Как понять словообразовательный анализ

9. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано анализируемое слово. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) найти производящую основу;

2) выделить словообразовательный формант, с помощью которого образовано данное слово;

3) установить способ словообразования.

! Для того чтобы словообразовательный анализ был выполнен правильно, необходимо руководствоваться рядом его принципов. Важнейший среди них: анализируемое слово должно сопоставляться с ближайшим по форме и значению родственным словом. Например:

читательский ← читатель () +-ск-;

горняк ← горн(ый) + -як-;

по-домашнему ← по- + домашн(ий) + -ему.

Сравните другие родственные слова: читать, чтение; горы, горняцкий; дом, дома (нареч.).

? Как определить, какое именно из родственных слов является ближайшим по форме и значению?

I. «Ближайшее» по форме

Ближайшим по форме считается такое родственное слово, в котором (по сравнению с анализируемым словом) число словообразовательных морфем меньше на одну (или на две, если анализируемое слово образовано приставочно-суффиксальным способом). Сравните количество морфем в следующих группах родственных слов:

чит/а/ть (3) гор/ы (2) дом/ (2)

чит/а/тель/ (4) гор/н/ый (3) дом/а (2)

чт/ени[j /э /] (3) гор/н/як/ (4) дом/а/шн/ий (4)

чит/а/тель/ск/ий (5) горняцкий (5) по-/дом/а/шн/ему (5).

Анализ общего числа морфем (не только словообразовательных) показывает, что слова читать, чтение не могут послужить базой для образования слова читательский, слова горы, горный – для слова горняцкий, слова дом, дома (нареч.) – для слова по-домашнему. Анализ же числа словообразовательных морфем свидетельствует о том, что из пары слов дом, дома лишь второе является производящим для прилагательного домашний, которое, в свою очередь, является «ближайшим» родственным словом по отношению к наречию по-домашнему.

II. «Ближайшее» по значению

Между анализируемым словом и словом, которое является для него производящим, должны устанавливаться не только минимальные различия по форме (разница на одну словообразовательную морфему), но и минимальные различия по значению. Значение производного слова «выводимо» из значения производящей единицы и, как правило, включает его в свой состав. Например: читатель ‘тот, кто читает’; гитарист ‘тот, кто играет на гитаре’; заговорить ‘начать говорить’.

216. Установите, слова каких частей речи являются производящими для данных существительных.

Перестройка, снегурочка, шиповник, сотня, свояк, взгляд, радость, мудрость, заступник, четвёрка, строитель.

Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

217. Выполните словообразовательный анализ следующих слов.

Дотошность, заколдовывать, именьице, индоевропейский, капитуляция, лесосека, малоубедительный, наглядно, образумить, паутиночка, пришпиливание, разнузданно, свежевыбритый, свинарка, тугодум, удойливый.

Можно ли в выделенном слове выделить нулевой суффикс. В каком еще слове присутствует нулевой суффикс?

218. Найдите и исправьте ошибки в словообразовательном анализе следующих слов.

Закваска ← за + квас(и(ть) + -к-

Перерасход ← пере + расход

Рисовальщик ← рисовал () + -щик-

Тесёмочка ← тесьм (а) + -очк-

Записанный ← записан () + -н-

Выполните морфемный анализ двух последних слов.

219. Определите, какое из родственных слов является непосредственно производящим для данного. Выполните словообразовательный анализ исходных слов.

1. Закашляться (кашель, кашлянуть, закашлять). 2. Лекарство (лечить, лекарь, лечение). 3. Маркировочный (маркировать, маркировщик, маркировка). 4. Поднос (нести, подносить, переноска). 5. Предопределение (определить, определение, предопределиться). 6. Оптимистичность (оптимист, оптимистичный, оптимизм).

220. В каких случаях неверно определен способ образования данных слов?

Бездарь – префиксация; разочарование – префиксально-суффиксальный; предъявитель – суффиксация; каменотес – сложение с суффиксацией; дорогостоящий – сращение.

