История об александре российском дворянине анализ



Гистория об Александре, российском дворянине

В столичном граде Москве жил некий знатный дворянин именем Димитрий, был он добронравен и смел, помогал бедным, за что всемогущий Бог даровал ему сына, прекрасного юношу, которому по красоте его дали имя Александр.

Мальчик имел острый разум и склонность к наукам, однако предпочитал проводить время в забавах. В двенадцать же лет пришёл юноша к отцу и просил отпустить его посмотреть на белый свет и заморские страны. Отец слёзно его упрашивал, мать рыдала, но ничем его было не остановить. Дали на память два золотых кольца с бриллиантами, наказали никому не отдавать их и отпустили.

Сел Александр на коня, взял одного слугу и поехал. Много земель проехал, достиг самого Парижа, а по дороге весьма лестное услышал о городе Лилле, и захотелось ему взглянуть на сей град. Только увидел — возрадовался безмерно и подумал: неспроста сие — либо буду в этом городе в великой чести, либо погибель моя здесь. Нанял квартиру около пасторского дома, зажил, проводя время в увеселениях и забавах, а спустя некоторое время за красоту свою и остроумие был почтён меж приезжими как самый приятный кавалер.

Но вот однажды нашло на него уныние, и стал он наигрывать на флейте жалостливые ноты.

От этих печальных напевов проснулась пасторская дочь и, сев к окну слушать, послала служанку проведать, кто играет. Девка пришла, спрашивает, а слуга отвечает: «Господин мой от уныния избавляется». Александр же вышел на голоса и, узнав, что им заинтересовалась пасторская дочь Элеонора, выбежал на улицу посмотреть, а увидев, дивился красоте её.

По совету служанки он пишет Элеоноре письмо с пламенным признанием в любви и получает обнадёживающий ответ. Выздоровев от болезни, Александр одумался и стал жестоко корить себя: «Безумен есть аз! сколько времени провёл в муке ради негодной любви женской! Ныне с чем возвращуся в дом отца моего? Не знав поля, не видав неприятеля, не слышав ружейного стуку, как послужу монарху моему?».

Впрочем, раздумье его было недолгим: упросив знакомого купца устроить пир, юноша сел с Элеонорой за отдельный маленький столик. Целый вечер забавлялись они в карты, а Александр напевал тихонько ей арии и нашёптывал страстные речи. Элеонора обещала ему свою любовь, но потребовала письменной клятвы в верности, и Александр кровью своей написал такую клятву. Вдобавок обещался никуда не отлучаться из своей квартиры; впрочем, пылкая любовь Элеоноры вознаграждала за всё.

Три года продолжалась их счастливая любовь, ничто не омрачало её. На четвёртый же год, уверившись в преданности Александра, Элеонора разрешила ему прогулки за город. Тут-то и подстерегла юношу генеральская дочь Гедвиг-Доротея. Настигла его в полях и, извлёкши меч, обещала Александру заколоться, если не допустит его красоты насладиться. И так угрожала, доколе желание её не сотворил. Вернувшись домой, Александр крепко уснул и пропустил обычный час ночного свидания. В тревоге прибежала Элеонора, видит спящего, слышит, как во сне нашёптывает имя Гедвиг-Доротеи, догадывается обо всём. Стала слёзно корить его: «О проклятое непостоянство кавалерское! о змеиное лукавство! о львиное свирепство!». В сокрушении неостановимо плакала и стенала девушка, впала в горячку, стала таять и, недолго промаявшись, умерла.

Горько переживал Александр случившееся; повелел сделать ей гроб и на верхней доске надписать: В. П. Э. А. Р. У. Г. Д., что означало: «В верности пострадала Элеонора Александра ради, ухищрением Гедвиг-Доротеи». Послал пастору письмо, выразил сожаление и приписал — «дом вечный» при сём присылаю«.

А в день погребения Александр, во всём чёрном, шёл за гробом и во время службы, глядя на лицо девушки, горько плакал. А потом, взяв кольцо своё в рот, стал прощаться, наклонился над покойной и незаметно около правой щеки её кольцо выронил. И могилу, отобрав у могильщиков заступ, засыпал и сровнял собственными руками.

Вскоре после этого Александр перебирается в Париж и влюбляется в дочь королевского гофмаршала Тирру. Пишет ей любовные послания, но ту только забавили пылкие уверения, а когда Александр в очередной раз написал, что умирает от любви, и попросил: «приди и предай сама меня смерти», Тирра ответила: «Если ты хочешь любить меня для одного лакомства, то ничего не получишь, а если до времени законного брака будешь любить меня сестрически, то напиши о том собственною кровью». Любовники обмениваются письменными договорами. Но начавшуюся пылкую любовь подстерегают недоброжелатели. От клеветы и наветов Александр вынужден бежать. Верный друг Владимир сопровождает его. Тирра, взяв латы, меч и копьё, едет с ними.

На странников нападают разбойники; в жестокой сече рыцари немилостиво обходятся с нападавшими: «У кого главу, у кого руку или ногу от тела отделяли». Но в темноте и в лесной чащобе они теряют друг друга и далее странствуют поодиночке. Александр «от печали мало едяше», бессилен стал: проезжие рыцари сняли с него доспехи. Он идёт куда глаза глядят, набредает на умирающего рыцаря, который оказался великим «Кавалером Гнева». Тот просит «погрести тело его» и завещает доспехи. Александр уезжает в Египет, для смотрения дивных пирамид, потом едет в Англию, где бьётся в рыцарских поединках, выручает разорённого рыцарями купца. А на празднике флота Александр, сидя недалеко от адмирала, несколько раз переглядывается с его дочерью. Об этом доносят адмиралу, и тот бросает Александра в темницу, из которой ему удалось выбраться только с великим трудом, через глубокий подкоп. Выйдя на волю, он нанял корабль и отправился на Мальту, где встречается со своей возлюбленной Тиррой (она всё это время была простой служанкой в Испании).

Пропировав целую неделю, влюблённые решают ехать в Россию. Верный друг Александра славный рыцарь Тигранор провожает их до Амстердама, где они садятся на корабль. На пятый день плавания случился шторм, буря ломает все мачты. Неуправляемый корабль носит по волнам. Все уже свыклись с мыслью о неминуемой гибели, но вдруг буря стихает, и морякам удаётся бросить якорь. Однако тут же на них нападают разбойники, которые, забрав всё, что было на корабле, продают Тирру в рабство китайскому купцу. Александра же вместе с другими продают во Флориду. Во флоридской же стороне люди были «человекоядцы». Они начали откармливать его, как скотину, чтобы на праздник убить и съесть.

