Иван толокно труженик войны анализ



Анализ произведения Солдатское сердце Платонова

Творчество А.П. Платонова отличается многообразием художественных тем и направлений. Народное противостояние в года Великой Отечественной войны — одна из ведущих в творчестве писателя. Сам Платонов в годы войны – корреспондент, что позволяет ему не по наслышке прочувствовать тему героизма русского народа.

Сборник прозы «Солдатское сердце», увидевший свет в 1946 году, посвящен будням военного времени, обычным героям, которые мечтали лишь о победе над фашизмом. В солдатском сердце есть место для любви, счастью, подвигу. Объединенные одной целью — победа над врагом, они живут в жесткой действительности военных событий. Сборник включает в себя четыре самостоятельных рассказа. Разные эпизоды войны положены в идейную основу каждого, но солдатская душа с ее эмоциональными переживаниями объединяет их в единый смысл.

Повествование рассказа «Штурм лабиринта» переносит читателя в не большой немецкий городок, который необходимо захватить артиллерийскому полку. Загадка города в подземном лабиринте, где сконцентрированы основные силы фашистов. Для того, чтобы разработать план действий командир полка Бакланов изучает не только местность, но и историю возникновения города. Целое научное исследование проводит командир прежде чем принимать решение, от которого будет зависеть не только жизнь героев, но и успех военной операции. Глубокий философский смысл происходящего Планотов вложил в уста обычного ординарца Елисея Копцова. Именно его числовые рассуждения помогают командиру принимать верное решение. Человек войны для автора — это не бездумное существо, бросающееся в атаку, а умный, тактически подготовленный боец под руководством мудрого командира.

Незримый труженик войны, созидатель — основная тема двух его рассказов из сборника «Солдатское сердце»- «Иван Толокно — труженик войны», «На Горынь — реке».

Рассказ «Иван Толокно-труженик войны» имеет несколько названий ( это свойственно Платонову, множество произведений которого имеет несколько названий) «В сторону заката солнца», «Сапер». Тема рассказа — один день из жизни обычного сапера. Ошибка его стоит жизни многих бойцов, он работает над сохранением их жизни. Иван не сомневается в победе над врагом. Главная его задача — ежеминутный тяжелый труд для победы над фашизмом. Его не страшит ледяная вода при строительстве переправы, он знает и умеет делать все. Толокно не только строит, но и воюет, его захват в плен немецкого танка яркое тому подтверждение.

Словно из народной сказки представлено описание реки Горынь в платоновском рассказе «На Горынь — реке». Однако события военных лет, происходящих на ней, от сказочного мира далеки. Для продвижения советских войск необходим мост через реку. Его строительством заняты саперы под командованием инженера Еремеева. Не одну сотню мостов вышло из под рук мастера, но этот необходимо было возвести в самый короткий срок. Смекалка, помощь товарищей и вера в конечный результат помогли Клименту Кузьмичу не только справиться с поставленной целей, но и выиграть время танковым войскам.

Завершает сборник рассказ «На доброй Земле», повествование в котором ведется от лица непосредственно героя события – бойца Кузьмы. Именно про таких людей можно сказать, что они прошли через огонь, воду и вражеские пули. Под пулями переплывали ледяной Днепр, ползли по горящим торфяникам и все для того, чтобы победить врага. Обычные люди не думали о подвиге, они просто защищали свою Родину.

Много общего между разными событиями войны, описанными автором в своем сборнике «Солдатское сердце». Обращает внимание речевая постановка в произведениях. Простым, но глубоко философским языком доносит Платонов до своих читателях основную мысль произведения — в солдатском сердце есть место не только бравой храбрости, но и великой мудрости, любви и счастью.

Вариант 2

А.П. Платонов, как и большинство писателей, много писал о войне. Его произведения пропитаны душевным теплом и настоящим героизмом. Так и в рассказе «Солдатское сердце» Платонов раскрыл перед читателем героизм, стремление к счастью и затронул тему любви

Сюжет рассказа разворачивается в послевоенные годы, когда домой возвращается демобилизованный гвардейский отставной капитан по имени Иванов Алексей Алексеевич. Он задерживается на станции в ожидании поезда и замечает, что вместе с ним стоит в одиночестве молодая девушка по имени Маша. Во время войны она работа в столовой. Алексей Алексеевич и Маша едут несколько суток в одном вагоне. Доехав до города, в котором девушка родилась и провела свое детство, мужчина решил ненадолго там остановиться. С Машей он пробыл в городе два дня, затем он снова отправляется в путь к себе на родину. Маша идет провожать его на вокзал и нежно целует. Этот поцелуй и запах, исходящий от ее волос он запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Вернувшись к себе в родной город, его на вокзал пришел встречать двенадцатилетний сын по имени Петр. Алексей не видел долгое время мальчика и даже не сразу его узнал. На крыльце его встречает родная и любимая жена вместе с маленькой дочкой Настей. Девочка же, совсем не помнит отца, и все время испуганно плачет. Петя постоянно одергивает свою сестру и повторяет, что к ним снова вернулся отец.

Петр контролирует, как собирают угощение к столу, чтобы отметить приезд отца. Алексей, глядя на своего подросшего сына в глубине души им восхищается и думает, как быстро мальчик повзрослел. Когда все сели за стол, Алексей начинает расспрашивать, как они без него жили, чем занимались. Его жена, отвыкнув за долгое время от мужа, чувствует себя неуверенно и стесняется его.

Алексей, сидя за столом, обратил внимание, что его дети почти ничего не съели. Петя сказал, что они это делают для того, чтобы отцу и матери больше досталось угощений. Но мужчина заметил, что его дочка Настя украдкой прячет хлеб со стола. Тогда его жена рассказала, что к ним в гости поиграть с детьми приходит их сосед Семен Евсеевич. Во время войны он потерял всю свою семью.

