблемы необходима корректная постановка задач и их решение. Именно этим и занимается данный вид анализа. Исследовательская работа предполагает целый комплекс мероприятий и во многом перекликается с критическим дискурсом.
Так, на подготовительном этапе происходит сбор материала, изучение авторитетных источников, формирование концепции (построения) направления развития мысли и фильтрация важных информационных элементов. Необходимо помнить, что целью такой работы посредством критического анализа является получение нового знания, а не обобщение уже имеющихся истин.
Критический анализ исследования имеет следующую структуру (или план):
- цель;
- проблемы и основные вопросы;
- факты и информация;
- интерпретация и выводы;
- концепция, теория, идеи;
- гипотезы;
- следствия;
- собственное мнение, точка зрения.
Для научной статьи правила анализа могут быть иными. Здесь нередко оценке подвергается сам источник, убедительность аргументации его автора, выявление несоответствий, противоречий или нарушений логики.
Принципы
Принципы критического анализа во многом зависят от его вида. Еще на заре истории данного типа изучения объектов и материалов использовался интуитивный принцип (или «внутреннее озарение»). Это абстрактный подход, заключающийся в открытии новых теоретических, эмпирических законов, обосновании новых явлений, задач и понятий действительности. Минусом такого принципа анализа является неубедительность, возможность вариантов, неподтвержденность предположений.
В критическом анализе дискурса часто применяется социально-ориентированный принцип. Целью его, как правило, становятся явления и трансформации, происходящие в обществе. К таковым относятся иммиграция, расовая дискриминация, национальный геноцид, экстремизм. Объектом исследования выступают, разумеется, тематические тексты и их влияние на социальное мышление. Также такой подход к изучению помогает найти и изобразить истинную картину и донести ее до социума, чтобы избежать путаницы читателя в недемократических дискурсах.
Для этого же вида критического анализа применим и когнитивно-ориентированный принцип. Он был широко освещен Т.А. ван Дейком и основан на психологических особенностях построения и подачи материала (текстов-дискурсов). Данный принцип широко применяется в анализе новостей (СМИ). Помимо этого, внимание аналитика должно быть направлено на нарративную (последовательную, взаимосвязанную) оценку событий, знаковые системы речевого общения (метафоры, коллективные символы).
Принцип историзма чаще всего применяется в научных и литературных исследованиях. Он основывается на изучении развития определенного явления или объекта в пространстве и времени. Однако это довольно абстрактная характеристика. На практике это происходит немного глубже и глобальнее. Например, за основу берется жанр или прием (литературное понятие) – это цель исследования. Затем происходит сбор материалов, касающихся темы (когнитивные составляющие). На третьем этапе можно приступить к изучению и фильтрации информации. Главным моментом здесь является хронология, эволюция явления в определенном временном отрезке. Только после такой оценки можно приступать к заключениям, гипотезам и прогнозам.
Принцип ключевых понятий является одним из самых ранних в критическом анализе. Наиболее часто он встречается в художественной критике (работы Аристотеля, Лессинга, В.Г. Белинского). Условно его можно обозначить шкалой измерений и сопоставлений. Создание системы понятий помогает буквально разложить текст на структурные составляющие, проследить их взаимодействие и взаимосвязь, а также выявить значение одного компонента для другого. Как правило, данный принцип является обязательным, но второстепенным, так как любое исследование опирается на понятийный аппарат независимо от цели его применения.
В ходе любого критического анализа могут присутствовать разные принципы рассмотрения проблемы. Иногда происходит синтез двух и более. В таком случае один является доминирующим, а другие – вспомогательными. Так, принцип исторпизма часто сочетается с принципом ключевых понятий, а интуитивный подкрепляется когнитивно-ориентированным и т.д.
Концепции
Концепция в критическом анализе – это изучение и оценка основной мысли, системы взглядов автора материала на проблему. Норман Фейрклаф в книге «Язык и власть» упоминает о концепции синтетической персонализации. Примером ее могут быть политические тексты, в которых авторы нередко обращаются напрямую к народу через местоимения второго лица. Главной задачей, которую ставит перед собой критический анализ концепции, является определение степени воздействия таких приемов, их эффективность в изменении социального мышления.
