Источники римского права
Выявим состав источников римского права, а также определим содержание категории «источник права».
В литературе по римскому праву понятие «источник права» используется в различных значениях, как:
– источник, содержащий правовые нормы;
– форма возникновения норм права;
– источник познания права.
Согласно Институциям Гая к источникам права относятся: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. Данные источники раскрывают способ (форму) образования норм права. Соответственно, источник права рассматривался в Риме как способ (форма) образования права.
В Институциях Юстиниана указывается два вида источников:
– закон и иные нормы, которые исходят от государственных органов и представлены ими в письменной форме;
– нормы, которые формируются в практической деятельности (правовые обычаи).
В зависимости от письменной или устной формы источников римляне выделяли право писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum).
В широком смысле к источникам права причисляют многочисленные правовые и другие памятники, которые включают юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним следует отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т.д.
Обычное право и закон . Самым древним неписаным источником права Рима являлось обычное право как совокупность правовых обычаев.
В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, которое сложилось по причине его долгого фактического применения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Римский юрист Юлиан указывал на давность (длительность) применения обычая и молчаливом согласии общества (признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.
Нормы обычного права включали обычаи предков, обычную практику, обычаи жрецов, обычаи практики магистратов.
В древний период помимо обычного права в Риме в качестве источника права применялись и законы (leges). К первым законам в Риме относятся законодательные акты, которые принимались народными собраниями и утверждались Сенатом.
В 451–450 годах до нашей эры была сделана запись обычаев, которая получила название Законов XII таблиц.
Эдикты магистратов . Римские судебные магистраты имели право на издание постановлений для римских граждан и других жителей Римского государства.
Термин «эдикт» произошел от слова «dico» («говорю») и в соответствии с ним изначально трактовался как устное объявление магистрата следующих видов:
– постоянный эдикт издавался новым магистратом и указывал на то, какие правила будут в основе его деятельности (своеобразный план работы);
– разовый эдикт издавался в связи с решением конкретного дела и по иным незапланированным поводам.
В последующем эдикты принимались в письменной форме и действовали лишь в период управления издавшего их магистрата, а следующий магистрат мог их отменить либо продлить. В начале II века нашей эры эдикты были названы вечными и неизменными.
Деятельность юристов . Большое распространение приобрела такая специфическая римская форма правообразования как деятельность юристов (юриспруденция).
Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, которые посвящались законодательству, именовали комментариями. Также юристы формировали сборники казусов, в которых высказывали своё мнение об определенных юридических событиях. Римские юристы создавали учебники по римскому праву и являлись преподавателями права.
Сочинения римских юристов были тесно увязаны с практикой. Реализуемый ими анализ правоотношений и представление правовых норм характеризовались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений.
К выдающимся римским юристам, внесшим огромный вклад в развитие римского права, следует отнести следующих деятелей: Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола, Лабеон, Капитон, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Гай и другие.
Кодификация Юстиниана . Первая половина VI века нашей эры характеризовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить некогда великую Римскую империю.
Огромный труд по составлению юстиниановского Свода был осуществлен в несколько приемов и в относительно короткий срок.
Внимание Юстиниана было сосредоточено на собрании императорских конституций. Следовало привести в порядок конституции, которые накопились за сто лет после издания «Феодосийского кодекса».
Однако Юстиниан решил более сложную задачу – пересмотр и прежних кодексов (Грегорианского, Гермогенского и Феодосийского) путем исключения из этих источников всего устаревшего, а все действующее объединялось в одном сборнике.
Для решения поставленной цели Юстиниан сформировал и назначил комиссию из 10 человек. Через один год комиссия завершила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован Кодекс Юстиниана, который отменил собой три прежних.
Свод законов императора Юстиниана состоял из трех крупных сборников источников римского права: институции, Дигесты и Кодекс.
После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 год, которые не вошли в Свод. Указанное собрание получило название Новеллы.
По замыслу Юстиниана все вышеуказанные части юстиниановской кодификации должны были составить одно целое (один «Corpus» права), хотя они и не были первоначально соединены под одним общим названием.