Александр был уже приведён на убой, но успел выхватить нож и всех, кто был близко, порезал, сам же скрылся в соседнем лесу. А потом шёл не переставая через Новую Испанию в Эфиопию, пока не добрался до Египта. Там достал латы и отправился на Мальту, где дождался своего друга Тигранора, чтобы вместе поехать в Китай на поиски Тирры.

Освободив Тирру, рыцари едут с нею во Францию. Тем временем отыскивается и Владимир. Но злоключения героев ещё не кончились. На пути в Россию, купаясь в море, Александр тонет. Тирра закалывается. Любовников погребают вместе. Но тут является злая героиня первой части Гедвиг-Доротея. Узнав обо всём происшедшем, она приходит в неописуемую ярость, извлекает труп Тирры из гроба и бросается с ним в пропасть. Владимир привозит родителям Александра печальные вести и как может утешает их. Те «по многим рыданиям и плача» вместо Александра Владимира своим наследником учинили.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

ПОВЕСТИ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ

В 17 веке самым распространенным жанром были повести. Они сохраняют популярность и в первые десятилетия нового 18 века. Повести были анонимны. Типичны были рукописные повести о новом герое. Это молодой человек, который получает за границей образование и делает успешную карьеру. Повести не были самостоятельными. Неизвестные русские писатели подражали переводным светским повестям. В петровское время был свой идеал героя: это человек незнатного рода, но энергичный, предприимчивый, добивается славы и богатства своим умом и знаниями. В заглавие повестей вводится модное тогда слово “история” или “гистория.” Анонимные авторы хотели подчеркнуть достоверность событий, изображаемых в произведениях, и этим отличить повести 18 века от повестей 17.

Особой популярностью пользовались две повести: “Гистория о российском матросе Василии Кориотском”, и “История об Александре, российском дворянине.” История о Кориотском дошла до нас во множестве списков. Существует 12 редакций повести. В этом произведении развивается конфликт, знакомый уже по повестям 17 века. Перед нами столкновение старых и новых представлений о целях жизни, о моральных ценностях. Если в повестях 17 века такие столкновения приобретали острый характер /”Повесть о Савве Грудцыне”/, то здесь нет столкновения между Василием и его отцом. Более того, отец не препятствует желанию сына “жить своим умом.” Между ними нет вражды. Напротив, Василий заботится об отце, из-за границы посылает ему деньги, всегда помнит о нем. Вся повесть доказывает, что невозможно жить по-старому. Отрицается старая жизнь, весь ее уклад, ее моральные устои. Василий, живущий по-своему, одерживает победу, достигает наивысшей ступени общественной лестницы. Бедный дворянин становится “королем флоренским”. Это принципиально новое решение конфликта — вполне в духе бурного петровского времени. Герой инициативен, самостоятелен, но перед уходом из дома он просит отца о благословении. Герой гистории еще не полностью утратил старое восприятие мира, так как считалось, что только родительское благословение даст успех делу.

Действие начинается в Петербурге, где небогатый дворянин Василий Кориотский просит отца отпустить его на службу во флот. Не случаен выбор Василия — пойти во флот — детище Петра. Этот выбор продиктован новой политической обстановкой, когда Россия, отвоевав берега Балтийского моря, сделалась крупной морской державой. Ему удается освоить флотскую науку в Кронштадте и едет в Голландию «для наук арихметических и разных языков.” Острый ум, изворотливость и знания позволяют Василию добиться успеха в любой обстановке, куда забрасывает его судьба. Он блестяще выполнил коммерческие поручения голландского купца, у которого квартировал. Ему удается достичь успеха и купец решает сделать Василия своим наследником. Прежде чем принять наследство, Василию опять необходимо благословение отца. Он отправляется морем в Петербург, но корабли попадают в бурю и разбиваются. Василий оказывается выброшенным на остров. На острове жили разбойники, обнаружившие в нем “молодца удалого и остра умом”. Разбойники тут же избрали Василия своим атаманом. У разбойников томится в плену — королева флоренской земли — Ираклия. Перед ней герой выступает в новом качестве — он галантный кавалер, в тонкости постигший правила светского обхождения и сумевший покорить ее сердце. Он освобождает Ираклию, бежит с ней с острова и после странствий оказывается в Цесарии. Цесарь гостеприимно встречает их и восхищается его умом, и приближает Василия к себе, называет его братом и приглашает их жить с Ираклией поселиться в его дворце. Вскоре Василий и Ираклия разлучены из-за козней флоренского адмирала и встречаются через год. В финале Василий женится на Ираклии, а после смерти ее отца, становится королем.

В повести нет фантастики. Герою помогают не волшебные предметы, а его ум и сообразительность. Василий — герой петровского времени — умный, решительный, предприимчивый. В жизни всего он добился сам. Кориотский через все страны проносит гордое звание “российского матроса”. Все симпатии автора на стороне умного Кориотского.

В полном соответствии с новым миросозерцанием Василий Кориотский совершенно иначе относится к женщине, чем герои повестей Древней Руси / например, молодец из “Повести о Горе Злочастии” или Савва Грудцин./ В отношении к Ираклии он обрисован как “учтивый” кавалер. Черты его отношений к Ираклии в значительной степени навеяны рыцарской повестью, которая щедро переводилась в начале 18 века. В повестях 17 в. любовь считалась греховным, дьявольским чувством, герой влюбляется в замужнюю женщину. В повестях 18в., напротив, любовь это благородное чувство. Прекрасна любовь между Ираклией и Василием. Такая любовь заставляет героя ради Ираклии пренебречь опасностью, рисковать своей жизнью. В повестях петровской эпохи русский человек изображен как европеец. Ему придавали качества, чуждые древнерусским повестям: самостоятельность, находчивость, галантность — то, чего требовали новый быт и новая действительность.