Независимо от вида материала авторская концепция всегда рассматривается как способ коммуникации с читателем, зрителем или покупателем.
Источник
Критический анализ информации
При работе с информацией часто возникает проблема с ее правильной интерпретацией. Причина в том, что люди склонны к мышлению негативиста или позитивиста. Негативист получает информацию → сразу ищет в ней что-то плохое → что-то находит → игнорирует все хорошее → упускает возможность выгодно применить полученные данные. С позитивистами ситуация противоположная.: он получает информацию → ориентируется только на хорошее → находит это хорошее → игнорирует критику и сталкивается с непредвиденными проблемами.
Чтобы этого не допустить, нужен критический анализ информации. Он помогает получить достоверные данные, на основе которых можно принимать осознанные решения. Поговорим про критический анализ подробнее: вы узнаете, что это такое, за счет каких методов его проводить и по каким критериям оценивать. Также уделим внимание тому, что такое информация и по каким признакам ее классифицировать.
Что такое информация и как ее классифицировать
Под информацией в общем смысле понимают любой вид сведений, независимо от формы их представлений. Если информация приобретает вид, в котором она готова для обмена с адресатами, ее называют данными. Известны три определения информации, которые тесно взаимосвязаны и отражают ее сущность:
- Знания о предметах, фактах, идеях и т.д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста.
- Знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл.
- Сведения, которые воспринимаются человеком и/или регистрирующим устройством, отражающие факты материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Как несложно убедиться, приведенные определения последовательно отражают составляющие коммуникативного процесса – субъективную, объективную и субъективно-объективную.
Информация классифицируется по нескольким признакам:
- Место возникновения –источник появления информации. Под ним понимается объект, который идентифицирует место происхождения информации, будь то человек, средство массовой коммуникации, явление духовного или материального мира.
- Стадия обработки. Отражает этап передачи информации от носителя к получателю. В общем случае различают первичные источники информации –объекты, где конкретные сведения возникают, и вторичные –так называемые ретрансляторы.
- Способ отображения –сведения об окружающем мире, переданные в различных формах восприятия и представления. В отношении человека формы восприятия ориентированы на воздействие на различные органы чувств –слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Соответственно, информация может быть звуковой, визуальной, обонятельной, тактильной, либо вкусовой. Форма представления – это дифференцированный канал воздействия на определенный орган чувств человека или их совокупность. Так, информация может быть представлена в числовом, графическом, текстовом виде, иметь форму звукового ролика либо видеоряда.
- Стабильность –способность объекта, индуцирующего информационный поток, воспроизводить процесс непрерывно.
- Функция управления –способность информации изменять взаимодействие между различными субъектами.
Общий анализ информации подразумевает ее классификацию в соответствии с признаками, перечисленными выше.
Что такое критический анализ информации
Критический анализ информации – это процесс определения аналитиком ее актуальности, правдивости, достоверности и полноты. Немного подробнее:
- Актуальность информации отражает ее ценность в конкретном контексте в конкретный момент времени. Сведения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, актуальны в течение столетий лет, однако информация о курсе валют на рынке Форекс имеет значение для трейдера только в краткий промежуток времени.
- Правдивость информации принимает два значения: истинная она или ложная.
- Достоверность – степень неискаженности информации, полученной из надежных источников. Как правило, достоверность информации может изменяться на этапе передачи ее ретрансляторами, при этом количество ретрансляторов прямо пропорционально связано с уровнем искажения.
- Полнота информации –это степень ее достаточности для совершения логически верной операции. Например, в задаче «2+2» информация является полной, чтобы, используя логический оператор «+», сделать вывод «4». В задаче «2+Х» неполная информация не позволяет сделать правильный вывод.
Критический анализ информации не несет отрицательной коннотации. Он всего лишь отражает необходимость оценки приведенных сведений по указанным выше критериям. Критический анализ информации неразрывно связан с ее сбором, т.е. с работой с источниками сведений. От корректности способов сбора информации зависит ее достоверность. Кроме того, аналитик обязан оценить надежность источника информации – его способность стабильно индуцировать правдивые сведения.
