Как провести анализ басни
Ответив на вопросы, попробуйте узнать, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке.
- Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (…….)
- Начальные или заключительные строки произведения с нравоучительным выводом (…..)
- Один из основоположников жанра, живший в 6 веке до н. э.
- Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла(…..)
- В этом жанре творили Лафонтен, Д. Бедный, Крылов, Михалков (….)
Тема урока: Анализ и особенности выразительного чтения басни
- Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого).
- Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
- Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.
Формирование компетенций :
- информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.
- Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества И. А. Крылова в 1-4 классах.
Цель работы для студентов
Цель работы для преподавателя
Исследовать методику анализа и выразительного чтения басни.
— познакомить с особенностями басни как жанра литературного произведения;
— раскрыть методику работы с басней в начальной школе;
— выявить особенности построения урока чтения басни в начальных классах;
— учить составлять конспект такого урока.
Задачи работы над уроком:
Задачи для студентов
Задачи для преподавателя
1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова
. Помочь определиться в выборе произведений
2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.
. Совместно проанализировать выбранные тексты,
3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра.
проследить работу с дополнительной информацией
. Помочь в выразительном чтении басен
с учетом всех требований
ЭПИГРАФ УРОКА:
Сам учитель, его манера речи,
его выразительное слово,
его рассказ, его чтение стихов
– все это постоянный пример
М.А. Рыбникова
Реализация проектов
- Оределение жанра басни по Ожегову и Далю.
- Особенности басни.
- История басни как жанра.
- Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.
Словарь С. И. Ожегова.
- БАСНЯ — 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
- 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.
Словарь Даля.
БАСНЯ — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; | ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести.
Источник
Как правильно сделать анализ басни. Памятка «Анализ произведений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»
В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам….
План работы над лирическим стихотворением
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
(4, 5, 6, 7 — письменно.)
План анализа рассказа
1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
План анализа сказки
1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
План анализа басни
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?
Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.
Этапы проведения учебного занятия по методике работы над басней
Урок литературы в начальной школе, темой которого является знакомство с той или иной басней реализуется поэтапно:
- Подготовительный этап. Педагог знакомит учащихся с понятием «басни», автором конкретной басни, которая будет изучена, мотивах его написания данного произведения.
- Основной этап урока. Педагог зачитывает басню учащимся, либо, включает ее в аудиозаписи. Далее, происходит обсуждение содержания басни с учащимися. В ходе обсуждения выявляется эмоциональный окрас басни и оцениваются действия ее героев.
- Анализ басни. Происходит уточнение структурного строения басни и ее композиции, определяются отдельные действия героев и их мотивы, для чего, может быть использовано повторное перечитывание отдельных фрагментов басни или басни целиком. Здесь же, происходит определение смысловой части конкретного действия, сцены.
- Раскрытие аллегорий. Необходимо найти в произведении иносказание и помочь детям в его преобразовании.
- Определение морального смысла басни. Выделяется та часть басни, которая содержит мораль, разбирается и анализируется.
- Приведение аналогичных ситуаций из реальной жизни. Необходимо предоставить детям возможность вспомнить аналогичные поступки и действия, ситуации, с которыми они сталкивались когда-либо.
Рисунок 2. Методика чтения басен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Почему мы любим басни Крылова
Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.
Возьмем к примеру самые популярные басни. «Ворона и лисица » показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.
Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.
«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.
Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.
Использование басни на уроках литературного чтения
Определение 1
Басня – это жанр литературы, представляющий собой повествование в кратком объеме в стихотворном или прозаическом представлении, содержащее определенный аллегорический смысл и ориентированное на усвоение какого-то морального принципа.
Нравоучительное заключение входит в начало или завершение басни. Она может описывать разнообразных героев, действия и поступки которых носят поучительный характер.
Программа начального школьного обучения по дисциплине «литература» включает в себя обязательное ознакомление с таким литературным жанром как басня.
Программа начального школьного обучения, в основном, включает ознакомление с банями И.А. Крылова. Басни автора представлены в стихотворной форме, а героями их являются животные. Такой выбор сделан автором неспроста. Животные вызывают больший интерес у детей младшего школьного возраста. Поведение животных демонстрирует детям нравственные и моральные аспекты жизнедеятельности людей, которые образно отображены поступками и поведением животных.