Популярна была также повесть “История об Александре, российском дворянине”. “История” — произведение, составленное из нескольких отдельных новелл, объединенных только именем главного героя — Александра. Характеристика героя меняется от новеллы к новелле. Здесь и галантно-психологическая повесть, и анекдоты, и авантюрно-рыцарский роман. Особенно интересна первая часть повести. В ней повествуется о том, как русский дворянин, очень красивый и образованный юноша, поехал за границу; побывал в Париже, он поселился в городе Лилле во Франции. Александр полюбил дочь пастора Элеонору, и она полюбила его. Взаимные чувства молодых людей, их скромные признания в любви, изящное ухаживание героя за любимой девушкой подробно описаны в повести. Они поклялись в вечной верности друг другу. Но вот Александра увидела знатная и богатая особа, дочь генерала Доротея, и влюбилась в него. Она нахально добивалась любви Александра, и ей удалось добиться того, что он изменил Элеоноре. Узнав об этом, Элеонора от горя заболела. Александр вернулся к ней, проклиная Доротею, но было поздно. Элеонора умерла, простив Александра.

Читайте также:  Сдать детские анализы пермь

В этой повести нет никаких приключений, в ней говорится о простых, обыденных вещах, о простых людях, интерес повести — только в психологических и бытовых конфликтах. Оправдана честная любовь скромной Элеоноры и осуждена страсть знатной особы, которая, в противоположность Элеоноре, сама добивается любви героя. Автор повести изображает ухаживания российского дворянина за Элеонорой. В центре внимания чувства Александра: описаны воздыхания, любовные томления, от которых герой готов умереть. Когда на Александра нападает “внезапное уныние”, он начинает играть на флейте, и этой игрой привлекает внимание Элеоноры. Александр — сильный, ловкий, храбрый рыцарь. Он побеждает славных рыцарей Европы. Александр восхищается европейскими городами и особенно Парижем. Печально складывается и его судьба: Александр тонет во время купания в море.

Если повесть о Василии Кориотском вдохновляла на отважные дела, то повесть о Александре учила любить, воспитывала хорошие манеры.

Композиционной особенностью русских повестей петровского времени является включение в них песен-арий, которые исполняли герои. Эти “арии” представляют собой образцы любовной лирики начала 18 века. В “Гистории об Александре российском дворянине” поет арии Элеонора. Она, увидев Александра, выражает свои чувства в арии. Играет на арфе и поет арию и Василий Кориотский. Авторы повестей не являлись авторами этих арий. Они использовали популярные арии своего времени.

Художественные достоинства повестей петровского времени невелики, но значительным было их содержание. Повести изображали нового героя, верящего в свои силы и этот герой был интересен читателю.

Источник

Краткое содержание “Гистории об Александре, российском дворянине”

В столичном граде Москве жил некий знатный дворянин именем Димитрий, был он добронравен и смел, помогал бедным, за что всемогущий Бог даровал ему сына, прекрасного юношу, которому по красоте его дали имя Александр.

Мальчик имел острый разум и склонность к наукам, однако предпочитал проводить время в забавах. В двенадцать же лет пришел юноша к отцу и просил отпустить его посмотреть на белый свет и заморские страны. Отец слезно его упрашивал, мать рыдала, но ничем его было не остановить.

Дали на память два золотых кольца с бриллиантами, наказали

Сел Александр на коня, взял одного слугу и поехал. Много земель проехал, достиг самого Парижа, а по дороге весьма лестное услышал о городе Лилле, и захотелось ему взглянуть на сей град. Только увидел – возрадовался безмерно и подумал: неспроста сие – либо буду в этом городе в великой чести, либо погибель моя здесь.

Нанял квартиру около пасторского дома, зажил, проводя время в увеселениях и забавах, а спустя некоторое время за красоту свою и остроумие был почтен меж приезжими как самый приятный кавалер.

Но вот однажды нашло на него уныние, и стал он наигрывать

От этих печальных напевов проснулась пасторская дочь и, сев к окну слушать, послала служанку проведать, кто играет. Девка пришла, спрашивает, а слуга отвечает: “Господин мой от уныния избавляется”. Александр же вышел на голоса и, узнав, что им заинтересовалась пасторская дочь Элеонора, выбежал на улицу посмотреть, а увидев, дивился красоте ее.

По совету служанки он пишет Элеоноре письмо с пламенным признанием в любви и получает обнадеживающий ответ. Выздоровев от болезни, Александр одумался и стал жестоко корить себя: “Безумен есть аз! сколько времени провел в муке ради негодной любви женской! Ныне с чем возвращуся в дом отца моего?

Не знав поля, не видав неприятеля, не слышав ружейного стуку, как послужу монарху моему?”.

Впрочем, раздумье его было недолгим: упросив знакомого купца устроить пир, юноша сел с Элеонорой за отдельный маленький столик. Целый вечер забавлялись они в карты, а Александр напевал тихонько ей арии и нашептывал страстные речи. Элеонора обещала ему свою любовь, но потребовала письменной клятвы в верности, и Александр кровью своей написал такую клятву.

Вдобавок обещался никуда не отлучаться из своей квартиры; впрочем, пылкая любовь Элеоноры вознаграждала за все.

Три года продолжалась их счастливая любовь, ничто не омрачало ее. На четвертый же год, уверившись в преданности Александра, Элеонора разрешила ему прогулки за город. Тут-то и подстерегла юношу генеральская дочь Гедвиг-Доротея. Настигла его в полях и, извлекши меч, обещала Александру заколоться, если не допустит его красоты насладиться.

И так угрожала, доколе желание ее не сотворил. Вернувшись домой, Александр крепко уснул и пропустил обычный час ночного свидания. В тревоге прибежала Элеонора, видит спящего, слышит, как во сне нашептывает имя Гедвиг-Доротеи, догадывается обо всем. Стала слезно корить его: “О проклятое непостоянство кавалерское! о змеиное лукавство! о львиное свирепство!”.

В сокрушении неостановимо плакала и стенала девушка, впала в горячку, стала таять и, недолго промаявшись, умерла.

Горько переживал Александр случившееся; повелел сделать ей гроб и на верхней доске надписать: В. П. Э. А. Р. У. Г. Д., что означало: “В верности пострадала Элеонора Александра ради, ухищрением Гедвиг-Доротеи”. Послал пастору письмо, выразил сожаление и приписал – “дом вечный” при сем присылаю”.

А в день погребения Александр, во всем черном, шел за гробом и во время службы, глядя на лицо девушки, горько плакал. А потом, взяв кольцо свое в рот, стал прощаться, наклонился над покойной и незаметно около правой щеки ее кольцо выронил. И могилу, отобрав у могильщиков заступ, засыпал и сровнял собственными руками.