Петя, постоянно хлопочет возле стола и советует отцу стать на довольствие. Алексею становится от слов ребенка неловко. Как только они закончили ужинать и уложили детей спать, Алексей стал задавать вопросы жене о жизни, пока его не было дома. Петя же в этот момент не спал и слышал весь разговор родителей. В этот момент мальчику стало жаль своей матери. Жена уверяет, что с Семеном у нее не было близких отношений, но с другим мужчиной все же произошел короткий роман. Женщина просит Алексея остаться в семье, ведь она любит ее и детям будет без него плохо.

Для Алексея же эта новость стала настоящим ударом и ранила его душу. Рано утром, несмотря на все уговоры, Алексей решается уйти из дома. Мальчик просит отца остаться и рассказывает ему историю отношений его матери и Харитона из райцентра.

Несмотря на все оправдания, и мужчина отправляется на вокзал, приняв решение уехать обратно к Маше в город. Когда Петя узнает, что отец ушел на вокзал, он быстро одевает свою сестру и быстро бежит вместе с ней, чтобы догнать Алексея. Мать в это время была на работе и не знала о том, что происходит в их доме. Когда Алексей вошел в тамбур поезда, оглянувшись, он увидел две небольшие, бегучие за поездом фигурки. Когда он понял, что это его дети, мужчина сходит с поезда, бросает на землю мешок с вещами и обнимает свих детей.

Смысл произведения заключается в том, что каждый человек в своей жизни имеет право на ошибку и нуждается в прощении. Нужно любить и дорожить своими близкими, суметь вовремя простить их и быть более терпимыми к ним.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Солдатское сердце Платонова

Популярные сегодня темы

Великодушие – это возможность человека проявлять к другим щедрость и доброту. Такой человек думает не только о собственной выгоде, но и об окружающих его людях

Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке

Химия — это область чудес. Эта прекрасная наука изучает строение веществ, их свойства и превращения. Химия окружает нас повсеместно. Все предметы состоят из определенной материи,

Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

В «Недоросле» показывается то, насколько важным порой бывает умение быть достаточно искренним и воспитанным человеком. Также, на примере весьма отрицательных персонажей, показывается, насколько несоблюдение данных принципов

Источник

Иван Толокно — труженик войны

Пока спал, он примерз к земле. «Это у меня тело отдохнуло и распарилось, и шинель отогрелась, а потом ее прихватило к стылому грунту», — проснувшись, определил свое положение сапер Иван Семенович Толокно.

— Вставай, брат! — сказал себе Толокно. — Ишь земля как держит: то кровью к ней присыхаешь, то потом — не отпускает от себя.

Он с усилием оторвался от промерзшей земли, обдутой здесь ветрами до прошлогодней умершей травы.

В той части, где служил Толокно, саперов с уважением называли верблюдами. Каждый сапер, кроме автомата с нормальным боевым запасом и пары ручных гранат, имел при себе лопату, ломик, топор, сумку с рабочим инструментом, бикфордов шнур, личные вещи и еще кое-что, смотря по назначению саперного подразделения. Все эти предметы человек имел неразлучно при себе: он шел с ними вперед, бегал, полз, работал под огнем, отбивался от врага, мешавшего его труду, спал в снегу или в яме, ел и писал письма домой в надежде на встречу после победы, в надежде на жизнь, которая будет вечно счастливой.

Проснулся Толокно вечером, на закате солнца. Командир подразделения, капитан Смирнов, собрал в овраге своих людей, осмотрел их, проверил снаряжение и спросил каждого о самочувствии.

— Я всегда чувствую себя хорошо, товарищ капитан, — ответил Толокно командиру.

— А почему всегда? — заинтересовался капитан.

— А по необходимости! — объяснил Толокно. Капитан указал рукой на заходящее большое солнце.

Бойцы посмотрели в великое пространство, ожидающее их, — потоки разноцветного света на небе походили сейчас на торжественную музыку, трогающую человека за сердце.

Затем капитан объяснил бойцам их задачу на нынешнюю ночь. Следовало теперь же, вместе с приданной саперному подразделению группой разведчиков, выйти к речному руслу, изыскать место для переправы танков и сделать отлогий выход в отвесном берегу реки на сторону противника, а потом, после совершения этой работы, нужно двигаться вперед на танках вместе с десантной группой пехоты и по указанию, которое будет дано впоследствии, вонзиться в землю и отработать систему траншей, укрытий и блиндажей.

— Бойцы и товарищи! — сказал командир. — Мы ведем дороги на закат солнца. Мы, красноармейцы, мы для врага то же самое, что обратный клапан в машине, который только в одну, как раз в ту, сторону открывается, а назад — нипочем, назад он стоит намертвую. Я так считаю, что хватит огненному железу войны ползать по нашей земле — ей хлеб пора рожать!

— Пора! — сказали бойцы, и душа их тронулась болью и воспоминанием.

И после заката солнца они пошли во тьму, нагруженные инструментом для работы и оружием против смерти.

Затемно разведчики привели саперов к речному потоку. Иван Толокно и другой сапер, Петр Расторгуев, осторожно пошли вниз по течению, чтобы разведать местность.

Толокно вышел на лед, лед был тонок, и под ним близко чувствовалась живая вода.

В небе засияли две осветительные ракеты врага, и вся река и пойма ее озарились тем неподвижным пустым светом, каким освещаются сновидения человека. Иван Толокно лег на живот и пополз своим направлением. Впереди себя он расслышал равномерное пение воды подо льдом.

Разведчики уже вышли на тот берег и тайно продвинулись вперед, чтобы наблюдать неприятеля и чтобы помочь своим саперам в нужде и опасности.

Толокно дополз до подтаявшего льда и увидел, что вода впереди выходит из-под покрова наружу и струится на воле, шумя на перекате по каменистому беспокойному ложу. Толокно сполз в воду по опустившемуся под ним льду. Он попробовал воду рукой и решил, что в ней можно обтерпеться.