Поскольку информация всегда получается адресатом из какого-либо источника (первичного или вторичного), анализ источников информации является одним из самых действенных инструментов аналитика.
Методы критического анализа информации
На сегодняшний день общедоступная информация распространяется через средства массовой информации, такие как:
- печатные издания;
- радио;
- телевидение;
- Интернет.
Работа с каждым из перечисленных каналов имеет свою специфику. И она касается, прежде всего, возможностей провести критический анализ информации.
Печатные издания, книги, газеты, журналы – это тот канал распространения информации, в котором наиболее легко установить ее происхождение и оценить надежность источника. Законодательство обязывает издателей указывать исходящие данные – они могут иметь форму библиографических индексов, данных о тираже и т.д. Таким образом, установив надежность источника, можно судить о качестве полученной из него информации.
Радио и телевидение часто склонны подавать не факты, а их интерпретации. Т.е. аналитик, оценивая надежность того или иного радио- или телеканала, должен определить степень достоверности подаваемой информации. Интерпретация – это искажение информации, которое не дает возможности сделать логически правильный вывод. Интерпретация может происходить как вследствие низкого качества ретранслятора (в роли которого выступает редакция радио- или телевизионного канала), так и намеренно. В таком случае она называется манипуляцией. Манипуляция – это намеренное снижение достоверности информации с целью заставить ее получателя сделать какой-либо вывод или совершить определенное действие.
Интернет является гибридным источником сведений. Следует различать Интернет как способ отражения информации и как ее источник. Если аналитик работает с интернет-версией печатного издания, очевидно, что при условии подтверждения идентичности источника информации критическая оценка будет относиться к изданию. Однако в случае критического анализа информации из социальных сетей Интернет выступает в качестве источника информации, поскольку он в достаточной мере может обеспечить анонимность происхождения контента.
Критерии точности критического анализа информации
Основа правильной оценки критического анализа по изложенным выше критериям – необходимость установить точность и проверяемость информации. Точность или проверка деталей являются важной частью процесса оценки, особенно когда исследователь сталкивается с каналом получения информации впервые. Точность оценки основывается на источнике информации, дате и результатах поиска. И снова подробнее:
- Источник информации. Источник опирается на другие источники, которые указаны или содержат ссылки на самого себя. Указаны лица и/или источники, которые предоставили исходные опубликованные или неопубликованные данные. Исходная информация, которая была использована, также может быть проверена на точность.
- Дата. Дата возникновения информации имеет непосредственное отношение к ее актуальности. Для информационных изданий дата – один из важнейших критериев.Кроме непосредственной даты появления информации важна регулярность ее обновления и датирование источников исходной информации, если таковые есть.
- Результаты поиска. Если информация была найдена в глобальной сети в результате выполнения поисковых запросов, следует помнить, что алгоритм работы поисковой машины отличается от работы с библиотечным каталогом. Кроме того, поисковые системы часто выдвигают в топ выдачи оплаченные источники информации, поэтому работа с поисковой системой должна проводиться аналитиком особенно тщательно.
Критический анализ информации – это ее экспертная оценка аналитиком. В отличие от количественных методов, качественный анализ требует последовательного и точного выполнения оценивания по указанным критериям. Если аналитическая работа проводится систематически, используя шкалы оценок надежности, достоверности и полноты, то можно соотнести их с результатами анализа информации в разные моменты времени. Так выстраивается матрица вероятностей критериев исследуемого информационного поля. Когда матрица готова, аналитик должен стать скептиком и беспристрастно оценить полученные данные. После этого критический анализ считается завершенным, а изученная информация – достоверной.
Вспомните о своем последнем ошибочном решении. Подумайте, с чем оно связано: с позитивизмом или негативизмом? Запомните этот момент и в следующий раз воспользуйтесь критическим анализом информации. А чтобы поднатореть в этом деле, пройдите наш курс «Критическое мышление».
Источник
Критический анализ научной статьи
Научно-исследовательская работа студентов является обязательной частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у них навыков научной деятельности, овладение научными методами познания и исследования. В рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин студентов знакомят с навыками библиографической работы, самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации, навыками и умениями планировать и проводить эмпирическое исследование, оформлять результаты своих научных исследований. Вместе с тем в гораздо меньшей степени студентов обучают навыкам оценки научно-исследовательских работ, их критическому анализу.