Вскоре после этого Александр перебирается в Париж и влюбляется в дочь королевского гофмаршала Тирру. Пишет ей любовные послания, но ту только забавили пылкие уверения, а когда Александр в очередной раз написал, что умирает от любви, и попросил: “приди и предай сама меня смерти”, Тирра ответила: “Если ты хочешь любить меня для одного лакомства, то ничего не получишь, а если до времени законного брака будешь любить меня сестрически, то напиши о том собственною кровью”. Любовники обмениваются письменными договорами. Но начавшуюся пылкую любовь подстерегают недоброжелатели.

От клеветы и наветов Александр вынужден бежать. Верный друг Владимир сопровождает его. Тирра, взяв латы, меч и копье, едет с ними.

На странников нападают разбойники; в жестокой сече рыцари немилостиво обходятся с нападавшими: “У кого главу, у кого руку или ногу от тела отделяли”. Но в темноте и в лесной чащобе они теряют друг друга и далее странствуют поодиночке. Александр “от печали мало едяше”, бессилен стал: проезжие рыцари сняли с него доспехи. Он идет куда глаза глядят, набредает на умирающего рыцаря, который оказался великим “Кавалером Гнева”.

Тот просит “погрести тело его” и завещает доспехи. Александр уезжает в Египет, для смотрения дивных пирамид, потом едет в Англию, где бьется в рыцарских поединках, выручает разоренного рыцарями купца. А на празднике флота Александр, сидя недалеко от адмирала, несколько раз переглядывается с его дочерью. Об этом доносят адмиралу, и тот бросает Александра в темницу, из которой ему удалось выбраться только с великим трудом, через глубокий подкоп.

Выйдя на волю, он нанял корабль и отправился на Мальту, где встречается со своей возлюбленной Тиррой (она все это время была простой служанкой в Испании).

Пропировав целую неделю, влюбленные решают ехать в Россию. Верный друг Александра славный рыцарь Тигранор провожает их до Амстердама, где они садятся на корабль. На пятый день плавания случился шторм, буря ломает все мачты. Неуправляемый корабль носит по волнам.

Все уже свыклись с мыслью о неминуемой гибели, но вдруг буря стихает, и морякам удается бросить якорь. Однако тут же на них нападают разбойники, которые, забрав все, что было на корабле, продают Тирру в рабство китайскому купцу. Александра же вместе с другими продают во Флориду. Во флоридской же стороне люди были “человекоядцы”.

Они начали откармливать его, как скотину, чтобы на праздник убить и съесть.

Александр был уже приведен на убой, но успел выхватить нож и всех, кто был близко, порезал, сам же скрылся в соседнем лесу. А потом шел не переставая через Новую Испанию в Эфиопию, пока не добрался до Египта. Там достал латы и отправился на Мальту, где дождался своего друга Тигранора, чтобы вместе поехать в Китай на поиски Тирры.

Освободив Тирру, рыцари едут с нею во Францию. Тем временем отыскивается и Владимир. Но злоключения героев еще не кончились. На пути в Россию, купаясь в море, Александр тонет.

Тирра закалывается. Любовников погребают вместе. Но тут является злая героиня первой части Гедвиг-Доротея.

Узнав обо всем происшедшем, она приходит в неописуемую ярость, извлекает труп Тирры из гроба и бросается с ним в пропасть. Владимир привозит родителям Александра печальные вести и как может утешает их. Те “по многим рыданиям и плача” вместо Александра Владимира своим наследником учинили.

Источник

История об александре российском дворянине анализ

В России, в столичном граде Москве, был некий знатен дворянин, именем Дмитрий, добронравием, смелством, храбростию и учтивством зело украшен и ко всякому добродеянию весьма был рачителен и бедных призирал, за что ему всемогущий бог даровал сына лепообразна юношу, которому равное красоте его имя дадеся Александр. И еще Александру в малом возрасте сущу дивитися было достойно, понеже от природы данной разум в нем так изострился, что философии и прочих наук достигл и склонность же его была более в забавах, нежели во уединении быть. Егда Александр умеренную силу в себе познал и двонадесятный возраст приспе, тогда возревновах красоту маловременно жизни света сего зрети, пришел ко отцу своему Дмитрию и просил сице: «Любезнейший и дражайший отче, желание мое нестерпимо мучит мя, еже бы от вас милости испросити, — и, конечно, бессовестная моя была бы дерзость, ежели бы не образцы многие тому свидетельствовались: понеже во всем свете до единого обычая имеют чад своих обучати и потом в чуждые государства для обретения вящей чести и славы отпускают, — того ради и я, ваш раб, взял намерение вначале благословение и к путешествованию позволения у вас испросити. Знаю, государь, что горячность и отеческая любовь ваша в разлуке, конечно, советоват[ь] не будет, однакож покорнейше прошу: учините мя равно с подобными мне, ибо чрез удержание свое можете мне вечное поношение учинити, — и како могу назватися и чем похвалюся? Не токмо похвалитися, но и дворянином назватися не буду достоин! Сотворите милость, не допустите до вечного позору!» Егда услышили отец и мати сына своего неотступное прошение, слезно увещевали и многими ласковыми разговоры намерение его развращали; однакож крепкое желание его оного ни отчее и матерное слезное рыдание призирало, и не могли никак склонить. И дав благословение и на знак памяти 2 кольца золотые с драгоценными камени под запрещением, еже бы ни для какой страсти никому не отдават[ь], вручили ему. И егда Александр благословение и позволение получил, исполнился великой радости, повеле седлати коней, благополучно, взяв с собою единого раба именем Евпла, от дому отыде и чрез несколько дней до Парижа столичного францужского града достиг. И не восхоте в том себя показат[ь], стал на квартиру града того у купца именем Кера, у которого в дом[е] слышит от рабов купцовых часто воспоминаемый град Лилл. Желанием Александр уязвился и конечное намерение взял, чтоб ради смотрения, достоин ли такой великой хвалы, ехать на утре повеле рабу своему быти в намеренный путь готову; и взяв с собою потребьные, поехали. И как в близости достиг и око его зрети красоту града оного допустило, то всем сердцем возрадовался, якобы что и свое получил, и по той радости усумнился, рече в себе: «Великие и изрядные грады прошел и видев, основание тех радости же мне никакой тогда не было ни еже оком, — токмо возмог зрети сей град Лилл — и порадовался безмерно: сего признаваю, либо буду в сем граде в великой чести, или в несносной погибели причастен!» Однакож, приехав, нанял квартиру близ пасторских полат и жил долгое время в великих забавах так, что живущие во оном граде Лилле, красоту лица и остроту ума его усмотря, между всеми приезжими ковалеры первенством почтили. Но в един от дней к вечеру наиде на Александра незапное уныние, от которого никоими забавами избавитися не мог; и взяв флет-реверн, начал играти и мало тем себя увеселил, но игра его бы[ла] слышна в пасторских полатах, которые близ квартиры его стояли; и такое его флет-реверн подавал приятное играние, что пасторская дочь от сна пробудилас[ь] и послала девку, именем Акиллию, проведать, кто играет, а сама села близ окна и с великим умилением слушала. Девка, пришед на квартиру Александрову, у раба его Евпла спрашивала, кто играет, на что Евпл отвещал: «Господин мой от уныния забавляется!» Александр, слышев девичий разговор, вышед, вопросил ее сице: «Что от раба моего требуеши? И откуда еси ты?» Она ему отвещала «Государыня моя Элеонора, града сего пасторская дочь, прислала меня на квартиру вашу проведат[ь], кто играет: понеже де игра оная в великое желание к слушанию ее привлекла». Александр рече: «Покажи мне государыню свою, чтоб я знал о себе, ей как сказаться!» Раба усумнилась и долгое время в размышлении стояла и потом говорила сице: «Ежели прямо желаешь государыню мою видеть, извольте выйти на улицу и узрити ее в спальне, в окне седящую!» Александр, слыша сие, скоро на улицу побежал, и поровнясь с пасторскими полатами, устремился на все окна смотреть, и узрил ее в окне седящу, дивился красоте ея. Элеонора ж, узрев Александра, возмнила быть некоему шуту: того ради отворя окно, рече ему громко: «Чего, человече, желаеши? Или мадел зданию снимаеши?» Александр отвещал: «О желании моем скоро известна будишь!» И паки на квартиру возвратился и пришед посланной девке подарил 20 червонных и просил, чтоб ему помощь учинила, как бы с государынею ея по-знаться. Она же обещала возможно вспомогание, а ради лучшего совета просила сроку до утра. Александр, отпустя девку, размышлял много; способнейшего случая никоего не домыслился и был всю ночь в великом диспорате [1] . На утре же пришла к нему реченная девка и дала совет, чтоб написал письмо, которое обещалась верно-вручить. Александр исполнился великой радости о данном добром совете и написал письмо:

