Идейно тематический анализ сказки колобок
Анализ сказки "Колобок"- тема моей курсовой работы. Пара мыслей.
Итак,
что же из себя представляет сказка колобок. Многие задумывались над содержанием
этой сказки и недоумевали, отчего же она дошла до наших дней и зачем же, зачем
мы непроизвольно пересказываем её детям? Что в ней такого, что так хорошо
укладывается в память?
Попробую
последовательно передать знания полученные от преподавателей и исследователей
фольклора, с которыми мне довелось на эту тему общаться.
Первое,
с чего стоит начинать при анализе любого текстового произведения — композиция.
Всегда проще следовать сюжету и разбирать попадающиеся смыслы последовательно.
Итак,
с чего начинается Сказка?
Жили-были
дед и баба.
Первые
слова вводят ребенка в конкретный мир, где сущее состоит из двух дополняющих
друг друга противоположностей — женского и мужского начала. То есть наш мир.
Вселенная начинается с разъединения на начала.
И
говорит дед бабе — испеки мне, баба, колобок.
-Так
ведь нет ничего!- отвечает баба.
-А
ты по амбару помети, по сусекам поскреби, и наберется для колобка.
Как
и во многих философских традициях и восточных школ, и европейских, мужчина —
инициатор. Он дает идею, он закладывает семя жизни бабе (в сказке — идею испечь
колобок, по жизни — «идею» создания ребенка), он побуждает бабу к
действию. помимо этого, он разрабатывает план. Это показывает нам гендерные
роли: мужчина придумал и составил план, женщина посильно участвует.
Пошла
баба, по амбару помела, по сусекам поскребла,
набрала
муки две горсти, на сметане замесила,
в
печи запекла, на окошко студиться поставила.
Баба
исполнила просьбу деда и испекла колобок (читай: баба-Вселенная-роженица, ибо
колобок это их дитя, и, родив его, они дают ему смотреть на окружающий мир из
окошка) Колобок (ребенок) смотрит из окна на то, что есть за пределами отчего
дома. Но видит он ограниченную часть. Так, дома ребенок видит маму и папу, а
через их связи с окружающим миром, он понимает, что они не только его мама и
папа, но ещё и социальные единицы — врачи, бухгалтеры, спортсмены, бухари,
гопники, менеджеры или кто они там.
Здесь
же проявляется первый смысл мотива еды. для чего дед попросил бабу испечь
колобок (приготовить еды?) — чтобы скушать. зачем люди рожают детей? чтобы те
кормили их в старости. это преемственность. чтобы дарили свои теплые эмоции,
оберегали, ухаживали.
Однако
стоит отметить, что когда дети слишком долго «остывают у окошка» и
никуда не «катятся», родители начинают их поглощать раньше времени.
есть такая фраза даже «поедом едят». так что ещё одна мысль —
соблюдение своевременности.
А
колобок прыг с окошка и покатился по лесу.
Ну
тут довольно ясно. Ребенок, узнав достаточно о мире и будучи готовым,
отправляется во «взрослую жизнь». Лес как аллегория жизни.
И
тут навстречу ему Заяц.
-Колобок,
колобок, я тебя съем!
При
вступлении во взрослую жизнь, человек начинает встречать разных людей, которые
приходят к нему с разными словами, но смысл остается неизменным — дай мне
что-нибудь от тебя. позволь мне взять тебя в свою жизнь.
-Не
ешь меня,-говорит Колобок,- я тебе песенку спою.
Я
Колобок, Колобок,
по
амбару метён,
по
сусекам скребён,
в
печке запечён,
на
окошке стужён,
я
от бабы ушёл,
я
от деда ушёл,
а
от тебя, Заяц,
и
подавно уйду.
И это второй смысл мотива еды — общение. получение чего-либо себе, обмен. Ты
хочешь что-то получить от меня, мою энергию, мои силы, моё время, но я тебе
этого не дам, я могу с тобой просто пообщаться. И, как мы видим, Зайцу хватает
этого общения, поскольку колобок катится дальше. Порой люди хотят от тебя
чуть-чуть внимания, а не страшных жертв.