Помощь со студенческой работой на тему Методика работы над басней на уроках чтения в начальной школе
Курсовая работа 470 ₽ Реферат 280 ₽ Контрольная работа 230 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также, школьная программа содержит некоторые басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Их басни представлены в прозаической форме, а героями их являются люди. Они не так интересны детям и более сложны для восприятия младших школьников. Их использование в обучении реализуется только ради представления учащимся разнообразия басен, их героев и нравственного смысла.
Басня, ориентирована на представление в ней сцен из реальной бытового, трудового и иных направлений деятельности людей. Эти сцены содержат в себя представление человеческих качеств: положительных и отрицательных, негативного поведения, совершения разнообразных действий, по которым можно судить о личности героя, его пороках, достоинствах и недостатках. Басня призвана раскрыть навыки учащихся к анализу сложившейся ситуации, оценке поступков героев и формулированию выводов и умозаключений.
Любая басня содержит в себе моральный смысл, который скрыт. Его раскрытие требуется от учащихся, а для этого активизируется их мышление и логика. На основании басен, младшие школьники учатся «читать между строк», улавливая скрытый смысл, заложенный автором. Это является фундаментом формирования навыков литературного анализа, осознанного восприятия смысла художественного произведения.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Использование басни в программе начального школьного обучения обусловлено следующими ее достоинствами:
- Огромный нравственный потенциал басни. Посредством басни возможно реализовать нравственное воспитание учащихся, сформировать их нравственные ориентиры поведения и закрепить в сознании основы морального поведения.
- Басни положительно воздействует на речевое развитие учащихся. Басня строится на использовании выразительного художественного слова, лаконичном строении текста, красочном представлении, наличии яркого эмоционального окраса. Это способствует развитию четкой, грамотной, выразительной речи ребенка.
- Объем басни достаточно малый. Поэтому, младший школьник может легко воспринять басню целиком и проанализировать ее содержание.
- Басня содержит образные выражения, которые характеризуются яркостью, эмоциональным компонентом и глубиной смысла, который заключен в них. Именно перенос жизненных случаев и иносказательную форму делает басню интересной для ребенка и способствует более эффективному усвоению нравственных норм.
Немного из биографии Крылова .
Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу. После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.
В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Про басни Крылова.
Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».
За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.
Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.
В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.
Источник
Методика работы над басней
Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И.Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д.Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры.
Басня — небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.
По тематике и идейной направленности басни разнообразны. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера. В настоящее время в книги для чтения наряду с баснями И.А. Крылова, вошли басни Толстого Л.Н. и Ушинского К.Д. .
Внимание к басне обусловлено рядом ее достоинств.
1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка влияют на развитие речи и мышления учащихся.
3. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию – это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой.
4. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения.
2. Особенности методики анализа басни
В баснях действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного. В образах животных и вещей баснописец запечатлел типические черты труса, тунеядца, хищника, льстеца — носителей пороков, порожденных классовым обществом и бытующих иногда рядом с нами. Но привлекает детей басня, конечно, не своим скрытым смыслом, а в первую очередь живописностью образов и сцен. Поэтому работу над басней ведется как над реалистическим рассказом из жизни животных. Обычно персонажи басни сами характеризуют себя — поступками и речевой манерой, иногда эта характеристика дополняется вторым персонажем басни. Сам автор вмешивается в нее лишь одним-двумя словами (плутовка, волки жадны). Действие басни сжато, как пружина, драматично — она похожа на маленькую пьеску
В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения.
Успех работы над басней определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.
Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» И.Крылов осуждает несогласованность действий как причину неудач. Не случайно, героями басни являются птица, рыба и рак. Таким образом, понимание причины выбора автором действующих лиц имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни. Не менее значимым является и раскрытие деталей обстановки. На вопрос: «Почему Лебедь, Рак и Щука не могут сдвинуть воз?» — учащиеся отвечают словами басни: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», т.е. двигаются в разные стороны. Что причина именно в несогласованности движений, автор подчеркивает двумя обстоятельствами: 1) все трое очень стараются («из кожи лезут вон»), а во 2) поклажа не тяжела.
Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Уже после первого прочтения таких басен, как «Чиж и Голубь» целесообразно поставить вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на этот вопрос ставит ученика перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т.е. приступить к анализу.
Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни.
Не менее важно научить детей быть внимательными к авторской оценке. Например, в басне «Чиж и Голубь» И.А.Крылов свое отношение к бездушному Голубю выразил словами: «И дело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А Чижу он сочувствует, западню, которая захлопнула Чижа, он называет злодейкой. Отвечая на вопросы: «Почему автор по-разному относится к Чижу и к Голубю? За что был наказан Голубь?», учащиеся поймут главную мысль басни: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
Для басни характерно наличие аллегории (иносказания) и морали (нравоучения). В отличие от сказки, при чтении которой аллегория не разбирается, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с детьми, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед детьми в полном объеме.
Когда раскрывать аллегорию — до анализа конкретного содержания или после него? В методике существуют два взгляда на этот вопрос. Одни методисты (Е.А.Адамович, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова, Т.Г.Рамзаева, В.Г.Горецкий и др.) исходят из того факта, что в басне имеет место высокая степень обобщения и ребенок, который учится читать и тратит усилия на раскодирование и осмысление отдельных слов и фраз, не в состоянии сразу воспринять текст на таком уровне обобщения. Он должен сначала уяснить конкретное содержание, эмоционально пережить его и только затем осмыслить мораль басни.
Другие методисты, в частности Л.В. Занков и его последователи, считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным, языком. Поэтому в программе развивающего обучения по системе Л.В.Занкова начинать анализ басни предлагается с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению ученых, можно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни.
Эти художественные особенности надо использовать при чтении басни. Не касаясь пока ее аллегорического смысла, надо начинать работу с анализа образов главных персонажей и уяснения ситуации, в которой они находятся, осмыслить язык басни. В языке басен Крылова две особенности: архаичность (басни созданы 130—150 лет назад) и народность—насыщенность диалектными словами и выражениями, идиомами и меткими изречениями. Объясняя эту лексику, дети иногда пользуются сносками, данными внизу. Многое объясняет сам учитель путем синонимической замены: отколе ни возьмись — неожиданно явилась. Некоторые выражения объясняют сами дети, исходя из обстановки, описанной в басне, например: оглянуться не успела, за шкуру он свою дрожал, ты всем. насолил и т. д.
Для усвоения детьми устойчивых выражений, обогащающих русскую речь, необходима самостоятельная работа по их выборке. Задание состоит в том, что детям нужно заменить словами басни данные учителем выражения: неожиданно настали холода (оглянуться не успела, как зима катит в глаза), жила без забот (был готов и стол и дом). Выписав басенные выражения, дети убеждаются в их меткости: «Лучше, чем Крылов сказал, нельзя сказать». Так идет усвоение детьми чисто русской фразеологии (была такова, не лучше ль на себя оборотиться и т. п.).
Особенности языка басни используются и при составлении характеристики басенного персонажа.
Наблюдения за грубой, полной угроз речью Волка (И. Крылов. «Волк и Журавль»), льстивой, с набором хвалебных слов речью героев басни «Кукушка и Петух» помогают ярче представить образ и дать оценку поведения персонажей басни.
Автор сам обычно дает эту оценку, соединяя ее с нравоучением. Эта мораль басни уже раскрывает отчасти ее аллегорию.
Например, слова И. А. Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. » уже подсказывают читателю, что речь в басне «Лебедь, Щука и Рак» идет о людях. Работа над басней ведется так же, как над рассказом, рассматриваются образы именно Волков, Лисиц и Медведей. В обобщающих беседах дается оценка легкомыслию Стрекозы, выясняется, за что осуждает Обезьяну Медведь, и т. п. и только после этого разбирается мораль басни. Здесь же и раскрывается ее аллегория с помощью вопроса: «Бывает ли так у людей?» или: «Что мы должны делать, когда в руки попадает неизвестная, новая вещь?» (И. Крылов. «Мартышка и Очки»).