Читайте также:  Анализ исполнения договоров с поставщиками бгу

Дражайшая Элеонора, моя государыня!
Кол[ь] велию печал[ь] беспокойство вчерашней ваш вопрос во мне умножил и дивлюсь, как возмогла такое великое пламя горячность с высоты во утробу мою вложить, которая меня столько палит, что уже терпети не возмогу! Того ради покорно прошу, буди врач болезни моея: ибо никоим дохтуром отъятой быти не может. Аще же с помощию не ускоришь, страшуся, да не буди мне убийца! паки молю, не обленись, с помощью зде предстани и ежели учиниши, припишу корысти на сердце моем и верность моя до гроба не оскудяет, в которой и днесь пребываю и склоннейши слуга. Александр.

Написав и с реченною девкою ко Элеоноре послал. Девка же» излуча время, государыне своей сице вручила: «Государыня моя,, не возымей на меня, рабу свою, гнева за невольную мою продерзость; понеже письмо сие понудил мя смертный страх вам государыне моей вручить. Сего дни, как я пошла по валу, стретился мне тот ковалер, который вчерашнего числа от уныния забавлялся, и отдав мне сие письмо, приказал вам вручит[ь] и оказал, ежели не вручу или дам кому прочесть, закаялся живым богом, что меня, конечно, умертвит!» И Элеонора, взяв письмо с великим недоумением, рассуждала об нем и подписала на том же письме сице:

Надежду вручаю, Просьбы ожидаю, Желанное получишь, А здравие погубишь! —

и послала с тою же девкою ко Александру. Александр о получении письма возрадовался, и егда несклонность Элеонорину уразумел, притворил себя, якобы изумлен стал. Девка Акиллия, виде Александра изумленна, ужаснулас[ь], и не дождась от Александра приказу, ушла и случившаяся с ним Элеоноре поведала. Тогда Элеонора, хотя и сожелела, а объявлять ему запретила, ибо желание ея было, чтоб познат[ь] ковалерское сердце, сколько крепко противу женска. Александр, размышляя о несчастии своем и надежды, и притворил себя так, что можно его изумленным тогда назвати было, отчего наконец и в сущую жалост[ь] пришел. Того ради, ища себе увеселения, пошел за город и нашел место прохладное и воздух приятный, на оном возлеже лицеи ко граду, взирая нан[ь] и несчастия своя воспоминая, прослезился, и тако в .размышлении о несклонной элеонориной любви долгое время пребыв тут, запел арию:

Дивну красоту твою, граде Лилл, я ныне зрю: Врата имашь, позлощенные, А внутри копие изочренные! Почто чинишь со мною прю? Стенами крепчайшими отвсюду окружен; Здание предивно имашь, В руце держишь палашь! С тобою уязвлен! К ней похвалы имам днесь предати, Храбрость мою уничтожил, Печаль во мне умножил! Покинь стрелы метати! В себе драгоценнейший камень бралиант имашь, Ах, Элеонору деву, Полну ярости и гневу! Помощи мне в том не дашь, — Зрю фартуна злящая мною ныне владеет, Несчастие ко мне течет И ко гробу уже влечет! Что мне в помощь успеет.