Читайте также:  Анализ общего анализа крови при раке

Толокно и Расторгуев пошли по шумной обнаженной воде. Глубина здесь была малая, иногда вода не доходила и до щиколотки; однако древние камни, размером в целого человека, создавали неодолимую преграду машинам.

Толокно и Расторгуев озадачились: все здесь было бы удобно, но камни лежали чередою по всему перекату от берега до берега, а выше и ниже переката река уже имела глубину, и вброд ее перейти невозможно.

Вступив в воду, капитан Смирнов подошел к своим бойцам и сказал им, что здесь надо немедля устроить брод.

— Телом, что ль, грузные камни будем рвать? — спросил Расторгуев.

— Еще чего! — сказал Толокно. — Огнем тут будем шуметь, когда немец невдалеке надзирает. А потом он тут нам половодье устроит.

— Сдвинем камни вниз вручную! — сказал командир.

— А силы хватит у нас? — усомнился Расторгуев. — Камень здесь в грунт врос, это неподъемное дело! Его и не расшатаешь, ишь он леденеет и мокнет, как лаковый стал.

— Ничего, возле смерти человек сильнее, — высказался Толокно.

Две мины рванулись неподалеку и въелись осколками в лед.

Капитан через связного передал приказ командиру разведывательной группы: начать ниже переката затяжной маскировочный бой, а всех саперов капитан собрал работать на перекат. Однако немцы, не зная ничего точно, чувствовали намерение русских и вели ощупывающий минометный огонь по району переката. Саперы же не могли ответить врагу огнем, чтобы не обнаружить себя; они ютились в тенях за могучими камнями, в тяжелой воде, до боли в сердце остужающей их тела.

Иван Толокно, работавший до войны десятником на строительстве уральских заводов, понимал всякое дело. Любую работу он начинал со сноровки, с обдумывания способа, которым нужно произвести работу.

Шестеро саперов хотели было по-старинному раскачать камень, вровень дыша друг с другом и говоря что-нибудь в один лад, но камень не послушался силы людей и в ход не пошел.

Толокно присел в воду и, погрузив в нее руки, ощупал камень у основания, затем он отыскал руками и вынул наружу из ложа реки небольшие камни, чтобы разглядеть их при свете вражеских ракет. Найдя, что нужно, — продолговатый камень, похожий на клин, Толокно снял с себя все, что не должно намокнуть, положил это имущество подалее на лед и сел на дно реки. Вода теперь доставала ему по горло.

Обухом топора он начал вгонять клин под сиденье большого камня, желая оторвать его от речного грунта. Работал Толокно топором под водой на ощупь, и руки в мерзлой воде ходили вязко, немея от усталости. Но Толокно был привычен к работе и одолевал в терпении стужу, жгущую его тело, прочность и вес могучего камня. Жилы рубцами выступили на его больших руках, обветренных, обмороженных, давно покрывшихся толстой, точно заржавленной кожей, оберегающей рабочее жизненное тепло в жилах и мышцах его рук. Изредка Иван Толокно поднимал руки с топором из воды на воздух, чтобы они немного отошли, а затем снова спешил расклинить камень и стронуть его с места.

Вдалеке, вниз по течению реки, наши разведчики начали стрельбу по неприятельской стороне, чтобы неприятель перестал обращать внимание на перекат. Однако немцы тоже открыли встречную стрельбу по разведчикам, но и перекат не переставали покрывать редким минометным огнем — на всякий случай. Сапер Нечаев был убит осколком мины в голову, унести его было некогда, и его положили на лед.

Расторгуев подклинивал тот же камень, что и Толокно, усевшись рядом с ним. Живая вода вошла в зазор, образованный клиньями, и с сосущим звуком ослабила основание камня, сросшееся с ложем реки. Тогда Толокно велел четырем саперам раскачивать камень во всю свою силу, пока он не двинется, не давая ему ложиться в покой; сам же Толокно быстро вгонял под камень все, что находил подходящего в речном потоке возле себя.

Капитан Смирнов взял пример с Ивана Толокно и поставил по четыре и по шесть человек саперов на каждый грузный камень, чтобы после подклинивания трогать их с места живой силой реки и людей.

Камень Ивана Толокно пошел первый, и его оттащили метров на шесть вниз по течению.

— Достаточно! — сказал капитан.

Немецкие осветительные ракеты погасли в небе. Капитан Смирнов пошел по перекату.

— Скорее, скорее давайте, ребята! — говорил он саперам.

Толокно сменил закоченевшего сапера, Трофима Пожидаева, и опустился за него в воду по горло, чтобы без задержки расклинить и оторвать камень.

— Скорее! — торопил командир. — Скоро танки хода запросят.

От тьмы стало как будто еще холоднее. Из-за кручи неприятельского берега начал бить пулемет неприцельным огнем, и пули ложились по перекату кое-где.

— Не утерпел враг погодить немного! — осерчал Толокно, сидя в воде, стругающей его тело ознобом.

— Тут война, товарищ Толокно! — сказал капитан.

— Известно, товарищ капитан! — ответил Толокно. — А тут саперы Красной Армии, а у саперов обе руки — правые: одна камень долбит, а другая стреляет.

Подработанные сидни-камни трогались с вековых своих мест.

Разгромоздив перекат от этих камней, капитан прошел поперек потока и освидетельствовал его, желая убедиться, что проход свободен.

Саперы вышли из воды под обрыв неприятельского берега. Враг занимал позиции несколько далее берега, и под обрывом было спокойно. На воздухе саперы враз обмерзли и обледенели, но вскоре они отогрелись, и им стало жарко в работе. Саперы взяли в лопаты глинистый береговой отвес и начали въедаться в него пологой траншеей, чтобы танки без усилия могли выйти здесь из реки и помчаться в сторону врага.

Полушубки оттаяли на саперах, от них пошел пар. Капитан Смирнов время от времени измерял пологость траншеи, чтобы не рыть лишнего, но и не затруднить танковых моторов, и смотрел на своих бойцов.