Надо
обратить также внимание на то, что песенка колобка — это универсальная
песенка-выручалочка из жизненного кризиса.
Я
Колобок, Колобок — Я есть Человек, и моё имя Такое Вот. Идентификация самого
себя.
По
амбару метён,
По
сусекам скребён,
В
печке запечён,
На
окошке стужён, — Это то, что со мной происходило. Это моя биография. Я был
там-то и там-то, видел то и это, знаю чего да как.
Я
от бабы ушёл,
Я
от деда ушёл,— у меня уже были кризисы, но я смог их преодолеть. Я нашел выход
из ситуации.
А
от тебя, Заяц,
И
подавно уйду,- я справлюсь с тем, что сейчас идет не так, я это переживу, я
найду решение проблемы.
Вот
такая незатейливая песенка самовоодушевления и подбадривания. Этот рецепт
предки нам передали с помощью песенки колобка, господа.
Катится
колобок дальше,
а
навстречу ему Волк.
-Колобок,
колобок, я тебя съем!
-Не
ешь меня, Волк,
я
тебе песенку спою:
Я
Колобок, Колобок,
по
амбару метён,
по
сусекам скребён,
в
печке запечён,
на
окошке стужён,
я
от бабы ушёл,
я
от деда ушёл,
я
от Зайца ушёл,
а
от тебя, Волк,
и
подавно уйду.
Справившись
с одной проблемой, человек сталкивается с другой, и если он правильно разрешил
для себя первую, то вторая уже может быть сложнее, поскольку человек становится
более опытным, готовым к новым испытаниям. И так в жизни всегда — раз ты
преодолел одно, будет другое. А если ты не справился, но ситуация будет
повторяться раз за разом неумолимо повторяться, будут изменены лишь декорации,
но суть останется прежней, покуда человек не научится справлятся.
Катится
колобок дальше по лесу,
а
навстречу ему Медведь:
-Колобок,
колобок, я тебя съем!
-Не
ешь меня, Медведь,
я
тебе песенку спою:
Я
Колобок, Колобок,
по
амбару метён,
по
сусекам скребён,
в
печке запечён,
на
окошке стужён,
я
от бабы ушёл,
я
от деда ушёл,
я
от Зайца ушёл,
я
от Волка ушёл,
а
от тебя, Медведь,
и
подавно уйду.
И
снова срабатывает алгоритм, и снова колобок спасен.
Катится
колобок дальше по лесу,
а
навстречу ему Лиса.
тут-то
стоит немного остановиться и отметить, что в отличие от предыдущих
встретившихся колобку зверей, Лиса — женского рода. А значит, и происходить
будет нечто другое, отличное от предыдущих конфликтов.
-Ах,
Колобок! Какой ты румяный!- Восклицает Лиса,- какой ты красивый! Спой мне,
пожалуйста, свою песенку!
И
наивный колобок не получив стандартного заявления угрозы «я тебя съем»,
поет свою песенку, после чего Лиса, как истинная женщина, восхищенно вздыхает:
-Ах,
Колобок, какая у тебя красивая песенка! Сядь ко мне на пенёк, и спой её ещё
раз, пожалуйста!
Колобок
садится на пенёк и снова поет свою песенку.
-Ах,
Колобок! Прекрасная у тебя песенка, сядь ко мне на носок, спой ещё раз! Я так
хочу тебя послушать!
Колобок
садится Лисе на носок и поет свою песенку ещё раз.
-Ах,
Колобок! Ну просто замечательная песенка!- Говорит Лиса,- сядь ко мне на
язычок, спой её ещё раз!
Сел колобок Лисе на язычок, а та его — Гам! — и съела.
Итак,
что мы имеем в последней сцене? Явно сменившийся уровень опасности. Если первым
был заяц, вторым — волк, третьим — медведь, то по логике, четвертым должен был
быть слон. Однако четвертая — Лиса, зверек не особо крупный и с виду не
опасный. Иначе говоря, если раньше была опасность одного рода, то теперь
качественно меняется, хотя цель и остается прежней — съесть колобка (получить
от человека всё, на что он годен).