И окончив сию арию, пошел с того места до своей квартиры; и в великой той печали многие дни по граду ходил. Жители же того града Лилла, хотя и о причине несчастия его ведать и много вопрошати покушались], но Александр не сказывал. И по многом александровом сумнении прииде нань жестокая горячка, и в том великом жару, невем, како в пасторские полаты вшел. И пришед пред лицо Элеоноры, рече: «Что со мной знай чинити!» И паде на землю, ибо не мог более болезни ради стояти. Тогда Элеонора в великий прииде ужас и рече: «ах, какая проклятая девица! такового изрядного и чести достойного ковалера несклонностию своею и гордым ответом в конечную погибел[ь] привела!» И взяв Александра Элеонора с рабою своею Акиллиею и снесоша на квартиру и положиша на одр. Тогда Элеонора, взирая на Александра, многие слезы испускала, и так в себе смутилась, что чрез великую силу Акиллия Элеонору от Александра отвела; а пришед Элеонора во свою спальну, проклиная себя, неутешно плакала и в тех слезах пела арию:

Счастие, Элеонора, сама ты погубила! Нанесла печаль своей младости! Гордым ответом болезнь возбудила, Коей причастна ныне сладости! Кою пользу гордостию себе, бедная, сотворила? В чем себя более признаваешь? Здравия почто ты себя лишила, А в горести уже пропадаешь! Прииди, любезнейший! изми мя от злейшия муки И не дай напрасно погибати! Ускори мне в помощь и простри руку, Не имам, на кого уповати!

Акиллия, видев государыню свою, неутешно плачущу, пошла ко Александру и обрете его в болезни сущей, — того ради не имела ко увеселению государыне своей ничего достать, взяла раба его Евпла с собою и просила, чтоб Элеоноре донесть, будто Александр уже здрав и поехал для увеселения в поля гулять. Евпл же, не хотя Акиллии преслушат[ь], вскоре пошед ко Элеоноре и донес, что государь его Александр уже здрав и поехал гулять в поле. Элеонора, слуша сие, хот[ь] мало и порадовалас[ь], однакож познав неправду, говорила Евплу сице: «Знаю, свет мой, что ради увеселения мне Александрово здравие объявляешь, однакож вем, что Александр при смерти лежит болен!» А как Александр от болезни свободился, рече в себе: «Безумен есть аз! коликие дни препроводил в муке ради негодной любви женской! Ныне с чем возвращуся в дом отца моего? Не знав поля, не видав неприятеля, не слышав ружейного стуку, како прислужуся монарху моему? и коим достоинством пожаловати мя повелит? Аз же сим не токмо похвалятися могу, но и приятелю сказати не могу под великим стыдом!» Однакож желание конца мира зрети преодолело, и повеле призвати единого купца, именем Ланже, которой Александру в знакомстве очень близок был, и просил его, чтоб сделал [пир], а сам бы сею позвал бы купно с протчими дамами пасторскую дочь Элеонору к себе. На что купец охотно обещал учинить. И в третий день повеле стол готовить и созвал множество дам и ковалеров, в том числе Элеонору. И Александр в то время сидел с Элеонорою за особливым маленьким столом, которой к тому был приуготовлен, а забавлялис[ь] в карты, и между тем Александр пел арию тихо для того, чтоб Элеонора одна слышала.

[Александр и Элеонора горячо полюбили друг друга. «Ни чрез какие волшебства и хитрости, когда любовь их развратите было возможно», — замечает автор повести. Однако счастье влюбленных было недолговременным: Александр увлекается Гедвиг-Доротеей, дочерью генерала, изменяет своей возлюбленной. Элеонора от тоски, горя заболела, и умерла. Недолго торжествовала свою победу Гедвиг-Доротея, — Александр изменяет и ей, увлекшись красавицей Тиррой, дочерью гофмаршала. Далее в повести описываются рыцарские подвиги Александра, которыми прославился он на весь мир. Рыцаря Тигнанора, который одного из самых сильных английских «кавалеров с единого разу надвое разделил», Александр легко побеждает: он его «так сильно в груди ударил, что латы просекл и из седла вышиб, а потом копнем тупым концом ударил и поверже на землю его, яко мертва». Александр, сражавшийся под девизом рыцаря «Гнева и победы», своею силою и храбростию заслужил такое уважение среди рыцарей, что в случае обиды какой-либо рыцаря «Гнева и победы» за честь его «вся Европия восстанет», — говорится в повести. Александр погиб во время своих странствований, но не в бою, а случайно: утонул во время купанья в море].

[1] То есть в расстройстве.

Источник:
Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Сост. А.В.Кокорев — Л., 1965. — С.25-29.

Источник

Повести петровского времени. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

Беллетристика петровской эпохи основывалась в своей тематике, сюжетах и стиле повествования на русской повести XVII в. с привлечением элементов психологического и авантюрного романа западного образца. Русская повесть первой трети XVIII в., оставаясь по форме традиционным жанром древнерусской литературы, несла в себе принципиально новые особенности и черты, отражающие действительность переломной эпохи. Другим стал герой повести. Успех в жизни, счастье и довольство судьбой стали определяться не воздействием внешних сил и не молитвенным покаянием. Главными для судьбы героя становятся его энергия и предприимчивость, ум и находчивость, мужество и способности преодолевать жизненные невзгоды и обстоятельства. Изменение общественных отношений и общественного самосознания превращает героя повести XVIII в. из безвольной игрушки в руках судьбы в победителя, сильную личность, награжденную удачей за проявленную смелость.

Принципиальным отличием повестей петровского времени является отношение автора к женщине-героине. В повестях XVII в. любовь представлялась автору греховным и запретным чувством, за которое женщине приходится тяжело расплачиваться. В соответствии с настойчивыми указами Петра I общественная жизнь начала XVIII в. была такова, что женщина отходила от «теремного», затворнического образа жизни. Она наряду с мужчиной принимает участие в ассамблеях, приемах. По неписаным законам зарождающейся светской жизни женщина вправе принимать или отвергать ухаживания кавалеров. Литература петровского времени чутко реагировала на подобные изменения в общественной жизни. В повестях любовная тема занимает важное место в сюжете, подробно изображаются все хитросплетения и оттенки любовного чувства. Это способствовало развитию психологической достоверности авторского рассказа.

Наиболее популярные оригинальные русские повести первой трети XVIII в.: «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре» и «Повесть о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Мы ограничимся рассмотрением «Повести о … Василии Кориотском», которая может служить образцом повести нового времени.