Мины и пулеметные струи стремились через головы саперов на перекат и там поражали воду и лед.

«Сколько один Иван Толокно настроил в своей жизни жилищ и всякого добра?» — думал капитан Смирнов.

И он спросил об этом у Толокно, рушившего сейчас грунт впереди себя.

— Не упомню, товарищ капитан, — ответил Толокно. — Сорок пар рубах от пота еще в мирное время сопрели на мне. Четыре шинели и два полушубка на войне истер, седьмую одежду на себе донашиваю, а кости все целыми живут, и тело ничего! Дышит.

«И этот Иван Толокно, может быть, сегодня же падет на землю сраженным насмерть!» — подумал Смирнов.

Когда траншейный выход был близок к окончанию, капитан велел связному отойти вверх по реке и дать оттуда сигнал ракетой, что танкам, дескать, путь открыт и пехоте также нет трудных препятствий.

Немцы тоже стали беседовать между собой разноцветными ракетами. Иван Толокно глядел на небо, светящееся тихими цветными молниями тех ракет, осыпающихся медленно угасающими искрами.

После полуночи всюду стало тише. Отвлекающий ложный бой разведчиков с противником прекратился. Саперы прилегли на отдых в отрытой дорожной траншее и задремали до прихода танков.

В нужное время капитан разбудил бойцов и велел им приготовиться к посадке на танки.

Иван Толокно не спеша поправил на себе снаряжение и прислушался к утихшей ночи: ничего не было слышно, кроме равномерного пения речного потока по каменистому перекату,

Потом Толокно услышал скрежет мелких камней под гусеницами танков, ворчание моторов и шипение взволнованной воды; а подхода машин к реке он не различил, столь безмолвно они подкрались и столь хорошо были отрегулированы их механизмы.

Траншею танки проходили самым тихим ходом, чтобы саперы успели разместиться на них — вдобавок к тем бойцам, которые уже находились на телах машин.

И танки резко, точно с прыжка, взяв ход, устремились на врага во мрак.

Иван Толокно попал на машину вместе с капитаном Смирновым. Он нашел теплое место на броне и отогревал там руки.

Враг обнаружил машины и стал бить издали артиллерийским огнем. Укрываясь от поражения, танки то сокращали ход, то мчались вперед, как ветер, то шли уклончивым маневром, но все время соблюдали главную, заданную линию движения.

На полной скорости, с воем напряженных моторов, танки влетели в деревню с заглохшими, выморочными избушками. Бойцы на танках приготовились вести автоматный огонь; но здесь никого не было видно, и только из крайней маленькой избы, что была на выходе, полосовал пулеметный огонь. Один наш танк с ходу налетел на ту избушку и похоронил в ней врага.

Если и остались в этой деревушке немцы, то пусть остаются дышать до нашей пехоты; машинам же было некогда и невыгодно тратить свою мощь на всякого мелкого попутного врага.

Немцы били из пушек все более тесным огнем, и Толокно почувствовал, что в воздухе словно немного потеплело. Впереди, по ходу машины, Толокно разглядел неясное, темное место, озаряемое мгновенным, но повторяющимся заревом рвущейся в небе шрапнели, и понял, что это горит деревня. Но из этой деревни, из-за ее обрушенной церкви, из ее могил и колодцев синими кинжалами сверкал огонь сопротивления.

Танк, на котором находился Толокно, шел теперь на всей ярости своего мотора и гремел вперед пушечным огнем, и бойцы, бывшие на машине, кричали, не помня и не слыша себя, воодушевленные мощью боя.

По команде бойцы оставили танк и пошли в охват деревни.

Капитан Смирнов вывел своих саперов на западное поле, обойдя деревню и оставив бой позади себя; здесь саперы должны были отстроить новый узел обороны и сопротивления, пока танки, десантники и следующая за ними мотопехота будут блокировать и уничтожать врага в деревне.

Смирнов взял с собой Ивана Толокно для разметки работ.

В рассветном сумраке лежало перед ними зимнее русское поле, покрытое темными впадинами оврагов.

Капитан Смирнов хотел разбить линию траншеи с выходом ее в дзот по склону балки, начав траншею у бровки этой балки. Но Толокно посоветовал начать вскрытие траншеи раньше, еще на поле, где рос малый кустарник, чтобы и кустарник был у нас за спиной, на нашей земле, — он может пригодиться бойцам. Капитан согласился с этим хозяйственным расчетом.

Второй дзот Толокно задумал строить в самом устье оврага, чтобы пастбища на водоразделе меж двумя оврагами целиком остались за нами.

— Да ты что, Иван Толокно! — разгневался командир. — Мы что, мы сюда скотину пасти пришли? Мы кто — крестьяне, что ль?

— Я на всякий случай сказал, — смирился Толокно. — Мы не крестьяне, мы бойцы, но мы и то и другое.

— Ступай — зови людей! — сказал капитан.

Саперы привычно взялись за земляную работу: она им напоминала пахоту, и бойцы отходили за ней душой, и чем глубже, тем в земле было теплей и покойней.

Наутро бой все еще гремел в деревне; капитан Смирнов немного беспокоился, что сюда не подходит наша авангардная часть, как должно быть по плану сражения. Он решил усилить свое охранение и послал вперед на посты еще пятерых бойцов, в добавление к назначенным прежде, и в их числе Ивана Толокно. «Пусть он заодно отдохнет», — решил командир.

Толокно очистил о снег лопату, взял под мышку автомат, поправил гранаты на поясе и пошел в сторону заката солнца. Командир указал ему направление и расстояние, и Толокно вскоре скрылся за ближним водоразделом.

Он шел ближе к врагу, чтобы увидеть его первым, если враг пойдет на помощь своим солдатам, умирающим сейчас в русской деревне. Толокно дошел до одинокого ствола обгорелой, погибшей сосны и здесь остановился и осмотрелся: вокруг было чисто и свободно, как всюду в равнинной России, где мало лесов. От подножия мертвой сосны начинался спуск в большой, разработанный потоками овраг, а по ту его сторону земля снова подымалась.