Большинство басен заучивается наизусть. Работа над басней требует не только чтения в лицах, но и драматизации. Во внеклассное время учащиеся охотно разыгрывают басни, как маленькие комедии. Можно также лепить фигурки зверей из пластилина, располагая их затем на макете. Часто учащиеся разыгрывают басню в теневом или кукольном театре.
3. Структура урока изучения басни
Урок, на котором учащиеся изучают басню, имеет следующую структуру.
1. Подготовительная работа
1. Рассказ учителя об авторе басни.
2. Викторина по материалу прочитанных басен.
3. Беседа о повадках животных – действующих лицах басни.
11. Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.
111. Беседа эмоционально-оценочного плана.
1У. Анализ конкретного содержания басни.
1 Уточнение структуры и композиции басни (Чтение, составление плана).
2. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).
3. Установление главной мысли конкретного содержания басни.
У. Раскрытие аллегории.
У1. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
У11. Аналогия из жизни.
4. Работа над басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
I. Повторение басни И. Крылова «Чиж и Голубь»: а) декламация; беседа по вопросам: «За что автор осуждает Голубя? Зачем Крылов написал эту басню? Какие слова мы записали в тетрадь? (Чужой беде не смейся Голубок.) Какими словами можно иначе высказать эту мысль? Как можно назвать произведение «Чиж и Голубь»? (Басня.)
II. Подготовка к чтению. 1. Слова учителя: «Русский народ сложил много басен. В них даны советы, как нужно жить. Некоторые писатели складывали такие же басни, даже в стихах. (Короткое сообщение о дедушке Крылове с показом портрета.) Сегодня прочтем басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». По заглавию понятно, что в ней действуют тоже животные». 2. Беседа по картинкам, изображающим щуку, лебедя, рака; образ жизни каждого (коротко).
III. Учитель читает наизусть басню или дает то же прослушать в чтении артиста А. Грибова (фонохрестоматия). Вопросы: «Как сказано, что поклажа на возу была нетяжела? Куда тянул воз Лебедь? Что делали его товарищи?»
IV. Чтение басни учениками вслух. Вопросы для разбора по ходу чтения. К I части: «Как сказано, что они очень старались? Какими словами можно заменить выражение «А возу все нет ходу?» Ко II части: «Как сказано, что все тянут в разные стороны?» К III части: «Как понять. о воз и ныне там?»
V. Словесное рисование. Вопросы: «Прочтите, где сказано о начале дела. Какую картину можно нарисовать? Прочтите, как тронулись в путь товарищи. Какую картину можно нарисовать? К какой строке в басне относится картинка в книге?»
VI. Разбор басни: «Прочтите вторую строку снизу. Серьезно ли говорит Крылов, что мы не можем судить, кто виноват? Почему Крылов дает понять, будто бы не знает, почему воз не сдвинулся с места? (Чтобы читатели сами ответили.) А вы как думаете? Вот как об этом сказал И. Крылов. (Чтение начала басни, первые три строки.) Делает вывод: «Были ли настоящими товарищи Щука, Лебедь и Рак? Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад? Расскажите, как работают наши дежурные. Почему у нас быстро проходит уборка класса?»
Рассказы о коллективной работе. Составление плана предстоящей коллективной работы (подготовка к празднику, уборка площадки и т- д.).
VII. Подготовка к выразительному чтению по вопросам: «Зачем дедушка Крылов написал три первые строчки? Как же нужно читать этот совет старого писателя людям?» Учитель говорит: «Прочтите дальше четыре строчки. Эти строчки нужно читать, как будто рисуешь картинку. О чем говорится в четвертой строчке? Как можно показать голосом, что их усилия бесполезны? Из кожи лезут вон — сделать остановку, а возу все нет ходу — прочитать медленно, и досадой. Как в следующих строчках сделать заметнее, что они тянут в разные стороны? (Остановками после слов Лебедь, Рак, Щука; усилить голос на словах в облака, назад, в воду.). Какие самые важные слова в конце басни? В каких случаях мы тоже говорим «воз и ныне там?»
VIII. Чтение басни учащимися с указанием на достоинства чтения каждого. Дома учащиеся заучивают басню наизусть для выразительного чтения.