Только в Средние века, по мере возрождения интереса к изучению римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под которым он известен и ныне.
Источник
Понятие и виды источников римского права
Истоки римского права появились в VIII в. до н.э., когда Рим был одной из небольших патриархально устроенных общин в центральной области Италии. По мере расширения территории римского государства и превращения его в империю, меняются основы его правовой системы. Первоначально она была выражением интересов ограниченного круга правящей элиты.
Постепенно базовыми принципами права становятся индивидуальные гражданские и экономические свободы. Впоследствии древнеримское право легло в основу законодательной системы многих европейских национальных государств.
Источники римского права – это совокупность многочисленных правовых и других источников, содержащих юридические нормы и правовые обычаи римлян. Они часто используются как основа современной юридической мысли и служат источником правовых познаний.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Общая характеристика, какой был самым древним
История римского права тесно связана с эволюцией римского государства. Самые древние источники датируются «царским периодом» (753-510 гг. до н.э.). В это время Рим представлял собой типичное рабовладельческое государство древности. По форме правления это была монархия. В общественных отношениях господствовал патриархальный уклад.
В VI в. до н.э. Рим был преобразован в республику, а с I в. до н.э. началась его трансформация в империю. Римское право на протяжении этого времени претерпело длительную эволюцию. От архаических правовых форм и обычаев оно перешло к писаным законам. Содержание их становилось более сложным, формулировки – более четкими. Разрабатывались и внедрялись специальные юридические термины.
По мере превращения Рима в крупнейший мировой политический, экономический и культурный центр, его правовая система приобрела универсальный характер. Она впитала в себя лучшие образцы юридической мысли завоеванных Римской империей народов.
- универсализм;
- индивидуальность;
- ясность аргументации;
- лаконичность;
- четкость формулировок;
- точность юридических техник;
- приоритет свободы личности, свободы договоров и завещаний;
- признание важности института частной собственности;
- светский характер.
Основные виды источников римского частного права
Древнеримский юрист Гай во II в. н.э. в своем фундаментальном труде «Институции» выделял 5 видов римского права:
- законы;
- императорские конституции (декреты, эдикты, мандаты, рескрипты);
- сенатусконсульты (декреты высшего древнеримского органа власти – Сената);
- эдикты магистратов (должностных лиц);
- деятельность и комментарии юристов.
В VI в. по приказу византийского императора Юстиниана была проведена работа по кодификации римского права. Частью этой работы был четырехтомный труд «Институции», составленный профессорами Дорофеем, Феофилом и Трибонианом. В «Институциях Юстиниана» предлагалась следующая классификация источников римского права:
- юридические нормы, издаваемые органами государственной власти и закрепленные в письменной форме;
- нормы, складывающие в процессе практической деятельности и существующие в виде правовых обычаев.
По форме источников римляне делили право на:
- «jus scriptum» – писаное, зафиксированное на любых долговременных носителях информации – камне, папирусе, дереве, пергаменте;
- «jus non scriptum» – неписаное или устное. Правовые обычаи, одобряемые обществом и признаваемые государством. Складывались на протяжении большого периода времени и стали общеобязательными в силу длительности фактического применения.
Исторически выделяются 3 этапа эволюции римской правовой системы:
- Древнейший период – VIII в. до н.э. – середина III в. до н.э.
- Классический – конец III в. до н.э. – середина III в. н.э.
- Постклассический – конец III в. н.э. – VI в. н.э.
На раннем этапе большую роль в юридической практике играли правовые обычаи. Они отражали разумную потребность в регулировании ситуации и глубоко укоренялись в правовом поле.
В период усиления государственной власти в Риме обычаи теряют свою силу. Основным источником права становятся законы (leges).
После падения Римской империи и формирования на ее территории варварских королевств римское право теряет свою актуальность на несколько веков. С началом эпохи Ренессанса возрождается интерес к античности. Право Древнего Рима начинает изучаться в университетах и применяться в судах. Оно переходит в местное и национальное законодательство.