Читайте также:  Как делают анализ крови с пальца

Сапер хотел было закурить в тишине, но прежде поглядел вперед. Ветра не было, но в воздухе что-то напевало вдали.

Из-за оврага тихо вышел рокочущий танк с белым крестом и пошел на мертвую сосну и человека.

Иван Толокно посмотрел на машину и почувствовал свое горе, и жалость к себе в первый раз тронула его сердце. Он работал всю жизнь, он смертельно уставал. А теперь фашисты стреляют в него из пушек; теперь злодеи хотят убить труженика, чтобы сама память об Иване исчезла в вечном забвении, словно человек не жил на свете.

— Ну, нет! — сказал Иван Толокно. — Я помирать не буду, я не могу тут оставить беспорядок, без нас на свете управиться нельзя.

Из танка вырвался свет пулеметного огня. Толокно залег за стволом дерева и ответил врагу из автомата по щелям его глаз в машине.

Танк в упор надвинулся на дерево и подмял его под себя. Сосна треснула у корня и удивила сапера синим цветом на разрыве своего тела. Толокно отодвинулся в сторону от падающего дерева и очутился между ним и гусеницей танка, сжевывающей снег до черной земли.

Он увидел, что над ним стало светло: значит, танк прошел далее, пропустив под собою, меж гусеницами, лежащего человека и поверженную сосну.

Иван Толокно, не теряя времени, бросился за танком с гранатой, ухватился за надкрылок и в краткий срок был в безопасности, на куполе пушечной башни врага.

Танк без стрельбы, молча, шел в сторону, откуда пришел Иван Толокно. Это было для Ивана попутно и хорошо. Он решил взять машину в плен или подорвать ее гранатами, если она откроет огонь по труженикам-саперам либо повернет обратно. «Должно быть, это ихний разведчик блуждает, — размышлял Толокно, — а может, на подмогу к своим в одиночку идет. Неизвестно, как исполняется жизнь. Этот танк сделали стрелять и давить, а он чужого сапера везет, а после войны, может, будет у нас землю пахать. Броню мы с него снимем, пушки тоже долой. Ничего будет. И душу надо сделать бессмертной, а то воевать неудобно».

Источник

Андрей Платонов — Солдатское сердце:
Краткое содержание

Полк полковника Алексея Алексеевича Бакланова стоит возле немецкого города с целью взять его. Вокруг чужая природа, дома, все будто неживое. Не сравнить с его Орловщиной. Оборону города держит, ожидая подкрепления, немецкий гарнизон. Обе стороны хорошо вооружены. Бакланову неизвестна система укреплений города. После разведки узнали, что в городе сеть подземных подвалов, лабиринт для техники и людей. И каждый дом – готовый дот (огневая точка). Лабиринт был обрушен огнем. Дальше пошла штыковая атака. Ординарец полковника сибиряк Елисей Копцов из нее не вернулся.

Иван Толокно – труженик войны

Командир Смирнов ставит перед саперами задачу: срыв берег, облегчить танкам переправу через реку, а на другом берегу создать систему траншей и укрытий. От войны устали все: и люди, и родная земля: «Ей хлеб пора рожать!» Но чувство Родины дает всем силы. Народ готов на любую жертву. Взрывать валуны нельзя. До войны рабочий, Иван Толокно придумал способ вытащить камни: загнать под них клинья. Он же помог найти место дзотам (огневым точкам). И в этой умирающей деревне чужой танк идет убить этого труженика. Но Иван остается жив и планирует взять танк в плен, чтобы после войны он вместо трактора был.

На Горынь-реке

В глазах солдат инженерно-саперного батальона капитана Еремеева знание жизни, рожденное смертью, войной. «У нас и один боец войском бывает». Нужно мост строить для переправы, а на том берегу немцы. Выбили немцев, а двадцать первый мост за время войны стали ставить прямо с двух берегов, навстречу. «Минута времени войны народу целый миллион стоит». Загоруйко, Лука Семенович, Музаферов и другие дружно взялись за спешную работу. И успели вовремя, позволив генералу с танковым корпусом выиграть целую ночь для сражения.

На доброй земле (рассказ бойца)

У рассказчика-солдата Кузьмы личное горе: сына немцы угнали, жена умерла. Но он «народу еще нужен». Земля добрая, и бойцы за правду тоже. В деревне Замошье на Днепре он ночует у многодетной вдовы. Она не побоялась отходившим немцам мины подложить – лишь бы не взяли корову-кормилицу. Командир Клевцов укрепляет бойцов: что счастлив всякий воевавший за Россию, народ. Задача роты – занять немецкий фланг, горящий торфяник. Дышать – воздухом понизу, чистым. Побили немцев. Кузьму только ранило. После госпиталя он к вдове сходил в гости.

Читательский дневник «Солдатское сердце» Платонова

Сюжет

В «Штурме лабиринта» полковник Бакланов разгадывает хитрость обороны немцев: у них подвалы как лабиринт. Город успешно штурмуют. В «Иване Толокно — труженике войны» сапер Иван Толокно вместе со всеми строит мост для переправы техники, а один танк хочет взять в плен – вместо трактора для пахоты. В «На Горынь-реке» благодаря построенному солдатами инженерами-саперами мосту, генерал с танковым корпусом выигрывает сражение. «В «На доброй земле» солдаты проходят через горящий торфяник, дыша низовым воздухом, бьют немцев. А один из них, Кузьма, после госпиталя наведывается к вдове с детьми. Каждый солдат «народу нужен», один – целого войска стоит. Любовь к Родине силы дает.