На этом уроке учащиеся получают понятие о специфических особенностях басни; животные в роли басенных персонажей; легкость оценки их недостатков; занимательное действие, которое так просто изобразить на картинке, и др. Дидактическая направленность басни раскрывается лишь на VI этапе урока, когда читается авторская мораль (начало басни), которую дети теперь воспринимают как свой вывод, потому что уже выяснили причину неудачи «товарищей». Понимание отношения автора к персонажам басни обеспечивает сознательную подготовку к выразительному чтению.
При новых встречах с баснями учащиеся уже больше работают над их языком и над характеристиками персонажей.
Таким образом, работа над басней включает следующие компоненты: 1) восприятие конкретного содержания, 2) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, 3) выяснение главной мысли конкретной части басни, 4) раскрытие аллегории, 5) анализ морали.
Тесты и задания к лекции №11 «Методика работы над басней».
1. Поставь в нужной последовательности.
Урок, на котором учащиеся изучают басню, имеет следующую структуру.
А). Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.
Б). Подготовительная работа
· Рассказ учителя об авторе басни.
· Викторина по материалу прочитанных басен.
· Беседа о повадках животных – действующих лицах басни.
В). Беседа эмоционально-оценочного плана.
Г). Раскрытие аллегории.
Д). Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
Е). Анализ конкретного содержания басни.
· Уточнение структуры и композиции басни (Чтение, составление плана).
· Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).
· Установление главной мысли конкретного содержания басни.
Ж). Аналогия из жизни.
11. Работа над басней включает следующие компоненты: А) выяснение темы произведения, Б) восприятие конкретного содержания, В) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, Д) выяснение главной мысли конкретной части басни, Е) раскрытие аллегории, Ж) анализ морали.
Источник
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
“Принцесса на горошине” – краткое содержание сказки Ганса Христиана Андерсена
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Лиса-строитель
0
Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К ним доступ был свободен чересчур. Так их то крали, То сами куры пропадали. Чтоб этому помочь убытку и печали, Построить вздумал Лев большой курятный двор И так его ухитить и уладить, Чтобы воров совсем отвадить, А курам было б в нём довольство и простор. Вот Льву доносят, что Лисица Большая строить мастерица — И дело ей поручено, С успехом начато и кончено оно; Лисой к нему приложено Всё: и старанье и уменье. Смотрели, видели: строенье — загляденье! А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут: Корм под носом, везде натыкано насесток, От холоду и жару есть приют, И укромонные местечки для наседок. Вся слава Лисаньке и честь! Богатое дано ей награжденье И тотчас повеленье: На новоселье кур немедля перевесть. Но есть ли польза в перемене? Нет: кажется, и крепок двор, И плотен и высок забор — А кур час от часу всё мене. Отколь беда, придумать не могли. Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли? Тое ж Лису-злодейку. Хоть правда, что она свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто, никак, Да только для себя оставила лазейку. 1815
Анализ произведения
Мораль басни Крылова «Стрекоза и муравей» не отличается сложностью. В образе главных героев скрыты характеры людей, которые совершенно по-разному относятся к жизни. Кто-то порхает и веселится, а кто-то постоянно думает о завтрашнем дне. Автор высмеивает легкомыслие, беззаботность и лень, которые характерны для стрекозы, проводящей лето в неге. Муравей представлен в роли труженика, который постоянно думает о своём будущем и завтрашнем дне, поэтому он может пережить самые сложные и холодные зимние холода.
В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как-то случилось со стрекозой. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться.
Муравей всё лето пытался наставить на путь истинный стрекозу, утверждая, что ей нужно позаботиться о пище и крове на зиму. Однако в последующем, когда его легкомысленная знакомая всё же поняла свою ошибку и попросила о помощи, она получила жестокий, но справедливый отказ.
Басня учит следующему:
- лентяи никогда ничего не добьются, а лишь люди, которые постоянно трудятся, встречают подготовленными тяжелые времена;
- каждому следует позаботиться о своем будущем, проводя каждый день с пользой, а не тратить время зря.