И
Лиса трижды дает ему шанс изменить свой механизм (песенку) и придумать
что-нибудь новое, чтобы избежать уготованной участи. Нужно вовремя соображать,
с чем имеешь дело.
Теперь
посотрим с другой стороны:
Есть
Лиса (женщина) и есть Колобок (мужчина). Милые девушки и женщины — только что
вы прочитали идеальный план по привличению к себе мужчины. Отметьте, раньше
Колобок катился по тропинке и ему навстречу выходили честные звери, которые
начинали разговор с заявления требования к Колобку (-Я тебя съем!). Здесь же
Лиса, мудрая женская натура, первым делом начинает делать то, чему мужчины не
могут противиться — искреннее восхищаться. Она статична, он не сходит с места,
подманивая его постепенно, не переставая им восхищаться (-Ах, как ты
замечательно рабираешься в компьтерах! -Ах, как у тебя прекрасно получается
водить машину/чинить телевизоры/переводить с английского/писать
программы/играть на (чем угодно)/фотографировать/готовить. -Ах, как же ты
здорово это придумал! и т.п.) Главное при всех этих словах — искренность.
Мужчина покупается по большей части всё-таки искренним восхищением, а не корыстной
лестью. Тоже ведь не дурак.
И
наконец, Женщина получает Мужчину.
Третий
смысл мотива еды именно таков. Мужчина в Женщине.
Вот
такая космогоническая сказочка в переводе с русского на русский. Предки наши
дают нам указания о том, как проживать жизнь. Рассказывают об устройстве
Вселенной, о её начале и о её конце.
Фокус
в том, что в детстве эта сказка формирует мироощущение, закладывает основы
понимания мира, которые взрослым, уже настолько замылившимся и уставшим, понимать
трудно. Детям не нужно расшифровывать все эти пункты, они понимают всё на ином
уровне.
Вопрос
только в том, чтобы найти верный источник. Литератуные сказки не отображают
всего, что нужно отобразить, чтобы ребенок усвоил законы реальности. Ибо в литературных
сказках зачастую страшный конец заменен на добрый. И кажется, что Волка
разрубили и достали козлят, что мышка помогла вытащить репку, а не погрызла её,
когда Дедка, Бабка, Внучка, Сучка и Кошка устали тянуть и пошли спать, что
курочка снесла золотое яичко, а потом простое, а не 1) костяное, 2)золотое, и
многое другое. Нужно всегда находить первоисточник, поскольку смысл есть только
в нем. И надо знать, чьи слова и мысли кажутся нам народными или своими
собственными.
Источник
Анализ сказки Колобок
Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.
Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.
Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.
Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.
Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.
Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.
Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.
И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.
Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.
Анализ №2
Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.
Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.
Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.
Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.
Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.
Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Колобок
Популярные сегодня темы
Николай Лесков – один из своеобразных представителей русской классической литературы. Его особенности повествования в значительной степени связаны с использованным писателем стилем изложения.
Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались
Особую роль в творчестве И.С.Тургенева занимают произведения, посвященные особенностям русского национального характера. Ярко описан народ в цикле его рассказов «Записки охотника».
Известное произведение Валентина Распутина «Уроки французского» повествует нам о жизни мальчика и его отношениях с учительницей Лидией Михайловной.
Автомобиль – это транспорт, без которого жизнь людей в современном мире просто невозможна. На сегодняшний момент времени очень актуальна проблема пробок на дорогах, особенно в крупных городах, поэтому автомобиль будущего будет точно летающим и плавающим.
Источник
Какие смыслы и аллюзии можно найти в «Колобке»?
В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.
В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.
Колобок как олицетворение качества человека
В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.
Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.
Хлебная символика
Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:
И пес перед хлебом смиряется
Хлеб всему голова
Только ангелы с неба не просят хлеба
Без хлеба смерть, без соли смех
Хлеб греет, не шуба
Худ обед, коли хлеба нет
Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.
Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.
Почему колобок положили остужаться?
Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):
Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова. Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили. Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».
Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.
Почему колобок укатился?