Отзыв

Четыре рассказа о войне. Солдаты в нем до войны были крестьянами, рабочими. Поэтому со знанием дела и почти любовно строят мосты, роют траншеи. На войне нужен каждый. Иногда один русский солдат стоит целого вражеского войска. Ведь он сражается за Родину, добро, правду, семью. Близость смерти сделала всех мудрее, человечнее. В сердце солдата – вся Россия. Рассказы учат любить Родину, мужеству, терпению, смекалке, стойкости, надежде, жить не только ради личного, но и общего счастья.

Источник

Иван толокно труженик войны анализ

Штурм лабиринта

Солдатское сердце - i_002.png

— Ты не спеши, Алексей Алексеевич, но побей их основательно, — сказал на прощанье генерал полковнику Бакланову. — Однако и не задерживайся здесь, а то мы далеко уйдем, не догонишь.

Генерал уехал вперед; полковник остался один возле своего блиндажа, устроенного в ягоднике, в окрестности старого немецкого городка. В этом городке остался немецкий гарнизон, снабженный мощными средствами огня и большим запасом продовольствия и боеприпасов. Немецкому гарнизону был дан приказ держаться здесь без срока, пока не прибудет к нему помощь. Полк Бакланова с приданным ему усилением — батальоном тяжелой штурмовой пехоты, батальоном резерва и артиллерией всех калибров, в том числе и самоходной, — оставлен был на месте, чтобы блокировать этот немецкий городок и взять его, тогда как наши главные силы ушли вперед преследовать противника.

Было раннее утро. Бакланов посмотрел в чужое пространство, на город, на дома, тесно умещенные на земле, подымающиеся по холму к центральной площади; в центре города еще уцелели две готические башни и к ним была подвешена на траверзах электрическая высоковольтная магистраль. «Вкуса у них нет, — подумал Бакланов, — и скучно нам здесь».

Тоска по родине мучила теперь Бакланова. Он любил русские избы, считая их самым лучшим архитектурным произведением; он любил плетни, полевые дороги во ржи, закаты солнца за далеким горизонтом в Орловской степи, он любил видеть женщин-крестьянок, стоящих за штурвалом комбайна, и ему нравился шум ветра в березовых рощах Подмосковья; он вспоминал теперь с грустной улыбкой и деловых сельских воробьев и белых бабочек над желтыми цветами лишь потому, что все это существовало в России… Здесь, в Германии, был иным и вид природы, и унылый порядок жилищ, аккуратных до бездушности, и сама земля здесь пахла не теплом жизни, но какой-то химией мертвых веществ.

Полковник услышал, как в его блиндаже позвонил телефон, и ординарец Елисей Копцов сказал в трубку:

— Алло, Земля слушает.

Полковник пошел в блиндаж, там его ожидала работа; система укреплений противника в осажденном городе была ему неясна, о ней были известны лишь общие сведения по опыту истекших боев. Но Бакланов, как любой советский офицер, знал, что он имеет перед собой изобретательного, хитрого противника, творящего в отчаянном сопротивлении разнообразные системы обороны, и без достаточного изучения и разведки укреплений врага нельзя штурмовать город, чтобы не проливать в слепоте напрасно крови своих войск.

Эта неизвестность общего инженерного и тактического принципа, по которому была построена вся система обороны немецкого города, тревожила Бакланова.

Артиллерийский начальник сообщил Бакланову, что он еще вчера вечером накрыл точным огнем шесть дотов в южной части города, помещавшихся в приспособленных зданиях, но утром артиллерийская разведка обнаружила, что из разрушенных дотов три снова ожили в руинах домов, а по соседству, в том же районе, возникли еще пять свежих дотов. Противник вел себя здесь, как сказочный многоглавый дракон: ему размозжили огнем шесть голов, а к утру у него отросло восемь. Это было неожиданно и смущало полковника Бакланова.

Он ясно понимал, что вся тайна заключается в той инженерной идее, по которой была сооружена оборонительная система города, но идея-то эта ему была еще неизвестна; однако первоначально победа зарождается именно в истинной разведке тайны противника.

— Что есть четыре? — нараспев, но тихо спросил сам себя ординарец Копцов и ответил: — Четыре есть конечности у живого тела, четыре колеса у телеги спокон века, у круглого года времени четыре…

Алексей Алексеевич прислушался. В блиндаже за бревенчатой перегородкой жил ординарец полковника Елисей Копцов. Когда Елисей имел досуг, он обычно сидел неподвижно и тихим голосом протяжно напевал бесконечное песнопение, служившее ему источником самообразования, развитием ума и утешением. Это была мелодия, подобная звучащему сердцебиению. Алексей Алексеевич уже знал песнопение Елисея и сам иногда в скучные свободные минуты напевал его. Елисей был происхождением из Сибири, и он в свое время доложил полковнику, что песнь эту певали в старинное время в Сибири, а долговечность и прелесть ее состояли в том, что каждый человек мог ее петь по своему смыслу, глядя по душевной надобности, а старое значение песни забыто.

Теперь тоже Елисей успокаивающе произносил нараспев:

— Что есть два? — И сам отвечал себе: — Два есть семья: боец Елисей да жена его Дарья, Дарья Матвеевна любезная моя.

Потом Елисей продолжал другие куплеты: что есть пять, что есть шесть и так далее — он мог доходить до любого числа, по порядку и враздробь. Алексей Алексеевич спокойно работал над картой под напев Елисея, словно под музыкальный аккомпанемент.

— Что есть один? — провозглашал Елисей.

И держал ответ самому себе:

— Один есть я, боец Копцов, и солнце одно, и в полку один — полковой командир.

— Что есть осьмнадцать? Восемь притоков текут в Ангару, десять притоков кормят потоки Шилки-реки. Вот что осьмнадцать — такое число.

— Елисей, а что есть сто? — спросил Алексей Алексеевич.

— Сто есть жизнь, век человека! — провозгласил Елисей. — Сто годов деды наши живали и нам завещали.

В прежний раз Елисей объяснял число «сто» как число роты: сто бойцов и сто едоков. Он никогда не повторялся и всякий раз определял образ одного и того же числа по-иному. В полку уже получила распространение эта песнь-наука под именем: «Слово Елисея».