Наиболее известные источники римского права:
- «Законы XII таблиц» («leges duodecim tabularum») – были записаны в 451-450 гг. до н.э. Это первый достоверно известный источник писаного древнеримского права. Они были выгравированы на специальных медных колоннах, выставленных на форуме для всеобщего обозрения. Содержали правовые нормы, регулирующие различные сферы. Не разделены на отрасли, но в них прослеживаются зачатки уголовного, семейного, частного, публичного и иных форм современного права. В 387 г. до н.э. были уничтожены во время нашествия галлов. Известны в пересказах и цитатах разных авторов. Пример: отсылки и комментарии к «Законам XII таблиц» содержатся в Своде Юстиниана.
- Эдикты магистратов. В конце VI в. до н.э. Рим перешел к республиканской форме правления. Государственные должности стали выборными и получили общее название «магистратура». Чиновники, временно исполняющие властные функции, получили наименование «магистраты». Они имели право издавать постановления – эдикты. Первоначально это были устные объявления. Слово «эдикт» происходит от латинского «dico» – «говорю». В дальнейшем они стали фиксироваться в письменной форме. Магистраты избирались на короткий срок. В начале вступления в должность они провозглашали новые эдикты или продлевали старые. Подразумевалось, что новые постановления не должны были менять существующую правовую систему, а могли дополнять и совершенствовать ее. Во II в. н.э. по приказу императора Адриана юрист Юлиан выработал опись существующих эдиктов и они были объявлены неизменными.
- Юриспруденция. В Древнем Риме была распространена особая форма правообразования – профессиональная деятельность специалистов в юридическом деле. Правоведы давали комментарии по поводу юридической литературы, объясняли значение законов, высказывали суждения по судебным делам, составляли сборники казусов. Их анализ правоотношений был тесно связан с практической деятельностью и мог влиять на принимаемые в суде решения. Особенно сильным было их влияние в т.н. «Золотом веке» римской юриспруденции (II-III в. н.э). Выдающиеся римские юристы (Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан) внесли большой вклад в становление правовой мысли и развитие правосознания. В 426 г. император Валентиниан III признал, что цитирование этих пяти специалистов в области права имеет закон юридической силы.
- «Свод Юстиниана» («Corpus juris civilis»). В 529-534 гг. н.э. по приказу императора Юстиниана была проведена кодификация имеющихся законодательных документов. Этот многотомный труд стал основой византийской правовой системы. Он отражает большинство черт римского права, но содержит и греко-восточные юридические нормы.
Взаимосвязь с современными источниками российского гражданского права
Понятия источников римского и современного гражданского права частично взаимосвязаны. Гражданское законодательство Российской Федерации признает в качестве источников права законы и обычаи. При этом по Конституции на территории России закреплено верховенство закона. В Риме также в период укрепления государственных институтов закон начинает преобладать над правовыми обычаями.
Процедура принятия законов также имеет параллели. В Риме в республиканский период законы инициировали магистраты, потом они обсуждались на народном собрании. По ним принималось решение путем голосования и только затем они направлялись на одобрение в сенат. В России инициируемые должностными лицами законы обсуждаются в Государственной Думе, потом происходит голосование и одобрение в Совете Федерации.
Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит многочисленные рецепции римского права. Примеры:
Источник
Источники римского права кратко
В различных трудах ученых, понятие «источники римского права», трактуются в разных значения:
Источник – материальные политические, исторические, экономические условия жизни.
Источник – документ, памятник права.
Источник – форма реализации права.
более полная информация о источниках римского права
Виды источников Римского права:
Обычай
Самый древний источник права, обычное право не фиксируется, основано не на прямом предписании государства, а на его длительном применении.
Законы 12 таблиц
451г – Эра законов. Смысл законов 12 таблиц: носят не казуистический, а общий характер. Носят светский, а не сакральный характер. В них предусмотрен порядок судопроизводства, есть нормы гражданского, уголовного права.
Эдикты Магистратов
Указы о разных сторонах жизни, решения народных собраний, издавались преторами.