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Колобок не стал ждать своей участи и укатился. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в аналогичных зарубежных сказках, как правило, хлебный человек с ногами, а в русской сказке – колобок «покатился». В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься. В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».
Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно плачевно.
Значение песни Колобка
Колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на неправильный путь.
Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем… То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.
Конец Колобка
Появление лисы, как губительницы колобка, можно трактовать по разному. Лиса – самое хитрое животное. Как бы не был ловок и хитер колобок, лиса оказалась еще хитрее, наказав хвастунишку сполна.
Колобок не угодил бы в пасть лисы если бы не стал хвастать перед ней, но он не смог этого сделать. В этом и замысел – показать до чего может довести вроде безобидное хвастовство (как признак тщеславия).
Другое понимание
Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:
Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращению: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и укатился. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы…если не вернулся?
Смыслы
В простой сказке о Колобке заложено множество образов и смыслов. Самое главное – понять смысл духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.
Можно возразить, что автором надуманно искались именно христианские ценности. На что можно ответить, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть…
Источник
Сказки. КОЛОБОК (психологический анализ)
1. Образ деда и бабки. Означает бога создателя в двух ипостасях — мужской и женской. Этот бог решил создать душу живую. Поскреб по сусекам и наскреб муки.
2. Мука — это образ первоматерии, из которой творится вселенная. Она имеет материально-энергетическую структуру.
3. Колобок — образ души. Она до сих пор у всех народов считается круглой. Колобок создан бабкой и дедом, называется сынком, но не является их аналогом.
4. Выпечен в печи. Печь — хранитель огня. Огонь во всех религиозных системах — образ духа святого. То есть, Бог, посредством духа святого (третьей ипостаси) создал душу живую.
5. Душа, пока еще примитивная, без сознания и опыта, захотела свободы и двинулась по тропинке в лес. Тропинка – направление индивидуации. Лес — символ коллективного бессознательного (аналог Плеромы у гностиков). Там душа встречает первую свою Тень — Зайца.
6. Тень — одно из врожденных качеств души, которое отвергается сознанием в силу различных историко-культурных причин. Заяц — означает трусость. Она нам всем не нравится. Найдите мне человека, который откровенно признается, что он трус? Потому она отодвигается в область бессознательного. Колобок, чтобы стать сильнее, должен с зайцем договориться. Это означает, что это качество вышло на свет и интегрировалось в душу. Когда-нибудь, в экстренной ситуации, оно может спасти Колобка. Но Колобок обманывает Зайца и убегает от него.
7. Волк — образ тени, от которой Колобок убежал (Зайца), которая набралась энергии от самого Колобка. Теперь она стала угрожающей (сменила форму Зайца на Волка). И здесь Колобок мог с ней договориться и интегрировать в себя ее силу и другие качества. Но он сбежал.
8. Медведь — образ переродившейся тени Волка. Все произошло, как и ранее.
9. Лиса. Образ, называемый в психологии и культурологии Трикстер (обманщик, изображенный на игральных картах в виде Джокера). Это набравшая энергии тень, которая стала архетипом и стремится полностью подчинить себе душу (Колобка) обманом. Это удается. Суть сказки: незавершенная индивидуация инфантильной души, не сумевшей понять процесса построения своей личной судьбы и застывшей в своем развитии, так как ею теперь управляет Трикстер (архетип, связанный с комплексом, в центре которого мощно заряженная эмоция, а вокруг воспоминания и все, что с ней связано).
Источник
Идейно тематический анализ сказки колобок
Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад.
Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же – культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку – из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, — в первую очередь.
Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?
Это – весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.
Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.
— Эх, старуха! -, говорит старик. — По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и найдется.
Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.
А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили.
Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.
Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви.
И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.
Татьяна Кочетова (р. 1974), иллюстрация к сказке
История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.
Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари — служить своему Творцу.
Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.
Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?
И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже…
Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно — не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…
И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок пытается с Зайцем договориться: «— Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» — торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.
Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.
Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.
Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала».
В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.
А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут — «докатился».
Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.
Эти уроки по своей природе — глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего.
Источник