Воспользовавшись схемой словообразовательного анализа, исправьте найденные вами ошибки.

! Для того чтобы убедиться в правильности выделения словообразовательного форманта, необходимо анализируемое слово сопоставить с одноструктурными (т. е. содержащими такой же словообразовательный формант) словами. Например:

писательский

читательский – городской

заводской

по-доброму

по-старомупо-новому

баян ист

гитарист – гармонист

таксист

заговорить – запеть

заиграть

! При выполнении словообразовательного анализа важно помнить о возможных преобразованиях производящей основы, которые могут происходить при присоединении словообразовательной морфемы. Например:

друг дружок (чередование г/ж);

чит/а/ть читка (усечение производящей основы);

такси таксист (наложение морфем).

Запомните: выявление всех морфем в слове в задачу словообразовательного анализа не входит.

Образцы письменного словообразовательного анализа

гитарист ← гитар(а) + -ист-;

запеть ← за- + петь;

по-новому ← по- + нов(ый) + -ому;

безрукий ← без + рук(а) + Ø;

раскричаться ← рас- + кричать + -ся;

переговариваться ← пере + говор(ить) + -ива- + (ть) + -ся;

лесостепь ← лес() + о + степь;

канатоходец ← канат() + о + ход(ить) + -ец.

221. Выполните словообразовательный анализ следующих имен существительных.

Аистёнок, башенка, игра в поддавки, взморье, подаяние, корочка, заголовок, изгиб.

Чем является и в выделенном слове?

222. Определите способ образования следующих слов. Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

Двуколка, заколка, коротышка, улетучиться, несовершеннолетний, костолом, сломленный, захват, заманчивый, досыта, подмастерье, самонадеянный, овощеводство, отвращение.

223. Выполните словообразовательный анализ следующих имен прилагательных.

Кроличий, слабоватый, энергетический, портовый, горный, невиданный, молчаливый, переменчивый, весенний, алогичный, большегрузный, двурукий.

Каков морфемный состав выделенных слов?

224. Определите, в каких случаях слово образовалось с помощью: 1) сложения, 2) сложения с суффиксацией, 3) аббревиации.

Однобокий, лежебока, тонкосуконный, прядильнониточный, оргкомитет, подкомиссия, иноходь, легковесный, водоканал, полпредство, горнорудный.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

225. Для приведённых ниже глаголов найдите слова, от которых они образованы. Составьте схемы словообразовательного анализа.

Пересмотреть, разъехаться, слесарничать, обусловливать, разгильдяйствовать, перешёптываться, понавезти, воспроизводить, отсмеяться.

226. Что является дополнительным (и очень весомым!) аргументом в пользу первого, а не второго решения?

1) глухой /> глушь; 2) глушь /> глухой;

сухой />сушь. сушь /> сухой.

Вспомните, что является основным в доказательстве производности форм типа глушь, сушь от прилагательных глухой, сухой?

227. Выполните словообразовательный анализ следующих наречий.

Втройне, кропотливо, стоически, впятером, трижды, по-волчьи, врукопашную, кувырком, грандиозно, наперевес, по-доброму, засветло, наотмашь, чудом, по-ученически.

Выполните морфемный анализ выделенных слов.

228. В приведённых ниже словах выделите суффиксы и докажите, что они действительно существуют в русском языке.

Образец: мор/ск/ой – город/ск/ой, деревен/ск/ий.

Белизна, доброта, переводчик; железный, ключевой, простенький; полоть, давать, фиксировать; сгоряча, по-новому.

Можно ли выделение суффикса —ива— в слове рассматривать обосновывать и с помощью слов доказывать, жертвовать? Разные ли это суффиксы?

229. С помощью словообразовательного анализа установите, в каких словах можно выделить следующие суффиксы: а) —ениj-; б) —ниj-; в) —иj-; г) —j-.