Цель: сформировать у студентов навыки критического анализа научного текста, оценки качества проведенного эмпирического исследования, понимания логики построения научного исследования.
1-й этап. За одну-две недели до запланированного занятия каждый студент получает научную статью, выбранную преподавателем для всей группы (или как рассылку на электронный ящик всей группы), а также список вопросов к ч. I (п. 1—3) схемы критического анализа статьи. Задача каждого студента — прочитать статью, сделать заметки и ответить на поставленные вопросы.
2-й этап. На занятии вся группа вместе с преподавателем обсуждает анализируемую статью в соответствии с п. 1—3 (ч. I). Студенты корректируют по мере необходимости свои записи. В конце занятия преподаватель выдает им (отправляет по электронной почте) ч. II схемы анализа и предлагает подготовиться к следующему занятию в соответствии с этими пунктами.
3-й этап. На занятии группа под руководством преподавателя обсуждает статью в соответствии с ч. II схемы анализа.
4-й этап. Индивидуальная работа студентов. Преподаватель дает студентам список статей для критического анализа или предлагает провести собственный поиск и выбор статьи. Преподаватель может выдвинуть определенные требования к выбору, например: строго определить список журналов, из которых студенты могут заимствовать статьи для анализа, дату издания статьи (например, только те статьи, что опубликованы за последние три года), определить область и тематику исследования, тип и объем статей (например, не меньше восьми страниц). После выбора студенты обращаются к преподавателю и согласовывают с ним свой выбор (во избежание дублирования анализа статьи двумя или более студентами). Систему оценивания рекомендуем также предложить заранее (например, максимальное количество баллов, которые можно получить за работу, — 70). Далее студенты самостоятельно работают над анализом статьи, опираясь на обе части схемы анализа.
Работа сдается на проверку преподавателю в оговоренные им и может служить итоговой по изучаемому курсу.
Примерная схема критического анализа научной статьи
I часть критического анализа
Автор (авторы), название статьи, выходные данные статьи, номера страниц.
1. Предваряющий анализ статьи.
Кто автор статьи? Знакомы ли вы с другими публикациями этого автора? Каковы были цели, которые автор ставил в предшествующих публикациях?
Целевая аудитория: на какую аудиторию рассчитана статья (начинающего исследователя, практика, широкую научную общественность, зрелых ученых — профессионалов в конкретной области знания)? Необходимы ли специальные знания в конкретной области или достаточно общей эрудированности для понимания этой статьи?
Определите тип статьи: теоретическая или прикладная? Аргументируйте ваш ответ. При определении типа опирайтесь на классификацию статей, принятую в определенной научной области. Например, в педагогике предлагается следующее разделение: теоретических статей — на постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные; прикладных — на экспериментальные и инструментальные1.
Соответствие статьи (стиля написания, поставленных задач) журналу, в котором она опубликована. Соответствует или не соответствует? Почему?
Какое утверждение (идею), по вашему мнению, заложил автор в название статьи?
Какого рода информацию (дискуссию) можно ожидать?
Знаете ли вы что-нибудь об этой теме?
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 5.
2. Рефлексия собственных взглядов и убеждений. Какие представления в отношении рассматриваемого автором предмета у меня уже есть? Могут ли они повлиять на мою оценку статьи, исследовательской позиции автора? (Как правило, наши предшествующие знания, различные жизненные установки, стереотипы и предубеждения влияют на адекватность восприятия и оценку получаемой информации).
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 2.
3. Короткое резюме статьи. Сделайте очень короткое резюме статьи (два-три параграфа), придерживаясь следующей схемы:
• 1-й параграф: определите научную проблему, поставленную автором;
• 2-й параграф: каким образом автор предлагает решить эту проблему (например, предлагает новую модель, концепцию, теорию);
• 3-й параграф: очень коротко обобщите наиболее важные результаты, полученные в исследовании.
Оценка: максимальное количество баллов, которые можно получить по этому пункту, — 7.
Источник