«Повесть о … Василии Кориотском»: краткое содержание

Герой повести — сын небогатых дворян, который по собственному желанию становится матросом и служит в российском флоте. Не только выбор небывалой для России XVII в. профессии, но и целеустремленность Василия, его прилежание, исполнительность свидетельствуют о том, что автор создавал героя нового времени, когда личная инициатива, любовь к отечеству и профессионализм становились важнейшими личностными ценностями. Проявив себя способным и умелым матросом, Василий был послан в числе других отличившихся в Голландию «для наук арихметических и разных языков» (этот элемент сюжета также явственно отражает реальности петровского времени). В Голландии Василий служит у иностранного купца, помогая ему в торговле. Он удачлив в делах и не только способствует обогащению своего хозяина, но и сам становится состоятельным человеком. При этом Василий испытывает характерную для героя русской повести, оказавшегося вдали от родины, тоску по отчему дому. Василий ощущает непреодолимое желание отправиться в Россию, чтобы «взять благословение» у отца. После долгих уговоров купец отпускает Василия, который на корабле отправляется на родину. На этом заканчивается первая часть повести, которую условно можно назвать бытовой, и начинается любовно-авантюрная часть повествования, насыщенная сказочными элементами.

Читайте также:  Анализ будет готов завтра

Корабль, на котором находился герой повести, попал в жестокий шторм, и все, кроме Василия, стали жертвами стихии. Герой попадает на остров к разбойникам, где встречает плененную Ираклию, дочь Флоренского короля. Василий и юная «королевна» полюбили друг друга, и герой, проявляя хитроумие и находчивость, бежит со своей возлюбленной с острова. Они попадает в Цесарию (у авторов повестей того времени названия и местоположение европейских стран носили условный характер), где Василий становится другом цесаря, который полюбил его, как брата. Однако счастливая жизнь возлюбленных была нарушена появлением коварного адмирала, который по повелению Флоренского короля прибывает в Цесарию в поисках Ираклии. Адмирал, которому Ираклия была обещана в жены в случае ее обнаружения и спасения, решил избавиться от Василия. Он приглашает молодых людей на корабль якобы для морской прогулки, но потом приказывает своим офицерам выбросить Василия за борт. Однако Василию удалось спастись, и он появляется при дворе Флоренского короля как раз в то время, когда несчастная Ираклия готовится идти под венец с вероломным адмиралом. В финале повести добро торжествует над злом. При дворе появляются свидетели расправы с Василием, и Флоренский король узнает правду о случившемся. Адмирал сурово наказан, а Василий становится мужем Ираклии. После смерти короля он — правитель Флоренской земли и правит долго и счастливо.

Повести петровского времени. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

Василий Кориотский,сын обедневшего российского дворянина, просит у отца благословения, чтобы тот отпустил его на службу, и тогда он сможет присылать родителям деньги из своего жалованья. В Санкт-Петербурге юноша записывается на корабль простым матросом. За честность, исполнительность и сообразительность Василия назначают старшим на корабле, а когда выходит указ — отбирать лучших матросов и отправлять их учиться в Европу, Василия посылают в Голландию и определяют в дом к богатому купцу. Тот привязывается к юноше и доверяет ему больше, чем своим приказчикам. Василий по его поручению и ездит с товарами в Англию и Францию и успешно ведёт торговлю.

Купец щедро награждает юношу, и тот посылает отцу через вексель крупную сумму денег. Когда кончается срок пребывания Василия в Голландии, купец просит его остаться у него навсегда, ибо он полюбил юношу, словно родного сына. Но Василий просит его отпустить к отцу и обещает вернуться обратно. Купец даёт ему три корабля с товарами и много денег и отпускает. Василий на случай крайней нужды зашивает в клинья своего кафтана тысячу червонцев и отплывает в Россию.

На море подымается буря, и корабль, на котором плывет юноша, тонет. Василия, уцепившегося за доску, прибивает к большому острову, на котором живут разбойники. Юноша тоже называется разбойником, и те принимают его в товарищи. Когда разбойники отправляются грабить купеческие корабли, которые проплывают мимо острова, Василий всякий раз просит их отпустить его на промысел одного. Не желая разбойничать, юноша гуляет по берегу, потом приносит часть денег, которые были зашиты у него в кафтане, а разбойникам рассказывает, что напал на небольшое судно и взял всё, что было у корабельщиков. Так он приносит то сто, то двести червонцев.

Разбойникам по душе такой удалой молодец, и они решают назначить его своим атаманом вместо прежнего. Юноша отказывается, но они грозятся убить его, и Василию приходится согласиться. Прежний атаман сдаёт ему всю их казну и ключи от чулана, в который ему запрещено заходить, ибо разбойники под страхом смерти берут с него обещание никогда без них не отпирать его. Когда есаул доносит, что в море показались купеческие корабли, Василий, прежде чем отпустить разбойников на промысел, делает вид, что знает толк в волшебстве и заговаривает их оружие, а перед самым боем выдаёт всем по чаре вина.

Однажды Василий, оставшись один, отпирает чулан и видит в нём прекрасную девицу.Та рассказывает ему, что она — Ираклия, дочь Флоренского короля: её захватили разбойники и держат взаперти, ибо не могут договориться, кому из них ей владеть. Девица умоляет Василия спасти её, и тот обещает ей помочь. Как-то раз он встречает на острове рыбаков из Цесарского государства (Австрии), которые привозят разбойникам рыбу на продажу, и договаривается с ними, чтобы они вывезли его с острова. Выждав удобное время, Василий объявляет разбойникам, что видел на море семь купеческих кораблей, и приказывает захватить их.

Когда все разбойники отправляются на промысел, он забирает всё награбленное ими золото и вместе с Ираклией отплывает с острова в рыбацкой лодке. Разбойники, обнаружив пропажу казны и атамана, пытаются догнать их, но беглецам удаётся уйти. Василий с Ираклией добираются до пристани и отплывают на почтовом судне в Цесарию, где Василий снимает большой красивый дом и живет в нём с Ираклией в большой роскоши.