Тем самым автор как бы говорит, что каждое действие или бездействие будет иметь в будущем последствия. Легкомысленная стрекоза замерзает и умирает осенними холодами, а трудолюбивый муравей смог пережить даже самую суровую зиму. По мнению поэта-переводчика Хемницера, мораль стрекозы проста и типична для многих людей. Крылов утверждает, что не следует легкомысленно относиться к жизни: только тот, кто трудолюбив и целеустремлен, сможет добиться успеха в своих начинаниях.
Краткий сюжет
Сюжет этой басни крайне прост и будет понятен каждому ребенку. Мартышка впервые увидела собственное отражение, начала удивляться и критиковать свой внешний вид. Обезьяна подумала, что на неё смотрит кто-то другой. По её словам, встретить таких смешных и отвратительных созданий крайне сложно.
Мишка, которому и рассказывала свои впечатления обезьяна, пытался её вразумить, утверждая, что в зеркале мартышка видит своё отражение. Однако она не захотела слушать и все наставления своего приятеля пропускала мимо ушей.
Мартышка осталась при своем мнении, лишь насмехаясь над образом в зеркале, будучи уверенной в своей красоте, которая не может сравниться с увиденным отражением.
Мельник
0
У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821
0
Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.
Анализ сказки, басни, рассказаПлан анализа сказки Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего?4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни?6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим?7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя?
План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык?
План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.1. Прочитай внимательно рассказ.2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?4. Узнай, когда и где рассказ был написан.5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?
План рассказа о герое1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.4. Перечисли основные черты характера этого героя.5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
Волк и Кот
0
Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной». — «Проси скорей Степана; Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит. «То так; да у него я ободрал барана». — «Ну, попытайся ж у Демьяна». — «Боюсь, что на меня и он сердит: Я у него унес козленка». — «Беги ж, вон там живет Трофим». — «К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!» — «Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» — «Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» — «Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, — Сказал тут Васька Волку, — Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужиках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они. И правы, — сам себя вини: Что ты посеял — то и жни». 1830
История написания
Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году, а опубликована впервые в журнале «Сын отечества». По воспоминаниям автора, работа над произведением заняла у него буквально несколько дней. Наблюдая за своими знакомыми, Крылов увидел, что многие из них готовы обсуждать качества других людей, но при этом совершенно не замечают своих недостатков.
Главными героями этой басни являются:
- Медведь.
- Мартышка.
Специально чтобы осветить эту тему, Крылов решается на написание небольшой и доступной для понимания басни, которая бы предназначалась для детей, но была актуальной для каждого взрослого. В отличие от многих других произведений Крылова, «Зеркало и обезьяна» имеет свой оригинальный сюжет, полностью придуманный автором, а не скопированный из иностранных произведений.
СПАДИЛО.РУ
Басня
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Краткое содержание
Как-то раз ворона нашла небольшой кусок сыра. Она села на ветке и собралась позавтракать. Тем временем около дерева, на котором сидела ворона, пробегала лиса. Она увидела сыр и захотела получить его.
Лиса стала льстить вороне и хвалить ее великолепную красоту. Затем плутовка попросила ворону исполнить какую-нибудь песню своим красивым голосом. Ворона была глупа и доверчива. Поэтому поверила лести и раскрыла клюв, желая спеть. Сыр выпал и лиса тут же подхватила его и сбежала. Ворона осталась без сыра.
Анализ Басни
История создания
Одна из наиболее известных басен И. А. Крылова «Ворона и лисица» была написана около 1807 г. и впервые напечатана в январском выпуске журнала «Драматический вестник» за 1808 г.
Смысл названия
В незамысловатом на первый взгляд названии уже содержится намек на предстоящие события. Ворона — символ ротозейства и глупости (ср. «проворонил»). Образ лисицы традиционно связывают с хитростью, ловкостью, умением обмануть кого угодно. Эти представления имеют глубокие корни в русском фольклоре. Встреча двух сказочных персонажей неизбежно окончится обманом вороны.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — осуждение лести.
Глупость и склонность к мечтательности Вороны проявляются с самых первых строк басни. Вместо того чтобы съесть случайно найденный сыр, она «позадумалась». Пробегавшая Лисица прекрасно знает, как следует обращаться с такими разинями.