Происхождение, подспорье, трение, проклятие, вдовий, пение, обозрение, Дарья, партия, кормление, мнение, желание, орудие, изобилие, предгорья, история, обещание.

В каких словах нельзя обнаружить суффиксальную морфему? Аргументируйте свой ответ.

Выполните морфемный анализ выделенных слов.

230. Определите, в каких случаях производное слово образовано посредством: а) сложения; б) сращения.

Благодарить, азотнокислый, асбестообогатительный, многоговорящий, глубокоуважаемый, первоисточник, животрепещущий.

Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

Читайте также:  Анализ показателей балансовой и чистой прибыли

231. С помощью словообразовательного анализа установите, в каких словах можно выделить следующие суффиксы и суффиксальные последовательности: а) —к-; б) —очк-; в) —оч-к-.

Метёлочка, вазочка, сказочка, бочка, девчоночка, кисточка, дочка, ленточка, розочка, гражданочка, мордочка, щёчка, вербочка, заточка, денёчка.

В каких словах нельзя обнаружить суффиксальную морфему? Аргументируйте свой ответ.

232. Установите, какие ошибки допущены при словообразовательном анализе следующих слов.

Усыновление ← усыновлен () + -иj-; пустозвон ← пуст(ой) + о + звон (); рвач ← рва(ть) + -ч-; размышление ← раз + мышление; расширить ← рас + ширь() + -и-; удои ( у + дои(ть).

233. Определите, какое из приведённых ниже слов образовано способом: а) суффиксации; б) сложения; в) сложения с суффиксацией.

Книголюб, полуавтомат, тупоголовость, первооткрывательница, взаимопосещение, канатоходец, долгожитель, газобаллон, пароходик, скороварка, теплоотдача, мукомольня.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

234. Почему приведённые ниже слова нельзя считать примерами чистого сложения? Выполните словообразовательный анализ данных слов.

Редколесье, шестигранник, луноход, землемер, ясновидец, коротковолновый.

235. Какие ошибки допущены при морфемном членении следующих слов?

След/уj/ущ/ий, вы/печ/ен/н/ая, недо/любл/и/ва/ть, за/штрих/овы/ва/ть, у/стрем/л/ениj/э.

Источник



Словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

План словообразовательного анализа.

Ставим форму в начальную форму.

Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.

Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.

В производящем слове указать основу слова.

В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. — если они имеются.

При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.

Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.

Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.

Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.

Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Пример словообразовательного анализа.

Подслеповатый — слово, имеющее значение «не очень хорошо видящий». Основа слова — «послеповат-«, слово образовано от прилагательного «слепой» (основа — «слеп-«) с помощью приставки «под-« и суффикса «-оват-«, т.е. приставочно-суффиксальным способом.

Источник

Словообразовательный анализ

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной (суффиксальный);
переход < переходить (бессуффиксный);
выходной < выходной (день) — (переход из одной части речи в другую).
Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.
В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
расцветший
1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.
Примечания: *Основы делятся на производные и непроизводные. Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик(маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната) и так далее.
Непроизводные основы – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.

Словообразовательный и морфемный разборы
При проведении двух анализов (морфемного и словообразовательного) предпочтительнее начинать со словообразовательного, а затем перейти к анализу слова по составу.
болезненность
1). Существительное болезненность мотивировано прилагательным болезненный (болезненность – состояние, связанное с признаком болезненный).
2). Способ словообразования – морфологический (суффиксальный); слово образовано на базе производящей основы болезненн- при помощи суффикса -ост’- и оформлено нулевым окончанием(#).
болезненность□
болеть, болячка (корень свободный: боль-),
суффикс глагола -е- указывает на действие (смотреть, гудеть),
суффикс отвлеченного существительного -зн- указывает на состояние (жизнь, боязнь)
суффикс относительного прилагательного -енн- указывает на признак (буквенный, безветренный)
суффикс отвлеченного существительного -ость- указывает на состояние (вялость, радость)
нулевое окончание (#) указывает на ж.р., ед.ч., Им.п. существительного, III скл. (печаль#, дрожь#).