Цесарь встречает Василия в дорогом убранстве в церкви и расспрашивает у него, кто он и откуда. Тот рассказывает цесарю о своих приключениях и о том, как спас от разбойников дочь Флоренского короля. Цесарю по душе бравый российский матрос, он приближает Василия к себе, называет его не иначе как братом и приглашает их с Ираклией поселиться в его дворце. Цесарь рассказывает Василию, что отец Ираклии повелел своему адмиралу найти его дочь и обещал, что если тот выполнит его наказ, то он отдаст Ираклию ему в жёны, хотя адмирал уже далеко не молод. Через некоторое время в Цесарию приплывают корабли Флоренского адмирала. Цесарь объявляет ему, что Ираклия живёт в его дворце вместе с его братом, Василием, который волен поступить, как пожелает: отдать адмиралу Ираклию или нет. Когда Василий рассказывает Ираклии о приезде адмирала,та печалится и надевает чёрное платье. Адмирал просит Ираклию вернуться вместе с ним домой,но она отвечает, что на то — не её воля, а Василия, который избавил её от разбойников. Василий говорит адмиралу, что не отпустит с ним Ираклию, пусть адмирал возвращается к королю и передаст ему, что его дочь благополучно пребывает в Цесарии, а король получит её, только если самолично приедет за ней.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Адмирал решает обманом увезти королевскую дочь и приглашает на свой корабль Василия и Ираклию вместес цесарскими генералами, министрами и драбантами (телохранителями). Он щедро угощает их вином, а потом велит своим офицерам выбросить с корабля всех, кроме Ираклии. Василия адмирал приказывает утопить, но офицеры жалеют его, тайком сажают в шлюпку и отпускают.Адмирал отплывает во Флоренское государство, а от Ираклии под страхом смерти требует, чтобы она объявила отцу, будто адмирал взял её с боем в Цесарии.

Прибыв на родину, адмирал требует у короля обещанного, и тот соглашается отдать дочь ему в жёны. Ираклия скорбит и не снимает чёрного платья, даже когда её везут в церковь, чтобы обвенчать с адмиралом. А Василий, которому удалось добраться до Флоренской земли раньше адмирала, узнаёт, в какой день Ираклии предстоит венчаться. Когда она проезжает в карете мимо лачуги, где поселился Василий, он берёт арфу и поёт жалостную песнь, в которой напоминает Ираклии о том, как он спас её от разбойников, а коварный адмирал приказал его утопить. Королевна видит Василия, приводит его к своим родителям и рассказывает им всю правду.

Возмущённый коварством и подлостью адмирала, король приказывает казнить его, а дочь отдаёт Василию в жёны. Василий через некоторое время после свадьбы навещает цесаря, который радуется счастью брата. Молодые живут в славе и довольстве, а после смерти короля Василий становится королём Флоренции и царствует до самой своей смерти.

Одним из наиболее ярких и показательных явлений Петровской эпохи можно считать
рукописныеанонимные
повести первой трети XVIII века — «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», «Гистория об Александре, российском дворянине», «Гистория о российском купце Иоанне», «Гистория о шляхетском сыне». Для примера рассмотрим первую из них, наиболее популярную и яркую.

В произведении выделяют две части: с одной стороны — бытовая повесть о жизни молодого дворянина, отправленного правительством за границу для получения образования, с другой — повесть любовно-авантюрная, в которой можно найти как отзвуки волшебных сказок и «разбойничьих» песен, так и мотивы западноевропейской повести.

Первая часть «гистории» изобилует реально-бытовыми деталями, характерными именно для Петровской эпохи: Санкт-Петербург, флот, отправка молодых людей в Голландию для совершенствования в науках, само наименование Русского государства «Российскими Европиями» и многое другое. В образе главного героя сложным образом соединяются как традиционные (благочестие, почитание родителей и старших, любовь с равными, забота о слабых), так и новые черты. Последние проявляются главным образом в связи с возникновением любовной темы: Василий Кориотский совершенно иначе относится к женщине, чем герои повестей Древней Руси, в его отношении к Ираклии он изображается как учтивый кавалер, галантный рыцарь, куртуазный влюбленный. В отличие от бытовых повестей XVII в., в основе которых лежит архетипический мотив «блудного сына», Василий не конфликтует с родительской властью. Новым оказывается и взгляд на любовь – это уже не наваждение, не козни дьявола, а реальное и простое человеческое чувство.

Основной закономерностью организации сюжетного повествования в «Гистории» оказывается принцип ступенчатого и контрастного развития

. Безвестный дворянин, живущий в «великой скудости», становится сначала матросом российского флота, где обращает на себя внимание «остротой ума» и успехами в «навигацкой науке», потом – уже в Голландии – не просто изучает разные науки, но и фактически становится партнером «галанского гостя», водя по морям его суда и совершая крупные и успешные торговые операции. Этот рост останавливается бурей и кораблекрушением: Василий чуть не гибнет в море по дороге на родину. Оказавшись на разбойничьем острове, Василий тоже переживает некоторый рост, становясь в конечном счете – против своей воли, но все же – атаманом разбойников. Бегство с Ираклией снова ставит под угрозу его относительное благополучие, однако довольно скоро Василий вступает как равный в круг европейских монархов: цесарь (император Австрии) относится к российскому матросу с великим почтением и предлагает ему стать «названным братом». Но и это благополучие длится недолго. Коварство соперника, флоренского адмирала, едва не погубило героя, но он спасся от смерти, был привезен встречным рыболовом во Флоренцию и стал простым работником у какой-то старухи в богадельне. В развязке повести Василий вновь становится женихом королевны Ираклии, женится, наконец, на ней, а конец повести окружает его настоящим апофеозом: «Василий поживе в великой славе и после короля флоренского был королем флоренским; и поживе многая лета и с прекрасною королевною Ираклиею и потом скончался».

Отмечается, что все образы повести введены лишь с целью раскрыть те или иные черты в характере главного героя

. Благодаря отцу героя Иоанну Кориотскому мы видим Василия любящим, добродетельным и заботливым сыном. Используется и
прием антитезы
: глупость разбойников оттеняет ум и хитрость Василия, на фоне коварства и лживости адмирала рельефнее выступает прямота и честность российского матроса. И даже Ираклия – образ малосамостоятельный, нужный автору прежде всего затем, чтобы представить Василия галантным кавалером, далеко не чуждым власти чувств.

«История» примечательна соединением традиций русской бытовой повести XVII века, новгородских былин о «богатом госте» и любовно-авантюрного романа, характерного для европейского барокко. Сходным образом в ней сочетаются славянизмы с иноязычными заимствованиями петровской эпохи, черты традиционно-патриархальной морали с нарождающимся индивидуализмом. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет. Одним из важнейших факторов литературы петровской эпохи была разработка новой концепции личности, решение проблем человека. Теперь человек воспринимался не как источник греховности, а как самостоятельная действующая личность, ценная сама по себе и за службу отечеству. Теперь только благодаря своему уму, храбрости, сообразительности можно было подняться из низших слоев общества в высшие.

Источник