Лесть Лисицы невероятно груба и неизобретательна. Ворона и сама знает, что ее внешний вид никого не может привести в восхищение. Но ей очень приятно представить хотя бы на мгновение, что она обладает обворожительной «шейкой», «глазками» и «перушками». Поверив льстивым речам, Ворона уже уверена, что и ее карканье — чудесная песня.
Мечта обрывается на самом прекрасном месте. Обманутая Ворона не вызывает никакого сожаления, потому что поддаться на столь грубую лесть — вершина глупости.
Проблематика
Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любую историческую эпоху. Практически каждому человеку приятно, когда ему приписывают незаслуженные положительные качества. При этом легко забыть о действительности и стать жертвой обмана хитрого льстеца.
Композиция
Басня делится на краткое авторское вступление, в котором излагается центральная тема, и саму сцену встречи Вороны и Лисицы.
Мораль
Крылова волнует даже не сам очередной обман под влиянием лести, а то, что эта ситуация повторяется снова и снова. Никто не спорит с тем, «что лесть гнусна, вредна», но очень часто самые яростные критики льстецов попадают в эту ловушку. Люди вообще нередко превозносят чьи-либо мнимые достоинства с целью получения какой-либо выгоды для себя.
Источник
Анализ басни Крылова
Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.
Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого прошлого новую жизнь, приблизив их к реалиям современной ему действительности. При этом среди произведений баснописца сравнительно мало обладающих отвлеченным сюжетом.
В большинстве случаев читатель при ознакомлении с очередным творением Крылова погружался в среду
Баснописец уделял большое внимание вопросам морали и нравственного совершенства, а также справедливости существующего общественного устройства. Эти искания нашли свое отражение во многих произведениях Крылова. Благодаря глубокой творческой работе над басенной традицией автору удалось создать новые, оригинальные басенные сюжеты и привнести в классические сюжеты больше точности и жизненной правдивости.
Большую группу его басен составляют те, которые посвящены общественному устройству или как-либо иначе
В некоторых баснях писатель высказал свои взгляды на разумное устройство мира, в котором каждое сословие знает свое место и исполняет свои прямые обязанности (“Листья и Корни”, “Колос”). Попутно в баснях данной направленности Крылов беспощадно высмеивал такие пороки, как кумовство (“Совет мышей”), взяточничество (“Лисица и Сурок”), проповедовал выполнение общественно полезной деятельности (“Орел и Пчела”).
Как человек, выросший на идеях екатерининской эпохи, Крылов в баснях социальной направленности нередко поднимал проблемы просвещения (“Свинья под дубом”, “Ларчик”, “Огородник и Философ” и т. д.).
Наиболее известны морализаторские басни Крылова, которые отличаются свободным слогом и прозрачностью сюжетной линии. В этих произведениях автор размышляет о человеческой природе и обнажает такие людские пороки и недостатки, как жадность, леность, падкость на лесть, беспечность и многие другие (“Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и т. д.).
Особое место в творчестве Крылова занимают исторические басни, в первую очередь цикл, посвященный Отечественной войне 1812 года. Одна из наиболее известных басен этого цикла – “Волк на псарне”. Известно, что ее читал вслух своим солдатам М. И. Кутузов, который на фразе “ты сер, а я, приятель, сед” снял головной убор, обнажив седины.
Были среди исторических басен и остросатирические, критикующие положение во внешней политике (“Лебедь, Щука и Рак”).
Басни Крылова любимы за то, что их язык живой, сочный, богатый, близкий к народному. Образы, выходящие из-под пера писателя, неизменно ярки и правдивы. Чаще всего это животные, которые позаимствованы из русских сказок, что делает басни еще более увлекательными.
Из фольклора Крылов позаимствовал также и традицию наделять то или иное животное какой-либо одной человеческой чертой. Такой прием делает произведения писателя еще более привлекательными. В этих баснях лиса неизменно плутовка, волк – кровожадный злодей, медведь – невежда, осел – глупец и т. д. Динамическое развитие действия и живость слога усиливают воздействие басни на читателя, ставят произведение над классическими традициями жанра. “Басни Крылова – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня” (В.
Источник