Схематическое обозначение морфем
¬ – приставка;
∩ – корень;
^ – суффикс;
Ø – нулевой суффикс,
# — нулевое окончание;
□ – окончание;
ꜚ – постфикс (сь, ся);
_ – интерфикс;
// – знак чередования

Структурная схема морфемного строения слова болезненность: ∩^^^^#

разбуженный
Поскольку предложено страдательное причастие прошедшего времени, то при словообразовательном анализе необходимо сначала провести анализ формообразования (I этап), а затем – словообразования (II этап).
разбуженный разбудить
1). Глагол разбудить (СВ) мотивирован глаголом будить (НСВ) (разбудить – осуществленное, целостное действие от действия будить).
2). Способ формообразования – морфологический (суффиксальный); форма образована на базе производящей основы инфинитива разбуди- (с усечением суффикса -и-) при помощи суффикса -енн- (+ историческое чередование д//ж) и оформлено окончанием -ый.
разбудить будить
Способ словообразования – морфологический (приставочный); слово образовано на базе производящего слова будить при помощи приставки раз-.
разбуженный
приставка раз- имеет словообразовательное значение у глагола СВ (распилить, разрыть)
будить, будильник (корень свободный: буж/у + д//ж),
суффикс страдательного причастия прошедшего времени -енн- указывает на признак того предмета, над которым совершили действие (замороженный, нагруженный),
окончание -ый указывает на м.р., ед.ч., Им.п. причастия (прилагательного) (встревоженный, простуженный) Структурная схема морфемного строения слова: ¬∩^□

Источник

Морфемный и словообразовательный анализ слова: пример. Словообразовательный анализ существительного

В представленной вашему вниманию статье мы предлагаем немного поговорить о словообразовательном анализе и морфемном разборе слов. Как уже понятно, мы рассмотрим структуру слова. Очень важно при ее определении строго разграничивать два вида разбора. Ведь они имеют свои определенные цели и задачи.

Если вам предложили выполнить морфемный разбор (его еще можно назвать разбором слова по составу), то это значит, что вам необходимо выделить все морфемы, из которых состоит слово. Чтобы было понятнее, коротко разберем слово безлунный. Оно состоит из:

  • приставки «без-»;
  • корня «-лун-»;
  • суффикса «-н-»;
  • окончания «-ый».
Читайте также:  Как выявить вич инфекцию анализы

Мы об этом более подробно поговорим далее. В данном деле очень важно соблюдать правильную последовательность. А сейчас немного уделим внимание словообразовательному анализу. Всего существует два варианта морфемного разбора, один из которых (формально-структурный) тесно связан со словообразовательным.

При словообразовательном анализе перед нами ставится цель – определение основы, от которой образовано исходное слово, с помощью каких аффиксов, и каким способом. Очень важно запомнить, что при словообразовательном анализе слова выделяются:

  • производящая основа;
  • словообразующие морфемы.

Не менее важно учитывать и современность. Например, слово столица первоначально было образовано от стол. Но мы в двадцать первом веке не можем объяснить связи данных двух слов. Следовательно, мы выделяем другую основу: корень «столиц-».

Корень

Так как мы в статье разбираем морфемный и словообразовательный анализ слова, то никак не обойдется без понятия «корень». Предлагаем познакомиться с данной морфемой более тесно.

Как уже было сказано ранее, корень – это одна из морфем, которая несет лексическое значение. Если говорить менее сложным языком, то корень помогает понять значение слова. Важно заметить, что русский язык является крайне сложным, и не во всех словах можно встретить данную морфему. Конечно, речь идет о союзах, междометиях и других лексических единицах.