Деятельность юристов
Для практики юристов стали характерны три глагола : отвечать, вести дело -подписывать, редактирование – руководство. Постепенно появляется толкование цивильного права – дегесты. Появляются учебники – институции – сборники правил, появляются сентенции Павла – наставления, поучения. Появляются сборники казусов, юридические школы: Собинианская, Прокулианская, Бейрутская. К середине 2 века противоречия школ начинают сглаживаться. Один из споров, кому должна принадлежать вещь? Тому, кто ее изготовил или тому, из чьего материала она создана.
Юристы того времени различали действия совершенные вокруг закона и против закона. В период принципата некоторые юристы получили особые привилегии. Потому что решениями судов, которые они выносили, граждане Рима были недовольны. И тогда Валентиан Третий издал закон «О цитировании».
Основополагающими были труды пяти юристов:
1) Попиниана
2) Ульпиана
3) Павла
4) Модестина
5) Гая
Кроме того обязательными являлись мнения тех юристов, на которых ссылались эти пять юристов. Если мнения пятерки были различными по какому-то вопросу, то тогда брали мнение большинства из пяти. А при равенстве нужно было придерживать мнения той группы юристов, где был Попиниан. Кроме того признавалось, что всегда имели силу сентенции Павла. Стала ощущаться потребность систематизации права. Ее провели уже в Византийский период. В 528 году император Византии – Юстиниан издал указ о том, чтобы две части разрозненной империи обрели равное право. Была создана комиссия из 16 человек, которую возглавил известнейший юрист Трибиниан. В комиссии был 1 чиновник, 11 адвокатов, 4 профессора права из двух школ Константинопольской и Берутской: Теофил, Дарофей, Анатолий, Драфил. Цель – извлечь все лучшее, имевшее практическое значение. Трибиниан разделил комиссию на 3 части.
Первая часть начала заниматься трудами римских юристов по цивильному праву, вторая часть начала заниматься преторским правом, третья изучала дегесты Юстиниана казуистического характера. 533 году комиссия завершила работу — она издала дегесты Юстиниана, упорядочила их. (50 книг) Каждая книга распадается на титулы, титулы на фрагменты, фрагменты на параграфы.
Дальше создали кодекс Юстиниана – в него вошли институции (общие положения, комментарии) , новеллы (сборник законов, принятый самим Юстинианом) и.т.д. Кроме этого они рассмотрели все источники, которые исходили от императоров – конституции: декреты, мандаты, рескрипты. Все это получило название в 10 веке – Свод Римского Гражданского права.
Источник
1.2. Источники римского права
Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ (форма) образования норм права;
3) как источник познания права.
Институции Га я к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.
В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:
1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;
2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).
По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).
В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.
Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.
Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.
Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».
Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.
Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.
В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.
При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?
У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.
Законы XII таблиц. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц.
В значительной своей части Законы XII таблиц фиксируют письменно давно сложившуюся практику взаимоотношений различных лиц, т. е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юридические кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян.
В тексте таблиц заметно влияние греческого права, а конкретно — афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо указывает античный юрист Гай. Так подтверждается сообщение источника о том, что на подготовительном этапе для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал римские реалии.
Законы XII таблиц закрепили уже сформировавшееся к этому времени право частной собственности (dominium), которое в Риме вытекало из высшего права собственности гражданской общины, т. е. государства, и потому принадлежало только гражданам. В них еще отсутствует универсальная формула, позднее выработанная римскими юристами: «Собственность на вещь есть право по своей воле ее использовать, изменять, отчуждать и передавать по наследству». Однако трактовка этого правоотношения в отдельных статьях таблиц уже приближается к классической.
В таблицах юридически оформлено социальное неравенство между свободными и рабами, патронами и клиентами, патрициями и плебеями. Первое различие просуществует еще два тысячелетия, второе доживет до падения Римской империи, а третье исчезнет сравнительно скоро, и принад лежность к патрицианскому или плебейскому роду не будет иметь в Риме никакого значения.