Бойцы часто в разговоре вдруг спрашивали один другого: что есть тыща или сорок один и даже что есть полтора. Задача заключалась в быстром, правильном и складном ответе, а самый смысл ответа определялся по разуму и усмотрению того, кто отвечал…

Читайте также:  Зева и носоглотки анализ

Наша артиллерия сразу открыла огонь, сделав несколько залпов, и телефонный зуммер зазвонил на столе полковника.

Начальник артиллерии полковник Кузьмин сказал по проводу о причине огня:

— Я, Алексей Алексеевич, гашу помаленьку доты. Их теперь стало вдруг одиннадцать, а по-моему, еще больше.

— Что это, Евтихий Павлович? — спросил Бакланов. — Строят они их, что ли, под твоим огнем?

— Построены-то они еще прежде, Алексей Алексеевич, — ответил артиллерист, — но не все еще жить пущены, многие нас молча ожидают. Да не в этом сомнение. Сомнение у меня, Алексей Алексеевич, в том: почему у них и мертвые потом живут? Я накрывал огнем в прах, — и доты были и огневые точки, — а они ставят сызнова в развалины новые пушки и опять живут. Откуда у них питание туда идет, по какой трубе?

— Заходи, Евтихий Павлович, мы подумаем, — сказал Бакланов.

Действительно, каким способом немцы производили замену разбитых пушек новыми, питали их боеприпасами, комплектовали свежими расчетами, приспосабливали под доты прочные здания или ставили огневые средства в руинах? Как это происходило, если наблюдение с земли и с воздуха не обнаруживало никакой деятельности и движения противника на поверхности?

Артиллерийский полковник Кузьмин, войдя в блиндаж, сразу спросил:

— Елисей, что есть сорок и что есть ничто?

— Сорок, товарищ гвардии полковник, есть сумма от сложения ручьев, протоков и речек, что перешел с боем, а также и спокойно, наш полк в прусской земле, — сообщил Елисей.

— Точно, — вспомнил полковник Бакланов.

— А ничто есть пространство меж нами и противником. Вот что ничто.

— В этом ничто вся сумма-то и содержится, где вычитают нашего брата-солдата, — улыбнулся полковник Кузьмин.

Полковники стали вдвоем рассматривать план старого немецкого города.

Артиллерист нанес на план отметки дотов и огневых точек по тем сведениям, какие у него были на последний час.

Источник

Анализ произведения Платонова Солдатское сердце

Андрей Платонов был военным журналистом в годы Великой Отечественной войны. И всё увиденное и услышанное им на фронте, он отразил в своём творчестве. В своих произведениях он поднимал тему героизма, отвагу русского народа, трагедию войны, а также описывал чувства солдат на фронте.

Произведение «Солдатское сердце» написано в стиле военной прозы и впервые было опубликовано в 1946 году. Произведение состоит из четырех небольших, но очень сильных рассказов. Каждый рассказ описывает разный эпизод войны, но цель у всех героев рассказов одна- победить врага.

Рассказ «Штурм лабиринта». Перед артиллерийским полком стоит задача захватить немецкий город. Основные позиции немецких войск находятся в подземном лабиринте города. Прежде чем идти в наступление, командир полка разрабатывает план. В этом рассказе автор особенно выделил солдата Елисея Копцова, ведь именно он помогает командиру принять правильное решение для наступления. Автор показал его как умного и рассудительного солдата, который не бросается бездумно в атаку, а продумывает свои действия.

Рассказ «Сапёр» описывает один день из жизни сноровистого сапёра Ивана. Ошибка сапёра, в один миг может унести жизни солдат, но Иван не допускает ошибок. В рассказе автор показывает Ивана, как бесстрашного солдата с сильным и твердым характером, который ничего не боится и вместе со всеми трудиться над строительством переправы, и вместе со всеми идет в бой и берёт в плен немецкий танк.

Рассказ «На Горынь — реке» повествует о строительстве моста через красивую и живописную реку Горынь, для дальнейшего движения советских войск. Этот мост требовалось построить в кротчайшие сроки. Стройка ведётся опытными сапёрами, а главным инженером назначен Еремеев. В этом рассказе Платонов показал всю силу и сплоченность коллектива саперов и в результате им удалось достигнуть поставленной цели.

Заключительный рассказ сборника «На доброй Земле». Он написан от лица главного героя — советского солдата Кузьмы. В рассказе он описывает через, что ему с товарищами пришлось пройти на войне. Они переплывали ледяной Днепр и ползли по горячему торфянику, и каждое их действие приближало к победе над немецкими захватчиками. В этом рассказе автор показал всю отвагу советских солдат и любовь к своей родине.

В произведении «Солдатское сердце» Андрей Платонов выделил общую тему — это героизм советского народа и стремление к победе. Для солдата, воевавшего на фронте, очень важно было, чтобы его сердце не было пустым, в нём должно быть чувство любви и привязанности к своей семье и родине. Солдатское сердце, наполненное чувствами и любовью, становится его оружием, которое он использует на войне. Без сердечной любви невозможна победа над врагом. Именно сердечная любовь вела советского солдата на протяжении всей войны и именно она была причиной многочисленных подвигов. Тайна победы советского народа над немецкими фашистами- это тайна труда и любви народа и благодарного солдатского сердца, отвечающего своему народу отвагой и подвигом.

Анализ 2

Произведение относится к художественной прозе писателя, раскрывающей проблематику понимания человеком истинных жизненных ценностей.

Главным персонажем произведения является демобилизованный по окончании войны Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе гвардейского капитана, возвращающегося с фронта к родной семье.

Сюжетная линия рассказа повествует о встрече капитана Иванова на железнодорожном вокзале в ожидании поезда на пути к родному дому с молодой девушкой Марией, работавшей в военной столовой. Алексей проводит с Машей два дня, трясясь в жестком вагоне, а затем на несколько суток задерживается в родном городке девушки. Вынужденный продолжать свой путь к семье капитан прощается с Марией нежным поцелуем, оставляя в своей памяти запах ее волос, ассоциирующийся у него с осенними опавшими лесными листьями.