Но есть и другая сторона – сложные слова, образованные двумя простыми, следовательно, у них имеется два корня. Распространенными примерами являются: самолет, паровоз и так далее. Наверняка многие слышали про чередование корней. В результате этого явления мы можем наблюдать несколько поверхностных реализаций, которые имеют общую морфологическую запись. Яркий пример: корни «–ращ-» и «–рост-«. В русском языке данную морфему традиционно обозначают дугой.

Служебные слова и междометия состоят только из корня, некоторые наречия тоже относятся к данной категории. Помимо этого, существует ряд неизменяемых существительных (например, кенгуру) и прилагательные (макси и так далее), которые тоже состоят из одного корня.

Приставка

В этом разделе речь пойдет о словообразовательной морфеме, которая стоит перед корнем или второй приставкой. Как уже стало ясно, приставка служит морфемой, с помощью которой образуются новые слова. Важно сказать и то, что в основу слова приставки тоже входят (вместе с корнем и суффиксом). Все приставки имеют свое значение. Об этом можно узнать немного подробнее из таблицы в данном разделе.

Приставка означает отрицание

Имеет значение подъема

Приближение к цели (доехать, дописать и так далее)

Имеет значение начала или конца действия

Делить на части

Конечно, это далеко не все приставки. Их гораздо больше. Всем ученикам очень важно запомнить одно: предлог и приставка – это разные вещи. Не стоит их путать. При этом предлог пишется отдельно от слова, а приставка – всегда слитно.

Суффикс

Сейчас коротко о еще одной морфеме, которая стоит после корня и несет смысловое и грамматическое значение. Официально принято выделять суффикс при помощи знака – перевернутой галочки. Важно заметить, что именно суффикс – основной способ словообразования в нашем великом и могучем русском языке.

Теперь более подробно. Суффикс при разборе слова выделяется в последнюю очередь. Для его обнаружения необходимо произвести полный разбор слова. Рекомендуется начинать с окончания, для этого измените слово по падежам или родам. Та часть слова, которая изменяется – окончание. Все, что осталось за его пределами – основа слова.

Далее ищем корень. Для этого подбираем однокоренные слова. Но не всегда достаточно проделанных шагов для выделения правильного суффикса. Нужно, помимо этого, установить мотивацию. Если говорить проще, то это метод образования слова. Яркий пример: иголочка. Многие выделят ошибочно суффикс «-очк-«. Правильное выделение: два суффикса «-оч-» и «-к-«.

Некоторые суффиксы можно выделять «автоматом». Например:

  • у глаголов прошедшего времени («-л-«);
  • уменьшительно-ласкательные у существительных («-очк-«, «-чик-» и так далее);
  • в наречиях («-а-«, «-о-«, «-е-«).

Обратите внимание на то, что многие выделяют у наречий вместо суффикса окончание. Это ошибочно, ведь наречие – это неизменяемая часть речи.

Помимо этого, есть еще и постфикс «-ся-«. В глаголах неопределенной формы он обычно выделяется сразу и как суффикс, и как окончание. Постфикс – это синкретичная морфема.

Окончание

В этом разделе речь идет о морфеме, которая стоит в самом конце слова и является связующим звеном с другими словами в предложении.

Зачем оно еще нужно? Роль окончания:

  • связующая;
  • выражение рода;
  • числа;
  • падежа;
  • лица.

Для того чтобы было понятнее, разберем окончания некоторых слов:

  1. стола, окончание «-а», мужской род, единственное число, родительный падеж;
  2. читает, окончание «-ет»; глагол третьего лица, единственного числа.

Важно запомнить, что окончание не всегда находится в конце слова. Это распространяется на те случаи:

  • когда в слове есть постфикс;
  • мы имеем дело со сложными количественными числительными.

Эта изменяемая часть слова не меняет лексического его значения: тетрадка, тетрадку, тетрадкой. Эта морфема не может образовывать новые слова, то есть, не участвует в словообразовании. Еще стоит обратить внимание на то, что в окончание может входить как одна буква, так и несколько: стула («а»), стулом («ом») и так далее.