В наше время даже образованные люди — не специалисты по античности — убеждены, будто на всем протяжении римской истории, в том числе в эпоху империи, патриции составляли в Риме привилегированное сословие, угнетавшее плебеев. В действительности патриции, представлявшие собой старую знать родового общества, вели с плебеями борьбу за сохранение своих привилегий в течение первых столетий истории Римской республики и к III в. до н. э. потерпели полное поражение. Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более важна для римлянина, чем для нашего современника — боярское происхождение его предков.
Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать.
Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.
Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи.
Законы XII стали первым древнеримским судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права.
Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.
Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.
Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановле ния для римских граждан и других жителей Римского государства.
Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:
— постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);
— разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.
В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.
Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:
1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;
2) правителями провинций;
3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).
Начиная с III в. до н. э. в связи с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.
Претор не мог отменить или изменить нормы цивильного права («претор не может творить право»). Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в соб ственника. Претор не мог дать право наследования. Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).
По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:
— претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);
— заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);
— изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia). Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.
В результате правотворческой деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций (которые в значительной мере заимствовали содержание преторских эдиктов) значение этой деятельности расширялось, и возникло ius honorem (от слова honores — «почетные должности») — магистратское право, или ius praetorium — преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга.
Во II в. н. э. юристом Юлианом была выработана опись отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.
В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.
Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э.).
Деятельность юристов. Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).
Юристы действовали по следующим направлениям:
1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;
2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;
3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.
Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.
Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляе мый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы — не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение» (D. 1. 3. 17); «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (D. 1. 3. 24).
Из числа выдающихся республиканских юристов можно назвать таких, как Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола (II в. до н. э.). Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон и Капитон (I в. н. э.). С их именами связано образование двух школ римских юристов: прокулианской (по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабинианской (по имени Сабина, ученика Капитона).
В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. — начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права.
С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2. Роль римского права в истории права и правовых учениях
2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему
3. Периодизация римского права
3. Периодизация римского права Периодизация римского права — выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. — период
4. Рецепция римского права
4. Рецепция римского права Рецепция римского права — один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.Рецепция (от receptio — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того
5. Система римского права
5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер — jus sacrum. Познание и толкование его
13. Кодификация римского права
13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права — к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия
30. Развитие римского права
30. Развитие римского права Начало светской римской юриспруденции по традиции связано с именами Гнея Флавия, который похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, и Тиберия Корункания, жившего во второй половине III в. до н. э. Классиками римской
3 Этапы развития римского права
3 Этапы развития римского права Будучи целостным историческим явлением, римское право обнаруживает четко выраженные деления – ступени, этапы развития. Выделяются раннее право, зрелое (классическое) и позднее (постклассическое).Период и этапОни различаются как
1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права
1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции
2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции
2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские
5. Кодификация римского права
5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право
История римского права, его источники и литература
История римского права, его источники и литература Если римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин, то первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история. Без нее римское право его последней стадии, римское
§ 45. Рецепция римского права
§ 45. Рецепция римского права Возрождение изучения римского права не было продуктом какой — либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его
Источник
Источники римского права(общая характеристика).
Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
1)обычное право — общеобязательные правила, сложившиеся в результате их неоднократного использования, защищаемые гос-вом, но не зафиксированные в формальном акте.
2) Законы — решения народных собраний какого-либо вида – курятного, трибутного, центариатного.
3)Сенатусконсульты — сенатские постановления.
4) Конституции императоров (появились после 27 г до н э с введением принципата) – указ императора, решения по судебным делам.
5) Эдикты магистратов – специальные акты, в которых долж-е лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
6) Ответы юристов – мнение их по тому или иному вопросу применения права
Способы(формы) образования норм римского права.
Категорию «источник права» римские юристы рассматривали трояко: как источник, из которого появляются правовые предписания; как источник познания правовых норм; как способ внешнего выражения норм права. Иными словами, под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий и др.
К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, решениях сената и т. п. источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели неодинаковую юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.
Выделяются следующие основные виды источников римского права:
1)правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);
Источник