Добравшись до родного дома, Алексей с трудом узнает в бежавшем ему навстречу серьезном подростке повзрослевшего сына Петра, а, обняв плачущую жену Любовь Васильевну, испытывает некую неловкость, ощущая давно забытую теплоту родной, любимой женщины. Маленькая дочь Иванова Настя поначалу не принимает отца, не узнавая его в силу своего малолетнего возраста, но под влиянием брата становится нежной и кроткой, вызывая в душе Алексея благоговение.

Во время праздничного ужина по случаю благополучного возвращения главы семейства Алексей чувствует напряжение и неловкость жены, отвыкшей от мужа, не понимая причины женского поведения. Из разговора детей Алексей слышит о существовании в их жизни некоего дяди Семена, который, со слов жены, просто играет с детьми, заходя к ним в гости, поскольку во время войны его семья полностью погибает.

Поздним вечером у Алексея с супругой происходит серьезный разговор, невольным свидетелем которого становится сын. Иванов подозревает жену в супружеской неверности, однако женщина искренне уверяет его в отсутствии близких отношений с Семеном, но признается в единственном случае неверности с инструктором районного комитета партии. Жена со слезами на глазах рассказывает в собственной совершенной ошибке и убеждает Иванова в преданной любви к нему.

На утро, дождавшись ухода жены на работу, Алексей начинает собирать свои вещи, решившись покинуть дом, в котором ему нанесли душевную рану. Сын, видя состояние отца, пытается объяснить ему поведение матери, рассказывая о тяготах их тыловой жизни, а также, приводя в пример семью дяди Харитона, который, несмотря на измены жены, сумел сохранить семейное счастье.

Выпив рюмку водки, Алексей садится в железнодорожный вагон, намереваясь отправиться к девушке, чьи волосы пахнут опавшими осенними листьями, но, проезжая мимо стоящего вдоль пути собственного дома, с удивлением видит детские фигуры своих детей, спешащих к железнодорожному составу. Сердце Иванова не выдержит этого зрелища и мужчина, спеша, спрыгивает с поезда.

Смысловая нагрузка рассказа «Солдатское сердце» заключается в истинном выборе человека, умеющего прощать, ценить и уважить близким и родных людей.

Вариант 3

Максим Горький решил связать все детские произведения с землетрясением, которое произошло в 1908 году в Италии, в городе Мессине. Этот случай привел Горького в шок. Сегодня я расскажу об одном из таких рассказов. «Случай с Евсекой» был написан Горьким в 1912 году, а также опубликован в газете и только через какое-то время в журнале «Северное сияние».

Чтобы заинтересовать детей, автор решил использовать тему приключений, ведь обычно в этой теме герои путешествуют и узнают что-то новое, что как раз-таки и интересует детей. Жанром этого произведение является сказка.

В один из дней мальчику Евсейке стало скучно, и он решил пойти ловить рыбу. Но это занятие оказалось слишком скучным для него и вскоре он уснул и из-за этого он упал в воду, пока он понимает, что с ним произошло, он уже опустился на самое дно. Но главный герой не так сильно и испугался, даже наоборот – его заинтересовал подводный мир, и он стал все осматривать. Под водой было множество рыбок, водорослей, различный камней и ракушек и тому подобное.

Единственное, что удивило Евсей это то, что с ним заговорила одна из рыб. Вскоре вокруг главного героя образовалась целая стая рыб, которые ходили по кругу, и задирали его за отсутствие чешуй и за то, что у него два хвоста. Но большая рыба так и продолжала с ним разговаривать.

Большой рыбе стало вдруг интересно, как он у них оказался, и спросила у Евсейки. Тот в свою очередь начал волноваться, ведь понял, что он тонет, и долго так не проживет. Но у него не получалось, и он начал плакать. Рыба также продолжала с ним разговаривать, чтобы как-то отвлечь. Евсей хотел отвлечь ее и предложил поиграть в одну игру и всплыть в это на поверхность. Сел он на рыбу, и они поплыли наверх.

Когда главный герой проснулся, он сразу осознал, что это был всего лишь сон.

Из этого произведения можно вынести то, что в любой ситуации нужно оставаться спокойным и собранным.

Главный герой Евсейка – мальчик, которому стало скучно, и он решил пойти рыбачить и уснул. Умный, хитры, находчивый и умеет сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.

Большая рыба – недоверчивая, хитрая. Она пыталась задержать как можно дольше Евсейку в воде, хотя понимала, что это не его среда обитания и он запросто может умереть в любую минуту. Но с другой стороны своими разговорами она пыталась его отвлечь, чтобы у него не было сильной паники.

Множество других рыб – были заодно с Большой рыбой, такие же недоверчивые и вдобавок еще и дразнили главного героя. В их числе были: морская звезда, лангусты, голотурия, морской пузырь.В произведении водили хоровод вокруг главногоперсонажа.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что такое может произойти с каждым, ведь мы не можем предугадать что будет в будущем. Может и мы когда-нибудь окажемся в подводном мире во сне.

Алексей Максимович Пешков (псевдоним – Максим Горький) старался для детей как можно ярче и эмоциональней описать всю ситуацию, все впечатления и тому подобное. Ведь только какими-то наиболее интересными ситуациями можно заинтересовать ребенка. И что самое главное, написано простым языком и читается очень легко.

Анализ книги Солдатское сердце

Несколько интересных сочинений

Произведение представляет собой новеллу, входящую в состав нескольких повестей, опубликованных писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов. Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением

В сказке Шарля Перро Спящая красавица рассказывается о принцессе, на которую наложила проклятье смертью от укола веретеном злая колдунья. Но другая колдунья изменила это проклятье и принцесса просто заснула.

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.

Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что.

Источник