Нулевая морфема

Перед тем как мы перейдем непосредственно к морфемному и словообразовательному анализу слова, предлагаем разобрать еще и материально не выраженную морфему. Ее можно выявить только в том случае, если сопоставить предлагаемое для разбора слово с другими его формами.

Сразу обратим ваше внимание на неизменяемые слова, такие как: хорошо, пальто и так далее. В них не может быть окончания, так как они не могут изменять формы.

Если обратиться к трудам Ф. Ф. Фортунатова, опубликованным в 1956 году, то можно найти следующие слова: грамматические формы слова могут образовываться не только различными морфемами, но и их отсутствием. Данное явление ученый именует отрицательной формальной принадлежностью. Он утверждает, что все формы слова образованы каким-либо аффиксом, они предполагают существование и других форм, которые употребляются без данной морфемы или с какой-либо другой.

Кроме этого, упоминание о нулевой морфеме встречается в трудах Г. О. Винокура, который приводил примеры, сравнивая слова: стол и стола, шел и шла и так далее. Таким образом, можно подвести итог: существует особый вид морфем, которые не имеют материального воплощения. Их принято называть нулевыми или отрицательными.

План разбора и пример

В этом разделе вы сможете увидеть план морфемного разбора и несколько примеров, которые помогут закрепить и усвоить полученный материал. Приступим!

Начинаем морфемный разбор обязательно с выделения окончания (это сделать просто, говорилось ранее в статье: необходимо менять род, падеж, число и так далее). Все, что осталось за пределами окончания – основа слова. Далее переходим к определению корня (для этого необходимо приводить однокоренные слова, а повторяющаяся часть – это и есть корень слова). Только после этого определяемся с приставкой и суффиксами.

Читайте также:  Какие анализы сдают для лечения акне

Пример: двухэтажный. Это слово имеет два окончания («-ух» и «-ый»). Также слово имеет два корня, так как слово сложное: «дв-» и «этаж-«. Суффикс слова двухэтажный – «н».

Пример: переулок. Окончание у слова нулевое (переулка, переулком). Основа – полностью все слово (переулок). Корень «-ул» (однокоренное слово – улица). Приставка «– пере-«, а суффикс «-ок».

По тому же принципу можно произвести морфемный разбор абсолютно любого слова в русском языке.

Словообразование

При словообразовательном анализе главной задачей является – определить способ образования данного слова, а, точнее, именно этой его формы. Данным вопросом занимается целый раздел русского языка.

Всего существует девять видов словообразования, все их можно изучить в таблице, представленной ниже.

Источник

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

  • неб о — корень/окончание;
  • земл я — корень/окончание;
  • рук а — корень/окончание;
  • голов а — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суффикса;
  • пост­фик­са

Понаблюдаем:

  • небе­са → под небес н ый;
  • зем­ля → земл ян ой → зем­лян к а;
  • вла­га → влаж н ый → у влажн и ть;
  • близ­кий → при близ и ть → при­бли­зить ся .

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка красный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

  • чёрн ый → черн от а;
  • рук а → руч н ой;
  • красн ый → красн е ть.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вин а → вин овн ый → виновн ость

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

  • вин а → винов н ый;
  • виновн ый → виновн ость .

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Понаблюдаем:

  • ходи ть → при ходить
  • при­хо­ди ть → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → приход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → примирение);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холодноватый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

монет к а — корень/суффикс/окончание

монет к ой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Монет а → монет к а.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли 2 арти­сты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. при­е­ха ть — осно­ва приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. еха ть — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + еха ть = при ехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб образования.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной 2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. земляничный;
  2. зем­ля­ничн ый — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → земляничный;
  4. зем­ля­ник а — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ник а + -н- = земляничный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­ри ть — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → удесятерить;
  4. деся­тер о — осно­ва десятер-;
  5. у — десятер- и -ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб образования.

Источник